33 просмотров

Туман таял и когда лодка пошла к берегу видно было

Туман таял и когда лодка пошла к берегу видно было

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Туман таял, и, когда лодка пошла к берегу, видно было, как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

Запятая 1 разделяет предложения «Туман таял» и «видно было».

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда лодка пошла к берегу».

Запятая 4 ставится перед придаточной частью «как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах».

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

– понимание, того, что предложения без основы не бывает;

– знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

– понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

– умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

– умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

– умение видеть указательные слова в главном

– умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

– умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Статья в тему:  Какой 4 тактный лодочный мотор лучше

– умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ

Деревья скрипят и стонут . Хо­зя­е­ва уго­ща­ли нас щами да ржа­ны­ми лепёшками .

Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО

Ученик пишет быстро , но неаккуратно . Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:

Шелестят зелёные серёжки , и горят серебряные росы .

По ночам в городе стало темнее , а днём пахло огурцами и бензиновым дымком.

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

(Если б вместо Надежды был у меня сын), при каком условии [я не думал бы], о чём? (что будет со мною nод старость).

При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:

[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).

[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

Статья в тему:  Лодка сколько слогов в этом слове

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)( 4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

Статья в тему:  Как привязать ватрушку к лодке

(когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Туман таял и когда лодка пошла к берегу видно было

  • Главная
  • Интернет-магазин
  • Сертификаты
  • Распродажа
  • Продукция
  • Прайс лист
  • Паспорта
  • Форум
  • Доставка
  • Реклама
  • Скачать
  • Скидки
  • Подбор
  • Статьи
  • Сметы
  • Карта сайта
  • Книги
  • Кредиты
  • Контакты

Основной Государственный Экзамен 2020-2021 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ. Решебник.

Вот и наступает жаркая пора, когда пришло время сдавать в школе ОГЭ / ГИА. Здесь, на страничке для школьников 9 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ОГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ОГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ОГЭ / ГИА

Скачать сочинение и изложение ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3

Задание ОГЭ по Русскому Языку. 9 класс.

Задание 20 № 1090
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Статья в тему:  Какой аккумулятор для yamaha drag star

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.
Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи Подробнее
ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

– понимание, того, что предложения без основы не бывает;

– знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

– понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

– умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

– умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

– умение видеть указательные слова в главном

– умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

– умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

– умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 1
Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ

Деревья скрипят и стонут. Хо­зя­е­ва уго­ща­ли нас щами да ржа­ны­ми лепёшками.

БП 2
Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО

Ученик пишет быстро, но неаккуратно. Малыш уже не хныкал, а плакал навзрыд.

БП 3
Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:

Статья в тему:  Как узнать скорость лодки в стоячей воде

Шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы.

По ночам в городе стало темнее, а днём пахло огурцами и бензиновым дымком.

БП4
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

(Если б вместо Надежды был у меня сын),при каком условии [я не думал бы], о чём?(что будет со мною nод старость).

БП 5
При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:

[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).

[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).

БП 6
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Статья в тему:  Какое давление должно быть в баллонах надувной лодки

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что?(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)( 4)когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём?(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что?(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда?(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём?(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Раздел кодификатора ФИПИ: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи, Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

Статья в тему:  Как правильно писать лодка

Посмотреть правильные ответы и пояснения на данные задания ОГЭ

Скачать готовое сочинение или изложение ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с разными видами связи

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. На пресс-конференции по итогам чемпионата (1) спортсмен признался (2) что (3) если бы он не победил (4) то свою спортивную карьеру считал бы завершённой.

2. Зрители с большим волнением следили за происходящим (1) и (2) хотя по лицу и интонациям самого молодого участника дебатов нельзя было прочитать ожидание предстоящего торжества (3) понимали (4) что именно он одержит сегодня уверенную победу.

3. Охотники пробирались вдоль берега (1) и (2) хотя солнце уже село (3) и влажный туман спустился на реку (4) никто из них не собирался располагаться на ночлег.

4. В тот же день поздно вечером (1) северный горизонт против обыкновения очистился от тумана и туч (2) и (3) когда солнце спустилось почти до горизонта (4) на алом фоне неба можно было различить отдалённую мелкозубчатую цепь.

5. Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей (1) что (2) хотя и говорят (3) что история никого и ничему не научила (4) жизнь ещё больше мстит тому (5) кто совсем не знает истории.

6. Любовь делает человека честнее и строже в соблюдении нравственных устоев жизни (1) и (2) если мы сумели открыть в себе способность любить (3) можно считать (4) что мы нашли подлинное счастье жизни.

7. Приближался рассвет (1) и (2) хотя предутренний туман совсем скрыл очертания берега (3) которые до этого прорисовывались в свете восходящего солнца (4) моряки стали выбирать якоря и на вёслах двигаться к берегу.

Статья в тему:  Сколько стоит ямаха вр 250

8. Лето – прекрасная пора (1) и (2) если вы постараетесь провести его с пользой (3) полученной закалки хватит на весь осенне-зимний период (4) потому что ваш иммунитет укрепится.

9. Хозяйка уже много раз выглядывала в окно (1) чтобы скорее увидеть долгожданных гостей (2) и (3) когда вдалеке послышался звук приближающегося автомобиля (4) она выбежала на крыльцо.

10. Докладчик подошёл к кафедре (1) и (2) когда шум в зале затих (3) и установилась абсолютная тишина (4) начал своё выступление.

11. Любовь к людям – это нравственная сердцевина любого из нас (1) и (2) когда человек испытывает такую любовь (3) его нравственная сердцевина всегда остаётся (4) здоровой и чистой.

12. Нашим современникам трудно представить (1) что несколько столетий вплоть до конца XVIII века Кремль оставался в каком-то смысле обычным районом города (2)и (3) хотя и служил резиденцией правящего дома и высшего церковного иерарха (4) люди проживали на территории Кремля и участвовали в исторических событиях русского Средневековья.

13. Исследователи письменности индейцев племени майя вскоре поняли (1) что индейские иероглифы не могли быть буквами (2) поскольку их слишком много(3) и (4) хотя индейцев майя к XX веку уцелело немало (5) среди них не осталось никого (6) кто знал бы древнюю письменность и мог бы помочь учёным.

14. Коренные народы Южной Америки в XI—XVI веках придумали узелковое письмо «кипу» (1) смысл которого зависел от типа и числа узелков (2) и (3) хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли (4) его принято считать изобретением инков.

15. Долгое время в сельских избах печи клали без труб (1) чтобы лучше сохранялось тепло (2) и (3) хотя топили печь хорошо высушенными «бездымными» поленьями (4) дыма в горнице хватало (5) оттого избы назывались чёрными, или курными.

Статья в тему:  Сколько добавлять масла в бензин для лодочного мотора

16. Если XX век – это торжество физики (1) то в XXI веке главными будут проблемы жизни (2) и (3) хотя прогнозировать развитие науки сейчас очень сложно (4) можно утверждать (5) что XXI век станет веком глобального изучения генома человека.

17. В нужный момент громовой голос прораба способен был перекрыть шум любого компрессора (1) и (2) когда этот сильный человек шёл по строительной площадке (3) казалось (4) что стальные балки сами по себе раздвигаются в стороны.

18. Озон – сильнейший окислитель (1) и (2) если в малых дозах он весьма полезен (3) поскольку убивает микробов (4) то в больших способен приносить здоровью человека немалый вред.

19. Благодаря земному притяжению каждое тело (1) вблизи поверхности земли обладает пропорциональным его массе весом (2) поэтому (3) если мы роняем какой-то предмет (4) он падает.

20. Художник спал так мало (1) что все удивлялись (2) и (3) если он нечаянно засыпал днём на полтора часа (4) то уже потом не спал всю ночь.

21. Утром пригрело солнце (1) а (2) когда (3) ночной туман превратился в лёгкую дымку (4) и растаял у подножия гор (5) то вдали проявились их величественные силуэты.

22. В деревенском доме было тихо (1) и (2) если бы не слабый свет в окошке (3) можно было подумать (4) что там уже все спят.

23. Есть энциклопедии большие и малые(1) однако одна из самых известных – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона(2) и (3) хотя издание выходило ещё до революции(4) эта энциклопедия и сейчас остаётся одной из самых точных и авторитетных(5) поскольку превосходит другие широтой рассмотрения тем и глубиной изложения научных сведений.

Статья в тему:  При какой температуре можно клеить лодку пвх

24. Солдат расположился на ночлег вблизи муравейника (1) и (2) поэтому (3) пока он спал (4) под одежду забрались муравьи (5) ему пришлось всё утро от них избавляться.

25. История Новгорода долгое время изучалась только по письменным источникам (1) среди которых были обширные летописные своды и житийная литература (2) и (3) хотя этот древнерусский город сохранил огромное число памятников зодчества и монументальной живописи (4) до рубежа XIX–XX веков их исследовали только искусствоведы вне контекста общего исторического течения.

26. Человечество одолело путь от примитивных деревянных и каменных орудий до компьютеров и космических кораблей (1) однако на этом пути человеку не менее пятисот тысяч лет сопутствует древесина (2) и (3) хотя со временем значение этого материала для развития цивилизации стало снижаться (4) он и сегодня может в немалой степени содействовать прогрессу.

27. Попытки расшифровать клинописный текст на Фестском диске с его значками (1) которые характерны для египетских иероглифов (2) не приводили ни к какому осмысленному результату (3) и (4) хотя рисунок значков и напоминает иероглифы (5) даже опытные египтологи оказались не в состоянии их понять.

28. Вообще белки известны своей памятливостью (1) и (2) когда эти пушистые зверьки делают запасы на зиму (3) они не забывают (4) куда положили грибы или орехи (5) хотя тайников у них может быть очень и очень много.

29. Книги (1) которые рассказывают о жизни и судьбе человека (2) позволяют нам составить довольно полное представление об этом человеке (3) но (4) как бы ни был хорош словесный портрет (5) он не в силах заменить портрета живописного.

30. Если новое слово или новое значение слова прижилось (1) то это означает (2) что в культуре и в нашем сознании появился новый смысл (3) для которого недоставало словесной оболочки (4) и (5) что такое слово языку нужно.

Статья в тему:  Как узнать скорость лодки в стоячей воде

31. Об этом удивительном городе говорят (1) что (2) если вы хоть раз в нём побывали (3) то непременно ещё раз захочет полюбоваться старинными фасадами его величественных зданий (4) которые так много рассказывают нам о его древней истории.

32. Рассказывают (1) что (2) когда В.А. Тропинин пришёл в московскую квартиру Соболевского (3) чтобы сделать первый набросок портрета А.С. Пушкина (4) поэт играл на полу с щенятами.

33. Нельзя не любить этот удивительный край (1) потому что он прекрасен (2) и (3) хотя вся прелесть его раскрывается сразу (4) каждый со временем начинает до боли в сердце дорожить этой тихой землёй под неярким небом.

34. Зритель в театре Чехова проходит нелёгкое нравственное испытание (1) в которое он так или иначе вовлекается ещё во время спектакля (2) и (3) когда этот зритель выходит из зала (4) он ещё долго продолжает обдумывать происходившее на сцене.

35. Всем нужны книги (1) но (2) когда люди приходят в библиотеку (3) нередко они теряются в книжном океане и начинают со сложного (4) потому что не имеют представления о простом.

36. Каждое писательское выступление углубляет наше представление об авторе (1) и (2) если мы имеем дело с большим художником и яркой индивидуальностью (3) для нас интересно и значительно каждое событие в его жизни (4) так как всё это дополняет образ писателя.

37. Меняются времена и условия жизни (1) но (2) если о человеке есть кому позаботиться (3) когда ему плохо (4) есть кому за него радоваться (5) когда происходит что-то хорошее (6) он не вырастет несчастным и жестоким.

38. Рябина неплохо растёт на любых почвах и плодоносит даже при довольно близких грунтовых водах (1) где обычно выпревают яблони и другие плодовые культуры (2) однако (3) если земля плодороднее (4) то урожай богаче (5) а ягоды крупнее и вкуснее.

Статья в тему:  Как привязать ватрушку к лодке

39. Владислав долго не хотел будить сестру (1) которая до полуночи готовилась к предстоящему экзамену (2) и (3) когда всё-таки решился (4) она уже сама открыла глаза.

40. По целым дням братья (1) пропадали где-то с мальчишками –ровесниками (2) а (3) когда созрели фрукты (4) то их можно было застать дома только рано утром или ночью.

41. Геолог долго напряжённо вглядывался в карту местности (1) а (2) когда наконец понял (3) где находится экспедиция (4) то с размаху ударил себя ребром ладони по колену и широко улыбнулся.

42. Митроша подмигнул товарищам (1) и (2) в то время как соперники безуспешно пытались забросить мяч в корзину (3) вдруг в одном молниеносном прыжке перехватил его (4) чтобы передать нападающему своей команды.

43. Волейболисты юношеской сборной вышли на поле (1) и (2) хотя команда впервые играла в таком составе (3) показали игру (4) которую спортивные комментаторы единодушно признали высококлассной.

44. У меня кружилась голова от обилия и густоты красок на полотнах старых мастеров (1) и (2) чтобы отдохнуть (3) я уходил в зал (4) где была выставлена скульптура.

45. Внезапно испортилась погода (1) и (2) хотя до дождя дело не дошло (3) солнце посреди дня померкло (4) и тогда нарядный глянец Южного берега замутился.

46. В Эрмитаже более трёх миллионов экспонатов (1) и (2) чтобы остановиться у каждого из них хотя бы на минуту (3) потребуются годы (4) поэтому посетители выбирают что-то любимое.

47. Мальчик тихонько зашёл в комнату (1) и (2) когда дети уже расселись за столом и разложили лото (3) тоненьким голоском (4) попросил принять его в игру.

Статья в тему:  Сколько стоит ямаха вр 250

48. Чтобы сэкономить электроэнергию (1) мы лишь изредка позволяли себе слушать концерты из Москвы (2) но (3) когда это случалось (4) мы ощущали нашу столицу совсем рядом с нами (5) потому что передача принималась абсолютно ясно и без помех.

49. Собаки любят поскрести дощатый пол лапами (1) и (2) если коготь случайно застрянет в щели между досками (3) животное может получить серьёзную травму (4) которая потребует обращения к ветеринару.

50. Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.

ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 19.

(4 ЧАСА)

I. Подготовить ответы на вопросы:

1. Пунктуация в сложноподчиненном предложении (запятая, точка с запятой).

2. Сравнительные обороты с союзами как, что, чем и т.п.

II. Выполнить письменно упражнения:

Упражнение 1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Игра длилась до тех пор пока все костяшки не переходили в одни руки. (Kyпp.) 2. Снег везде почернел присел пропитался водой и сделался таким рыхлым точно его изъели черви. (М.-С.) 3. Хотя виски уже серебрятся но с виду капитан ещё моложав. (О. Г.) 4. У причала там где стояли рыбацкие лодки кто-то зажёг костёр. (Закр.) 5. Светлое озеро казалось больше потому что не стало прибрежной зелени. (М.-С.) 6. Чем мельче становились отрезанные от реки водоёмы тем больше погибало оставшейся там рыбьей молоди. (Закр.) 7. Раз дождя нет значит можно идти дальше. (Арс.) 8. Он всё вспоминал Лизу такой какой он знал её в дни молодости. (Фед.) 9. Дергач кричит так будто в самом деле кто-то дёргает за старую железную скобу. (Ч.) 10. Мальчик глядел тем тусклым и неопределённым взглядом каким глядят до известного возраста все новорождённые дети. (Кор.) 11. Я зачитался до того что всю свечу сжёг. (М. Г.) 12. В то время как Егорушка смотрел на сонные лица неожиданно послышалось тихое пение. (Ч.) 13. Когда мы освободились то сгоряча я ничего не почувствовал. (Акс.) 14. Разряды атмосферного электричества с громовыми ударами были так часты что не давали опомниться. ( Н.-П.)

Статья в тему:  Лодка сколько слогов в этом слове

Упражнение 2. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Как-то в начале марта он нашёл время и возможность забежать домой так как был послан с поручением в город. (С.-Ц.) 2. Те которые сидели наверху оглянулись. (Ч.) 8. Вверху ветви деревьев переплелись между собой так что совершенно скрыли небо. (Арс.) 4. Наш пароход тащили два буксира несмотря на то что он сам работал полным ходом. (Пауст.) 5. Вот он тот самый бугор где я пас когда-то дурашливых мокрогубых телят и палил со сверстниками костры! (В.) 6. Там где растёт можжевельник зимою обычно держатся тетерева. (С.-М.) 7. Ещё с горы открылась ему тенистая уже скошенная часть луга с сереющими рядами и чёрными кучками кафтанов снятых косцами на том месте откуда они зашли в первый ряд. (Л. Т.) 8. Русское лето чем ближе к осени тем больше бывает окрашено в спелые цвета. (Пауст.) 9. Так как свет проникал на арену только через стеклянное заваленное снегом окно в куполе то в полумраке цирк казался огромным пустым и холодным сараем. (Kyпp.) 10. Некоторое время я вёл самолёт в полной темноте как будто натыкаясь на стены потому что всюду были настоящие стены из снега подпираемого ветром. (Кав.) 11. Весь день мы простояли на месте потому что сушили имущество и отдыхали. (Арс.) 12. Было так темно что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы. (Л. Т.) 13. И тут вдруг явилась Настенька девушка шустрая весёлая из тех кого в селе называют хохотушками. (Баб.) 14. Журавли летели быстро-быстро и кричали так грустно как будто звали с собой. (Ч.)

Статья в тему:  При какой температуре можно клеить лодку пвх

Упражнение 3. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Наводнение продолжалось до тех пор пока вода не подымалась выше песчаных валов намытых прибоем не размывала их и не уходила в море. (Пауст.) 2. Как ни быстро шла высадка десанта но начавшись в половине второго она закончилась только часам к пяти. (С.-Ц.) 3. Матвеев луг в моих воспоминаниях играет большую роль потому что на нём мы проводили много весёлых юных дней. (М.-С.) 4. К самому вечеру так стихло что листок на берёзе не шевелился. (Пришв.) 5. Обломов проснулся с таким чувством словно ему предстоял радостный день полный приятных неожиданностей. (Гонч.) 6. Океан бил в берега с такой силой что земля дрожала на большом расстоянии от полосы прибоя. (Пауст.) 7. Где любовь да совет там и горя нет. (Посл.) 8. Вскоре сбор ягод так увлёк Марину что она уже беззаботно переходила от куста к кусту. (Перм.) 9. Хоть на дворе было сухо однако у порога стояла грязная лужа. (Л. Т.) 10. Через мгновение мы мчались с такой скоростью словно в машине был установлен реактивный двигатель. (В. К.) 11. Когда утром после ночного дождя сверкает солнце в полях то и в тёмный лес тучи солнца проникают и ложатся везде золотисто-огненными пятнами. (Пришв.) 12. Я проснулся оттого что хотелось пить. (Сол.) 13. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш довольно охотно посещался. (Kyпp.)

Упражнение 4. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Итак была уже осень и даже раки которые за последнее время стали очень серьёзным подспорьем в нашем хозяйстве забились в норы и не соблазнялись больше моими лягушками. (Кав.) 2. Платочек которым она накрыла голову сбился. у неё на затылок и на развившихся густых прядях её волос сверкали крупные капли дождя. (Д.) 3. Нехлюдов приехал сюда чтобы развлечься и всегда ему в этом доме бывало приятно. (Л. Т.) 4. Пусто никогда не бывает в лесу и если кажется что пусто то сам виноват. (Пришв.) 5. Прямо над головой небо загорелось от запоздалой молнии и в её свете я увидел что впереди на берегу что-то белеет. (Пауст.) 6. Печь покосилась брёвна в стенах лежали криво и казалось что изба сию минуту развалится. (Ч.) 7. Левчук постоял возле дверей в ожидании не скажет ли ещё что Грибоед но тот молчал. (Бык.) 8. Туман таял и уже видно было как от самого берега тянулся к лодке зыбкий голубовато блестевший лунный столб и как маячили пятнышки кувшинок и лилий. (Пол.) 9. На чистом подоконнике стояла герань и каждый листик так блестел точно фея начистила его зубным порошком. (Кав.) 10. Узнав что барин приехал она снова побежала в избу и вскоре дворня меня окружила. ( П.) 11. Стоит отступить шаг и не останется ничего что бы напоминало о следах человека. (С.-М.) 12. Матросы дружно гребли по штилевому океану который серебрился под луной и брызги воды казались бриллиантами. (Cт.) 13. По неделе ни слова ни с кем не скажу всё на камне у моря сижу и мне любо что брызги зелёной волны словно слёзы мои солоны. (Ахм.)

Статья в тему:  Какое давление должно быть в баллонах надувной лодки

Упражнение 5. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Как ни прекрасна была эта ночь как ни величественны были явления светящихся насекомых и падающего метеора но долго оставаться на улице было нельзя. (Арс.) 2. Тигр держится там где гуще заросли и где достаточно есть корма. (Арс.) 3. Фома плохо понимал когда Егор шутит и когда он говорит серьёзно. (М. Г.) 4. Я думал также и о том человеке в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. (Л.) 5. Когда вокруг меня темно и занавешено окно мне так и хочется вскочить и поскорее свет включить. (С. Мих.) 6. В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки густо одна к другой как будто им там в еловом лесу стало холодно и они вышли погреться на опушку как у нас в деревнях люди выходят и сидят на завалинках. (Пришв.) 7. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. (Кор.) 8. Когда я вбежал в ворота под которыми было очень темно уже никого не было. (Д.) 9. Мне приснился сон которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое. (Л.) 10. Теперь когда гром боя отодвинулся на юг и зарева уже далёких пожаров были еле видны за сеткой ветвей отчётливо слышны стали все ночные шумы летнего душистого цветущего леса. (Пол.) 11. Покуда ночка длится покуда бричка катит дороги этой дальней на нас обоих хватит. (Он.) 12. Он видел только что прежде неподвижные массы французов заколыхались и что налево действительно была батарея. (Л. Т.) 13. Ещё не доезжая до деревни князь и люди его услышали весёлые песни а когда подъехали к околице то увидели что в деревне праздник. (А. К. Т.) 14. Важно не место которое мы занимаем а то направление в котором мы движемся. (Л. Т.)

Статья в тему:  Какой аккумулятор для yamaha drag star

Упражнение 6. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то новое живое говорящее. (М. Г.) 2. Чувствую по себе что за городом в полях под снегом вода что ручьи находят себе путь к реке и понемногу лёд поднимается. ( Пришв.) 3. Тётя Даша решила что я сошёл с ума потому что я вдруг коротко заорал и начал с дьявольской быстротой перебирать старые письма. (Кав.) 4. Едва мы тронулись с привала как попали в такой бурелом из которого не могли выбраться до самого вечера. (Арс.) 5. Он расспрашивал меня про то что я люблю что читаю что намерена делать и давал советы. (Л. Т.) 6. Кругом как зорко ни смотри встречает взгляд березы две иль три которые под синеватой мглой чернеют вечером в дали пустой. (Л.) 7. Там где кончался лесок и начиналась поляна ярко-зелёной оградой стояли бойкие задорные кусты тёрна и крушины. (С.-Ц.) 8. Право нет сердца у стрелков уничтожающих птицу во время трудного пути когда повинуясь могучему зову природы она стремится в место где впервые проклюнулась из яйца и увидела свет и зелень. (Купр.) 9. В окне помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом таким же красным как самовар так что издали можно было подумать что на окне стояло два самовара если б один самовар не был с чёрною как смоль бородою. (Г.) 10. Вешние воды прошли буйно так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (Л. Т.) 11. Я любил мартовские сумерки когда начинало морозить когда зажигали газ. (Д.) 12. Агафонов один из тех двух рабочих что долбили породу ломами когда я в первый раз появился на участке был человек угрюмый и малоразговорчивый. (Чак.) 13. Как только смеркалось и наступала темнота так эта темнота и царила до рассвета. (С.-Ц.)

Статья в тему:  Как правильно писать лодка

Упражнение 7. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. По образованию он был инженером-экономистом и всю жизнь работал как экономист-плановик. (Фад.) 2. Тихон Петрович уже давно славился на всю округу как опытный и смелый садовод. (Пауст.) 3. Штаб полка остался как ни в чём не бывало там где стоял. (Сим.) 4. Бахрома медленно покачивается как от лёгкого ветерка при каждом движении медузы. (В. Бел.) 5. Казалось что здесь было светлей чем в поле. (Ч.) 6. Вдруг где-то далеко-далеко слышится тихая песня девчат чуть тоскливая плавная широкая как родные просторы. (Tpoeп.) .7. Прямой и узкий как лезвие штыка лёг через реку железный мост. (Гайд.) 8. Вот уголок сада клумбы пышные как торт с детально выполненным орнаментом. (В. К.) 9. Откуда-то тянуло сыростью точно из погреба. (М.·С.) 10. Наташа заревела как ребёнок только оттого что Соня плакала. (Л. Т.) 11. Сквозь ночную тьму словно чьи-то недремлющие очи пламенеют сигнальные огни на кораблях. (О. Г.) 12. Сверкая при луне шерстью как серебром незаметно подкрались волки. (Пришв.) 13. Костёр перед нами расцвёл как большой красно-жёлтый цветок. (М. Г.) 14. Павлу Петровичу как хозяйственнику приходится по роду своей деятельности отдавать много душевных сил предметам грубым материальным. (В. К.) 15. Мне как моряку понятны эти убийственные взмывы волн этот лязг железной громады дрожащей и стонущей в буйных объятиях стихии. (Н.-П.)

Статья в тему:  Какой 4 тактный лодочный мотор лучше

Упражнение 8. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. На Красной площади будто сквозь туман веков неясно вырисовываются очертания стен и башен. (А. Т.) 2. Бор волновался вокруг сторожки как расходившееся море. (Кор.) 3. Ближе к болоту там где сочился из земли светлый как горный хрусталь ключик была сделана даже ямка в песке и обложена по краям пёстрыми камешками. ( М.-С.) 4. Млечный Путь бледнел и мало-помалу таял как снег теряя свои очертания. (Ч.) 5. И стоят за дубравными сетками словно нечисть лесная пеньки. (Ее.) 6. 3вёздное небо как гигантская чаша опрокинулось надо мной. (Л. Т.) 7. Солнечный луч не одолел тяжёлой мощи облаков и утонул в них как ребёнок в море. (М. Г.) 8. Словно гигантские волны с белыми гребнями горы шли куда-то на север и пропадали в туманной мгле. (Арс.) 9. Оленин смотрел на Ванюшу только как на слугу. (Л. Т.) 10. Жизнь их текла как по маслу. (Ч.) 11. Пылающие щепки как огненные мечи взлетели в небо и обрушились на лес и строения. (Мальц.) 12. С одной липы больше собирается мёда чем с гектара цветущей гречихи. (Сол.) 13. Я считаю долгом как старший товарищ предостеречь вас. (Ч.) 14. Разговаривая он вдруг брал в руки какую-нибудь вещь и начинал подкидывать её или ставить на руку как жонглёр. (Кав.) 15. Уже в те дни первых успехов авиации русские люди славились на родине и за границей как самые смелые и решительные лётчики. (Саян.) 16. Маленькие вагоны точно игрушки тянулись по профилю дороги. (Кор.)

Статья в тему:  Сколько добавлять масла в бензин для лодочного мотора

Литература

1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения: Учебное пособие. М.: Неолит, 2000. (http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/part-002.htm)

2. Водина Н.С., Иванова А.Ю. Культура устной и письменной речи. Справочник. Практикум. – М., 2001.

3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина – М: АСТ, 2009.

4. Розенталь Д.Э, И.Б. Голуб Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., 2003 (и другие издания).

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2008.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: