4 просмотров

Yamaha что означает эмблема

Путь YAMAHA (#1): кэндо с камертоном

По просьбам читателей мы продолжаем наш цикл об истории корпораций, оставивших существенный след в мировой электротехнической отрасли. Этот публицистический очерк я посвящаю одному из моих любимых японских гигантов, корпорации Yamaha. Как человек предвзятый, я не смогу сохранять объективность, посему прошу снисходительно относится к периодическом у появлению диферамбов в адрес компании. Вероятно, я не буду нейтрален в оценке корпорации, её истории, а также её продуктов и руководителей и прошу сделать скидку на личные пристрастия и искреннюю расположенность к бренду, потребителя, который по-человечески восхищён не простой историей этого «монстра мирового капитала» и его достижениями.

Сын астронома с самурайскими корнями

Основатель Торакусу Ямаха родился в 1851 году в семье астронома, служившего знатному дому Токугава. Отец основателя будущего мирового гиганта имел самурайское происхождение, но в силу обстоятельств предпочитал изучение звезд, традиционным занятиям японской знати. Биографы Торакусу полагают, что технократическое мировоззрение и любовь к науке были привиты юному потомку самураев именно отцом. Сам основатель рассказывал, что в детстве он был окружен книгами и различным отцовским оборудованием, и эти предметы вызывали интерес его пытливого ума, а в последствии предопределили род его занятий.

Самурайские корни (или, как сейчас модно говорить, «генетическая память») также отразились на интересах Торакусу. В 16 лет юный потомок астронома покинул дом родителей для того, чтобы пойти по «пути меча» и быстро стал мастером кэндо. Не удовлетворившись тем, что сегодня можно было бы (с натяжкой) назвать спортивной карьерой, фехтовальщик Ямаха начинает изучать ремонт часовых механизмов в Нагасаки, под руководством опытного британского инженера, имя которого в источниках не фигурирует.

Статья в тему:  Где производят лодки пвх адмирал

За некоторое время, добившись определённого мастерства, молодой самурай Ямаха начинает зарабатывать на жизнь ремонтом часов, после чего находит дополнительное занятие — ремонт медицинского оборудования. По всей видимости, острые скальпели и ампутационные «танто» влекли потомка знатного рода больше чем крохотные шестерёнки швейцарских «луковиц». В 1884 году Торакусу жил и работал в Хамамацу, в скромном жилище, расположенном на заднем дворе небольшого магазина медицинского оборудования и инструментов.

Нужда и голод даже в Японии 19-го века способны были заставить потомков самураев пойти на уступки. Несмотря на жёсткие принципы бусидо, Ямаха не стал бездельничать и, презирая голод, «ковырять зубочисткой в зубах». В связи с тем, что заработать на жизнь благодаря медицинскому оборудованию не удавалось, Ямаха продолжал чинить часы, а также подрабатывал в качестве рикши у главврача (в аутентичном источнике – директора – прим. авт.) местной больницы. Учитывая происхождение Торакусу, подобное положение сложно назвать завидным, но именно в этот период жизни с ним происходит событие, которое предопределило его дальнейшую судьбу и благодаря которому мы сегодня знаем о компании Ямаха.

От кустарного прототипа к господдержке стартапа

Возможно, мы никогда бы не узнали кто такой Торакусу, но один, на первый взгляд, заурядный случай подарил молодому японцу шанс остаться в истории, а миру одну из крупнейших корпораций. В 1887 году к Ямаха обратился директор школы Хамамацу, которому было необходимо отремонтировать фисгармонию (Язычковый орган). Специалистов по ремонту музыкальных инструментов в Хамамацу не было и Торакусу согласился. Стоимость инструмента в 45 йен, предполагала существенный гешефт от ремонта (для сравнения 20 килограмм риса в то время стоил 1 йену). Торакусу долго разбирался в устройстве инструмента и в результате смог восстановить его работоспособность, получив награду 5 йен. Кроме того, наиболее ценным его приобретением стало само знание об устройстве музыкального инструмента.

Конструкция органа впечатлила и заинтересовала Ямаху, он понял, что в Японии есть достаточно материалов и производственных возможностей, чтобы выпускать такие же. Кроме того, молодой предприниматель сделал ставку на дефицит инструментов европейского типа в Японии, осознав коммерческую прибыльность такого начинания.

В течение трёх месяцев Торакусу Ямаха с присоединившимся к нему ювелиром Кисабуро Каваи создавали прототип будущей серийной модели своего первого инструмента. Для оценки качества устройства Ямаха пригласил преподавателей местной школы, а после этого устроил презентацию в институте Хамамацу. Разработка не получила положительной оценки у, вероятно, приклонявшегося перед западом педсостава, что подвигло начинающих производителей Японской отечественной фисгармонии обратится к более авторитетным экспертам в Токийском музыкальном институте. Сложности логистики не испугали часового мастера и ювелира, и инструмент был доставлен в столицу, некоторую часть пути, преодолев на руках создателей.

Статья в тему:  Как правильно назвать лодку

Расчёт на экспертов не оправдался, токийские музыканты также, как и преподаватели из Токайдо низко оценили первый в мире японский язычковый орган, однако директор института похвалил механическую часть конструкции и отметил, что органу Ямахи не хватает точной настройки. Ради будущего японского музпрома, Торакусу остался в Токио и решил внимательно изучить музыкальную теорию. После полугодичного курса сольфеджио, гармонии и прочих важных дисциплин, Торакусу с компаньоном-ювелиром вернулись к доработке прототипа.

Кисабуро и Ямаха торопились, так как знали, что свято место не останется в пустоте и кому-то ещё восходящее солнце может напечь в голову музыкальный стартап с фисгармонией. По рассказам самого Ямахи, они начинали работать в 5 утра, а завершали работы глубокой ночью. Усилия оправдали себя и новый инструмент стал действительно успешным. В 1888 году в кухне заброшенного храма начало работу полукустарное мелкосерийное производство, под вывеской «Yamaha Fukin Seizojo» «Фабрика Органов Ямаха». Именно эта, почти мануфактура, стала первым в Японии предприятием, выпускавшим музыкальные инструменты европейского типа.

Стремившееся к модернизации правительство Японии высоко оценило инициативу самурайского сына и подкинуло Торакусу денег на развитие. В результате кустарное производство за год выросло в заводик на 100 рабочих мест, производивший 250 фисгармоний в год.

Первый расцвет Nippon Gakki

Уже к 1890 году компания освоила производство небольших пианино и наладила их транстихоокеанский экспорт в США. Трендовые в то время в Штатах инструменты нашли своё место в шумных салунах и добавили в копилку Ямахи ещё несколько йен, позволив легко осваивать рынок Юго-Восточной Азии. 1897-м году произошел первый ребрендинг предприятия Ямахи, а завод переехал в более престижное здание и сменил название на Nippon Gakki, что дословно переводится как «японские музыкальные инструменты».

Статья в тему:  Какой якорь выбрать для надувной лодки


В 1898-м году у Ямахи появляется первый товарный знак, первый логотип компании. На этом логотипе был изображен феникс в традиционном японском стиле, который держал в клюве камертон, как символ прибора позволившего довести до ума (настроить) первую успешную фисгармонию. Последняя деталь в символике компании присутствовала всегда и сохраняется по сей день.

В 1899-м году Торакусу Ямаха посетил США и изучил опыт коллег, которые производили фортепиано. Ямаха оказался внимательным промышленным шпионом наблюдателем и сумел применить практически все, что увидел в США. Еще одно событие, связанное с 1899-м годом поставило успешность бизнеса Ямахи под вопрос. Один из учредителей и инвесторов предприятия принял решения вывести капитал из компании, и убедил ещё несколько вложивших в предприятие реинвестировать капитал в другую компанию. Предательство инвесторов могло погубить только расправившего крылья «феникса», но верный своему детищу самурай японского бизнеса занял недостающие деньги и выкупил доли у подлых инвесторов.

В 1902-м году Nippon Gakki осваивает производство роялей. Тех самых роялей, которые в течение всего 20-го столетия награждаются высшими наградами международных специализированных выставок, начиная с 1904 года, когда инструмент Nippon Gakki завоёвывает гран-при на Louisiana Purchase Exposition в Сент-Луисе. Через, без малого, 100 лет, роялями Yamaha будет восхищаться Святослав Рихтер.

Рихтер играет в Yamaha центре 1989 год

Рояли и очередное расширение производства позволили достаточно быстро компенсировать убытки от предательства инвесторов и выйти на очередной этап становления компании. Уже тогда в мире производителей музыкальных инструментов, в самом начале индустриальной эпохи Nippon Gakki претендует на роль одного из мировых лидеров отрасли.

Статья в тему:  Как вставить клапан в лодку пвх


Современный рояль Yamaha

В 1914-м начинается великая война, которая открывает для Торакусу очередной рынок. В Японии пропадают губные гармоники, которые традиционно поставлялись из Германии (Прим. авт. для тех кто не помнит — была противником Японии в первой мировой). Дефицит любимого фронтового инструмента в Японии и частично у стран Антанты восполняет Nippon Gakki.

Самурай умирает тогда, когда должен

В 1916 году основатель Nippon Gakki, человек который в какой-то степени создал себя сам, а в какой-то был продуктом эпохи, в которой жил, пионер Японской индустрии музыкальных инструментов, основатель одной из крупнейших корпораций мира — Торакусу Ямаха скоропостижно скончался. Начав с крошечной мастерской, он выстроил корпорацию, которой суждено стать одним из технологических локомотивов двадцатого столетия. Через 2 месяца после смерти Торакусу, ушел из жизни сооснователь компании, друг и партнёр Торакусу, Кисабуро Каваи. Так в 1916 года у руля «судна», плывущего по мутным водам жесткой конкурентной борьбы в очень большое и многообещающее будущее, стал вице-президент Nippon Gakki — Чийоману Амаро.

History of Logo

In 1898, one year after the establishment of Nippon Gakki Co., Ltd., forerunner of today’s Yamaha Corporation, the Company decided to use a tuning fork as the corporate mark, and a design featuring a “Chinese phoenix holding a tuning fork in its mouth” as the trademark. After undergoing a variety of changes paralleling the growth of the Company, the tuning fork mark and the Yamaha Logo was finally standardized.

Статья в тему:  Чем отличается лодка крым от крым м

About the Tuning Fork Mark

A tuning fork is a tool for tuning musical instruments. It was invented by a trumpet player named John Shore (1662-1751). The tuning fork is composed of a handle attached to the center of a U-shaped steel rod. By striking the rod, sound is created, and the frequency of the resulting vibrations per second is used as a standard for tuning a musical instrument. The three tuning forks of the Yamaha Logo represent the cooperative relationship that links the three pillars of our business — technology, production, and sales. They also evoke the robust vitality that has forged our reputation for sound and music the world over, a territory signified by the enclosing circle. The mark also symbolizes the three essential musical elements: melody, harmony, and rhythm.

Changes in the Tuning Fork Mark

This is the design with a “Ho-oh” (Chinese phoenix) holding a tuning fork in its mouth, which was established as the trademark in 1898, one year after Nippon Gakki Co., Ltd. was established.
The mark was known for being used on top quality organs, which illustrates how the Founder always aimed to create world-class products.

A trademark application for tuning forks alone.

A trademark application was submitted for this tuning fork used on organs.

Статья в тему:  Как сделать каркас лодки

A trademark application was submitted for this tuning fork used on pianos.

A trademark application was submitted for this tuning fork and Yamaha Veneer mark.

A design widely used in products, newspaper, advertising and catalogs.

A trademark application was submitted to be used on musical instruments.

A trademark application was submitted to be used on musical instruments.

Standardization of the range of marks in use during this period. The current White Text Type was established as a “reverse design.”

The “reverse design” of 1967 was established as the mark’s standard version.

The Standard and special versions of the tuning fork marks were established.

Unify the tuning fork marks.

Changes in Yamaha Logo

The Yamaha Logo was established. (A mark similar to the current special version of the logo was also used as a ‘reverse design’.)

The Yamaha Logo was revised. A design using simple lines (the current special version of the logo) was established as the standard version of the logo.

The Company changed its name to Yamaha Corporation to mark the 100th anniversary of its founding. Removed the tuning forks mark and emphasized “Yamaha.”

The Standard version of the Yamaha Logo (upper line) and special version (bottom line) were established.

Unify the Yamaha Logo.

Are there any differences between the Yamaha Logo and that of Yamaha Motor?

The biggest difference is that logo of Yamaha Corporation is colored in violet, its corporate color, while that Yamaha Motor Co., Ltd, its sister company, uses red.

Статья в тему:  Как далеко от берега находилась лодка

Yamaha Corporation uses a Yamaha Logomark with the tips of the tuning forks contained within a circle, and features “YAMAHA” printed in an asymmetric font, with an “M” with a middle column shorter than the outer legs, while that of Yamaha Motor Co., Ltd has the tips of the tuning forks in Yamaha Logo extended outside a circle, and uses symmetrical font, with an “M” of all the legs same size.

История Yamaha: Три камертона на бензобаке

Эмблема фирмы Yamaha – три перекрещенных и вписанных в круг камертона – напоминает спицованное колесо мотоцикла. Логотип удивительным образом предопределил судьбу компании.

Эмблема фирмы Yamaha – три перекрещенных и вписанных в круг камертона – напоминает спицованное колесо мотоцикла. Логотип удивительным образом предопределил судьбу компании.

Все для фронта

Yamaha приобрела известность еще в XIX веке как производитель высококачественных музыкальных инструментов. И все бы хорошо, если бы не военная доктрина императорской династии Хирохито. Из-за нее крохотный тихоокеанский архипелаг, территориально не граничащий ни с одним государством, ухитрялся непрерывно участвовать в войнах. Почему – понятно: страна перенаселена, земли мало, дефицит всего, в том числе древесины.

А надо сказать, что деревья, подходящие для изготовления роялей, гитар, органов и пианино, в Японии произрастали только в долине реки Темрю. Именно там до Второй мировой и находилось большинство всяческих мастерских, занимавшихся выпуском музыкальных инструментов. Увы, во время войны не до музыки – тогда марши звучали лишь из металлических мегафонов. А вот авиационные пропеллеры в Японии по-прежнему делали из высококачественной древесины. Лишь в 1943 году инженеры квантунской армии научились-таки изготавливать стальные пропеллеры, и музыкальные предприятия в долине Темрю тотчас оснастили металлообрабатывающими станками. Что только усилило интерес к японской музыкальной промышленности со стороны американской авиации.

Статья в тему:  Какой штраф если лодка не зарегистрирована

И все-таки до окончания войны цеха Yamaha дожили более или менее благополучно. Но кому нужны были пропеллеры в побежденной стране, которой запретили строить самолеты? Оказались ненужными и пианино с органами, хотя Yamaha осталась фактически единственным уцелевшим их производителем на острове.

Год «красной стрекозы»

Предприятие стало на конверсионные рельсы лишь в 1954-м: в стране бушевал транспортный бум, и президент компании Геничи Каваками решил заняться мотоциклами. Да и успехи клиента Yamaha Соичиро Хонды (он купил у будущих конкурентов пианино) трудно было не заметить. С прототипом подопечные Каваками особо не мудрили, взяв за основу принадлежащий шефу «двухтактник» DKW RT125. И уже 12 октября 1954 года, менее чем через два месяца после начала работ, была представлена «красная стрекоза» Yamaha YA-1 (123 см куб., 5,6 л. с.). Пока шло переоборудование завода, конструкторы ради дополнительных испытаний приняли участие в самой популярной в стране гонке – подъеме на гору Фудзи. И выиграли ее, объехав считавшиеся непобедимыми Honda! Триумф в следующем подъеме – на вулкан Асама – показал, что успех не случаен и «стрекоза» действительно лучше всех. Так что сбыт «ямахам» был гарантирован еще до начала серийного производства, стартовавшего в 1955 году.

Против Honda нет приема

Год спустя произошло слияние Yamaha и Hamamatsu, одного из крупнейших НИИ страны, – компания задумала бросить вызов Honda. Поэтому вторую модель, более крупный YD-1 (248 см куб., 14 л. с.), решили конструировать исключительно своими силами. Но начавшийся было бум продаж из-за серьезных конструкторских просчетов обернулся лавиной рекламаций. Доля фирмы на моторынке за год сократилась с 13 до 3%. Доброе имя удалось сохранить только благодаря отзыву всех проданных машин и замене дефектных узлов – кстати, в 50-е годы такая практика была неслыханной не только для Японии. Параллельно с усовершенствованием YD-1, переросшим в YDS-1, КБ создало мотороллер SC-1 и мопед MF-1. Увы, логичное с точки зрения предпринимательства расширение ассортимента едва не похоронило все предприятие – обе новинки оказались крайне ненадежными. Дабы не потерять все, Каваками решил вновь сконцентрироваться на выпуске музыкальных инструментов.

Статья в тему:  Как делают лодки пвх видео

И стала бы Yamaha Motor Co еще одной из полусотни японских фирм-однодневок, если бы не ее спортивная команда. YDS-1, оказавшийся фактически первым в мире серийным спортбайком (благодаря паре карбюраторов он выдавал 22 л. с.), крушил на трассах всех и вся. И отлично, по сравнению с другими «японцами», продавался за рубежом. В конце 50-х «три камертона» возвращаются к конструированию мототехники, на этот раз развернув полномасштабное наступление по всем фронтам: одновременно начинается разработка машин с моторами объемом от 50 до 350 см куб.

В погоне за лидером

В 1961 году Yamaha появляется в «больших призах», а в 1964-м выигрывает свой первый чемпионский титул из 22-х. Сказать, что та победа для остального мира стала неожиданностью, – значит не сказать ничего. Ведь если в начале 60-х японские мотоциклы и попадали в поле зрения европейцев и американцев, то лишь из-за того, что представляли собой откровенный плагиат. Этот шаг стал первым в триумфальном шествии «большой четверки» (Honda, Kawasaki, Suzuki, Yamaha). Стремясь остановить японскую экспансию, федерация мотоспорта решила допускать на старт только мотоциклы, построенные на базе серийных. То есть только «европейцев», так как в те времена «четверка» участвовала в гонках на прототипах, не имеющих ничего общего со своими серийными собратьями. Японцы «хором» пошли ва-банк, поставив свои прототипы на конвейер и превратив чемпионат мира в открытое первенство Страны восходящего солнца. С тех пор мало что изменилось.

Статья в тему:  Как вставить клапан в лодку пвх

Впрочем, для Yamaha куда важнее оказалась другая гонка – гонка за лидером, Honda. Для этого фирма избрала тактику «новых ниш», успешно опробованную на спортбайке YDS-1. Так, в 1967-м она представила DT-1, первый в мире эндуро – мотоцикл, предназначенный для езды как по дорогам, так и вне их. Фактически же это была гражданская версия кроссовой Yamaha. В 1970-м фирма выпустила 50-кубовый мотороллер с автоматической КПП. Он стал настолько популярным, что вызвал волну подражаний, постепенно переросшую в скутероманию, которая длится до сих пор.

Опять-таки во многом именно Yamaha мотомир обязан модой на «классики» – байки современной конструкции, стилизованные под больших «европейцев» (прежде всего британцев) 50 – 60-х годов. А количество ноу-хау, благодаря Yamaha появившихся на мотоциклах, просто не поддается перечислению. Вот только самые «эпохальные»: дисковый золотник на впуске «двухтактника», задняя подвеска с моноамортизатором, диагональная рама «дельтабокс»…

На земле, на воде и в воздухе

Сейчас Yamaha, помимо скутеров, моф, мопедов, мотоциклов с рабочим объемом 50 – 1600 см куб. выпускает снегоходы (с 1968 г.), силовые установки (с 1969 г.), внедорожники ATW (с 1984 г.) и гидроциклы (с 1986 г.). И, конечно же, музыкальные инструменты.

В 1989-м «камертоны» вошли в мир «Ф-1». В последующие 7 сезонов их двигателями оснащались Arrows, Brabham, Jordan, Larrousse, Tyrrell и Zakspeed. Сейчас Yamaha участвует в разработке силовых агрегатов для формульной Toyota.

Статья в тему:  Какой якорь выбрать для надувной лодки

Став разнопрофильным концерном, Yamaha сохранила свое приоритетное направление – мотоциклы, по объемам выпуска которых она, как и без малого полвека назад, уступает только своему извечному сопернику – Honda. Сегодня на 60 ее мотозаводах в 45 странах работают чуть больше 100 тыс. человек (предприятия Yamaha – самые роботизированные в отрасли), собирающих более 2,5 миллиона экземпляров мототехники в год. Помимо бензобаков, эмблема с тремя перекрещенными камертонами украшает спортивный инвентарь, полупроводники, акустические установки, мебель, роботов, цифровые процессоры, спортивные суда, беспилотные вертолеты и даже… деревянные пропеллеры для ретросамолетов.

Сергей Суховский
Фото Yamaha, DPPI и Сергея Тарнавского

Редакция благодарит официального дистрибьютора мотоциклов Yamaha в Украине компанию «Панавто» за помощь в подготовке материала

Японские легенды: Yamaha — удивительный путь от роялей к двигателям

Япония — страна людей, умеющих фантастически приспосабливаться и проявлять себя в совершено разных областях. Это же касается и многих японских компаний, смело шагающих навстречу неизвестности. Хороший пример — известная компания Yamaha.

В 1887 году инженер Торакусу Ямаха, сын обедневшего самурая из Нагасаки, занимался ремонтом медицинских инструментов в городе Хамамацу. К нему, как к одному из немногих механиков города, обратилась местная школа с просьбой починить фисгармонию американского производства. Задание для технически подкованного Ямахи оказалось вполне по силам.

Он настолько увлекся работой с инструментом, что в итоге решил создать свой собственный. В 1889 году была основана Yamaha Organ Manufacturing Company — первая японская компания по производству «западных» музыкальных инструментов. Спустя восемь лет, в 1897 году, Ямаха создал компанию Nippon Gakki (с яп. — «японские музыкальные инструменты»), символом которой стали три скрещенных камертона.

Статья в тему:  Как делают лодки пвх видео

Дела на внутреннем рынке шли так хорошо, что в год своего создания компания Nippon Gakki сразу же получила заказ на экспорт — 78 органов были поставлены в страны Юго-Восточной Азии. В 1902 году началось производство первых роялей Yamaha, а в 1904 году орган и пианино японской компании получили Гран-при на Всемирной выставке в американском Сент-Луисе.

Тяжелые времена и новая продукция

Торакусу Ямаха расширил свой бизнес, используя опыт в деревообработке — компания стала заниматься мебелью, попутно расширяя ассортимент музыкальных инструментов. К моменту смерти Ямахи компания процветала, выпуская по 1200 фортепиано в год. Однако мировой финансовый кризис начала 1920-х годов чуть было не поставил крест на компании — экспортные объемы резко сократились. В довершении всего, в 1922 году, сгорело две фабрики. А в 1923 несколько заводов были разрушены землетрясением. Чтобы удержать известного производителя на плаву, государство отдало Yamaha контракт на производство деревянных пропеллеров для самолетов. Так Nippon Gakki сделала свой первый шаг к силовым агрегатам. В 1927 году у руля компании встает Каити Каваками, который затем проведет Yamaha через трудные военные годы и разруху конца 40-х.

В 1931 году Yamaha опять получает контракт на изготовление винтов для самолетов, но на этот раз не только деревянных, но и металлических. Инвестиции из госсектора позволяют построить мощности для металлообработки, Yamaha становится одним из поставщиков японских ВВС, постепенно расширяя ассортимент продукции и накапливая инженерный опыт.

Статья в тему:  Как далеко от берега находилась лодка

Металлообработка пригодилась и в мирных целях — сначала для постройки стальных рам для роялей, а затем для освоения производства духовых инструментов, фонографов, духовых органов. Война не прошла для практически мирной Yamaha бесследно — все заводы были разрушены. Единственным активом компании остались уцелевшие специалисты. Но уже в 1947 году Каити Каваками добивается возобновления производства и даже налаживает экспорт музыкальных инструментов.

Эпоха больших перемен

В 1950-м году на посту президента компании происходит «семейная» смена — Каити Каваками уступает бразды правления сыну Гэнити.

Молодой управленец мыслит широко — он понимает, что производство надо диверсифицировать. Выбор пал на неожиданное, казалось бы, направление — мотоциклы. Однако причин такого выбора на самом деле было много. От личных — Каваками-младший был страстным поклонником мотоциклов, до объективных, которые, конечно же, перевешивали.

В 1950-х годах, когда бурное послевоенное восстановление уже началось, в стране был дефицит транспортных средств. Дорогие экспортные автомобили были большинству не по карману, и в Японии начался расцвет мотоциклетной промышленности. В какой-то момент в отрасли насчитывалось целых 204 компании, но спрос все рос!

Каваками совершил поездку в Европу, где смог познакомиться с лучшими образцами мотоциклов и привезти несколько моделей. Еще одной важной причиной для расширения бизнеса стал надвигающийся дефицит ценной древесины — Каваками не без причин опасался, что музыкальный бизнес, сильно завязанный на дерево, может от этого пострадать.

Статья в тему:  Чем смыть налет с лодочного мотора

Взвесив все за и против, глава Nippon Gakki поставил перед инженерами компании задачу — за год сконструировать и поставить в серию мотоцикл Yamaha. Здесь как нельзя кстати пригодился и довоенный опыт, и европейские образцы, и японская привычка доводить все до абсолюта.

Так было принято решение начать производство собственной модели на базе RT125, мотоцикла объемом 125 куб. см, изготовленного немецкой компанией DKW. Мотоцикл RT125 в свое время был сверхуспешным — его копировали чаще, чем любой другой мотоцикл в мире.

Тернистый путь к мотоциклу

Как и в любом проекте, который реализуется впервые, Nippon Gakki столкнулась со многими трудностями. Например, первые цилиндры, которые были разработаны на основе технологии литья, используемой для изготовления рам для фортепиано, выглядели как куски стали и в шутку назывались чайниками. Двигатель в основном повторял дизайн DKW, но были внедрены и собственные разработки. Например, трансмиссия получила четыре передачи вместо трех, а педаль кикстартера была установлена на одной оси с педалью переключения передач. Использовались высококачественные японские свечи Nippondenso. Также Каваками одним из первых в индустрии уделил большое внимание дизайну. К примеру, большинство мотоциклов в то время были черными. В пику этому тренду новая Yamaha стала двухцветной, красной/кремовой, за что получила прозвище Akatombo, или «Красная стрекоза». К выбору цветов привлекли Иватаро Койке, доцента Токийского национального университета изобразительных искусств и музыки.

Статья в тему:  Какой штраф если лодка не зарегистрирована

В этот период президента Каваками обычно можно было найти на производственном участке, где он руководил работами. Он даже лично собирал двигатели и принимал участие в тест-драйвах прототипов. Он также участвовал в испытании на долговечность — это более 10 000 километров по дорогам общего пользования вокруг озера Хамана.

Первые 125 мотоциклов были проданы в считаные месяцы, а очередь из заказов на новые выстроилась еще на несколько вперед. Так началась успешная мотоциклетная история Yamaha. 1 июля 1955 года отдел производства мотоциклов был отделен от Nippon Gakki — появилась компания Yamaha Motor Co., Ltd. Следующим важным шагом стал отход от копирования европейских образцов. Для этого в структуре компании была создана впоследствии ставшая знаменитой Техническая лаборатория Yamaha.

Исследования для будущего компании

Техническая лаборатория Yamaha имела несколько отделов для проведения исследований в таких областях, как металлические и неметаллические материалы, акустика, электрика, прикладная физика и двигатели внутреннего сгорания. Политика Каваками заключалась в том, чтобы инвестировать треть прибыли в исследования и разработки.

По мере накопления опыта в производстве двигателей для мотоциклов в умах инженеров Yamaha появлялись мысли и об автомобилях. В 1958 году в недрах исследовательской лаборатории началась разработка компактных автомобилей, однако до реальных прототипов дело не дошло — расчеты показали, что для производства четырехколесных машин придется ввести в строй много новых заводов, что делало прибыльность сомнительной. Тем не менее наработки по мощным двигателям для автомобилей впоследствии окажутся очень полезными. Компания решила не строить автомобили с нуля, а поискать контактов с крупными производителями в Японии, продолжив им свои услуги и знания.

Статья в тему:  Как правильно назвать лодку

Вперед, в автопром!

Первый опыт с компанией Datsun оказался неудачным, хотя практически единоличными усилиями инженеров Yamaha был построен ходовой прототип спорткара.

Однако Datsun быстро охладел к совместной работе, сосредоточившись на другом проекте — Fairlady Z. Тогда со всеми наработками специалисты Yamaha пошли к еще более крупному производителю — Toyota. Совместным проектом стала разработка амбициозной Toyota 2000GT. Об этом смелом проекте мы уже писали.

Разработка была действительно совместной. За дизайн, компоновку, трансмиссию и подвеску отвечала Toyota. За доводку двигателя, салон и производство кузовных панелей — Yamaha. «Музыкантам» удалось создать верхневальную ГБЦ для двигателя Toyota серии R с 4 клапанами на цилиндр, что вкупе с тремя двухкамерными карбюраторами Mikuni-Solex позволило добиться высокой отдачи. Итогом работы Yamaha стал мотор со 150 л. с. мощности и 177 Н·м крутящего момента.

Также «музыкантам» удалось приложить руку к салону 2000GT — его отделка деревом была выполнена на высочайшем уровне, чего вполне можно было ожидать от опытного производителя инструментов из дерева.

Союз мотористов

Успех Toyota с этим автомобилем был феноменальным, а о японском автопроме заговорили по всему миру. Немного славы перепало и Yamaha. Компании достаточно долгое время оставались близки — инженерам Yamaha удалось приложить руку к таким культовым двигателям Toyota, как 2T-G и 2T-GEU, и впоследствии поработать с не менее знаменитыми моторами 1G-GTE и 1JZ-GT. Yamaha традиционно отвечала за ГБЦ и системы газораспределения, улучшая характеристики этих моторов. Двигателисты Yamaha приобрели огромный опыт, что в итоге вылилось в участие компании в поставке моторов для «Формулы-1».

Статья в тему:  Как сделать каркас лодки

Для компания, история которой началась с органов и пианино, это был необычный, неповторимый и выдающийся успех. Инженеры и руководители Yamaha доказали, что при скрупулезном подходе, внимании к качеству и инвестициях в технологии можно стать профессионалом в любом, даже самом незнакомом деле. Этим же, характерным для Японии подходом к работе, руководствуется и компания DENSO при производстве автомобильных компонентов оригинального качества. Подобрать их можно в нашем электронном каталоге.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: