5 просмотров

В каком году погибла лодка курск

Сбывшееся пророчество о «Курске»

Еще в 1980 году известная прорицательница Ванга произнесла пророчество, которое не воспринял бы серьезно любой здравомыслящий человек. Кто знал, что это предсказание в точности сбудется, заставив похолодеть от ужаса миллионы людей.

«В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Кто тогда, в далекие восьмидесятые, мог понять, что речь идет не о городе Курске, который находится на большом отдалении от ближайшего моря, а о будущей субмарине, названной в честь этого города. Пророчество оказалось страшной правдой, и 12 августа 2000 года весь мир узнал об ужасной трагедии в холодных водах Баренцева моря. Катастрофа подводной лодки К-141 «Курск» и по сей день остается загадочным, полным противоречий событием, оставшимся глубоким шрамом на истории современной России…

  1. История создания
  2. Вооружение
  3. Служба подводной лодки К-141 «Курск»
  4. Катастрофа и спасательные работы
  5. Альтернативные версии гибели подводной лодки
  6. Память
  7. Видео

История создания

Атомная подводная лодка «Курск» — субмарина, долгое время считавшаяся лучшей в Военно-морском флоте России. Проект подводных кораблей 949А «Антей» был разработан в СССР в конце 1960-х годов.

Советский союз значительно уступал своему главному противнику, США, в количестве авианосцев, поэтому главной целью атомоходов «Антей» — была возможность тихо подойти к хорошо охраняющемуся вражескому кораблю на расстояние удара и уничтожить цель.

Подводная лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году.

Уже в 1994 году ее спустили на воду и прикрепили к составу Северного флота. Субмарина считалось особой гордостью еще и потому, что ее построили в очень тяжелое для страны время. Она считалась символом новой России.

Вооружение

АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.

Статья в тему:  Yamaha gear 4t какое масло лить

Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.

Служба подводной лодки К-141 «Курск»

Подводная лодка «Курск» была гордостью и флагманом не только Северного флота, но и всего ВМФ России.

Неоднократно субмарина была задействована в военных учениях, в том числе и широкомасштабных.

Так, в 1999 году в акватории Средиземного моря подлодка в режиме автономного плавания успешно произвела учебное уничтожение кораблей НАТО. Тем самым, «Курск» ликвидировал основные силы противника в одиночку, на деле доказав свою высокую эффективность.

Катастрофа и спасательные работы

Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».

Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.

В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.

Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.

В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» — с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.

В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.

Статья в тему:  Как увеличить мощность 5 сильного лодочного мотора

Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.

Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.

Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.

Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.

По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.

Список погибших составил 118 человек.

Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.

Альтернативные версии гибели подводной лодки

Так случилось, что катастрофа «Курска» стала одной из самых больших загадок в российской истории. И причин для этого оказалось более, чем достаточно.

Статья в тему:  Как выбрать лодочный мотор на резиновую лодку

Во-первых, действия руководства России подчас не поддаются логическому обоснованию.

Во-вторых, очень много сомнений порождает спасательная операция, которая, казалось, искусственно затягивалась, насколько это возможно.

В-третьих, российские военные крайне неохотно отнеслись к идее поднять субмарину, хотя логично предположить, что это упростило бы следствие и пролило бы свет на причину трагедии. В итоге, решено было поднимать АПЛ по частям, с отпиленной носовой частью, а это как минимум настораживает.

Оправдания руководства страны, что это была необходимость из-за непонятного состояния атомного двигателя все же оставляли сомнения.

В-четвертых, на сегодня известно огромное количество материалов, похожих на правду, доказывающих пребывание в акватории Баренцева моря американских подводных лодок, которые могли по чистой случайности послужить причиной гибели флагмана российского флота.

Узнать всю правду о трагедии с «Курском», вероятно, не получится уже никогда. Понять, что это было: возможное начало Третьей Мировой войны или банальная безалаберность, скорее всего, не удастся даже будущим поколениям.

И вся эта загадочность, безусловно, порождает большое количество конспирологических версий и теорий с массой доказательств и опровержений. Самые популярные альтернативные версии трагедии с «Курском» следующие:

  • Случайное столкновение с американской субмариной-шпионом;
  • Преступная халатность при установке боевых торпед;
  • Умышленный саботаж учений. Известно, что на флоте были представители Китая, которые были заинтересованы в заключении больших контрактов на поставки русского оружия. Вероятно, из-за действий некой третьей стороны подводная лодка по неизвестной причине была ликвидирована. Разумеется, на высшем уровне правда была раскрыта быстро, но дальше последовала политическая игра, а народу «скормили» наиболее правдоподобную версию произошедшего.

Пожалуй, ни одна версия не была столь популярна, как вероятное столкновение со слишком «любопытными» натовскими субмаринами.

Точно известно, что масштабные учения на Севере России привлекли особое внимание со стороны США.

Позже выяснилось, что подводная лодка «Мемфис» имела задачу максимально близко приблизиться к арене учений и наблюдать за разворачивающимися событиями. С этого момента начинаются самые спорные гипотезы, которые зачастую подкрепляются множеством фактов.

Статья в тему:  Как разобрать надувную лодку

Одним из главных двигателей этой версии является фильм-расследование французского режиссера Жана Мишеля Карре «Подводная лодка в мутной воде». Так, известно, (для этого даже приводились фото и видеодоказательства) что «Мемфис» становился на срочный ремонт в ближайшей норвежской базе сразу после катастрофы с русской подводной лодкой.

Многие очевидцы и спасатели утверждают, что слышали сигналы бедствия с «Курска», а это означает, что экипаж мог оставаться в живых долго. Это не вяжется с официальным заключением, что практически все моряки погибли мгновенно от взрывов и затопления.

С другой стороны, сигналы бедствия могли исходить с поврежденного «Мемфиса», который либо столкнулся с русской подводной лодкой, либо был подбит ответным запуском торпеды.

О возможной «перестрелке» говорит и доказанный факт фиксации двух взрывов.

Кроме того, в акватории неподалеку от места катастрофы был найдет спасательный буй, выпущенный с подводной лодки. В свою очередь, в большинстве источников утверждается, что на «Курске» буй остался на своем месте.

Большой резонанс вызвала и официальная версия взрыва учебной торпеды на борту АПЛ. В некоторых источниках можно встретить факты, которые гласят просто о недопустимом разгильдяйстве на российском флоте.

Новейшая торпеда, заправляемая водородным топливом, была поставлена неправильно, что привело к утечке горючего вещества, его дальнейшему воспламенению, а потом и детонации основного боезаряда. Согласно этой теории подводная лодка не была приспособлена к установке вооружения такого класса, а при подготовке к учениям был допущен ряд вопиющих ошибок, которые, накладываясь друг на друга, в итоге привели к трагическому исходу.

Через некоторое время после трагедии набрала высокую популярность версия, согласно которой Владимир Путин умышленно скрывал от общественности истинные причины катастрофы в Баренцевом море. В пользу данной теории говорит тот факт, что все большие начальники, которые имели доступ к информации или вели спасательные работы, были отправлены на отдых вскорости после окончания расследования.

Принятое, безусловно, президентом решение, согласно которому субмарину поднимали в распиленном состоянии – тоже заставило общественность усомниться в прозрачности расследования.

Всему экипажу присвоили ордена мужества посмертно, а капитан удостоился чести стать героем России. И даже здесь создавалось впечатление, что правительство пытается выкрутиться, потому что формально высокие звания давались за учения в Средиземном море в 1999 году.

Статья в тему:  Можно ли плавать на лодке по неве

Существует большое количество доказательств того, что руководство России плотно контактировало с американскими спецслужбами сразу после случившегося. Кроме того, стало известно, что через несколько дней США простили России большой долг, а директор ЦРУ тайно посещал Россию уже через несколько часов после случившегося, когда лодку еще даже не искали. В свою очередь, это заставляет поверить, что президент России умышленно принял во внимание версию с ошибкой собственных военных и придал ее огласке для того, чтобы избежать вероятного военного конфликта с США.

Народное недовольство спровоцировало и последовавшее значительно позже интервью Владимира Путина известному американскому журналисту и телеведущему Ларри Обрайану. На вопрос ведущего «Что случилось с подводной лодкой «Курск»?», президент России с ухмылкой ответил: «Она утонула».

Широкий общественный резонанс вспыхнул вновь, когда были подняты тела подводников. Среди прочего стало известно о письме капитана Дмитрия Колесникова. Народные умы взбудоражила часть записки, которая сразу подверглась грифу «Секретно». Руководство сослалось на то, что вырезанная часть письма носит сугубо личный характер, но жена капитана до сих пор не получила оригинал записки своего мужа.

Кто знает, возможно, выжившие моряки, в полной темноте, на ощупь, написали слова, которые простым людям знать не положено.

Память

Трагическая гибель новейшей российской субмарины не оставила равнодушным, казалось бы, никого. С той поры написано много стихов и книг, которые посвящены памяти погибших моряков. Широкий успех в кинотеатрах получил снятый по мотивам трагедии фильм «72 метра».

Народная память увековечена в множестве памятников и монументов, которые установлены по всей стране.

Наиболее известные из них расположены в Москве, Курске, Северодвинске и Мурманске.

Статья в тему:  Как называется лодка на немецком

Все это свидетельство того, что трагедия с АПЛ «Курск» — большая рана в памяти народа России, именно поэтому в этой истории так много непонятого и непринятого, а недосказанное до сих пор отзывается болью и бессилием в умах миллионов человек.

Видео

Не забывайте оставлять свои комментарии на сайте и делится своим мнением о субмарине «Курск».

Что на самом деле случилось с подлодкой Курск?

12 июля 2000 году у берегов Баренцева моря мощнейший взрыв потопил гигантскую атомную подводную лодку «Курск». Все 118 членов экипажа погибли. К тому моменту как лодка легла на дно, как минимум 23 человека оставались живы. 10-дневная спасательная операция, к которой допустили норвежских водолазов спустя неделю, не принесла результатов. Свою помощь предлагали другие страны, однако Россия ей не воспользовалась. Впоследствии появились разные версии произошедшего, некоторые были озвучены официальными лицами. Однако до сих пор точная причина гибели экипажа неизвестна. Если верить официальной версии, «Курск» затонул из-за взрыва одной из торпед во время военно-морских учений. Но 20 лет спустя детально восстановить хронологию событий не представляется возможным, так как многие аспекты засекречены. Так что же могло стать причиной столь страшной трагедии в мирное время?

Через месяц после трагедии президент Путин в прямом эфире CNN на вопрос ведущего Ларри Кинга о том, что случилось с подлодкой «Курск», с улыбкой ответил: «Она утонула».

Что случилось с подводной лодкой Курск

10 августа 2000 года подлодка отправилась в свой последний поход, а два дня спустя – 12 августа 2000 года – «Курск» прекратил выходить на связь. В 23:44 в районе, где находилась подлодка, прогремел взрыв. Уже на следующий день корабли Северного флота были направлены к месту трагедии. В 04:51 «Курск» обнаружили на глубине 108 метров. Первое публичное заявление о произошедшем было озвучено 14 августа. Согласно заявлению с экипажем была налажена радиосвязь. Как следовало из вскоре последовавшего заявления, связь с экипажем осуществлялась через перестукивание, опасности для жизни офицеров не было, а подача кислорода, топлива и продув систем атомной подлодки осуществлялись спасательным аппаратом Колокол.

Позже осмотр со спускающихся аппаратов показал, что «Курск» воткнут в морское дно под углом 40 градусов, а носовая часть сильно повреждена. Более того, всплывающая спасательная камера была выведена из строя. Тогда же представитель ВМФ заявил, что надежд на спасение людей мало.

15 августа Главный штаб ВМФ России сообщил о начале спасательной операции, которая была завершена 21 августа, когда норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9‑го отсека. Операция по подъему тел погибших моряков‑подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Из отсеков «Курска» за осень 2000 года и осени‑зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников. Немаловажным фактом также является то, что военно-морские учения с участием «Курска» были самыми масштабными с момента развала Советского Союза.

Статья в тему:  Как закрепить тент на лодке

Часть подлодки, поднятой со дна Баренцева моря

26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель подлодки произошла «вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ».

Что на самом деле произошло на подводной лодке Курск?

Сразу после взрыва взрывной отсек был охвачен пламенем, а ударная волна затронула второй отсек. Следующий взрыв оказался намного сильнее, а потому перегородка между первым и вторым отсеками врезалась в перегородку между третьим и четвертым (отсеками).Межотсечные двери, как сообщается, были задраены, а взрывы пережили по меньшей мере 23 человека, которые укрылись в кормовом отсеке корабля со спасательным шлюзом. В пятом отсеке «Курска» находился самописец и вахтенная документация, поврежденная во время катастрофы. Как стало известно впоследствии, специалистам удалось расшифровать 22 кассеты магнитофонных записей, а на борту были обнаружены три записки подводников. Однако ни в одной из них не сообщалось о причинах произошедшего. По крайней мере, так гласит официальная версия.

Как вы думаете, что послужило причиной этой страшной трагедии? Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье, а также с участниками нашего Telegram чата

Согласно официальной версии, около 23 членов экипажа пережили второй взрыв

Версии гибели подводной лодки Курск

Среди множества других версий встречалась и такая, согласно которой атомная подводная лодка взорвалась, так как наткнулась на мину времен Второй мировой войны. Однако всерьез эту версию никогда не рассматривали, так как подлодки наподобие Курска считались непотопляемыми. При этом ряд экспертов полагает, что если подлодка наткнулась на американскую мину Mark-60 Captor, то круглая пробоина в передней части подводной лодки появилась именно по этой причине. Есть еще одна версия, согласно которой «Курск» столкнулся с американской подлодкой – известно, что они обладают высокой скрытностью и могли вести слежку за российскими подлодками. Однако нет никаких следов на месте трагедии, которые могли бы подтвердить правдивость этой версии. Так что же произошло на борту «Курска»?

Статья в тему:  Узкая лодка как называется

Еще больше интересных статей о величайших загадках прошлого, читайте на нашем канале Google News

Вероятно, события развивались следующим образом: утечка перекиси водорода стала причиной возгорания, из-за которого взорвался 900-фунтовый двигатель типа 65-76А. Что, вероятно, стало причиной появления дыры в корпусе над торпедным отсеком. Второй взрыв, вероятно, был детонацией оставшихся торпед на борту подводной лодки. Согласно записке датированной двумя часами позже второго взрыва, которую оставил один из офицеров подлодки капитан-лейтенант Дмитрий Косельников, выжили 23 члена экипажа. Однако несмотря на поспешно организованную спасательную операцию, к которой в итоге подключились британские и норвежские спасательные команды, вовремя связаться ни с одним из выживших не удалось. Так или иначе, трагическая гибель экипажа атомной подводной лодки является свидетельством того, насколько опасно увлечение ядерным оружием и «военным» мышлением, назовем это так.

Памяти героев. Как и почему погиб “Курск”

Фото: © РИА Новости/ Игорь Самойлов

“Всем привет, отчаиваться не надо” — предсмертная записка капитан-лейтенанта Колесникова.

12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут на крейсере “Пётр Великий” зафиксировали сильную вспышку в акватории, где шли учения российского Северного флота, а затем — гидравлический удар. В тот момент этому не придали особого значения. Ещё через пять часов по плану следовал сеанс связи с подводной лодкой К-141 “Курск”. Но в назначенный срок в эфире стояла тишина. Руководившие учениями адмиралы забеспокоились, но ещё никто не думал, что разворачивается одна из крупнейших трагедий современности.

Статья в тему:  Узкая лодка как называется

Подводный крейсер в смутное время

Ещё в брежневскую эпоху командование флота СССР размышляло над тем, как противостоять авианосным группировкам США. Аналогичную программу строительства тяжёлых авианесущих кораблей СССР не мог себе позволить. Поэтому ответ на этот вызов решили искать асимметричный. Так появились на свет подводные лодки проекта 949А, они же “Антеи”, подводные ракетные крейсеры. Эти монстры с девятиэтажный дом размером оснащались противокорабельными ракетами “Гранит”.

Правда, уже исходная конструкция “Антеев” содержала немало спорных решений.

В течение 80-х годов “Антеи” постепенно вводились в строй на Тихоокеанском и Северном флотах. Они стали своего рода последним подарком советской кораблестроительной программы морским силам современной России: последнюю из 11 достроенных подлодок заложили в августе 1991 года, когда СССР уже распадался. Десятый “Антей”, заложенный в 1990 году и спущенный на воду в 1994-м, получил номер К-141 и название “Курск”.

В 90-е годы “Курск” нёс службу на Северном флоте. Этот период был для страны и флота невероятно трудным, что сказалось, разумеется, на состоянии подлодки, а также на квалификации экипажа и командования. На возможностях “Курска” сказывались все проблемы тогдашних Вооружённых сил России. Нехватка средств не позволяла постоянно проводить тренировки. В 1998 и 1999 годах “Курск” ни разу не проводил торпедных стрельб в море.

Летом 2000 года начался плановый ремонт корабля, проведённый со множеством нарушений регламента. К июлю экипаж не выходил в море уже почти девять месяцев. Теперь ему предстояло участвовать в крупных учениях Северного флота совместно с другими боевыми кораблями.

Статья в тему:  Как правильно хранить лодочный мотор

При этом задача, поставленная морякам “Курска”, вовсе не выглядела элементарной. Дело в том, что перед походом “Курск” получил торпеды типа “Кит”, которыми экипаж ранее не стрелял вообще никогда. На борту не имелось даже соответствующих эксплуатационных документов. Команда “Курска” попросту не была подготовлена к использованию конкретного типа торпед, моряки никогда не имели с ним дела.

10 августа “Курск” ушёл в свой последний поход и приступил к выполнению программы учений. 12-го числа в 08:45 утра командир субмарины Геннадий Лячин вышел на связь и сообщил, что всё идёт по плану. В десять часов лодка занимает позиции для учебной стрельбы.

Гаснущие надежды

Позднее гибель “Курска” породила множество версий о том, что произошло на борту. Однако о некоторых моментах можно судить точно. В 11:28 происходит взрыв торпеды в первом отсеке. Все, кто находится в первом и втором отсеках, убиты наповал, а внутри возникает высокотемпературный пожар. Моряки, находившиеся в третьем отсеке, начинают уходить на корму, но успевают пройти лишь до четвёртого. Лодка клюёт носом и через короткое время бьётся о дно на глубине 108 метров. В этот момент из-за пожара детонируют оставшиеся на борту торпеды. Взрывная волна идёт по отсекам. Её остановили только сверхпрочные переборки вокруг атомного реактора.

В живых остались 23 моряка в кормовых отсеках. Сигнальный буй, который мог указать точное место для поисков, оказался заблокирован. Выжившие подводники собрались в девятом отсеке после остановки ядерного реактора.

Статья в тему:  Как се кара лодка

Тем временем над поверхностью воды уже начали испытывать беспокойство. Как ни странно, на доклад акустиков с “Петра Великого”, зафиксировавших хлопок и гидравлический удар от взрыва, никто не отреагировал. Однако часы шли, стрельб подлодки не наблюдалось, затем она не вышла на связь.

Крейсер “Пётр Великий” начал подавать сигналы, вызывая “Курск” на поверхность. Ответа нет. Только за полчаса до полуночи на флоте объявили тревогу. Учения прекращаются, спасатели выходят в море.

В 04:51 утра лодку обнаружили лежащей на дне. “Рудницкий” отправляется туда и прибывает около девяти утра следующего дня. Беда в том, что на Северном флоте просто нет необходимого оборудования, чтобы добраться до лодки, а уровень подготовки моряков недостаточен.

Фото: © arhivach.org

В это время в кормовом отсеке “Курска” мучительно умирали последние моряки.

Частично свет на их судьбу проливают записи капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Он составил список собравшихся на корме, вкратце описал положение дел и, наконец, набросал пару строк для своей жены Ольги. Офицер понимал, что, скорее всего, погибнет: “Шансов, похоже, немного, процентов 10–20”.

Тем не менее паники среди оставшихся на борту не было. Чтобы избежать затопления, подводники слегка увеличили давление и облачились в утеплённые костюмы. Освещение отсутствовало, но пока функционировали фонари.

Теоретически моряки могли бы спастись через аварийно-спасательный люк. Однако спасательного снаряжения не хватало на всех, а главное — пока никаких оснований использовать его и не было. Самостоятельная эвакуация через аварийно-спасательный люк вообще в большей степени жест отчаяния, чем реальная возможность покинуть лодку.

У группы Колесникова оставалась возможность продержаться ещё довольно долгое время за счёт системы регенерации воздуха. Тем не менее ситуация в любом случае неизбежно ухудшалась. В девятый отсек медленно, но всё же поступала вода.

Капитан-лейтенант Садиленко также набросал короткий текст о состоянии дел на лодке, и из него становится ясно, каким кошмаром были последние часы:

Статья в тему:  Yamaha gear 4t какое масло лить

“В девятом отсеке 23 человека. Самочувствие плохое, ослаблены действием угарного газа. Кончаются регенерационные патроны. При выходе на поверхность не выдержим компрессии. Протянем ещё не более суток”.

Вскоре произошло событие, ещё сильнее сократившее время жизни остаткам экипажа. Аварийную регенерацию воздуха на лодке обеспечивали устройства на основе перекиси калия и натрия, выделяющие кислород. Проблема в том, что при определённых условиях эта смесь может легко вспыхнуть. Во время перезарядки регенерационного устройства на пластины попало машинное масло.

Мгновенно последовала химическая реакция, вызвавшая короткий, но очень интенсивный пожар. Он быстро погас, и моряков убили не ожоги. Огонь быстро выжег кислород, остававшийся в девятом отсеке, и наполнил помещения угарным газом, который и убил всех, кто до сих пор оставался в живых.

Фактически это означало, что к началу спасательной операции спасать уже было некого.

Бессильные спасители

Фактически к моменту, когда “Рудницкий” появился на месте происшествия, речь шла уже об извлечении тел. Однако в первый же день работ командование Северного флота дало ложную надежду всей стране. Было объявлено, что с экипажем установлен контакт, изнутри подают сигналы стуком. Убийственная реальность состояла в том, что стучали якорь-цепь о якорный клюз и автоматическая аварийная станция подлодки. Однако прежде чем на месте разобрались с природой звуков, командование флотом уже успело доложить о якобы имеющемся контакте высшему руководству страны и публике.

Безответственное поведение как командования, так и СМИ только подливало масла в огонь. По мере того, как угасали надежды на спасение хотя бы части команды, наружу выплёскивались эмоции. Не только родственники моряков, но и вся страна была возмущена. Баренцево море. Зона подъема атомной подводной лодки “Курск”. Тяжелый атомный ракетный крейсер “Петр Великий” (слева) и подъемная крупногабаритная баржа “Гигант-4”. Фото: © РИА Новости/ Олег Ласточкин

19 августа на место трагедии прибыли норвежские спасатели. Водолазы, обследовав лодку, по косвенным данным решили, что, судя по всему, девятый отсек затоплен. Вскоре они вскрывают люк и обнаруживают воздушный пузырь, но ни одного живого человека. 21-го числа после полудня командующий Северным флотом доложил о гибели экипажа.

Статья в тему:  Можно ли плавать на лодке по неве

Началось следствие, но оно не могло дать никаких ответов прежде, чем удастся поднять лодку на поверхность. Подъём “Курска” стал отдельным сложным международным проектом. В течение 2001 года лодку удалось оттранспортировать в док. 115 тел погибших были обнаружены и захоронены. Однако после траурных мероприятий осталось много вопросов.

Разбор полётов

Следствие рассмотрело широкий круг версий.

Версия о подрыве на мине времён Второй мировой критики не выдерживает. Мина не может свободно плавать в толще воды десятилетиями, а повреждения от неё достаточно характерны, чтобы не перепутать их с чем-либо ещё.

Куда шире разошлась и намного популярнее оказалась версия о гибели АПЛ от столкновения с американской подводной лодкой, а то и торпедирования “вероятным противником”. Эту версию под большим секретом излагали некоторые старшие офицеры Северного флота, благо предательская атака списывает всё и позволяет не отвечать на вопросы о собственном профессиональном уровне.

Однако в ходе следствия эта версия также отпала. Натовские подводные лодки, разумеется, находились в Баренцевом море. Между тем обе американские подлодки, теоретически способные участвовать в столкновении, намного меньше “Курска” и столкновение — тем более такое, что вызывает взрыв торпеды в аппарате — просто уничтожило бы их.

Гораздо любопытнее версия о торпедировании “Курска”. Однако здесь сторонников конспирологической версии тоже поджидает неудача. В пользу этой версии трактовали фотографию “Курска”, на которой видно круглое отверстие в борту. Однако на пробоину от торпеды оно похоже только на первый взгляд. Торпеды не оставляют круглых отверстий с ровными краями.

Ч тобы обосновать версию о торпедировании “Курска” американцами, приходится допустить слишком много случайностей: чужая субмарина должна войти в зону учений, не быть никем обнаруженной, зачем-то выпустить торпеду и поразить “Курск”, не оставив следов, в участок, куда торпеда, по идее, попасть не должна.

Статья в тему:  Как называется лодка на немецком

Фото: © Flickr/Olatz eta Leire

Внутри подлодки не было обнаружено никаких фрагментов чужой торпеды. Зато обнаружились следы деформации от внутреннего взрыва торпедного аппарата № 4.

Что же произошло в реальности? Судя по известным сведениям, произошёл взрыв “практической” (учебной) торпеды. В торпеде 65-76, использовавшейся в тот день на “Курске”, применяются пероксид водорода и керосин. При контакте с керосином пероксид водорода разлагается на воду и кислород с чудовищным выделением тепла (до трёх тысяч градусов), то есть, попросту говоря, взрывается. Следы именно этого взрыва были обнаружены на уцелевших и поднятых со дна обломках торпеды. Вопрос в том, произошёл взрыв в результате дефекта торпеды или в результате действий экипажа. Следствие остановилось на первом варианте.

Версии гибели АПЛ “Курск” (Часть 1)

12 августа будет отмечаться очередная годовщина гибели атомной подводной лодки «Курск», которая погибла в 2000 году в водах Баренцева моря. Это был один из новейших и наиболее надежных подводных крейсеров. Тем не менее, погибло 118 членов экипажа. Огромное количество версий блуждает в СМИ и до сих пор. Есть абсолютно бредовые, а есть и те, над которыми приходиться задуматься. Давайте вспомним и оценим их еще раз, включая официальную …

Как и в случае с К-129, натовские эксперты настойчиво говорят о внутреннем взрыве на борту «Курска». Говоря о К-141, американские военные вспоминают о собственной трагедии 21 мая 1968 года, происшедшей в Атлантике, недалеко от Азорских островов, когда затонула американская АПЛ «Скорпион». Тогда погибло 99 человек. Спустя пять месяцев обломки
корпуса были обнруженны на глубине 3000 метров. Доклад комиссии ВМС объемом на1354 страницы был рассекречен лишь через 24 года после катастрофы Комиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной гибели лодки была её собственная торпеда, выпущенная случайно и развернувшаяся на 180 градусов.

Статья в тему:  Как закрепить тент на лодке

Другие специалисты уверены, что загорелась и взорвалась неисправная аккумуляторная батарея. Официально о причине аварии до сих пор не объявлено. По мнению Тома Кленси то, . что произошло со «Скорпионом», могли произойти и с «Курском».

Уже известно, что первый взрыв произошел в 11.28, а через 2 минуты 15 секунд последовал второй, более мощный, операторы эхолокационных систем, следившие, за ходом учений на борту двух или трех подлодок НАТО, расположенных на почтительном расстоянии, чуть не оглохли то грохота, раздавшегося в наушниках. Взрывную волну второго взрыва зарегистрировали сейсмические станции, расположенные в 3200 километрах от места аварии. По оценкам норвежских экспертов сейсмологического института НОРСАР, второй взрыв был эквивалентен взрыву одной или двух тонн тротила. Кроме того, характер пиков и горизонтальных участков зарегистрированного сигнала говорил о том, что второй взрыв был на самом деле серией взрывов, прогремевших практически одновременно.

Не только западные, но и многие российские эксперты предполагают, что внутри подлодки могло взорваться множество боеголовок. По меньшей мере два (а возможно, и четыре) из десяти отсеков «Курска» были затоплены мгновенно, после чего судно было обездвижено, а ядерный реактор автоматически заглушился.

Торпеда, пущенная с «Курска», могла взорваться на выходе из лодки. Тогда первый взрыв – сама торпеда, второй – сдетонировал боезапас. Однако характер разрушений на подлодке при этом был бы другой.

Вероятной причиной катастрофы считают и неудачное испытание торпеды нового типа. Предполагают, что это были торпеды, поднимающиеся в воздух, а затем вновь опускающиеся в воду, чтобы поражать подводные лодки противника, или новая версия торпед с пониженным уровнем шумности, снабженных ракетными двигателями.

Михаил Тужиков не верит в версию взрыва своей торпеды:

«Курск» лежит на грунте с поднятым перископом, а под перископом никто торпедами со Второй мировой не стреляет. Версия, что перископ мог «сам собой» выйти от удара о грунт – идиотская. Перископ поднимается гидравликой с усилием 150 кг на кв. см. Если пропадает энергия или в системе гидравлики случиться разрыв, а такое бывает, то перископ под
собственным весом падает обратно и разбивается в хлам. Так что «сам» он вылезти не может. Но главное – взрыв торпеды не объясняет, почему у подлодки повреждены рубка и комингс-площадка аварийно-спасательного люка
на корме»

Статья в тему:  Как выбрать лодочный мотор на резиновую лодку

Взрыв боевой торпеды, закрепленной на стеллаже и имеющей несколько ступеней предохранения, ставший причиной гибели «Курска» маловероятен.

«Курск» был потоплен американской подлодкой “Мемфис”, выпустившей по ней торпеду.

Бывший британский военный чиновник и инженер по торпедам Морис Стрэдлинг (бывший, кстати, ключевой фигурой в первоначальном расследовании) назвал даже марку торпеды, которой американцы потопили «Курск».

«По всей вероятности, Курск был потоплен американской торпедой МК-48», – сказал г-н Стрэдлинг, бывший член коллегии Британского министерства обороны. Редактор отдела Би-би-си Ник Фрэзер поспешил назвать это заявление «сплошным враньем» и отказался пустить по британскому телевидению фильм французских документалистов «Курск – субмарина в тревожных водах», который уже привлек рекордную аудиторию – более 4 млн зрителей – на французском телевидении.

Ранее Би-би-си привлекало г-на Стрэдлинга как главного консультанта в своем документальном фильме 2001 года «Что потопило Курск?». Тогда он придерживался точки зрения, что затопление могло быть вызвано неисправностью устаревшей российской торпеды. Но сейчас Стрэдлинг, который также принимал участие в съемках французского документального фильма, заявил: «В то время, в 2001 году, фильм Би-би-си был вполне приемлемым с учетом тех фактов, которые нам тогда были известны, как мы их понимали, а тогда мы не представляли возможной причастности третьей стороны».

Новое объяснение причин затопления «Курска» основано на обнаруженном отверстии в боку судна и свидетельстве присутствия субмарин США в том же районе в то же самое время, когда «Курск» затонул. Во французском фильме есть кадры «Курска», поднятого из воды, где отчетливо видно круглое ровное отверстие в правом боку корабля. Причем края отверстия ясно загнуты внутрь судна, что согласуется с фактом атаки с внешней стороны субмарины. Американский военный источник во французском документальном фильме также заявляет, что такое отверстие является «фирменной» уликой воздействия американской торпеды МК-48, которая обладает способностью проходить как по маслу через стальную обшивку судна благодаря специальному механизму на носу торпеды, который воспламеняет и расплавляет медь.

Статья в тему:  Как разобрать надувную лодку

А некоторые американские эксперты даже утверждают, что такое отверстие – это своего рода фирменный знак американской торпеды МК-48.

По версии французских кинодокументалистов, атака произошла, когда две американские подлодки, «Толедо» и «Мемфис», тайно отслеживали «Курск». Затем «Толедо» случайно столкнулся с «Курском», при этом российская субмарина открыла свои торпедные камеры, что повлекло за собой атаку со стороны «Мемфиса», который защищал поврежденный «Толедо» во время отступления последнего задним ходом.

Более того, в ходе проведения поисково-спасательной операции до того момента, когда ситуация еще не контролировалась властями, в средства массовой информации просочилась информация о том, что недалеко от места гибели «Курска» были обнаружены светло-зеленые спасательные буи, хотя россияне используют только бело-красные. Еще одним свидетельством правдоподобности данной версии является прием сигналов о помощи, которые принимал крейсер «Петр Великий» 13-14 августа. И если первоначально спасатели надеялись, что сигналы эти посылаются с «Курска», то позже, после их расшифровки, стало понятно, что они исходили с иностранной субмарины (подавались они механическим излучателем, а на российских подлодках они не используются). Да и посмертная записка капитана подводного крейсера явно свидетельствует о том, что в это время на судне не оставалось никого, кто бы мог просить о помощи.

Необходимо также отметить, что в то время, когда на поиски подлодки по тревоге были подняты самолеты двух противолодочных эскадрилий, летчики обнаружили масляные пятна, оставленные другой подводной лодкой. Понятно, что подозрение сразу же пало на британцев и американцев, чьи субмарины находились там же. Но если англичане рьяно отстаивали свою непричастность, требуя от россиян доказательств, то американцы вели себя более сдержанно, как будто им было что скрывать. А ведь и правда было что: на морском дне спасатели обнаружили ограждение боевой рубки, которое обычно устанавливается на американских подводных лодках. Таким образом, уже с самого начала все было предельно ясно, пока власти не постарались максимально ввести в заблуждение гражданское население.

Статья в тему:  Как увеличить мощность 5 сильного лодочного мотора

Затем истинная причина потопления «Курска», утверждается в фильме, была скрыта путем дипломатической договоренности между тогдашними президентами двух стран Биллом Клинтоном и Владимиром Путиным. Сделка включала аннуляцию российского долга на сумму $10 млрд.

По версии канадского телеканала History Channel, в ходе слежки за “Курском” “Толедо” постаралась подойти поближе, однако по случайности столкнулась с российской АПЛ, возможно, выполнявшей свой маневр. Капитан “Мемфиса”, подумав, что “Курск” атаковал “Толедо” (предположительно, получив акустический сигнал об открытии торпедных шлюзов), выстрелил по российской субмарине.

По словам “подполковника Андрея”, “малая подводная лодка AS-15 (судя по всему, имеется в виду одна из АПЛ “Кашалот” (проект 1910) — Ред.) после катастрофы быстро обнаружила “Курск”. Но не было никакого решения о спасательной операции — хотя, как утверждает источник, на борту были водолазы, способные работать на глубине до 200 метров. “Курск” лежал на глубине 108 метров .

“Кашалоты” являются одними из наиболее засекреченных лодок российского ВМФ. До сего дня толком неизвестно, подчиняются ли они морскому командованию. По крайней мере, до 1986 года (на тот момент первая подлодка этого типа ходила уже три года) они числились за ГРУ.

“Мы думали, что экипаж погиб, не было никаких контактов с ними, — продолжает рассказ подполковник. — Когда я варил Корабельникову кофе, зазвонил телефон. Командир побледнел, выслушал и пробормотал: “Буду в одно мгновение”.

“Эти американские (…) затопили наш корабль, понимаешь? Будет война, будет война!”, — якобы заявил Корабельников.

Естественно, что обе версии американская сторона отвергала. Собственно, вокруг американского участия в инциденте вся каша и заварилась. На этом фоне стало забываться о том, что в районе учений присутствовала еще и британская лодка, предположительно “Сплендид” (Splendid). В 1986 году именно она столкнулась с советской подлодкой “Симбирск”, а в 1999 году наносила удары по Сербии, и ее якобы спугнул всплывший в Средиземном море “Курск”.

Статья в тему:  Как называется лодка на немецком

После взрыва на “Курске” подлодки, путая следы, ушли на ремонт на натовские базы. Причем одна из них, как предполагается, в течение суток боролась за живучесть в сотнях метров от лежавшего на дне “Курска”, подавая сигналы “SOS”.

Именно факт присутствия двух лодок в зоне крушения, наряду с согласованием позиций по форс-мажору между Москвой, Вашингтоном и Лондоном, как предполагается, мог послужить причиной затягивания спасательной операции по вызволению погибших мучительной смертью русских моряков.

Что интересно: выследить маршруты передвижения американцев после инцидента удалось, а вот ситуация с британской АПЛ так и не была прояснена. Возможно, интересующуюся публику сознательно увели в сторону американцев…

Мысль о том, что возможна причастность “Сплендид” к гибели “Курска”, беспокоит британцев. В тамошней версии “Википедии” на странице, посвященной этой лодке, сделано весьма объемное отступление. В нем утверждается, что никакого отношения британская АПЛ к гибели русской лодки не имела.
“Хотя обвинения оказались необоснованными, теоретики заговора разрабатывали их в различных направлениях в течение долгого времени”, — отмечается в английской “Википедии”.

И правда, еще в 2000 году “Независимая газета” опубликовала мнение одного из капитанов-подводников, согласно которому, подлодка “Сплендид” упокоилась рядом с “Курском” на дне Баренцева моря и была взорвана в ходе операции по подъему русской лодки. Автор предположил, что вскоре мы услышим о гибели или списании этой АПЛ.

В октябре 2000 года, согласно сообщению BBC, 12 атомных лодок (в том числе все АПЛ “Swiftsure”) были сняты с боевого дежурства по причине течи в системе охлаждения ядерного реактора одной из лодок класса Trafalgar. Сколько лодок потом вернулось в строй — точно неизвестно.

Статья в тему:  Yamaha gear 4t какое масло лить

Согласно каталогу “Джейн”, наша “героиня” была списана в 2004 году. Хотя это была последняя по счету и самая новая лодка проекта “Swiftsure” (всего их шесть), на слом почему-то она пошла первой.

Вроде бы еще в 2003 году эта лодка, если верить британским источникам, которые опираются исключительно на два небольших репортажа BBC, “работала” по целям в Ираке. Кстати, в одном из этих материалов присутствует прелюбопытная фотография: моряк снимает “Веселого роджера” с явно покореженной рубки “Сплендид”.

Еще одна версия, которая не выдерживает никакой критики, — это версия о подрыве на мине времен войны.

Действительно, мины Второй мировой войны все еще дают о себе знать, особенно в Северных морях. Начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак сообщил, что только за последние годы обнаружено девять таких мин. И все же, по мнению специалистов, взрывной силы мины-рогатки не хватило бы для столь серьёзного поражения лодки, обладающей противоледовой защитой, прочным корпусом из маломагнитной стали (около 40 мм), цистерной прочного балласта и легким корпусом (10-15 мм) с перфорированной резиной.

Это можно очень легко опровергнуть. Во-первых, повреждения, которые остаются от таких боеприпасов, имеют характерную форму, которую спутать с чем-то другим просто невозможно. И если бы действительно это произошло, то никаких других версий попросту не возникло бы. Во-вторых, мина тех времен не могла нанести настолько серьезных повреждений лодке, чтобы вызвать немедленную ее гибель. Кроме того, полигоны, на которых проводились учения, используются для подобных целей не одно десятилетие, они неоднократно проверены, поэтому говорить о том, что здесь все еще можно обнаружить мину, нельзя. Более того, сам «Курск» оснащен «трактом миноискания». Таким образом, и эта версия не соответствует действительности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: