5 просмотров

В каком веке появилась лодка

Как появилась лодка и весло?

Лодка почти не изменилась с древнейших времён до наших дней. Острый нос, углубление для размещения гребца, лопатообразное весло — так выглядела лодка наших предков, таков общий облик и современной лодки. А изготовлена она может быть разными способами и из разных материалов — будь то цельный ствол дерева или отдельные доски, каркас, обтянутый шкурой или современным водонепроницаемым материалом, кора или пластик.

Плот — плод наблюдений

В основе всех открытий и изобретений с древнейших времён до наших дней лежит любопытство и наблюдательность. Изобретатели черпают идеи из природы. Древние люди заметили, что упавший в воду ствол дерева не тонет и даже удерживает животное, попавшее в поток.

Схватившись за плавающее бревно, человек тоже удержится на плаву. Если связать несколько брёвен, можно на этом сооружении плыть, не погружаясь в воду. Так люди изобрели плот. Большой плот удержит несколько человек с грузом.

Когда появился плот?

Время изобретения плота подсказывает история Австралии. Первые люди появились там около 40 тыс. лет до н. э. Преодолеть большое расстояние от ближайших островов до Австралии без плавсредств невозможно.

И переселенцы, австралийские аборигены, вероятно, с детьми и поклажей, явно доплыли туда не на брёвнах. Вывод: люди плыли на плотах, следовательно, возраст плота более 40 тыс. лет.

Статья в тему:  Как пробить лодку по номеру

Водный транспорт

Древним людям приходилось кочевать в поисках мест, где охотники ещё не переловили дичь, а собиратели не обобрали растительность. Свой скарб было жалко бросать при переезде, но и тащить на себе по бесконечным степям или через непролазные джунгли тяжело. Ещё не были изобретены колесо и повозка, и даже лошадь ещё не была приручена, да и дорог не было. Но везде были реки, по которым можно путешествовать со всем скарбом на плотах. Плыли по течению на мелководье, вдоль берегов, управляя плотом с помощью шеста — длинной палки, которой упирались в дно.

Вместо утиной лапы

Возможно, плот изначально использовали только как платформу для рыбалки, чтобы ловить рыбу в удалении от берега, на глубине, превосходящей человеческий рост. Но плот относило течением, а двигать плот шестом против течения было трудно. Человек заметил, что водоплавающие птицы плывут, загребая перепончатыми лапами, и вырезал из дерева замену «гребной лапы» — плоскую доску для гребли и управления плотом. Так появилось весло, с которым можно было двигаться и по течению, и против него и ловить рыбу не только у берега.

Превращение бревна в лодку

Неизвестно, до чего наши предки додумались раньше — связать несколько брёвен или слегка обработать одно, чтобы на нём плыть. Чтобы переправиться через поток, древний человек мог срубить лёгкое дерево, очистить ствол от ветвей, лечь на него и плыть, загребая руками.

Статья в тему:  Как выбрать хорошую резиновую лодку

Плыть было удобнее тонким концом бревна вперёд, и человек понял, что, если заострить носовой конец бревна, легче будет «взрезать» поток. Лежать проще на плоской поверхности, и пловец стесал горбыль бревна-лодки. А ещё лучше сидеть внутри бревна, чтобы вода не заливала и крокодилы не достали, — надо выдолбить или выжечь углубление для гребца. Края выдолбленного бревна распирали палками. Так из бревна получалась лодка-долблёнка. В долблёнке, называемой также челном, однодеревкой или каноэ, помещалось обычно до трёх человек, но из стволов огромных деревьев делали лодки на десятки человек.

Лодка

Лодка — небольшое судно. В Военно-морском словаре лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные лодки, однако небольшие спортивные парусные суда принято называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, моторными лодками называют суда с подвесным мотором. Небольшие суда со стационарным мотором чаще называют катером.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Виды лодок
    • 2.1 Лодки из дерева
    • 2.2 Надувные лодки
    • 2.3 Лодки из металла
    • 2.4 Лодки из пластика
    • 2.5 Лодки комбинированные
  • 3 Особенности конструкции
  • 4 Основные характеристики
  • 5 Эксплуатация и хранение
  • 6 Правила регистрации лодок
  • 7 Видео
  • 8 См. также
  • 9 Источники
Статья в тему:  Как сделать одноместную лодку

История

Средства для передвижения по воде создавались людьми и в самые отдаленные времена, причем выполнялись они из тех материалов, которые на тот момент человек мог обработать и приспособить. Самые простейшие лодки изготавливали из тростника или папируса, совершая плавание на них не только по рекам и озерам, но при наличии паруса и по морям. Позднее люди научились выдалбливать плавучие средства из ствола дерева, используя для этого дуб или ливанский кедр. Изготавливали их и из надутых воздухом шкур животных, и из кожи на костяном или деревянном каркасе. Основным условием для лодки тех времен была ее способность не тонуть. И только несколько веков спустя люди стали приспосабливать плавучие средства для рыбалки.

Эволюция таких лодок также развивалась в зависимости от материалов, которые человек научился обрабатывать в то или иное время. Конструкция плавучих средств становилась сложнее, а для их постройки применялись более усовершенствованные материалы. Долбленые и сколоченные из досок лодки сменили скрепленные между собой баллоны, накачанные воздухом. Именно они стали прототипом надувных конструкций, которые совершили настоящий переворот в маломерной рыболовной отрасли. Конечно, те далекие предки кардинально отличались от современных лодок из ПВХ: сегодня эта продукция значительно привлекательнее по внешнему виду, имеет лучшие эксплуатационные качества и гораздо надежнее.

С середины XX-го века началось массовое производство металлических лодок, и любители рыбной ловли смогли приобретать в свое пользование пусть небольшое, но настоящее судно, которое наилучшим образом было приспособлено для удачной рыбалки. Такие модели маломерных судов из металла, как «Казанка» и «Воронеж» тысячами появились на водоемах и стали новой вехой в развитии технологий для рыболовства.

Статья в тему:  Какая компрессия в лодочном моторе

Открытие материалов из полимера привело к тому, что на поток был поставлен выпуск пластиковых лодок. Позже в продаже появились специальные маломерные суда, которые оснащались приспособлениями, необходимыми для рыбалки: устанавливались отдельные рундуки для складирования пойманной рыбы и перевозки, хранения живцов, а также крепления для снастей.

Виды лодок

Современные лодки, предназначенные для любительской ловли, подразделяются на несколько видов.

Лодки из дерева

Относятся к самым древним плавучим средствам, при изготовлении которых мало что изменилось за прошедшие столетия. Рыболовы-умельцы при строительстве лодок используют фанеру или специальным образом подготовленные оструганные доски, такие конструкции достаточно крепкие и надежные и служат хозяевам не одно десятилетие.

В каждом регионе существуют свои традиции изготовления деревянных лодок, именно этим и обусловлено обилие разнообразных моделей. Ведь каждый рыболов-любитель стремится приспособить свое творение под местные условия ловли.

По сей день деревянные лодки являются одним из основных атрибутов многих любителей рыбалки, проживающих в сельской местности, и тех, чей населенный пункт расположен рядом с большим водоемом.

Надувные лодки

Эластичная резина, из которой начали изготавливать надувные лодки, появилась в 19-м веке, ее прототипом стала водонепроницаемая ткань, пропитанная соком каучукового дерева, произраставшего в Южной Америке.

Создаваемые в течение долгих лет маломерные суда для рыбалки из прорезиненной ткани, были очень тяжелыми и недолговечными, но в прошлом веке обладатели настоящих переносных лодок среди рыболовов-любителей считались счастливчиками и становились кумирами.

Статья в тему:  Как нарисовать лодку легко и просто

С течением времени изменялись и совершенствовались материалы и технология их изготовления: появились ткани из ПВХ (поливинилхлорида) и методы их сваривания. Это привело к тому, что лодки из этого новейшего материала стали основным атрибутом в арсенале рыболовов и постепенно вытеснили другие виды маломерных судов. Плавучие надувные средства из ПВХ имеют устойчивое днище, а оснащенные мощным мотором, значительно превосходят по своим эксплуатационным характеристикам лодки пластиковые и металлические. Сейчас они широко используются не только рыболовами и охотниками, но служат и патрульными, спасательными средствами.

Лодки из металла

За последние годы популярность лодок, производимых промышленностью из алюминия, дюралюминия и стали, то взлетала на недосягаемую высоту, то наблюдался ее резкий спад. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что на рынке плавучих средств появлялись суда из других инновационных материалов, что и приводило к значительному снижению продаж металлических лодок.

Маломерные суда для рыболовства из алюминия и его сплавов обладают сравнительно небольшим весом и удобством при транспортировке, они не требуют особого ухода и несложны в ремонте. При правильной и грамотной эксплуатации такие лодки способны прослужить не один десяток лет.

Но у них имеется один существенный недостаток в виде «гремучести», так как даже при малой волне вода, бьющаяся о борт лодки способна отпугнуть рыбу на несколько метров. Хотя в последнее время конструкторы стараются устранить эти отрицательные качества, и им это удается, примером может служить все та же знаменитая «Казанка». К тому же металлические лодки имеют достаточно высокую цену, поскольку при их изготовлении используются довольно сложные и трудоемкие технологии производства.

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор tohatsu 30

Лодки из пластика

Плавучие средства из полимеров выпускаются современной промышленностью в широчайшем ассортименте и имеют многочисленные достоинства:

  • Материал, из которого изготовлен корпус, не гниет и не подвергается воздействию коррозии даже в соленой воде;
  • Непотопляемость. Даже если такую лодку заполнить водой, она не утонет, поскольку в корпусе предусмотрены пустоты, удерживающие ее на плаву при любых условиях;
  • Сравнительно невысокая стоимость;
  • Хорошая проходимость. Пластик позволяет производить лодки, имеющие различную форму и конфигурацию дна. Судно с плоским дном способно беспрепятственно передвигаться по мелководью и местам, заросшими водорослями.

Однако и у пластиковых лодок имеются минусы – это большой вес, который не уступает массе металлических аналогов, и недолговечность. Корпус из пластика довольно быстро приходит в негодность, особенно при частых ударах о твердую поверхность, причем самостоятельно такую модель починить вряд ли удастся.

Лодки комбинированные

Сейчас на водоемах все чаще появляются небольшие рыболовные лодки, для постройки которых применяются разные виды материалов, например, комбинируются полимеры и деревянные элементы.

Наиболее популярными стали средства, в создании которых используется влагостойкая фанера, обычно бакелизированная, с покрытием из стеклоткани с эпоксидными наполнителями. Такие лодки обычно строят народные умельцы-любители рыбной ловли, хотя и промышленность выпускает аналогичные модели.

Комбинированное маломерное судно обладает чрезвычайной легкостью, надежностью при эксплуатации, непотопляемостью, благодаря вкладкам из пенопласта, и долговечностью.

Простота изготовления и пластичность материалов позволяет рыболову создавать уникальные лодки, которые полностью приспособлены для рыбалки и отвечают его собственным запросам. К минусам комбинированных образцов можно отнести хрупкость корпуса.

Статья в тему:  Что означает во сне плыть в лодке

Особенности конструкции

По бокам (бортам) большинства лодок имеются уключины для вёсел, что позволяет совершать медленные (или бесшумные) перемещения, а также двигаться в случае отказа мотора.

Место крепления мотора к лодке — транец — представляет из себя плоскую вертикальную стенку (борт) толщиной 1—3 см в задней части (корме) судна, высотой около 30—50 см над поверхностью воды и 10—20 см под водой. Ширина транца в зависимости от класса и ширины судна составляет от 30—50 см до 1 метра, на широкий транец большой лодки можно установить одновременно два мотора (соединив их тягами для синхронного управления или управляя одновременно правой и левой руками). Возле транца справа и слева предусмотрены сиденья для водителя (рулевого). На больших лодках дистанционное управление может быть выведено в переднюю часть судна.

Лодочный мотор «надевается» сверху скобами крепления на транц и закрепляется (прижимается) винтами аналогично струбцине. Размеры моторов (по крайней мере одного класса мощности) и их управление практически стандартизованы, так что большинство лодок и моторов совместимы.

Основные характеристики

  • Грузоподъемность лодки – определенный вес на транспортировку которого рассчитана лодка. На грузоподъемность влияют транспортировочные свойства, габариты и вместимость.
  • Пассажировместимость лодок основывается на грузоподъемности. К примеру, лодка грузоподъемностью 120 кг предназначена для одного человека, а грузоподъемности в 500 кг хватит для четырех-пяти человек. Естественно, что в четырехместную лодку, при большом желании, можно поместить и восемь человек, но в плане удобства и безопасности это категорически не рекомендуется.
Статья в тему:  Как выйти с лодки в майнкрафте

Эксплуатация и хранение

Для того чтобы лодка не поцарапалась и не вышла из строя, ее следует переносить в поднятом положении, не волоча изделие по земле. Лучше для этих целей использовать тележку на колесиках.

На морозе материал может затвердеть, поэтому в холодную погоду следует проявлять особое внимание к устранению факторов, способных навредить лодке. Хранить изделие следует в подвешенном состоянии, дабы его не испортили крысы или мыши.

Если вдруг произошла аварийная ситуация, ремонт лодок допустимо совершать на месте, следуя четким рекомендациям производителя. Если же ситуация более серьезная, то придется обратиться в мастерскую, дабы ремонт был выполнен максимально качественно. Грязь и песок приводят к преждевременному выходу из строя лодки.

Поэтому после каждого использования лодки ее элементы следует тщательно вымыть водой. Лучше собирать и разбирать элементы изделия на плотном куске полиэтилена.

Правила регистрации лодок

Согласно Федерального закона Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». К маломерным судам относятся: катамараны, гидроциклы, байдарки, катера, яхты, моторные и гребные лодки.

Регистрации не подлежат:

  • надувные безмоторные лодки массой до 200 килограммов включительно;
  • моторные лодки массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт (10,88 л.с.) включительно.

В 2014 году отменено получение прав на моторы от 5 л.с. Если мощность двигателя маломерного судна превышает 8 кВт (10,88 л.с.) необходимо иметь удостоверение на право управления маломерным судном.

Статья в тему:  Где хранятся лодки в гта онлайн

При приобретении маломерного судна владелец обязан зарегистрировать его в течение 10 дней со дня покупки. Стоит отметить, что в ГИМС обращают внимание на мощность в киловаттах, которая указана в паспорте мотора!

Необходимые документы:

  • документы на судно (договор купли-продажи, дарения или генеральная доверенность, товарный чек (накладная);
  • технический паспорт на судно;
  • технический паспорт на мотор (если есть);
  • регистрационная карточка-заявление;
  • удостоверение личности владельца;
  • квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию и выдачу судового билета.

Процедура регистрации

  • Необходимо привезти лодку и мотор на осмотр в ГИМС. Лодка для осмотра должна быть надута.
  • Инспектор составляет Акт осмотра.
  • Заявление на регистрацию вместе с копиями документов о покупке передаются инспектору.
  • Через одну – три недели получаете судовой билет.
  • Необходимо нанести на корпус лодки бортовые номера.

Видео

Краткая история первых лодок и парусников

  • Краткая история первых лодок и парусников
  • Из каких частей состоит корабль
  • Почему корабли не тонут

Скорее всего, первым плавсредством было бревно, которое несло по течению. Потом кто-то догадался связать вместе три-четыре бревна – получился плот. А однажды кому-то пришла идея выдолбить в бревне углубление. Так появилось каноэ.

Первое каноэ выдолбили в Нидерландах с помощью топора или тесла (топора с лезвием под прямым углом к рукоятке) около 6300 г. до н.э. В районах, где деревьев произрастало очень мало, лодки не выдалбливали, а делали, натягивая на деревянный каркас шкуру животного либо приклеивали к каркасу кору, используя для склеивания и влагонепроницаемости смолу или битум.

Статья в тему:  Где подводная лодка запорожье

Сначала такие лодки были безвесельными и сидящие в них люди гребли руками. Позднее появились длинные шесты, а затем весла.

Первые парусные суда были построены в Египте примерно 5000 лет назад. Прямоугольный парус на них ставился на двуногую мачту, только когда дул попутный ветер. Около 2600 г. до н.э. появились более совершенные суда, лес для изготовления которых привозили из Ливана. Использование длинных досок дало возможность увеличить размеры корабля, сделать настил палубы и укрепить корпус продольными и поперечными балками. Парус, закрепленный на одноствольную мачту, делал управление судном более легким и эффективным: теперь можно было плыть не только при попутном, но и при боковом ветре.

Однажды рядом с пирамидой Хеопса бала найдена ладья длиной 43 м, состоявшая из 1200 деревянных деталей. Датируется такая находка 2500 годом до н.э.

У Финикийцев были корабли двух видов: военные длинные быстроходные суда и торговые широкие с мачтой посреди палубы и квадратным парусом. Греки позаимствовали некоторые идеи конструкций финикийских судов. Примерно к 700 году до н.э. в качестве основных судов военного флота греки стали использовать биремы – суда с двумя рядами весел по каждому борту, а с 650 г. до н.э. тримеры – корабли, где весла располагались в три ряда.

В 1 веке н.э. в Китае были изобретены жесткий осевой руль и паруса из бамбуковых реек и циновок. На каждой мачте крепили уже не один, а несколько парусов, управлять которыми приходилось порознь в зависимости от направления и силы ветра. Современные китайские джонки оснащены подобными парусами.

Статья в тему:  Какая компрессия в лодочном моторе

В 3 веке арабские мореплаватели стали устанавливать на кораблях латинский треугольный парус. Преимущество такого паруса состояло в том, что его можно было поворачивать и ставить таким образом, чтобы судно могло идти почти под любым углом к ветру. Современные одномачтовые арабские суда (дау) в большей своей части имеют треугольные паруса.

Несколько позже на кораблях, пересекавших Средиземном море, латинские паруса сочетались с прямоугольными. Каравеллы с четырьмя мачтами, к примеру, имели два четырехугольных паруса и два прямых. Именно под такими парусами мореплаватели из Испании и Португалии сделали свои знаменитые открытия.

История появления и развития водного транспорта

Оказалось, что очень удобно использовать в качестве дорог реки. Кроме того, необходимо было развивать рыболовное ремесло, для чего нужно было как-то научиться передвигаться по морям хотя бы в прибрежной зоне.

Согласно некоторым исследованием археологов, первым плавсредством, которое было изобретено в древности, был плот. Люди обнаружили, что дерево отлично держится на поверхности воды и решили использовать это обстоятельство в свою пользу. Несколько бревен деревьев связывались между собой, и так получался простой, но эффективный плот. В качестве гребного инструмента использовалась доска или шест, которым попросту отталкивались от дна.

Интересно, что известное прогулочное средство под названием катамаран, которое можно увидеть в парках и на морских пляжах, своим названием обязано плоту. На тамильском языке слово “ каттумарам” буквально означает «связанные бревна».

Статья в тему:  Где хранятся лодки в гта онлайн

От лодочки до яхты

Шло время, и люди заметили, что плоты не вполне удовлетворяют тем требованиям, которые понемногу возросли – нужно было что-то более эффективное и практичное. Тогда появилась долбленая лодка. Для ее изготовления использовали толстый ствол дерева, в котором выдалбливалась полость.

Самые древние находки археологов, которые дошли до наших дней — это были лодки, построенные около семи тысяч лет назад. Самая древняя лодка была найдена в Кувейте и датируется она как раз этим периодом.

Следующим этапом стало использование паруса. Точно неизвестно, когда именно появилось это весьма эффективное оснащение на лодках, однако большинство историков сходятся во мнении, что первыми в этой области выступили египтяне. Самое древнее изображение корабля под парусами мы находим в изображениях египетской царицы Хатшепсут. Она жила около трех с половиной тысяч лет назад, так что можно примерно оценить, когда появились первые парусники.

На протяжении нескольких тысяч лет парусное кораблестроение развивалось и происходило это вплоть до начала девятнадцатого века, когда начало развиваться пароходство.

Последним самым известным парусником, построенным в начале двадцатого века, является четырехмачтовый барк «Крузенштерн».

Военный водный транспорт

Пожалуй, как и всякое изобретение, водный транспорт сразу же стали использовать в военных целях. Свидетельства тому мы находим в исторических документах.

По сути, с момента появления парусных судов, строились гражданские и военные суда. В качестве вооружения использовался таран – укрепленный нос корабля, которым сходу пробивались борта вражеских судов. Кроме того, на военных кораблях присутствовали лучники, а также такие суда оснащались различными метательными машинами.

Статья в тему:  Как выйти с лодки в майнкрафте

Со временем стали появляться различные классы военных кораблей:

  • униремы;
  • триремы;
  • галеры;
  • бриги;
  • корветы и другие.

Сегодня на военные корабли останавливают практически любое современное вооружение, вплоть до ядерных ракет различной дальности. А самые современные корабли, созданные по технологии “Стелс”, считаются практически неуязвимыми.

Появление пассажирского водного транспорта

С момента появления парусных кораблей, они преимущественно использовались в коммерческих целях для перевозки товаров и грузов. Но все-таки путешественники могли договориться с капитаном и их брали с собой на борт.

Ситуация изменилась в девятнадцатом столетии, когда начали производить пароходы. А с начала двадцатого столетия стали производить межконтинентальные лайнеры. Одним из самых известных трансатлантических пароходов на сегодня является «Титаник», который потерпел крушение четырнадцатого апреля 1912 года.

Самым большим пассажирским кораблем считается круизный лайнер «Оазис Морей», который был спущен на воду в 2009 году. По своим размерам он несколько превосходит легендарный «Титаник». Это настоящий плавучий город, экипаж которого состоит из более чем двух тысяч человек. Представьте – на этом корабле растут пятьдесят шесть больших деревьев!

Водный транспорт в наши дни

Сегодня водный транспорт продолжает развиваться. Но все же в некоторых местах продолжают активно использоваться самые примитивные средства, такие как плоты. Такие средства применяются в основном для транспортировки леса, а также в туризме.

Парусные суда хоть и существуют сегодня, но все-таки остаются скорее историческими памятниками судостроения. Они теперь не используются в коммерческих целях для перевозок грузов или военного снаряжения.

Статья в тему:  Как нарисовать лодку легко и просто

А вот небольшие парусные яхты активно используются в частном порядке. Лидером в производстве яхт на сегодня является Италия. Здесь за год производится более пятисот лодок, а это очень много по сравнению с другими странами.

Большое значение корабли имеют в военной сфере. Самыми мощными гигантами являются на сегодня авианосцы. Лидером по количеству авианосцев являются Соединенные Штаты Америки – здесь на вооружении состоит одиннадцать таких гигантских военных судов. Самым мощным авианосцем на сегодня является американский авианосец типа «Джеральд Р. Форд». Сердцем этого плавучего острова являются два ядерных реактора нового поколения.

Мореплавание всегда было связано с романтикой – написано множество художественных произведений, в которых на первом плане выступают корабли. Да и сегодня у всех, кто видит огромные четырехмачтовые парусники или величественные круизные лайнеры по-настоящему захватывает дух!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: