11 просмотров

Сколько стоит лодка федора конюхова

Святая святых Российских путешественников, и “Тургояк К9”.

Довелось на днях побывать в мастерской российского путешественника, писателя, художника и священника Фёдора Конюхова. И так сказать прикоснуться к легендарной вёсельной лодке “Тургояк К9”, на которой 62-летний мореход совершил одиночное плавание через Тихий Океан из Чили в Австралию, пройдя за 160 дней 9 тысяч морских миль (что примерно 17.000 км).

Путешествие, через самый большой океан мира, полностью в автономном режиме, началось в декабре 2013 года, и завершилось в конце мая 2014-го. А спустя год, после финиша, лодку из Австралии доставили в Москву, где она заняла своё почётное место.

Не смотря на то, что лодка строилась в Великобритании, названа она в честь одноименного озера в Челябинской области — «Тургояк».

Так лодка выглядит с кормы.

Заглянув внутрь видим спальное место.

Из дневника Фёдора: «Иду в режиме примерно 2 часа гребли и 1 час отдыха. За сутки набегает 5-6 часов отдыха. Сплю урывками, потому что нужно постоянно контролировать курс лодки и работать на веслах. Хоть на борту есть электронное оповещение, для надежности рядом со мной механический будильник…».

Основное “рабочее место”. Трудно представить, как можно сидеть в этом кресле на протяжении 160 дней — в окружении океана, своих мыслей, и стихий, которые преподносит природа. Ещё сложнее представить то, как во время стихий можно вообще управлять этой девятиметровой махиной.

На борту два комплекта весел (3 метра и 3,2 метра) для штормовой и спокойной погоды.

В носовой части лодки хранился запас еды, воды, и всего необходимого. Точнее, неприкосновенный запас воды был на экстренный случай. Для ежедневной нужды, на лодке был установлен опреснитель.

Статья в тему:  Как работает туалет в подводной лодке

В кормовой части лодки — каюта и рубка. Два герметичных отсека, куда никогда не попадает вода. В первом отсеке, назовём его рубкой, миниатюрный камбуз и навигационный стол. Здесь установлены GPS навигатор и автопилот, которые помогали держать курс лодки.

Там же расположен электрический щиток, который показывает электроснабжение разных частей лодки и состояние аккумуляторов солнечных батарей.

Напротив газовая горелка.

Второй отсек для сна.

Прописалась лодка в московской мастерской Фёдора Конюхова.

В окружении икон, картин Фёдора, и множества уникальных экспонатов.

Конюхов вернулся из 154‐дневного плавания с новым мировым рекордом. Это было сложно?

Федор Конюхов стал первым человеком в мире, который переплыл южную часть Тихого океана — от Новой Зеландии до Чили — на весельной лодке. Морской трип продолжался 154 дня 13 часов 37 минут, хотя изначально путешественник планировал завершить заплыв за 120 дней. В долгий путь мужчина отправился 6 декабря 2018 года.

Федор Конюхов опустится на дно Марианской впадины на отечественном аппарате

Единственным спутником Конюхова в этом нелегком и небыстром путешествии была лодка «Акрос» — девятиметровое судно с запасом продуктов на 300 дней и кучей технологий, позволивших Конюхову добраться до точки назначения. Мужчина 9 мая достиг мыса Горн и группы островов Диего-Рамирес, которая является самой южной точкой Чили и Южной Америки. Таким образом, Конюхов завершил первый этап своего кругосветного путешествия через южный Тихий океан с запада на восток. Это самая длинная часть маршрута — 11 тысяч километров, — разбитого на три части и общей протяженностью 27 тысяч километров.

Лодка «Акрос» — это не «разбитое корыто», как в сказке про Золотую Рыбку, но целый плавучий дом. Носовая часть судна разделена на два водонепроницаемых отсека, где хранятся запас продуктов на 300 дней и оборудование. На корме расположены камбуз, навигационная рубка и отсек для отдыха. На борту также есть три независимые системы выработки энергии: гибкие солнечные батареи, два ветрогенератора и энергоустановка на топливных элементах.

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор mercury 30

Источник фото: oceanrowing

Но навороченная лодка не смогла сдержать стихию — Конюхов пару раз попал в шторм, что не закончилось для него без последствий. В начале апреля в Южном океане лодка путешественника попала в качку и перевернулась, получив повреждения. Конюхов не пострадал, однако после этого плыл вслепую из-за поломки ветроуказателя.

Лодка Конюхова не может продвинуться в направлении мыса Горн из‐за встречного ветра

10 апреля путешественник попал в очередной шторм: «Иду на ощупь, ветроуказателя нет, очень сложно контролировать лодку, ветер гуляет, боюсь допустить ошибку и поставить лодку бортом к волне, тогда переворот неизбежен. Ничего нельзя сделать, только терпеть и выживать», — говорилось в блоге путешественника. Из-за шторма он не ел много часов — лодку бросало из стороны в сторону, и Конюхов даже не рисковал вскипятить воды. Сын Конюхова Оскар отметил, что его отцу до 17–18 апреля придется плыть в штормовую погоду, так как прогноз был неблагоприятным.

Даже когда главная цель плавания была почти достигнута, путешественника продолжала подстерегать опасность: переход до чилийского Пуэрто-Уильямса считается в это время года очень опасным. Из-за девятибалльных волн Конюхову пришлось покинуть лодку, которую яхта сопровождения тянула на буксире, и подняться на борт судна. Зачем судно тянула яхта? Дело в том, что Конюхова должны были встретить в проливе Дрейка — это заключительный этап плавания, подход к островам Диего-Рамирес, что является одним из сложнейших этапов, так как именно возле берега происходят разные аварии и ЧП.

Статья в тему:  Yamaha ns-777 какой ресивер

Вот так Конюхов выглядел спустя 141 день в океане. Ролик сняли 26 апреля 2019 года. Судя по кадрам, путешественник чувствовал себя вполне здоровым — даже помахал в камеру.

Снять Конюхова в океане было непросто. Во-первых, экипажу военного самолета не удалось сразу заметить путешественника из-за низкой облачности и моросящего дождя. Как говорил сам Конюхов, воздушное судно пошло на второй круг, чтобы снять материал.

Вокруг света за 5 дней. Конюхов показал работающий от солнца самолет

«Самолет на втором круге меня заметил, подвернул и стал заходить точно на меня и включил посадочно-рулежные фары. Пилоты вызвали меня по рации на 16-м канале. Мы поговорили несколько минут», — сказал путешественник.

Конюхов собирается в три этапа совершить одиночный переход на весельной лодке вокруг света. До сих пор ни одному человеку не удалось пересечь Южный океан и обогнуть мыс Горн на таком судне. В декабре 2019 года у Конюхова следующий этап: он попробует пройти от мыса Горн до австралийского мыса Люин, а еще через год — из Австралии в Новую Зеландию. Примерная длительность каждого этапа — 120 дней, а общая протяженность — 27 тысяч километров. Но, судя по тому, что нынешний заплыв закончился через 154 дня 13 часов 37 минут, Конюхов переоценил свои возможности.

Искусство против природы. Как картины Айвазовского оказались на дне Черного моря и стоит ли их поднимать

Конюхов известен и другими своими рекордами. В 2002 году он первым в России в одиночку пересек Атлантический океан на гребной лодке «УралАЗ», установив мировой рекорд: 46 суток и четыре часа. В 2013–2014 годах он проплыл по Тихому океану по маршруту Чили — Австралия с мировым рекордом — за 159 суток 14 часов в 45 минут. Ну и не стоит забывать, что мужчине 67 лет.

Статья в тему:  Сколько весит пианино ямаха

После последнего заплыва Конюхова по Южному океану президент РФ Владимир Путин отметил мужество и стойкость путешественника.

«Преодолев холод антарктических ветров и 12-балльные штормы, вы прошли более 10 тысяч километров — от Новой Зеландии до Южной Америки. И впервые в истории сумели достичь мыса Горн на весельной лодке. Ваше мужество и стойкость в борьбе с океанской стихией восхищают миллионы людей во всем мире», — говорится на сайте Кремля.

Универсальный работник моря

Ведущий передачи «Как устроен мир» Тимофей Баженов в беседе с «360» отметил, что для путешествия, которое совершил Конюхов, нужна «божья помощь». И вряд ли он смог бы пройти все испытания без тех качеств, которыми он обладает.

Баженов уверен, что Федор Конюхов великий путешественник и не зря его поздравил президент Владимир Путин. «Преодолеть Тихий океан на веслах — это задача, которая казалась многим мореходам абсолютно невозможной. Я горжусь, что именно наш соотечественник доказал, что на веслах можно такие огромные расстояния преодолевать», — добавил Баженов. Ведь моряку очень мешают шторма, которые в этой части океана серьезные.

Чтобы совершить этот подвиг, человек не только должен обладать прекрасными мореходными качествами, не только быть хорошим лоцманом, не только быть физически подготовленным, но и психологически. Уверен, что если бы Конюхов не был обладателем такой прекрасной воли, такой воспитанной души, не был бы глубоко верующим человеком, у него бы это не получилось

Статья в тему:  Как сделать большую лодку из картона

«Бег кардинально изменил мою жизнь». Москвич за сутки преодолеет расстояние в 117 км от столицы до Сергиева Посада

Чтобы преодолеть такое расстояние на весельной одиночной лодке, необходимо совмещать качества простого моряка — то есть человека, который будет выполнять физический труд и «никогда не откажет себе в необходимости работать», — и прекрасные данные капитана, потому что он один отвечает за свое судно. Также необходимо ориентироваться на воде, быть хорошим штурманом.

Кроме того, нужно знать, как совместить свое местоположение с картами донных рельефов и течений. Нужно учитывать состояние моря, возможность для перехода и «борьбы за живучесть корабля».

Федор Конюхов доказал всему миру, что он обладает качествами всех работников моря

«Один на один с этой мощью»

Путешественник Евгений Ковалевский, который в 2006–2013 годах совершил первое в мире кругосветное плавание на надувном парусном катамаране, рассказал «360», что все путешествие в океане — это борьба за выживание и постоянные препятствия. Шквальный ветер, волны до 30 метров — может, этого не произойдет, но ощущение возможного ЧП у человека, оставшегося в море наедине с самим собой, давит.

«Когда я был в океане на плоту под парусом, мощнее в жизни я ничего не чувствовал. Ты один на один с этой мощью», — вспомнил Ковалевский свой опыт.

Риск очень высокий, за пределами допустимого. И в личном плане. Это взаимодействие с дикой природой, но оно стоит того, потому что когда ты попадаешь в такую ситуацию, ты начинаешь чувствовать себя как неотъемлемая часть природы. То, что он делает, это высокая страсть почувствовать себя как часть Земли. Это очень опасно, очень напряженно, за пределами возможностей человека

Статья в тему:  Лодка с веслом как называется

Чтобы вероятность успеха в таком путешествии была выше, следует понимать одну вещь: без опыта все будет тщетно. Причем опыт должен исчисляться десятками лет. Ковалевский имел в виду, что, собираясь в сложное путешествие, необходимо сначала пройти самое простое — хотя бы пожить в лесу некоторое время: научиться добывать огонь, знать, что можно есть, а что нельзя и так далее.

Если ты пошел в океан без вот этого набора — когда нет за спиной 30-40 лет [путешествий], — то просто сдохнешь

Марс в фотографиях и звуках. Жизнь ровера Opportunity уместили в двухминутный ролик

«Человек, который встал на этот эскалатор личного развития через взаимодействие с дикой природой, он всю жизнь так и идет. И если смотришь в телевизор и думаешь: я тоже хочу, я тоже пойду — нет, это совсем не так», — добавил путешественник.

Отправиться в плавание на такой долгий срок нельзя с бухты-барахты: нужно понять, какие проблемы со здоровьем, запастись медицинскими препаратами и быть готовым к тому, что не всегда удастся поставить диагноз. Для таких ситуаций должен быть спутниковый телефон. Важно правильно выбрать плавательное средство. Если это судно, то оно должно отвечать массе требований: устойчивость к износу, коррозии, воздействию электромагнитных полей, нападению морских обитателей, ветру, — а также иметь блестящий полнокомплектный ремнабор, позволяющий чинить все.

Кругосветный переход на весельной лодке «АКРОС» в Южном полушарии

В 2018 и 2022 годах Фёдор Конюхов планирует совершить одиночный кругосветный переход на весельной лодке «АКРОС» в Южном полушарии через мыс Горн. Маршрут разбит на три этапа исходя из сезона в южном полушарии (летние месяцы): Декабрь 2018 старт из Новой Зеландии (порт Dunedin) до мыса Горн (Чили). Этап успешно завершен. Стартовав 6 декабря 2018 Фёдор Конюхов достиг пролива Дрейка 9 мая 2019, пройдя 6 440 морских миль за 154 дня. Этап 2 — Чили (мыс Горн) — Австралия, мыс Люин. (WA, Albany); Этап 3 — Австралия — Новая Зеландия. Возможны изменения мест финиша исходя из погодных условий.

Статья в тему:  Чем промыть редуктор лодочного мотора

За всю историю переходов на весельных лодках через океаны никому не удалось пересечь Южный океан и обогнуть мыс Горн на весельной лодке.

Циклоническое движение штормов в восточном направлении вокруг континента часто становится интенсивным из-за температурного контраста между льдом и открытым океаном. У океанской области от 40 градусов южной широты наблюдаются самые сильные средние ветры на Земле. Зимой океан замерзает до 65 градусов южной широты в Тихоокеанском секторе и 55 градусов южной широты в Атлантическом секторе, понижая поверхностные температуры значительно ниже 0 °C; в некоторых прибрежных пунктах постоянные сильные ветры оставляют береговую линию свободной ото льда в течение зимы.

Айсберги могут встречаться в любое время года по всему Южному океану. Некоторые из них способны достигать нескольких сотен метров; меньшие айсберги, их фрагменты и морской лед (обычно от 0,5 до 1 метра) также создают проблемы для судоходства. Встречающиеся айсберги имеют возраст 6-15 лет, что предполагает одновременное существование в водах океана более 200 тысяч айсбергов длиной от 500 метров до 180 км и шириной до нескольких десятков километров.

Морякам, широты от 40 до 60 градусов южной широты, от эпохи парусных судов, известны как «Ревущие сороковые» и «Неистовые пятидесятые» из-за плохой погоды, штормовых ветров и больших волн, образующихся из-за движения масс воздуха, которые, обтекая земной шар, не встречают себе препятствий в виде каких-либо заметных массивов суши. Плавучий лёд, особенно в период с мая по октябрь, делает эту область ещё более опасной, а отдаленность региона от населённых областей Земли делает поисковые и спасательные операции сложно организуемыми.

Статья в тему:  Как эвакуироваться с подводной лодки

Выжить в таких условиях можно только на специально спроектированном судне. Для создания новой весельной лодки был приглашён британский дизайнер — Филипп Моррисон (Phil Morrison). Фил проектировал для Фёдора весельную лодку «УРАЛАЗ», на которой он пересек Атлантический океан за рекордные 46 суток и лодку «ТУРГОЯК», на которой он пересек Тихий океан от Чили до Австралии за 160 дней.

«У меня все расписано до 2030 года»

Федор Конюхов о путешествиях и рекордах

На счету российского путешественника Федора Конюхова покорение высочайших вершин всех частей света, Северного и Южного полюсов, пять кругосветных путешествий на яхтах, шесть прохождений мыса Горн, 17 пересечений Атлантики на яхтах, три перехода на весельных лодках через океаны и четыре с половиной года в океане в одиночку. Свое 70-летие 12 декабря 2021 года Федор Филиппович собирается отметить на одиночном катамаране Nova с солнечными батареями, на котором планирует пересечь Тихий и Атлантический океаны. Это будет первый в истории одиночный океанский переход на энергии Солнца. Официальный хронометрист экспедиции — часовая компания Breitling.

Федор Конюхов на пресс-конференции в бутике Breitling

Фото: предоставлено Breitling

Федор Конюхов на пресс-конференции в бутике Breitling

Фото: предоставлено Breitling

—Федор Филиппович, кто такой настоящий путешественник?

—Я путешествую с 15 лет, когда я переплыл Азовское море на весельной лодке. Мне было восемь, а я уже знал, что пойду к Северному полюсу, как Георгий Яковлевич Седов. Мой дедушка участвовал в экспедиции Седова 1901 года по исследованию новых земель. Дедушка был простой рыбак — мы с Поморья, а группу как раз набирали в Архангельске — и хотел, чтобы я был такой же, как Георгий Седов. В детстве я читал Амундсена, Скотта, Седова, Ивана Папанина. Путешественник — тот, кто делает исследования. Путешественник — тот, кто открывает мир, преодолевает планку человеческих возможностей. А тот, кто так просто болтается по миру, тот не путешественник. Слонов цирковых тоже возят по миру. Сядь на самолет, пролети и все!

Статья в тему:  Как клеить китайские лодки

—Что исследует путешественник?

—Мы сейчас мировой океан изучили только на 5%. Мы не знаем, что на тысяче метров творится. Сколько человек будет жить на земном шаре, столько он будет путешествовать и делать открытия в науке. Вы что думаете, таблица Менделеева — и все, сидим? Таблица Менделеева уже устарела. Каждые 5–10–20 лет все меняется. А представьте через 100 лет, 200, 500?! Открытия также будут происходить и в животном мире, и в ботанике, и в химии, и в физике.

—То есть причина ваших постоянных путешествий — исследовательский интерес?

—Только исследования! Вот я планирую на Северном полюсе высадиться и дрейфовать на льдине несколько недель. Главная цель — изучение интенсивности таяния льдов и маршрутов их дрейфа, а также исследование сейсмичности акватории Северного Ледовитого океана. Институтом океанологии им. П. П. Ширшова РАН была разработана портативная автономная сейсмическая станция, способная измерить ледовые шумы и записать естественный фон Северного Ледовитого океана. Важно также протестировать саму концепцию одиночных полярных дрейфующих станций.

Экспедиция к Северному полюсу на атомоходе «50 лет Победы», июль 2021 года

Фото: Экспедиционный штаб Федора Конюхова

Экспедиция к Северному полюсу на атомоходе «50 лет Победы», июль 2021 года

Фото: Экспедиционный штаб Федора Конюхова

—Почему вам нравится путешествовать в одиночку?

—Идти в одиночку — это или последняя из причин, или первая. У меня больше десяти экспедиций, я ходил и с командой, например, на Северный полюс. Вдвоем с Виктором Симоновым мы ходили через Арктику на собачьих упряжках. На Эверест поднимался с командой. Когда идешь с командой на яхте, есть штурман, кок, парусный мастер, компьютерщик, радист и все остальные. Когда идешь один, ты должен уметь все. Ты должен быть и радистом, и компьютерщиком, и механиком… Предположим, ты хочешь стать путешественником, вот сейчас, взять и пойти! А с какого ты вдруг путешественник? Если ты зоолог — изучай зоологию, ботаник — изучай ботанику, эколог — экологию. Путешественнику надо знать все, поэтому ему надо много учиться, очень много учиться.

Статья в тему:  Как укрепить днище лодки пвх

—А кто вы по образованию?

—Когда я мечтал идти к Северному полюсу, я понимал: как ты найдешь Северный полюс, если не знаешь штурманского дела, навигации? В 1960-х не было GPS. Поэтому я окончил Одесское мореходное училище и стал штурманом. Да и вообще, мало ли что ты хочешь на Северный полюс, мало ли что дедушка сказал идти на Северный полюс. Как идти-то? Тогда же еще не ходил никто. Я родился в 1951-м. На полярных станциях не только ученые, там есть и трактористы, и повара, и механики, и электрики, и уборщики. Ученые приезжают, исследуют и уезжают, а кто содержит эту полярную станцию? Я был на полярных станциях механиком, мотористом. Но дальше что? Значит, подумал я, надо быть или ученым, или книгу написать, фильм снять, стихи сочинить. Я с детства рисовал, закончил художественное училище в Белоруссии, в 1983 году стал членом Союза художников СССР (самым молодым на тот момент в СССР). Сейчас я академик Российской академии художеств.

Федор Конюхов во время экспедиции к Северному полюсу

Фото: Экспедиционный штаб Федора Конюхова

Федор Конюхов во время экспедиции к Северному полюсу

Фото: Экспедиционный штаб Федора Конюхова

—Вы рисуете в поездках?

—Конечно! У меня три тысячи картин!

—А именно во время путешествия?

—Делаю наброски. Сейчас буду на Северном полюсе, мне готовят дрейфующую станцию, как у Папанина, Федорова и Ширшова в 1930-е годы, только я буду один. Буду делать науку и, понятно, буду вести дневник. Писать книгу и рисовать. Потом будет аукцион, и мы наверняка продадим эти картины. Продадим, точно, но за какую цену? Вот на эти деньги я под Тулой строю деревню и биосферный заповедник. В прошлом году, когда купили картины на аукционе, мы отдали все деньги на реализацию программы по сохранению белого медведя. И деревья сажаем, целый парк деревьев! Приезжайте ко мне в деревню — это в 110 км от Москвы, в Заокском районе. Там сотни скворечников!

Статья в тему:  Сколько весит пианино ямаха

—Какое ваше следующее путешествие?

Трехмерное изображение катамарана Nova

Фото: Экспедиционный штаб Федора Конюхова

Трехмерное изображение катамарана Nova

Фото: Экспедиционный штаб Федора Конюхова

—В конце года я планирую на катамаране Nova, оборудованном солнечными модулями российского производства, пересекать Тихий океан. Одна из задач — изучение степени загрязнения вод мирового океана частицами микропластика. На борту установлены фильтры проточного типа со сменными картриджами, способные улавливать частицы пластика размером от 200 мкм до 1,5 мм и более. В мои обязанности входит ежедневное обслуживание фильтров, упаковка и маркировка собранных образцов с указанием координат места, времени сбора и показаний водосчетчика отфильтрованной воды. Собранные образцы будут переданы в институт Ширшова для анализа и интерпретации. В океане уже очень много микропластика, и мы хотим исследовать, в каких районах сколько, почему. Микропластик поедают рыбы, которых потом едим мы… Надо отходить от той энергии, которую мы сейчас потребляем, от той же нефти. У нас очень хорошие солнечные батареи по сравнению с другими странами, да их производство само по себе очень вредно. И утилизация вредная. Но стоять и ждать нельзя. Думаю, через 10–20–30 лет найдут другую энергию. Мы ищем. Виктор Вексельберг будет строить солнечный самолет. Понимаете? Надо что-то двигать, а не сидеть и ждать.

Схема маршрута экспедиции на катамаране Nova, запланированной на декабрь 2021 года

Статья в тему:  Как эвакуироваться с подводной лодки

Фото: Экспедиционный штаб Федора Конюхова

Схема маршрута экспедиции на катамаране Nova, запланированной на декабрь 2021 года

Фото: Экспедиционный штаб Федора Конюхова

—А что вами движет? Какая у вас батарейка?

—Мною движет любопытство, любознательность и амбиции. Свои и за нашу страну. Как я могу спокойно жить, если мы великая страна, а Марианскую впадину проиграли?! У нас амбиций нет. Китайцы все у нас заказали, все технологии для батискафа на Марианской впадине, все наши детали. И достигли цели! А мы все спрашиваем, зачем это надо, кому это надо, сколько заплатят… Нас 146 миллионов, и ни одного альпиниста, поднявшегося на все 14 восьмитысячников. Уже 33 страны поднялись. Сейчас у меня 25 мировых рекордов. Подъем на Эверест занял у меня 14 лет, а когда я зашел, то понял, сколько всего еще мог бы сделать за время подготовки… А так и получаются только «зачем это надо» да «кому это надо».

—Похоже на спорт.

Что нужно знать об экспедиции Федора Конюхова на катамаране Nova

—Это рекорды. Облетел вокруг света — сразу несколько мировых рекордов. Я летел изучать воздушные потоки, мне ученые прибор поставили, и я на высоте 11 тысяч собирал частички воздуха, который еще при Иисусе Христе был. Это все не может вылететь в космос — стратосфера держит.

Статья в тему:  Как укрепить днище лодки пвх

—Почему вы так надолго всегда уходите?

—Это же экспедиция, обойти вокруг света не так просто. А к экспедиции еще готовиться надо долго. У меня же экспедиции одна за одной, мы большая команда, я даже не всех знаю лично.

—Сколько сейчас человек в экспедиционном штабе Конюхова?

Breitling, часы Superocean Heritage Chronograph Outerknown, 44 мм, сталь, механизм с автоматическим подзаводом, водонепроницаемость 200 м, запас хода 48 часов, ремешок из материала Econyl

Breitling, часы Superocean Heritage Chronograph Outerknown, 44 мм, сталь, механизм с автоматическим подзаводом, водонепроницаемость 200 м, запас хода 48 часов, ремешок из материала Econyl

—Человек сто. Одни занимаются горами, другие лодками, кто-то готовит поход по Северному полюсу в собачьих упряжках, кто-то готовит катамараны, воздушные шары для кругосветки без остановки. Я облетел за 11 дней, но уже 5 лет прошло, и мы считаем, что технологии позволяют улучшить этот результат, и сейчас хотим два оборота без посадки совершить за 25 дней. На катамаране я пойду в декабре и вернусь только в мае. В июле с напарником полечу на два оборота вокруг света. В 2022–2023-м готовлюсь перелететь через Северный Ледовитый океан от Шпицбергена в Канаду на воздушном шаре, кроме того, работаем над проектом подняться в стратосферу на 25 километров — тоже на воздушном шаре. У меня все расписано до 2030 года.

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор mercury 30

—Есть ли у вас ученики?

—Есть детская школа путешественников Федора Конюхова в Вологодской области, и в Челябинской, в городе Миассе. Но учить сложно… Я полгода в океане, полгода здесь. Возвращаюсь только организовать новые экспедиции, контролировать ключевые процессы. Я же не сам все финансирую, я только контролирую. Почему я не всех знаю, кто на работе у меня,— они науку делают.

—А с сыном Оскаром вы путешествовали вместе?

—Были и такие путешествия. Несколько раз через Атлантический океан ходили под парусом, мыс Горн огибали на яхте, поднимались на Килиманджаро, на Эльбрус, но это семейные походы. Чтобы дома не сидеть, прогулка.

День в лодке Фёдора Конюхова

Кормовая часть лодки «Тургояк». Мы заглянули в люк, из которого Фёдор наблюдал за океаном. Но как он сам признаётся, ночью ещё не так страшно, а днём мурашки по телу от такой картинки. Фото: Александр Козик

Сегодня наступил уже 138-й день путешествия Фёдора Конюхова на вёсельной лодке в Южном океане. У заветного мыса Горн, по предварительным прогнозам, он должен был оказаться ещё в конце марта, но океан решил иначе. Сейчас Фёдор – на заключительной стадии этого этапа. Вот какое сообщение он оставил в своих дневниках вчера: «У меня ночь, идёт моросящий дождик. Океан начал шуметь по-другому, не так, как все эти дни, уже чувствуется течение. Я ощущаю, как лодку начинает засасывать в лейку пролива Дрейка. Ветер тоже развернулся на попутный. Держу курс на группу островов Диего-Рамирес. Это предвестники мыса Горн, находятся в 55 милях к юго-западу от мыса. Самая южная точка Чили и Южной Америки. Это моя маршрутная точка, откуда я планирую начать заходить в пролив Дрейка. До Диего-Рамирес – 550 миль».

Статья в тему:  Как сделать большую лодку из картона

Все эти 138 дней домом для Фёдора Конюхова является вёсельная лодка «Акрос», которую специально для него разработал британский дизайнер Филипп Моррисон. Он же проектировал для Фёдора вёсельную лодку «УралАЗ» – на которой тот пересёк Атлантический океан за 46 суток и лодку «Тургояк» – на ней путешественник пересёк Тихий океан от Чили до Австралии за 160 дней.

И именно лодка «Тургояк» находится в штабе Фёдора Конюхова в Москве, где побывали журналисты «Облгазеты». Для неё в двухэтажном здании сделан специальный пристрой, напоминающий большой балкон. По размеру «Тургояк» идентичен лодке «Акрос» – обе в длину по 9 метров. Когда думаешь о размере этого судна, представляешь себе просторную комнату, и кажется, что человеку в ней должно быть вполне комфортно. К нашей радости, нам разрешили залезть в «Тургояк» и хотя бы приблизительно почувствовать себя на месте Фёдора Конюхова. И как только ступаешь на борт, осознаёшь, насколько обманчивы были наши представления об этих 9 метрах.

Самая просторная часть лодки – открытый кокпит: здесь – место гребца. По левую и правую руку от Фёдора – всё самое необходимое, между опорами для ступней закреплён нож. Он пригодится, если в шторм волна запутает снасти или если на Фёдора нападут. Речь, конечно, о морских обитателях – акулах, китах…

На бортах закреплены вёсла – длиной по три метра. В Южном океане у Фёдора с собой три комплекта таких же вёсел: одними он гребёт, другая пара привязана к бортам, третья находится в носовой части в разобранном состоянии. Пока запаска ему не понадобилась. Вёсла очень лёгкие, даже нам, девушкам, не составило никакого труда поднять весло одной рукой – сделаны из углепластика (карбона), как и корпус лодки.

Статья в тему:  Чем промыть редуктор лодочного мотора

– Несмотря на лёгкость, эти вёсла могут представлять опасность для гребца, – поясняет Оскар Конюхов. – Фёдор признался, что в лодке очень легко что-то себе сломать – руку, ногу, ребро… Дело в том, что вёсла живут практически своей жизнью.

Но нам кажется, что травму можно получить и просто перемещаясь из отсека в отсек. Да, у нас нет такой сноровки, как у Фёдора, но и «Тургояк» стоял на месте, его не раскачивали волны. Через узкий люк мы попадаем в навигационную рубку: слева средства связи, справа – камбуз. Но не представляйте себе две отдельные комнаты – уместиться в этом маленьком отсеке может только один человек, сидя или на корточках.

Почти ползком пробираемся в отсек для отдыха. Конечно, о мягкой перине мечтать не приходится – на днище прикреплены ремни. Во время сна Фёдор забирается в непромокаемый спальный мешок (разработан в Санкт-Петербурге, он отводит влагу из мешка и не пропускает воду, которая капает с крыши и стен каюты), обязательно привязывается ремнями. Ещё здесь расположены два рундука (мы бы назвали их полками), где хранятся личные вещи, книги, иконы Фёдора. Спальное место очень тесное, и уже через пару минут нам становится не по себе в этом очень узком замкнутом пространстве.

– Спит Фёдор урывками, по несколько минут, – говорит Оскар, – А первый месяц в Южном океане Фёдор и вовсе спал сидя. Была такая суета, что ему было страшно заползти в кормовую каюту, потому что всё время следил за лодкой. Сейчас уже втянулся, больше доверяет лодке. Ну и возникла необходимость быть на корме, потому что её всё время поднимает вверх и сейчас необходимо отдавливать её своим весом.

Статья в тему:  Лодка с веслом как называется

Мы пытаемся представить себе условия, в которых сейчас находится Фёдор. В «Тургояке» – темно, небольшие иллюминаторы не спасают. Любой щелчок по корпусу лодки отдаётся гулким эхом. Но это ничто по сравнению с тем, что слышит Фёдор, ведь о лодку постоянно бьются океанские волны, а карбон – материал, который значительно усиливает звук.

Ещё в «Тургояке» очень душно, а мы не закрывали за собой люки, как это делает Фёдор в путешествии. Вот как он описывает своё состояние в дневниках: «В затяжном шторме тяжело дышать, всё задраено, даже вентиляционные люки – волны проходят через всю лодку от кормы до носа. Когда уже совсем невмоготу, приоткрываю входной люк на проветривание, сижу в напряжении, боюсь прозевать момент прохождения очередной волны через лодку – в этот момент надо успеть закрыть люк, иначе его просто вырвет и внутрь каюты зальет сотни литров морской воды, это уже будет катастрофа».

Мы не без удовольствия покидаем лодку, выпрямляясь в полный рост. У Фёдора же такой возможности нет уже почти 140 суток…

Что помогает выжить

Конечно, выжить в Южном океане на вёсельной лодке без уникальных систем жизнеобеспечения было бы невозможно. Мы подробно расспросили Оскара Конюхова об устройстве лодки и о том, что помогает Фёдору в пути, помимо, разумеется, характера.

ВОДА

– На борту обязательно должен быть запас воды – 200 литров, из расчёта два литра в день. И Фёдор иногда берёт эту воду: когда большие шторма, он не может включить опреснитель, – рассказывает Оскар.

Статья в тему:  Yamaha ns-777 какой ресивер

И хотя до конца путешествия Фёдору уже хватило бы запасов воды, он радуется возможности включить опреснитель и объясняет, почему:

– Наконец-то удалось запустить опреснитель и закачать три канистры воды. Трёх канистр (по 5 литров) должно хватить на неделю. У меня есть неприкосновенный запас, я иногда расходую на 10–20 процентов в штормах, когда нет возможности запустить опреснитель. По моим оценкам, НЗ уже должно хватить до берега, даже если из строя выйдет опреснитель, но мне нежелательно расходовать запас. Вода, которая лежит на дне лодки в канистрах, также выполняет функцию балласта, особенно в штормовую погоду, задавливает корму и удерживает лодку от переворота, – сообщил Фёдор 16 апреля.

ЭНЕРГИЯ

На лодке три источника выработки энергии: солнечные батареи, ветрогенератор и система топливных элементов (EFOY).

В солнечную погоду основной источник энергии у Фёдора – это солнечные батареи, если пасмурно, но ещё не шторм – на помощь приходит EFOY, работающая на метаноле. В шторм – энергию остаётся только экономить.

– Установка EFOY работает так: в результате электрохимической реакции на протонно-обменной мембране водорода, содержащегося в метаноле, с кислородом, содержащимся в воздухе, образуются свободные электроны, то есть вырабатывается электрический ток. На этом месте, – смеётся Оскар, – обычно люди говорят – ну всё, это точно фантастический роман, такого не может быть. Но эта система очень хорошо себя зарекомендовала на яхтах и широко используется. Однако Фёдор должен залезть в носовую каюту, открыть вентиляционные лючки – для реакции нужен кислород и выхлоп нужно обязательно выводить. Но если у него шторм, куда он полезет – понятно, никуда. Сейчас работа с этими установками очень помогает, потому что часть солнечных батарей у Фёдора смыло. Сама установка размером сантиметров 40, метанола с собой – две канистры по 10 литров, много его не надо.

Статья в тему:  Как клеить китайские лодки

А вот гибкие солнечные батареи – российского производства. Они были созданы по заказу российской компании «ТЭЭМП», и их КПД больше 22 процентов.

– Никогда ещё у нас на борту не было таких эффективных солнечных батарей, – поясняет Оскар.

А вот ветрогенератор оказался самым бесполезным (их на лодке два, марка — Rutland 504). Когда океан спокоен, и ветер не превышает 15 узлов, он не заряжает бортовые аккумуляторы, а когда ветер усиливается до 25 узлов и больше, поднимается волна, лодку бросает с борта на борт и использование ветрогенератора становится просто опасным. Если лодка перевернётся на волне, ветрогенератор будет препятствовать возврату лодки на ровный киль.

Как раз сейчас у Фёдора – проблемы с энергией. В одном из недавних сообщений он передал: «Температура на улице +5. Жалко, что не могу запустить обогрев каюты, не хватает электропитания, оставшиеся солнечные батареи только-только поддерживают работу навигационных приборов. А здесь холодно, аккумуляторы стоят на дне лодки, вода в океане холодная. Обидно, что в аккумуляторном отсеке установлена специальная система подогрева аккумуляторных отсеков: металлическая пластина с нагревательными элементами по типу тёплого пола. Расчёт был на то, что тёплая пластина служит прослойкой, подогревает аккумуляторы и повышает их КПД, но я не могу её использовать. Как только включаю, заряд аккумуляторов падает на глазах. Потеря части солнечных батарей сильно сказывается на энергобалансе, до переворота я не знал проблем с зарядкой, а сейчас всё время мониторю индикаторы бортового питания, особенно ночью приходится экономить и в штормах. Вынужден отключить часть устройств, чтобы соблюдать положительный энергобаланс, в первую очередь экономлю на обогреве каюты, аккумуляторного отсека, свет не включаю, пользуюсь налобным фонариком, благо батареек достаточно.

Статья в тему:  Как работает туалет в подводной лодке

Суммарная пиковая мощность фотоэлектрических элементов, установленных на вёсельной лодке «Акрос», составляет 720 Ватт. Они питают навигационные приборы, спутниковую связь, опреснитель воды, систему обогрева каюты.

  • Опубликовано в №072 от 23.04.2019

Сюжет

Фёдор Конюхов: кругосветный переход на вёсельной лодке в Южном полушарии
Фёдор Конюхов в одночку пересекает Южный океан на вёсельной лодке “Акрос”. “Областная газета” рассказывает о деталях уникальной экспедиции, публикует дневники Фёдора комментарии его сына, руководителя экспедиционного штаба Оскара Конюхова.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: