4 просмотров

За счет чего опускается подводная лодка

Устройство подводной лодки: основные технические особенности

Отдельный класс подводных кораблей используется в следующих сферах:

  • Военная. Нанесение стратегических ядерных ударов, ведение разведки, высадка диверсионных групп. На современных атомных подводных крейсерах установлено минное, торпедное, ракетное и радиоэлектронное вооружение. Для защиты ПЛ, находящейся в надводном положении, применяются переносные зенитно-ракетные комплексы. В мирное время АПЛ могут применяться для запуска искусственных спутников Земли на низкие орбиты.
  • Научная. Исследование геомагнитного поля, а также изучение подводной флоры и фауны.
  • Туристические. Экскурсии и осмотр подводного мира на глубинах до 100 м. Туристические подлодки оснащаются широкими иллюминаторами из акрила.
  • Криминальная. Небольшие подводные корабли используются колумбийскими преступными группировками для перевозки наркотиков и иных запрещенных предметов.

Принцип работы подводной лодки заключается в следующем: погружение производится в результате наполнения водой носовых, кормовых и средних цистерн главного балласта (ЦГБ). Всплытие корабля осуществляется за счет продувания указанных емкостей сжатым воздухом. ЦГБ могут заполняться и опустошаться одновременно или по очереди.

Для срочного набора глубины может применяться специальная цистерна быстрого погружения, находящаяся в прочном корпусе. Как плавает подлодка? Корректировка курса и глубины погружения ПЛ производится при помощи специальных рулевых устройств (горизонтальных и вертикальных). Скорость движения подводного корабля регулируется частотой вращения гребного винта.

Корпус и электроэнергетическая система

Для увеличения прочности конструкции ПЛ применяются шпангоуты, стрингеры и другие усиливающие элементы. Отсеки подводной лодки разделяются переборками, увеличивающими выживаемость подводного корабля в случае взрыва, пожара или пробоины. В верхней части прочного корпуса располагается многофункциональная рубка, которая выполняет роль шлюза, спасательной камеры, дополнительного отсека и наблюдательного поста. Данный элемент конструкции увеличивает непотопляемость корабля в надводном положении. Через рубку проходят шахты перескопов, предназначенных для наблюдения за окружающей обстановкой.

Статья в тему:  Как приклеить рым на лодку пвх

Большая часть современных подводных лодок снабжается комплексной электроэнергетической системой, в состав которой входит основной дизель, распределительный щит, гребной двигатель и аккумуляторная батарея. В атомных подводных лодках устанавливается реактор с водяным или жидкометаллическим теплоносителем, который генерирует энергию для работы двигателя АПЛ.

Системы безопасности и жизнеобеспечения

Воздух, необходимый для дыхания, вырабатывается электролитическими установками, которые пропускают электрический ток через морскую воду (в результате химической реакции образуется кислород и водород). Для опреснения воды, необходимой для питья и хозяйственных нужд, применяют автоматические установки с цифровыми контроллерами.

Водоотливная система состоит из центробежных и поршневых помп, а также трубопроводов и арматуры. Скорость откачивания воды составляет более 60 куб. м/ч на рабочей глубине и более 250 куб. м/ч на поверхности.

Управление подводной лодкой при погружении

  • Рубрика:
  • Обучение |
  • Основы управления ПЛ

Погружением подводной лодки называется процесс перехода ее из надводного положения в подводное или перемещение в вертикальной плоскости с меньшей глубины на большую. Переход подводной лодки из надводного положения в подводное, заключается в погашении запаса плавучести путем заполнения цистерн главного балласта забортной водой W = Vцгб. Изменение глубины погружения с меньшей на большую, как правило, производится ходом и горизонтальными рулями. Погружение подводной лодки может производиться без хода и на ходу.

Погружение без хода производится:

— в районах стесненных для маневрирования;

— для дифферентовки без хода;

Статья в тему:  Какое имя дать лодке

— при стоянке на якоре;

— при выходе из строя горизонтальных рулей или повреждении средств движения,

— в учебных целях.

Во всех остальных случаях производится погружение на ходу. Погружаться подводная лодка может на глубины от перископной до рабочей.

Заполнение цистерн главного балласта (ЦГБ) может осуществляться в два этапа (заполнение сначала концевых групп цистерн главного балласта, а затем средней группы) и в один этап (одновременное заполнение всех цистерн главного балласта — срочное погружение) с заполненной или незаполненной цистерной быстрого погружения (ЦБП). Порядок погружения определяет командир подводной лодки (вахтенный офицер). Погружение в два этапа производится по команде командира «Учебная тревога для погружения подводной лодки!». Личный состав занимает свои места согласно ТКР и действует по командам ЦП (ГКП).

Все операции связанные с управлением подводной лодкой при погружении, всплытии и дифферентовке выполняются дистанционно полуавтоматически, автоматически с помощью комплексных системам дистанционного и автоматического управления типа «Вольфрам», «Ключ», «Турмалин», «Боксит», «Корунд», «Молибден» и др.

При погружении и всплытии комплексные системы дистанционного полуавтоматического и автоматического управления должны находиться в состоянии определенных инструкциями по их эксплуатации.

Наблюдение за внешней обстановкой ведется через перископ старшим помощником командира (вахтенным офицером) и с помощью радиотехнических средств. По команде командира “Принимать главный балласт, кроме средней!”, боцман переводит все ГР в «ноль», заполняются концевые цистерны главного балласта, причем клапаны вентиляции кормовой группы открывают на раньше носовой. Подводная лодка при этом переходит в позиционное положение. В позиционном положении осматриваются отсеки подводной лодки, вентилируется главная осушительная и трюмная магистрали, трубопроводы глубиномеров и не заряженные торпедные аппараты. Крен и дифферент подводной лодки должны быть равны нулю или соответствовать конструктивным значениям для данного проекта ПЛ.

Статья в тему:  Как сделать радиоуправляемую лодку

Если после заполнения концевых групп цистерн главного балласта появился дифферент более 0,50 на нос (на корму) или более конструктивных значений, то дальнейшее погружение не допускается, так как небольшой дифферент в позиционном положении при уходе подводной лодки под воду значительно возрастает и может привести к аварийной ситуации. В этом случае его следует привести к нулю и только после этого продолжить погружение. Очень важно знать, что запрещается спрямление пл с помощью вспомогательного балласта! Необходимо выяснить причину появления крена или дифферента: не заполнение одной (или нескольких) ЦГБ и т. п. по причине обмерзания тарелок КВ, засорения, не срабатывания приводов гидравлики и т. д.

После выполнения перечисленных действий по команде командира “Заполнить среднюю!” заполняют среднюю группу цистерн главного балласта. Если подводная лодка погружается без хода, а также в случае сомнения в нагрузке, средняя группа цистерн главного балласта заполняется “порциями” приема. Важно не нарушать организацию приема балласта в среднюю группу ЦГБ порциями. После доклада КБЧ-5 «Принят главный балласт» командир пл дает приказание боцману: «Боцман, погружаться на глубину … м с дифферентом … градусов!». Боцман ставит горизонтальные рули параллельно на погружение (НГР – 15˚–20˚ на погружение, БКГР 5˚-7˚ на всплытие, прилагая тем самым топящий момент на корпусе пл для погружения подводной лодки на ровном киле.

Клапаны вентиляции средней группы ЦГБ закрываются на глубине на 3 — 5 метров менее перископной, а клапаны вентиляции концевых групп ЦГБ — с приходом на перископную глубину. Если при погружении без хода после заполнения средней группы ЦГБ подводная лодка не погружается, следует принимать воду в уравнительные цистерны, компенсируя тем самым остаточную положительную плавучесть, а на ходу ещё и увеличить V пл до В случае же быстрого погружения необходимо закрыть клапаны вентиляции средней группы ЦГБ, пустить насос на откачку воды из уравнительных цистерн за борт, а на ходу увеличить V пл до Если принятых мер для удержания подводной лодки от провала будет недостаточно, следует продуть среднюю группу ЦГБ, всплыть в позиционное положение, устранить причину большой отрицательной плавучести, после чего повторить погружение.

Статья в тему:  Сколько стоит мотор ямаха 2

Во всех случаях при погружении на ходу остаточную положительную или отрицательную плавучесть следует компенсировать увеличением скорости хода, перекладкой горизонтальных рулей и приемом (откачиванием) вспомогательного балласта.

При уходе топа перископа под воду рекомендуется проверить правильность показаний глубиномеров центрального поста и отсеков пл, а затем опустить перископ. С приходом на заданную глубину подводную лодку следует удифферентовать.

В штормовую погоду процесс погружения замедляется заполнения ЦГБ и воздействия волны на корпус подводной лодки. Погружение на большой волне является сложным маневром и требует хорошей практической подготовленности, грамотных и решительных действий, что достигается накоплением опыта плавания в штормовых условиях. При волнении моря свыше 5 баллов уход на глубину осуществляется заполнением ЦГБ в один этап по сигналу “Срочное погружение!” с заполнением ЦБП.

Выбор курса погружения в штормовую погоду следует производить исходя из следующего. Наиболее выгодными курсами при погружении будут курсы, располагаемые против волны или под острым углом к ней. Слеминг, который может возникнуть в этом случае, будет способствовать погружению подводной лодки. Погружаться курсом по волне не рекомендуется повреждения кормовой надстройки, рулей и винтов при оголении кормы. Погружение лагом к волне допускается в случае, когда условия не позволяют развернуть подводную лодку против волны или под острым углом к ней. Погружение выполняется без задержки на перископной глубине. Цистерна быстрого погружения продувается на глубине 15 — 30 метров. Если после заполнения всех ЦГБ и ЦБП подводная лодка не может оторваться от поверхности, следут увеличить скорость хода и, как исключение, увеличить остаточную отрицательную плавучесть приемом воды в уравнительные цистерны. С погружением на заданную глубину подводная лодка удифферентовывается.

Статья в тему:  Как узнать собственную скорость лодки

При погружении в условиях низких температур воды и воздуха необходимо учитывать, что корпус подводной лодки в результате обмерзания может быть покрыт льдом, вызывающим остаточную положительную плавучесть, возможно обмерзание тарелок клапанов вентиляции и шпигатов. Поэтому сильного обледенения допускать нельзя. Устранять его надо периодическим погружением. Опыт плавания показывает, что отрицательная плавучесть подводной лодки в объеме ЦБП вполне достаточна для погружения как на ходу, так и без хода. Если плавание осуществляется на чистой воде, то погружение должно выполняться на ходу. Сам процесс погружения обледеневшей подводной лодки ничем не отличается от срочного погружения. Однако время погружения, в случае обмерзания шпигатов и вентиляционных отверстий надстроек и ограждения рубки, увеличивается. Обмерзание же клапанов вентиляции ЦГБ может вызвать крены и дифференты при погружении. Погружаться рекомендуется на глубину 50 — 60 метров. Цистерну быстрого погружения целесообразно продувать на глубине 25 — 35 метров. С погружением на заданную глубину сразу приступать к дифферентовке не следует, так как по мере оттаивания льда постоянно будет изменяться остаточная плавучесть подводной лодки. Удержание заданной глубины осуществляется ходом и рулями. Окончательную дифферентовку следует произвести через 30 — 40 минут после погружения, когда практически произойдет полное оттаивание льда.

В случае крена на один из бортов нужно погружаться, компенсируя остаточную положительную плавучесть увеличением хода и созданием большого дифферента на нос. После оттаивания тарелок КВ и устранения причины возникновения крена — удифферентовать подводную лодку на заданной глубине.

Статья в тему:  Как сделать самодельный лафет для лодки

При погружении во льдах, в условиях низких температур и др. с возникновением дифферента на нос по причине заклинивания кормовых горизонтальных рулей на погружение следует с погружением на глубину 20 — 30 метров уменьшить скорость хода до 4 узлов и, управляя носовыми (средними, рубочными) горизонтальными рулями, погрузиться на заданную глубину и удифферентовать подводную лодку с учетом заклиненных рулей. В отдельных случаях при погружении на скорости хода более 8 узлов и заклинивании кормовых горизонтальных рулей полностью на погружение, при резком нарастании дифферента и быстром изменении глубины следует одержать подводную лодку от провала дачей заднего хода и частичным продуванием носовой группы ЦГБ. С началом уверенного отхода дифферента нужно скомандовать «Стоп дуть!», дать ход вперед 4 — 5 узлов, снять пузырь с носовой группы при подходе дифферента к нулю и продолжать погружение на заданную глубину. На заданной глубине удифферентовать подводную лодку для плавания с заклиненными рулями.

Если горизонтальные рули не являются причиной возникновения дифферента при погружении, необходимо погружать подводную лодку на заданную глубину с их помощью и увеличением скорости хода. Если ходом и горизонтальными рулями отвести дифферент не представляется возможным, следует использовать воздух высокого давления для продувания оконечности, на которую дифферентуется подводная лодка.

Как всплывает подводная лодка?

Субмарины являются выдающимися достижениями технологии.

Для того, чтобы подводные лодки или любые корабли могли держаться на плаву, вытесняемость воды должна соответствовать весу корабля. Такое вытеснение воды создает подъемную силу, которую называют выталкивающей силой и которая противоположна силе притяжения, что заставляет подводную лодку опускаться на дно. В отличие от корабля, подводная лодка может регулировать свое надводное положение, что позволяет ей при необходимости погружаться и всплывать на поверхность. Для того, чтобы подводная лодка могла регулировать свое надводное положение, она оснащена балластовыми цистернами и вспомогательными, или дифферентными цистернами, которые поочередно могут заполняться водой или воздухом ( показано на картинке ниже).

Статья в тему:  Как научиться грести на лодке

Когда подводная лодка находиться на поверхности воды, балластовые цистерны наполняют воздухом и общая плотность субмарины становиться меньше, чем плотность окружающей ее воды. Когда субмарина начинает погружаться, балластовые цистерны наполняются водой, выпуская воздух до тех пор, пока общая плотность лодки не станет больше плотности воды и подводная лодка начинает погружаться (так называемая «отрицательная плавучесть»).

Когда подводная лодка всплывает на поверхность, сжатый воздух с воздушных резервуаров перетекает в балластные цистерны; удаление воды происходит до тех пор, пока общая плотность не станет меньше плотности воды (положительная плавучесть) и начнется всплытие подводной лодки. Глиссера установлены под углом, поэтому вода двигается вверх по корме и таким образом сама корма наклоняется вниз, и субмарина начинает всплытие. В случае опасности, балластные цистерны могут быстро наполниться высоким давлением и сразу же поднять лодку на поверхность.

Сжатый воздух, необходимый для дыхания и использования в балластных цистернах, поставляют на подводную лодку в воздушных резервуарах. Помимо этого, на корме субмарины находится подвижный комплект коротких «крыльев». называемых глиссерами, которые помогают регулировать угол погружения. Глиссера с воздушным винтом установлены под определенным углом, так чтобы вода проходила над кормой, что заставляет корму подниматься вверх. За счет этого подводная лодка опускается вниз.

Для того, чтобы удерживать подводную лодку на определенном уровне глубины, необходимо поддерживать баланс воздуха и воды в дифферентных цистернах — ее общая плотность должна быть равна плотности воды ( так называемая «нейтральная плавучесть»). Когда подводная лодка опускается до необходимой глубины, глиссера устанавливают на определенном уровне, чтобы субмарина могла плыть сквозь воду. Для поддержания субуровня вода также проходит между дифферентными цистернами носовой части и кормы. Управлять субмариной под водой можно за счет хвостового руля ( для поворота направо или налево) и глиссера, который регулирует продольный угол лодки. Помимо этого, многие субмарины оснащены мощным электродвигателем вспомогательной гребной установки, который может развернуть лодку на 360 градусов.

Статья в тему:  Можно ли вернуть лодочный мотор

Самая большая подводная лодка и история создания субмарин

Красота спасет мир! Есть такое расхожее выражение. Вот только если вдуматься, то это не совсем так. Есть очень много безумно красивых военных самолетов, которые созданы для того, чтобы ее отнимать. Защищать тоже, но все равно высокой ценой. И если с самолетами еще более менее понятно, и они могут просто в воздушном бою отгонять или сопровождать цели потенциального противника, то подводная лодка куда более ультимативная штука. Ее задача в случае применения оружия исключительно разрушение. Когда-то они охотились на корабли, а сейчас могут стирать с лица земли чуть ли не целые государства, но они часто тоже очень красивые.

Подводная лодка — это шедевр инженерной мысли.

Когда появились подводные лодки

Первые подводные лодки появились еще в позапрошлом веке, но толку от них было не так много, и по сути они были нужны только для демонстрации технологий. Уже позже они стали настоящей боевой единицей. Сначала дизельные, потом атомные, но все равно очень опасные. Были даже случаи, когда они применялись не только в военных целях. Например, в первой половине прошлого века они применялись германской армией для того, чтобы топить мирные британские суда. Нельзя не отметить, что целью были именно суда, а не люди, которым давали покинуть корабль, но факт остается фактом.

Статья в тему:  Как можно перенести слово лодка

В отличие от обычного надводного судна, подводная лодка имеет возможность преднамеренно изменять свою осадку вплоть до полного погружения под воду. Она может уходить на глубину за счёт заполнения забортной водой цистерн главного балласта. Всплытие производится за счет восстановления плавучести

Первым идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но позже он уничтожил свои чертежи, опасаясь ”подводной войны”. Тем не менее, уже в 1578 году англичанин Уильям Боурн описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур со шноркелем (вытяжная труба), воевавшую в Черном море.

Первые подводные лодки были примерно такими.

В России первые подводные лодки разрабатывались еще при Петре Великом, но их конструкции тоже были далеки от совершенства. А в первый раз в бою подводная лодка применялась в войне за независимость США (1775-1783 гг.) и называлась ”Черепаха”. Правда, она так и не смогла причинить вреда атакуемому судну. Она должна была закрепить мину на днище, но была обнаружена и пришлось взорвать ее просто так, чтобы скрыться.

Корабль викингов пролежал под землей 1 000 лет. Теперь его хотят достать.

Вплоть до 1944 года подводные лодки были в основном надводными кораблями. Из-за несовершенства конструкции они не могли надолго уходить под воду и использовали погружение только для того, чтобы пройти опасный участок или подготовить нападение. Уже позже они постепенно начали переходить на более долгое нахождение под водой, а сейчас это вообще не является проблемой, так как запас провизии на борту большой, системы жизнеобеспечения (кислород, переработка и так далее) хорошие, а запаса ядерного топлива хватает на месяцы автономного плавания.

Статья в тему:  Как сделать жесткое дно в резиновой лодке

Рискнули бы погрузиться под воду в такой «кастрюле»?

Ставка на атомный подводный флот

Технология атомной энергетики слишком заманчива, чтобы не использовать ее в военных целях. Я даже не говорю об атомной бомбе, принцип действия которой тоже основан на цепной реакции деления атомов и выделении энергии. Просто в случае с бомбой, в отличии от энергетической установки, деление атомов бесконтрольное.

Как работает АЭС? Опасны ли атомные станции?

В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.

В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.

Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.

Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.

Как создавалась самая большая подводная лодка

Созданием лодки проекта 941 руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Он был неоднократно отмечен государственными наградами и бессменно на протяжении нескольких десятилетий руководил ленинградским ЦКБМТ ”Рубин”. Коллективу этого бюро и была поручена работа над царь-лодкой. Строительство осуществлялось на северодвинском предприятии ”Севмаш”.

Статья в тему:  Как сделать самодельный лафет для лодки

Вот она гордость советского и российского атомного флота.

Второе название лодки — ”Акула” — появилось после того, как генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев именно под таким названием представил лодку делегатам съезда партии и остальному миру в 1981 году. В целом, можно сказать, что оба названия неплохо отражают суть такой лодки. Она как тайфун должна сносить все на своем пути и как акула являться самым опасным ”хищником” в океане.

Как устроена подводная лодка ”Тайфун”

Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.

«Акула» отдыхает в порту.

Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.

Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении.

ТТХ подводной лодки ”Тайфун”

По максимальной подводной скорости лодки разной конструкции отличались не очень сильно и все они были способны передвигаться со скоростью примерно 25 узлов (около 45 км/ч). Зато советский великан мог нести боевое дежурство на протяжении полугода и погружаться на глубину до 400 метров, имея в резерве дополнительные 100 метров.

Статья в тему:  Сколько стоит мотор ямаха 2

В носовой части располагались горизонтальные складывающиеся рули, а привод осуществлялся за счет двух семилопастных винтов, каждый из которых оснащался 190-мегаваттным ядерным реактором и турбиной мощностью 50 000 лошадиных сил.

Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…

Экипаж этого монстра состоял из 160 человек, более трети из которых были офицерами. Условия размещения на борту были очень комфортными, если можно так говорить о подводной лодке. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Для матросов и старшин были предусмотрены маломестные кубрики, в которых были установлены умывальники и телевизоры.

Помимо этого, во все помещения подавался кондиционированный воздух, а в свободное от дежурства время экипаж мог посещать бассейн, спортзал, сауну и даже ”живой” уголок. Не боевая машина, а санаторий. Расскажите в нашем Telegram-чате, что думаете по этому поводу.

Хотя, боевого потенциала лодке тоже хватает. В случае ядерного конфликта ”Тайфун” может одновременно разрядить по противнику ”обойму” из 20 ядерных ракет (Р-39), каждая из которых будет оснащена десятью 200-киллотонными разделяющимися боеголовками. Этого достаточно, чтобы на долгие годы сделать необитаемой территорию, равную по размеру восточному побережью США.

Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри.

А это еще не все. Кроме мощного вооружения, на борту есть более двадцати обычных и реактивных торпед, а еще ПЗРК ”Игла”. Для того, чтобы ”заряжать” лодку, специально был создан корабль ”Александр Бракин”, рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).

Статья в тему:  Какое имя дать лодке

На данный момент в строю три атомные подводные лодки ”Тайфун”. Две из них в резерве, а одна используется для испытаний ракетного комплекса ”Булава”. Всего же с 1976 по 1989 со стапелей завода ”Севмаш” было спущено шесть лодок этого типа.

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

Если вы думаете, что летающие беспилотники (БПЛА) можно использовать только для развлечений, то отбросьте этот устаревший стереотип. Одно из преимуществ подо…

Смотрите — что это в небе? Это птица! Это самолет! Это Супермен! Что за фигня пролетела через небо Австралии? На прошлой неделе австралийцы из городов Мельбу…

Военные дроны привлекали много внимания на протяжении лет, но мало кто понимает их правильно. Да, большинство их описаний точно рассказывают, как их использу…

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: