3 просмотров

В какой стране появилась первая подводная лодка

Глубинная одиссея. Как человечество создавало подводную лодку

Идея строительства кораблей, которые позволят перемещаться не только по воде, но и под водой, появилась ещё в древности. Ряд источников указывают на то, что Александр Македонский в IV веке до н. э. использовал некий аппарат, позволявший безопасно опускаться на морское дно.

Субмарина Леонардо

Среди изобретений легендарного Леонардо да Винчи, творившего в конце XV-начале XVI веков, есть и проект подводной лодки.

Согласно его чертежам, она представляла собой корпус с заострённой башей и рубкой, где мог находиться только один человек. Учёный создавал подводную лодку исключительно с целью потопления вражеских кораблей. Моряк на подводной лодке должен был незаметно подкрасться в порту к судну противника, прикрепить к обшивке корабля специальный трос, а другой конец троса с грузом бросить на морское дно. Когда корабль двигался с места, из-за груза дощатая обшивка отрывалась, и судно тонуло. Любопытно, что среди изобретений итальянца были также водолазный костюм и дыхательный аппарат для подводного плавания. Впрочем, эти изобретения да Винчи остались невостребованными.

Статья в тему:  Как сделать деревянную лодку своими руками из досок

Подводный аппарат Дреббеля

Изобретателем первой действующей подводной лодки считается голландец Корнелиус Дреббель. В 1620 году, работая на английский флот, Дреббель построил подводную лодку из дерева, обтянутого кожей. Он использовал теоретические наработки Уильяма Борна, опубликованные за 40 лет до этого.

Дреббелю удалось не только построить несколько образцов субмарин, но и успешно их испытать в водах Темзы на глазах короля Якова I.

Самый совершенный вариант подлодки Дреббеля мог находиться в подводном положении несколько часов, имея на борту до 16 человек. Лодка совершила успешный переход от Вестминстера до Гринвича и обратно. Тем не менее британское Адмиралтейство сочло, что подобное судно не может быть полезным флоту.

«Потаённое судно» Ефима Никонова

В 1718 году Ефим Никонов, плотник из подмосковного села Покровское, подал челобитную на имя Петра I, в которой заявлял, что «сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нём будет пушек, под потерянием своего живота, если будет не угодно».

Русский царь, с интересом относившийся к различным техническим новинкам, провёл беседу с Никоновым, убедился, что проект вполне серьёзен, и поручил Адмиралтейств-коллегии заняться практической реализацией замысла.

Первые испытания «потаённого судна» состоялись в 1724 году и закончились неудачей: лодка быстро опустилась на дно, корпус был повреждён от удара, в результате чего началось затопление. Изобретателя, находившегося на борту, успели спасти.

Статья в тему:  Как спастись с подводной лодки

Пётр I не разочаровался в замысле и велел Никонову продолжать работы. Однако новые испытания также оказались неудачными.

После смерти царя в 1725 году чиновники Адмиралтейств-коллегии охладели к проекту «потаённого судна». В 1728 году работы были прекращены, а сам изобретатель отправлен на Астраханские верфи в качестве рядового плотника.

«Черепаха» Бушнелла

В 1775 году американец Дэвид Бушнелл создал проект боевой подводной лодки, получившей название «Черепаха». Длина судна составляла 2,3 м, высота — 1,8 м, ширина — 0,9 м. Корпус представлял собой две деревянные раковины, покрытые дёгтем. Погружение и всплытие обеспечивалось работой ручного насоса, который закачивал и выкачивал воду (которая использовалась в качества балласта) из резервуаров, передвижение — благодаря винтам, приводимым в движение мускульной силой. Кроме того, под корпусом лодки помещался свинцовый отрывной груз, служащий балластом и используемый для аварийного всплытия.

Подводная лодка была рассчитана на одного человека. Запас воздуха для дыхания был рассчитан на полчаса подводного плавания.

Бушнелл, доказавший, что порох взрывается под водой, создал бомбу с часовым механизмом, и с помощью двух своих изобретений намеревался атаковать английские корабли, блокировавшие бухту Нью-Йорка во время Войны за независимость.

7 сентября 1776 года сержант-доброволец Эзра Ли на «Черепахе» пытался атаковать британский флагман, однако не смог прикрепить мину к борту судна.

При второй попытке атаки английские корабли обнаружили буксирующее «Черепаху» судно, уничтожив и его, и субмарину.

Статья в тему:  Подводная лодка славянка кто выжил

«Наутилус» Роберта Фултона

В 1800 году американский изобретатель Роберт Фултон, создатель одного из первых пароходов, вдохновившись работами Бушнелла, взялся за постройку подводной лодки собственной конструкции, которую собирался предложить Наполеону.

Лодка, получившая название «Наутилус», в 1801 году была успешно испытана в гавани Гавра.

Корпус лодки был деревянный с металлическими конструкциями, обшитый медными листами. В надводном положении лодка шла под парусом, в подводном приводилась в движение за счёт мускульной силы экипажа. Лодка была вооружена буксируемой на тросе миной.

Всего Фултон построил три модификации «Наутилуса», но проекты субмарин Наполеона не заинтересовали. Изобретатель предлагал «Наутилус» и английскому флоту, но британцы тоже сочли такую разработку бесполезной.

«Ханли»: история первой субмарины, потопившей боевой корабль

В США в период Гражданской войны проекты боевых субмарин разрабатывали представители Конфедерации, пытавшиеся найти эффективное противодействие флоту северян.

В условиях войны проекты осуществлялись в крайней спешке, что вело к гибели экипажей при испытаниях.

В 1863 году изобретатель Хорас Ханли, до этого имевший за плечами несколько попыток создания субмарин, спроектировал лодку, имевшую несколько названий, но впоследствии более известную по имени изобретателя — «Ханли».

Экипаж состоял из восьми человек: офицера-командира и семи матросов-гребцов.

Лодка была вооружена шестовой миной, содержащей более 40 кг пороха, прикреплённой на почти семиметровый шест, установленный в носовой части.

Испытания «Ханли» шли с переменным успехом. Вначале удалось успешно подорвать старый корабль, выступавший в качестве учебной цели. Однако вслед за этим лодка, возвращаясь на базу, внезапно затонула, унеся жизни пяти человек. Троим членам экипажа удалось спастись.

Статья в тему:  Почему глохнет мотор на лодке

Несмотря на всё это, 17 февраля 1864 года «Ханли» под командованием старшего лейтенанта Джорджа Е. Диксона вышла на боевое задание. Все члены экипажа были добровольцами, их считали смертниками.

В историю подводного флота 17 февраля 1864 года вошло как день, когда субмарина впервые успешно атаковала надводное судно. На рейде Чарльстона «Ханли» подорвала двенадцатипушечный винтовой шлюп ВМС США «Хаусатоник» водоизмещением 1240 тонн. В течение пяти минут он пошёл на дно, погибли пять членов экипажа, большинство спаслись или на шлюпках, или на обломках.

«Последний день Конфедерации» 140 лет спустя

«Ханли» не вернулась на базу. О её судьбе споры ходили почти полтора столетия. Многие склонялись к версии о том, что субмарина погибла во время взрыва мины. В то же время были сведения о том, что пост конфедератов получил условный сигнал от экипажа об успешном проведении атаки.

В 1970-х годах начались активные поиски «Ханли», и в 1995 было достоверно установлено место её гибели. В 2000 году корпус лодки был поднят на поверхность. Предполагается, что лодка, получившая повреждения от взрыва, совершив очередное погружение, вновь всплыть уже не смогла, и экипаж погиб от недостатка кислорода.

В 2004 году в Чарльстоне состоялись торжественные похороны последнего экипажа «Ханли». В американских СМИ этот день назвали «последним днём Конфедерации».

Сама отреставрированная лодка ныне экспонируется в реставрационном центре Уоррена Лаша, город Норт-Чарлстон, штат Южная Каролина.

Статья в тему:  Как сделать фанерную лодку

Первая подводная лодка в мире: название, кто изобрёл, год появления

Ответы на эти вопросы зависят от того, что понимать под словом «изобрёл»: описал идею? спроектировал? построил? испытал? Мы не будем считать изобретателями подлодок тех, о ком сохранились только легенды: неизвестно.

Оставим в стороне и документы, в которых содержатся лишь описания и наброски (автором одного из них, кстати, был Леонардо да Винчи). Учтём также, что в старину не раз удавалось построить аппараты для успешного спуска под воду и возвращения. Однако их нельзя считать прототипами субмарин: ведь лодка должна быть способна ещё и к управляемому плаванию.

Вдоль по Темзе-реке

Чаще всего создателем первой подводной лодки называют голландца Корнелиуса Дреббеля. Жил и трудился он в Англии и в 1620 году построил судно, которое могло плыть под водой. Лодка была деревянной, обтянутой изнутри прочной кожей. Выведенными наружу веслами и рулями управляли сидящие внутри гребцы. Вдоль корпуса шёл узкий киль, который удерживал субмарину от переворотов. В лодке были объёмистые кожаные меха. Заполняясь водой и освобождаясь от неё, они обеспечивали погружение и всплытие.

Последняя, самая крупная модель брала на борт до 15 человек. Проблем с дыханием под водой не возникало. Дреббель, увлекавшийся ещё и химией, сумел наладить поглощение углекислого газа и выделение кислорода. Погрузившись на четыре-пять метров, лодка проплывала несколько километров.

Статья в тему:  Как скрафтить лодку с веслами

Эти путешествия стали популярным аттракционом, собиравшим на берега Темзы тысячи зрителей-лондонцев. Рассказывают, что подводную прогулку однажды совершил британский монарх Яков I, главный покровитель Дреббеля. Однако командование королевского флота отнеслось к новинке без энтузиазма. Так что вскоре её изобретатель переключился на конструирование… инкубатора для цыплят.

Лишь через полтора столетия, в 1773 году в США построили боевую субмарину. Она носила имя «Tёртл» («Turtle» – черепаха), пыталась атаковать британские фрегаты, но всякий раз неудачно. В конце концов, англичане огнём из пушек потопили плывущую на поверхности «Черепаху» вместе с буксиром, который её тащил.

«Потаённое судно»

В 1720 году на Галерном дворе Санкт-Петербурга появился неграмотный крестьянин Ефим Никонов. Это случилось после того, как царю подали его челобитную: мол, берусь построить боевой корабль, который «будет ходить в воде потаённо». Пётр I заинтересовался, встретился с умельцем и приказал принять его на работу для постройки действующего образца.

Никонов справился за год. Его субмарина была похожа на огромную деревянную бочку, скреплённую железными обручами. Погружаться она должна была, впуская вовнутрь себя воду, всплывать – после её откачивания ручным насосом. Первое ходовое испытание проводили на Неве в присутствии царя. Изобретатель, перекрестившись, спустился внутрь «бочки». Однако погружение пошло слишком быстро, она ударилась о дно, дала течь и Никонова едва спасли.

Ещё несколько раз, после очередных доделок, умелец пытался совершить погружение, но всякий раз аппарат давал течь. Уже при Екатерине I «проект» закрыли, самоучку разжаловали в плотники и отправили строить корабли в далёкую Астрахань.

Статья в тему:  Какую надувную лодку выбрать украине

Макет потаенного судна Ефима Никонова, испытанного на озере Разлив в присутствии Петра I. Wikimedia Commons / Serguei Fadeev (CC BY-SA 3.0)

Впоследствии попытки создания российского подводных кораблей делались не раз. В 1880–1881 годах военное ведомство получило 50 субмарин конструкции Степана Джевецкого. Это были первые подлодки России, выпущенные серийно. Они несли службу на Балтике и в Чёрном море.

Первые подводные лодки как оружие. Часть II

Подводные лодки в современном понимании – это грозное оружие, но когда они стали таковыми? Кто создал первую подводную лодку исключительно для военных целей, какое оружие они на себе несли и как выглядели? На эти вопросы мы попытаемся ответить в данной статье.

Первым изобретателем и создателем первой военной подводной лодки принято считать французского инженера Дени Папена, создавшего свою лодку в 1691 году в Германии. Его изобретение представляло собой цельнометаллическое подводное судно в форме прямоугольника, имеющего длину 1,68 м, высоту 1,76 м и ширину 76 см. Данное изобретение, описанное создателем в 1695 году в альманахе «Собрание различных рассуждений, касающихся некоторых машин», было оснащено каркасом из стальных прутьев, люком, закрывающимся на несколько болтов, и отверстиями для весел, которые, по заверению автора, можно было использовать для атаки на вражеский корабль. Таким образом, можно смело утверждать, что Папен был не только создателем первого металлического подводного судна, но и первой военной подводной лодки.

Статья в тему:  Из чего можно сделать мотор на лодку

В то же время подобная идея родилась и в умах русских изобретателей. Так, в 1718 году к императору Петру I приходит рабочий верфи Иван Никонов и предлагает построить для императора подводное судно. Петр как истинный энтузиаст сразу же загорается идеей создания подводной лодки, и уже в августе 1720 года на галерном дворе Санкт-Петербурга закладывается первая подводная лодка Никонова, сошедшая с верфи в 1721 году. Эта лодка прошла ряд успешных испытаний, по результату которых было принято решение создать новую подводную лодку. Второй проект Никонова, получивший название «огненное судно», был спущен на воду осенью 1724 года, однако при этом лодка была повреждена. К сожалению, лодки не сохранились, как и их чертежи, однако предполагается, что обе они были выполнены в виде бочек, имеющих весельную тягу.

Существовала и третья лодка, созданная Никоновым. Ее изобретатель создавал уже по приказу Екатерины I. Возможно, это была отремонтированная и усовершенствованная вторая лодка. Новое судно было успешно спущено на воду в 1726 году. В проект данного судна Никонов добавил такое вооружение, как мелкокалиберные пушки, трубку для метания сосудов с зажигательной смесью и механические приспособления для уничтожения кораблей (предположительно бур). Удивительным фактом является предположение, по которому водолаз, находившийся на борту, мог выйти из лодки, находившейся под водой. Для этого Никонов создал специальную рубку-капсулу, которую можно считать прообразом современных шлюзовых камер. Данный проект дорого стоил государству и, по мнению чиновников, не окупал себя. В результате этого изобретателя сослали в глухой астраханский порт.

Статья в тему:  Ты же показываешь мне куда поплыла лодка

Несмотря на эти разработки, самой известной «ранней» подводной лодкой является изобретение Дэвида Башнела, построенное 1773 году в США. Лодка Башнела представляла собой дубовую бочку, стянутую стальными обручами, на которой располагался медный колпак с иллюминаторами и герметично закрывающейся крышкой. Также колпак был оснащен двумя трубками с клапанами для подачи свежего и выведения использованного воздуха. Погружалась лодка при заполнении водой бака, расположенного на дне лодки. Для всплытия было необходимо выкачать из него воду, используя для этого помпу. Для экстренного же всплытия командир лодки мог отсоединить свинцовые грузила, крепившиеся также ко дну судна. Движение лодки осуществлялось при помощи двух винтов на мышечной тяге. Лодка Башнела, получившая имя «Turtle», весила около 2 тонн и имела длину по корпусу в 2,3 метра, а ширину в 1,8 метра. Данная лодка могла находиться под водой до 30 минут, что было достаточно для использования ее единственного оружия – мины. Это оружие крепилось к буру, расположенному на колпаке лодки, и представляло собой пороховую бочку весом в 45 кг с часовым механизмом. По задумке автора командир лодки должен был подплыть ко дну судна, пробурить его и, отсоединив бур, запустить часовой механизм.

Известно, что эта лодка принимала участие в Войне за независимость США. В 1776 году лодка Башнела, которой управлял сержант Эзра Ли, попыталась атаковать один из британских кораблей, заблокировавших порт Бостона. Однако дно британского фрегата «Еagle» , который пытался атаковать Ли, было обшито металлом, и атака провалилась.

Статья в тему:  Как заклеить лодку пвх изнутри

Изобретение Башнела, пожалуй, было первой и последней военной подводной лодкой на ручной тяге. После нее уже появлялись судна на паровых двигателях и на двигателях внутреннего сгорания.

Самая большая подводная лодка и история создания субмарин

Красота спасет мир! Есть такое расхожее выражение. Вот только если вдуматься, то это не совсем так. Есть очень много безумно красивых военных самолетов, которые созданы для того, чтобы ее отнимать. Защищать тоже, но все равно высокой ценой. И если с самолетами еще более менее понятно, и они могут просто в воздушном бою отгонять или сопровождать цели потенциального противника, то подводная лодка куда более ультимативная штука. Ее задача в случае применения оружия исключительно разрушение. Когда-то они охотились на корабли, а сейчас могут стирать с лица земли чуть ли не целые государства, но они часто тоже очень красивые.

Подводная лодка — это шедевр инженерной мысли.

Когда появились подводные лодки

Первые подводные лодки появились еще в позапрошлом веке, но толку от них было не так много, и по сути они были нужны только для демонстрации технологий. Уже позже они стали настоящей боевой единицей. Сначала дизельные, потом атомные, но все равно очень опасные. Были даже случаи, когда они применялись не только в военных целях. Например, в первой половине прошлого века они применялись германской армией для того, чтобы топить мирные британские суда. Нельзя не отметить, что целью были именно суда, а не люди, которым давали покинуть корабль, но факт остается фактом.

Статья в тему:  Как спастись с подводной лодки

В отличие от обычного надводного судна, подводная лодка имеет возможность преднамеренно изменять свою осадку вплоть до полного погружения под воду. Она может уходить на глубину за счёт заполнения забортной водой цистерн главного балласта. Всплытие производится за счет восстановления плавучести

Первым идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но позже он уничтожил свои чертежи, опасаясь ”подводной войны”. Тем не менее, уже в 1578 году англичанин Уильям Боурн описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур со шноркелем (вытяжная труба), воевавшую в Черном море.

Первые подводные лодки были примерно такими.

В России первые подводные лодки разрабатывались еще при Петре Великом, но их конструкции тоже были далеки от совершенства. А в первый раз в бою подводная лодка применялась в войне за независимость США (1775-1783 гг.) и называлась ”Черепаха”. Правда, она так и не смогла причинить вреда атакуемому судну. Она должна была закрепить мину на днище, но была обнаружена и пришлось взорвать ее просто так, чтобы скрыться.

Корабль викингов пролежал под землей 1 000 лет. Теперь его хотят достать.

Вплоть до 1944 года подводные лодки были в основном надводными кораблями. Из-за несовершенства конструкции они не могли надолго уходить под воду и использовали погружение только для того, чтобы пройти опасный участок или подготовить нападение. Уже позже они постепенно начали переходить на более долгое нахождение под водой, а сейчас это вообще не является проблемой, так как запас провизии на борту большой, системы жизнеобеспечения (кислород, переработка и так далее) хорошие, а запаса ядерного топлива хватает на месяцы автономного плавания.

Статья в тему:  Как сделать деревянную лодку своими руками из досок

Рискнули бы погрузиться под воду в такой «кастрюле»?

Ставка на атомный подводный флот

Технология атомной энергетики слишком заманчива, чтобы не использовать ее в военных целях. Я даже не говорю об атомной бомбе, принцип действия которой тоже основан на цепной реакции деления атомов и выделении энергии. Просто в случае с бомбой, в отличии от энергетической установки, деление атомов бесконтрольное.

Как работает АЭС? Опасны ли атомные станции?

В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.

В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.

Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.

Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.

Как создавалась самая большая подводная лодка

Созданием лодки проекта 941 руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Он был неоднократно отмечен государственными наградами и бессменно на протяжении нескольких десятилетий руководил ленинградским ЦКБМТ ”Рубин”. Коллективу этого бюро и была поручена работа над царь-лодкой. Строительство осуществлялось на северодвинском предприятии ”Севмаш”.

Статья в тему:  Как заклеить лодку пвх изнутри

Вот она гордость советского и российского атомного флота.

Второе название лодки — ”Акула” — появилось после того, как генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев именно под таким названием представил лодку делегатам съезда партии и остальному миру в 1981 году. В целом, можно сказать, что оба названия неплохо отражают суть такой лодки. Она как тайфун должна сносить все на своем пути и как акула являться самым опасным ”хищником” в океане.

Как устроена подводная лодка ”Тайфун”

Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.

«Акула» отдыхает в порту.

Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.

Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении.

ТТХ подводной лодки ”Тайфун”

По максимальной подводной скорости лодки разной конструкции отличались не очень сильно и все они были способны передвигаться со скоростью примерно 25 узлов (около 45 км/ч). Зато советский великан мог нести боевое дежурство на протяжении полугода и погружаться на глубину до 400 метров, имея в резерве дополнительные 100 метров.

Статья в тему:  Как скрафтить лодку с веслами

В носовой части располагались горизонтальные складывающиеся рули, а привод осуществлялся за счет двух семилопастных винтов, каждый из которых оснащался 190-мегаваттным ядерным реактором и турбиной мощностью 50 000 лошадиных сил.

Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…

Экипаж этого монстра состоял из 160 человек, более трети из которых были офицерами. Условия размещения на борту были очень комфортными, если можно так говорить о подводной лодке. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Для матросов и старшин были предусмотрены маломестные кубрики, в которых были установлены умывальники и телевизоры.

Помимо этого, во все помещения подавался кондиционированный воздух, а в свободное от дежурства время экипаж мог посещать бассейн, спортзал, сауну и даже ”живой” уголок. Не боевая машина, а санаторий. Расскажите в нашем Telegram-чате, что думаете по этому поводу.

Хотя, боевого потенциала лодке тоже хватает. В случае ядерного конфликта ”Тайфун” может одновременно разрядить по противнику ”обойму” из 20 ядерных ракет (Р-39), каждая из которых будет оснащена десятью 200-киллотонными разделяющимися боеголовками. Этого достаточно, чтобы на долгие годы сделать необитаемой территорию, равную по размеру восточному побережью США.

Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри.

А это еще не все. Кроме мощного вооружения, на борту есть более двадцати обычных и реактивных торпед, а еще ПЗРК ”Игла”. Для того, чтобы ”заряжать” лодку, специально был создан корабль ”Александр Бракин”, рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).

Статья в тему:  Из чего можно сделать мотор на лодку

На данный момент в строю три атомные подводные лодки ”Тайфун”. Две из них в резерве, а одна используется для испытаний ракетного комплекса ”Булава”. Всего же с 1976 по 1989 со стапелей завода ”Севмаш” было спущено шесть лодок этого типа.

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

Если вы думаете, что летающие беспилотники (БПЛА) можно использовать только для развлечений, то отбросьте этот устаревший стереотип. Одно из преимуществ подо…

Смотрите — что это в небе? Это птица! Это самолет! Это Супермен! Что за фигня пролетела через небо Австралии? На прошлой неделе австралийцы из городов Мельбу…

Военные дроны привлекали много внимания на протяжении лет, но мало кто понимает их правильно. Да, большинство их описаний точно рассказывают, как их использу…

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector