5 просмотров

Туман таял и когда лодка пошла

Туман таял и когда лодка пошла

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Туман таял, и, когда лодка пошла к берегу, видно было, как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

Запятая 1 разделяет предложения «Туман таял» и «видно было».

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда лодка пошла к берегу».

Запятая 4 ставится перед придаточной частью «как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах».

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

– понимание, того, что предложения без основы не бывает;

– знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

– понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Статья в тему:  Как установить лодку на прицеп

– умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

– умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

– умение видеть указательные слова в главном

– умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

– умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

– умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ

Деревья скрипят и стонут . Хо­зя­е­ва уго­ща­ли нас щами да ржа­ны­ми лепёшками .

Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО

Ученик пишет быстро , но неаккуратно . Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:

Шелестят зелёные серёжки , и горят серебряные росы .

По ночам в городе стало темнее , а днём пахло огурцами и бензиновым дымком.

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

(Если б вместо Надежды был у меня сын), при каком условии [я не думал бы], о чём? (что будет со мною nод старость).

Статья в тему:  С какого числа можно ловить с лодки 2020 года

При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:

[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).

[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Статья в тему:  Как называется лодки в венеции

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)( 4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

Статья в тему:  Как опреснить лодочный мотор

(когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Цыбулько Вариант 22 ЕГЭ-2018-русский.

Тест + ответы к части 1 + информация о тексте части 2 КИМ из пособия `ЕГЭ 2018. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов` (под ред. И.П. Цыбулько) .

Просмотр содержимого документа
«Цыбулько Вариант 22 ЕГЭ-2018-русский.»

Вариант 22. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Придавая строящемуся на Неве городу столичный статус, Пётр I преследовал две цели. (2)Первая: он стремился уменьшить влияние старой московской боярской элиты; вторая вполне очевидна: обновлённой России требовался морской форпост, который стал бы своеобразными «воротами» для торговли с европейскими странами. (3) основанный в устье Финского залива, практически на берегах Балтики, город-крепость приобретал в условиях Северной войны особое политическое значение.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Придавая строящемуся на Неве городу столичный статус, Пётр I стремился уменьшить влияние старой московской боярской элиты.

Статья в тему:  Когда была изобретена подводная лодка

2) В условиях Северной войны России требовался морской форпост, которым и стал строящийся по европейским образцам город на Неве.

3) Строящийся на берегах Невы город был наделён Петром I статусом столицы с целью уменьшения влияния московской боярской элиты, и это имело важное торговое и военно-политическое значение.

4) Строящаяся на Неве будущая столица становилась своеобразными «воротами» для торговли с европейскими странами.

5) Решая задачи уменьшения влияния старой московской боярской элиты, активизации торговли, а также важные военно-политические задачи, Пётр I придал строящемуся на Неве городу статус столицы.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Во избежание этого

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕСЛЕДОВАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕСЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; несов.

1) кого-что. Следовать, гнаться за кем-н. с целью поимки, уничтожения. П. врага. П. зверя.

2) перен., кого (что). Неотступно идти за кем-н. П. незнакомку.

3) перен.у кого (что). О мысли, чувстве, воспоминании: не оставлять в покое, мучить. Его преследуют воспоминания.

4) перен., кого (что) чем. Подвергать чему-н. неприятному, донимать чем-н. П. кого-н. насмешками.

Статья в тему:  Как лодку назовете

5) кого-что. Угнетать, притеснять, подвергать гонениям. П. своих политических противников.

6) что. Стремиться к чему-н. (к тому, что названо существительным) (книжн.). П. благородные задачи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Специалист сразу видит ОТЛИЧИЕ профессионально изготовленного изделия от подделки.

Выполнять предлагаемое физическое упражнение нужно после глубокого ВДОХА.

В характере Давыдова появилась ранее несвойственная ему РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ.

Первое выступление начинающего артиста было НЕУДАЧЛИВЫМ.

ПАМЯТНЫЕ монеты представляют собой увлекательную и очень интересную историю нумизматики.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в течение ТРЁХСОТ лет

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Выполняя важную функцию опоры и движения, костная система человека, кроме того, осуществляет защиту внутренних органов от механических повреждений.

Статья в тему:  Чудесная лодка какая основная тема произведения

2) Работая над сочинением, мне было сделано замечание.

3) Девушка входит в зал и не обратила на меня внимания.

4) Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневается, что это одно из самых красивых зрелищ.

5) Создание славянской азбуки было осуществлено Кириллом и Мефодием, знающими славянскую речь, потому что они родились на окраине граничащей империи с южнославянскими землями.

6) Одной из самых известных раскольниц, судьба которой заинтересовала художника В. И. Сурикова, была боярыня Феодосия Морозова.

7) Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей для компьютерных игр.

8) Благодаря дружбы с семьёй С. Т. Аксакова по приезде из Петербурга Н. В. Гоголь поселился в доме писателя.

9) Вопреки расхожему мнению щёлочь обладает не менее сильными дезинфицирующими свойствами, чем кислота, обычно применяемая, например, для обеззараживания водостоков.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Статья в тему:  Какой фирмы выбрать лодочный мотор

(НЕ)СМОТРЯ на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Сегодня его слова звучали (НЕ)ТЕПЛО и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

Глаза его горели ничем (НЕ)СДЕРЖИВАЕМОЙ страстью.

Был тихий, вовсе (НЕ)ЖАРКИЙ июньский день.

Посещение стоматолога всё-таки (НЕ)БЫЛО отложено.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества ТО(ЖЕ) погружены для нас в романтическую дымку.

2) (НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

3) Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

4) Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

5) (ЗА)ЧАСТУЮ люди не осознают, (НА)СКОЛЬКО важно следить за своим здоровьем.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

Статья в тему:  Как восстановить документы на лодочный мотор

3) Для многих книги Ф. М. Достоевского или Л. Н. Толстого интереснее любого детективного романа.

4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

5) Как театр так и кинематограф являются видами массового искусства.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кто б ни был (1) ты (2) печальный мой (3) сосед (4)

Люблю тебя, как друга юных лет,

Тебя (5) товарищ (6) мой случайный (7)

Хотя судьбы коварною игрой

Навеки мы разлучены с тобой

Стеной теперь — а после тайной.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Статья в тему:  Как установить лодку на два якоря

Обитатели посёлка были убеждены в том, что в их глухое захолустье не поедут работать выпускники вузов и молодые специалисты, и поэтому приезд молодого агронома стал неожиданным для всех.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами. (2)Врачи, сёстры и санитары надавали мне множество поручений и писем. (3)В то время все старались переправлять письма с оказией, чтобы избежать военной цензуры.

(4)Лёля дала мне свои золотые часики и просила передать их в Москве своему дяде, профессору. (5)Золотые эти наручные часики смущали Лёлю. (6)Они были, конечно, совсем ни к чему в санитарном поезде.

(7)Лёля дала мне, кроме того, письмо к дядюшке. (8)В нём она писала обо мне много хорошего и просила профессора приютить меня, если понадобится.

(9)Я разыскал в Москве квартиру уважаемого профессора и позвонил. (10)Мне долго не открывали. (11)Потом из-за двери недовольный женский голос расспросил меня, кто я и по какому делу. (12)Дверь открыла пожилая горничная с косоглазым лицом. (13)3а ней стояла высокая, величественная, как памятник, старая дама в белоснежной крахмальной кофточке с чёрным галстуком-бабочкой — жена профессора. (14)Седые её волосы были подняты надменным валиком и блестели так же, как и стёкла её пенсне. (15)Она стояла, загораживая дверь в столовую. (16)Там семья профессора пила, позванивая ложечками, утренний кофе.

Статья в тему:  Как опреснить лодочный мотор

(17)Я передал профессорше коробочку с часами и письмо.

— (18)Подождите здесь, — сказала она и вышла в столовую, выразительно взглянув на горничную. (19)Та тотчас начала вытирать в передней пыль с полированного столика, давно уже к тому времени вытертого и нестерпимо блестевшего.

— (20)Кто там звонил? — спросил из столовой скрипучий старческий голос. — (21)Чего нужно?

— (22)Представь, — ответила профессорша, шурша бумагой (очевидно, она вскрывала пакет), — Лёля и на войне осталась такой же сумасбродкой, какой и была. (23)Прислала золотые часы. (24)С каким-то солдатом. (25)Какая всё-таки неосторожность. (26)Вся в мать!

— (27)Угу! — промычал профессор. (28)Очевидно, рот у него был набит едой. — (29)Ничего не стоило прикарманить.

— (30)Вообще я Лёлю не понимаю, — снова сказала профессорша. — (31)Вот пишет, просит его приютить. (32)К чему это? (ЗЗ)Где приютить? (34)На кухне у нас спит Паша.

— (35)Только этого не хватало, — промычал профессор. — (36)Дай ему рубль и выпроводи его. (37)Пора Лёле знать, что я терпеть не могу посторонних людей.

— (38)Неловко всё-таки рубль, — сказала с сомнением профессорша. — (39)Как ты думаешь, Пётр Петрович?

— (40)Ну, тогда вышли ему два рубля.

(41)Я распахнул дверь на лестницу, вышел и захлопнул дверь так сильно, что в профессорской квартире что-то упало и разбилось с протяжным звоном. (42)На площадке я остановился.

Статья в тему:  Как лодку назовете

(43)Тотчас дверь приоткрылась через цепочку. (44)3а горничной, придерживавшей дверь, стояла вся профессорская семья: надменная профессорша, студент с лошадиным лицом и старый профессор с измятой салфеткой, засунутой за манишку. (45)На салфетке были пятна от яичного желтка.

— (46)Ты чего безобразничаешь? — прокричала в щёлку горничная. — (47)А ещё солдат с фронта! (48)3ащитник Отечества!

— (49)Передай своим господам, — сказал я, — что они скоты.

(50)Тут в передней началась невнятная толкотня. (51)Студент подскочил к двери и схватился за цепочку, но профессорша его оттащила.

— (52)Геня, оставь! — крикнула она. — (53)Он тебя убьёт. (54)Они привыкли всех убивать на фронте.

(55)Тогда вперёд протолкался старый профессор. (56)Чисто вымытая его бородка тряслась от негодования. (57)Он крикнул в щёлку, приложив руки трубочкой ко рту:

— Хулиган! (58)Я в полицию тебя отправлю!

— (59)Эх вы! — сказал я. — (60)Научное светило!

(61)Профессорша оттащила почтенного старичка и захлопнула дверь.

(62)С тех пор у меня на всю жизнь осталось недоверие к так называемым «жрецам науки», к псевдоучёным, к тому племени людей, что безмерно кичатся своей учёностью, а в жизни остаются обывателями и пошляками. (63)Есть много видов пошлости, не замечаемых нами. (64)Даже такой безошибочный «уловитель» пошлости, как Чехов, не мог описать всех её проявлений.

(По К. Г. Паустовскому)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Статья в тему:  Когда была изобретена подводная лодка

1) В то время, которое описывает рассказчик, письма старались не отправлять почтой, опасаясь военной цензуры.

2) Через рассказчика, которого послали из Бреста в Москву за медикаментами, Лёля передала своему дяде золотые часики и письмо.

3) Поскольку рассказчика долго не могла принять семья профессора, он решил обратить на себя внимание, громко хлопнув входной дверью.

4) В отличие от своей жены профессор не готов был приютить рассказчика на кухне, боясь, что тот прикарманит их имущество.

5) Геня был на фронте и поэтому мог машинально убить обидчика.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 3.

2) Предложения 5, 6 объясняют содержание предложения 4.

3) В предложениях 12-14 представлено описание.

4) В предложениях 18-19 содержится рассуждение.

5) В предложениях 41-42 содержится повествование.

23. Из предложений 9-13 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 9-16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «К. Г. Паустовский настолько мастерски описывает в общем-то заурядный случай из жизни профессорской семьи, что к концу повествования читатель имеет чёткое представление о каждом её члене. При описании жены профессора писатель использует троп — (А)___ (“высокая, величественная”, в предложении 13, “надменным” в предложении 14), а также приём — (Б)___ (предложения 23-24). Лексическое средство — (В)___ (“промычал” в предложении 27, “прикарманить” в предложении 29, а также “протолкался” в предложении 55) — помогает понять истинную сущность профессора. Своё же отношение к произошедшему в квартире профессора рассказчик выражает с помощью такого синтаксического средства, как (Г)___ (предложения 59, 60)».

Статья в тему:  С какого числа можно ловить с лодки 2020 года

Задание № 20 ЕГЭ по русскому языку (3 варианта)

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Задание № 20 ЕГЭ по русскому языку

Вариант I

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1) Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпилина (1)он вспомнил (2) что (3) когда она ещё только строилась (4) ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец.

2) У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках (1) что (2) если бы раздуть их (3) то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями.

3) Мы вступаем в открытое море (1) но (2) если хорошо приглядеться (3) то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море.

4) Я присел под лиственницей (1) чтобы закурить папиросу (2) и (3) пока дымок тихо вился надо мною (4) отгоняя больших лесных комаров (5) меня совершенно охватила внезапная сладкая и туманная дремота.

5) Солнце взошло (1) и хотя на небе не было ни единого облачка (2) но цвет его был странный (3) белесоватый в зените (4) и серый ближе к горизонту.

6) Илья Ильич не боится поддать ногой в рожу обувающему его Захару (1) и (2) если он в своей жизни не делает этого с другими (3) то единственно потому (4) что надеется встретить противодействие (5) которое нужно будет преодолеть.

Статья в тему:  Чудесная лодка какая основная тема произведения

7) Ей пробовали рассказать (1) что говорил доктор (2) но оказалось (3) что (4) хотя доктор и говорил очень складно и долго (5) никак нельзя было точно передать того (6) что он сказал.

8) Прислушайтесь хорошенько (1) стоя в лесу (2) или среди пробудившегося цветущего поля (2) и (3) если у вас сохранился чуткий слух (4) вы непременно услышите чудесные звуки земли (5) которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю.

9) Вскоре мы вышли на самую середину реки (1) и (2) когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой (3) женщина склонила голову набок и тихо запела.

10) Известно ли вам (1) что (2) если оказаться у околицы Михайловского (3) то почти возле калитки (4) ведущей к усадьбе поэта (5) можно увидеть старую-престарую сосну.

Вариант II

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1) Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.

2) К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

3) Мне показалось (1) что (2) когда мы расставались (3) от вас веяло холодом.

Статья в тему:  Как установить лодку на два якоря

4) Он говорил (1) что (2) когда один предаёт всех (3) то это дурно.

5) Юноша подумал (1) что (2) если бы дело шло о пустяках (3) то он бы не противился.

6) Сунула тетёрка голову в траву и думает (1) что коли она сама ничего не видит (2) так и её не видно.

7) Я ждал её рассказа и молчал (1) боясь (2) что (3) если я спрошу её о чём-либо (4) она опять отвлечётся в сторону.

8) Петька очень боялся идти в воду (1) но (2) когда вошёл (3) то не хотел вылезать из неё и делал вид (4) что плавает.

9) Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе.

10) Толстые никогда не занимают косвенных мест (1) а всё прямые (2) и (3) уж если сядут где (4) то сядут надёжно и крепко.

Вариант III

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1) Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

2) Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

Статья в тему:  Как установить лодку на прицеп

3) В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

4) Я решил (1) что (2) когда вырасту (3) непременно схожу посмотреть на реку Медведицу.

5) Известно (1) что (2) когда существовал перешеек (3) то климат Сахалина отличался мягкостью.

6) Меня охватил какой-то инстинктивный страх (1) и я понял (2) что передо мной человек настолько обаятельный (3) что (4) если я поддамся его обаянию (5) он поглотит меня всего (6) мою душу (7) и даже моё искусство.

7) Последние дни пути Кузьмёныши не отходили от окна (1) боясь пропустить появление Кавказских гор (2) но (3) когда им сказали (4) что облачка на горизонте и есть те самые горы (5) то они сначала не поверили.

8) Холодная злость овладела мной при мысли (1) что (2) если не случай (3) то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков.

9) Ночью я почувствовал боль в ноге (1) и (2) когда встал утром (3) она оказалась сильно распухшей.

10) Мы его [Вулича] не понимали (1) но (2) когда он взвёл курок и насыпал на полку пороха (3) то многие (4) невольно вскрикнув (5) схватили его за руки.

Статья в тему:  Какой фирмы выбрать лодочный мотор

Предложения с разными видами связи (страница 6)

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туман медленно таял (1) и (2) когда лодка подошла к берегу (3) видно было (4) как сгорбленный дед стоял у колодца.

Необходимо найти все основы, все союзы. Установить связь между частями предложения.

Четыре основы: туман таял; лодка подошла; видно было; дед стоял.

Три союза: и, когда, как.

На месте цифр 3 и 4 запятые очевидны: они разделяют разные предложения с разными основами.

Перед И (на месте цифры 1) запятая нужна, т.к. первое предложение закончилось и далее нигде не продолжится.

Перед КОГДА (на месте цифры 2) запятая нужна, т.к. после второго предложения нет союзов ТО или НО. Таким образом, союз И соединяет первое и третье предложения (“Туман медленно таял, и видно было”), а союз КОГДА относится ко второму предложению.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Аустерлицкое сражение было тяжёлым (1) и (2) когда Андрей Болконский повёл солдат в атаку (3) некто ударил его по голове (4) после чего скрылся.

Необходимо найти все основы, все союзы. Установить связь между частями предложения.

Четыре основы: Аустерлицкое сражение было тяжёлым; Андрей Болконский повёл; некто ударил; скрылся.

Три союза: и, когда, (после) чего.

Статья в тему:  Как называется лодки в венеции

На месте цифр 3 и 4 запятые очевидны: они разделяют разные предложения с разными основами.

Перед И (на месте цифры 1) запятая нужна, т.к. первое предложение закончилось и далее нигде не продолжится.

Перед КОГДА (на месте цифры 2) запятая нужна, т.к. после второго предложения нет союзов ТО или НО. Таким образом, союз И соединяет первое и третье предложения (“Аустерлицкое сражение было тяжёлым, и некто ударил его (Андрея Болконского) по голове”), а союз КОГДА относится ко второму предложению.

Если убрать второе предложение из примера, как мы сделали чуть выше (“Аустерлицкое сражение было тяжёлым, и некто ударил его (Андрея Болконского) по голове”), то может показаться, что предложение выглядит неполноценно. Многие, руководствуясь этим, не ставят знаки. Это ОШИБКА. Руководствуйтесь правилами, а не ощущениями: любое СПП с разными видами связи будет выглядеть странно и нелепо, если вы начнёте убирать из него части. На знаки это не влияет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: