10 просмотров

Сколько времени дизельная подводная лодка может находиться под водой

Почему подводные лодки вообще должны всплывать на поверхность? Разве они не могут оставаться под водой бесконечно?

Подводные лодки – это огромные морские машины: они ныряют под воду и остаются там в течение длительных периодов времени, проводя военные операции или другие формы подводных исследований. Самое большое.

Содержание

  • Почему дизельные подводные лодки иметь всплыть?
  • Перезарядка батарей дизельных подводных лодок
  • Трубка
  • Связь
  • Пайки и припасы
  • Обслуживание
  • “Человеческий” угол

Подводные лодки – это огромные морские машины: они ныряют под воду и остаются там в течение длительных периодов времени, проводя военные операции или другие формы подводных исследований. Самое большое преимущество, которое они предлагают, особенно в милитаристском контексте, заключается в том, что они могут спрятаться под водой, подальше от подозрительных глаз врага. Фактически, это главная причина, по которой они были впервые использованы в мировых войнах немецким флотом, чтобы нанести ущерб кораблям союзников.

Однако в тот момент, когда подводная лодка всплывает на поверхность, то есть появляется на поверхности воды, она становится гораздо более легкой целью для мощных орудий и пушек атакующих и эсминцев противника. Вот почему часто говорят, что если вы можете успешно заставить подводную лодку всплыть на поверхность, вы уже выиграли половину битвы.

При этом, если появление на поверхности воды настолько опасно для подводной лодки и ее экипажа, зачем ей вообще всплывать на поверхность? Я имею в виду, что мешает подводной лодке оставаться под водой неопределенное время? Разве он не может оставаться под водой на протяжении всей миссии?

Статья в тему:  Чем промазать швы резиновой лодки

Чтобы понять ответ на этот вопрос, полезно знать кое-что о подводных лодках.

Подводные лодки можно разделить на два типа в зависимости от типа двигателя, на котором они работают: дизель-электрический или ядерный.

Подводные лодки, работающие на дизельных электрических двигателях, принято называть дизельными подводными лодками или просто дизельными подводными лодками. Точно так же подводные лодки, которые используют энергию, вырабатываемую ядерным реактором на борту, называются атомными подводными лодками или просто атомными подводными лодками.

Вне зависимости от типа подводные лодки обычно периодически всплывают на поверхность, но причины для этого в обоих случаях разные.

Почему дизельные подводные лодки иметь всплыть?

Дизельные двигатели вырабатывают энергию в процессе внутреннего сгорания (слово «внутреннее» просто означает, что дизельное топливо сгорает. внутри основная часть двигателя). Обратите внимание, что двигатели внутреннего сгорания отличаются от двигателей внешнего сгорания.

Теперь вы можете вспомнить из школьного урока естествознания, что горение – это просто процесс сжигания чего-либо в присутствии кислорода. «Присутствие кислорода» здесь очень важно, особенно в случае больших металлических судов, работающих под водой, вдали от прямого и свежего источника кислорода.

Перезарядка батарей дизельных подводных лодок

Как следует из названия, дизельная подводная лодка работает на дизельном двигателе, а это значит, что она должна подниматься на поверхность (или хотя бы на перископную глубину). Высота перископов на подводных лодках может достигать 18 метров (около 60 футов). Когда подводная лодка погружается на глубину, равную высоте перископа, считается, что подводная лодка находится на глубине перископа.

Статья в тему:  Можно ли красить лодку пвх

Подводная лодка выходит на поверхность раз в несколько дней (а то и чаще) не только для того, чтобы получить свежий запас атмосферного кислорода над поверхностью воды, но и для утилизации отработанных газов, которые она производит на борту.

Трубка

Существует устройство, известное как шноркель (англичане называют его «фырканьем»), которое позволяет подводным лодкам работать под водой, при этом набирая воздух над поверхностью. Когда подводная лодка выходит на поверхность, ее дизельные двигатели работают и вырабатывают энергию, которая используется для подзарядки батарей, которые в конечном итоге приводят в действие подводную лодку.

Атомные подводные лодки, с другой стороны, полагаются на энергию, вырабатываемую ядерным реактором на борту. Реактор вырабатывает мощность, достаточную для работы всех электронных и электрических систем на борту, а также систем жизнеобеспечения экипажа. Следовательно, в отличие от дизельных подлодок, атомные подлодки могут работать дни или даже недели, не всплыв ни разу. Фактически, теоретически ядерный реактор на борту подводной лодки производит достаточно энергии, чтобы управлять подводной лодкой в ​​течение нескольких десятилетий!

Связь

Радиосигналы плохо проходят под водой, особенно на глубинах, на которых подводные лодки обычно работают во время миссии. Следовательно, как атомные, так и дизельные подводные лодки должны всплывать на поверхность, чтобы поддерживать связь со своей базой, получать приказы и / или передавать важную информацию.

Пайки и припасы

Атомная подводная лодка может оставаться и работать под водой в течение пары десятилетий, при условии, что она снабжена достаточным количеством припасов и рационов для экипажа на борту, чтобы продержаться так долго.

Статья в тему:  Когда выйдут подводные лодки

Очевидно, это далеко не область возможного, поэтому подводные лодки должны всплывать, чтобы загрузить свежие припасы (с другого судна) и продолжить, особенно если это долгая миссия.

Обслуживание

Какой бы прочной и надежной она ни была, подводная лодка, в конце концов, остается просто машиной. Он имеет ряд систем различных типов – электрических, механических, электронных, гидравлических и т. Д., Которые позволяют ему работать под водой. Иногда у некоторых из этих систем возникают проблемы, которые бортовой экипаж не может исправить на ходу. Если какая-либо из этих проблем является критической, капитан обычно приказывает поменять поверхность субмарины, чтобы можно было произвести существенный ремонт.

“Человеческий” угол

Не будем забывать, что подводная лодка – это укомплектованный Судно, то есть им управляют люди. Иногда член экипажа получает травму или заболевает, и ему требуется надлежащая медицинская помощь. Также может быть какая-то чрезвычайная ситуация, связанная с людьми, которая потребует незапланированного восстановления поверхности подлодки.

Кроме того, люди – социальные животные. Oни иметь вести «социальную жизнь», т. е. разговаривать с друзьями, встречаться с людьми, посещать места, есть различную еду, зацикливаться на телепередачах, играть в видеоигры, гулять, долго ездить множество других вещей для поддержания их рассудка.

Чтобы команда не сошла с ума из-за недельного пребывания в металлической трубе, полностью оторванной от семьи, друзей и остального мира, миссии на подводных лодках планируются таким образом, чтобы «вращающийся», означающий, что ни один экипаж не должен нести бремя пребывания под водой «слишком долго». Чтобы это произошло, подводные лодки должны всплыть на поверхность, чтобы существующий экипаж мог высадиться, пока новый экипаж садится на подлодку для следующего этапа текущей миссии.

Статья в тему:  Как поставить транец на лодку пвх

Как подводники выдерживают трехмесячное пребывание под водой

Мало кто задумывается о том, что уже само погружение на подлодке – настоящий героизм. Ведь выдержать 3 месяца под водой – а именно столько длится стандартный боевой поход – могут лишь единицы. Капитан первого ранга Евгений Голованов с 1977 по 1984 год был старшим помощником командира атомного ракетного крейсера проекта 667. На его счету 16 боевых походов. Он рассказал о том, как самые обыденные действия на глубине превращаются в подвиги.

– В ы плавали и на дизельных, и на атомных лодках. Сильно они отличаются?
– Дизельная лодка не обладает большой автономностью – по ночам ей нужно всплывать, чтобы заряжать дизельную установку и пополнять запас воздуха. Для членов команды это огромный плюс – они могут выйти наверх, дышать, видеть море. Минус таких лодок в том, что после погружения все стараются экономить воздух и электричество. Ни о каких кондиционерах не может быть и речи, так что температура в лодке прыгает – в Северном Ледовитом океане ужасно холодно, а в теплых широтах в отсеках как в бане – 45-50 градусов. Все сидят в трусах и вытирают пот. На атомной лодке таких проблем нет – все электричество обеспечивает атомный реактор. За это “удовольствие” расплачивается команда, которая не видит белого света 3 месяца. Зато дизельная лодка практически бесшумна под водой. Погрузилась – и попробуй найти ее!

Статья в тему:  Чем лучше обезжирить лодку пвх

– Каждый способен стать подводником?
– Отнюдь! Подводник – это не профессия, а судьба и вера! Лодку можно либо полюбить, либо возненавидеть. У нас в училище все мечтали стать подводниками. После первого курса мы приехали в Кронштадт и спустились в дизельную лодку. Тесная, темная, со спертым воздухом. Когда поднялись наверх, половина курсантов не захотели быть подводниками. Нас осталась половина. После третьего курса мы снова были на практике, после которой отсеялось еще 25 процентов. А после четвертого курса испытали на себе первое погружение. Большинство пришли в ужас. И вот нас осталось только 10 процентов. Все остальные пошли служить в надводный флот.

– Каково это – быть подводником?
– Это не просто трудно, а подчас даже невыносимо. Человек не может жить без пяти составляющих: воздуха, солнца, земли, воды и огня. А подводник этого ничего не видит. И днем и ночью одна картина – отсеки. И так 3 месяца подряд. Это максимальный срок пребывания под водой, который может выдержать человек. Хотя сама атомная подлодка может находиться, не всплывая, под водой в течение 10 лет при полном заряде тепловыделяющих элементов ядерной установки. Ограничение здесь люди, а не железо. Не нужно даже всплывать, ведь воздух подлодка производит из морской воды – мы разлагаем морскую воду (H2O) на кислород и водород. Выделяем и сбрасываем за борт соль. Кислород идет в лодку, а водород – за борт. А ядерный реактор вырабатывает электричество. В надводном положении в море этих лодок никто не видит, они всегда под водой. Сверху чистый океан — а внизу, как суп с клецками, куча всевозможных лодок всех стран.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка ривьера 3200

– А какой он – воздух, сделанный из воды? Есть у него специфический запах?
– Есть. Это запах пластика от приборов на лодке. А в трюмах – специфическое амбре от насосов. Главная проблема – в условиях подлодки в воздухе всегда присутствует углекислый газ. Его уровень технически невозможно сбросить ниже отметки 0,3 процента. Врачи установили, что при такой концентрации, если находиться в этой атмосфере 2000 часов (как раз 3 месяца боевой службы), в организме начинаются необратимые процессы: нарушение обмена веществ, проблемы с иммунной системой, печенью, почками. Это все приводит к резкому ухудшению здоровья. Но, когда люди молодые, они этого не замечают. Иногда система очистки дает сбой, и объем углекислого газа возрастает. Если он составляет 1 процент, у всех начинается дикая головная боль. Если более 1,5 процентов, люди желтеют, как пергамент.

– Как же люди выдерживают эти условия?
– Их питает надежда! На глубине часто даже путаешь день с ночью — смотришь на часы, а там 12. И ты думаешь: полдень или полночь? Все ведут календарь, отмечают, сколько осталось. И часто путаются: один говорит, что осталось 40 дней, другой — 42, третий — вообще 45. Люди находятся в режиме биороботов. Все постоянно заняты, думать некогда. И самое интересное, что, когда до конца службы остается дней 10, люди начинают выходить из этого состояния. Когда остается неделя, с людьми начинает твориться ужасное — они не могут уснуть, их трясет. Надо спать, а человек начинает думать о том, как увидит землю, жену, детей. И когда звучит команда “Сутки до всплытия” – вообще никого не загнать спать. Счастливее подводника нет никого! Когда ты всплываешь, и там, наверху, например, зима и жуткая метель, все просятся наверх и с вожделением смотрят на снег. У всех текут слезы от радости! Ты снова ощущаешь этот свет. Людям на земле этого никогда не понять! А еще там, на берегу, экипаж встречают семьи! Они тоже ждали, готовились. Мне жалко людей, которые никогда не испытывали таких эмоций!

Статья в тему:  Как прикольно подарить лодку

– Чем под водой кормят?
– В те годы, когда в СССР были пустые прилавки, на подлодке имелось все, что только можно было себе представить. Кормили нас 4 раза в день: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Как правило, первые 2-3 недели мы ели свежее мясо и яйца, которые хранили в рефрижераторах. А потом переходили на еду из банок – превосходного качества ветчину и тушенку. В магазинах такое не продавалось, это был эксклюзив Министерства обороны. Были мед, хорошее сухое вино (каждый день по 50 грамм), необходимое, чтобы поддерживать аппетит. На 3 месяца мы обычно загружали 300 тонн провизии.
Хлеб либо сами выпекали, либо получали так называемый хлеб замедленного черствения, внутри проспиртованный и расфасованный в специальные пакеты, из которых выкачан воздух. Если разорвешь пакет, есть хлеб невозможно из-за спирта. Кок закладывает его в специальные печи. За 10 минут спирт выпаривается, и достаешь свежайший хлеб – как будто только из пекарни. Помню, была еще сырая картошка в собственном соку, уже почищенная в запаянных банках. Раз в сутки выдавали по 15 граммов шоколада и вяленую рыбу. Как правило, офицеры не ели ни рыбу, ни шоколад, ни красную икру. Все копили. Тогда же вообще ничего не было в магазинах! А ты возвращаешься домой с пятью банками икры, несешь мешок шоколадок. Отдаешь его детям, те в восторге!

Статья в тему:  Почему надувная лодка имеет

– Как решался вопрос с отходами?
– Отходы закачиваются в специальные мешки и выстреливаются за борт с глубины. Поверхности они не достигают, так как мешки специально заправляются водой. Это необходимо, чтобы не расшифровывать лодку. Так что этими отходами лакомятся акулы и киты. Что касается отходов гальюна, то, когда наполняется специальный баллон, матрос выстреливает продукты жизнедеятельности человека за борт.

– Видели ли вы Бога на глубине?
– Большинство людей приходят на лодку атеистами. Но после нескольких боевых служб превращаются в глубоко верующих, понимающих: что-то такое есть! Мы все знаем, что нас под водой защищает Бог. Помню такой случай: сплю как-то ночью, и вдруг меня как будто что-то разбудило, заставило встать. Иду в центральный пост и вижу: лодка “тяжелая” из-за того, что за борт не сбросили лишнюю воду. Если лодка “тяжелая”, то при остановке двигателей она тут же пойдет на дно, затонет, и ты уже ничего не сможешь сделать. Я тут же разобрался, излишек воды сбросили за борт. Опять лег, а через 10 минут из-за ошибки матроса ядерный реактор встает в аварийную защиту, турбины останавливаются. Если бы лодка была “тяжелой” – мы бы сразу все погибли. И вот тогда я понял: какая-то сила оберегает меня, хочет, чтобы я вернулся. Был еще случай, когда мы серьезно разбились, маневрируя подо льдом. С трудом добрались до базы. Я тогда подумал: мне больше в жизни ничего не нужно, я хочу просто еще раз увидеть землю и семью, и тогда я буду самым счастливым человеком в мире! И я дошел. Я действительно счастлив сейчас. Мне ничего не нужно, радуюсь каждому мгновению. На подводных лодках неверующих людей нет. Бог — он за подводников, он за нас.

Статья в тему:  Где построили подводную лодку курск

– Лодка женского или мужского рода?
– Женского. Лодка, без всяких преувеличений, живая. Бывает, разговариваешь с ней. Возвращаешься домой – похлопываешь ее по металлу и шепчешь: “Давай, дорогая, осталось немножко. Потерпи! На тебя вся надежда”. И, когда приходим, она встает, умолкает. Смотришь на нее – и такое ощущение, что у нее аж рубочные рули обвисли, настолько она устала. И говоришь ей: “Спасибо тебе, родная!”

– Можно ли сравнить подводную лодку с космическим кораблем?
– Не только можно, но и нужно. Все, что на нас испытывали, потом передавали космонавтам. Только после нас они стали применять системы очистки воздуха. Я считаю, космонавтам намного легче, чем нам. Их гораздо меньше в замкнутом помещении. С ними постоянно общаются, у них есть иллюминаторы, они видят Солнце, Землю. А мы уходили и не могли выходить на связь в течение всех этих месяцев. Связь была только односторонняя — нам передавали информацию по радиоканалам, но отвечать мы не имели права, чтобы не дешифровать лодку. Мы можем уйти и через неделю утонуть, а об этом никто не узнает. Будут нам 3 месяца давать информацию, через 3 месяца придут в точку встречи, а мы не всплывем. И только тогда по флоту пойдет тревога.

– В американских фильмах часто показывают ситуацию, когда капитан субмарины, наплевав на приказы, самостоятельно запускает ядерные ракеты. Такое возможно?
– Это полная чушь! Командир технически не может самостоятельно запустить ракеты. Нужно по нескольким каналам получить сигнал, в котором будет содержаться информация с кодами. Эти коды вводятся, и лишь тогда ракеты готовы к запуску. Решение о нем принимает только верховный главнокомандующий, то есть президент. Более того, вводя коды, мы даже не узнаем, куда полетят ракеты. Так что впечатлительные люди могут спать спокойно .

Статья в тему:  Какой краской покрасить деревянную лодку

Пресловутая российская подводная лодка «Варшавянка» оказалась чуть круче корыта

Когда я опубликовал материал о том, что «Российский флот в Средиземном море» — всего лишь «потемкинская деревня», то тут же куча рашистски настроенных моих читателей прислали мне ссылки на множество публикаций о том, что основной ударной силой Средиземноморской группы являются невидимые и новейшие дизель-электрические подводные лодки «Варшавянка», которые могут 45 дней плавать под водой не всплывая, совершенно бесшумны (за что натовцы прозвали из «Чёрные дыры») и могут стрелять крылатыми ракетами «Калибр» на тысячи километров.
Именно ими обусловлена невиданная мощь Средиземноморской группы российского флота, перед которой трепещет всё НАТО.

Ну что ж, «Варшавянка», так «Варшавянка».
Только вот какое дело, зацепили моё сознание слова «Дизель-электрические».

Я ведь хоть и не флотский офицер, а авиационный, но целый семестр по всяким военно-морским делам в рамках общего военного образования отбарабанил. Взаимодействие родов войск, противолодочная авиация и все такое. И потому самое общее представление, что такое дизель-электрическая подводная лодка, я имею.

Дизелю, чтобы вы знали, для того, чтобы работать, нужен воздух. Очень много воздуха. А под водой воздуха нет. Поэтому под водой лодка плавает на электромоторах. Которые питаются от атомной энергетической установки, если она есть. А если ее нет — то от аккумуляторов. У дизель-электрических подводных лодок атомной установки — нет. И нее есть дизели, которые эти самые аккумуляторы заряжают.

Статья в тему:  Чем промазать швы резиновой лодки

Аккумуляторов, которые позволяли бы силовым моторам работать 45 дней без подзарядки нет даже у Теслы. Чего уж тогда говорить про ВМФ России. Их вообще в природе нет пока, таких аккумуляторов. Подводная лодка от силы, в самом-самом экономном режиме дай бог сутки проплавает на очень-очень хороших советских аккумуляторах.

А чтобы дизели могли зарядить аккумуляторы — лодка должна всплыть. Раньше в старые времена, надо было совсем на поверхность всплывать, а сейчас достаточно «на перископную глубину» потому что во время второй мировой придумали приделать к дизелю две трубы — по одной воздух с поверхности засасывается, а по другой выхлопные газы в атмосферу выбрасываются. Так даже не только заряжать аккумуляторы можно, но и даже плавать на «перископной глубине». Называется — «режим РДП (Работа Двигателя (дизеля) Под водой).

Красота — лодка пользуется дизелем и ее при этом не видно с поверхности. Вернее, не было видно во времена второй мировой войны. А после второй мировой, как раз в 70-х появились технологии, позволяющие по дизельному выхлопу прекрасно обнаружить лодку в режиме РДП не только из космоса и с самолета, но и даже с поверхности моря, причём даже немного за линией горизонта. Не говоря о том, что бесшумных дизелей в природе тоже не существует, а гидроакустика со времен второй мировой войны ушла далеко вперед.

Статья в тему:  Как прикольно подарить лодку

Короче, в 70-х годах прошлого века стало понятно, что об автономном и дальнем плавании подводных дизель-электрических подводных лодок можно забыть навсегда. Любая из них будет гарантировано обнаружена при первом же запуске дизеля (а запускать его надо — ежесуточно). Поэтому в дальние плавания отправились атомные подводные лодки, а дизель-электрическим осталась мелкая прибрежная работа — действовать скрытно они теперь могли лишь в радиусе нескольких сотен миль от береговой базы. Не дальше.

И надо же так было случиться, что именно в 70-х годах прошлого века в СССР были разработаны отличные дизель-электрические подлодки, предназначенные как раз для долгого автономного плавания. Назывались они «Варшавянка», так как ими предполагалось оснастить все страны Варшавского договора.

Но технологический прорыв в обнаружении выхлопа дизелей поставил на грандиозном проекте «Варшавянка» крест. В серию пошла только удешевленная модификация лодок, которая получила обозначение «Палтус». Было изготовлено лишь небольшое количество лодок для флота СССР, а основной выпуск пошел на экспорт вместо стран Варшавского договора в страны третьего мира, чтобы хоть как-то отбить затраты на разработку.

А вот перед оккупацией Россией Крыма о «Варшавянке» вновь вспомнили. В 2011 году устаревший проект переделали под крылатые ракеты и запустили строительство шести новых подлодок. Специально для Черного моря. Черное море, — оно ведь маленькое, как раз то, что надо для таких подлодок. Можно прямо с базы скрытно прокрасться под водой на полморя и вернуться назад.

Статья в тему:  Можно ли красить лодку пвх

Строили ли их «на всякий случай» или уже твердо знали о будущем «референдуме» в Крыму — про то можно и погадать, но лично для меня — ответ очевиден. Как бы то ни было, на сегодня у России в строю уже 4 новых «Варшавянки» и базируются в Севастополе, и две еще вот-вот войдут в строй.

Для Средиземного моря эти лодки тоже — вполне пригодны. Ведь в Сирии у России есть морская военная база — в Латакии (которая, собственно и явилась одной из причин вторжения в Сирию). Поэтому, базируясь в Латакии, «Варшавянки» могут скрытно доплыть до Турции, Кипра, Ливана и Израиля. Дальше — вряд ли, будут обнаружены, но и этого небольшого участка вполне достаточно для их эффективного применения.

Но для того, чтобы начать действовать из Латакии, подводные лодки должны сначала туда приплыть. А скрыто они этого сделать не смогут. Потому что они — дизель-электрические, и должны периодически всплывать хотя бы на «перископную глубину» и запускать свои дизели. И если где-нибудь, в богом забытом уголке Тихого океана это еще и можно проделать относительно незаметно, то в Средиземном Море, где нынче каждый квадратный сантиметр поверхности мониторится на предмет наличия специфических выхлопов и специфических звуков — это проделать мало реально.

Ни через Босфор, ни через Гибралтар, ни мимо натовского флота шансов у «Варшавянок» проскользнуть скрытно нет никаких.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка ривьера 3200

Всего в составе флотов России сейчас четыре современных модификации «Варшавянок», которые стоят в Севастополе, и семнадцать «старых» советских модификаций, которые назывались не «Варшавянка», а «Палтус», причем ни один из «Палтусов», которые базируются в основном в Мурманске и на Дальнем востоке, своим ходом, без сопровождения, добраться до Средиземного моря не в состоянии. О каждой лодке ее местоположение известно с точностью до пары сотен миль и достоверно известно, что ни одной из них в Средиземном море нет.

Так что Российские подводные лодки в средиземном море — это такая же потемкинская фикция, как и вся «Средиземноморская группа российского флота».

«А как же насчет 45 суток под водой без всплытия и абсолютной бесшумности хода?» — спросите вы, — «Ведь не могут же врать официальные данные о ТТХ!»

А они и не врут, врут российские СМИ, как обычно. Вот, например, что пишет «Эксперт»: «Российские подводные лодки серии «Варшавянка» могут находиться в автономном плавании, т.е. не подниматься на поверхность, до 45 суток».

Просто эксперты «Эксперта» не знают, что «автономное плавание», это не «плавание под водой», а нахождение вдали от источников снабжения. Длительность автономного плавания — это то, сколько времени корабль может плавать без пополнения запасов топлива и продуктов для экипажа.

Иными словами, фраза «может находится в автономном плавании 45 суток» означает ровно то, что на борту может уместиться жрачки и солярки на 45 суток плавания, и ничего более. А в случае если речь идет о подводной лодке, то имеется ввиду только жрачка. Потому что если лодка будет идти с крейсерской скоростью 20 миль, да еще в крайне прожорливом режиме РПД, то солярки и на неделю не хватит.

Статья в тему:  Когда выйдут подводные лодки

45 суток — это если потихоньку кружить вблизи базы со скоростью 3 мили в час. Почему именно три мили? Да потому что именно на этой скорости и обеспечивается та самая знаменитая бесшумность лодки. Чтобы бесшумно подкараулить в заранее известном месте чужой корабль или потихоньку подобраться к цели, стоящей в известном месте — этой скорости пешехода вполне хватит.

А вот если просто плыть с нормальной скоростью, чтобы переместиться с одной базы на другую, то каждый гидроакустик от Аляски до Антарктиды будет в курсе, куда и с какой скоростью поплыла гордая «Варшавянка».

Устройство и принцип работы подводной лодки

Первым упоминанием о далеком «предке» современных субмарин считается германское сказание «Салман и Моролф», датированное 1190 годом. Его главный герой – Моролф сумел построить лодку из кожи и скрыться от преследования вражеских кораблей, погрузившись на дно, где он пробыл две недели. Как утверждает автор сказания, все это время Моролф дышал через длинную трубку.

Чертежи подводных аппаратов встречаются у гениального Леонардо да Винчи. Первым судном, способным передвигаться в подводном положении стала подводная лодка из дерева и кожи, построенная по проекту Корнелиуса Ван Дребеля в 1620 году, у которой в качестве передвижения использовался шест – с его помощью можно было отталкиваться от дна.

В XVIII – XIX веках предпринимались попытки создания подводных аппаратов в Англии, Франции, США и России. К началу ХХ века сложились основные концептуальные особенности подводных лодок, что положило начало разработке тактики применения субмарин в боевой обстановке на морских театрах военных действий.

Статья в тему:  Какой краской покрасить деревянную лодку

Принцип работы подводной лодки

Для нормального функционирования подводной лодки она должна:

  • выдерживать давление воды в подводном положении;
  • обеспечивать управляемость при погружении, всплытии и смене глубины;
  • иметь оптимальную обтекаемую форму;
  • сохранять работоспособность в соответствии с ее ТТХ.

Принцип погружения и всплытия

Для погружения под воду специальные цистерны на борту субмарины заполняются балластом (забортной водой). Все в соответствии с законом Архимеда – для полного погружения необходимо уровнять вес лодки с весом вытесненной воды.

При всплытии осуществляется обратный процесс – продув балласта, вследствие чего вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. В подводном положении лодка может менять глубину погружения с помощью рулей.

Ёмкости, заполняемые забортной водой, носят название цистерны главного балласта (ЦГБ). Они разделены на три группы – носовую, среднюю и кормовую. ЦГБ заполняются в зависимости от выполняемого ПЛ маневра. К примеру, при срочном погружении балластом заполняется цистерна быстрого погружения.

Как плавает подводная лодка

Подводная лодка в надводном положении плывет с открытыми кингстонами (клапанами для приема или откачки забортной воды) и аварийными захлопками (клапанами, через которые при заполнении цистерн водой выходит воздух). Вентиляционные клапаны закрыты. Лодка держится на поверхности за счет воздушной подушки в ЦГБ. В подводном положении кингстоны и аварийные захлопки открыты, а клапаны вентиляции закрыты.

Прочность и водонепроницаемость

От этих важнейших характеристик зависит живучесть ПЛ. Их обеспечивает особая конструкция корпуса субмарины, который в свою очередь может состоять из двух корпусов – прочного и легкого или только из прочного. В первом случае речь идет о российских подводных лодках, во втором – об американских.

Статья в тему:  Чем лучше обезжирить лодку пвх

Прочный корпус принимает на себя давление воды, для чего ему придается специальная оптимальная форма. Внутри прочного корпуса находятся все основные системы и устройства подводной лодки. Для создания прочных корпусов используются в основном высокопрочные легированные стали и титановые сплавы. Толщина обшивки прочного корпуса при диаметре 8-12 м может составлять от 40 до 60 мм и более.

Легкий корпус обеспечивает оптимальное обтекание во время плавания. Для обеспечения радиолокационной невидимости его «одевают» в специальное противорадиолокационное, звукоизолирующее резиновое покрытие. Внутри легкого корпуса размещаются балластные и топливные (для ДЭПЛ) цистерны, рулевые тяги и гидроакустические антенны.

В подводном положении межкорпусное пространство заполняется водой. Так-как давление на легкий корпус снаружи и изнутри уравновешено, нет необходимости делать его прочным. Толщина обшивки легкого корпуса составляет, как правило, от 8 до 16 мм.

Разделение на отсеки обеспечивают подводной лодке дополнительную живучесть. Отсеки отделены друг от друга водонепроницаемыми дверями-переборками с быстродействующими запирающими устройствами.

Примерный перечень отсеков ДЭПЛ: носовой и кормовой торпедные отсеки; отсек главных гребных электродвигателей и электростанция; машинный отсек; жилые помещения команды; центральный пост.

Атомные подводные лодки

Первая в мире атомная подводная лодка – «Nautilus» была принята на вооружение в США в сентябре 1954 года. Спустя почти 5 лет, в январе 1959 года вступила в строй советская АПЛ К-3 проекта 627. По многим характеристикам, в частности, водоизмещению, скорости, числу гребных валов, автономности и численности экипажа они были схожи. И все же советская АПЛ имела на один реактор больше. Она превосходила американскую по мощности более чем в 2 раза и по скорости на 6 узлов.

Статья в тему:  Как поставить транец на лодку пвх

Чтобы понять, как устроена атомная подводная лодка, следует уяснить главное ее отличие от обычной: это субмарина с ядерной силовой установкой, что дает ей ряд уникальных преимуществ:

  1. Ядерная энергия дает возможность АПЛ значительно увеличить время нахождения под водой – от 80 до 99 % всего ходового времени.
  2. Ядерное топливо – это гарантия неограниченной дальности плавания и независимости от береговых баз снабжения.
  3. Атомные энергетические установки обеспечивают субмарине скорость, соизмеримую со скоростью надводных кораблей.
  4. Помимо главной турбины, атомный реактор обеспечивает энергией многочисленные механизмы, системы и электронную аппаратуру.

Мощное вооружение современных российских АПЛ – баллистические и крылатые ракеты различных типов многократно повысило боевые возможности подводного флота, сделав его одной из важнейших составляющих ядерной триады.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: