1 просмотров

Я плыл на лодке и услышал как

Часть 1. Задание 25.

Показать текст

(1)Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.

(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.

(12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.

(13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15) Я выбрал стихи Лермонтова.

(16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.

(21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.

Статья в тему:  На какие надувные лодки нужна регистрация

(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.

(27)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28) И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.

(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.

(31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.

(32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.

(35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость.

(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии!

(40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.

(43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь ночные волнистые туманы.

Статья в тему:  Можно ли хранить лодку пвх в сложенном виде

(47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.

Ответ

Среди предложений 5–12 ищем такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения, форм слова и контекстных синонимов.

Для выполнения задания вспомним, что такое личные местоимения, формы слова и контекстные синонимы.

Личные местоимения – это слова я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Помните, что местоимения могут быть в форме косвенных падежей (меня, их, нас, тебе, вас, о них и т.д.). Поскольку нас интересует связь предложений в тексте, в предыдущем предложении обязательно должно быть слово, которое в последующем предложении будет заменено местоимением. Сравните две пары предложений:
1)Петя и Вася отправились в лес. Они решили собрать грибы.
2)Петя и Вася отправились в лес. Там ребята встретили нас.
В первой паре предложения связаны с помощью местоимения ОНИ, которое заменяет слова ПЕТЯ И ВАСЯ.
Во второй паре предложения не связаны с помощью местоимения, так как местоимение НАС относится к субъекту, который не упоминается в предыдущем предложении.

Формы слова – это грамматически изменённые слова. Например, тюльпаны – тюльпанов, ездить – ездил, птица – о птицах, писать – пишем и т.д. Например, В лесу мы встретили барсука. Хотя барсуки здесь – редкость. Эти предложения связаны с помощью формы слова.

Контекстные синонимы – это слова, которые являются синонимами (близкими по значению словами) только в определённом контексте. Например, Маленький, рядовой случай стал началом целой судьбы. Вне этого предложения слова маленький, рядовой не являются синонимами, значит, это контекстные синонимы.

Статья в тему:  Какие лодки нужно регистрировать в казахстане

Нам подходит предложение №11 (Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну), которое связано с предложением №10 (Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу) с помощью личного местоимения (косяки журавлей – они), форм слова (югу – юг) и контекстных синонимов (тянулись, шли, летели).

Наедине с осенью

Наедине с осенью

Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая и теплая. Березовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.

«Мга» то сгущалась, то бледнела. Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.

Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.

Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. По береговой проселочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

Статья в тему:  Какая гитара лучше fender или yamaha

– Счастливо, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, должно быть, чтобы не заглушить затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло, высунулся и все смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. И все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей.

За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.

Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».

Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

Птицы прощались со Средней Россией, с ее болотами и чащами. Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.

Да что говорить! Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. Этим искусством уверенно владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.

Я пустил лодку по течению. Лодка медленно проплывала мимо старого парка. Там белел среди лип небольшой дом отдыха. Его еще не закрыли на зиму. Оттуда доносились неясные голоса. Потом кто-то включил в доме магнитофон, и я услышал знакомые томительные слова:

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей –
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней.

«Вот, – подумал я, – еще один шедевр, печальный и старинный».

Статья в тему:  Какая скорость у лодочных моторов

Кто он, Баратынский, измученный жестокой судьбой? Волшебник? Чудотворец? Колдун? Откуда пришли к нему эти слова, наполненные горечью минувшего счастья, былой нежности, всегда прекрасной в своем отдалении?

В стихах Баратынского заключен один из верных признаков шедевра – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.

Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днем сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой. Подобно тому как расцветает вокруг небывалый сентябрь.

Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.

Я сказал, что считаю шедевром лермонтовское «Завещание». Это, конечно, так. Но ведь почти все стихи Лермонтова – шедевры. И «Выхожу один я на дорогу…», и «Последнее новоселье», и «Кинжал», и «Не смейся над моей пророческой тоскою…», и «Воздушный корабль». Нет надобности их перечислять.

Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические – такие, как «Тамань». Они наполнены, как и стихи, жаром его души. Он сетовал, что безнадежно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.

Так он думал. Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою и в поэзии, некрасивого и насмешливого офицера. Наша любовь к нему – как возврат нежности.

Со стороны дома отдыха все лились знакомые слова:

Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больною
В его дремоте не тревожь.

Статья в тему:  Гта 5 где резиновая лодка

Вскоре пение стихло, и на реку возвратилась тишина. Только слабо гудел за поворотом водоструйный катер и, как всегда к любой перемене погоды – все равно к дождю или к солнцу, – орали за рекой во все горло беспокойные петухи. «Звездочеты ночей», как их называл Заболоцкий. Заболоцкий жил здесь незадолго до смерти и часто приходил на Оку к парому. Там весь день шастал и толкался речной народ. Там можно было узнать все новости и наслушаться каких угодно историй.

– Прямо «Жизнь на Миссисипи!» – говорил Заболоцкий. – Как у Марка Твена. Стоит посидеть на берегу часа два – и уже можно писать книгу.

У Заболоцкого есть великолепные стихи о грозе: «Содрогаясь от мух, пробежала над миром зарница». Это тоже, конечно, шедевр. В этих стихах есть одна строка, властно побуждающая к творчеству: «Я люблю этот сумрак восторга, эту краткою ночь вдохновенья». Заболоцкий говорит о грозовой ночи, когда слышится «приближенье первых дальних громов – первых слов на родном языке».

Трудно сказать почему, но слова Заболоцкого о краткой ночи вдохновения вызывают жажду творчества, зовут к созданию таких трепещущих жизнью вещей, которые стоят на самой грани бессмертия. Они легко могут переступить эту грань и остаться навек в нашей памяти – сверкающими, крылатыми, покоряющими самые сухие сердца.

В своих стихах Заболоцкий часто становится в уровень с Лермонтовым, с Тютчевым – по ясности мысли, по удивительной их свободе и зрелости, по их могучему очарованию.

Но вернемся к Лермонтову и к «Завещанию».

Недавно я читал воспоминания о Бунине. О том, как жадно он следил в конце своей жизни за работой советских писателей. Он был тяжело болен, лежал не вставая, но все время просил и даже требовал, чтобы ему приносили все книжные новинки, полученные из Москвы.

Статья в тему:  Как нарастить транец на лодке пвх

Однажды ему принесли поэму Твардовского «Василий Теркин». Бунин начал ее читать, и вдруг близкие услышали из его комнаты заразительный смех. Близкие встревожились. В последнее время Бунин редко смеялся. Вошли в его комнату и увидели Бунина, сидящего на постели. Глаза его были полны слез. В руках он держал поэму Твардовского.

– Как великолепно! – сказал он. – Как хорошо! Лермонтов ввел в поэзию превосходный разговорный язык. А Твардовский смело ввел в стихи и язык солдатский, совершенно народный.

Бунин смеялся от радости. Так бывает, когда мы встречаемся с чем-нибудь подлинно прекрасным.

Тайной сообщать обыденному, житейскому языку черты поэзии владели многие наши поэты – Пушкин, Некрасов, Блок (в «Двенадцати»), но у Лермонтова этот язык сохраняет все мельчайшие разговорные интонации и в «Бородине» и в «Завещании».

Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?

Распространено мнение, что шедевров немного. Наоборот, мы окружены шедеврами. Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение – из века в век – исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.

Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. Она вызывает изумление и радость.

Не так давно в легкое, чуть морозное утро я встретился в Лувре со статуей Ники Самофракийской. От нее нельзя было оторвать глаз. Она заставляла смотреть на себя.

Это была вестница победы. Она стояла на тяжелом носу греческого корабля – вся во встречном ветре, в шуме волн и в стремительном движении. Она несла на крыльях весть о великой победе. Это было ясно по каждой ликующей линии ее тела и развевающихся одежд.

Статья в тему:  Сонник к чему снится подводная лодка

За окнами Лувра в сизом, белесоватом тумане серела парижская зима – странная зима с морским запахом устриц, наваленных горами на уличных лотках, с запахом жареных каштанов, кофе, вина, бензина и цветов.

Лувр отапливается калориферами. Из врезанных в пол красивых медных решеток дует горячий ветер. Он чуть попахивает пылью. Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решетках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.

Это греются нищие. Величавые и зоркие луврские сторожа их не трогают. Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик нищий, похожий на Дон-Кихота, застывший перед картинами Делакруа, не может не броситься в глаза. Посетители тоже как будто ничего не замечают Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих.

насмешки всех ее дочерей – моих тетушек Даже в те далекие времена тальмы вышли из моды.

Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потертой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.

Старушка вытирала этим платком слезящиеся глаза. В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.

Ноги у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решетки, чтобы ее тотчас же не занял другой. Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и писала копию с картины Боттичелли. Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один тяжелый стул к калориферу и строго сказала старушке:

Статья в тему:  Как достать подводную лодку

– Мерси, мадам, – пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась – так низко, что издали казалось, будто она касается головой своих колен.

Художница вернулась к своему мольберту. Служитель пристально следил за этой сценой, но не двинулся с места.

Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:

Художница, не оборачиваясь, кивнула. Мальчик бросился к матери и прижался к ее руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно, это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч».

Но таково светлое могущество искусства, что ничто не в силах омрачить его. Мраморные богини нежно склоняли головы, смущенные своей сияющей наготой и восхищенными взглядами людей. Слова восторга звучали вокруг на многих языках.

Шедевры! Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! Шедевры поэзии! Среди них лермонтовское «Завещание» кажется скромным, но неоспоримым по своей простоте и законченности шедевром. «Завещание» – всего-навсего разговор умирающего солдата, раненного навылет в грудь, со своим земляком:

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть

Мне остается жить.
Поедешь скоро ты домой –
Смотри ж. Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень

А дальше идут слова, удивительные по своей суровости, прекрасные по своей печали:

Отца имать мою едва ль
Застанешь ты в живых
Признаться, право, было б жаль

Статья в тему:  Как называется лодка древних египтян

Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали

«Завещанию» трагическую силу. Слова «и чтоб меня не ждали» заключают в себе огромное горе, покорность перед смертью. За ними видишь отчаяние людей, невозвратно теряющих любимого человека. Любимые всегда кажутся нам бессмертными. Они не могут превратиться в ничто, в пустоту, в прах, в бледное, тускнеющее воспоминание.

По напряженной скорби, по мужеству, наконец, по блеску и силе языка эти стихи Лермонтова – чистейший неопровержимый шедевр. Когда Лермонтов писал их, он был, по теперешним нашим понятиям, юношей, почти мальчиком. Так же как Чехов, когда он писал свои шедевры – «Степь» и «Скучную историю».

Голос над рекою затих. Но я знал, я был уверен, что услышу его снова. И голос не обманул меня. Я даже вздрогнул – так ожиданно зазвучали первые слова:

На холмах Грузии лежит ночная мгла,
Шумит Арагва предо мною,

Печаль моя полна тобою

Я бы мог слушать эти слова и сто и тысячу раз. В них так же, как и в «Завещании», были заключены все признаки шедевра. Прежде всего – неувядаемость слов о неувядающей печали. Слова эти заставляли тяжело биться сердце.

О вечной новизне каждого шедевра сказал другой поэт, и сказал с необыкновенной точностью. Слова его относились к морю:

Дни проходят,
И годы проходят,
И тысячи, тысячи лет.
В белой рьяности волн,

В белую пряность акаций,
Может, ты-то их, Море,
И сводишь и сводишь на нет

В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на все, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. Жажда достигнуть все более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. И рождает шедевры.

Статья в тему:  Какие лодки нужно регистрировать в казахстане

пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнет перешептываться с последней листвой, облегающей непрерывно и днем и ночью. И блеснет неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь волнистые ночные туманы.

И все это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.

Часть 3. Пишем сочинение-рассуждение по тексту

Художественного стиля

(1) Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (2) Вода булькала, позванивала, журчала. (3) Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. (4) Так курлыкали журавли.

(5) Я поднял голову. (6) Большие косяки журавлей тянули один за другим к югу. (7) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.

(8) Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. (9) По береговой проселочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. (10) Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

(11) – Счастливо, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

(12) Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, чтобы не заглушить затихающий небесный звон. (13) Он открыл боковое стекло, высунулся и все смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. (14) И все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей.

(15) За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном. (17) Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».

Статья в тему:  Какая скорость у лодочных моторов

(18) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(20) Птицы прощались со Средней Россией, с ее болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился воздух, отдающий вином. (22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(24) Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. (25) Этим искусством владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.

Примерный план сочинения-рассуждения

1) Впечатления от первого прочтения, мысли, ассоциации, вызванные текстом.

2) Тема (тематика) текста (выделить предмет (предметы) изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему).

3) Цель автора текста. К какой читательской аудитории обращается автор текста? Для чего написан этот текст?

4) Проблема (проблематика) текста (сформулировать проблему (проблемы),

поставленную (поставленные) автором, показать, как автор решает ее (их).

5) Идея (отразить основную мысль (мысли) текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).

6) Собственная позиция (обосновать свое согласие или несогласие с автором, привести не менее трех аргументов, доказывая собственную позицию).

Домашнее задание к уроку

1) повторить (или выписать из словаря) понятия: риторический вопрос, эпитет, сравнение, метафора, риторическое восклицание, олицетворение. (Олицетворение – стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью;

Статья в тему:  Как называется лодка древних египтян

риторическое восклицание – стилистическая фигура, играющая роль усиления эмоционального восприятия;

метафора – скрытое сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов;

сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета;

эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного (Школьный поэтический словарь. Авт. А.П. Квятковский);

2) выяснить значение слов: киноварь, чернь.

(Для справок: Киноварь – минерал красного цвета (сернистая ртуть), сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала;

1. Гравировка на металле (серебре, золоте), штрихи которой заполнены черным металлическим сплавом.;

2. Изделия (преимущественно серебро) с такой гравировкой (Словарь русского языка. Авт. С.И. Ожегов).

Работа с текстом

– Прежде чем приступать к анализу текста, вспомним, что такое тема, проблема, идея текста. (Тема – предмет речи; проблема – вопрос, требующий исследования; идея -основная мысль текста).

– Теперь прочитаем текст К.Паустовского.

Какая картина вам представляется в процессе чтения? Озвучена ли эта картина? (Осень, ясная солнечная погода, золотые деревья, журавли, медленно летящие по небу. Картина озвучена: читатель слышит тонкие переливчатые звуки, заполняющие все пространство).

Клише, которые будут использовать учащиеся, создавая текст сочинения-

Когда читаешь текст К.Паустовского, сразу представляешь себе.

. Такую картину рисует К. Паустовский.

Какова тема текста? (Этот текст о шедеврах природы.)

Клише, помогающие сформулировать тему:

Этот текст о.

Как часто мы видим. слышим. находим. Этот текст автор посвятил совершенным произведениям природы.

Какую проблему ставит автор текста? (Что можно считать настоящим шедевром?)

Статья в тему:  На какие надувные лодки нужна регистрация

Клише, которые будут использовать учащиеся при формулировке проблемы:

. Над этой проблемой задумывается автор.

Автор привлекает читателя к размышлению над вопросом.

– Какова цель автора текста? К какому стилю речи можно отнести этот текст? (Перед нами художественный текст. Цель автора – создать художественные образы осени, журавлиного полета и с помощью этих образов убедить читателя в том, что шедевры бывают не только в искусстве, но и в природе).

– Как автор создает образы? Какие они (зрительные, звуковые, обонятельные, осязательные)? Какие языковые средства помогают создать эти образы? (С самого начала автор заставляет читателя услышать неожиданные звуки и посмотреть на небо. Курлыканье журавлей напоминает звон воды, наливаемой в сосуд из тонкого стекла. Мелодия, которую слышит рассказчик, не монотонна: глаголами булькала, позванивала, журчала и отглагольными существительными плеск, переливы передается все разнообразие звуков, доносящихся до повествователя.

Метафорой затихающий небесный звон автор выражает восторг, вызванный божественно великолепным пением улетающих на юг птиц.

Рассказчик не описывает самих журавлей, но глаголы шли, тянули, летели помогают читателю представить плавное, мерное движение птиц. И эпитет величавый, которым автор определяет перелет журавлей, усиливает это представление.

Рисуя осень, автор обращает внимание читателя на зрительные образы. Достаточно одной метафоры (солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки), чтобы мы увидели, как осеннее солнце отражается в широких заливах реки, как легкий ветерок создает рябь на воде. Чтобы убедить читателя в том, что природа тоже может создавать совершенные творения, автор сравнивает осенний лист с тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. Это сравнение помогает читателю увидеть цвета осени: золотой, бронзовый, темно-красный, черный. Прилагательным превосходной степени тончайший подчеркивается мастерство природы, создавшей осенний лист.

Статья в тему:  Можно ли хранить лодку пвх в сложенном виде

Но читатель не только видит осенние листья, слышит прекрасные звуки – он вдыхает отдающий вином осенний воздух. Благодаря созданным образам читатель воспринимает картину целостно.

Предлагаем учащимся такие клише:

Цель авторас помощью созданных им образов убедить читателя.

Сочетание образов помогает читателю воспринять картину целостно.

Глаголы и отглагольные существительные передают разнообразие звуков.

Метафорой автор выражает восторг.

Глаголы помогают читателю представить.

Эпитетом определяется.

С помощью метафоры автор создает образ.

Осенний лист сравнивается.

Прилагательным превосходной степени подчеркивается.

Как автор решает проблему? Какова идея текста? В каком предложении выражена главная мысль текста? (По мнению автора, шедевром можно считать то, что совершенно и безукоризненно, то, что вызывает восхищение. К.Паустовский прибегает к лексическому повтору слова смотрел в третьем и пятом абзацах (предложения 8, 10,13), для того чтобы показать, что величавый полет и курлыканье журавлей одинаково завораживающе действуют и на рассказчика, и на шофера грузовика. На риторический вопрос автора (Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным

дорогам?) любой читатель ответит утвердительно. Природа тоже может создавать шедевры – в этом убеждает нас Паустовский. Эта мысль выражена в предложении 18. Прибегая к олицетворению, автор одушевляет природу, наделяет ее чертами искусного мастера, равнодушного к восторгам и похвалам. Но творения природы все равно вызывают наше восхищение, и это чувство автор передает риторическим восклицанием Да что говорить!)

Клише, которые помогут сформулировать главную мысль текста: Автор считает, что.

По мнению автора.

В этом предложении выражена главная мысль текста.

В этом убеждает нас Паустовский.

Чтобы показать завораживающее действие, Паустовский прибегает к лексическому повтору.

На риторический вопрос можно ответить только утвердительно. Автор прибегает к олицетворению, наделяя природу чертами. Восторженное отношение автора к. передается риторическим восклицанием. – Каково ваше отношение к позиции автора?

Статья в тему:  Как достать подводную лодку

Слушая высказывания учеников, обращаем внимание на корректность и доказательность этих высказываний.

Клише, которые помогут перейти к формулировке собственного мнения:

С автором текста трудно спорить.

Автор текста прав в. однако мысль о. вызывает сомнение.

С автором можно согласиться лишь частично.

Выпишите союзы в две колонки (простые и составные)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услы­шал, как будто в небе кто – то начал осто­рож­но пе­ре­ли­вать воду из звон­ко­го стек­лян­но­го со­су­да в ?

Русский язык | 1 – 4 классы

Выпишите союзы в две колонки (простые и составные)

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услы­шал, как будто в небе кто – то начал осто­рож­но пе­ре­ли­вать воду из звон­ко­го стек­лян­но­го со­су­да в такой же сосуд.

Звуки эти за­пол­ни­ли всё про­стран­ство между рекой и небо­сво­дом.

Это ле­те­ли жу­рав­ли.

Я под­нял го­ло­ву, чтобы лучше их рас­смот­реть.

Птицы про­ща­лись с Рос­си­ей, с её бо­ло­та­ми и ча­що­ба­ми, так как от­ту­да уже со­чил­ся осен­ний воз­дух, от­да­ю­щий све­же­стью.

Я пишу это, несмот­ря на позд­нюю ночь.

Осени за окном не видно, зато стоит выйти на крыль­цо, как она окру­жит тебя.

Осень на­стой­чи­во дышит в лицо хо­лод­ным горь­ким за­па­хом пер­во­го тон­ко­го льда, ко­то­рый ско­вал к ночи непо­движ­ные воды.

Простые : 3 прел5, 6 , 4

Составьте и запишите план текста?

Составьте и запишите план текста.

Выпишите слова с парными по звонкости _глухости согласными в корне слова.

Запишите предложения, которые передают последовательность событий в тексте.

Начните так : Я ПЛЫЛ НА ЛОДКЕ И УСЛЫШАЛ, КАК .

Я плыл по лодке в низ по реке и вдруг услышал , как в небе кто – то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд.

Статья в тему:  Гта 5 где резиновая лодка

Вода булькала, позванивала, журчала.

Это курлыкали журавли.

Я поднял голову .

Большие косяки журавлей потянулись один за другим прямо к югу.

Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло золотом в затонах Оки.

Я бросил весла и долго смотрел на журавлей.

По береговой проселочной дороге ехал грузовик.

Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

– крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

Помогите сделать работу над ошибками?

Помогите сделать работу над ошибками.

Почему в этих предложениях ставятся запятые, как мне объяснить на письме и устно.

ПОМОГИТЕ СОСТАВИТЬ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

БЕРЁЗОВЫЕ РОЩИ ДОЛГО НЕ ЖЕЛТЕЛИ, НЕ УВЯДАЛА ТРАВА.

Я ПЛЫЛ НА ЛОДКЕ ВНИЗ ПО РЕКЕ И ВДРУГ УСЛЫШАЛ, КАК В НЕБЕ КТО – ТО НАЧАЛ ОСТОРОЖНО ПЕРЕЛИВАТЬ ВОДУ ИЗ ЗВОНКОГО СТЕКЛЯННОГО СОСУДА В ДРУГОЙ ТАКОЙ СОСУД.

ВОДА ПОЗВАНИВАЛА, ЖУРЧАЛА.

Помогите сделать работу над ошибками?

Помогите сделать работу над ошибками.

Почему в этих предложениях ставятся запятые, как мне обьяснить на письме и устно.

БЕРЁЗОВЫЕ РОЩИ ДОЛГО НЕ ЖЕЛТЕЛИ, НЕ УВЯДАЛА ТРАВА.

Я ПЛЫЛ НА ЛОДКЕ ВНИЗ ПО РЕКЕ И ВДРУГ УСЛЫШАЛ, КАК В НЕБЕ КТО – ТО НАЧАЛ ОСТОРОЖНО ПЕРЕЛИВАТЬ ВОДУ ИЗ ЗВОНКОГО СТЕКЛЯННОГО СОСУДА В ДРУГОЙ ТАКОЙ СОСУД.

ВОДА ПОЗВАНИВАЛА, ЖУРЧАЛА.

СРОЧНО?

Составьте и запишите план текста.

Выпишите слова с парными по звонкости _глухости согласными в корне слова.

Запишите предложения, которые передают последовательность событий в тексте.

Начните так : Я ПЛЫЛ НА ЛОДКЕ И УСЛЫШАЛ, КАК .

Я плыл по лодке в низ по реке и вдруг услышал , как в небе кто – то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд.

Статья в тему:  Как нарастить транец на лодке пвх

Вода булькала, позванивала, журчала.

Это курлыкали журавли.

Я поднял голову .

Большие косяки журавлей потянулись один за другим прямо к югу.

Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло золотом в затонах Оки.

Я бросил весла и долго смотрел на журавлей.

По береговой проселочной дороге ехал грузовик.

Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

– крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

ПРИШЛА ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ СТАЛО В ЛЕСУ СКУЧНО И ХОЛОДНО СТАЛИ СОБИРАТЬСЯПТИЦЫ К ОТЛЕТУ В ТЁПЛЫЕ СТРАНЫ КРУЖАТ НАД БОЛОТОМ ЖУРАВЛИ ПРОЩАЮТСЯ ОНИ НА ВСЮ ЗИМУ С МИЛОЙ ЗЕЛЁНОЙ РОДИНОЙ СЛЫШИТСЯ ЗАЙЧАТАМ БУДТО Э?

ПРИШЛА ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ СТАЛО В ЛЕСУ СКУЧНО И ХОЛОДНО СТАЛИ СОБИРАТЬСЯПТИЦЫ К ОТЛЕТУ В ТЁПЛЫЕ СТРАНЫ КРУЖАТ НАД БОЛОТОМ ЖУРАВЛИ ПРОЩАЮТСЯ ОНИ НА ВСЮ ЗИМУ С МИЛОЙ ЗЕЛЁНОЙ РОДИНОЙ СЛЫШИТСЯ ЗАЙЧАТАМ БУДТО ЭТО С НИМИ ПРОЩАЮТСЯ ЖУРАВЛИ : ПРОЩАЙТЕ ПРОЩАЙТЕ БЕДНЫЕ ЛИСТОПАДНИЧКИ.

Ива склонилась над рекой?

Ива склонилась над рекой.

Ива опустила ветви в воду.

Осень была поздняя.

Осень была холодная.

Разберите предложение по членам предложения : Осень настойчиво дышит в лицо холодным горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего ночи неподвижной воды?

Разберите предложение по членам предложения : Осень настойчиво дышит в лицо холодным горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего ночи неподвижной воды.

Выпишите Неодушевленные существительные Не женского рода, третьего склонения и Неодушевленные существительные сред рода Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая и теплая?

Выпишите Неодушевленные существительные Не женского рода, третьего склонения и Неодушевленные существительные сред рода Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая и теплая.

Статья в тему:  Сонник к чему снится подводная лодка

Березовые рощи долго не желтели.

Долго не увядала трава.

Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.

Мга то сгущалась, то бледнела.

Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто – то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд.

Вода булькала, позванивала, журчала.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в теплые стран кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной?

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в теплые стран кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

Как вы понимаете смысл этого текста?

Как вы понимаете смысл этого текста?

Нужно на пол страницы

И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла жизни.

Я пишу всё это осенней ночью.

Осени за окном не видно, она залита тьмой.

Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватой свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём, и ночью….

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Выпишите союзы в две колонки (простые и составные)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услы­шал, как будто в небе кто – то начал осто­рож­но пе­ре­ли­вать воду из звон­ко­го стек­лян­но­го со­су­да в ?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 1 – 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Статья в тему:  Какая гитара лучше fender или yamaha

существительное – – – – Сказуемое = = = = = = . Поправели сказуемое . Старые прилагательное . Скворечники существительное Покривившихся сказуемое . Зимних прилагательное. Ветров пунктиром – – – – – – – дополнение Подвесили с..

Среди более пяти тысяч языков, существующих сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет. Любой язык является, прежде всего, средством общения для носителей данного языка. Это одна из главны..

Пятая авеню, вкусное безе, прозрачная вуаль, маленький домишко, справедливое жюри, свежая кольраби, чёрный кофе, интересное меню, трудовая мозоль, нелепый пенальти, красивый тюль, розовый шампунь, глубокая Миссисипи, белые жалюзи, тёплое пальто, изве..

1. красиво выглядишь 2. Лиса поела и ушла в дом.

ЛЕВ → автобусСЛОН → пароходЖИРАФ → воздушный шарПОПУГАЙ → самолёт.

Это правильно (полотЕнцем).

Ветер – – – – – Оторвал = = = = = = Лодку – – – -.

Верный друг – недруг верное решение – ложное, неточное, неправильное.

Какие слова называются заимствованными? Какие заимствованные слова вы знаете? По каким признакам вы можете определить заимствованное слово? Какую роль заимствованные слова играют в нашей речи? Как возникают заимствованные слова? Для чего в речи ..

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: