Сколько учиться на права на лодку
Что нужно сделать для получения прав на моторную лодку?
Многие люди, решив обзавестись собственной лодкой и использовать её на рыбалке или же просто для развлечения, считают, что для этого достаточно заплатить деньги и получить лодку.
На самом деле это не так. Большинство плавучих средств должны быть поставлены на учет. Кроме того, чтобы иметь возможность пользоваться лодкой и не заплатить при этом штраф, необходимо получить права.
Где выдают права?
Выдачей прав занимается ГИМС (Государственная Инспекция по Маломерным Судам).
Отделения имеются практически в каждом крупном городе.
Именно туда стоит обратиться для прохождения обучения и последующего получения прав. При ГИМС обычно проводятся курсы по судовождению.
Однако стоит учитывать, что курсы есть не при каждом отделении, а в некоторых случаях там имеется очередь.
Поэтому в некоторых случаях будет проще пройти обычные курсы судовождения. Стоимость обучения не слишком дорогая, а полученные навыки – поистине бесценны. Обычно они длятся около 45 дней.
Во время обучения вы получите ценные сведения и навыки. Ведь курсы включают в себя такие дисциплины, как:
- Лоция ВВП;
- Навигационные знаки и огни;
- Безопасность эксплуатации;
- Теория судовождения;
- Правила плавания;
- Радиосвязь;
- Метеорология;
- Административное право;
- Теория устройства судна.
Кому-то такой перечень может показаться странным и слишком объемным. Но все эти навыки нужны, чтобы сделать ваше пребывание на воде максимально безопасным.
К тому же, во время обучения вы сможете получить полезные советы от более опытных владельцев лодок.
После завершения обучения вам предстоит продемонстрировать свои навыки – сначала теоретическая часть (10 вопросов теста на компьютере, из которых на 8 минимум нужно ответить правильно), после чего – практическая. Если вы не завалили экзамен, через 7 дней у вас будет возможность попытаться сдать экзамены повторно.
Какие плавсредства нужно регистрировать?
В отношении плавающих средств закон довольно суров.
Для любой лодки, грузоподъемность которой составляет более 225 килограмм, нужны соответствующие документы. И неважно, владельцем какой техники вы являетесь – яхты, катамарана или просто большого плота.
Только небольшие плавающие средства (в большинстве случаев лодки-маломерки и надувные лодки) позволяют владельцу не ломать голову над регистрацией и прохождением обучения.
Однако, если вы решили установить на свою лодку мотор объемом более чем 10 л.с. тогда нужны будут права. После установки мотора каждое плавающее средство подлежит обязательной регистрации.
В исключения попадают судна массой до 200 кг, и объемом двигателя до 8 киловатт (10 л.с. включительно), а также парусные и спортивные судна, которые не имеют двигателя и их длина не более чем 9 м – Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ.
Собираем документы для регистрации
Переходим к следующему вопросу – какие документы нужны, чтобы получить права на лодку или катер.
Конечно, в первую очередь это паспорт владельца и ИИН. Кроме того, вам придется представить инспекторам документы на судно.
Это технический паспорт и договор купли-продажи. В соответствующих случаях его можно заменить договор дарения или генеральная доверенность.
И, наконец, к списку нужно приложить квитанцию об оплате. Цена регистрации зависит от типа судна.
Например, регистрация резиновой лодки обойдется вам в 50 рублей, в то время как регистрация катера или гидроцикла стоит 200 рублей. Лучше заранее узнать в ГИМС сколько стоит регистрация вашего плавучего средства.
Список документов не зависит от того, покупаете вы новое плавучее средство или же подержанное.
Вы хотите зарегистрировать лодку с мотором? В этом случае вам нужны документы как на саму лодку, так и на мотор. Номера лодки и мотора будут внесены в судовой билет.
Сложнее, если регистрируемое судно было повреждено и после этого прошло серьезный ремонт.
В этом случае вам придется пройти техническое освидетельствование.
Эксперт должен определить, насколько безопасным является ваше судно. Только после получения соответствующей справки вы сможете получить регистрацию.
Конечно, судно может быть зарегистрировано только после осмотра инспектором. Для этого необходимо доставить и мотор, и лодку в отделение ГИМС. Но такую возможность имеют не все владельцы. Поэтому государство в этом вопросе пошло им навстречу – инспектор может быть вызван на дом. Правда, такая услуга не обойдется бесплатно – один потраченный час времени инспектора обойдется вам в 500 рублей.
Он проверяет вашу лодку, и если её состояние признается удовлетворительным, выписывает акт осмотра, который прилагается к остальному пакету документов.
Впрочем, прежде чем вызывать инспектора, узнайте в ГИМС, нужно ли вашему судну проходить такую проверку – в некоторых случаях достаточно иметь полный пакет документации.
Коротко о неприятном
Кому-то может показаться, что сбор документов, которые нужны для регистрации лодки, занимает слишком много времени и сил.
И такие сорвиголовы предпочитают бороздить просторы рек и озер на плавсредстве без соответствующих документов. Но многие впоследствии сожалеют о такой недальновидности.
Дело в том, что любой инспектор ГИМС может потребовать предъявить документы у человека, управляющего лодкой с мотором, гидроциклом или катером. Если у него не окажется судового билета, то придется заплатить административный штраф – 500 рублей. При повторном нарушении штраф составит уже 1000 рублей.
В некоторых случаях (при управлении судном, которое требует наличия прав) судно может быть изъято и отправлено на штраф-стоянку.
Подведем итоги
Пожалуй, исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что лучше потратить несколько дней на регистрацию судна, а также полтора-два месяца на прохождение соответствующих курсов.
Возможно, кому-то штраф в 500 и даже 1000 рублей покажется незначительным.
Но жизненно важные навыки и осознание того, что вы не нарушаете законов, станут приятным дополнением. К тому же, если у вас будут права на лодку с мотором, во время рыбалки или плавания вы будете чувствовать себя более комфортно, точно зная, что у инспекторов ГИМС к вам не будет никаких претензий.
Услуги по обучению судоводителей
Центр подготовки ВОСВОД производит набор слушателей на курсы обучения управлению маломерными судами (катер, мотолодка), гидроциклами и парусными, парусно-моторными судами.
По окончании курса обучения и успешной сдачи экзаменов в ГИМС МЧС России по Тульской области слушатели получают удостоверение на право управления маломерным судном (катером, мотолодкой), гидроциклом при плавании на внутренних водных путях (район плавания «ВВ», «ВВП»), а при обучении по дополнительной программе во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации (район плавания «ВМВ и ТМ РФ»)
Возможно обучение (с получением соответствующего удостоверения) на право управления парусным, парусно-моторным судном (район плавания «ВВ», «ВВП», а также «ВМВ и ТМ»).
Возможно обучение (с получением соответствующего удостоверения) спасателей спасательных постов пляжей (всех форм собственности)
Формы обучения
Очно-заочное обучение. Срок обучения 2-3 недели. В Учебном Центре ВОСВОД есть возможность ускоренной подготовки судоводителей маломерных судов. Вы приносите нам документы и пишете заявление на сдачу экзамена в ГИМС. Далее заключается договор на обучение и выдается электронное учебное пособие, по которому легко подготовиться к сдаче экзамена. Все это можно сделать за один визит к нам и большинство обучающихся предпочитают именно этот вариант. На протяжении всего обучения оказывается необходимая помощь и техническая поддержка. После контрольных занятий в Учебном Центре, сдаётся теоретический и практический экзамен в ГИМС, после чего Вам выдается Удостоверение на право управления маломерным судном.
Очное обучение. Срок обучения 3-4 недели. Обучение осуществляется с преподавателем в нашем Учебном Центре. Обучение идет по графику, в зависимости от программы обучения.
Место проведения занятий
Занятия проводятся: по согласованному расписанию с 18.00 до 21.00 часов (или в выходные дни с 12.00 до 15.00 часов, консультации — с 18.00 до 19.00 часов
по адресу: г. Тула, ул. Мосина, 23 (Учебный класс).
Язык обучения
Преподавание и обучение производятся на русском языке.
Цены и скидки
Прайс-лист по состоянию на 1 марта2021 года
Курсы ГИМС — теория ОЧНО/ZOOM
Моторное судно(лодка, катер, моторная яхта) на реках и озерах РФ – 9000 руб.
Моторное судно(лодка, катер, моторная яхта) на морях, реках и озерах РФ – 13500 руб.
6000 руб.
Курсы ГИМС — теория ОНЛАЙН (платформа дистанционного обучения)
Моторное судно(лодка, катер, моторная яхта) на реках и озерах РФ – 7000 руб.
Моторное судно(лодка, катер, моторная яхта) на морях, реках и озерах РФ – 9500 руб.
5000 руб.
Практическое обучение ГИМС (Получение первоначальных навыков управления маломерным судном)
Моторное судно (1 час/1 курсант+1 инструктор)
3500 руб.
Гидроцикл (1 час)
4500 руб.
Парусная яхта (2 часа)
3500 руб.
Моторная яхта (1 час)
Судно на воздушной подушке (аэролодка, СВП) (30 мин)
Практика шлюзования (2-3 часа)
9000 руб.
Курсы IYT (подготовка судоводителей по международной системе IYT) — теория
Курс капитана маломерного судна до 15 метров Small Power Boat& RIB Master
1 месяц
25000 руб.*
(очно/онлайн ZOOM/дистанционно)
22000 руб. – для закончивших в нашем Центре курсы ГИМС
*в стоимость входит
изготовление и пересылка
сертификата
Курс яхтенного капитана моторных/парусных яхт до 24 метров
International Bareboat Skipper (Power or Sail)
1 месяц
28000 руб.* (очно/онлайн ZOOM/дистанционно)
25000 руб. – для закончивших в
нашем Центре курсы ГИМС
*в стоимость входит
изготовление и пересылка
сертификата
Курс VHF Radio Operator (ГМССБ/GMDSS)**
1 занятие
10500 руб.
(очно/онлайн ZOOM/дистанционно)*
6000 руб.
(при прохождении курса
International Bareboat Skipper)
*в стоимость входит
изготовление и пересылка
сертификата
Курс на право управления гидроциклом PWC – Personal Watercraft Operations
1 месяц
12000 руб.*
(очно/онлайн ZOOM/дистанционно)
10500 руб. – для закончивших в
нашем Центре курсы
*в стоимость входит
изготовление и пересылка
сертификата
Курс квалифицированого члена экипажа моторных/парусных яхт до 24 метров International Crew Certificate (Power or Sail)
3 занятия
Курсы ICC-International Certificate of Competence до 24 метров (Разрешение плавания по ВВП Европы)*
Выдается либо на основании сертификата — International Bareboat Captain/Skipper Certificate) либо после прохождения спец. курса
Курсы ICC-International Certificate of Competence до 10 метров (Разрешение плавания по ВВП Европы)*
1 месяц
18000 руб. (очно/онлайн ZOOM/дистанционно)
*в стоимость входит
изготовление и пересылка
сертификата
Повышение яхтенной квалификации по программе Yachtmaster Offshore
2 недели
25000 руб. (очно/онлайн ZOOM/дистанционно) + стоимость изготовления и пересылки сертификата
Повышение яхтенной квалификации по программе Yachtmaster Ocean
2 недели
25000 руб. (очно/онлайн ZOOM/дистанционно) + стоимость изготовления и пересылки сертификата
*При прохождении практики в Центре Морского Права
**Глобальная морская система связи при бедствии
Практическое обучение IYT
Практика Competent Crew за рубежом
7 дней
Практика Bareboat Skipper за рубежом
от 10 до 14 дней
Повышение яхтенной квалификации по программе Yachtmaster Coastal
7 дней
от 95 до 110 евро/сутки в зависимости от района плавания и сезона — Греция, Хорватия, Италия, Канарские острова и т.д.
(эквивалент в руб.)
Повышение яхтенной квалификации по программе Yachtmaster Offshore
7 дней
Курсы подготовки командного и рядового состава, курсы повышение квалификации командного и рядового состава — теория (Канал им. Москвы)
Курсы судоводителей-судомехаников судов ВВП* — диплом капитана и (или) механика
Теория – 6 мес., Практика – 2 навигации по 6 мес.
При ежемесячной оплате –
7000 руб./месяц;
при единовременной оплате — 35000 руб.
(очно)
Курсы подготовки мотористов речного флота
Теория – 2,5 мес., Практика – 2 недели
Курсы подготовки рулевых речного флота
Теория – 2,5 мес., Практика – 2 недели
Курсы подготовки матросов речного флота
Теория – 2 мес., Практика – 2 недели
Повышение квалификации для командного состава речного флота
72 часа
Подготовка по управлению неорганизованной массой людей
44 часа
Подготовка бортпроводников
1 месяц
*Внутреннего водного плавания
Повышение квалификации по морскому праву и другие юридические услуги
Курсы повышения квалификации по морскому праву
72 академ. часа
25 000 руб. – для физических лиц;
35 000 – для юридических лиц
(дистанционно)
Дополнительные услуги
Мастер-класс «Ремонт ПВХ лодок и моторов»
(Занятие от 4-х академических часов)
2000 руб.
Изготовление номера на маломерное судно (2 номера +2 флага РФ) (1-2 дня)
2000 руб.
1500 руб. для закончивших обучение в нашем центре
Стоимость услуг по регистрации для регионов оговаривается индивидуально.
Скидки
- Пенсионеры – скидка 2000 руб.
- Для многодетных семей — скидка 1000 руб.
- Инвалиды 1-й и 2-й групп, участники боевых действий в горячих точках, «чернобыльцы» – 2000 руб.
- Одновременная учеба двух и более членов одной семьи – скидка 1000 руб. каждому
- После окончания международных курсов, переход на курсы ГИМС и наоборот — с курсов ГИМС переход на международные курсы – скидка 3 000 руб.
Внимание:
- При наличии права на несколько скидок они не суммируются, а берется одна — максимальная из них
- Для получения права на скидку необходимо представить подтверждающий документ до заключения договора.
Права на катер
Всем хорошо известно, что передвигаться можно не только по суше, но и по воде и воздуху. Во втором случае осуществить это простому обывателю достаточно трудно, а вот прокатиться по водным просторам вполне доступно. Но для этого нужно получить права на управление маломерными судами. Ведь и на воде бывают проверки документов.
Допуск к экзамену на право управления маломерным судном
Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта РФ под маломерным судном понимается судно, длина которого не превышает 20 метров, а общее количество возможных людей на борту не превышает 12 человек.
К экзамену на получение права управления маломерными судами допускаются граждане, достигшие 18-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие подготовительные курсы. Сами курсы длятся от 1 до 3 месяцев. В зависимости от того, где данные права будут разрешать управлять судном, срок обучения может меняться. Стоят такие курсы в среднем 9000 рублей. Практические занятия в общий курс не входят, но по желанию обучаемого можно взять практические уроки у опытных преподавателей за отдельную плату. Формы обучения: очная, заочная, корпор`ативная или индивидуальная.
Государственный экзамен на право управления маломерным судном нужно сдавать в подразделении Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС МЧС РФ).
Типы судов, на которые распространяются данные права
Удостоверение на право управления маломерными судами дает право управлять:
- маломерными моторными судами (катера, лодки);
- маломерными парусными судами;
- маломерными парусно-моторными судами;
- гидроциклами;
- маломерными судами особой конструкции (аэробот, амфибия, экраноплан, подводная лодка и другие маломерные моторные суда, специфичные конструктивные признаки которых обеспечивают альтернативные способы их динамического перемещения).
Воды, на которые распространяются данные права
- «ВВП» — внутренние водные пути, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям;
- «ВП» — внутренние несудоходные водоемы (внутренние воды);
- «МП» — территориальное море и внутренние морские воды РФ;
- «МПВ» — морские прибрежные воды до 20 миль от берега.
Ответственность водителей маломерных судов
Стоит так же отметить, что за управление судном без специальных прав, предусмотрено наказание по статье 11.8.1 КоАП: управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, — влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей, а судно подлежит задержанию и помещению на специализированную стоянку.
А за пьяное вождение маломерного судна штраф 1500-2000 рублей или лишение права управления судном на срок от 1 года до 2 лет.
Так же как и для водителей автомобилей предусмотрена ответственность за отказ от медосвидетельствования: штраф 1000-1500 рублей или лишение права управления судном на 1-2 года.
Если же Вы покатали кого-то на маломерном судне с нарушением правил безопасности, то это может повлечь наложение штрафа в размере 300-500 рублей, а для должностных лиц – 500-1000 рублей.
Штрафы смешные, поэтому многие даже не парятся по поводу безопасности пассажиров, получения прав на управление. Но государство обещает навести в этой сфере порядок, чтобы во время летних водных «аттракционов» как можно меньше было пострадавших.
Как получают права на катер
Получение прав на катер или иное маломерное судно называется аттестацией. В аттестацию входят:
- проверка входных документов по типу маломерного судна и водам для плавания;
- проверка теоретических знаний;
- проверка практических навыков.
Результаты каждой проверки действительны 6 месяцев. Не явка в срок на следующий этап проверки без уважительной причины приведет все старания к нулю. Все нужно будет делать заново.
Для проверки теоретических знаний нужно ответить на вопросы двух билетов. Один билет по теоретическим знаниям управления определенным типом маломерного судна, а второй – для проверки правил плавания в определенных водах.
Экзамен сдается на компьютере. В билеты входят следующие тематические блоки:
1. Тематические блоки для проверки знаний по вопросам управления маломерным судном определенного типа:
- основы теории судна; элементы конструкции маломерных судов, состояние которых влияет на безопасность плавания; основы ухода за судовым двигателем (парусами); спасательные средства; правила использования спасательных средств судна; предотвращение борьба с пожарами; правила обеспечения непотопляемости судна;
- учет воздействия ветра и течения при плавании; теория управления судном при выполнении расхождения, включая плавание на встречных курсах и при выполнении обгона; теория постановки на якорь и проведения швартовки в различных условиях; факторы, способствующие возникновению происшествий при управлении маломерным судном; меры предотвращения посадки маломерного судна на мель;
- порядок действий при выходе двигателя из строя, при столкновении, при посадке на мель, при обнаружении возгорания и при пожаре, при поступлении забортной воды;
- методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в различных ситуациях на судне и иных водных объектах;
- предотвращение загрязнения окружающей среды на водных объектах.
2. Тематические блоки проверки теоретических знаний по правилам плавания и организации судоходства в определенном районе:
- международные (только для морских прибрежных вод до 20 миль от берега) и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие безопасность мореплавания/судоходства, правила плавания маломерных судов, включая правила плавания в портах и вопросы административной ответственности за нарушение правил плавания, эксплуатации маломерных судов и управления ими;
- правила шлюзования (только для внутренних водных путей Российской Федерации);
- основы навигации и связи в районе плавания;
- основы метеорологии района плавания.
Практический экзамен на право управления маломерным судном (катером)
Состав практического экзамена на право управления любым моторным маломерным судном, кроме гидроцикла:
- запуск двигателя (двигателей);
- отход судна от причала и подход к нему, выполнение швартовых операций с судном;
- изменение скоростного режима движения судна, включая остановку и набор скорости судном;
- удержание курса, выбор оптимального курса судна относительно волны, изменение курса, в том числе повороты на обратный курс и на 360 градусов;
- движение судна задним ходом;
- расхождение со встречными судами и другими водными плавающими средствами, оценка опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
- распознавание и толкование навигационных знаков по заявленному району плавания, выполнение соответствующих маневров, движение по створам;
- радиосвязь с помощью имеющихся на борту радиостанций;
- выполнение маневра «человек за бортом» с имитацией упавшего за борт человека в виде манекена или буйка;
- постановка на якорь и снятие с якоря;
- подход судна к необорудованному берегу и отход от него.
Состав практического экзамена на право управления любым парусным маломерным судном:
- отход судна от причала, подход к нему;
- постановка основного и дополнительного парусного вооружения и уборка парусов с судна;
- удержание судна на различных курсах относительно ветра, смена галсов;
- выбор оптимального курса судна относительно волны;
- выполнение поворотов «оверштаг» и «фордевинд»;
- расхождение со встречными судами и другими плавающими средствами, оценку опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
- распознавание и толкование навигационных знаков по заявленному району плавания, выполнение соответствующих маневров, движение по створам;
- радиосвязь с помощью имеющихся на борту радиостанций;
- выполнение маневра «человек за бортом»;
- постановка судна на якорь и съемка с якоря.
Состав практического экзамена на право управления гидроциклом:
- посадка на гидроцикл и отход на нем от причала;
- дифферентовка гидроцикла;
- прямолинейное движение на различных скоростях;
- повороты и другие маневры на различных скоростях;
- движение задним ходом;
- подход к берегу и отход от него;
- подход к причалу и швартовка гидроцикла.
Госпошлины за маломерное судно
Государственная пошлина за выдачу удостоверения на право управления маломерными судами (спортивное судно) составляет 800 рублей, а за замену — 650 рублей. За регистрацию права собственности на маломерное судно – 800 рублей. За регистрацию в Государственном реестре судов – 1600 рублей.
Удачного Вам плавания!
Видео по теме:
Обновлена: Дмитриевым Виталием. Дата обновления: 06.06.2016
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.