В рыбачьей лодке где то в городе кое с кем
Диктанты – ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Контрольные словарные диктанты
Участвовать в акции, прочувствованная речь, точный расчёт, артиллерийский снаряд, интеллигентный человек, обаятельная актриса, рассчитанный приём, искусство архитектуры, возлагать обязанности, воплощать замысел, притворно восхищаться, сократить пребывание, бескорыстная помощь, безымянный палец, претворять в жизнь, чересчур циничный, беспринципное поведение, змеиный язык, ловко притворяться, очарованный странник, рокочущий двигатель, бледнолицый брат.
Определить виды связи в словосочетаниях.
В рыбачьей лодке, кое с кем встретишься, надо добраться в течение суток, пройдёшь ли то же расстояние, о народном просвещении, искусный дирижёр, неисправимый карьерист, деревья в инее, выжженная земля, драматический театр, девятибалльное землетрясение, изысканные яства, отрежьте пол-лимона, блеснуть вдали, обессилел от усталости, беспроигрышный вариант, стелющиеся растения, правленый текст, распахнуть настежь, пройти пол-улицы, подравняться в строю, веско аргументировать.
Определить части речи в словосочетаниях.
Предмет наподобие пирамиды, избирательная кампания, разрядить ружьё, выпишите мне рецепт, настроена оптимистически, напряжённые тренировки, приготовьте праздничный ужин, неисследованная местность, расспрашивая старожилов, вычитание чисел, в волчьей стае, единичный случай, о развевающемся знамени, примерив одежду, умаляющий чьи-то достоинства, увядающая природа, детективный сериал, аккомпанемент гитары, багровое пятно, объективное мировоззрение, движение навстречу, бормочущий извинения.
Подчеркнуть глаголы и их формы; сделать фонетический разбор глаголов.
Пренеприятнейшее известие, масляная краска, учиться с ровесниками, обклеена моющимися обоями, чуть-чуть приукрасить, пригласить в гостиную, профессиональная фотосъёмка, добросовестно выполненная работа, расколота надвое, клеящее вещество; оставьте пререкания, развеяны в пустыне, относиться философски, перегнать сверстников, кристальная чистота, настаивать на апелляции, вследствие засухи, масленые блины, парчовый наряд, разредить растения в палисаднике, трёхэтажное здание.
Выполнить словообразовательный разбор и разбор по составу причастий: вариант 1 — полных, вариант 2 — кратких (вариант 1: моющимися, выполненная, клеящее; 2 — обклеена, расколота, развеяны).
Колоссальный успех, опрокинуться навзничь, искусственно обезводили болото, нерастворимые в воде кристаллы, сплошь покрытый зеленью, дружная сплочённость, гранённый ювелиром алмаз, смышлёный ребёнок, принести извинения, удивительно пахуч, внезапное озарение, несклоняемые существительные, матросская бескозырка, забраться в глубь тайги, подстреленный заяц, неутомимый труженик, неприступная крепость, электрификация района, говорить по-французски, кроенный по мерке костюм, поравняться с прохожим.
Выполнить морфологический разбор наречий.
Выборочный диктант: вариант 1 — записать слова, которые употребляются только в единственном числе, вариант 2 — только во множественном.
Щипцы, бельё, синоним, хвастовство, сумерки, шорты, кефир, сливки, честь, ножницы, форма, ловкость, Москва, сутки, борьба, земляника, снег, воровство, Гималаи, счастье, сани, чувство, проделки, брюки, субтропики, кино, Сочи, именины, молодёжь, пони, поминки, прятки, деньги, тиски.
(Слова синоним, форма, чувство, проделки имеют и ед., и мн. число — не записываем.
Вариант 1: бельё, хвастовство, кефир, честь, ловкость, Москва, борьба, земляника, снег, воровство, счастье, кино, молодёжь, пони, Сочи.
Вариант 2: щипцы, сумерки, шорты, сливки, ножницы, сутки, Гималаи, сани, брюки, субтропики, именины, поминки, прятки, деньги, тиски.)
Диктант с последующей проверкой с помощью словаря.
Фельдмаршал, объединиться, обаятельный, воплощать, восхищение, претворять в жизнь, цинизм, бескомпромиссный, псевдоним, безымянный, колоссальный, антитеррористический, мировоззрение, сжигать, грациозный, несмотря на то что, либерал, пьеса, дирижёр, интенсивный, эпиграмма.
1. Подчеркнуть слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.
2. Выяснить с помощью толкового словаря значение некоторых слов (фельдмаршал, цинизм, бескомпромиссный, псевдоним, антитеррористический, грациозный, либерал, эпиграмма), подобрать к ним синонимы (если возможно).
2. Контрольные диктанты
Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой крыши. Тихо в деревне.
С рассветом от берега Ял мы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. За вербами темнеет на берегу кузница — дощатый сарай, древний, закопчённый, обшитый по углам ржавыми листами жести. Отсюда слышны удары.
Рано я выхожу на рыбалку. Темно ещё, темно, и странно выглядит этот сарай в пасмурном ольховнике.
Вдруг открывается дверь, а там — огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. Такого цвета бывает калина, когда её ударит мороз. Огненная дверь кажется пещерой, которая ведёт, может быть, и внутрь земли.
Из неё выскакивает на берег маленький человек. В руках — длинные клещи, а в них зажата раскалённая драконья кость. Он суёт её в воду – раздаётся шипение похлеще кошачьего или гадючьего. Облако пара вырывается из воды.
— Здравствуй, Волошин, — говорю я.
В полдень, возвращаясь, я снова прохожу мимо. Вокруг кузницы теперь полно народу: кто пришёл за гвоздями, кто лошадь подковать.
Внутри пылает горн. Шурка Клеткин, молотобоец, раздувает меха – выдыхает воздух в горн, на уголья. В самом пекле лежит железная болванка. Она так раскалилась, что не отличишь её от огня.
Длинными клещами Волошин выхватывает её, ставит на наковальню. Шурка бьёт по ней молотком, и болванка сплющивается, а Волошин только поворачивает её под ударами. Шурка Клеткин — крепкий малый; плечи у него тяжёлые, как гири. Он силач, а Волошин — мастер.
(233 слова) (Ю. Коваль)
1. Сделать морфологический разбор слов заросший, закопчённый.
2. Составить схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчинённых предложениях.
Певец родной природы
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. На это у него просто не хватило бы времени.
Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остаётся убеждение: он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал.
О Пришвине писать трудно. Сказанное им нужно выписывать в заветные тетрадки, перечитывать, открывая всё новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заветным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав, погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.
Книги Пришвина — это “бесконечная радость постоянных открытий”. Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: “Это настоящее колдовство”.
(183 слова) (К. Паустовский)
1. Сделать синтаксический разбор первых двух предложений.
2. Составить схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчинённых предложениях.
Все его знают. И каждый — с самого детства, когда в апреле возле скворечника появляется неутомимый и жизнерадостный певец в чёрной одёжке. Говорят, что весну делают ласточки. Нет, ласточки “делают лето”, а весну на крыльях в наши края приносят грачи, скворцы, жаворонки, чибисы, зяблики, трясогузки. Скворцы из них — самые заметные. Появляясь, они вытряхивают из скворечников воробьёв и с песнями справляют новоселье. “Нет птицы живее, веселее, бодрее скворца”, — написал Брем. Откуда скворец, становясь соседом нашим с ранней весны до поздней осени, прилетает?
Четыре года назад, путешествуя в Южной Африке, на мысе Игольном мы увидели наших знакомых и поразились: так далеко долетают! Я написал об этом. И ошибся. Дальше северной каёмки африканского континента, где скворцы на зимовку собираются миллионными стаями, они не летят. В нижнюю часть материка завезли любимую птицу европейские поселенцы, и она великолепно тут прижилась рядом с антилопами, страусами и многочисленными ткачиками. Завезли скворцов из-за любви к ним также в Америку, Австралию, Новую Зеландию. К нам скворцы прилетают, конечно, не из этих стран. Наши зимуют в западной и южной Европе. Не так уж далеко. И всё-таки как не удивляться способности скворцов находить, скажем, Московскую область, какую-то деревеньку в ней и родимый скворечник. “Здравствуйте, я прилетел!” – заявляют скворцы о себе незатейливой жизнерадостной песней.
(205 слов) (В. Песков)
1. Подчеркнуть фрагменты с парцелляцией (необычным членением предложений).
2. Составить схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчинённых предложениях.
Из Замоскворечья мне нужно было в центр. Вот я и решал: по какому мосту идти — по Каменному или Москворецкому?
Оба варианта были одинаково приемлемы, так как я стоял на углу Лаврушинского переулка. Он выходит на Кадашевскую набережную примерно в её середине, и от этого места расстояние одно — что в сторону Каменного моста, что в сторону Москворецкого.
Вопрос сводился к тому, по какому мосту интереснее идти. Я подумал, что если я пойду по Москворецкому, то Кремль будет как бы выплывать на меня. Да, это похоже на то, как будто на вас выплывает гигантский белый лебедь, чья шея — колокольня Ивана Великого, а спина — соборы с золотыми перьями куполов. Я уже готов был выбрать Москворецкий мост, как вдруг мне представилось чрезвычайно заманчивым увидеть этого лебедя, уплывающего вдаль из таинственного полумрака сада, картина, которая открывается перед нами, когда мы идём по Каменному мосту.
(145 слов) (Ю. Олеша)
1. Сделать фонетический разбор слов: гигантский, перьями.
2. Составить схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчинённых предложениях.
С Каменухи открывался вид на все семь озёр округи. За ней – смешанный лес, в нём сумрачно, у подножия сосен смыкаются зонтики папоротников. Сосны в таком лесу кряжистые, с мощными уже с середины ветками. Царство корабельной, мачтовой сосны, совершённого творенья природы, начиналось ближе к озеру.
С берега в озеро спускались ступенями огромные плоские валуны, площадью в половину хорошей комнаты, выше шли кучи небольших, как будто кем-то набросанных острых камней. Попадались скалы, сложенные из гигантских плоских плит.
Встававшие из озера и поросшие лесом горы поражали цветовой палитрой: ближние, с зубчатым верхом, были зелёные, дальние – синие, совсем далёкие — серо-голубые. В дождь тучи, как серая вата, почему-то висели над сопками длинными вертикальными клочьями. В тихие июльские предвечерние часы воздух становился так прозрачен, что были видны дремлющие на воде в версте от берега чайки.
Озеро всегда было пустынно, на берегах построек никаких, а на воде лишь изредка появлялась чёрная точка лодки, возникала ниоткуда и потом не двигалась никуда.
Озеро было чистое: с гор сбегали родниковые ручьи, дно просматривалось на десять метров. Считалось, что по прозрачности оно занимает третье место — после Байкала и ещё какого-то озера в Швейцарии.
Озеро было рыбное: от местного названья плотвы — чебак — оно и получило своё имя. Но чебак, как и ёрш, считался рыбой сорной, его скармливали кошкам. За серьёзную добычу признавались щуки (попадались по аршину), язь, линь и, конечно, краснопёрый полосатый красавец-окунь.
Озеро было холодное: со дна били ключи. Взрослые начинали купальный сезон лишь в начале июля — мальчишки купались уже в мае.
Дождь не смущал, купаться в хороший ливень было особенно приятно. Мы вели счёт: кто сколько раз искупался в лето. После восьмого класса я искупался двести семьдесят семь раз.
(270 слов) (По Л. Чудакову)
В детстве счастлив потому, что думаешь так, вспоминая его. Вообще счастье — это воспоминание. Когда ты был маленький, тебя выпускали гулять на целый день, и можно было ходить по всем коридорам, заглядывать куда угодно и забредать в такие места, где ты мог оказаться первым человеком после строителей. Сейчас это стало тщательно охраняемым воспоминанием, а тогда — всего-то: идёшь по коридору и тоскуешь, что опять начинается зима и за окном будет почти всё время темно. Сворачиваешь, на всякий случай ждёшь, пока по примыкающему коридору прогромыхают две фигуры в овчинных тулупах, и ещё раз сворачиваешь в дверь, которая всегда закрыта, а сегодня вдруг нараспашку.
Что-то светится в конце коридора. Оказывается, вдоль стены здесь идут две толстенные трубы, покрытые штукатуркой и даже побелённые. А в конце, там, где виден свет и откинут железный люк, видишь огромный агрегат синего цвета, который мелко-мелко сотрясается и гудит, а за ним — ещё два таких же, и никого вокруг: можно хоть сейчас спуститься по лестнице и оказаться в этом магическом объёме, содрогающемся от собранной в нём силы. Не делаешь этого только потому, что за спиной могут запереть дверь, — и идёшь назад, мечтая попасть сюда когда-нибудь ещё.
Потом, когда начинаешь попадать сюда каждый день, когда уход за этими никогда не засыпающими металлическими черепахами становится обычной целью твоей жизни, часто тянет вспомнить, как увидел их в первый раз. Но воспоминания стираются, если пользоваться ими часто, поэтому держишь это — о счастье — про запас.
(231 слово) (По В. Пелевину)
Тексты отдельных контрольных диктантов можно использовать как тексты для изложений.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2022 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Российская субмарина столкнулась с ищущим ее британским фрегатом
Фото: Ирина Мотина / РИА Новости
Российская подводная лодка и фрегат ВМС Великобритании «Тип 23» Northumberland столкнулись в Атлантическом океане. Об этом пишет The Sun.
По информации издания, инцидент произошел в конце 2020 года. Субмарина задела гидролокатор с буксируемой антенной решеткой — трос толщиной с водосточную трубу — британского фрегата, который ее отслеживал примерно в 200 милях к северу от Шотландии.
Он был сильно изжеван и непригоден для использования
После столкновения экипаж корабля был вынужден прервать задание и вернуться в порт для ремонта. Утверждается, что трос «протащили по корпусу субмарины». Вероятно, российская подлодка также получила повреждения. Столкновение сочли случайностью. При этом собеседник издания предположил, что российские подводники «облажались» и услышали внезапный и необычный звук, «как если бы вилку протащили по терке для сыра». В посольстве России в Лондоне от комментариев отказались.
Умение прятаться
Российский подводный флот, по признанию западных экспертов, качественно справляется со своей функцией по скрытному перемещению в мировом океане. В частности, 2 января дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск», относящаяся к Черноморскому флоту Военно-морского флота, появилась в водах Средиземного моря и вызвала панику у командования Военно-морских сил (ВМС) США и НАТО. По информации Avia.pro, подлодка приблизилась к району развертывания боевых кораблей США и ушла на глубину. «Попытки в течение двух последних суток отыскать российскую субмарину не увенчались успехом. Для этого были задействованы корабли, оснащенные радиолокаторами, и противолодочные самолеты, однако это также оказалось безуспешным», — отметил портал.
В апреле 2021 года подводная лодка Черноморского флота «Ростов-на-Дону» проекта «Варшавянка» также исчезла с радаров кораблей НАТО в Средиземном море. При этом она продолжила оставаться на связи с российским командованием и подавать сигналы. Собеседник агентства РИА Новости отметил, что противолодочные силы Североатлантического альянса дольше недели безуспешно пытались обнаружить российскую субмарину, несмотря на их «большие возможности» в Средиземном море. «Значит, в условиях боевых действий они находятся на прицеле, что их очень раздражает», — пояснил он.
В поисках подлодки и финансирования
Наиболее ярким примером безуспешных поисков российской подлодки можно считать события 2014 года, когда Швеция заявила о появлении в своих водах неопознанной субмарины. Поисковая операция продолжалась около недели и обошлась в 20 миллионов крон (1,8 миллиона евро). После завершения поисков министр обороны Швеции Петер Хультквист заявил, что военные нашли подтверждение того, что в территориальных водах страны находилась иностранная подлодка.
Позднее выяснилось, что источником сигнала оказался сломанный метеорологический буй, расположенный в Балтийском море. Обнаружить ошибку удалось при анализе записей с другой подлодки, на которой установлено более современное оборудование. Министерство обороны Швеции узнало об ошибке весной 2015 года, однако власти Швеции были проинформированы лишь спустя четыре месяца. К этому времени парламент уже успел одобрить увеличение расходов на оборону в размере 10 миллиардов крон (923 миллиона евро) и выделение дополнительных ресурсов на поиск иностранных подлодок.
Рабочая программа по русскому языку 9 класс
«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
9 класс, базовый уровень
Алахтаевой Натальей Валериевной
учителем русского языка и литературы
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык – 9 класс». Москва: Просвещение. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина.
Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 136 часа (из расчёта 4 урока в неделю). Из них 31 – на развитие речи.
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, содержание учебного курса, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование.
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место, так как является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие мышления, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их памяти и воображения, способности к самостоятельному усвоению новых знаний. Его воздействие на формирование личности ребёнка в процессе обучения носит универсальный, обобщающий характер. Кроме того, являясь формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе и на качество овладения профессиональными навыками.
Преподавание русского языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей:
– совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
– обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
– освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
– формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
– воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
В процессе изучения русского языка развиваются и совершенствуются следующие надпредметные умения:
-коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
-интеллектуальные (сравнение, сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
-информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль и самооценку).
Доминирующей идеей курса русского языка в основной школе является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Содержание курса обусловлено общей направленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в общении.
Лингвистическая компетенция формируется на основе овладения знаниями об устройстве русского языка, лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях, а также на базе овладения основными нормами русского литературного языка.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.
В рыбачьей лодке где то в городе кое с кем
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 280 384
- КНИГИ 663 756
- СЕРИИ 25 546
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 617 661
Хокку (Японские трехстишия)
Перевод с японского Веры Марковой
Вступительная статья и примечания В. Марковой
В. Маркова. Предисловие
Стихи из путевого дневника “Кости, белеющие в поле”
Стихи из путевого дневника “Письма странствующего поэта”
Японское лирическое стихотворение хокку (хайку) отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой.
Народ любит и охотно создает короткие песни – сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Из народной поэзии эти песни переходят в литературную, продолжают развиваться в ней и дают начало новым поэтическим формам.
Так родились в Японии национальные стихотворные формы: пятистишие танка и трехстишие – хокку.
Танка (буквально “короткая песня”) была первоначально народной песней и уже в седьмом-восъмом веках, на заре японской истории, становится законодательницей литературной поэзии, оттеснив на задний план, а потом и совершенно вытеснив так называемые длинные стихи “нагаута” (представленные в знаменитой поэтической антологии восьмого века Манъёсю). Эпические и лирические песни разнообразной длины сохранились только в фольклоре. Хокку отделилось от танки много столетий спустя, в эпоху расцвета городской культуры “третьего сословия”. Исторически оно является первой строфой танки и получило от нее богатое наследство поэтических образов.
Древняя танка и более молодое хокку имеют многовековую историю, в которой периоды расцвета чередовались с периодами упадка. Не один раз эти формы находились на грани исчезновения, но выдержали испытание временем и продолжают жить и развиваться еще и в наши дни. Такой пример долголетия не является единственным в своем роде. Греческая эпиграмма не исчезла даже после гибели эллинской культуры, а была принята на вооружение римскими поэтами и поныне сохранилась в мировой поэзии. Таджикско-персидский поэт Омар Хайям создал замечательные четверостишия (рубай) еще в одиннадцатом двенадцатом веках, но и в нашу эпоху народные певцы в Таджикистане слагают рубай, вкладывая в них новые идеи и образы.
Очевидно, краткие стихотворные формы – насущная потребность поэзии. Такие стихи можно сочинить быстро, под влиянием непосредственного чувства. Можно афористически, сжато выразить в них свою мысль так, чтобы она запоминалась и переходила из уст в уста. Их легко использовать для похвалы или, наоборот, язвительной насмешки.
Интересно отметить попутно, что стремление к лаконизму, любовь к малым формам вообще присущи японскому национальному искусству, хотя оно великолепно умеет создавать и монументальные образы.
Потеснить танку и на время вырвать у нее первенство смогло только хокку, еще более короткое и лаконичное стихотворение, зародившееся в среде простых горожан, которым были чужды традиции старой поэзии. Именно хокку стало носителем нового идейного содержания и лучше всего сумело откликнуться на запросы растущего “третьего сословия”.
Хокку – лирическое стихотворение. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Японская поэзия является силлабической, ритмика ее основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия – предмет большой заботы японских поэтов.
Хокку обладает устойчивым метром. В каждом стихе определенное количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем – всего семнадцать слогов. Это не исключает поэтической вольности, особенно у таких смелых поэтов-новаторов, каким был Мацуо Басё 1 (1644-1694). Он иногда не считался с метром, стремясь достигнуть наибольшей поэтической выразительности.
1 Мацуо – фамилия поэта, Басё – его псевдоним.
Размеры хокку так малы, что по сравнению с ним европейский сонет кажется монументальным. Оно вмещает в себе считанное количество слов, и тем не менее емкость его относительно велика. Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Краткость роднит хокку с народными пословицами. Некоторые трехстишия получили хождение в народной речи на правах пословиц, как, например, стихотворение поэта Басё:
Как пословица оно означает, что “осторожность иногда заставляет промолчать”.
Но чаще всего хокку резко отличается от пословицы по своим жанровым признакам. Это не назидательное изречение, короткая притча или меткая острота, а поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами. Задача поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех ее деталях.
Чехов писал в одном из своих писем брату Александру: “. у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки или волка. ” 1
1 А. П. Чехов. Полн. собр. соч. и писем, т. 13. М., ОГИЗ, 1947, с. 215.
Такой способ изображения требует от читателя максимальной активности, втягивает его в творческий процесс, дает толчок его мысли. Сборник хокку нельзя “пробегать глазами”, листая страницу за страницей. Если читатель будет пассивным и недостаточно внимательным, он не воспримет импульса, посланного ему поэтом. Японская поэтика учитывает встречную работу мысли читателя. Так удар смычка и ответное дрожание струны вместе рождают музыку.
Хокку миниатюрно по своим размерам, но Это не умаляет того поэтического или философского смысла, который может придать ему поэт, не ограничивает масштаб его мысли. Однако дать многостороннее изображение и пространно, до конца развить свою мысль в пределах хокку порт, конечно, не может. В каждом явлении он ищет лишь его кульминационный пункт.