Традиционная лодка полинезийцев для чего добавлена внешняя часть
Катамаран полинезийцев – с древних времен и до наших дней
VodaBereg погружает читателя в мир истории: сегодня мы рассказываем о катамаране полинезийцев.
Еще в V веке морские просторы бороздили связанные между собой суда из выдолбленных бревен. На языке народов Океании они назывались «катамаранами». Именно местные племена стали основными изобретателями этого вида судна. Считается, что именно катамараны полинезийцев первыми достигли берегов Америки, задолго до прибытия туда скандинавов-викингов и экспедиции Христофора Колумба. Благодаря строительству этих плавательных средств, племена смогли расселиться на многие острова тихоокеанского региона.
Внешний вид и характеристика
Полинезийский катамаран – это судно внушительных размеров, которое известно миру с древности. Основной особенностью плавательного средства жителей Океании является наличие паруса, с помощью которого осуществляется управление. Причиной выбора именно этого, а не весел и педалей, стали постоянные муссонные ветра, дующие практически весь год в прибрежных районах Тихого океана. Паруса крепились на одну или две мачты, устанавливаемые на соединительные балки. Как утверждают ученые, самый большой полинезийский парусный катамаран достигал в длину около 40 метров. Такие гиганты предназначались для перевозки массивных каменных статуй, которыми восторгался еще Джеймс Кук. Обычные экземпляры достигали в длину 8-15 метров.
Древние полинезийцы плавали не по рекам и морям, а выходили в океан, преодолевая огромные расстояния. Для длительного нахождения на воде между поплавками на соединительных балках устанавливалась небольшая хижина.
Как правило, большие полинезийские катамараны делились на две разновидности. Первые представляли собой пирогу или каноэ, соединенные при помощи мостика либо веревок с бревном, которое служило противовесом, не позволяющее основной части катамарана перевернуться. Вторые же состояли исключительно из двух лодок. Для одинаковой маневренности нос и корму каждой пироги делали одинаковыми. Управление такими судами требовало особого умения и ловкости. Необходимо было в зависимости от наличия ветра, его направления и состояния моря быстро разворачивать и сворачивать паруса.
Однако такие модели были маломаневренные и не могли развить быструю скорость. Полинезийские катамараны, состоящие из двух пирог, несли гораздо больше груза, чем ранние версии (лодка с деревянным поплавком-бревном).
Чуть позже в добавление к парусам полинезийцы начали использовать особые весла, похожие на ланцет по форме. Теперь суда ходили гораздо быстрее и увеличили свою маневренность. Кстати говоря, стандартная форма паруса полинезийских катамаранов была заменена. Они стали походить на клешню краба. Две части паруса прикреплялись к мачте крестообразной формы. Внизу все связывалось веревкой. Это решение давало возможность ловить больше ветра и, следовательно, развивать большую скорость (до 23 километров в час).
Древние полинезийские суда строились исключительно из дерева без гвоздей, так как племена Океании не знали секрета изготовления металла.
Полинезийский катамаран в наше время
До сих пор такая модель катамаранов, изобретенная жителями древней Полинезии, остается одной из лучших в своем роде. Ее достоинства вдохновляют конструкторов на создание похожих плавательных средств полностью или частично совпадающих по строению. Правда, теперь их строят из металла (преимущественно легкой стали или алюминия). Однако до сих пор массовое производство величественных парусных судов не налажена. Существует несколько образцов смешанного типа, то есть полинезийские катамараны с палубой и поплавками полинезийского типа, но с парусами и мачтами классической сборки. Недавно (примерно пару лет назад) группа инженеров самостоятельно соорудили катамаран, полностью повторивший модель древнего предшественника. Благодаря клешнеобразным парусам и дополнительному встроенному двигателю судно развивает потрясающую скорость, способно перевозить до 4 человек, имеет высокую грузоподъемность.
Приобрести полинезийский катамаран в обычных салонах и с рук весьма трудно. Чаще всего их делают на заказ, поэтому цена за такого диковинного красавца будет высокой.
Для кого он предназначен?
Применений таких судов довольно много. Во-первых, они очень красивы, поэтому всегда будут объектом привлечения внимания на курортах. Предприниматель может проводить на катамаране экскурсии по местным водоемам. Поверьте, необычная форма парусов, элегантные тонкие мачты и невероятно устойчивая палуба привлекут множество желающих. Для обыкновенного проката полинезийские катамараны тоже подойдут, однако за один час следует брать больше, чем за простые современные водные велосипеды.
Описываемая модель судов подойдет для перевозки людей и грузов на далекие расстояния. Полинезийские катамараны способны путешествовать не только по закрытым водоемам, но и выходить в открытое море и даже в океан.
Древняя техника строительства такого парусного плавательного средства до сих пор остается одной из лучших. Несмотря на свои, казалось бы, слишком тонкие мачты полинезийский катамаран очень крепкий, устойчивый, развивает высокую скорость.
Тихоокеанские многокорпусники
Существует множество разновидностей лодок с парусом в регионе Тихого океана.
Сразу оговорюсь что я не являюсь экспертом по тихоокеанским лодкам. Всё ниже сказанное это просто моё скромное не на что не претендующее мнение.
История
В поисках древнейшего плавсредства, на котором технически можно пересечь океан, естественным представляется обратиться к технологиям мореплавания, сохранившихся с первобытных времен – и здесь мы видим казалось бы, общеизвестный факт, на который почему-то никто не обращает внимания. Этот факт – существование полинезийского судостроения и навигации, восходящее к эпохе палеолита. Полинезийская “проа” – лодка с аутригером (выносным противовесом), т.е. несимметричный катамаран, при крайней простоте конструкции обладает и хорошими скоростными качествами и исключительной устойчивостью позволяющими совершать серьезные морские походы.
Полинезийкие проа[pwal description=”Чтобы прочитать статью полностью, кликните по одной из этих кнопок, и дочитайте её до конца!”]
Самое идеальное и легендарное судно
Попытка восстановления традиционных местных проа рассчитанных на больший экипаж
Возможно такие проа служат людям многие тысячи лет надёжным транспортом в Тихом океане на не длительных переходах между островами от Тайланда до Австралии. [1]Проа состоит из основной лодки (выдолбленного ствола дерева), аутригера (обтесанного бревна) и двух поперечин, соединяющих лодку с аутригером. Обычно проа имеет наклонную мачту и треугольный либо трапецидальный парус из циновок (благодаря которому она может идти при боковом ветре). Иногда для увеличения полезной площади на поперечины, соединяющие лодку и аутригер, укладывается легкий деревянный настил. Иногда используется два аутригера, по одному с каждой стороны. Управляется проа поворотом паруса и рулевым веслом. Аналогичные лодки с утригерами до сих пор используются рыбаками не только в Океании, но также в Кении, Танзании и Юго-Восточной Азии.
Аутригеры с Вануату
Прибрежная лодка для лагун
Индонезийские прау
Спортивные соревнования простых рыбаков. Экипаж 8 человек
Красивый парус “Клешня омара” на о.Бали
Пожалуй самая захватывающая и перспективная страна. о. Бали и сейчас уже считается лучшим местом для отдыха. Но Индонезия огромна и есть множество островов. В Индонезии очень богатая культура передвижения под парусом. Я бы очень хотел походить на этих потрясающих тримаранах. Говорят они не сложны в управлении.
Недавно на Бали пару раз порулил под подобным парусом. Из разговоров с аборигенами-шкиперами, а также на практических занятиях в море, удалось выяснить:
- Баллер руля (дерево диаметром около 8 см) вставляется в двух местах в вырезы, имеющие форму полукруга, а затем плотненько прижимается путем изгибания натяжной палки. Вращается руль довольно туго и на ходу удерживается в нужном положении за счёт силы трения в узлах крепления.
- Лодка, имеющая ширину около 60 см и почти вдвое бОльшую высоту, на ходу погружена на 30-45 см. Погруженная часть корпуса работает как киль-шверт-шверц и очень хорошо держит лодку на курсе. В то же время перо руля заглублено незначительно (20-30 см) и поворачивается в пределах всего +/- 30 градусов.
- На подъемной мачте (в верхней части) крепится снасть, выполняющая роль ванты. Используется только в сильный ветер, по необходимости.
- При усилении ветра весь парус “прижимается” к лодке за счет отвода к носу лодки ноков мачты-гика, путём потравливания двух снастей, проходящих по всей длине лодке к рулевому. Подъем паруса осуществлается ими же.
- На лодке нет ни одной металлической детали, но для крепления планширя используется эпоксидка.
- Сделана лодка из дерева породы БЕЛАЛУ. Длина – около 6 метров, вес – (четыре не хилых балийца тащат её кряхтя), где-то в районе 500 кг. Стоимость лодки около $1500-2000, стоимость паруса из пластиковой плёнки
$50. Свободно вмещает 4-5 человек (+мотор с бензобаком).
Полинезийцы – покорители океана из древних легенд
Когда население материковых частей начало стремительно разрастаться, многим племенам пришлось искать новые земли, где их потомки могли бы свободно жить. Первыми среди древних мореплавателей в путь отправились предки полинезийцев. Благодаря им многочисленные острова стали заселёнными, преобразившись в центры своеобразной и уникальной культуры.
Предки полинезийцев смогли преодолеть большие расстояния, противостоять штормам и волнам океана, чтобы создать новый народ. От чего они бежали? И сохранили ли современные полинезийцы культуру древности?
Память о великом прошлом
«Изюминка» полинезийского народа состоит в том, что, несмотря на перемены, которыми подверглись эти люди в ходе истории, они сохранили память о своём прошлом, помнят многие древние сказания и легенды, известные ещё первым поселенцам островов Полинезии. Исследователь Питер Бак, известный как Те-Ранги-Хироа, в своих работах отмечал, что современные полинезийцы превосходно знают своих далёких предков.
В рассказах о прошлом своего народа они используют имена первых путешественников, а ход времени отмеряется не годами, а сменой поколений. Самый длительный исторический путь проделали жители острова Раротонга, которые насчитывают уже 92 поколения.
Конечно, большая часть рассказов о появлении полинезийского народа из уст его представителей звучит как пересказ местных легенд, однако Питер Бак уверен, что за преданиями кроется истина.
Те-Ранги-Хироа, одетый в костюм маори и держащий в руках тайаху
Полинезийцы: азиаты или индейцы?
Откуда же приплыли предки полинезийцев на их новую родину? Я постаралась изучить мнения нескольких учёных, а потому отметила две основных версии:
- Предки нынешних полинезийцев когда-то жили в Южной Америке. Подтверждением этой теории служит одно из самых распространённых растений, завезенных в Полинезию. Это батат, родиной которого являются южноамериканские земли. Возможно, батат приплыл на острова вместе с первыми поселенцами.
- Предки полинезийцев прибыли из Азии. Об этом свидетельствуют некоторые расовые признаки, которые, впрочем, заметны далеко не у всех племён. Эту версию поддерживает и Те-Ранги-Хироа, однако исследователь отмечает, что в преданиях полинезийцев нет упоминания о предках-азиатах. Память могла просто не сохранить событий, что происходили более двух тысячелетий тому назад.
Маори островов Кука, между 1888 и 1910 годами
Я разделяю мнение учёного, ведь косвенным доказательством ему являются исторические события, что начали происходить с началом нашей эры в Китае. В Ханьский период малайцы, проживающие в южных землях Китая и Индокитае, начинают терпеть притеснение от китайцев, что расселяются по всей территории своего государства. Через несколько десятков лет ситуация усугубляется, а потому малайцы вынуждены были искать новые территории для проживания.
Искусство морских путешествий
Ни один из морских походов не был спонтанным – все путешественники тщательно готовились к долгому пути, что предстояло пройти им. По сути, они отправлялись в неизвестность, не зная, что может ожидать их в океане, что они найдут на островах, которые прежде были известны лишь по легендам.
Многие мореплаватели объединялись в группы из нескольких судов, с собой брали не только провиант и пресную воду, но и домашних животных, мелкий скот. В путешествие отправлялись целыми семьями, а потому после заселения народы многих островов делились по признаку родовой принадлежности.
Когда европейцы ещё не могли и мечтать о выходе в океан, полинезийцы уже создали уникальную технику, способную вынести сильные бури. Их судно представляло собой лодку с балансиром, в качестве которого выступало бревно, закреплённое у борта.
Нередко полинезийские каноэ скреплялись попарно, в результате чего могли вмещать немало груза или около двух сотен человек. Штурманами часто выступали жрецы, которые прекрасно ориентировались в море.
Жрецы, путешествующие через залив Кеалакекуа для ритуалов первого контакта.
Художник Джон Уэббер, художник на корабле Кука
Приход европейцев
С появлением европейцев на землях полинезийцев жизнь островитян значительно изменилась. Европейские мореплаватели видели в местных жителях лишь дикарей, которые никогда прежде не занимались обработкой металла или ткачеством. Вместо металлического оружия полинезийцы использовали деревянные копья и дротики, а для изготовления одежды использовали волокна коры гибискуса и прочие растительные материалы.
Увы, после появления чужестранцев из Европы жизнь полинезийцев изменилась не в лучшую сторону. Одни племена пострадали от войн, другие – от завезенных болезней, против которых иммунитет островитян был бессилен. В качестве «культурного» развития полинезийцы переняли у европейцев лишь ружья.
Гербер Вос «Иокепа, гавайский мальчик-рыбак», 1898 год
Частная коллекция
Они обменивали на них ценные вещи и редкие вещества. Причиной этого губительного обмена стала гибель народа мориори, убитого своими вооружёнными соплеменниками-каннибалами маори, что умудрились получить в распоряжение не только огнестрельное оружие, но и английское судно.
Долгое время Полинезия находилась под властью европейских стран, однако это не помешало её жителям сохранить старинные верования и обычаи. Несмотря на попытки распространить христианство, многие полинезийцы остались верны древним верованиям, основу которых создали их предки.
Готфрид Линдауэр «Хинепаре с татуировкой, женщина из племени Нгати Кахунгуну из народа маори» , 1890 год
Духовная культура островитян – это волшебный мир путешественников, героев и божеств, что обитают всюду. Покровители звёзд и моря, владыки вулканов и штормов, злые духи и добрые боги, противостоящие им – все они живы в памяти современных полинезийцев.
Может показаться, что в сравнении с европейскими странами Полинезия занимает не слишком высокую ступень уровня цивилизации. Так ли это? Полинезийцы живут в гармонии с природой, умеют радоваться жизни и ценить её. Их далёкие предки знали астрономию, умели бороться с морской стихией и даже осваивать новые, необжитые земли. Разве на такое способен каждый?
Российская субмарина столкнулась с ищущим ее британским фрегатом
Фото: Ирина Мотина / РИА Новости
Российская подводная лодка и фрегат ВМС Великобритании «Тип 23» Northumberland столкнулись в Атлантическом океане. Об этом пишет The Sun.
По информации издания, инцидент произошел в конце 2020 года. Субмарина задела гидролокатор с буксируемой антенной решеткой — трос толщиной с водосточную трубу — британского фрегата, который ее отслеживал примерно в 200 милях к северу от Шотландии.
Он был сильно изжеван и непригоден для использования
После столкновения экипаж корабля был вынужден прервать задание и вернуться в порт для ремонта. Утверждается, что трос «протащили по корпусу субмарины». Вероятно, российская подлодка также получила повреждения. Столкновение сочли случайностью. При этом собеседник издания предположил, что российские подводники «облажались» и услышали внезапный и необычный звук, «как если бы вилку протащили по терке для сыра». В посольстве России в Лондоне от комментариев отказались.
Умение прятаться
Российский подводный флот, по признанию западных экспертов, качественно справляется со своей функцией по скрытному перемещению в мировом океане. В частности, 2 января дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск», относящаяся к Черноморскому флоту Военно-морского флота, появилась в водах Средиземного моря и вызвала панику у командования Военно-морских сил (ВМС) США и НАТО. По информации Avia.pro, подлодка приблизилась к району развертывания боевых кораблей США и ушла на глубину. «Попытки в течение двух последних суток отыскать российскую субмарину не увенчались успехом. Для этого были задействованы корабли, оснащенные радиолокаторами, и противолодочные самолеты, однако это также оказалось безуспешным», — отметил портал.
В апреле 2021 года подводная лодка Черноморского флота «Ростов-на-Дону» проекта «Варшавянка» также исчезла с радаров кораблей НАТО в Средиземном море. При этом она продолжила оставаться на связи с российским командованием и подавать сигналы. Собеседник агентства РИА Новости отметил, что противолодочные силы Североатлантического альянса дольше недели безуспешно пытались обнаружить российскую субмарину, несмотря на их «большие возможности» в Средиземном море. «Значит, в условиях боевых действий они находятся на прицеле, что их очень раздражает», — пояснил он.
В поисках подлодки и финансирования
Наиболее ярким примером безуспешных поисков российской подлодки можно считать события 2014 года, когда Швеция заявила о появлении в своих водах неопознанной субмарины. Поисковая операция продолжалась около недели и обошлась в 20 миллионов крон (1,8 миллиона евро). После завершения поисков министр обороны Швеции Петер Хультквист заявил, что военные нашли подтверждение того, что в территориальных водах страны находилась иностранная подлодка.
Позднее выяснилось, что источником сигнала оказался сломанный метеорологический буй, расположенный в Балтийском море. Обнаружить ошибку удалось при анализе записей с другой подлодки, на которой установлено более современное оборудование. Министерство обороны Швеции узнало об ошибке весной 2015 года, однако власти Швеции были проинформированы лишь спустя четыре месяца. К этому времени парламент уже успел одобрить увеличение расходов на оборону в размере 10 миллиардов крон (923 миллиона евро) и выделение дополнительных ресурсов на поиск иностранных подлодок.