4 просмотров

Сколько я ни старался различить вдалеке что нибудь наподобие лодки

Том 4. Проза. Письма (53 стр.)

Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. Так прошло минут десять, и вот показалась между горами волн черная точка: она то увеличивалась, то уменьшалась. Медленно подымаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку, но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот, я думал, она ударится с размаха об берег и разлетится вдребезги, но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима. Из нее вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке; он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула. Взяв на плечи каждый по узлу, они пустились вдоль по берегу, и скоро я потерял их из виду. Надо было вернуться домой; но, признаюсь, все эти странности меня тревожили, и я насилу дождался утра.

Казак мой был очень удивлен, когда, проснувшись, увидал меня совсем одетого; я ему, однако ж, не сказал причины. Полюбовавшись несколько времени из окна на голубое небо, усеянное разорванными облачками, на дальний берег Крыма, который тянется лиловой полосой и кончается утесом, на вершине коего белеется маячная башня, я отправился в крепость Фанагорию, чтоб узнать от коменданта о часе моего отъезда в Геленджик.

Статья в тему:  Что мне понравилось в рассказе резиновая лодка

Но увы, комендант ничего не мог сказать мне решительного. Суда, стоящие в пристани, были все или сторожевые, или купеческие, которые еще даже не начинали нагружаться. “Может быть, дни через три, четыре придет почтовое судно, – сказал комендант: – и тогда мы увидим”. Я вернулся домой угрюм и сердит; меня в дверях встретил казак мой с испуганным лицом.

– Плохо, ваше благородие, – сказал он мне.

– Да, брат, бог знает, когда мы отсюда уедем. – Тут он еще больше встревожился и, наклонясь ко мне, сказал шепотом:

– Здесь нечисто! Я встретил сегодня черноморского урядника, он мне знаком, был прошлого года в отряде; как я ему сказал, где мы остановились, а он мне: “Здесь, брат, нечисто, люди недобрые. ” Да и в самом деле, что это за слепой! Ходит везде один, и на базар за хлебом, и за водой… уж видно здесь к этому привыкли.

– Да что ж? По крайней мере показалась ли хозяйка?

– Сегодня без вас пришла старуха и с ней дочь.

– Какая дочь? У ней нет дочери.

– А бог ее знает, кто она, коли не дочь; да вон старуха сидит теперь в своей хате.

Я взошел в лачужку. Печь была жарко натоплена, и в ней варился обед довольно роскошный для бедняков. Старуха на все мои вопросы отвечала, что она глуха, не слышит. Что было с ней делать? Я обратился к слепому, который сидел перед печью и подкладывал в огонь хворост. “Ну-ка, слепой чертенок, – сказал я, взяв его за ухо: – говори, куда ты ночью таскался с узлом, а?” Вдруг мой слепой заплакал, закричал, заохал: “Куды я ходив. Никуды не ходив… с узлом? Яким узлом?” Старуха на этот раз услышала и стала ворчать: “вот выдумывают, да еще на убогого! За что вы его? Что он вам сделал?” Мне это надоело, и я вышел, твердо решившись достать ключ этой загадки.

Статья в тему:  Как сделать водный парус для лодки

Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая в даль; передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напоминал мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями, я забылся… Так прошло около часу, может быть и более… Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Точно, это была песня, и женский свежий голосок, – но откуда. Прислушиваюсь… напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь – никого нет кругом; прислушиваюсь снова – звуки как будто падают с неба. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка. Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась в даль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню.

Я запомнил эту песню от слова до слова:

Как по вольной волюшке –
По зелену морю,
Ходят всё кораблики
Белопарусники.
Промеж тех корабликов
Моя лодочка,
Лодка неснащеная,
Двухвесельная.
Буря ль разыграется –
Старые кораблики
Приподымут крылушки,
По морю размечутся.
Стану морю кланяться
Я низёхонько:
“Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку:
Везет моя лодочка
Вещи драгоценные,
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка”.

Мне невольно пришло на мысль, что ночью я слышал тот же голос; я на минуту задумался, и когда снова посмотрел на крышу, девушки там не было. Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищелкивая пальцами, вбежала к старухе, и тут начался между ними спор. Старуха сердилась, она громко хохотала. И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя ундина; поравнявшись со мной, она остановилась и пристально посмотрела мне в глаза, как будто удивленная моим присутствием; потом небрежно обернулась и тихо пошла к пристани. Этим не кончилось: целый день она вертелась около моей квартиры: пеньё и прыганье не прекращались ни на минуту. Странное существо! На лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса. Но только я начинал говорить, она убегала, коварно улыбаясь.

Статья в тему:  Как по арабски подводная лодка

Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней было много породы… порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит Юной Франции. Она, т. е. порода, а не Юная Франция, большею частию изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки. Моей певунье казалось не более 18 лет. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах, и особенно правильный нос – всё это было для меня обворожительно. Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но такова сила предубеждений: правильный нос свел меня с ума; я вообразил, что нашел Гётеву Миньону, это причудливое создание его немецкого воображения; – и точно, между ими было много сходства: те же быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности, те же загадочные речи, те же прыжки, странные песни…

По́д-вечер, остановив ее в дверях, я завел с нею следующий разговор:

“Скажи-ка мне, красавица, – спросил я: – что ты делала сегодня на кровле?” – “А смотрела, откуда ветер дует”. – “Зачем тебе?” – “Откуда ветер, оттуда и счастье”. – “Что же, разве ты песнью зазывала счастье?” – “Где поется, там и счастливится”. – “А как неравно напоешь себе горе?” – “Ну что ж? Где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять не далеко”. – “Кто ж тебя выучил эту песню?” – “Никто не выучил; вздумается – запою: кому услыхать, тот услышит, а кому не должно слышать, тот не поймет”. – “А как тебя зовут, моя певунья?” – “Кто крестил, тот знает”. – “А кто крестил?” – “Почему я знаю?” – “Экая скрытная! А вот я кое-что про тебя узнал”. (Она не изменилась в лице, не пошевельнула губами, как будто не об ней дело). “Я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег”. И тут я очень важно пересказал ей всё, что видел, думая смутить ее, – нимало! Она захохотала во всё горло: “Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком”. – “А если б я, например, вздумал донести коменданту?” – и тут я сделал очень серьезную, даже строгую мину. Она вдруг прыгнула, запела и скрылась, как птичка, выпугнутая из кустарника. Последние слова мои были вовсе не у места; я тогда не подозревал их важности, но впоследствии имел случай в них раскаяться.

Статья в тему:  Сколько месяцев робинзон делал себе лодку

§ 63. Правописание частицы ни

Частица ни усилительная. Она прежде всего употребляется для усиления имеющегося в предложении отрицания: Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами. (П.)

Иногда слово с отрицанием может только подразумеваться: На высоком голубом небе ни облачка. (Стан.)

Примечание. От указанных предложений надо отличать предложения с двойным отрицанием — в первой и во второй частях составного сказуемого, например: 1) Не мог не знать (т. е. должен знать). 2) Нельзя не сознаться (т. е. надо сознаться). В этих случаях предложение получает утвердительный смысл.

Часто частица ни входит в состав повторяющегося соединительного союза ни. ни, например: Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (П.)

Союз ни—ни может быть или заменён союзом и, или вообще опущен, причём основной смысл предложения не изменится (Казак. не хочет отдохнуть и в чистом поле, и в дубраве, и при опасной переправе или: Казак. не хочет отдохнуть в чистом поле, в дубраве, при опасной переправе).Частица не не допускает такой замены, она не может быть и опущена, так как тогда предложение будет иметь противоположный смысл (Казак хочет отдохнуть).

Примечания:

  1. Частица ни употребляется в устойчивых сочетаниях: ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни свет ни заря и др.
  2. Следует различать написание сочетаний: не один (а много, несколько) и ни один (никто), не раз (а много раз) и ни разу (никогда, совсем), например: 1) В лесу я был не один (а было несколько, много человек). Ни один из экскурсантов не опоздал к поезду (никто не опоздал). 2) Мы не раз были в Крыму (а были много раз). Мы ни разу не были в Крыму (совсем, никогда не были).
Статья в тему:  Нужны ли права на лодку пвх с мотором

Частица ни также употребляется при союзных словах, связывающих придаточные предложения с главными; при этом придаточные предложения имеют обобщающий характер, усиливают утверждение, например: 1) Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, всё те же мы. (П.); 2) Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч. (П.) (Куда (бы) ни = в любую сторону, где ни = всюду.)

Во всех указанных выше случаях ни пишется со словами раздельно.

От рассмотренных предложений с частицей ни следует отличать:

а) придаточные времени с союзами пока, покамест и частицей не: 1) Куй железо, пока не остыло. (Даль); 2) Работай, покамест не позовут;

б) сложноподчинённые предложения, в которых главные и придаточные являются отрицательными, например: Нет таких дел, которые не одолел бы человек. (Посл.) Ср.: Всякое дело он одолевал, за какое бы ни брался;

в) восклицательные и вопросительные предложения с частицей не (часто со словом только): 1) Где он не бывал!; 2) Какие только мысли не приходили в голову! (Нов.-Пр.); 3) Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (П.)

370. Прочитайте примеры и проанализируйте употребление частицы ни. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова и где в них стоит ударение. Объясните написание не и ни.

Статья в тему:  Как рыбачить с лодки на озере

1) Он [экипаж] не был похож ни на тарантас, ни на коляску, ни на бричку, а был скорее похож на толстощёкий арбуз, поставленный на колёса. (Г.) 2) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. (Г.) 3) Как ни придумывал Манилов, как ему быть и что ему делать, но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струёю. (Г.) 4) Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Поел.) 5) Согнало снег, а зелени ни травки, ни листа. (Н.) 6) Газет он [Иудушка] не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда иметь не мог. (С.-Щ.) 7) Силы коняге набраться неоткуда. (С.-Щ.) 8) Сколько я ни старался различать вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. (Л.) 9) «Куда ты ведёшь нас. Не видно ни зги!» — Сусанину с сердцем вскричали враги. (Р.) 10) Лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну. (Л.)

371. Спишите. Объясните (устно) написание не или ни.

I. 1) Она была далеко (н..)красавица, но я имею свои предубеждения также и насчёт красоты. (Л.) 2) (Н..)вежи судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. (Кр.) 3) Ты жадно слушаешь и песни старины, и рыцарских времён волшебные преданья — насмешливых льстецов (н..)сбыточные сны. (Л.) 4) Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что двигается (н..)мост, а река. (Ч.) 5) (Н..)сам ли славу ты в удел себе избрал? (Кр.) 6) Чуть (н..)всякий день шли дожди, сопровождаемые молнией и такими громовыми ударами, что весь дом дрожал. (Акс.) 7) Как бы (н..)был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий. (Ес.) 8) Это (н..)спеша, шагом, возвращался к себе в зимовье щенок с белым лбом. (Ч.) 9) Девушка эта на вид была (н..)хороша, (н..)дурна и (н..казалась (н..)умною, (н..)глупою. (Леек.) 10) Я вспомнил прежние (н..)счастья, но (н..)найду в душе моей (н..)честолюбья, (н..)участья, (н..)слёз, (н-.)пламенных страстей. (Л.) 11) (Н..)красавицу мою я (н..)видел (н..)где, (н..)того мужчину. (Т.)

Статья в тему:  Куда деваются выхлопные газы на подводной лодке

II. 1) Видя, что (н..)настье принимает затяжной характер, я решил идти дальше, (н..)взирая на (н..)погоду. (Арс.) 2) Как я (н..)напрягал своё зрение, а рассмотреть его (н..)как (н..)мог. (Т.) 3) В тяжёлом строю пшеница слушает звон тишины. (Н..)ветер, (н..)град, (н..)птица колосьям таким (н..)страшны. (Щип.) 4) На небе (н..)было (н..)одного облачка, но в воздухе чувствовался избыток влаги. (Арс.) 5) Они спорили о чём(то) очень сложном и важном, пр..чём (н..)один из них (н..)мог победить другого. (Булг.) 6) Куда (н..)взглянешь, всюду холмы и всюду одна и та же растительность. За весь день мы (н..)видели (н..)одного животного, хотя козьих и оленьих следов попадалось много. (Арс.) 7) Как бы (н..)был мал дождь, он всегда вымочит до последней нитки. (Арс.) 8) Они (н..)в чём н.. сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и (нескончаем. (Булг.) 9) До берега слишком далеко: (н..)один пловец не мог бы его достигнуть. (Нов.-Пр.) 10) (Н..)один Печорин любовался хорошенькой княжной. (Л.) 11) Все эти дни я (н..)разу не отступил от своей системы. (Л.)

372. Спишите. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Объясните написание не или ни.

1) Куда (н..)погляди, везде молодые лица. (Кетл.) 2) Каких предметов и каких курсов он (н..)слушал! (Г.) 3) Как бы то (н..)было, мои предчувствия оказались справедливыми. (Т.) 4) Как (н..)добивались от него друзья, в чём дело, так и (н..)узнали. (Кетл.) 5) Сколько бы там (н..)осталось мне по белому свету ходить, принимаю и грусть и усталость. (Сок.) 6) И чего (н..)случалось с нашими странниками! (Гонч.) 7) Боцманы (н..)могли (н..)дружить со мной. (Нов.-Пр.) 8) Спишь до тех пор, пока (н..)разбудят. (Л. Т.) 9) Он считался едва ли (н..)первым кавалеристом. (Т. С.) 10) Чуть ли (н..) вы сами мне об этом рассказывали. (Т. С.) 11) Как (н..)старался отец казаться спокойным, я заметил его волнение. (Перв.) 12) Где я только (н..)бродил, нигде их [оленей] (н..)было. (Пришв.) 13) Наш брат, охотник, куда (н..)заходит! (Т.) 14) Нельзя было (н..)почувствовать сурового великолепия северной природы. (Н. Ник.) 15) Всюду, куда бы он (н..)приехал, его уже ждали. (Горб.) 16) Альпинисты поднялись на горную вершину, куда (н..)ступала ещё нога человека. 17) Где такая крепость, куда бы пули (н..)залетали? (П.) 18) Я (н..)мог несколько раз (н..)улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (П.)

Статья в тему:  Ока 4 что за лодка

373. Спишите, составьте схемы выделенных предложений.

Акакий Акакиевич Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого (н..)кто (н..)мог припомнить. Сколько (н..)переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том(же) месте, в том(же) положении, в той(же) самой должности, тем(же) чиновником для письма. В департаменте (н..Сказывалось к нему (н..)какого уважения. Сторожа (н..)только (н..)вставали с мест, когда он проходил, но даже (н..)глядели на него, как будто(бы) через приёмную пролетала простая муха. Начальники поступали с ним как(то) холодно-деспотически. Какой(ни-будь) помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, (н..)сказав даже: «Перепишите», или: «Вот интересное, хорошенькое дельце», или что(нибудь) приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, (н..)глядя на того, кто ему подложил и имел (ли) на то право. Он брал и тут же пристраивался писать её. Молодые чиновники посмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия. Но (н..)одного слова (н..)отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто(бы) (н..)кого и (н..)было перед ним; это (н.^имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он (н..)делал (н..)одной ошибки в письме. Только если уж слишком была (н..)выносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» (Н. Гоголь)

Статья в тему:  С какого числа запрет на ловлю с лодки

374. Спишите. Составьте план текста, а затем схему выделенного сложного предложения.

Писарев о романе «Отцы и дети»

I. Новый роман Тургенева даёт нам всё, чем мы привыкли наел..ждаться в его произведениях. Художестве..ая отделка (без)укоризне..о хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисова..ы так наглядно и в то(же) время так мягко, что самый отчая..ый отрицатель иску..тва почу(?)ствует при чтении романа какое(то) (н..)понятное наслаждение, которого (н..)объяснишь (н..)зан..мательно-стью рассказываемых событий, (н..)пор..зительной верностью основной идеи. Дело в том, что события вовсе (незанимательны, а идея вовсе (н..)пор..зительно верна. В романе нет (н..)завязки, (н..)развязки, (н.Острого обдума..ого плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, а главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведе..ым явлениям жизни. А явления эти очень близки нам, так близки, что всё наше молодое поколение с своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа.

II. Я этим (н..)хочу сказать, что(бы) в романе Тургенева идеи и стремления молодого поколения отр..зились так, как пон..мает их само молодое поколение; к этим идеям и стремлениям Тургенев относится с своей личной точки зрения, а старик и юноша почти (н..)когда (н..)сходятся между собою в убеждениях и с..мпатиях. Но если вы подойдёте к зеркалу, которое, отр..жая предметы, изменяет (н..)много их цвета, то вы узнаете свою физиономию, (н..)смотря на погрешности зеркала. Читая роман Тургенева, мы видим в нём типы настоящей минуты и в то(же) время отдаём себе отчёт в тех изменениях, которые и..пытали явления действительности, проходя через сознание художника.

Статья в тему:  Можно ли плавать на лодке весной

Роман Тургенева, кроме своей художестве..ой красоты, замечателен ещё тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе (н..)разрешает (н..)какого вопроса и даже осв..щает ярким светом (н..)столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям. Наводит он на размышления именно (по)тому, что весь (на)сквозь проникнут самой полной, самой трогательной искре..остью. Всё, что написано в последн.. романе Тургенева, прочувствовало до последней строчки.

375. Спишите, вставляя пропущенные буквы. С выделенными словами составьте словосочетания.

Пр. .зидиум, пр..вилегия, интелл..генция, белл..тристика, с..нтиментализм, р..мантизм, р..ализм, опт..мизм, песс..мизм, пь..са-ап..феоз, д..фирамб, персп..ктива, пр..оритет, изв..яние, автоб..ография, экзам..натор, электр..фицировать, незыбл..мый.

376. Спишите. Объясните (устно), почему вами выбрано то или иное написание.

I. Исти..ый любитель северной природы (на)всегда сохранит (не)изгладимые впеч..тления от дремучей реки Чуны. Правда, (не)увид..т он тут реж..щих глаз красок, но (на)долго запомнится ему (не)уловимые для (не)опытного глаза тона осеннего пейзажа. Какие только картины (н..)наблюдаешь здесь! Берега Чуны поражают многообразием растительности и богатством животного мира.

(Н..)раз натолкнёш(?)ся в пути на повале..ые деревья: это поработал (н..)кто иной, как бобр — диковинный зверь, (не)давний поселенец этих мест. Частенько встретиш(?) здесь красавца лося, на глазах изумлё..ого путеш..ственни-ка переплывающего реку. Вылезши на берег и отр..хнувшись, спокойно смотрит на вас (не)пуга..ый зверь. (По)настоящему бывает счастлив человек, попавший в эти края: забыв о ружье, броше..ом в лодке, (не)устаёт он любоват(?)ся раскрывшемся перед ним миром.

Статья в тему:  Как по арабски подводная лодка

II. (Н..)чем (не)нарушаемой тишиной, (не)тронутостью природы пр.. влекла меня Чуна, и отчётливо возн..кают в памят.. проведё..ые там дни. Я помню наш маленький домик, ноч..вки у костра, отразившиеся в воде маковки деревьев и похожий на ш..пот ш..рох их вершин. Потрескивает огонь в очаге, сложе..ом из камней, и (н..)что так (н..)приятно, как уха, слегка пахн..щая дымком. (По И. Соколову-Микитову)

377. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

Поз(?)няя лирика Ахматовой заст..вляет вспомнить русских авторов XIX века — с их беспощадностью взгляда на мир суровой правдой чу(?)ства когда жизни людям самому себе с последней пр..мотой произносит(?)ся строгий пр..говор. (Не, ни)чем (не)отвл..каемый интерес к человеку вот главное. Нет (не, ни)каких э..ектов и укр..шений (не, ни)какого ж..лания поддакивать читателю есть (не)пр..нуждё..ость и выноше..ость высказывания.

Естестве..ое звучание голоса достигнуто ценою большой (не)вид..мой читателю постоя..ой работы. Следов усилий (не, ни)кто (не)пр..метит. Тайна ремесла остаёт(?)ся (не) разгада..ой. (По Л. Озерову)

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Общие понятия

предложения делятся на:

Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и образа действия

Придаточные степени и образа действия отвечают на вопросы как? в какой степени? Они прикрепляются союзом что к сочетаниям, в которые обязательно входят у к азательные слова так , такой и т. п. Например:

  1. Мальчика одели так (как одели?), что все принимали его за девочку.
  2. Лев рявкнул так громко (как громко?до какой степени громко?), что все вздрогнули.
  3. Неожиданно раздался такой громкий крик (в какой степени громкий?), что все вздрогнули.
  4. Серёжа так (до такой степени, настолько, до того) испугался, что побледнел и задрожал.
Статья в тему:  Куда деваются выхлопные газы на подводной лодке

Примечания

1. Есть небольшая группа предложений с придаточными образа действия, которые прикрепляются союзным словом как к сочетанию, состоящему из глагола и указательного слова так, например:

Ученик всё сделал так, как велел мастер.

2. Если придаточное степени относится к сочетанию, состоящему из указательного слова такой и существительного, то оно имеет добавочное определительное значение, например:

Раздался такой взрыв, что все вздрогнули (какой взрыв? до какой степени громкий взрыв?)

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными

I. К придаточным образа действия по значению близки придаточные сравнительные. Они отвечают на вопрос как? Прикрепляются они ко всему главному сравнительными союзами как, словно, будто и др. Например:

  1. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
  2. Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навёл.
  3. Издали слышался шум мокрых деревьев, будто вдалеке шумела вода в шлюзах.

Примечания

1. Сравнительные союзы могут присоединять не только придаточные предложения, но и сравнительные обороты, которые бывают или обстоятельствами образа действия ( Росинки блестят, как бриллианты ), или сказуемыми ( Наша школа как дворец ).

2. Если в главном предложении есть указательные слова, придаточные со сравнительными союзами могут иметь несколько значений, например:

  1. Мы возвращались из театра с таким чувством, как будто побывала ка большом а светлом празднике (сравнительное и определительное значения).
  2. Снег под лучами солнца блестит так ярко, как будто всё поле усеяно бриллиантовыми звёздочками (сравнительное и степени).
Статья в тему:  С какого числа запрет на ловлю с лодки

II. Своеобразное значение имеет сложноподчинённое предложение с двойным сравнительным союзом чем — тем , например:

Чем ночь – темней, тем ярче звёзды.

Обе части этого сложного предложения взаимно связаны, и поэтому нельзя выделить главное и придаточное предложения. В этом сложном предложении явления ( темнота ночи и яркость звёзд ) сопоставляются по степени. Сопоставление по степени может быть выражено и одиночным союзом чем , например:

  1. Некоторые ракеты движутся быстрее, чем распространяется в пространстве звук.
  2. Вчера было холоднее, чем сегодня.

Сложноподчинённые предложения с придаточными места

Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся к сочетанию сказуемого с указательными словами ( там , туда , оттуда ), например:

  1. Медведь остановился там (где остановился?), где только что стоял лось.
  2. Алексей пополз туда (куда пополз?), куда ушёл самолёт.
  3. Люди бежали оттуда (откуда бежали?), откуда доносились взрывы.

Придаточные места прикрепляются союзными словами где , куда , откуда . Иногда указательных слов в главном предложении не бывает, например:

  • Он засмеялся и пошёл (куда пошёл?), куда захотелось ему.

Примечание

Придаточные места могут употребляться для уточнения обстоятельств места, например:

Впереди (где именно впереди?), где кончалась роща, стояли берёзы.

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени

отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Они относятся ко всему главному предложению и прикрепляются к нему союзами:

  • когда;
  • пока;
  • покамест;
  • как только;
  • с тех пор, как (с тех пор как);
  • до тех пор, пока (до тех пор пока) и др.,
  1. Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
  2. Они проснулись тогда, когда в избе было совсем светло.
  3. Пока он что-то спрашивал, я сел к столику.
  4. В то время как товарищ мой остановился, мелькнула перед моими глазами большая бабочка.
  5. Дедушка приказал не будить Ташошу до тех пор, пока сама не проснётся.
Статья в тему:  Можно ли плавать на лодке весной

Примечание

Придаточные времени могут употребляться для уточнения обстоятельства времени, например:

Летом, когда кончатся экзамены, мы будем работать в нашем колхозе.

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели

Придаточные цели отвечают на вопросы зачем? с какой целью? Они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзом чтобы ( чтоб ). В главном предложении бывают указательные слова для того , с тем , затем . Например:

  1. Лампа заслонена бумажным щитом, чтобы свет не разбудил Серёжу.
  2. Для того, чтобы воздух мог проходить в ящики и коробочки, крышки их всех была истыканы толстой булавкой.
  3. Няня оставалась в тени с тем, чтобы вязать чулок.

Примечание

Придаточные с союзом цели чтобы могут иметь два значения, если в главном предложении есть указательное слово так , например:

Мы побежали наверх одеваться так, чтобы как можно более походить на охотников (значение цели и образа действия).

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины

Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? Они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами потому что , оттого что , так как , ибо . Например:

  1. Обоз тронулся с места рано, потому что было нежарко.
  2. Настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем.
  3. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
  4. Я пригласил своего спутника выпить стакан чаю, ибо со мной был чугунный чайник.
Статья в тему:  Как сделать водный парус для лодки

Примечание

Слова потому или оттого могут стоять в главном предложении, а слово что — в придаточном:

  1. Ходил Беликов к нам только потому, что считал это своею товарищеской обязанностью.
  2. Наташа заревела, как ребёнок, только оттого, что Соня плакала.

В главном предложении могут быть другие слова, например: вследствие того , ввиду того , благодаря тому :

  1. Зелень сохранила свою свежесть до начала июля вследствие того, что весна была сырая.
  2. Трава была необычайно дочна благодаря тому, что шли частые и обильные дожди.

Сложноподчинённые предложения с придаточными условными

Придаточные условные отвечают на вопрос при каком условии? , они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами если , когда , раз и др. Например:

  1. Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.
  2. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
  3. Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.

Если придаточное условное стоит перед главным, то в последнем может быть союз то , например:

Если растение не поливать, то оно засохнет.

Примечание

В роли придаточного условного употребляются предложения без союзов, в которых повелительное наклонение имеет значение сослагательного, например:

Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней.

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными

относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами хотя ( хоть ); несмотря на то, что ; пускай ; пусть , например:

  1. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.
  2. В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось.
  3. Пускай тебе взгрустнётся даже, ты головы не опускай.
  4. Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.
Статья в тему:  Сколько месяцев робинзон делал себе лодку

По смыслу сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным сходны со сложносочинёнными предложениями (с противительными союзами но , а , однако ), сравните:

Хотя солнце село, в лесу ещё светло. — Солнце село, но в лесу ещё светло.

Вот почему между придаточными уступительными и главным может быть добавочный противительный союз, например:

Хотя и будет дождь, но уже не зеленеть траве.

Кроме указанных союзов, придаточные уступительные присоединяются к главному союзными словами сколько, как с усилительной частицей ни , например:

  1. Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки.
  2. Сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно.

Такие придаточные уступительные предложения имеют добавочное усилительное значение.

Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия

следствия относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзом так что . Например:

Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.

Примечание

Значение следствия бывает в так называемых придаточных присоединительных, например:

Неожиданно заболел Виктор, что очень встревожило Анну Петровну.

Придаточные присоединительные относятся ко всему главному и прикрепляются к нему словами что, вследствие чего, отчего, зачем, почему. Они являются добавочными замечаниями, выводами, заключениями, например:

  1. Болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах.
  2. Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
  3. Его не было дома, почему я и оставил записку.
  4. Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно.
Статья в тему:  Что мне понравилось в рассказе резиновая лодка

Источник: «Учебник русского языка» С. Г. Бархударов и С. Е. Крючков, 1972

Сколько я ни старался различить вдалеке что нибудь наподобие лодки

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

(В)ТЕЧЕНИЕ суток М. В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.

Сколько я ни старался различить ЧТО(НИБУДЬ) (НА)ПОДОБИЕ лодки, но безуспешно.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но ВСЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК ЖЕ переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

В ТЕЧЕНИЕ суток М. В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и ВПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

Статья в тему:  Сколько месяцев робинзон делал себе лодку

ВСЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО ЖЕ напряжение.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАКЖЕ несколько наставлений НАСЧЁТ условий поединка.

Сколько я ни старался различить ЧТО-НИБУДЬ НАПОДОБИЕ лодки, но безуспешно.

Ответ: ТАКЖЕ НАСЧЕТ ИЛИ НАСЧЕТ ТАКЖЕ.

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).

В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: