5 просмотров

Сколько строится подводная лодка

Самая большая подводная лодка и история создания субмарин

Красота спасет мир! Есть такое расхожее выражение. Вот только если вдуматься, то это не совсем так. Есть очень много безумно красивых военных самолетов, которые созданы для того, чтобы ее отнимать. Защищать тоже, но все равно высокой ценой. И если с самолетами еще более менее понятно, и они могут просто в воздушном бою отгонять или сопровождать цели потенциального противника, то подводная лодка куда более ультимативная штука. Ее задача в случае применения оружия исключительно разрушение. Когда-то они охотились на корабли, а сейчас могут стирать с лица земли чуть ли не целые государства, но они часто тоже очень красивые.

Подводная лодка — это шедевр инженерной мысли.

Когда появились подводные лодки

Первые подводные лодки появились еще в позапрошлом веке, но толку от них было не так много, и по сути они были нужны только для демонстрации технологий. Уже позже они стали настоящей боевой единицей. Сначала дизельные, потом атомные, но все равно очень опасные. Были даже случаи, когда они применялись не только в военных целях. Например, в первой половине прошлого века они применялись германской армией для того, чтобы топить мирные британские суда. Нельзя не отметить, что целью были именно суда, а не люди, которым давали покинуть корабль, но факт остается фактом.

В отличие от обычного надводного судна, подводная лодка имеет возможность преднамеренно изменять свою осадку вплоть до полного погружения под воду. Она может уходить на глубину за счёт заполнения забортной водой цистерн главного балласта. Всплытие производится за счет восстановления плавучести

Статья в тему:  Как выбрать эхолот для рыбалки с лодки видео

Первым идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но позже он уничтожил свои чертежи, опасаясь ”подводной войны”. Тем не менее, уже в 1578 году англичанин Уильям Боурн описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур со шноркелем (вытяжная труба), воевавшую в Черном море.

Первые подводные лодки были примерно такими.

В России первые подводные лодки разрабатывались еще при Петре Великом, но их конструкции тоже были далеки от совершенства. А в первый раз в бою подводная лодка применялась в войне за независимость США (1775-1783 гг.) и называлась ”Черепаха”. Правда, она так и не смогла причинить вреда атакуемому судну. Она должна была закрепить мину на днище, но была обнаружена и пришлось взорвать ее просто так, чтобы скрыться.

Корабль викингов пролежал под землей 1 000 лет. Теперь его хотят достать.

Вплоть до 1944 года подводные лодки были в основном надводными кораблями. Из-за несовершенства конструкции они не могли надолго уходить под воду и использовали погружение только для того, чтобы пройти опасный участок или подготовить нападение. Уже позже они постепенно начали переходить на более долгое нахождение под водой, а сейчас это вообще не является проблемой, так как запас провизии на борту большой, системы жизнеобеспечения (кислород, переработка и так далее) хорошие, а запаса ядерного топлива хватает на месяцы автономного плавания.

Рискнули бы погрузиться под воду в такой «кастрюле»?

Ставка на атомный подводный флот

Технология атомной энергетики слишком заманчива, чтобы не использовать ее в военных целях. Я даже не говорю об атомной бомбе, принцип действия которой тоже основан на цепной реакции деления атомов и выделении энергии. Просто в случае с бомбой, в отличии от энергетической установки, деление атомов бесконтрольное.

Статья в тему:  Какое дерево лучше для лодки

Как работает АЭС? Опасны ли атомные станции?

В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.

В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.

Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.

Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.

Как создавалась самая большая подводная лодка

Созданием лодки проекта 941 руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Он был неоднократно отмечен государственными наградами и бессменно на протяжении нескольких десятилетий руководил ленинградским ЦКБМТ ”Рубин”. Коллективу этого бюро и была поручена работа над царь-лодкой. Строительство осуществлялось на северодвинском предприятии ”Севмаш”.

Статья в тему:  Как нарисовать человека сидящего в лодке

Вот она гордость советского и российского атомного флота.

Второе название лодки — ”Акула” — появилось после того, как генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев именно под таким названием представил лодку делегатам съезда партии и остальному миру в 1981 году. В целом, можно сказать, что оба названия неплохо отражают суть такой лодки. Она как тайфун должна сносить все на своем пути и как акула являться самым опасным ”хищником” в океане.

Как устроена подводная лодка ”Тайфун”

Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.

«Акула» отдыхает в порту.

Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.

Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении.

ТТХ подводной лодки ”Тайфун”

По максимальной подводной скорости лодки разной конструкции отличались не очень сильно и все они были способны передвигаться со скоростью примерно 25 узлов (около 45 км/ч). Зато советский великан мог нести боевое дежурство на протяжении полугода и погружаться на глубину до 400 метров, имея в резерве дополнительные 100 метров.

Статья в тему:  Сколько весит ямаха нитро

В носовой части располагались горизонтальные складывающиеся рули, а привод осуществлялся за счет двух семилопастных винтов, каждый из которых оснащался 190-мегаваттным ядерным реактором и турбиной мощностью 50 000 лошадиных сил.

Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…

Экипаж этого монстра состоял из 160 человек, более трети из которых были офицерами. Условия размещения на борту были очень комфортными, если можно так говорить о подводной лодке. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Для матросов и старшин были предусмотрены маломестные кубрики, в которых были установлены умывальники и телевизоры.

Помимо этого, во все помещения подавался кондиционированный воздух, а в свободное от дежурства время экипаж мог посещать бассейн, спортзал, сауну и даже ”живой” уголок. Не боевая машина, а санаторий. Расскажите в нашем Telegram-чате, что думаете по этому поводу.

Хотя, боевого потенциала лодке тоже хватает. В случае ядерного конфликта ”Тайфун” может одновременно разрядить по противнику ”обойму” из 20 ядерных ракет (Р-39), каждая из которых будет оснащена десятью 200-киллотонными разделяющимися боеголовками. Этого достаточно, чтобы на долгие годы сделать необитаемой территорию, равную по размеру восточному побережью США.

Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри.

А это еще не все. Кроме мощного вооружения, на борту есть более двадцати обычных и реактивных торпед, а еще ПЗРК ”Игла”. Для того, чтобы ”заряжать” лодку, специально был создан корабль ”Александр Бракин”, рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).

Статья в тему:  Длинная лодка как называется

На данный момент в строю три атомные подводные лодки ”Тайфун”. Две из них в резерве, а одна используется для испытаний ракетного комплекса ”Булава”. Всего же с 1976 по 1989 со стапелей завода ”Севмаш” было спущено шесть лодок этого типа.

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

Весной 2016 года система искусственного интеллекта под названием AlphaGo победила чемпиона мира по игре в го в матче в отеле Four Seasons в Сеуле. Мир отреаг…

Крупнейшая в России выставка видеоигр «ИгроМир 2015» в этом году началась 1 октября. Нельзя сказать, что событие подобного масштаба осталось незамеченным. По…

Ученые планируют повысить содержание щелочи в океане, чтобы стимулировать таким образом породы поглощать углекислый газ из атмосферы. По предварительным подсчетам, ежегодно колечество СО2 может сокращаться на 100 гигатонн, при том что в год выбрасывается 30 гигатонн газа.

Скрытая мощь: как подлодки проекта «Борей-А» укрепляют стратегические возможности ВМФ России

Испытания ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Генералиссимус Суворов» и многоцелевой атомной подлодки «Красноярск» начнутся в 2022 году. Об этом Интерфаксу сообщил глава Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.

«В следующем году мы продолжим строительство серийных субмарин проектов «Борей-А» и «Ясень-М», а также приступим к испытаниям АПЛ «Красноярск» и «Генералиссимус Суворов», — заявил он.

Глава ОСК также рассказал, что до конца года Военно-морскому флоту России будут переданы две новые подводные лодки — «Князь Олег» проекта 955А «Борей-А» и «Новосибирск» проекта 885М «Ясень-М».

«Эти корабли проходят заводские испытания и входят в число тех, которые должны быть переданы в нынешнем году», — отметил Рахманов.

Статья в тему:  Как выбрать двигатель для лодки

Напомним, в декабре 2020-го замминистра обороны Алексей Криворучко сообщил, что производственные мощности завода «Севмаш» в Северодвинске, где изготавливаются эти подлодки, до 2027 года в полном объёме загружены заказами военного ведомства. «Севмашу» предстоит ежегодно передавать ВМФ по одной атомной подлодке проектов «Борей-А» и «Ясень-М».

«Запланировано строительство 14 АПЛ, «Бореев» и «Ясеней», — сказал тогда Криворучко.

Обновление ядерной триады

Ещё в 2013 году глава Минобороны Сергей Шойгу охарактеризовал атомные подлодки четвёртого поколения проекта «Борей» как будущую основу морского компонента российских стратегических сил.

«Ракетные подводные крейсеры данного класса станут основой морских стратегических ядерных сил России на ближайшие десятилетия», — сказал Шойгу после подписания акта передачи ВМФ второго корабля проекта 955 «Александр Невский».

Разработка подлодок четвёртого поколения проекта 955 «Борей» началась в СССР в 1978 году. Новые АПЛ должны были заменить морально устаревшие к тому времени подлодки проектов 941 «Акула» и 667БДРМ «Дельфин».

Первоначально планировалось вооружить «Бореи» специально разработанными для них твёрдотопливными баллистическими ракетами «Барк», которые, однако, так и не дошли до стадии серийного производства. В итоге было принято решение заменить их на находящиеся в разработке межконтинентальные баллистические ракеты Р-30 «Булава».

Необходимость замены всего ракетного комплекса, поиска новых комплектующих вкупе с тяжёлой экономической ситуацией в России в 1990-х годах привела к фактической заморозке проекта. Однако, несмотря на объективные трудности, строительство первой АПЛ этой серии «Юрий Долгорукий» возобновилось в 2000-м. Она была спущена на воду в 2008 году и после испытаний вошла в состав ВМФ России в начале 2013-го.

Статья в тему:  Как устранить течь в алюминиевой лодке

В конце того же года флот получил подлодку проекта 955 «Александр Невский», а в 2014 году — АПЛ «Владимир Мономах».

Параллельно с постройкой подводных крейсеров серии «Борей» в центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» шли работы по модернизации этого проекта. Он получил название 955А «Борей-А», а у проектируемых и строящихся в его рамках подлодок изменились как внешний облик, так и характеристики.

Информация об отличиях проекта «Борей-А» от базовой версии в открытом доступе практически отсутствует. Ранее ряд специализированных СМИ предположили, что улучшения, скорее всего, затронули акустическую и магнитную «заметность» кораблей. Помимо этого, эксперты допускали, что модернизации подверглись средства управления, связи и гидроакустики, а также среда проживания экипажа.

Головным судном проекта 955А «Борей-А» стал подводный крейсер «Князь Владимир», который вошёл в состав ВМФ в июне 2020 года. Сейчас на «Севмаше» идёт строительство АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». В августе 2021-го прошла торжественная церемония закладки подводных крейсеров «Дмитрий Донской» и «Князь Потёмкин».

Подлодки проектов 955 «Борей» и 955А «Борей-А» несут 16 баллистических ракет «Булава», достоинство которых заключается в так называемом сухом старте — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой, что позволяет уменьшить вероятность обнаружения подлодки гидроакустикой противника.

Ещё одно немаловажное преимущество Р-30 — возможность пуска из-под толщи арктического льда. Для сравнения, крейсера проекта 667, оснащённые жидкостными ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер», могут проводить стрельбы только после того, как проломят лёд.

Статья в тему:  Как сделать були для лодки

Дальность «Булавы» составляет 10 тыс. км, длина — 12,1 м, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение — от 120 до 350 м. Каждая ракета оснащается шестью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн.

Эксперты отмечают, что одним из основных достоинств этих атомоходов является их малая заметность, которая обеспечивается за счёт сниженного уровня шума, что, в свою очередь, достигается благодаря использованию звукопоглощающих материалов.

«После серьёзной модернизации уровень электромагнитных шумов подлодки типа «Борей-А» значительно упал, были улучшены силовые установки, а также установлены более совершенная электроника и 16 баллистических ракет «Булава», точность и эффективность которых находится на достаточно хорошем уровне, поэтому сегодня данные подлодки являются наиболее современными и мощными в мире, они по многим показателям значительно превосходят все существующие зарубежные модели, в том числе американские», — отметил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.

Оправданные опасения

Оснащение ВМФ России новыми подводными стратегическими ракетоносцами не прошло незамеченным в западном экспертном сообществе. Так, американский военно-политический журнал The National Interest выпустил несколько материалов, освещающих развитие проекта 955А «Борей-А», и предупредил о потенциальной опасности этих субмарин для ВМС США.

В июне издание опубликовало статью под заголовком «ВМФ США стоит остерегаться новых российских подлодок класса «Борей», посвящённую демонстрации АПЛ проекта «Борей-А» на форуме «Армия-2021».

Статья в тему:  Как по арабски подводная лодка

В другом материале под названием «Российские подлодки класса «Борей» — серьёзная угроза для ВМФ США?» издание обратило внимание на обновление подводного стратегического флота РФ.

«В ближайшие годы у Военно-морского флота России может появиться флотилия, состоящая как минимум из дюжины атомных подводных лодок класса «Борей» с баллистическими ракетами. Российские подлодки, создаваемые с целью заменить субмарины времён холодной войны классов Typhoon (проект 941 «Акула». — RT) и Delta (советские АПЛ проектов 667 «Мурена», «Кальмар» и «Дельфин». — RT), в отличие от крупных подлодок, которым отдаёт предпочтение ВМФ США, отличаются от предшественников значительно меньшими габаритами и численностью экипажа», — рассказывал The National Interest.

При этом американское издание призывало не заблуждаться насчёт меньших размеров новых российских подлодок.

«Несмотря на то что у подлодок класса «Борей» водоизмещение в два раза меньше, чем у подлодок класса Typhoon, на них можно разместить сходное число ракет. Эти подлодки также сложнее обнаружить с помощью гидролокаторов, чем предшествующие им. К числу нововведений относится также движение с помощью гидрореактивного движителя: подводные лодки проекта 955А станут первыми российскими подлодками с таким движительным комплексом», — отмечалось в статье.

Юрий Кнутов называет такую оценку абсолютно адекватной.

«Благодаря лучшей скрытности, усовершенствованной системе связи и управления оружием у подлодок типа «Борей-А» практически не остаётся конкурентов в мире. Минобороны планирует обновить ядерные силы сдерживания, и субмарины проекта «Борей-А» играют в этом одну из важнейших ролей. В течение трёх-пяти лет российский ядерный щит будет на 100% обновлён, в том числе флот будет усилен данными подлодками с ракетами «Булава», — пояснил эксперт.

Статья в тему:  Как открыть данж пустая лодка

Аналогичной точки зрения придерживается доктор военных наук капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков.

«Подлодки типа «Борей-А» по своим тактико-техническим характеристикам способны противостоять американским подлодкам типа «Вирджиния», бороться на равных условиях. Что касается подводных лодок, например, Великобритании или Франции, то по гидроакустическим характеристикам, а также дальности обнаружения противника и установленным системам вооружения подлодки типа «Борей-А» их значительно превосходят и в критической ситуации гарантированно обеспечат победу», — говорит Сивков.

С его точки зрения, увеличение флота таких подлодок, оснащённых ракетами «Булава» является крайне важным для укрепления российской ядерной триады.

«Несомненно, данные подлодки будут способствовать дальнейшему повышению обороноспособности России», — заключил Сивков.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Военное дело

Sina (Китай): Россия строит свои подлодки быстрее всех. Сможет ли ее догнать Китай?

Недавно в интервью газете «Красная звезда» командующий Тихоокеанским флотом России Сергей Авакянц заявил, что в этом году Тихоокеанский флот впервые получит корабли, способные запускать крылатые ракеты «Калибр»: корвет «Гремящий» проекта 20385 и седьмая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» Б-274 «Петропавловск-Камчатский».

Морские испытания «Гремящего» начались 23 апреля. Проект 20385 — это обновленная версия проекта 20380, корабли которого служат ВМФ России уже много лет. После разработки проекта 20385 единственным фактором, который может повлиять на проект, является сложная комплексная система радиочастот. Неудачи, постигшие российский флот при разработке проекта 22350, послужили для него уроком. Из-за проблем, возникших с РЛС с фазированной антенной решёткой и зенитными управляемыми ракетами, морские испытания первого корабля проекта затянулись на годы. Если корабли проекта 20385 действительно удастся передать во флот в этом году, то можно будет сказать, что российская электронная промышленность добилась немалых успехов.

Статья в тему:  Как выбрать эхолот для рыбалки с лодки видео

На форуме «Армия-2016» между вооруженными силами РФ и судостроительной промышленностью был заключен договор о строительстве для Тихоокеанского флота шести подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка». 28 июля 2017 года в день ВМФ России были заложены первые две подлодки данного типа. «Петропавловск-Камчатский» стала первой подводной лодкой проекта 636.3 «Варшавянка», вошедшей в состав Тихоокеанского флота.

Однако спуск на воду одной только подлодки для данного проекта ничего не значит. В связи с этим необходимо упомянуть одну любопытную деталь, а именно время ее строительства. 28 июля 2017 года началось создание первой подлодки проекта, на воду она была спущена 28 марта 2019 года и во второй половине этого же года, как ожидается, поступит во флот. За два с лишним года темпы строительства подлодок данного проекта оставались такими же, как и последние 10 лет.

Контекст

Как Россия намерена противостоять США

Российские подлодки не имеют равных

Российские подлодки усилили активность

Помимо проекта «Варшавянка» за последние 10 лет в мире создавались подлодки типов 212, 214, французские подлодки типа «Скорпен», японские подлодки типа «Сорю». От начала их строительства до поступления во флот проходит от четырех до семи лет, как в случае с Германией, Италией, Францией, Испанией, Южной Кореей, Японией и другими странами с сильной судостроительной промышленностью, а в некоторых случаях этот процесс длится более 10 лет, что характерно для Индии, Бразилии, Греции и других странах со средними судостроительными возможностями. Например, в Германии на строительство подлодки типа 212 уходит пять лет, а в Италии — семь лет, в Японии на создание подлодки типа «Сорю» неизменно требуется четыре года. Подобная стабильность говорит о силе японской промышленности и увеличении контроля за ней. На строительство подлодки типа 214 у разных верфей Южной Кореи уходит от четырех до семи лет, Индии, в свою очередь, требуется около восьми лет для создания подводной лодки типа «Скорпен». В будущем эти сроки планируют сократить.

Статья в тему:  Как устранить течь в алюминиевой лодке

Сопоставив ситуацию в других странах и в России, можно смело сказать, что подлодки проекта «Варшавянка» строятся действительно быстро. Однако если углубиться в историю созданий подлодок этого типа, становится понятно, что даже два года — это очень много. Проект «Варшавянка» показал всему миру, как быстро могут строиться подлодки. 16 марта 1980 года началось строительство первой подлодки проекта, 12 сентября того же года ее уже спустили на воду, а 31 декабря она поступила во флот. Несмотря на то, что это происходило в разгар холодной войны, сдача в эксплуатацию подводной лодки спустя восемь месяцев после начала ее строительства казалась всем чем-то невероятным.

В 80-е годы прошлого века, когда началось крупномасштабное строительство подводных лодок проекта «Варшавянка», сроки сократились еще больше и составили около шесть месяцев. Во время холодной войны все надо было производить очень быстро, и все же полгода — это невероятный срок для строительства подлодки. На Западе в то время постройка дизель-электрических подводных лодок занимала не меньше года.

Стоит обратить внимание на тот факт, что в СССР и в России сроки любили приукрашивать, поэтому надо быть особенно внимательным с датой «начала строительства», которая означает именно начало сборки, когда судно уже ставится на стапель, в то время как на Западе отсчет чаще всего начинался с «отрезания первого стального листа». В чем разница? В расчет не берется время между раскроем материала и завершением секционной постройки. В случае с подводными лодками секционная обработка представляет немало трудностей, у крупных судостроительных государств на этот процесс уходит значительная часть года или даже больше.

Статья в тему:  Как выбрать двигатель для лодки

Однако несмотря на то, что сроки строительства подлодок проекта «Варшавянка» и многих других приукрашены, темпы с учетом всех преувеличений все же признаются самыми быстрыми в мире.

Но можно ли считать это признаком исключительности? Не стоит забывать про «кораблестроительного маньяка» — Китай. Нам не узнать, как быстро раньше строились наши подлодки, однако весь цикл строительства подлодок «Цилинь» для Таиланда, начавшийся в прошлом году, будет открыт для всего мира. Через год или два станет понятно, сохранится ли звание «короля скорости» за подлодками проекта «Варшавянка».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Как в СССР построили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки открыла новую эру в истории человечества. Атомную. Оказалось, что убить огромное количество людей можно легко и непринужденно, с минимальными усилиями. Военная машина двух сверхдержав вздрогнула и немедленно, даже с удовольствием шагнула в этот новый страшный мир. Теперь-то казалось, что ядерным может быть все.

Содержание

  • Догнать и перегнать американцев
  • По сотне предельных доз облучения каждому
  • Дырявая посудина на Северном полюсе
  • Копеечная запчасть ценой в 39 жизней
  • На пути в музей

Что касается подводных лодок, работающих на атомной силовой установке, то СССР оказался в числе догоняющих. В 1954 году США спустили на воду «Наутилус» — первую в мире атомную подлодку. Но Советский Союз не собирался сдаваться. Он готовил свою машину — куда более совершенную, чем то, что вышло у заклятого друга. Как это часто бывает, не все пошло по плану. Более того, первая советская атомная подлодка стала символом одной из самых страшных трагедий в истории морского флота.

Статья в тему:  Как открыть данж пустая лодка

Догнать и перегнать американцев

Создателя первой советской атомной подлодки называли «Туполевым кораблестроения». В начале 1920-х годов, спасаясь от голода на Поволжье, совсем юный Владимир Перегудов прибыл в Петроград, где поступил в Военно-морское инженерное училище. Так вышло, что он оказался среди тех, кому довелось работать над первыми советскими подлодками. Потом специалист отсидел в сталинских лагерях, чудом вернулся, а в 1952-м его вызвали в Кремль.

Задача сложная. Разведке стало известно о разработке атомной подлодки в США — значит, нужно сделать если не быстрее их, то лучше. Перегудов, которому к тому времени перевалило за 50, согласился курировать проект.

Вместе с командой конструкторов и академиков он днями и ночами не выходил из конструкторского бюро. Предстояло решить огромное количество проблем, с которым до сих пор не приходилось сталкиваться. Как поведет себя атомный реактор под водой? Как на работе системы отразятся качка и сложные маневры? В конце концов, как вообще должна выглядеть атомная подлодка?

Невероятно, но буквально за год большинство основных вопросов были решены. К моменту спуска на воду американского «Наутилуса» Перегудов разработал подлодку, которая не имела ничего общего с проектом из США. Если «Наутилус» фактически повторял форму дизельного собрата, то советская «К-3» была похожа на торпеду.

Строительство первого атомохода Советского Союза началось 24 сентября 1955 года в Северодвинске. Проект был секретный, и о том, что именно собирают в доках, было известно считанным людям. При этом масштабы стройки были колоссальными — над «К-3» работала фактически вся страна. В Ленинграде собирали паротурбинные установки, в Горьком — реакторы, в Москве раскатали особо прочную сталь, с разных уголков СССР подбирали самых способных моряков.

Статья в тему:  Сколько весит ямаха нитро

Разумеется, все делалось в авральном порядке. Немаловажен и тот факт, что ответственным за строительство атомной подлодки было назначено Министерство среднего машиностроения, подавляющее большинство сотрудников которого вообще ни разу не видели моря. Многое приходилось переделывать буквально на ходу.

Взять хотя бы вооружение. Изначально в ведомстве решили, что судно надо вооружить огромной водородной торпедой длиной 28 метров и диаметром 1,5 метра. Предполагалось, что подлодка добирается до места назначения, выпускает эту торпеду и быстренько ретируется. Лишь когда за дело взялись специалисты, оказалось, что при выстреле атомоход встанет на попа, его будет невероятно сложно выровнять, но даже если это удастся, то на поверхность поднимется гигантский воздушный пузырь, который выдаст месторасположение судна врагу.

В результате проект изменили, носовую часть подлодки пришлось перестраивать — на это ушел год. Зато в конце концов «К-3» оснастили торпедами нормального размера. Но это лишь один пример. Всего во время проектирования и строительства объекта в его конструкцию было внесено более тысячи правок! Тем не менее вскоре судно было более-менее готово.

По сотне предельных доз облучения каждому

Один из важнейших вопросов на атомной подлодке — безопасность экипажа. Здоровье матросов фактически оберегал лишь тонкий слой металла, разделявший два контура: первый непосредственно охлаждал ядерный реактор, а второй считался чистым и отвечал за вращение паром турбин.

Статья в тему:  Как по арабски подводная лодка

Парогенераторы постоянно протекали, появлялись радиоактивные аэрозоли, буквально отравлявшие воздух вокруг. Дозиметры, по воспоминаниям очевидцев, немедленно начинали зашкаливать. При этом тогда считалось, что здоровью крепкого мужчины не угрожает даже сотня предельно допустимых доз облучения.

Особенно несладко приходилось матросам, которые служили в пятом и шестом отсеках, примыкавших к реактору. Им доставалось больше всех. В какой-то момент командование решило разделить радиационную опасность поровну на весь экипаж.

— Когда предельно допустимая доза облучения превышалась в энергетических отсеках в сто раз, мы по всей лодке открывали переборки в другие отсеки и перемешивали радиоактивный воздух.

Таким образом, все члены экипажа — рулевые, торпедисты, командование и даже корабельный кок — получали равную дозу с управленцами и турбинистами. И только когда по сто доз получал каждый, мы всплывали и вентилировали отсеки в атмосферу, иногда даже приходилось быстро подавать в отсеки воздух высокого давления. А потом снова погружались — практически все испытания должны были проводиться в подводном состоянии. И так до следующего раза, — вспоминал капитан «К-3» Лев Жильцов.

Ситуация усугублялась бесконечными доработками, усовершенствованиями и просто починками. Из-за многочисленных переварок труб вода из первого контура оказалась на три-четыре порядка более радиоактивной, чем на подлодках следующего поколения. Поэтому испарение даже одной вытекшей капли приводило к резкому всплеску радиоактивности практически во всех отсеках судна.

Статья в тему:  Какое дерево лучше для лодки

Дырявая посудина на Северном полюсе

Первую советскую атомную подлодку спустили на воду весной 1957 года в обстановке строжайшей секретности. Корпус облепили фанерными конструкциями, сверху накинули парусину — поди пойми, что за зверь там таится.

Более года проводились испытания самой лодки и настройка оборудования. Еще год потребовался на дальнейшее решение формальностей, и наконец в марте 1958-го «К-3» официально вошла в состав советского ВМФ. К тому времени со стапелей уже сходили последователи, но именно на первенца возлагалось особенно много надежд, в том числе и, как сейчас бы сказали, маркетинговых.

При этом «К-3» была совершенно не готова к эксплуатации. Первые годы подлодка фактически все время находилась в состоянии перманентного ремонта. Протекали все парогенераторы, один из двух реакторов боялись запускать, повсеместно отказывали отдельные системы и механизмы. Но начальство торопило — надо действовать, пора показать кузькину мать и все такое. На кону находились погоны, премии, дачи — в общем, слишком многое, куда более ценное, чем чьи-то жизни.

Тогда специально для «К-3» придумали особенный термин — «опытная эксплуатация». Это означает, что судно вроде как и принято на вооружение, но работу по его улучшению можно продолжать прямо во время эксплуатации.

Таким образом подлодку и продолжали использовать: выходили в море, ломались, кое-как возвращались, резали, заваривали, и так по кругу. При этом по некоторым параметрам советская разработка и правда умудрилась превзойти своего американского конкурента. Так, при необходимости «К-3» могла достичь скорости в 30 узлов, тогда как «Наутилус» был в полтора раза медленнее.

Статья в тему:  Как сделать були для лодки

А в 1962 году атомоход двинулся в сторону Северного полюса. Это был своеобразный подарок правительству. Летом в Мурманскую область собирался наведаться Никита Хрущев. Командование ВМФ решило отметить событие чем-нибудь необычным. Фактически аварийную «К-3» отправили на север. По пути судно ремонтировали, и чудом оно все же продвигалось подо льдами.

В какой-то момент штурман заметил неожиданное поднятие рельефа дна. Воды под килем становилось все меньше и меньше. Оказалось, случайно открыли настоящий подводный хребет! А 17 июля в 6:50 лодка «К-3» впервые в мире достигла Северного полюса. Хрущев был доволен — вручил медали, раздал ордена и звания Героев Советского Союза.

Атомоход, который вскоре опять сломался, переименовали в «Ленинский комсомол» и отбуксировали в Северодвинск. Там на заводе вырезали весь реакторный отсек, выбросили его и заменили новым. До страшной трагедии оставалось пять лет.

Копеечная запчасть ценой в 39 жизней

1967 год для «Ленинского комсомола» мало отличался от всей прошлой истории подлодки. Поломки постоянно преследовали машину. Во время патрулирования в Средиземном море внезапно скончался один из членов экипажа. Пришлось вызывать корабль, чтобы передать тело. После всплытия судно было рассекречено, значит, надо возвращаться на базу.

Было около двух часов ночи 8 сентября 1967 года, до базы оставалось меньше двух тысяч миль. Внезапно раздался сигнал тревоги. На центральный пульт поступил аварийный сигнал. Вахтенный щелкнул тумблером, но в ответ услышал только крики людей и страшный шум (как впоследствии выяснилось — бушующего пламени).

Статья в тему:  Длинная лодка как называется

Никто толком не понял, что произошло. В мгновение ока первый и второй отсеки выгорели дотла вместе с 39 членами экипажа. Лишь позже в ходе расследования оказалось, что виной всему — маленькая уплотнительная прокладка на одном из узлов гидравлической системы. Она должна быть сделана из меди, но в ходе одного из бесчисленных ремонтов кто-то вместо нее поставил шайбу из паронита, совершенно не приспособленную к перепадам давления.

Прокладка со временем прохудилась, горючая жидкость начала протекать, скопились легко воспламеняющиеся пары. Небольшая искра — и первый отсек вспыхнул. Через открытую переборку пламя ворвалось во второй. Когда члены экипажа, дежурившие в третьем отсеке, попытались разведать ситуацию и приоткрыли дверь, то тоже начали терять сознание от угарного газа.

Благо переборку успели захлопнуть. Также во время воспламенения кто-то из матросов закрыл люк, ведущий в торпедный отсек. В противном случае вся подлодка была бы уничтожена.

В конце концов атомоход всплыл. Запустили дизель-генераторы и в течение нескольких часов провентилировали не затронутые огнем отсеки. На базу возвращались самостоятельно в течение четырех суток в надводном положении с наглухо загерметизированными первым и вторым отсеками.

На пути в музей

За инцидентом последовали разборки. Сначала специально сформированная комиссия назвала членов экипажа героями. Потом их же обвинили в пожаре — в одном из помещений нашли зажигалку.

Статья в тему:  Как нарисовать человека сидящего в лодке

Тем временем «К-3» почистили, подварили, подкрасили и укомплектовали новым экипажем. Служба подлодки продолжалась еще четверть века, пока не умер СССР. В 1991 году судно вывели из состава ВМФ и хотели превратить в музей. Но наступили тяжелые времена, и о «Ленинском комсомоле» надолго забыли. А когда вспомнили, оказалось, что атомоход сгнил и фактически развалился.

Несколько лет назад останки подлодки вот-вот должны были утилизировать. Однако на этот раз у Министерства обороны России нашлись деньги. «К-3» законсервировали и, поменяв реакторный отсек на пустой, даже спустили на воду. Сегодня судно стоит в порту в Мурманской области и ожидает очередного транша денег для превращения в плавучий музей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: