3 просмотров

Сколько времени обкатывать лодочный мотор

Обкатка лодочного мотора

Наконец-то мечта свершилась, вы купили лодку или катер с мотором и спешите спустить это чудо на воду. По мужскому наитию, соединяете кабели, тяги управления и шланги. Заводите мотор и на всей мощи всех лошадиных сил вылетаете из акватории.

Ваши волосы развеваются, брызги летят в лицо, пляжники разбегаются от вашей волны. Но вдруг обороты падают, вы видите вокруг мотора искажения пространства от клинически высокой температуры и он глохнет. Скорее всего, завести его больше не удастся. Двигатель «схватил клина».

  • Для чего нужна обкатка лодочного мотора ↓
  • Действия перед обкаткой ↓
  • Где обкатать лодочный мотор ↓
  • Процесс ↓
  • Как правильно обкатать 4х-тактный лодочный мотор ↓
  • Действия после обкатки ↓

Для чего нужна обкатка лодочного мотора

Стандартный лодочный двигатель собирается на конвейере, и как бы производитель не старался, он не сможет добиться точного совпадения внешнего диаметра колец поршня с внутренним диаметром цилиндра, идеального прилегания шестерней редуктора и подшипников коленвала.

Что может произойти, если не пройти процедуру обкатки? По мере прогрева двигателя, кольца поршней расширяются и трение увеличивается. Пропорционально увеличивается и температура. В конце концов поршню не хватает мощности преодолевать возрастающее сопротивление силы трения. Он замедляет ход и останавливается. Взрывы топливной смеси больше не могут вытолкнуть поршень и двигатель глохнет.

В лучшем случае двигатель после того как остынет, может завестись, хотя тепловой удар он уже получил, что обязательно скажется на его дальнейшей эксплуатации. В худшем случае без ремонта не обойтись, а в самом худшем – предстоит замена блока цилиндров и поршневой системы.

Статья в тему:  Как устроен дейдвудный сальник на подводной лодке

Действия перед обкаткой

Помимо того, что мотор нужно распаковать и установить, есть еще несколько действий, которые необходимо сделать перед его первым запуском. Начните с заливки масла в редуктор. Редуктор в лодочном моторе – все равно что в автомобиле коробка передач.

Перед первым запуском двигателя необходимо промыть поршневую систему изнутри.

Действия:

  • Если редуктор будет работать на сухую, то ждите близкого выхода из строя шестерней трансмиссии. Вы услышите это по характерному вою переходящему в грохот камнедробилки. Обломки шестерней начнут тращить все, что попадается на их пути.
  • Для того чтобы залить масло, необходимо установить мотор в вертикальное положение, открутить верхнюю и нижнюю заглушки редуктора и закачать смесь снизу вверх с помощью большого медицинского шприца 120 мл (жане) до тех пор, пока оно не начнет выливаться из верхнего. Не вынимая шприца, закрутите верхнюю пробку, а затем нижнюю.
  • Обычно предпочитаемая марка масла для редуктора указывается в инструкции к двигателю, и настоятельно рекомендуется, особенно при первых запусках, использовать именно это масло. Но без фанатизма, если написано, что необходимо масло Yamaha 10-W40, то будьте спокойны, если продавец предложит вам приобрести Suzuki 10-W40. Если вы не можете найти оригинальную смесь, то в крайнем случае можно заливать для двигателя мощностью до 30 л.с. полусинтетическое масло соответствующее стандартам SAE 90, а для более мощных моторов подойдет синтетическое – 75W-90. Главное, чтобы на этикетке была надпись «трансмиссионное масло для лодочных моторов».
  • Топливная смесь для двухтактных моторов готовится заранее. Во время обкатки рекомендуется добавлять двойную порцию масла в бензин в пропорции: на 25 литров бензина – один литр масла. Впоследствии количество масла можно будет сократить. Моторное масло должно соответствовать стандарту TCW-3.
Статья в тему:  Какой электромотор для лодки лучше

Где обкатать лодочный мотор

Многие утверждают, что это легко можно сделать в бочке с водой. Это не так, потому что двигатель нужно обкатывать под нагрузкой, о чем указывает производитель. С другой стороны представьте, что вам часов десять придется сидеть возле бочки, регулируя обороты. Вода будет выплескиваться, и вам ее нужно будет постоянно доливать.

Обычно такие бочки устанавливаются на лодочных причалах, только лишь для того чтобы проверить работоспособность мотора после ремонта. Представьте, насколько приятнее обкатывать мотор на транце лодки, путешествуя по окрестностям. Заодно и отдохнете.

Процесс

Обкатка займет около 10 часов. Не забудьте запастись достаточным количеством бензина. В среднем мотор мощностью 25 л.с. потребляет 10 литров бензина в час на максимальных оборотах. На малых оборотах будет меньше конечно, но, тем не менее, взять с собой литров 60 бензина не помешает.

Стоит также обратить внимание на некоторые особенности и детали:

  • не стоит пугаться, что мотор чадит, как старый москвич вашего прадеда – это нормально, ведь вы производите обкатку двигателя на топливе с повышенным содержанием масла;
  • из водяного отверстия системы охлаждения должна фонтанировать струйка воды;
  • не забывайте включать скорость на малом газу, иначе двигатель заглохнет, а на некоторых винтах может срезать шпонку.

Как правильно обкатать 2х-тактный лодочный мотор:

  • заведите мотор;
  • прогревайте на холостом ходу и малых оборотах 10-15 минут;
  • начинайте движение, на протяжении одного часа двигатель должен работать на минимальных оборотах;
  • добавляйте газ поэтапно, каждый час, в течение 6 часов до 75% мощности;
  • на всех этапах движения, в пределах 15-20 процентов, переменно и регулярно добавляйте и уменьшайте обороты двигателя;
  • оставшиеся 2-3 часа двигайтесь с переменной скоростью, выжимая газ на полную мощность, но не более чем на пять – десять минут, после пятиминутного замедления снова включайте полный газ;
  • перед тем, как заглушить двигатель, дайте ему поработать на тихом холостом ходу еще несколько минут, выработайте весь бензин из карбюратора, отключив подачу бензина.
Статья в тему:  Какие лодки подлежат регистрации 2015

Как правильно обкатать 4х-тактный лодочный мотор

Обкатка 4х-тактного двигателя отличается от 2х-тактного, а алгоритм будет такой:

  • первый бак бензина вырабатывается на холостом ходу или при движении на самых малых оборотах;
  • время от времени меняйте обороты, но не больше 2500 об/мин, дроссельную заслонку не открывайте больше чем на 50%;
  • во время второго часа можно разогнать двигатель до 3000 об/мин, заслонку можно открывать до 70%, приоткрывая, время от времени на полную;
  • еще восемь часов следует отъездить в щадящем режиме, ненадолго включая двигатель на полную мощность.

Обкатка лодочного мотора после покупки: инструкция и рекомендации

Что будет, если не проводить обкатку лодочного мотора?

Любой двигатель вне зависимости от его типа и сложности нуждается в обкатке.

Процедура достаточно простая, но ответственная и обязательная, выполняется на новой технике.

Лодочные моторы нужно обкатывать обязательно, это нужно чтобы детали притерлись друг к другу и лучше функционировали.

Следовательно, отказ от обкатки приведет к быстрому износу деталей и уменьшенному ресурсу двигателя.

К другим проблемам отсутствия обкатки можно отнести:

  • быстрый износ цилиндров и поршневой группы;
  • возникновение поломок в узлах газораспределительной системы;
  • неисправности или износ подшипников, вала двигателя;
  • неисправности с системой охлаждения.

Даже многие качественные моторы с хорошей репутацией указывают об обязательной обкатке в инструкции по эксплуатации.

Есть и такие производители, которые уже сделали обкатку на своем оборудовании, но об этом будет указано.

Статья в тему:  Моторная лодка неслась по морской глади как

Одни говорят, что новые лодочные моторы можно не обкатывать, но на самом деле лучше придерживаться рекомендаций из инструкции.

Как проводится обкатка лодочного мотора?

Обкатка мотора выполняется неспешно и аккуратно, ведь в процессе трущиеся детали сдирают мельчайшую стружку друг с друга, притираясь постепенно друг под друга.

Для этого двигателю нужно работать плавно, без набора высоких оборотов и перегрева.

Пренебрегая правильной процедуре и работая на больших оборотах, трущиеся детали будут попросту срывать стружку частями.

Вследствие этого получается задиры, царапины и трещины, больше всего они образуются на стенках поршней и цилиндров.

Металл повреждается, и трение проводится недостаточно качественным образом.

В другом случае повышение оборотов выше оптимальных при обкатке способствует нагреву деталей, ведь выделяется тепловая энергия и детали существенно расширяются.

Когда поршням расширяться больше некуда, начинают изнашиваться кольца, также они могут западать.

Это влечет уменьшению компрессии и потере масла в течение всего срока эксплуатации.

Манипуляции, предшествующие обкатке мотора

Мотор нужно распечатать и пристроить его на лодку, но имеется еще ряд действий, которые предшествуют проверке лодочного мотора.

Залейте масла в редуктор. Если регулятор станет работать без масла, то выйдут из строя шестерни трансмиссии.

Характерный грохот укажет вам на эту проблему. Тогда, обломки шестерней будут трощить все, что попадается на их пути.

Для того, чтобы правильно залить масло, нужно открутить обе заглушки редуктора, и сверху, и снизу, в вертикально расположенном моторе.

Статья в тему:  Долго мы будем вилять как маркитантская лодка

Потом, про помощи большого шприца вводим смесь снизу вверх до той поры, пока масло не покажется с верхнего отверстия.

Не доставая шприц, сначала закрываем верхнюю пробочку, а потом уже нижнюю.

Касательно топливной смеси — ее нужно готовить заранее. Желательно, добавить немного масла в топливо, во время обкатки.

Манипуляции после обкатки мотора

Сначала, не выключая мотор, нужно дать ему остыть. Потом перекрываем подачу топлива, и выработаем все что осталось.

Это поможет оставить свечи сухими. Далее сливаем масло с редуктора, открыв оба отверстия одновременно.

Как обкатывать лодочные моторы правильно?

К лодочному двигателю обычно прилагается инструкция с характеристиками и технологии обкатке, ее и нужно придерживаться.

Покупателю нужно понять, что эффективность и ресурс работы двигателя будет зависеть от правильно проверенной обкатки.

Причем чем дольше она проводится, тем двигателю лучше.

На новых лодочных моторах обычно наносится специальная смазка для консервации, которая нужна для защиты деталей от коррозии в течение простоя двигателя.

Первым делом нужно удалить эту смазку, делается при помощи обычного бензина.

Далее обкатка отличается в зависимости от типа двигателя:

  • Двухтактные — в инструкции указывается определенные пропорции смеси масла и бензина, созданные специально для процесса обкатки. Количество масла выше обычного показателя, разбавляется смесь в пропорции примерно 1 литр масла на 25 литров топлива. После обкатки данная пропорция повышается примерно до 1 к 70.
  • Обкатка 4 тактного лодочного мотора — здесь масло и бензин заливаются отдельно, но для лучшего эффекта лучше немного долить масло в бензин. Доливается совсем немного масла, и лучше это делать уже на заведенном двигателе. 4 Т моторы имеют свойство не заводиться со смесью масла.
Статья в тему:  Как гнуть доски для лодки

Какое нужно масло для обкатки лодочного мотора

Очень важно подойти к выбору масла для обкатки, ведь оно будет использоваться в увеличенных количествах и требовать лучшие свойства для притирки деталей.

Важно понимать, что масло для 2 Т моторов нельзя использовать для 4 Т моделей, и наоборот.

У них разные свойства и характеристики.

  • Для 2 Т моторов — выбирается масло с индексом TC-W3. Учтите, что некоторые моторы с наличием поуровневого сжигания смеси будут требовать другого типа масла, указывается в инструкции.
  • Для 4 Т моторов — если мощность не превышает 30 л.с., можно выбирать масло полусинтетика 10W40 или 10W30, моторы мощностью выше 30 л.с. требуют синтетическое масло 5W30 или Также синтетика доступна для двигателей малой мощности.

Этапы обкатки лодочных моторов

  1. Заводим двигатель и хорошо его прогреваем, ему нужно поработать на холостых около 15 минут. В процессе работы также проверьте систему охлаждения, струя жидкости должна идти ровно и непрерывно.
  2. Второй этап — работа двигателя на малых и средних оборотах, проводится около 2 часов. Желательно придерживаться максимальных оборотов в 3 500 об/мин. Причем обороты нужно менять, повышая и понижая каждые 15 мин. Обязательно проверяйте наличие работы системы охлаждения.
  3. На следующем этапе можно увеличить количество оборотов до 4500 об/мин, при этом нужно как повышать, так и понижать обороты. По иному можно выкручивать ручку газа на 2/3. Процедура проводится следующие 2 часа.
  4. Завершающий этап — ближайшие 3 часа можно изредка давать ручке полный газ, увеличивая и понижая обороты. Можно сбрасывать ручку газа на ¾.
Статья в тему:  Как приделать колеса к лодке

На всех этапах следует проверять уровень и состояние водяного насоса, также придется манипулировать ручкой газа и менять обороты. Не следует держать на одном показателе обороты.

После обкатки желательно проездить еще 3−4 часа с полной ручкой газа, это улучшит притирку деталей и позволит мотору привыкнуть к большой мощности оборотам.

Также производитель указывает рекомендованные обороты, которые лучше не превышать.

После процедуры обкатки крайне рекомендуется провести ТО, можно выполнить как в специальных сервисах, так и самостоятельно при наличии навыков.

Иногда придется удалить образованную стружку вручную. Желательно проверить состояние цилиндров и поршней. Состояние стенок покажет, насколько хорошо удалась обкатка.

Видео: обкатка лодочного мотора

Как обкатать лодочный мотор — инструкции и рекомендации, последствия неправильной обкатки

Обкатка лодочных моторов — один из важнейших пунктов эксплуатации ПЛМ. От того, насколько правильно проведена процедура, будет зависеть дальнейшая работа двигателя.

Некоторые владельцы подвесов все чаще воспринимают обкатку, как некий миф, призванный увеличить прибыль производителей лодочно-моторных масел и смазок. И в результате «убивают» мотор в первой дальней поездке. Рассказываем, почему так происходит и как правильно обкатать мотор.

Зачем нужна обкатка и можно ли ее не делать

В новом двигателе детали имеют микроскопические шероховатости, неровности, возможны остатки стружки. При нагревании между ними возникает трение. Если начать эксплуатацию лодочного мотора сразу в рабочем режиме, вероятен быстрый выход из строя, от которого в лучшем случае спасет замена дейдвуда, в худшем — покупка нового ПЛМ.

Чтобы этого не произошло, нужно обкатать мотор в щадящем режиме с большим количеством масла. Тогда все детали качественно смажутся и «приточатся», займут правильное положение.

Основные узлы, которым жизненно важна «притирка»:

  • подшипники и коленчатый вал;
  • поршневые кольца и цилиндр;
  • шестерни редуктора.
Статья в тему:  Как правильно выбрать надувную лодку для рыбалки

При отказе от обкатки не стоит рассчитывать на заявленный производителем срок службы. Даже самый продвинутый японский мотор будет работать некорректно и «умрет» гораздо раньше, чем указано в описании модели.

Точное время и способы обкатки нового мотора, приобретенного в магазине, обычно указаны в руководстве по эксплуатации. Но если вы купили двигатель с рук или инструкция на английском, мы поможем разобраться и расскажем, как правильно обкатать лодочный мотор.

Подготовка к обкатке

В первую очередь нужно удалить защитную смазку с мотора (если есть) и подготовить топливную смесь. Не нужно экономить на масле. Его потребуется много, но это разовая трата, которая точно не разорит владельца лодочного ПЛМ.

Затем нужно установить подвес в вертикальное положение (лучше сразу на лодку), снять заглушки с редуктора и закачать снизу вверх масло, пока оно не появится снаружи. После этого закрутить сначала верхнюю, потом нижнюю пробки.

В бак залить топливную смесь, закрыть дроссельную заслонку. Перед пуском убедиться, что крышка плотно завинчена.

Двигатель необходимо заводить только в воде. Включение на воздухе может привести к перегреву или повреждению водной помпы. Если при этом отключить пробку вентиляции от бака, может произойти утечка бензина.

Как правильно обкатать лодочный мотор

По инструкции обкатка лодочных моторов проводится 6–10 часов. В общем случае схема по времени выглядит так:

  1. Завести двигатель.
  2. Прогреть мотор 10–15 минут на небольших оборотах до 2500 и холостом ходу.
  3. Начать движение. В течение 50–60 минут не открывать дроссель больше, чем на половину (около 3 тысяч об/мин).
  4. На протяжении 5 часов каждые 60 минут добавлять газ до достижения 75–80% от мощности.
  5. Остальное время постоянно менять число оборотов: 10–15 минут — максимум, 15 минут — минимум.
  6. Перед остановкой двигателя выработать оставшееся в карбюраторе топливо на тихом ходу.
Статья в тему:  Какие лодки подлежат регистрации 2015

Производители указывают, что первые 10 часов не стоит разгонять лодку более 85% от мощности двигателя. Также нельзя сохранять постоянную скорость дольше 10-15 минут.

Можно ли обкатать мотор в бочке

Обкатка лодочного мотора в бочке с водой, как советуют некоторые владельцы ПЛМ, недопустима. Нередко она заканчивается серьезными поломками и походом в сервис.

Приработка деталей должна происходить под нагрузкой, на всех режимах, на судне, а не в ограниченном пространстве, где можно действовать только на холостых и низких оборотах. Полноценной такая обкатка не будет.

К тому же, мало кому удастся просидеть рядом с бочкой 10 часов, постоянно доливая выплескивающуюся воду и каждые 15 минут регулируя обороты. При этом нужно следить за температурой — движок греет воду и может уйти в перегрев.

Мотор внутри и снаружи покрывается отработанным маслом, которое еще больше ухудшает охлаждение и выводит из строя резиновые детали. Повышается опасность засорения системы охлаждения. Если это станет причиной поломки лодочного мотора и обнаружится в сервисном центре, движок снимут с гарантии.

В бочке можно завести мотор и проверить предварительную настройку карбюратора, но обкатывать — только на воде.

Обкатка 2-тактного мотора

Подавляющее большинство 2-тактных двигателей требуют масло с маркировкой TC-W3. Но некоторые лодочные моторы с поуровневым сжиганием смеси могут работать на другом типе масла, который указан в инструкции. Для первого запуска лучше взять именно его.

Топливная смесь для 2-тактного мотора готовится в пропорции 1:25. То есть 1 литр масла подмешивается к 25 литрам бензина.

Примерный расход топлива для обкатки можно посчитать, учитывая, что 30-сильный двухтактный ПЛМ расходует около 10 л бензина в час при максимальной скорости.

Статья в тему:  Какая лодка обь лучше

Как обкатать 2-тактный лодочный мотор:

  1. Первые полчаса дать поработать на холостом ходу.
  2. В течение следующих 2 часов постепенно увеличить обороты до 3500 об/мин, откручивая не больше половины ручки газа.
  3. Еще на 4 часа поднять обороты до 4500 об/мин, выкрутив ручку газа на 3/4.
  4. 4–7 часов обкатываться в том же режиме, каждые 15 минут газуя на полную.
  5. Перед выключением прекратить подачу бензина, перейти на тихий ход и выработать остатки топлива.

Отсутствие шума, чада, неровного хода, постоянная струя — главные признаки удачной обкатки лодочного движка.

Обкатка 4-тактного мотора

Для 4Т моделей мощностью до 30л.с. можно выбрать полусинтетическое масло 10W-40 или 10W-30, более мощные моторы требуют синтетику 5W-30, которая также доступна и для малосильных двигателей.

Процесс обкатки 4-тактного лодочного мотора:

  1. Завести, 10–15 минут дать поработать на холостом ходу.
  2. Первый бак топлива выработать на холостых или минимальных оборотах.
  3. Периодически менять частоту обороты до 2500 об/мин при дроссельной заслонке, открытой наполовину.
  4. Через два часа разогнать мотор до 3000 об/мин, открыв заслонку на 3/4. Чередовать с полной мощностью.
  5. Следующие 8 часов обкатывать на щадящем режиме, изредка разгоняя до максимума.

Что делать после обкатки

После обкатки лодочного двигателя нужно заменить масло. У двухтактника выкрутить заглушки, дождаться полного стекания отработанного продукта, залить свежее.

В 4-тактной модели автол меняют в картере при еще теплом двигателе. Если он уже остыл, следует запустить его на пару минут для прогревания. Затем заглушить, снять верхнюю крышку, вынуть щуп, слить остатки масла. Добавить свежую смесь, вернуть щуп на место и включить на 1–2 мин двигатель. Закрыть крышку.

Внимание! После самостоятельной замены масла гарантия на лодочный двигатель может быть аннулирована.

Какие могут возникнуть проблемы и как их решать

Последствия неправильной обкатки мотора могут быть плачевными: от быстрого износа цилиндров и поршня до заклинивания движка. Многое зависит от вида ошибок при обкатке.

Статья в тему:  Долго мы будем вилять как маркитантская лодка

Если процент масла в топливной смеси мал, выйдут из строя шестерни трансмиссии, ломая обломками все, что попадается на пути. Перегрев лодочного мотора приведет к задирам на стенках цилиндров или короблению привалочных плоскостей ГБЦ. Или полному отказу движка. Тогда владельца ждет дорогостоящий ремонт, замена частей или покупка нового ПЛМ.

В случае превышения оборотов детали нагреваются и расширяются. Когда поршням расширяться уже некуда, они начинают давить на непритертые кольца, приводя к их быстрому износу и западанию. В результате начинает подтекать масло.

Чтобы избежать проблем, обкатку проводят неспешно и аккуратно, без набора высоких оборотов и только на водной глади.

Обкатка лодочного мотора позволяет исправить небольшие заводские дефекты, настроить его на длительную работу, почувствовать особенности и недостатки движка. ПЛМ, прошедшие «притирку», реже ломаются и лучше работают. Поэтому игнорировать процедуру не стоит.

Автор: Елена Медведева,
специально для Motoaria.ru

Полезное видео о том, как правильно обкатать лодочный мотор: важные моменты

Срачеемкие вопросы. Мощность, обкатка, масло, консервация

С дрожью в руках сейчас опишу свое видение поименованных в заголовке вопросов.
Дисклеймер:
Оговорюсь особо, что все нижесказанное основано на личном опыте, коллективном опыте, некоторых собственных знаниях автора и относится только к классическим двухтактным лодочным моторам мощностью до 40 л.с., эксплуатируемым в пресной воде.

По прочтению сего, если еще не все водомоторники на водоемах, то в ваших пылких сердцах может возгореться гнев праведный, ярость благородная и прочие положенные ситуации чувства. Ибо я выскажу точку зрения, не совпадающую с общепринятой. Вполне, однако, жизнеспособную на практике.

Статья в тему:  Моторная лодка неслась по морской глади как

1. Мощность
Практически любой лодочный мотор — малофорсированный мотор. Доказать это утверждение очень просто. Для этого надо взять “сухопутный” мотор и сравнить с лодочным.
Сравниваем:
Двигатель ИЖ-Ю5 имел мощность 28 л.с., рабочий объем 348 см, питался бензином А76.
Двигатель Тохатсу 18 имеет мощность 18 л.с., рабочий объем 294 см, питается бензином АИ92.
Если бы Тохатсу имел объем как на Юпитере, то он имел бы мощность 21 л.с. А не 28.

Двигатель Восход-3М имел мощность 14 л.с., рабочий объем 174 см, бензин А76.
ПЛМ Ямаха 15 имеет мощность 15 л.с., объем 246 см, бензин А92.
В равных объемах мощность Ямахи была бы всего 10,5 л.с. А не 14.
Т.е. современные производящиеся в настоящее время ПЛМ существенно уступают по удельной мощности давно не выпускающимся советским мотоциклетным моторам, которые, в свою очередь, и в те времена отнюдь не были венцом мирового двигателестроения. Мягко говоря.

Иногда считается, что так сделано производителями лодочных моторов специально с учетом фактической двухрежимности небольших ПЛМ (холостой ход 10% времени и максимальная мощность 90% времени) с целью достижения приемлемого ресурса моторов.
Это суждение не выдерживает критики.
На ресурс среди прочих факторов влияет прочность деталей и узлов ( в силу малых удельных параметров широко известный закон куба-квадрата еще не оказывает существенного влияния), но никак не форсировка напрямую.

Статья в тему:  Какой электромотор для лодки лучше

Я думаю, что такая низкая для двухтактных моторов удельная мощность (около 60 л.с. с литра при нормальных для них 90) — функция не ресурса ПЛМ, а простоты его конструкции. И связана с его ВСХ. На малофорсированном моторе кривая момента обыкновенно не имеет резких перегибов и горбов, а плавно повышается и так же плавно понижается в конце.
Если вспомнить, что ПЛМ не имеет никаких коробок передач, то становится ясна важность “ровноты” кривой момента.

Иначе может получиться так, что двигатель имеет вполне высокую удельную мощность, но достичь ее не может. Винт, способный работать на максимальной мощности, не может раскрутиться с холостых оборотов до оборотов этой мощности. А винт, способный раскрутиться, соответственно, не отбирает части мощности на положенных оборотах.
Грубая автомобильная аналогия: можно разогнаться до максимальной скорости на четвертой передаче, но на ней невозможно тронуться. Можно тронуться на второй передаче, но на оборотах максимальной мощности мощность отнюдь не будет максимальной, как и скорость.

Т.е. сама конструкция, сам принцип лодочного мотора ограничивает его форсировку. Можно ли что-то придумать, чтобы добиться весовой отдачи небольших ПЛМ хотя бы 1кг на 1 л.с? Вопрос.

2. Обкатка
Есть у меня подозрение, что обкатка лодочного мотора записывается производителями в инструкцию отнюдь не для мотора, а для его хозяина. С одной стороны, хозяин мучается, обкатывает. И начинает мотор любить по тому принципу, что чем больше во что-то вложено сил, тем милее тебе это. С другой стороны, хозяин привыкает к мотору, его особенностям, повадкам, характеристикам. А не мчит, не взвидя света, сшибая пеньки и берега.

Статья в тему:  Как гнуть доски для лодки

Мое мнение: мотор, знакомый с современными методами мехобработки, с проточным водяным охлаждением вообще не требует обкатки. Что вообще такое — эта самая обкатка?
Суть обкатки — уменьшить контактные нагрузки в ЦПГ. И только в ней. Потому что ГРМ и прочего в двухтактниках нету.
Это достигается:
— повышенным содержанием масла в смеси. На мотоциклах в 60-х годах рекомендовалось аж до 1:12. На лодочных моторах сейчас рекомендуют (1:20…1:25) с постепенным (20-40 часов) переходом к 1:50.
— уменьшением отдаваемой мотором мощности. И вот тут сложность: остаются всего два режима движения. Либо на оборотах 2000-2500 с любым количеством пассажиров. Либо глиссированием налегке (один человек) с оборотами 4000-4500.
Первое мучительно и долго, но некоторые маньяки справляются.
Второе не всегда выполнимо. Лодки бывают разные, моторы тоже. На большой ПВХ-шке с толстой сироткой какой-нибудь Тохатсу 9,8 может и не захотеть глиссировать на таких оборотах.

Самый идиотский режим обкатки (он же самый распространенный) — это пилить со скоростью 12-15 км/ч и оборотами 3500-4000 с четырьмя кабанами в лодке, создавая волны, как от авианосца. В этом случае нагрузка на мотор максимальная при относительно малых оборотах. Как на машине на пятой скорости пилить в горку со скоростью 60.

В любом случае то, что моторы легко переживают даже этакое варварство, говорит именно в пользу ненужности обкатки.
Что касается лично меня, то я мотор (кетайское изделие № Хидея 9.9) не обкатывал. Засели втроем, взяли ящик пива и полкилометра пытались выйти на глиссирование. Что на штатном китайском говновинте было нетривиальной задачей. Да и лодка тяжелая. Ничего, вышли. И мотор, заметьте, не пострадал. Знаю это точно, потому что в начале нынешнего сезона из-за хитрого отказа помпы (Кетай!) и перегрева пришлось снимать головку для шлифовки. Посмотрел цилиндры — отличное состояние.

Статья в тему:  Как приделать колеса к лодке

3. Масло
Как известно, в двухтактных моторах масло для смазки ниоткуда не поступает, а добавляется непосредственно в бензин. На продвинутых он добавляется практически туда же, но из отдельного маслобака. Эвинруды здесь не рассматриваем.
Так как в двухтактниках везде сплошь подшипники качения, а впуск осуществляется в район кривошипов коленвала, то слегка “подмасленной” бензовоздушной смеси как раз хватает для того, чтоб мотор хорошо смазывался не заклинил.

После того, как смесь типа смазала коренные и шатунные шейки, а также поршневой палец, она поступает в камеру сгорания, где ее путь заканчивается в адском пламени. Ну так основной масляный вопрос — сколько срани останется от масла после того адского пламени. И тут, как всегда в технике, начинается борьба противоположностей.
Масло с добрым пакетом всяких противоизносных-противозадирных присадок (трансмиссионка, например) сгорит, оставив после себя много шлака. В том числе и твердого, неполезного.
Чистое масло без присадок (типа древнего МС20), оставит мало шлака. Но в малых дозах (1:50) может плоховато смазывать.
Поэтому для двухтактников придумали компромисс — масло с минимальным пакетом присадок.
Потом разработали масла, которые и сами в адском пламени сгорают не полностью. Теперь остатков хватало, чтобы в ЦПГ не было сухого трения и стало возможно уменьшить долю масла в смеси с 1:20 до 1:50. Это принесло хорошие плоды. Особенно в части минимизации засирания системы выпуска.

Статья в тему:  Как правильно выбрать надувную лодку для рыбалки

А вот потом вместо поколения инженеров пришло поколение менеджеров и все опошлило.
Неизвестно, кому пришла в голову мысль о том, что под ногами валяются живые деньги, а их никто не берет. Но таки пришла. Деньги подобрали.

Как известно, почти во всех странах система сертификации-стандартизации работает на производителя (у нас против, но это к делу не относится). Поэтому разработать чушь, назвать ее TC-W3, придумать под калифорнийским первым испытания на выживание дафний — все это дело даже не техники, но токмо крючкотворства.
И теперь все почти водомоторники, за малым исключением, плачут, но покупают говенные масла по конским ценам.

Те же, кто несколько рубит инженерную фишку, задают неудобные вопросы. Особенно показателен пример бензопил и газонокосилок с их 10000 оборотами, никаким охлаждением, работой всегда на максимальной мощности без всяких прогревов.

И вот с участием инженерной мысли многочисленные споры резюмировались так:
— TC-W3 — это, как правило, масла класса Лукойл 2Т, но синего цвета.
— Хорошее масло это масло JASO FC или FD. Или для бензопилы. Любое с допуском какого-нибудь Штиля или Хускварны.
— Не будет греха и от использования Лукойла 2Т. Но будет нагар.

И напомню: более форсированные двигатели советских моциков ездили на говне при ресурсе около 30 тыс. км. При пересчете на моточасы имеем примерно 1000 часов. Для любительского использвания ПЛМ это означает, что чинить мотор придется правнукам.

Статья в тему:  Какие лодки подлежат регистрации 2015

Хотя, скорее всего, не придется. Он всенепременно будет украден, утоплен, разбит о камень. На худой конец падет бесславной жертвой гонки вооружений.

4. Консервация
Эта такая штука, которую всегда делают с мотором осенью (или зимой, в зависимости от азартности водомоторника). В легких случаях дело кончается заливкой в цилиндры масла. В случае осложнений покупаются какие-то немыслимые баллончики, которые скармливают непосредственно работающему мотору. Тот давится, чихает, блюёт, дымит. Но, как считают, надежно консервируется.

Между тем, в любом работавшем ПЛМ всегда есть пленка масла в положенных местах. И если мотор всего лишь помещается на несколько месяцев в сухое помещение — зачем ему дополнительное масло?
Иное дело — если в качестве места для хранения выбирается силосная яма, подземелье фамильного замка или потайные пещеры. И если при этом срок хранения — несколько столетий.
Тогда, конечно, нужна консервация. Обязательно.

Кстати, о подземельях. Вот этот мотор — качественно ли консервируют владельцы? Те ли баллончики покупают? Не нарушают ли инструкции?

В общем, дорогие коллеги, собратья по несчастью, а также те, у кого еще все впереди. Я умолкаю. А вас призываю высказываться в комментариях.
И да возгорится срач!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: