2 просмотров

В каких городах строят подводные лодки

Вооружены до зубов и очень опасны: каких российских кораблей стоит бояться Западу

В уходящем году Россия стала сильнее. Мы стали сильнее экономически, заметно сильнее стали и наши Вооруженные силы. Мы укрепились морально и окончательно созрели для того, чтобы потребовать от Запада более честного понимания безопасности России, в конечном счете глобальной безопасности. Мы опубликовали два проекта договоров – с США и НАТО – еще потому, чтобы Китай, да и вся планета знали, что никакого междусобойчика мы никому за счет кого-то не предлагаем. Вопрос – общий.

Наше предложение не только на бумаге. Оно комплексное. Как любят повторять американцы, добрым словом и пистолетом вы добьетесь большего, чем просто добрым словом. Роль пистолета в современном контексте – наша гиперзвуковая ядерная триада. В ночь на 24 декабря мы еще раз доказали, что продвигаемся в ее модернизации куда быстрее других. Ради мирного неба над Россией наше предложение разойтись сделано не только на словах.

“Сегодня ночью, точнее, под утро, проведен залповый пуск гиперзвуковой системы “Циркон”. Гиперзвуковая система “Циркон” – это наша новейшая ракета, которая работает и по морю, по морским целям, и по наземным. Да, испытания проведены успешно, безупречно, это большое событие в жизни страны и существенный шаг в повышении безопасности России и повышении ее обороноспособности. Я прошу передать самые наилучшие пожелания, поздравления коллективам, которые работали над этим изделием, поблагодарить всех за результат и пожелать всем разработчикам, конструкторам, инженерам и рабочим – всем, кто имеет отношение к этой работе, – самые искренние слова благодарности”, – заявил Владимир Путин.

Но это лишь одно испытание. Хотя и очень важное. Ранее, 21 декабря, в Северодвинске состоялась церемония приемки в состав ВМФ России атомных подводных ракетоносцев “Князь Олег” и “Новосибирск”.

Такого не было более полувека, когда боевым пополнением отечественного флота становятся сразу две атомные подводные лодки – новейшие ракетоносцы четвертого поколения “Новосибирск” и “Князь Олег”.

Статья в тему:  Какой элемент отсутствует в головоломке про переправу на лодке

Команду “Принять в строй!” президент Владимир Путин отдает по видеосвязи из Москвы. Северодвинск отвечает троекратным “ура”. На лицах моряков – гордость, когда Андреевский флаг подняли над ракетной палубой. Нести службу оба атомохода будут в Вилючинске – это пункт базирования Тихоокеанского флота. Личный состав – тоже с Камчатки.

“Князь Олег” – уже второй корабль, построенный по модернизированному проекту “Борей-А”. Под водой способен развивать скорость до 29 узлов. Предельная глубина погружения – 480 метров. Может три месяца находиться в автономном плавании.

“Корабль стал тише, быстрее, маневреннее, сложно будет нашим натовским друзьям обнаружить его на глубинах. Прекрасный корабль, вооруженный до зубов. Стоит Западу бояться”, – отметил Михаил Ползиков, старший строитель кораблей ОСК.

В октябре “Князь Олег” из акватории Белого моря запустил баллистическую ракету “Булава”, находясь в подводном положении. Цель на полигоне Кура на Камчатке была успешно поражена. Так проходили государственные испытания.

Эксклюзивные кадры. Мы находимся на ракетной палубе атомного крейсера “Князь Олег”. Это крышки шахт, в которых находятся баллистические ракеты “Булава”. Их здесь 16. Они неуязвимы для любых систем противоракетной обороны в мире. Это основа наших стратегических сил ядерного сдерживания.

У каждой из 16 ракет “Булава” – по шесть гиперзвуковых боевых блоков, и любой из них можно навести на отдельную цель. Аналогов этому в мире нет. А подводная лодка “Новосибирск” несет крылатые ракеты “Калибр” и “Оникс”. В перспективе ее могут оснастить и гиперзвуковыми ракетами “Циркон”. Такие уже запускали в октябре с борта субмарины “Северодвинск”, которая создана по аналогичному проекту.

Статья в тему:  Откуда надувная лодка уфа

А 24 декабря российские моряки провели уже не одиночную, как раньше, а залповую стрельбу “Цирконами”. Это когда за короткий отрезок времени запускают сразу несколько ракет. Испытания прошли успешно и безупречно, что стало значительным шагом в укреплении обороноспособности нашей страны.

В декабре фрегат “Адмирал Горшков” на “отлично” выполнил стрельбу “Цирконом” по береговой цели, еще раньше – по морской. Это единственная в мире гиперзвуковая ракета, ее скорость – более 8 махов – 10 тысяч километров в час. Дальность – до тысячи километров. Высокоэффективное оружие, защиты от которого нет ни у одной страны. Россия – лидер в гиперзвуке. Совсем скоро “Цирконы” заступят на боевое дежурство. И они станут гордостью не одного поколения моряков.

Капитан ракетоносца “Новосибирск”, командир 1-го ранга Максим Шпирко продолжает военную династию. В его семье морскими офицерами в разные годы были шесть человек. Он – седьмой.

Во время торжественной церемонии передачи подводных лодок флоту Владимир Путин особо поблагодарил сотрудников “Севмаша”. Справились на “отлично”, подчеркнул Верховный главнокомандующий.

Завод “Севмаш” – родина первого отечественного атомохода, настоящий город в городе. И строят здесь тоже целые города – так называют подводные лодки проекта “Ясень”. Головным кораблем стал “Северодвинск” – в честь малой родины. Потом была “Казань”, теперь флоту передают “Новосибирск”. Сейчас здесь на стапелях – “Архангельск”, “Красноярск”, “Пермь”, “Ульяновск”, а еще “Владивосток” и “Воронеж”. Последние две субмарины заложили только в прошлом году.

Статья в тему:  Парковка для лодок как называется

Вот из печи достают металл, раскаленный до температуры почти в тысячу градусов: это титан, из которого делают корпус подводной лодки. Рабочие – в специальных защитных костюмах – техника безопасности. Чтобы получить нужную деталь, счет идет на секунды.

Всего на производстве – тридцать тысяч сотрудников. Их трудом в этих цехах и достигаются уникальные характеристики атомных подводных лодок. Например, “Новосибирск” – самая бесшумная среди всех российских субмарин. Для этого тут в буквальном смысле снимают стружку с гребных валов, которые соединяют двигатель с винтами.

Каждая деталь будущих субмарин проходит и через цех Елены Кубасовой – она уже 40 лет на производстве, ветеран труда. Перед сборкой женские руки заботливо проверяют неподъемные пластины.

“Контроль качества металла начинается с момента постройки корабля. Если есть хоть малейшее отклонение, металл отбраковывается”, – сказала Елена Кубасова, начальник бюро технического перевооружения производства.

Впрочем, рассказать что-то подробнее рабочие по понятным причинам не могут.

“Это секретная информация. Для какого отсека и для какой подлодки, я не скажу. Но это однозначно детали корпуса корабля”, – пояснила Кубасова.

Зато совсем не секрет, что в ближайшем будущем российский флот пополнят еще несколько атомных подводных лодок. Это пять субмарин проекта “Ясень-М» – таких же, как “Новосибирск”, и шесть – проекта “Борей-А”, аналогичных крейсеру “Князь Олег”. Следующий в этой серии – “Генералиссимус Суворов”, его уже вывели из цехов.

Статья в тему:  Чем можно отмыть лодку пвх

По морской традиции при спуске на воду о корпус корабля его командир разбивает бутылку шампанского.

“Это не какая-то ядерная дубина, это гарант мира. Гарант того, что Россия была, есть и будет независимым государством. Будет спокойно развиваться. Это надежный стратегический ядерный щит”, – отметил Николай Евменов, главком ВМФ.

Впереди у “Генералиссимуса Суворова” – ходовые испытания, только после них он тоже пополнит Тихоокеанский флот, как уже принятые в строй ракетные крейсеры “Князь Олег” и “Новосибирск”.

Подводное кораблестроение России

Материал из Documentation.

Подводное кораблестроение России — крупная отрасль российского кораблестроения.

Россия обладает технологиями по строительству как дизель-электрических, так и атомных подводных лодок. Производимые корабли в основном передаются в состав российского ВМФ, значительная часть строится по экспортным контрактам.

Содержание

[править] История

Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII‑ХIX веков. Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них были воплощены в жизнь. Впервые подводная лодка документально упоминается в российских источниках в 1718 году как «потаенное судно» Ефима Никонова. В начале 1880‑х по проекту Степана Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Лодки Джевецкого приводились в действие мускульной силой гребца и предназначались для обороны приморских крепостей. [1]

До 1900 года в России было построено свыше 60 подводных лодок. Все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным (стоящим на якорях) кораблям противника, но малая скорость, неустойчивость движения по курсу и глубине, невозможность ориентирования в подводном положении не позволили стать этим подводным лодкам боевым оружием. [2]

Статья в тему:  Как правильно конопатить лодку

К началу ХХ века Морское ведомство России всерьез поверило в могущество подводного флота и в 1901 года утвердило комиссию для проектирования полуподводных судов. Комиссия разработала проект подводной лодки «Дельфин», принятой в состав флота 14 октября 1903 года под названием «миноносец № 150». [3]

К началу Первой мировой войны в составе российского военно‑морского флота числились уже 22 боеспособные подлодки, ещё 24 — строились. [4]

Строительство советского подводного флота началось после преодоления последствий разрухи с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота. За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. [5]

В 1950‑е годы в СССР появились подводные лодки с ядерными энергетическими установками. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания. [6]

Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и (с учётом царской России) свыше 1000 дизельных подводных лодок. [7]

После 1990 года темпы и объёмы строительства подводных лодок резко снизились. [8]

В настоящее время строятся новые подводные ракетные крейсера стратегического назначения, многоцелевые подводные лодки для пополнения подводных сил ВМФ. [9]

Статья в тему:  Как правильно построить лодку

В 2014 год стал рекордным для российских подводных кораблестроителей — в Северодвинске и Санкт-Петербурге заложены в общей сложности 8 атомных и дизель-электрических подводных лодок, в том числе два крейсера стратегического назначения серии «Борей» («Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов») и одна ДЭПЛ для ВМС Вьетнама. [10]

[править] Организации

[править] Севмаш

АО «Производственное объединение „Севмаш“» — крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, главная задача которой — строительство атомных подводных лодок для ВМФ. Завод с территорией более 300 га объединяет в своей структуре более 100 подразделений. [11]

[править] Центр судоремонта «Звёздочка»

Центр судоремонта «Звёздочка» — судостроительная и судоремонтная верфь, расположенная в устье реки Северной Двины, на берегу Белого моря в Северодвинске. Важнейшим направлением производственной деятельности ЦС «Звездочка» является ремонт и модернизация атомных подводных лодок российского ВМФ. Прежде всего это РПКСН проекта 667 БДРМ, составляющих основу морских стратегических ядерных сил России. [12]

В состав ЦС «Звездочка» входят 6 судоремонтных заводов: судоремонтный завод «Нерпа» (г. Снежнегорск), 176 судоремонтный завод (г. Архангельск), СРЗ № 35 (г. Мурманск), судоремонтный завод № 5 (г. Темрюк), 1-я судоверфь (пос. Лазаревское), Астраханский судоремонтный завод и НПО «Винт» (г. Москва) с опытным заводом «Вега» (г. Боровск). [13]

С начала производственной деятельности на ЦС «Звездочка» выполнены ремонт и переоборудование свыше 110 подводных лодок, из которых более 80 — с атомной энергетической установкой. [14]

Статья в тему:  До скольки сил не нужны права на лодку

[править] Адмиралтейские верфи

АО «Адмиралтейские верфи» — центр неатомного подводного кораблестроения России. За историю предприятия на нём было построено более 300 подводных лодок. [15]

[править] ЦКБ МТ «Рубин»

АО «Центральное конструкторское бюро морской техники „Рубин“» — крупнейшее в России многопрофильное конструкторское бюро морской техники. По проектам ЦКБ МТ «Рубин» построено более 80 % подводных лодок, входивших в разное время в состав ВМФ СССР и России, включая несколько поколений стратегических подводных ракетоносцев. [16]

Разработанные ЦКБ МТ «Рубин» подводные лодки составили основу российского экспорта военно-морской техники. [17]

[править] СПМБМ «Малахит»

АО «СПМБМ „Малахит“» — конструкторское бюро в Санкт-Петербурге, специализирующееся на разработке проектов подводных лодок. Является ведущей в России организацией по проектированию многоцелевых подводных лодок. [18]

[править] Типы подводных лодок

[править] Проект «Борей»

У атомных стратегических ракетоносцев проекта «Борей» в экипаже 130 человек. Они оснащены современным гидроакустическим и навигационным оборудованием, передовыми системами связи и управления огнём, и имеют характеристики малозаметности четвёртого поколения. Длина каждой лодки составляет 185 футов, ширина 15 футов, а скорость в подводном положении 29 узлов. [19]

10 января 2013 года подводная лодка «Юрий Долгорукий», относящаяся к проекту «Борей», вошла в боевой состав российского Северного флота. Её строительство велось на «Севмаше» с 1996 по 2008 год. [20]

В начале 2013 года отмечалось, что второй ракетоносец этого класса «Александр Невский» в настоящее время проходит ходовые испытания в море, а третий, получивший название «Владимир Мономах», в конце прошлого 2012 года был выведен из цеха для спуска на воду. [21]

Статья в тему:  Как зарегистрировать самодельный лафет для лодки

На следующих лодках класса «Борей» будет по 20, а не по 16 ракет «Булава». Первая субмарина этого усовершенствованного класса «Борей-А» «Князь Владимир» была заложена в июле 2012 года. [22]

К 2020 году российский ВМФ намерен получить ещё два ракетных подводных крейсера класса «Борей-А». В совокупности на восьми субмаринах классов «Борей» и «Борей-А» будет 148 ракет «Булава». [23]

[править] Проект «Ясень»

9500-тонные подводные лодки «Ясень» имеют на вооружении 24 крылатых ракеты, а также восемь торпедных аппаратов (калибр 650 миллиметров). Некоторые крылатые ракеты имеют дальность пуска более 3 000 километров, остальные же называют «убийцами авианосцев». Применение более крупных торпедных аппаратов позволит производить из них пуски ракет, а также более мощных торпед. У «Ясеней» в состав вооружения входят новые «умные» торпеды с возможностью самонаведения, созданные специально для этой лодки. [24]

«Ясени» — это высокоавтоматизированные субмарины, а поэтому экипаж там в два с лишним раза меньше, чем у новых американских лодок класса «Вирджиния», где его численность составляет 134 человека. Основу проекта «Ясень» составляют атомные подводные лодки более ранних поколений «Акула» и «Лира». [25]

В 1993 году на «Севмаше» началось строительство подводной лодки «Северодвинск», относящейся к проекту «Ясень». В июне 2014 года на ней был поднят флаг ВМФ России. [26] [27]

Всего до 2020 года планируется построить 8 «Ясеней». [28] [29]

Статья в тему:  Как сделать лодку из металла своими руками

[править] Проект «Варшавянка»

Россия продолжает строительство усовершенствованных многоцелевых дизель-электрических подлодок проекта 636 «Варшавянка», предназначенных как для российского флота, так и на экспорт. [30] [31]

Подлодки проекта 636.1 относятся к третьему поколению. Они разработаны в ЦКБ морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург). Подлодки считаются одними из самых малошумных. Скорость подводного хода субмарин проекта 636 составляет 20 узлов в час, рабочая глубина погружения — около 240 м. [32]

Подлодка проекта 636 обладает оптимальным сочетанием акустической скрытности и дальности обнаружения целей, оснащена новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой. Кроме того, субмарина несёт на себе мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение, что позволяет обеспечивать мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения. [33]

[править] Перспективы

Атомная подводная лодка «Хаски». По состоянию на 2016 год готовятся различного рода технические задания предварительные, проводятся наработки. [34]

В 2021 году и далее. Планы по строительству атомных подлодок для ВМФ России

В настоящее время «Объединенная судостроительная корпорация» в интересах военно-морского флота реализует два крупных и сложных проекта по строительству атомных подводных лодок. Одновременно строятся многоцелевые АПЛ пр. 885(М) «Ясень» и стратегические ракетоносцы пр. 955(А) «Борей». В последние годы ВМФ получил несколько подлодок двух этих типов, и в ближайшие месяцы ожидается сдача еще двух. Затем «ОСК» предстоит завершить строительство еще 11 корпусов.

Статья в тему:  Ремонт лодок как бизнес

Текущие планы

Актуальные планы по развитию подводных сил ВМФ предусматривают строительство 10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр. 955 и 955А («Борей» и «Борей-А»). Четыре из них уже переданы заказчику и несут службу. Также ВМФ получит в общей сложности 9 атомных подводных ракетных крейсеров пр. 885 и 885М («Ясень» и «Ясень-М»). Пока эта программа строительства показывает более скромные успехи – в строй введено только два таких корабля.

В декабре прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко раскрыл планы на ближайшие несколько лет. Он рассказал, что до 2027 г. будут построены 14 АПЛ двух основных типов. Строительство кораблей ведется заводом «Севмаш» (г. Северодвинск). Ему предстоит ежегодно сдавать по одной многоцелевой и стратегической подлодке. Важно, что наличие подобных заказов позволило полностью загрузить производственные мощности предприятия.

Планы, раскрытые замминистра обороны, уже частично выполнены. В мае этого года в состав ВМФ ввели первую АПЛ обновленного пр. 885М – «Казань». Еще несколько заказов находятся на поздних стадиях, и будут завершены в ближайшее время. Несколько дней назад был раскрыт актуальный график подобных работ.

3 сентября «Интерфакс» опубликовал интервью с гендиректором «ОСК» Алексеем Рахмановым. Среди прочих тем в нем обсуждались перспективы подводного кораблестроения. Глава корпорации рассказал, что до конца этого года заказчику передадут две новые подлодки – РПКСН «Князь Олег» и АПРК «Новосибирск».

Статья в тему:  Как зарегистрировать самодельный лафет для лодки

Строительство кораблей двух типов будет продолжаться. В результате этого в следующем году на испытания выйдут еще два корабля. Это стратегический «Генералиссимус Суворов» и многоцелевой «Красноярск». Ранее сообщалось, что «Суворов» смогут передать заказчику до конца 2021 г., но теперь это событие смещается на следующий год. «Красноярск» начнет службу в 2022-м, как и планировалось ранее.

Еще 9 АПЛ двух типов находится на разных стадиях строительства, и их испытания с последующей передачей заказчику пока остаются делом отдаленного будущего. Любопытно, что такое количество корпусов на стапелях было достигнуто буквально пару недель назад. 23 августа на «Севмаше» заложили сразу два «Борея-А».

Успехи строительства

Строительство атомных подводных лодок отличается особой сложностью и требует немало времени. Кроме того, на стадии освоения серийного строительства по новому проекту возможно возникновение различных проблем, из-за которых приходится пересматривать график. Как показывают новости последнего времени, российскому кораблестроению удалось преодолеть эти трудности и выйти на требуемые темпы строительства АПЛ.

Следует напомнить, что строительство головного РПКСН пр. 955, «Юрий Долгорукий», продолжалось с 1996 по 2008 г. Затем несколько лет ушло на испытания и доработку, и только в 2013 г. корабль вошел в строй. В том же году ВМФ принял подлодку «Александр Невский», заложенную в 2004 г. «Владимира Мономаха» строили с 2006 г. и приняли на службу в конце 2014-го. Первый представитель пр. 955А, «Князь Владимир», был построен в 2012-18 гг. и несет службу с июня прошлого года.

Статья в тему:  Парковка для лодок как называется

В этом году ВМФ получит РПКСН «Князь Олег». Этот корабль строился с июля 2014 г. и был спущен на воду через шесть лет. Недавно, в мае начались испытания, и до конца года его передадут заказчику. Закладка следующего корабля «Генералиссимус Суворов» состоялась на несколько месяцев позже, и его собираются сдать в следующем году.

Схожим образом выглядит ситуация и в сфере АПРК. От закладки до спуска головного «Ясеня» прошло более 16 лет. Еще через 4 года на «Северодвинске» подняли флаг. Первый «Ясень-М», «Казань», строили с 2009 по 2017 г. В мае этого года эта АПЛ была передана ВМФ. Ожидаемый в этом году «Новосибирск» заложили в середине 2013 г. и спустили в конце 2019-го. Следующий «Красноярск» пребывал на стапеле с 2014 по 2021 г.

Таким образом, за последние годы «Севмаш» и «ОСК» в целом смогли решить все вопросы строительства и нарастить темпы производства работ. На данный момент строительство одной АПЛ пр. 955(А) или 885(М) занимает не более 6-8 лет. Это вполне соответствует актуальным планам Минобороны и ВМФ – и позволяет рассчитывать, что строительство двух серий будет завершено в установленные сроки.

Вымпелы будущего

Согласно последним заявлениям А. Рахманова, до 2027 г. ежегодно будут сдавать две атомные подлодки – по одному кораблю каждого серийного проекта. Есть все основания считать, что такие планы вполне соответствуют возможностям промышленности. Более того, нетрудно заметить наличие некоторого резерва по времени.

Статья в тему:  Откуда надувная лодка уфа

В ближайшее время ожидается спуск на воду РПКСН «Генералиссимус Суворов». В следующем году он пройдет испытания и, вероятно, войдет в состав флота. На разных стадиях строительства находятся еще четыре аналогичных корабля. При ежегодной сдаче одной подлодки всю серию удастся завершить уже в 2026 г. либо либо годом позже. В последнем случае появляется запас времени размером в год.

Схожим образом обстоит дело и со строительством «Ясеней-М». В 2021-22 гг. ВМФ получит две уже построенные подлодки – одна сейчас проходит испытания, вторая готовится к ним. Затем, начиная с 2023 г., сдадут еще пять. Соответственно, последний из запланированных крейсеров войдет в строй в 2027 г. Впрочем, в случае с пр. 885(М) заметный запас по времени отсутствует.

Вопросы обновления

Строящиеся АПЛ распределяются между Северным и Тихоокеанским флотами и дополняют наличные подводные силы. В средней перспективе они станут заменой для кораблей старых типов, которые будут списываться по мере морального и физического устаревания. При этом особое внимание должно уделяться развитию КТОФ.

Из четырех построенных «Бореев» два вошли в состав КТОФ. Место службы нового «Князя Олега» пока не уточнялось. Следующие два РПКСН тоже отправятся на Тихий океан. Таким образом, к середине десятилетия из семи построенных кораблей не менее четырех будет в распоряжении Тихоокеанского флота. Причины этого просты – КТОФ до сих пор использует устаревшие РПКСН пр. 667БДР «Кальмар». В обозримом будущем их будут списывать и заменять современными «Бореями».

Статья в тему:  Как правильно построить лодку

В случае с многоцелевыми подлодками такие тенденции не наблюдаются. Их продолжат поровну разделять между двумя флотами. Первые два «Ясеня» уже служат в составе Северного флота, а два следующих отправят Тихоокеанскому. Существующая группировка многоцелевых АПЛ двух флотов пока соответствует всем требованиям, и форсированное переоснащение одного из них не требуется.

Большие достижения

Таким образом, за несколько лет судостроители «Севмаша» и «ОСК», а также смежные предприятия смогли обеспечить выход программы производства новых АПЛ на требуемые темпы. Результатом этого через 6-7 лет станет самое серьезное обновление флота стратегических и многоцелевых подводных ракетоносцев. Вместе с этим повысится общий потенциал подводных сил и флота в целом.

Необходимо отметить, что перед российскими судостроителями по-прежнему стоит достаточно сложная задача. В ближайшие годы им предстоит сохранять достигнутый темп работ, от чего зависит будущее ВМФ, в т.ч. морской компоненты стратегических ядерных сил. Впрочем, вряд ли стоит беспокоиться об этом. Несмотря на все трудности, «ОСК» уже показала и подтвердила свой потенциал и возможности. Значит, к 2027 г. флот получит обе требуемые серии подлодок.

В каких городах строят подводные лодки

Потаенные корабли с атомными реакторами:

как строили подлодки в России

Российские верфи строят самые современные субмарины уже около 100 лет, за это время их аппараты смогли погрузиться на предельные глубины с максимальным сроком автономности. РИА Новости вспоминает историю создания подводных судов от «потаенного корабля» до современных атомных подлодок.

Статья в тему:  Как правильно конопатить лодку

300 лет назад крестьянин Ефим Никонов обратился к Петру I с идеей построить военную подводную лодку. Свой проект Никонов описывал так: «Судно, что под водою ходит потаенно, которым на море в тихое время можно из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать – смотря по тому, сколько на нем будет пушек».

Царь велел всячески содействовать работе Никонова, помогать с материалами и рабочей силой, при этом сам уверенно правил чертежи мастера. Например, он убрал из проекта пушки, так как использовать их под водой в то время было невозможно. Первый пробный пуск состоялся в марте 1721 года. Макет лодки погрузился в Неву на глазах царя и толпы петербуржцев, а потом всплыл неподалеку. К сожалению, после нескольких погружений корпус не выдержал и дал течь, но Петр был впечатлен.

Спустя три года подлодка была готова. На этот раз даже первое погружение прошло неудачно: судно слишком быстро опустилось, ударилось о дно и потонуло.

В архивах не сохранилось чертежей подводной лодки Никонова, поэтому о ее характеристиках можно только догадываться. Историки, изучавшие строительные сметы крестьянина, предполагают, что она была похожа на бочку длиной около 6 метров и шириной до 2 метров, в движение ее приводили сильные руки гребцов.

Следующий российский проект подлодки был значительно более сложным, но и реализован он был спустя только 150 лет одним целеустремленным фотографом.

Статья в тему:  Как сделать лодку из металла своими руками

Гребные суда в середине XIX века постепенно вытеснялись кораблями с паровыми двигателями: они были эффективнее, быстрее и в целом соответствовали эпохе индустриализации. Фотограф, в прошлом художник Иван Александровский, побывав в командировке в Британии, удивился мощности королевского флота и понял, что противопоставить России в случае войны будет нечего. Тогда он начал чертить проект первой отечественной подводной лодки. Бизнес приносил Александровскому немалые доходы, поэтому он мог позволить себе отвлечься на создание субмарины.

Фотограф получил ссуду и, добавив все свои накопления, передал проект на судостроительный завод, где за несколько лет была построена 33-метровая субмарина.

Александровский установил на лодку современные устройства. Например, на носу исправно работал магнитный компас, давление на судне нагнеталось специально разработанным компрессором, в движение его приводила двухвальная машинная установка. Вооружение представляло собой две связанные мины, которые при всплытии должны были «обнять» корпус противника снизу и подорваться после получения электрического сигнала.

Во время одного из испытаний чиновники Морского министерства поручили погрузиться на экстремальную глубину 30 метров, к чему корпус судна был не готов. Испытания проходили без экипажа, поэтому человеческих жертв удалось избежать, однако и поднять субмарину удалось лишь через несколько лет.

Тем не менее проект Александровского оказался прорывным для флотов крупнейших морских держав. Некоторые технические решения, например продувка водяного балласта сжатым воздухом, эволюционировали и сейчас применяются на современных атомных подводных лодках.

Статья в тему:  Ремонт лодок как бизнес

Подлодка у парадного «Астории»

В XX веке конструкторы научились не только строить прочные герметичные корпуса подводных лодок, но и устанавливать на них мощные двигатели. Сначала это были дизель-электрические и электрические установки, потом – парогазотурбинные, но современные субмарины оснащаются атомными двигателями, что дает им колоссальные преимущества в скорости, дальности и автономности плавания, а также делает их почти невидимыми.

Первая подлодка с атомной энергетической установкой «Ленинский комсомол», или К-3 (проект 627), была построена в 1958 году. Одновременно 350 конструкторских бюро, научных институтов и предприятий Советского Союза работали над созданием двигателя и корпуса. Это судно открыло эру атомного подводного флота.

Строить субмарину поручили специалистам завода №402 Министерства судостроительной промышленности СССР, известного сегодня как АО «ПО “Севмаш”».

Главный конструктор Владимир Перегудов интересным способом решил проблему компоновки оборудования такого гигантского корабля. Он отдал команду создать деревянные макеты всех отсеков атомной подводной лодки (АПЛ) в натуральную величину, однако ни в одном здании объемная конструкция длиной больше 100 метров не помещалась, поэтому ее разделили на пять частей и установили в разных местах в обстановке строжайшей секретности. Например, два носовых отсека собирали в центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы «Астория».

Лодка проекта 627 получила китообразную форму носа, тогда как все предыдущие подводные суда имели носовую оконечность корабельного типа, ведь большую часть времени они проводили в надводном положении.

Статья в тему:  Какой элемент отсутствует в головоломке про переправу на лодке

«Каждая каюта атомохода была покрашена в свой цвет, краски использовались матовые для удобства экипажа. Мебель изготавливали по специальному заказу: например, стол для кают-компании был изготовлен из лимонного дерева и в случае необходимости легко превращался в операционный. Его стоимость можно было сравнить с легковым автомобилем», – сообщили в пресс-службе АО «ПО “Севмаш”».

В 1962 году К-3 устроили суровое испытание: проплыть подо льдами Северного Ледовитого океана и, дважды пройдя точку Северного полюса, подняться на поверхность и установить флаг СССР. Команда не с первого раза смогла найти в полынье место для всплытия, но справилась с задачей. Весь экипаж судна получил ордена и медали, а руководящий состав – высокие звания.

Пока верфь спешно сдавала флоту субмарины, проектировщики старались повысить надежность оборудования, улучшить тактико-технические характеристики и усовершенствовать технологии постройки. Они добились успеха, значительно сократив срок сборки кораблей и снизив трудозатраты. За шесть лет флот получил 12 подлодок проекта 627А, которые совершили более 90 автономных походов.

Для следующей серии субмарин использовали силовую установку АПЛ проекта 627. Эти суда решали важную стратегическую проблему — доставить к берегам потенциального противника ракеты с ядерными боеголовками. Одна из лодок (К-19) в 1964 году первой из атомных ракетоносцев запустила ракету из-под воды.

Из поколения в поколение

Следующие АПЛ принято называть вторым поколением, потому что конструкторы стали разрабатывать для них новые реакторные установки. В этот период появился новый класс подводных кораблей – крейсерские атомные подводные лодки (проект 667). Для них создали корпус из титанового сплава и реактор с жидкометаллическим теплоносителем (проект 705К). Тогда же был построен глубоководный рекордсмен — судно проекта 685, оно погрузилось на 1027 метров, что казалось невозможным.

Статья в тему:  Чем можно отмыть лодку пвх

В 1970 году «Севмаш» установил рекорд, сдав ВМФ в течение года сразу шесть кораблей проекта 667А.

Ввод в строй этих АПЛ позволил СССР установить ядерный паритет с США, к тому моменту в советском флоте насчитывалось 34 субмарины, вооруженные баллистическими ракетами.

В декабре 1968 года завод спустил на воду «золотую рыбку» – так чиновники назвали АПЛ К-162 из-за дороговизны строительства. Ее корпус был сделан из титанового сплава, а на вооружении стоял противокорабельный ракетный комплекс подводного старта «Аметист». Во время опытной эксплуатации атомоход показал скорость полного подводного хода в 44,7 узла, что стало рекордом, который до сих пор не превзойден ни одной субмариной в мире.

Подлодке «Комсомолец» проекта 685, переданной флоту в 1983 году, принадлежит рекорд погружения – 1027 метров. На такой глубине судно невозможно атаковать даже глубоководным оружием, тогда как команда «Комсомольца» могла запускать торпеды. Судно успешно эксплуатировалось несколько лет, но затонуло после пожара в Норвежском море в 1989 году.

Подлодки третьего поколения помимо нового атомного реактора были оборудованы современной системой амортизации приборов и механизмов, что значительно снизило уровень шума. Конструкторы позаботились и об экипаже: на кораблях построили сауну, бассейн и комнату отдыха.

«На “Севмаше” строились многоцелевые подводные крейсеры проекта 971, предназначенные для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей и судов противника; многоцелевые подводные крейсеры проектов 949 и 949А, основной задачей которых было уничтожение авианосных группировок противника; тяжелые атомные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941, вооруженные баллистическими ракетами – самые большие атомные подводные лодки в мире», – рассказали в пресс-службе предприятия.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  До скольки сил не нужны права на лодку
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: