0 просмотров

Сколько торпед на немецкой подводной лодке

10 фактов о подлодках Кригсмарине

Подводный флот в составе кригсмарине Третьего рейха был создан 1.11.1934 и прекратил свое существование вместе с капитуляцией Германии во Второй мировой войне. За время своего относительно недолгого существования (около девяти с половиной лет) германский подводный флот сумел вписать себя в военную историю в качестве самого многочисленного и смертоносного подводного флота всех времен и народов. Германские субмарины, внушавшие ужас капитанам морских судов от мыса Нордкап до мыса Доброй Надежды и от Карибского моря до Малаккского пролива, благодаря мемуарам и кинофильмам уже давно превратились в один из военных мифов, за пеленой которого часто становятся незаметными реальные факты. Вот некоторые из них.

1. В составе кригсмарине воевали 1154 подводные лодки, построенные на германских верфях (включая подводную лодку U-А, которая изначально строилась в Германии для ВМС Турции). Из 1154 субмарин 57 подводных лодок были построены до войны, а 1097 – в период после 1 сентября 1939 года. Средние темпы ввода в строй германских подводных лодок во время Второй мировой войны составляли 1 новая подлодка каждые два дня.

2. В составе кригсмарине воевал 21 тип подводных лодок германской постройки со следующими техническими характеристиками:

– водоизмещение: от 275 тонн (подлодки типа ХХII) до 2710 тонн (тип Х-В);

– скорость в надводном положении: от 9,7 узла (тип ХХII) до 19,2 узла (тип IХ-D);

– скорость в подводном положении: от 6,9 узла (тип II-А) до 17,2 узла (тип ХХI);

Статья в тему:  Как писать лодка по английски

– глубина погружения: от 150 метров (тип II-А) до 280 метров (тип ХХI).

3. В состав кригсмарине входило 13 трофейных подводных лодок, в том числе:

– 1 английская: «Seal» (в составе кригсмарине – U-B);

– 2 норвежские: В-5 (в составе кригсмарине – UС-1), В-6 (в составе кригсмарине – UС-2);

– 5 голландских: О-5 (до 1916 года – британская подлодка Н-6, в составе кригсмарине – UD-1), О-12 (в составе кригсмарине – UD-2), О-25 (в составе кригсмарине – UD-3), О-26 (в составе кригсмарине – UD-4), О-27 (в составе кригсмарине – UD-5);

– 1 французская: «La Favorite» (в составе кригсмарине – UF-1);

– 4 итальянские: «Alpino Bagnolini» (в составе кригсмарине – UIT-22); «Generale Liuzzi» (в составе кригсмарине – UIT-23); «Comandante Capellini» (в составе кригсмарине – UIT-24); «Luigi Torelli» (в составе кригсмарине – UIT-25).

4. В ходе Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14528570 тонн. Самый результативный капитан подлодок кригсмарине – Отто Кречмер, потопивший 47 судов общим тоннажем 274333 тонны. Самая результативная подводная лодка – U-48, потопившая 52 судна общим тоннажем 307935 тонн (спущена на воду 22.4.1939, а 2.4.1941 получила тяжелые повреждения и больше в боевых действиях не участвовала).

5. За время Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца. Самый крупный из уничтоженных кораблей – линкор «Royal Oak» (водоизмещение – 31200 тонн, экипаж – 994 человека) – потоплен подводной лодкой U-47 на собственной базе Скапа-Флоу 14.10.1939 (водоизмещение – 1040 тонн, экипаж – 45 человек).

Статья в тему:  Как крепится мотор на лодку

6. Во время Второй мировой войны германские подводные лодки совершили 3587 боевых походов. Рекордсменом по количеству боевых походов является подлодка U-565, совершившая 21 поход, в ходе которых потопила 6 судов общим тоннажем 19053 тонны.

7. В ходе Второй мировой войны безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка. Первой потерянной подводной лодкой является субмарина U-27, потопленная 20.9.1939 британскими эсминцами «Fortune» и «Forester» западнее берегов Шотландии. Последней потерей является подлодка U-287, подорвавшаяся на мине в устье Эльбы уже после формального окончания Второй мировой войны (16.05.1945), возвращаясь из своего первого и единственного боевого похода.

8. Германская подводная лодка U-176, потопленная 15.5.1943 глубинными бомбами, сброшенными с кубинского патрульного катера SC-13, является единственным кораблем основных классов, потопленным кубинскими ВМС за всю историю их существования.

9. Германские подводные лодки U-966 и U-1060 были потоплены военнослужащими страны, никогда за свою историю не имевшей собственного военно-морского флота, а именно чехословацкими летчиками – 10.11.1943 у мыса Ортегаль (Испания) в Бискайском заливе и 27.10.1944 в Средиземном море.

10. Германская подводная лодка U-377 была потоплена в Северной Атлантике 15.1.1944 собственной циркулирующей торпедой. Поскольку при взрыве подлодки погиб весь ее экипаж (52 человека), подробности ее гибели остаются неизвестными. Однако U-377 – не единственная подлодка в мировой истории, погибшая от собственной циркулирующей торпеды. Американская подлодка «Звон» также погибла от собственной торпеды 23.09.1943. Выжившие члены экипажа описывали катастрофу следующим образом: «Субмарина произвела атаку японского транспорта торпедой с дистанции в четыре кабельтова. Она пошла точно в цель. Тогда капитан лодки О’Кейн по неустановленной причине приказал выпустить еще одну торпеду по тонущему судну. Торпеда вильнула, двинулась по кругу и поразила «Звон» в кормовую часть». Большинство специалистов сходятся во мнении, что причиной гибели обеих лодок можно считать несчастливое стечение обстоятельств (недостатки конструкции торпед, вызванные слабой изученностью процессов и усиленные заводским браком).

Статья в тему:  Как сделать тележку для лодки своими руками

Стальные акулы Гитлера. Чем немецкие подлодки отличались от всех прочих?

В 1935 г. в Киле была спущена на воду первая немецкая подводная лодка, построенная после Первой мировой войны. Это была маленькая и устаревшая субмарина, к тому же погибшая во втором походе. Но кошмар подводной войны 1939-1945 начался с нее.

Военно-морские преступления

Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о немецких подводниках, — это их военные преступления. Обычно им ставят в вину потопление гражданских судов и расстрел пытающихся спастись пассажиров. Нюрнбергский трибунал, пытаясь осудить главкома ВМФ Германии Карла Дёница, цитировал его приказ от сентября 1942 г.: «Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, то есть вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки, возвращать в нормальное положение перевернутые шлюпки, снабжать пострадавших провизией и водой. Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд».

Но что-то пошло не так: Дёницу дали всего 10 лет тюрьмы. Он все-таки не призывал расстреливать барахтающихся в воде людей. Но некоторые из его офицеров дошли до этого своим умом.

13 марта 1944 г. подлодка U-852 потопила у берегов Африки греческий пароход «Пелеус». Поскольку лодка выполняла в тех водах секретную миссию, ее командир Хайнц Вильгельм Экк приказал расстрелять всех спасшихся из автоматов. Стреляли подводники так себе: три грека выжили и впоследствии дали показания.

Статья в тему:  К чему снится плыть по реке на лодке

После окончания войны всех членов экипажа U-852 доставили в Германию и там судили военно-полевым судом. Командира, судового врача и старпома расстреляли. Старший механик получил пожизненный срок, штурман — 7 лет.

Другие случаи убийств на море до суда не дошли. Причина проста: к концу войны погибли 32 из 39 тысяч немецких подводников.

Немецкое качество

Долгое время было принято считать, что немецкие подлодки были на голову выше, чем русские, английские и американские. Это далеко не всегда справедливо. Сами по себе немецкие лодки, вынесшие на себе основное бремя войны на море, ничем особенным от «одноклассников» других стран не отличались. Сравним ТТХ субмарин серии VII C (такая «исполнила главную роль» в фильме Вольфганга Петерсена «Подводная лодка») с советскими и британскими.

СССР:

  • Тип: Щ
  • Водоизмещение: 706 тонн
  • Мощность двигателей: 1000 л/с
  • Торпедных аппаратов: 6
  • Скорость подводная/надводная: 11,6/14 миль в час
  • Глубина погружения: 90 метров
  • Автономность: 20 суток

Германия:

  • Тип: VII C
  • Водоизмещение: 871 тонн
  • Мощность двигателей: 750 л/с
  • Торпедных аппаратов: 5
  • Скорость подводная/надводная: 7,6/17 миль в час
  • Глубина погружения: 100 метров
  • Автономность: 35 суток

Великобритания:

  • Тип: S-class
  • Водоизмещение: 935 тонн
  • Мощность двигателей: 1300 л/с
  • Торпедных аппаратов: 7
  • Скорость подводная/надводная: 10/15 миль в час
  • Глубина погружения: 110 метров
  • Автономность: 40 суток

Как видим, никаких особенных качественных преимуществ. Другое дело, большие немецкие океанские подлодки типа XXI, которые действительно превосходили все, что было на тот момент у союзников. Однако появились они слишком поздно. Только две лодки этого типа успели выйти на боевое патрулирование до конца войны. Никакого влияния на ход боевых действий они не оказали.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка омега 21

В чем же дело?

Почему же тогда немецкие подлодки наводили такой ужас на моряков союзных держав, в первую очередь английских и американских? Дьявол, как всегда, крылся в деталях.

Если в чем-то «немецкое качество» под водой себя и проявило, то в ряде важных, но вспомогательных механизмов, а также в вооружении. К первым отнесем шноркель — устройство, позволяющее дизель-электрическим подлодкам передвигаться в подводном положении на дизельной тяге. До того, как немцы применили это устройство в 1943 г., лодки в надводном положении ходили с двигателями внутреннего сгорания, а в подводном — на электромоторах, которым для работы не нужен атмосферный воздух. Шноркель — всасывающая и выхлопная труба, шедшая от дизелей и выведенная из боевой рубки подводной лодки вместе с перископами, — решал эту проблему. Теперь на перископной глубине лодки «научились» ходить, не расходуя заряда аккумуляторных батарей.

К передовому оружию немецких субмарин в первую очередь стоит отнести электрические самонаводящиеся торпеды «Цаункёниг», появившиеся в 1943 г. Встроенные в них гидрофоны вели торпеды на шум гребных винтов. Первый неповрежденный образец «Цаункёнига» был получен советским ВМФ летом 1944 г. с потопленной в Финском заливе лодкой U-250.

— Всего в годы войны у немцев воевали 1154 подводные лодки. С 1939 по 1945 г. они потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14 528 570 т. Успехи немецких подводников по борьбе с военными кораблями союзников куда скромнее: 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка болотоход

— Самая результативная подводная лодка, U-48, потопила 52 судна общим тоннажем 307 935 тонн. За годы войны была безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка.

Подводный флот немцев во времена Второй мировой

В этой статье вы узнаете:

Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.

Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.

Создание ВМФ

В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.

Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине — ВМФ Третьего Рейха.

Карл Денасуиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Статья в тему:  Какой ресивер лучше пионер или ямаха

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

Строительство

На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота. Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Статья в тему:  Сколько стоит мотоцикл yamaha r1

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» — уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

Требования

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам — это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям — устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Статья в тему:  Чем смыть старый клей с лодки пвх

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Вооружение

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других судов, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Статья в тему:  Как да нарисуваме лодка

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.

Легендарные подводники

Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.

Статья в тему:  Как да нарисуваме лодка

Оборудование

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

Статья в тему:  Как писать лодка по английски

Победы

За время войны немецкие субмарины захватывались много раз, некоторые из них также впоследствии ставились на вооружения флота противника, как например, U-57,ставшая британской подлодкой «Граф», проводившая боевые операции в 1942-1944 годах. Несколько из своих субмарин немцы потеряли из-за наличия брака в устройстве самих подводных лодках. Так субмарина U-377, пошла на дно в 1944 году из-за взрыва своей же циркулирующей торпеды, подробности потопления не известны, так как весь экипаж так же погиб.

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин — U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

Статья в тему:  Чем смыть старый клей с лодки пвх

Закат

Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.

Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.

Подводная лодка типа XXI Третьего рейха

В середине 1944 г. состав флота гитлеровской Германии (кригсмарине) пополнила ультрасовременная подводная лодка типа XXI. Главнокомандующий кригсмарине гроссадмирал Карл ДЁНИЦ (Karl DÖNITZ) намеревался с ее помощью еще раз перевернуть страницу в подводной войне.

Первая настоящая подводная лодка

В первые годы Второй мировой войны классическая тактика немецкой подводной атаки выглядела так.

После обнаружения противника, в идеале ночью, подводная лодка в надводном положении старалась занять удобную позицию для выстрела и, оставаясь над водой, производила пуск торпеды. Затем лодка быстро ныряла и под водой стремилась как можно дальше уйти от противника, прежде чем корабли охранения начнут контратаку. Большая проблема действовавших тогда подводных лодок заключалась в том, что они фактически были только ныряющими, а не в полном смысле подводными лодками.

Статья в тему:  Как сделать тележку для лодки своими руками

Атака первой по-настоящему подводной лодки в морской истории выглядела иначе. Как только ее радиоизмерительное или акустическое оборудование обнаруживало цель, подводная лодка типа XXI в погруженном положении, на высокой скорости и на пересекающемся курсе стремилась достичь ее. Высокая точность пеленгования и сопровождения цели, благодаря гидролокатору и прослушиванию шумов, позволяли выходить на позицию открытия огня без использования перископа.

Данные для стрельбы рассчитывал имевшийся на борту электромеханический блок управления огнем. После подводной атаки с использованием перископа подводная лодка уходила на большой скорости в глубину. По мнению немецких историков, подводные лодки типа XXI без проблем избегали атак кораблей охранения, ведь сонар преследователей работал на скоростях 12-13 узлов. Сама же лодка могла передвигаться под водой на скорости около 16,5 узлов.

Подводная лодка типа XXI – высокая боевая эффективность

Как только первые боеготовые подводные лодки в середине 1944 г. вошли в состав кригсмарине, оперативное командование подводного флота попыталось определить оперативные принципы боевого применения новых кораблей. В этой связи 10 июля 1944 г. был выпущен меморандум «Соображения по боевому применению типа XXI «.

В дополнение к преимуществам нового типа подводной лодки в нем нашли отражение высокий уровень разочарования по поводу общего хода подводной войны, а также особенности успешной противолодочной обороны союзников:

«Тип XXI — это лодка с сильными подводными боевыми характеристиками, которые подходят для того, чтобы в значительной степени преодолеть союзническую противолодочную оборону, имеющую превосходство, благодаря доминированию в воздухе и надводной локации. С этой лодкой станет возможным начать успешную подводную войну (…). «

Напротив, менее эйфоричны суждения относительно живучести новой подводной лодки, под которой понималась способность противостоять вражеской атаке. В частности, осознается то, что обнаруженная подводная лодка не сможет подойти к противнику на дальность торпедной атаки без риска собственного потопления.

Статья в тему:  К чему снится плыть по реке на лодке

Следовательно, выходить на огневую позицию над или под водой требовалось незаметно. В целом, для командиров подводных лодок существовал принцип: оставаться в оперативном районе по возможности незамеченными. Но подводным лодкам типа XXI для подкрадывания предлагались совершенно новые тактические возможности. По оценкам специалистов, они являлись результатом выдающихся подводных ходовых качеств.

Новая стратегия войны

Меморандум и не отговаривал от успешной тактики «стаи», характерной для первой фазы подводной войны в Атлантике с середины 1940 г.:

«… так как сосредоточение своих сил против объединенной обороны является целесообразным.»

Вместе с тем, эффективность боевых действий одиночной лодки типа XXI оценивалась более высоко, чем у кораблей, построенных ранее. Считалось, что оказавшись в атакующей позиции, команда, благодаря быстрой перезарядке торпедных аппаратов, способна в трех залпах выпустить до 18 торпед. Это представлялось до сих пор невообразимым увеличением боевой мощи.

В уже цитированном меморандуме говорится:

«Появление нескольких подводных лодок типа XXI уже приводит к гораздо большему дроблению обороны, чем значительно большее количество предыдущих боевых кораблей. Принцип: боевое применение лодки дорого, поэтому первая атака должна вести к окупаемому успеху. Это особенно верно в операциях в так называемых транспортных воронках недалеко от побережья.«

В полной мере командование ВМС третьего рейха смогло использовать боевые качества нового корабля тогда, когда лодку использовали для боевых действий на большом удалении. Об этом так говорится в цитируемом меморандуме от 10 июля 1944 г:

Статья в тему:  Какой ресивер лучше пионер или ямаха

«Воздушное превосходство врага во всех морских районах, заставляют лодки предыдущих типов совершать переходы под водой и далеко в свободной Атлантике, для чего они по своей конструкции не предназначены. Это обстоятельство, прежде всего из-за постоянно растущей перегрузки рубки зенитными орудиями и радиолокаторами, становится все более и более неуместным. В мае 1942 года лодке IX-C для марша в Карибский бассейн потребовалось 50 суток. Напротив, для типа XXI расчёт составил 28 дней. Лодка типа XXI практически идет почти вдвое быстрее лодки типа IX C.«

Тактические преимущества

В случае необходимости подводная лодка типа XXI могла совершать длительный переход и под водой. Разумеется, для этого использовались не электромотор и аккумуляторы, а дизельные двигатели. Причем, их снабжение воздухом гарантировала инновационная система работы двигателя под водой – шноркель. В этом случае над поверхностью моря выступала только голова шноркеля с резиновым покрытием. Вероятность ее обнаружения радарами союзников была крайне мала, а визуально над водой можно было обнаружить только короткие водяные завихрения.

Тактическое преимущество сокращающее время прибытия в оперативный район очевидно: остается больше времени для фактического боевого применения. Кроме того, отпала необходимость опасного, но необходимого для прочих подводных лодок, снабжения горючим в море.

Командование кригсмарине в середине 1944 г. приписывало типу XXI максимальную глубину погружения около 300 м. По показателям глубины характеристики лодки обеспечивали оборонительную стойкость на случай, если противник преследовал ее с глубинными бомбами. Однако, на практике действовавшими лодки нового типа глубина погружения не выдерживалась. Только после усиления конструкции во время тестовых погружений удалось достигнуть максимум 220 м.

Статья в тему:  Сколько стоит мотоцикл yamaha r1

Интересна скорость подводной лодки типа XXI для уклонения от вражеских подводных охотников. С электродвигателями она достигала 16,5 узлов (30,6 км/ч). При подкрадывании составляла, как правило, шесть узлов (11,3 км / ч), а при подводном переходе на дизелях со шноркелем – 10,42 узла (19,3 км/ч).

Оснащение и сервис

Инновационное для того времени акустическое и эхолотное оборудование позволяло экипажу типа XXI лучше контролировать поведение противолодочных сил противника. В частности, оставаясь под водой, лодка могла избегать локационных сигналов противника (ASDIC), дальность распространения который достигал 5 км.

Для радиообмена тип XXI оснащался самыми современными средствами связи своего времени. Лодки отправляли свои донесения в операционный центр на суше на коротких волнах. Прием же распоряжений осуществлялся на коротких, длинных или сверх длинных волнах.

Для одиночного применения в больших морских районах подводные лодки типа XXI предлагали прежде невероятные удобства для 57 членов экипажа: более просторные помещения, большее число коек, поддерживаемая кондиционером температура.

Помимо того, достаточное количество оборудования для провианта, который хранился в больших холодильных установках, а также улучшенная вентиляция помещений в период подводных переходов. Эти факторы привели к снижению физического и психического напряжения экипажа.

Другим достижением новых подводных лодок считались наличие на борту двух водоотливных насосов на носу и в корме. Насосы обеспечивали осушение вод, проникающих на большой глубине. Установка этих агрегатов облегчала утомительное для центрального поста выравнивание количества воды в лодке.

Статья в тему:  Как крепится мотор на лодку

От восхода до заката

Основная идея типа XXI возникла, когда в 1940 г. стал очевидным совершенно новый вид тяги для подводных лодок. По мнению специалистов, тогда серийное строительство подлодок типа XXVI с воздухонезависимым «двигателем Вальтера» («Walter-Antrieb») стал большим скачком в подводной технике. Однако, турбинная подводная лодка, где Т-топливо («аурол», Aurol) во взаимодействии с катализатором (С-топливо) производило высокотемпературную кислородно-паровую смесь («парогаз») для вращения турбины, не достигала требований, соответствующих боевому применению.

Изначально предусматривалась установка «двигателя Вальтера» и на лодки типа XXI. В дальнейшем запланированное для этого место в новом проекте подводной лодки заполнили новыми, особо легкими аккумуляторами. В результате появились «большая электрическая» подводная лодка тип XXI и ее меньшая, предназначенная для использования в прибрежных водах и окраинных моря лодка типа XXIII.

Батарея аккумулятора электродвигателя пл типа XXI. Музей «Вильгельм Бауэр».

От секции к кораблю

Строительство новой подводной лодки типа XXI в промышленном масштабе запустили в военном 1944 г. После того, как вопреки сомнениям вовлеченных верфей удалось реализовать метод секционного строительства.

В продольном направлении конструкцию нового корабля разделили на восемь секций. Каждая из секций строилась в комплекте со всем оборудованием и электропроводкой в каждом случае в своем производственном центре. По дорогам или внутренним водным путям готовые секции транспортировались на сборочные верфи. Там их соединяли в более крупные узлы и завершали строительство лодки.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка болотоход

Такой тактовый строительный метод, заимствованный из автомобильной промышленности, не принимался верфями. Кораблестроители предпочитали работать над подводной лодкой в целом. Но планировавшийся выпуск двух-трех подводных лодок в день убедил ответственных лиц — по крайней мере, на бумаге.

Однако, предусмотренное программой строительство более чем 1300 лодок никогда не было реализовано. Бомбардировка союзниками верфей и производственных площадок секций значительно повлияло на общий результат.

Трудный старт

Первую подводную лодку типа XXI бортовой номер U 2501 приняли в состав кригсмарине 27 июня 1944 г. в качестве лодки на испытании. В то же время еще в 1944 г. инженеры спроектировали еще два варианта типа XXI («В» и «С»). От основного они отличались, главным образом, количеством и расположением подводного вооружения. Но, как и многие проекты вооружений третьего рейха, они также не вышли за рамки фазы планирования.

Между 27 июня 1944 г. и окончанием войны в мае 1945 г. гитлеровский флот имел в общей сложности 118 подводных лодок типа XXI. Прочие экземпляры в мае 1945 г. – в продвинутой стадии производства. Кроме того, бомбардировщики союзников разрушили подводные лодки на этапе сборки.

… и бесславный финиш

Хотя оборонная промышленность производила их относительно быстро и в большом количестве, технически революционные лодки с военной точки зрения уже не играли большой роли. Война была проиграна и на море.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка омега 21

Имела место нехватка топлива. Технические проблемы зачастую препятствовали боевым операциям. Боевые выходы стали крайне редки и происходили только незадолго до окончания войны. К упомянутым факторам добавлялся недостаток обученных экипажей, подготовка которых в Балтийском море также была затруднена.

По утверждению немецких историков, в мае 1945 г. союзникам досталось около десятка неповрежденных лодок. Большую часть готовых кораблей либо ранее затопили их собственные экипажи, либо уничтожили многочисленные вражеские воздушные атаки.

Подводная революция гроссадмирала К. Дёница провалилась всего через одиннадцать месяцев после ввода в эксплуатацию первой лодки типа XXI. Вместе с тем, для дальнейшего развития подводного кораблестроения этот проект имел ключевое значение.

Последний сохранившийся экземпляр этого типа (бывшая U2540) сегодня можно увидеть как лодку-музей «Вильгельм Бауэр» в Бремерхафене („Technikmuseums U-Boot Wilhelm Bauer e.V.“, ссылка на страницу о музее: https://military-museum.livejournal.com/7652.html).

По материалам журнала «Clausewitz»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: