4 просмотров

Сколько торпед на подводной лодке

U-Boote.ru

Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне

  • Главная
  • Флотилии
  • Базы
  • Лодки
  • Вооружение
  • Операции
  • Подводники
  • Факты
  • Ссылки
  • О сайте
  • Торпеды
  • Мины
  • Палубная артиллерия
  • Зенитная артиллерия
  • Оборудование

ТОРПЕДЫ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Номенклатура немецких торпед на первый взгляд может показаться чрезвычайно запутанной, однако на подводных лодках существовало всего два основных типа торпед, отличавшихся различными вариантами взрывателей и систем управления по курсу. Фактически эти два типа G7а и G7е были модификациями 500-мм торпеды G7, применявшейся еще во время Первой мировой войны. К началу Второй мировой войны калибр торпед был стандартизирован и принят равным 21 дюйму (533 мм). Стандартная длина торпеды была равна 7,18 м, масса взрывчатого вещества боевой части составляла 280 кг. Из-за аккумуляторной батареи массой 665 кг торпеда G7e была тяжелее G7a на 75 кг (1603 и 1528 кг соответственно).

Взрыватели, используемые для подрыва торпед, были источником больших забот подводников, и в начале войны было зафиксировано много случаев отказов. К началу Второй мировой войны на вооружении находились торпеды G7а и G7е с контактно-неконтактным взрывателем Pi1, срабатывающим в результате удара торпеды в корпус корабля, либо воздействия магнитного поля, создаваемого корпусом корабля (модификации TI и TII соответственно). Очень скоро выяснилось, что торпеды с неконтактным взрывателем зачастую срабатывают раньше времени или не взрываются вообще при прохождении под целью. Уже в конце 1939 года в конструкцию взрывателя были внесены изменения, позволявшие отключать неконтактную схему замыкателя. Однако это не явилось решением проблемы: теперь при попадании в борт корабля торпеды не взрывались вовсе. После выявления причин и устранения дефектов с мая 1940 года торпедное оружие немецких подводных лодок достигло удовлетворительного уровня, если не считать того, что работоспособный контактно-неконтактный взрыватель Pi2, да и то только для торпед G7e модификации TIII, поступил на вооружение к концу 1942 года (разработанный для торпед G7a взрыватель Pi3 применялся в ограниченных количествах в период с августа 1943 года по август 1944 года и считался недостаточно надежным).

Статья в тему:  Как усовершенствовать лодку пвх

Торпедные аппараты на подводных лодках, как правило, располагались внутри прочного корпуса в носу и корме. Исключение составляли подводные лодки типа VIIA, на которых был установлен один торпедный аппарат в кормовой надстройке. Соотношение количества торпедных аппаратов и водоизмещения подводной лодки, и соотношения числа носовых и кормовых торпедных труб оставалось стандартным. На новых подводных лодках XXI и XXIII серий кормовые торпедные аппараты конструктивно отсутствовали, что в итоге привело к некоторому улучшению скоростных качеств при движении под водой.

Торпедные аппараты немецких подводных лодок имели ряд интересных конструктивных особенностей. Изменение глубины хода и угла поворота гироскопа торпед могло осуществляться непосредственно в аппаратах, с находившегося в боевой рубке счетно-решающего прибора (СРП). В качестве другой особенности следует отметить возможность хранения и постановки из торпедного аппарата неконтактных мин TMB и TMC.

ТИПЫ ТОРПЕД


TI(G7a)

Эта торпеда представляла собой относительно простое оружие, которое приводилось в движение паром, образующимся при сгорании спирта в потоке воздуха, поступающего из небольшого баллона. У торпеды TI(G7a) было два винта, вращавшихся в противофазе. На G7a могли устанавливаться режимы 44, 40 и 30-узлового хода, при которых она могла пройти 5500, 7500 и 12500 м соответственно (позднее по мере совершенствования торпеды дальности хода возросли до 6000, 8000 и 12500 м). Главным недостатком торпеды был пузырьковый след, и поэтому ее целесообразнее было использовать в ночное время.

TII(G7e)

Модель TII(G7e) имела много общего с TI(G7a), однако приводилась в движение небольшим электромотором мощностью 100 л.с., вращавшим два гребных винта. Торпеда TII(G7e) не создавала заметного кильватерного следа, развивала скорость 30 узлов и имела радиус действия до 3000 м. Технология производства G7e была отработана настолько эффективно, что изготовление электроторпед оказалось проще и дешевле по сравнению с парогазовым аналогом. В результате этого обычный боекомплект подлодки VII серии в начале войны состоял из 10-12 торпед G7e и всего 2-4 торпед G7a.

Статья в тему:  Когда заканчивается запрет на ловлю с лодки

TIII(G7e)

Торпеда TIII(G7e) развивала скорость 30 узлов и имела радиус действия до 5000 м. Принятый на вооружение в 1943 году усовершенствованный вариант торпеды TIII(G7e) получил обозначение TIIIa(G7e); эта модификация имела аккумуляторную батарею улучшенной конструкции и систему подогрева торпеды в торпедном аппарате, что позволило увеличить эффективный радиус действия до 7500 м. На торпедах этой модификации установливалась система наведения FaT.

TIV(G7es) “Falke” (“Ястреб”)

В начале 1942 года немецким конструкторам удалось разработать первую самонаводящуюся акустическую торпеду на основе G7e. Эта торпеда получила обозначение TIV(G7es) “Falke” (“Ястреб”) и была принята на вооружение в июле 1943 года, но в боевых действиях почти не применялась (было изготовлено около 100 штук). Торпеда имела неконтактный взрыватель, масса взрывчатого вещества ее боевой части составляла 274 кг, однако при достаточно большой дальности действия – до 7500 м – она имела пониженную скорость – всего 20 узлов. Особенности распространения шума винтов под водой требовали стрельбы с кормовых курсовых углов цели, однако вероятность догнать ее у столь медленной торпеды была невысока. В результате TIV(G7es) признали пригодной лишь для стрельбы по крупным транспортам, движущимся со скоростью не более 13 узлов.

TV(G7es) “Zaunkonig” (“Крапивник”)

Дальнейшим развитием TIV(G7es) “Falke” (“Ястреб”) явилась разработка самонаводящейся акустической торпеды TV(G7еs) “Zaunkonig” (“Крапивник”), поступившей на вооружение в сентябре 1943 года. Эта торпеда предназначалась в первую очередь для борьбы с эскортными кораблями конвоев союзников, хотя могла небезуспешно использоваться и против транспортных судов. За ее основу была принята электрическая торпеда G7e, однако ее максимальная скорость была снижена до 24,5 узла для уменьшения собственного шума торпеды. Это дало положительный эффект – дальность хода увеличилась до 5750 м.

Статья в тему:  Как заклеить лодку нырок

У торпеды TV(G7es) “Zaunkonig” (“Крапивник”) имелся следующий существенный недостаток – она могла принять за цель и саму лодку. Хотя прибор самонаведения включался после прохождения 400 м, стандартной практикой после пуска торпеды являлось немедленное погружение подводной лодки на глубину не менее 60 м.

TXI(G7es) “Zaunkonig-II” (“Крапивник-II”)

Для борьбы с акустическими торпедами союзники начали применять простое устройство “Фоксер”, буксируемое кораблем охранения и создающее шум, после чего в апреле 1944 года на вооружение подводных лодок была принята самонаводящаяся акустическая торпеда TXI(G7es) “Zaunkonig-II” (“Крапивник-II”). Она явилась модификацией торпеды TV(G7еs) “Zaunkonig” (“Крапивник”) и была оснащена помехозащищенным прибором самонаведения, настроенного на характерные частоты гребных винтов корабля. Однако ожидаемых результатов самонаводящиеся акустические торпеды не принесли: из 640 выпущенных по кораблям торпед TV(G7es) и TXI(G7es) было отмечено по разным данным 58 или 72 попадания.

КУРСОВЫЕ СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ


FaT – Flachenabsuchender Torpedo

В связи с усложнением условий боевой деятельности в Атлантике во второй половине войны “волчьим стаям” становилось все труднее прорывать охранение конвоев, в результате чего с осени 1942 года системы наведения торпед подверглись очередной модернизации. Хотя немецкие конструкторы заранее позаботились о вводе систем FaT и LuT, предусмотрев в подводных лодках для них место, оборудование FaT и LuT в полном объеме получило небольшое количество подводных лодок.

Первый образец системы наведения Flachenabsuchender Torpedo (горизонтально маневрирующая торпеда) был установлен на торпеде TI(G7a). Была реализована следующая концепция управления – торпеда на первом участке траектории двигалась прямолинейно на расстояние от 500 до 12500 м и поворачивала в любую сторону на угол до 135 градусов поперек движения конвоя, а в зоне поражения судов противника дальнейшее движение осуществляла по S-образной траектории (“змейкой”) со скоростью 5-7 узлов, при этом длина прямого участка составляла от 800 до 1600 м и диаметр циркуляции 300 м. В результате траектория поиска напоминала ступени лестницы. В идеале торпеда должна была вести поиск цели с постоянной скоростью поперек направления движения конвоя. Вероятность попадания такой торпеды, выпущенной с носовых курсовых углов конвоя со “змейкой” поперек курса его движения, оказывалась весьма высокой.

Статья в тему:  Скольки дистанционное управление для лодочного мотора

С мая 1943 году следующую модификацию системы наведения FaTII (длина участка “змейки” 800 м) стали устанавливать на торпедах TII(G7e). Из-за малой дальности хода электроторпеды эта модификация рассматривалась в первую очередь как оружие самообороны, выстреливавшееся из кормового торпедного аппарата навстречу преследующему эскортному кораблю.

LuT – Lagenuabhangiger Torpedo

Система наведения Lagenuabhangiger Torpedo (торпеда с автономным управлением) была разработана для преодоления ограничений системы FaT и принята на вооружение весной 1944 года. По сравнению с предыдущей системой торпеды были оборудованы вторым гироскопом, в результате чего появилась возможность двухкратной установки поворотов до начала движения “змейкой”. Теоретически это давало возможность командиру подлодки атаковать конвой не с носовых курсовых углов, а с любой позиции – сначала торпеда обгоняла конвой, затем поворачивала на его носовые углы и только после этого начинала движение “змейкой” поперек курса движения конвоя. Длина участка “змейки” могла изменяться в любых диапазонах до 1600 м, при этом скорость торпеды была обратно пропорциональна длине участка и составляла для G7a с установкой на начальный 30-узловой режим 10 узлов при длине участка 500 м и 5 узлов при длине участка 1500 м.

Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и счетно-решающего прибора ограничили количество лодок, подготовленных к использованию системы наведения LuT, всего пятью десятками. По оценкам историков, в ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед с LuT.

Статья в тему:  На какой лодке можно выходить в море

АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ


“Zaunkonig” (“Крапивник”)

Данное устройство, устанавливаемое на торпедах G7e, имело акустические датчики цели, что обеспечивало самонаведение торпед по кавитационному шуму гребных винтов. Однако устройство имело недостаток, заключавшийся в том, что при прохождении через турбулентный кильватерный поток оно могло сработать преждевременно. Кроме того, устройство было способно фиксировать кавитационные шумы только при скорости цели от 10 до 18 узлов на расстоянии около 300 м.

“Zaunkonig-II” (“Крапивник-II”)

Это устройство имело акустические датчики цели, настроенные на характерные частоты гребных винтов корабля, чтобы исключить возможность преждевременного срабатывания. Торпеды, оснащенные этим устройством, с некоторым успехом использовались как средство борьбы с кораблями охранения конвоев; пуск торпеды производился из кормового аппарата в сторону преследующего противника.

Торпеда – настоящее оружие будущего

По словам генерального директора этой компании Бориса Обносова, в СССР подобные торпеды выпускались, но обладали менее высокими тактико-техническими характеристиками. «Они значительно превосходят западные образцы по бесшумности хода, дальности действия, глубине погружения и дальности обнаружения цели системой самонаведения», – добавил генеральный директор, рассказывая о новой разработке.

Кстати

Вероятней всего, вспоминая о советском опыте, Борис Обносов подразумевал универсальную самонаводящуюся электроторпеду УСЭТ-80 (дальность хода 25 тысяч метров, скорость 40 узлов). Она была принята на вооружение в начале 1980-х годов.

Говорят, что эта торпеда была в буквальном смысле драгоценной – один экземпляр стоил порядка 30 миллионов рублей, поскольку торпеда содержала 34 килограмма серебра.

Статья в тему:  Как зарегистрировать самодельную лодку в беларуси

Как бы то ни было, заявление Бориса Обносова воодушевило и заинтриговало военных аналитиков. К примеру, капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин заявил, что для ВМФ России это особенное событие.

Поясняя вышесказанное, Б. Обносов сказал: «Мы в определённой степени отставали от американцев, от НАТО по торпедному вооружению, так объективно сложилось. Поэтому появление такой торпеды – это очень важный момент, один из узловых по обеспечению неуязвимости наших подводных сил. Естественно, что характеристики изделия окутаны гостайной. Если по скоростным характеристикам, по дальности хода, а главное, по глубине это оружие превосходит западные образцы, может работать на нескольких сотнях метров, то это большой прорыв. Я так думаю, что эту торпеду ждут на флотах, ждут подводники, а если она унифицированная, то и “надводники”».

Долгая дорога в дюнах

Надо признать, что идея поставить торпеды на «электрический ход» возникла довольно давно. Виной тому очевидные в прямом и переносном смысле слова недостатки тепловых энергосиловых установок. Их мощность зависит от глубины хода торпеды.

Всё дело в том, что по ходу движения торпеды необходимо удалять продукты сгорания во внешнее пространство, то есть в воду. И чем больше глубина и, соответственно, забортное давление, тем больше энергии уходит на эту работу. В предельных величинах можно достичь такой глубины, на которой вся мощность двигателя будет расходоваться на удаление выхлопа, и торпеда просто остановится. Попутным недостатком тепловых энергоустановок, вытекающим из необходимости удалять продукты сгорания, является видимый на водной поверхности след от движения торпеды.

Мощность электрической торпеды, напротив, практически не зависит от глубины хода. Во время движения не изменяется ни её масса, ни положение центра тяжести (поскольку не расходуется ни воздух, ни топливо) – следовательно, электроторпеда уверенно держит заданный курс.

Статья в тему:  Как выбрать yamaha r6

Как всё начиналось

В Советском Союзе первые электроторпеды появились в конце тридцатых годов прошлого века. Тогда они обладали массой недостатков. Затем по ходу развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) наши системы постепенно совершенствовались.

Справка

К 1942 году советские конструкторы создали электрическую торпеду ЭТ-80. Её батарея из 80 свинцово-кислотных аккумуляторов размещалась в отдельном отсеке, заменившем воздушный резервуар. В ЭТ-80 применялся биротативный электродвигатель ПМ5-2. Дальность торпеды была 4.000 м, скорость хода 29 узлов, масса взрывчатого вещества 400 кг.

Необходимо отметить, что к началу Второй мировой немцы уже имели на вооружении электроторпеду G7e со скоростью 30 узлов и дальностью хода до 5 километров при массе боевой части 300 кг.

Кстати, много проблем, тормозящих развитие этого оружия, было связано с аккумуляторами: конструкторы прикладывали гигантские усилия, чтобы создать компактные источники питания большой ёмкости (примерно тем же самым занимаются сейчас конструкторы электромобилей). Испытывались магниево-хромовые, цинково-йодистые, сухие электролитические батареи и многие другие. В результате пригодными для торпед оказались никелево-кадмиевые, серебряно-цинковые батареи и серебряно-магниевые источники тока, в которых электролитом служит морская вода.

Многие специалисты, несмотря на очевидные технические трудности, связанные с поиском наиболее эффективных аккумуляторов, всё-таки полагают, что за торпедами на электрической тяге будущее. Поскольку энергоёмкость топлива для тепловой энергетической силовой установки, в общем, ограничена, и в обозримом будущем резерв будет исчерпан (хотя и этот постулат предполагает исключения). Так что в целом электрические торпеды прогрессивнее, надёжнее и безопаснее тепловых.

Бесшумная, дальнобойная и универсальная. смерть

По мнению ряда экспертов, изделие, о котором говорил Борис Обносов, называется ТЭ-2. Так, к примеру, думают специалисты американского сетевого издания The Drive.

Справка

По данным из зарубежных источников, ТЭ-2 запускается из стандартных 533-миллиметровых торпедных аппаратов, имеет массу около 2.500 кг, включая 250-килограммовую осколочно-фугасную БЧ, и длину 8.300 миллиметров. Максимальная дальность действия торпеды составляет более 28 километров, а максимальная скорость – 45 узлов.

Статья в тему:  Где в москве покататься на моторной лодке

Американские эксперты полагают, что ТЭ-2 предназначена для уничтожения как подводных лодок, так и крупных надводных судов, а также стационарных надводных целей, в том числе портовой инфраструктуры.

Похоже, у ТЭ-2 есть одна интересная особенность: кроме системы самонаведения, она обладает и возможностью управления по проводам. Причём это только на первый взгляд кажется архаикой. Торпеды с проводным наведением могут изменить курс атаки или же полностью отключиться, если оператор сочтёт это нужным. Кроме того, поскольку оператор может использовать данные гидролокатора корабля или подводной лодки вместо данных бортового гидролокатора торпеды, у ТЭ-2 есть больше шансов добраться до цели.

А что у США?

С начала 1970-х годов американцы модернизируют 533-мм Mark 48. С учётом постоянно идущих НИОКР эта торпеда остаётся более-менее современным оружием. Она предназначена для поражения как надводных кораблей, так и подводных лодок. В настоящее время Пентагон пытается, в частности, существенно улучшить качество работы торпеды на мелководье. Там гидролокация осложнена многократным отражением акустических волн от близкого дна и прочих препятствий.

Так или иначе, но американцы считают Mark 48 лучшей торпедой в мире. Само собой, все актуальные характеристики засекречены. В открытом доступе – данные старых модификаций.

Справка

Длина Mark 48 – 5,79 м, калибр – 533 мм, масса – 1.663 кг. Максимальная скорость – до 60 узлов. Дальность – 50 км при скорости подкрадывания, при максимальной скорости – 35 км. Дальность телеуправления (по кабелю) – 18 км. Дальность захвата цели гидроакустической ССН – 3.500 м. Рабочая глубина – по различным оценкам от 800 м до 1.000 м. Масса боевой части – около 300 кг.

Статья в тему:  Сколько должен весить якорь для надувной лодки

Mark 48, потеряв цель, имеет возможность повторить атаку, перейдя в режим свободного поиска (впрочем, на это способны все современные торпеды, российские – не исключение). Ещё одна особенность Mark 48 в том, что она не врезается в борт корабля, а заходит под киль и взрывается именно там, буквально переламывая цель пополам.

Гордость и предубеждение

ВМС США гордятся Mark 48 и утверждают, что это самая быстрая, самая бесшумная и самая смертоносная торпеда в мире. Однако с каждым из пунктов этого утверждения можно поспорить. Касательно скорости, ничто не сравнится с российской суперкавитирующей торпедой «Шквал». Это продукция ещё советского ОПК.

Справка

  • Вес торпеды – 2.700 кг; калибр – 533 мм; длина – 8.200 мм.
  • Дальность пуска: максимальная – до 10-12 км; эффективная – до 7 км.
  • Скорость хода – 194 уз (100 м/с); время разгона – 4 с; глубина хода – до 400 м.

На первый взгляд, характеристики не такие уж и выдающиеся. Кроме скорости. Она просто феноменальная! Всё дело в том, что «Шквал» движется в кавитационной полости, воздушном пузыре, что резко снижает сопротивление среды. Изначально торпеду вооружали ядерной боеголовкой в 150 кТ, впоследствии создан вариант с фугасной боевой частью весом 210 кг.

При этом «Шквал» (как и всякая иная система вооружения) имеет свои недостатки. В частности, движение торпеды сопровождается большим количеством шума. Следовательно, гидроакустики корабля-цели уверенно зафиксируют начало атаки. Другое дело, что на таких скоростях увернуться от торпеды практически невозможно. Другие недостатки «Шквала» – малый радиус действия и примитивная система наведения, – также компенсируются невероятной скоростью.

В некотором смысле это подобно выстрелу в упор – попадёшь и без оптического прицела, всё равно противник не успеет сманеврировать. Но и атакующий поставлен в сложное положение – дистанция до цели слишком мала, риски обнаружения и последующего уничтожения, к примеру, другими кораблями ударной группы растут в геометрической прогрессии. В общем, эксперты говорят, что «Шквал» – это последний аргумент в морском бою.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка крым

Если же вы задумали действовать бесшумно, сохранив дистанцию между собой и противником, рекомендую российскую торпеду «Футляр» – новейшее достижение отечественного ОПК.

Справка

Скорость «Футляра» – до 65 узлов, дальность хода – 60 км. Вместо винта изделие использует водомёт, что резко снижает уровень шума. У торпеды установлен аксиально-поршневой двигатель (другое название – осевой).

Особенность в том, что вращение вала происходит за счёт качающейся шайбы, на которую поочерёдно давят шатуны поршней, а сами поршни расположены параллельно валу. Такая конструкция делает двигатель чрезвычайно компактным, относительно простым и в то же самое время мощным. По некоторым данным в конструкции торпеды предусмотрены двухплоскостные рули, которые выдвигаются за калибр после того, как снаряд выходит из торпедного аппарата. Это позволяет снизить шумность, одновременно повысив эффективность управления.

Точные характеристики торпеды «Футляр», само собой, засекречены. Эксперты пользуются информацией, находящейся в открытом доступе. Но даже по обнародованным данным можно утверждать, что это оружие превосходит самый современный вариант торпеды Mk-48 mod. 7 Spiral.

«Посейдон» – «бог» морей и океанов

Мы развенчали утверждение американцев о том, что их торпеда Mk 48 является самой быстрой и самой бесшумной. Рассмотрим следующее утверждение – что она самая смертоносная.

Безусловно, самой смертоносной торпедой в мире является наш «Посейдон». После того, как 1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию Российской Федерации Владимир Путин рассказал об уникальном комплексе с собственной ядерной установкой, позволяющей аппарату двигаться практически без остановок на глубине погружения около километра, о «Посейдоне» заговорили во всём мире.

Главным преимуществом этого «ужаса из глубин» является практически стопроцентная неуязвимость от средств противодействия противника. Уникальные возможности аппарата позволят ВМФ бороться с авианосными и корабельными ударными группами вероятного противника на любых направлениях океанского театра военных действий, поражать объекты береговой инфраструктуры на межконтинентальной дальности, подчёркивают эксперты Министерства обороны России.

Статья в тему:  Когда заканчивается запрет на ловлю с лодки

Само собой, подлинные ТТХ «Посейдона» в открытом доступе не встретишь.

Но есть информация, что эта гигантская торпеда несёт такой ядерный заряд, которого достаточно для создания искусственного цунами с высотой волны до 400-500 метров (!) при подрыве у берега. В случае береговой линии, представленной равниной, близкой к уровню моря, это означает, что волна пройдёт порядка тысячи километров вглубь материка.

Эксперты называют «Посейдон» революционным изобретением военной мысли, способным нанести катастрофический ущерб оппоненту. Мы же обращаем внимание на то, что «Посейдон» – оружие, в первую очередь, оборонительное.

Россия готова защитить себя во всех средах – в космосе, на земле, в воздухе и под водой. Но нападать ни на кого не собирается. Это главное, что нужно знать западным экспертам, изучающим различные аспекты российской военной мощи.

“Футляр” для “Ясеня”: на какие торпеды делает ставку российский флот

Новейшие атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки проектов “Борей” и “Ясень” получат новые торпеды. Глава корпорации “Тактическое ракетное вооружение” Борис Обносов говорит, что “госиспытания пилотных образцов перспективных изделий” завершены. Какие именно, с какими возможностями — вопрос риторический, специалист в разговоре не стал уточнять их характеристик.

К сожалению, Россия пока не считается лидером в области создания таких систем. Конкурируя с американцами, французами и итальянцами, мы чаще догоняем, а не опережаем конкурентов. Тем не менее любое заявление о том, что создано нечто новое, превосходящее возможности “партнеров”, вселяет надежду. Ведь, что ни говори, а торпедное оружие — одно из самых наукоемких и технологичных.

Статья в тему:  Как заклеить лодку нырок

Скорость движения

Впрочем, успехи наших разработчиков всегда покрыты тайной. Судить о них можно по обрывочной информации от самих создателей либо по экспозиции Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге (МВМС). Несмотря на громкий статус международного, это скорее камерное мероприятие российских оборонных предприятий, КБ и НИИ, работающих в интересах нашего флота. Возможно, именно это делает его не только уникальным, но и “по-домашнему” уютным.

Отстояв “обязательную программу” посещения салона VIP-гостями, “скучающие” представители оборонки готовы часами беседовать с вами о проблемах развития ВМФ, сложностях и достижениях, определяющих его развитие. На МВМС впервые рассекретили истинный облик легендарной высокоскоростной ракеты-торпеды “Шквал”, впервые произнесли названия “Физик” и “Футляр”.

Демонстрация макета ракеты-торпеды “Шквал” на салоне в 2007 году стала настоящей сенсацией. Машина, принятая на вооружение еще в 1977 году, развивает немыслимую для морской техники скорость — 375 км/ч. Для сравнения: самый быстрый корабль идет не быстрее 60 км/ч. Поэтому увернуться от встречи с ней невозможно ни кораблю, ни подводной лодке.

В погоне за секретами этого чудо-оружия американский шпион Эдмонд Поуп чуть не отправился убирать снег на Колыме. Но на волне российско-американской дружбы был помилован президентом Владимиром Путиным и убыл в Штаты несолоно хлебавши. Сегодня, глядя на макет “Шквала” на МВМС, ловишь себя на мысли, что американец страдал ни за что.

Во-первых, ракету-торпеду американцы увидели еще в 1990-х, когда попали на полигон ВМФ СССР на озере Иссык-Куль в Киргизии. Говорят, в одном из технических помещений базы они ее и нашли. Позже экспортный вариант торпеды-ракеты, способной, правда, работать только по надводным кораблям, получил Китай. В нулевых об обладании чем-то подобным заявил Иран.

Статья в тему:  На какой лодке можно выходить в море

Так что уникальная технология скоростного подводного движения быстро ушла в другие флота и сегодня не на шутку осложняет жизнь американских ВМС в Южно-Китайском море и Персидском заливе. Ну а во-вторых, наш ВМФ списал уникальное изделие за ненадобностью.

Причина — “Шквал” был рассчитан исключительно под применение термоядерной боевой части мощностью 150 кт. При этом торпеда могла поразить цель на расстоянии не более 13 км, что вместе с сильным шумом машины демаскирует подлодку-носитель. А невозможность погружения более чем на 30 м не позволяет ракете-торпеде поражать цели на больших глубинах.

Так что “потеря” главных секретов сверхскоростной торпеды — форма носового кавитатора, создающего газовый пузырь, благодаря которому она несется под водой с огромной скоростью, и рецептура уникального гидрореагирующего металлизированного топлива — в общем-то погоды не делала.

“Физики” не лирики

Эксперт в области Военно-морского флота Александр Мозговой заявляет, что главные требования к торпедному оружию — это беззвучность пуска, тишина и дальность хода, а также самоуправление изделия на конечном участке. “Шквал” начисто лишен этих качеств. Его пуск — целое событие в подводном мире. К грохоту открывающейся крышки торпедного аппарата добавляется рев работающего двигателя. Так что акустики атакуемой подводной лодки сразу поймут, что к чему. Корабль начнет уходить от встречи с неприятностями.

Другое дело, что из-за скорости нападающего это сделать невозможно. Поэтому “Шквал” воспринимали как последний аргумент подводного боя.

Современные АПЛ, как правило, не погружаются глубже 100 м. Это рабочая глубина корабля. На ней он относительно скрытен, хотя кильватерный след, оставляемый винтами, можно видеть со спутников еще много часов после прохождения субмарины. Зато на этой глубине экипаж может общаться с берегом с помощью специальных буксируемых радиоантенн.

Статья в тему:  Сколько должен весить якорь для надувной лодки

Но в случае реальной боевой опасности тот же “Ясень” нырнет на все 400, а возможно, и более метров, буквально растворившись в глубине. “Пирог” из воды разной плотности и температуры, подводные течения сделают лодку настоящей невидимкой. Но самое главное, что на его борту стоит оружие, которое можно применять и в такой бездне. По словам разработчиков, это торпеда “Футляр”. Возможно, именно ее имел в виду Борис Обносов, говоря о “перспективных изделиях”.

О “Футляре” известно немного: это преемник торпеды “Физик”, которая в свою очередь заменила принятую на вооружение в 1980 году 533-мм торпеду УЭСТ-80. Последняя действительно устарела. Дальность хода — всего 18 км. Скорость движения — 45 узлов. Это чуть больше 80 км/ч. Имела два канала наведения: акустический и по кильватерному следу. Единственное достоинство — глубина пуска до 1000 м.

На этом фоне “Физик” был настоящим прорывом. Максимальная дальность — 50 км. Скорость — более 50 узлов (это уже под 100 км/ч). Наводится на цель при помощи двухканальной головки самонаведения. Есть возможность управлять ходом торпеды по кабелю. Еще одно достоинство по сравнению с торпедами предыдущих поколений: в качестве движителя на нем используются не гребные винты, а водомет. Это существенно снижает шумность хода торпеды.

По некоторым данным, “Футляр” обладает еще более совершенными характеристиками. Как говорят специалисты, новая отечественная торпеда не только более малошумная и быстрая, но и более дальнобойная. Внешне это зеленая труба длиной 7,2 м со сплющенным носовым обтекателем и раскрытыми “плавниками” — рулями управления. Главное ноу-хау внутри — аксиально-поршневой двигатель. По принципу действия он похож на обычный мотор автомобиля. Но поршни торпедного двигателя ходят не вертикально или под углом относительно вала, а параллельно.

Статья в тему:  Как зарегистрировать самодельную лодку в беларуси

В качестве движителя на торпеде также стоит водомет. Дальность хода у “Футляра” — 60 км, а скорость — до 65 узлов (почти 120 км/ч). По первому параметру он превосходит самую современную американскую торпеду Mk48 mod. 7 Spiral.

До настоящего времени торпедами “Физик” оснащали корабли проекта 955 типа “Борей” и 885 типа “Ясень”. Боезапас на них составляет 40 и 30 единиц соответственно. Теперь все они будут заменены на более совершенные “Футляры”.

Тишина погружения

Кроме самих торпед на нашем флоте меняется и принцип их применения. Подводная лодка “Ясень” интересна тем, что впервые в отечественном кораблестроении торпедные аппараты стоят у нее не в носовой оконечности, а между внутренним “прочным” и внешним “легким” корпусом корабля в районе рубки. Благодаря этой схеме удалось установить не шесть аппаратов, как на классических АПЛ, а десять.

На освободившемся месте в носовой части был размещен самый мощный в российском и, по всей видимости, в иностранных флотах гидроакустический комплекс “Иртыш” — глаза и уши субмарины. Не зря же на Западе “Ясень” называют главным противником самых современных американских подводных лодок типа Seawolf и Virginia.

Кроме схемы размещения у торпедных аппаратов нашей лодки есть еще одни секрет. Для пуска торпед сегодня используется не воздушная схема, а гидродинамическая. Воздушная — это когда в торпедный аппарат подается сжатый воздух, под напором которого машина выходит из пусковой. Этот процесс достаточно длительный и шумный — звук работающих компрессоров слышен на большом расстоянии. Ну а воздушный пузырь, вырывающийся следом за торпедой из торпедного аппарата, становится еще одним демаскирующим фактором.

Торпеда – смертоносная стальная «сигара»

Парогазовые торпеды, впервые изготовленные во второй половине XIX столетия, стали активно использоваться с появлением подводных лодок. Особенно преуспели в этом германские подводники, потопившие только за 1915 год 317 торговых и военных судов с общим тоннажем 772 тыс. тонн. В межвоенные годы появились усовершенствованные варианты, которые могли применяться самолетами. В годы Второй мировой войны торпедоносцы сыграли огромную роль в противоборстве флотов воюющих сторон.

Статья в тему:  Как выбрать yamaha r6

Современные торпеды оснащены системами самонаведения и могут оснащаться боеголовками с различным зарядом, вплоть до атомного. На них продолжают использоваться парогазовые двигатели, созданные с учетом последних достижений техники.

  1. История создания
  2. Устройство
  3. Принцип работы
  4. Наведение на цель
  5. Боевая часть
  6. Боевое применение
  7. Любопытные факты
  8. Видео

История создания

Идея атаки вражеских кораблей самодвижущимися снарядами возникла в XV веке. Первым задокументированным фактом стали идеи итальянского инженера да Фонтана. Однако технический уровень того времени не позволял создать рабочих образцов. В XIX веке идею доработал Роберт Фултон, который и ввел в использование термин «торпеда».

В 1865 году проект оружия (или как тогда называли «самодвижущегося торпедо») предложил российский изобретатель И.Ф. Александровский. Торпеда оборудовалась двигателем, работающим на сжатом воздухе.

Для управления по глубине использовались горизонтальные рули. Спустя год аналогичный проект предложил англичанин Роберт Уайтхед, который оказался проворнее российского коллеги и запатентовал свою разработку.

Именно Уайтхед начал использовать гиростат и соосную гребную установку.

Первым государством, взявшим на вооружение торпеду, стала Австро-Венгрия в 1871 году.

В течение последующих 3 лет торпеды поступили в арсеналы многих морских держав, в том числе и России.

Устройство

Торпеда представляет собой самоходный снаряд, движущийся в толще воды под воздействием энергии собственной силовой установки. Все узлы расположены внутри удлиненного стального корпуса цилиндрического сечения.

В головной части корпуса размещен заряд взрывчатого вещества с приборами, обеспечивающими подрыв боеголовки.

В следующем отсеке расположен запас топлива, вид которого зависит от типа установленного ближе к корме двигателя. В хвостовой части установлен гребной винт, рули глубины и направления, которые могут управляться автоматически или дистанционно.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка крым

Принцип работы силовой установки парогазовой торпеды основан на использовании энергии парогазовой смеси в поршневой многоцилиндровой машине или турбине. Возможно использование жидкого топлива (в основном керосин, реже спирт), а также твердого (пороховой заряд или любое вещество, выделяющее значительный объем газа при контакте с водой).

При использовании жидкого топлива на борту имеется запас окислителя и воды.

Горение рабочей смеси происходит в специальном генераторе.

Поскольку при сгорании смеси температура достигает 3,5-4,0 тыс. градусов, то имеется риск разрушения корпуса камеры сгорания. Поэтому в камеру подается вода, снижающая температуру горения до 800°C и ниже.

Основным недостатком ранних торпед с парогазовой силовой установкой стал хорошо различимый след выхлопных газов. Это стало причиной появления торпед с электрической установкой. Позднее в качестве окислителя стали использовать чистый кислород или концентрированную перекись водорода. Благодаря этому отработавшие газы полностью растворяются в воде и след от движения практически отсутствует.

При использовании твердого топлива, состоящего из одного или нескольких компонентов, не требуется использование окислителя. Благодаря этому факту снижается вес торпеды, а более интенсивное газообразование твердого топлива обеспечивает увеличение скорости и дальности хода.

В качестве двигателя применяются паротурбинные установки, оснащенные планетарными редукторами для снижения частоты вращения вала гребных винтов.

Принцип работы

На торпедах типа 53-39 перед применением следует вручную установить параметры глубины движения, курса и примерной дистанции до цели. После этого необходимо открыть предохранительный кран, установленный на магистрали подачи сжатого воздуха в камеру сгорания.

При прохождении торпедой трубы пускового аппарата происходит автоматическое открытие главного крана, и начинается подача воздуха непосредственно в камеру.

Статья в тему:  Где в москве покататься на моторной лодке

Одновременно начинается распыл керосина через форсунку и розжиг образовавшейся смеси при помощи электрического прибора. Установленная в камере дополнительная форсунка подает пресную воду из бортового резервуара. Смесь подается в поршневой двигатель, который начинает раскручивать соосные гребные винты.

Например, в германских парогазовых торпедах G7a использован 4-цилиндровый двигатель, оборудованный редуктором для привода соосных винтов, вращающихся в противоположном направлении. Валы полые, установлены один внутри другого. Применение соосных винтов позволяет уравновешивать отклоняющие моменты и поддерживается заданный курс движения.

Часть воздуха при пуске подается на механизм раскрутки гироскопа.

После начала контакта головной части с потоком воды начинается раскрутка крыльчатки предохранителя боевого отделения. Предохранитель оснащен прибором задержки, обеспечивающим взвод ударника в боевое положение через несколько секунд, за которые торпеда отойдет от места пуска на 30-200 м.

Отклонение торпеды от заданного курса корректируется ротором гироскопа, воздействующим на систему тяг, связанную с исполнительной машиной рулей направления. Вместо тяг могут использоваться электрические приводы. Ошибка в глубине хода определяется механизмом, уравновешивающим усилие пружины давлением столба жидкости (гидростат). Механизм связан с исполнительной машинкой руля глубины.

При ударе боевой части о корпус корабля происходит разрушение стержнями ударника капсюлей, которые вызывают детонацию боевой части. Немецкие торпеды G7a поздних серий оснащались дополнительным магнитным детонатором, срабатывавшим при достижении определенной напряженности поля. Аналогичный взрыватель использовался с 1942 года на советских торпедах 53-38У.

Сравнительные характеристики некоторых торпед подводных лодок периода Второй мировой войны приведены ниже.

ПараметрG7a53-39Mk.15mod 0Тип 93
ПроизводительГерманияСССРСШАЯпония
Диаметр корпуса, мм533533533610
Вес заряда, кг280317224610
Тип ВВТротилТГАТротил
Предельная дальность хода, мдо 12500до 10000до 13700до 40000
Рабочая глубина, мдо 15до 14
Скорость хода, уздо 44до 51до 45до 50

Наведение на цель

Простейшей методикой наведения является программирование курса движения. Курс учитывает теоретическое прямолинейное смещение цели за время, необходимое для прохождения расстояния между атакующим и атакуемым кораблем.

Заметное изменение скорости хода или курса атакуемым кораблем приводит к прохождению торпеды мимо. Ситуацию отчасти спасает запуск нескольких торпед «веером», что позволяет перекрывать больший диапазон. Но подобная методика не гарантирует поражения цели и ведет к перерасходу боекомплекта.

До Первой мировой войны предпринимались попытки создания торпед с корректировкой курса по радиоканалу, проводам или иным способам, но до серийного производства дело не дошло. Примером может служить торпеда Джона Хаммонда Младшего, которая использовала для самонаведения свет прожектора вражеского корабля.

Для обеспечения наведения в 30-е годы стали разрабатываться автоматические системы.

Первыми стали системы наведения по акустическому шуму, издаваемому гребными винтами атакуемого судна. Проблемой являются малошумные цели, акустический фон от которых может оказаться ниже шума винтов самой торпеды.

Для устранения подобной проблемы создана система наведения по отраженным сигналам от корпуса корабля или создаваемой им кильватерной струи. Для корректировки движения торпеды могут применяться методики телеуправления по проводам.

Боевая часть

Боевой заряд, расположенный в головной части корпуса состоит из заряда взрывчатого вещества и взрывателей. На ранних моделях торпед, применявших в Первую мировую войну, использовалось однокомпонентное взрывчатое вещество (например, пироксилин).

Для подрыва применялся примитивный детонатор, установленный в носовой части. Срабатывание ударника обеспечивалось только в узком диапазоне углов, близком к перпендикулярному попаданию торпеды в цель. Позднее стали применятся усы, связанные с бойком, которые расширили диапазон этих углов.

Дополнительно стали устанавливаться инерционные взрыватели, срабатывавшие в момент резкого замедления движения торпеды. Использование таких детонаторов потребовало введения предохранителя, которым стала крыльчатка, раскручиваемая потоком воды. При использовании электрических взрывателей крыльчатка соединяется с миниатюрным генератором, заряжающим конденсаторную батарею.

Взрыв торпеды возможен только при определенном уровне заряда батареи. Подобное решение обеспечило дополнительную защиту атакующего корабля от самоподрыва. К моменту начала Второй мировой стали применяться многокомпонентные смеси, обладающие повышенной разрушающей способностью.

Так, в торпеде 53-39 используется смесь тротила, гексогена и алюминиевой пудры.

Применение систем защиты от подводного взрыва привело к появлению взрывателей, обеспечивавших подрыв торпеды вне зоны защиты. После войны появились модели, оснащенные ядерными боеголовками. Первая советская торпеда с ядерной боеголовкой модели 53-58 была испытана осенью 1957 года. В 1973 году ее сменила модель 65-73 калибра 650 мм, способная нести ядерный заряд мощностью 20 кт.

Боевое применение

Первым государством, применившим новое оружие в деле, стала Россия. Торпеды использовались во время русско-турецкой войны 1877-78 года и запускались с катеров. Второй крупной войной с использованием торпедного вооружения стала русско-японская война 1905 года.

В ходе Первой мировой войны оружие использовалось всеми воюющими сторонами не только в морях и океанах, но и на речных коммуникациях. Широкое использование подводных лодок Германией привело к большим потерям торгового флота Антанты и союзников. В ходе Второй мировой войны стали применяться усовершенствованные варианты вооружения, оснащенные электродвигателями, усовершенствованными системами наведения и маневрирования.

Любопытные факты

Были разработаны торпеды больших размеров, предназначенные для доставки крупных боеголовок.

Примером такого вооружения может служить советская торпеда Т-15, имевшая вес около 40 т при диаметре 1500 мм.

Оружие предполагалось использовать для атаки побережья США термоядерными зарядами мощностью 100 мегатонн.

Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: