0 просмотров

Сколько стоит атомная лодка

Хитрый ход США: Как восемь самых дорогих американских подлодок не дадут покоя Китаю

Справка: USS Connecticut (SSN-22) многоцелевая подводная лодка, вооруженная торпедами, противокорабельными и крылатыми ракетами. Ее основная задача – борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника, для чего она имеет на вооружении до 50 торпед или до 50 противокорабельных ракет Harpoon. Кроме того, она может нести до 50 крылатых ракет Tomahawk для нанесения ударов по целям на суше, а также в ее задачи входит обеспечение поддержки действий спецназа, ведение разведки, наблюдение и патрулирование. Является вторым кораблем проекта «Сивулф II».

«Seawolf» (с англ. «Морской волк») – серия многоцелевых атомных подводных лодок (МПЛАТРК) 4-го поколения ВМС США, построенная на верфях компании General Dynamics Electric Boat Corporation в 1989-98 гг. Аббревиатура МПЛАТРК означает, что запуск имеющихся у них на вооружении крылатых ракет производится через торпедные аппараты (ТА) и ракетные шахты с ПУ вертикального пуска для этого не используются, в классификации НАТО серия обозначается аббревиатурой SSN. Серия разрабатывалась в ответ на появление на советском флоте субмарин нового поколения проекта 971 Щука-Б и должна была прийти на смену подводным лодкам типа «Los Angeles». Основным преимуществом МПЛАТРК перед уже имеющимися АПЛ являлось радикальное снижение шумности. Это было достигнуто путем применения звукоизолирующего покрытия нового поколения, отказа от винта в пользу водометного движителя, разработанного в Великобритании для субмарин типа «Трафальгар», и широкого внедрения датчиков шума (600 датчиков против 7 у АПЛ типа «Лос-Анджелес»).

Первоначально для замены устаревших «Лос-Анжелес» планировалась постройка серии из 30 субмарин, но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния» и число планируемых субмарин сократили до 12, а после распада СССР, когда в строительстве находился только головной корабль проекта, обсуждалось даже прекращение серии. В итоге состав серии был ограничен тремя кораблями, которые оказались самыми совершенными по комплексу характеристик и самыми дорогими субмаринами из всех построенных ранее. Лодки получили тактические номера, не вписывающиеся в принятую в ВМС США систему обозначения субмарин. Тактический номер SSN-21 лодки «Seawolf» означает, что «Сивулф» – лодка XXI века: 1) SSN-21 «Seawolf» (заложена – в 1989, спущена на воду – в 1995, в строю с – 1997), 2) SSN-22 «Connecticut» (заложена – в 1992, спущена на воду – в 1997, в строю – с 1998), 3) SSN-23 «Jimmy Carter» (заложена – в 1998, спущена на воду – в 2004, в строю – с 2005). Стоимость серийной лодки – 4,3 млрд. долл.

Статья в тему:  Блэк десерт как построить лодку

К чему я об этом сейчас вспомнил. Все вы помните международный скандал, разразившийся из-за срыва австралийского контракта, когда выигравшей международный тендер на строительство 12-ти дизель-электрических подводных лодок для ВМС Австралии французской судостроительной корпорации DCNS было отказано в исполнении контракта в пользу американской стороны. Долго тогда кипишевал и Макрон, и глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан, заявлявшие и об «ударе в спину», и о «гневе горечи», которые испытал тогда Париж по факту разрыва австралийского контракта. И надо сказать, было, отчего слезы лить. Меня уже тогда смутила сумма контракта, которая варьировалась от 66 до 90 миллиардов долларов. Ничего себе разброс цен, подумал я тогда, и полез разбираться.

Из разрозненной по Инету информации удалось узнать, что Королевский Австралийский Военно-Морской Флот на данный момент насчитывает шесть ДЭПЛ типа «Collins», срок службы которых истекает в 2026 году. Для их замены и был объявлен тендер, который и выиграла французская вертикально-интегрированная оборонная компания DCNS (Direction des Constructions Navales), одержав уверенную победу над Германией и Японией. Согласно подписанному в апреле 2016 года соглашению между Парижем и Канберрой французы должны были поставить австралийцам 12 новых субмарин неназванного проекта.

Позже стало ясно, о каком проекте идет речь, и другие подробности соглашения. Речь шла о 12-ти дизель-электрических подводных лодках типа Shortfin Barracuda Block 1A (это неатомный вариант многоцелевых французских АПЛ проекта Barracuda), первоначально оцененных в €31 млрд (или в $35,8 млрд), что в переводе на австралийские деньги равнялось 50 млрд австралийских долларов. Лодки должны были начать строить в 2023 году на австралийских производственных мощностях на военно-морской верфи в Аделаиде. Однако еще в мае 2020 года, на фоне накрывшей мир пандемии, у австралийцев возник ряд вопросов к французской стороне. Выяснилось, что согласно новых расчетов Минобороны Австралии, с учетом инфляции и обменных курсов создание 12-ти подлодок обойдется австралийской казне в сумму, почти в 2 раза превышающую ранее оговоренную в контракте. Речь шла уже о €56 млрд (или $66 млрд), что в переводе на австралийские деньги равнялось 90 млрд австралийских долларов, что прояснило для меня разбежку цен, но совсем не обрадовало Канберру. Более того, когда в мае 2021 года стало ясно, что французы не торопятся расставаться с ключевыми технологиями производства подлодок и передавать их австралийской стороне, то совсем не удивителен итог этой «сделки века», когда в сентябре 2021 года Париж поставили перед фактом – контракт расторгнут, Канберра больше не нуждается в его услугах. Американская сторона предложила Канберре куда более выгодные условия.

Статья в тему:  Как залезть в надувную лодку

Согласно американского предложения, Вашингтон обязуется до 2036 года передать Канберре первые из восьми атомных многоцелевых подводных лодок, построенных на австралийских производственных мощностях. Как заявил премьер-министр Австралии Скотт Моррисон,

Ранее в администрации 46-го президента США Джо Байдена сообщали, что Соединенные Штаты решили передать Австралии технологии строительства подводных лодок с ядерными силовыми установками, «чтобы ее подводные лодки, по сути, можно было развертывать на более продолжительное время, чтобы их ход стал тише, чтобы они стали намного более совершенными, позволяя вновь созданной AUKUS обеспечивать и укреплять сдерживание во всем регионе».

Собственно, никто и не сомневался, для чего это Соединенным Штатам было нужно, и для чего ради этого «кинули» Париж. Сумма сделки при этом не раскрывается, но она сопоставима разорванной.

Не слишком ли дорогая овчинка?

А теперь давайте подсчитаем бабки. Кто-нибудь задавался вопросом, а не слишком ли дорогие французские дизеля? Если разделить 66 млрд долл. на 12 лодок, то обычная многоцелевая ДЭПЛ французского производства должна была обойтись Канберре в 5,5 млрд долл. Что она собой представляет? А, собственно, никто и не знает. Проект Shortfin Barracuda Block 1A разрабатывался специально для Королевских ВМС Австралии, являясь неатомным вариантом атомных многоцелевых субмарин проекта Barracuda. Известно только подводное водоизмещение ДЭПЛ 4750 тонн, длина 100 м, глубина погружения 350 м, подводная скорость 20 узлов, экипаж 60 чел. Она должна была стать самой большой из всех имеющихся ДЭПЛ в мире (но не стала!). Имеющиеся на вооружении австралийских ВМС ДЭПЛ типа «Коллинз», спроектированные в 1987-89 гг шведской фирмой Kockums по заказу КВМФ Австралии, имеют подводное водоизмещение 3353 тонны, при длине по КВЛ 77,8 м. Японские ДСЭПЛ типа «Сорю», которыми укомплектованы Морские Силы Самообороны страны Восходящего Солнца, имеют подводное водоизмещение 4200 тонн, при длине по КВЛ 84 м. Российские дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка», прозванные в НАТО за бесшумность хода «Черной дырой», тоже отстают по этим показателям – они имеют подводное водоизмещение 3950 тонн, при максимальной длине по КВЛ 73,8 м. При этом цена российских ДЭПЛ колеблется в районе 300 млн. долл (в экспортном исполнении). Сравните с французскими «Барракудами».

Статья в тему:  Лодка по английски как читается

Даже оригинальные французские атомные подлодки этого класса Suffren Barracuda, послужившие прототипами для Block 1А, стоят в несколько раз дешевле. Это новейшие французские МПЛАТРК, которые должны прийти на смену стоящим сейчас на вооружении французских ВМС МПЛАТРК типа «Рюби». 6 ноября 2020 года передана флоту головная лодка этой серии – Q284 Suffren. Серия рассчитана на шесть многоцелевых АПЛ. Все они строятся по программе «Барракуда», по которой в период 2007-29 гг французский флот должны пополнить новые АПЛ типа «Сюффрен» и новые ДЭПЛ типа «Атака» (последние, по всей видимости, не экспортный вариант Block 1А). Стоимость шести АПЛ типа «Сюффрен» по контракту 7,9 млрд евро. Из чего можно сделать вывод, что одна атомная подлодка обойдется французскому правительству в €1,31 млрд (или 1,53 млрд долл). Почему австралийскому правительству несчастные ДЭПЛ французского пр-ва должны были обойтись почти в 4 раза дороже, я не знаю.

Например, многоцелевые АПЛ типа «Лос-Анджелес», 28 из которых до сих пор стоят на вооружение ВМС США, имеющие на вооружении, помимо торпед и противокорабельных «Гарпунов», еще и крылатые «Томагавки», обошлись американской казне всего в 220 млн. долл. (в ценах того времени). Ну, пусть это устаревшие АПЛ, пополнившие ряды ВМС США в период с 1976 по 1996 гг. Но вот новейшие МПЛАТРК 4-го поколения типа «Вирджиния», пришедшие им на смену, в зависимости от комплектации имеют разбежку цен от 1,8 млрд до 2,7 млрд долл. Это новейшие американские МПЛАТРК. 19 из них уже в строю, а всего планируется построить от 30 до 48 АПЛ этого типа. Все они оснащены ядерными силовыми установками и несут по 26 торпед и по 12 крылатых «Томагавков» (на Block V эта цифра будет удвоена до 24 КР). Почему французские ДЭПЛ оказались вдвое дороже американских АПЛ, я также не знаю. Стоит ли удивляться, что австралийцы от них отказались?

Статья в тему:  Когда можно плавать на лодке 2021 украина

Американский оборонный бюджет тоже не резиновый

Отгадка, скорее всего, кроется в следующем факте. Начну несколько издалека, потом все поймете. Самым крупносерийным надводным кораблем в составе ВМС США является эскадренный миноносец УРО 4-го поколения типа «Арли Бёрк». С 1988 года они их наклепали уже 68 штук. Первый из них вошел в состав флота в 1991, последний в сентябре прошлого года. На данный момент в строительстве находятся еще 6 штук и запланировано еще 15. Итого будет 89, но я думаю, американцы на этом не остановятся. Строят их всего два завода, но они работают как часы, спускают со стапелей по 2-3 эсминца в год. Это очень грозный корабль с управляемым ракетным оружием (УРО), способный нести от 56 до 96 тех самых крылатых ракет «Томагавк» дальностью полета 2,5 тыс. км, которые по необходимости могут быть оснащены и ядерным боезарядом. За это время он уже прошел три модернизации (I, II и IIА серии), каждая тяжелее предыдущей по водоизмещению (8448 тонн, 9073 тонны и 9648 тонны соответственно) и более совершенная по вооружению. С 2016 года начато производство новой улучшенной четвертой модификации – серии III, по которой будет заложено еще 24 корабля. При этом американцы на этом не останавливаются, проектируют на будущее новые корабли, еще более совершенные, но и настолько же и более дорогие.

Так, логическим продолжением эсминцев УРО 4-го поколения типа «Арли Бёрк» стали эсминцы УРО типа «Зумволт», это эсминцы уже 5-го поколения, заточенные для уничтожения береговых и наземных целей, и оснащенные все теми же «Томагавками» (80 шт). При водоизмещении 14797 тонн экипаж его вдвое меньше, чем на «Арли Бёрке» (148 чел против 380 чел на эсминцах серии IIА). При этом цена головного эсминца перевалила за 4,4 млрд. долл. («Бёрки» идут в 2 раза дешевле – по 1,7 млрд. долл. серийные и 2,2 млрд. долл. головные в серии), поэтому Конгресс подрезал аппетиты военного ведомства, и вместо запланированных 32 штук было построено всего 3 (точнее два, третий строится), а 29 отменили. И хотя Пентагон настаивал, обращая внимание, что на новых эсминцах он отрабатывает новые технологии и вооружения, и «Зумволт» является полигоном для них, но Конгресс был непреклонен – денег нет, бюджет не резиновый (и это у американцев!). И аргумент выкатили железобетонный – старые подлодки класса «Огайо» при более высокой скрытности могут нести в 2 раза больше крылатых ракет (154 против 80) и их переоборудование под эти цели стоит в 2 раза дешевле. Поэтому хваленный «Зумволт» накрылся медным тазом, и Пентагону ничего не оставалось, как продлевать сроки эксплуатации старых эсминцев 4-го поколения, которые и так до 2035 года будут составлять основу ВМС США (до начала массового вывода из состава флота эсминцев II серии).

Статья в тему:  Как се пише лодка

Из всего вышесказанного можно сделать предположение, что хитрый дядюшка Сэм решил за счет австралийского бюджета нарастить свои военно-морские мускулы (все равно враг один – НОАК, точнее ВМС КНР, какая разница, кто из союзников по AUKUS с ним будет воевать?). Вы, наверное, еще не забыли знаменитые МПЛАТРК 4-го поколения типа «Сивулф», с которых я и начал свой рассказ? Тогда программа их строительства была свернута на третьем экземпляре из-за развала СССР и дороговизны изделия (шутка ли – 4,3 млрд долл. за единицу!). Но спустя 20 лет хитрый старикан-Байден решил, раз Конгресс США деньги на строительство новых «Сивулфов» не дает, почему бы их не позаимствовать у австралийских товарищей? Тем более, им явно некуда девать 66 млрд. долл, а новые подлодки нужны как воздух взамен стареющих «Коллинзов», ресурс которых не безграничен. Заодно и утереть нос сопляку-Макрону, чтобы знал свое место и не нес пургу насчет смерти мозга НАТО. Одним ударом всех побивати! Чем плохая идея?! Думаю, хотя этого еще никто и не знает, что Королевские ВМС Австралии, начиная с 2036 года пополнят восемь многоцелевых «Сивулфов», после чего у Китая начнется веселая жизнь. Из чего можно сделать последний вывод, что слухи о скорой смерти Америки, как и ее денежной единицы, пока сильно преувеличены. Они нам и китайским товарищам еще кровь попортят.

Статья в тему:  Какие подводные лодки стоят в севастополе

Сколько стоит атомная подлодка: Новые русские корабли встают в строй

Один фрегат “адмиральской” серии заканчивает госиспытания, другой – спущен на воду с отечественной энергетической установкой. При этом основные верфи показывают в отчётности убытки. Но стоит ли вообще совмещать прибыли и обороноспособность?

Инстинктивный ответ на указанный вопрос – да. Ведь куда лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, а получать прибыль на создании вооружений – тем более. Вон, заставьте какую-нибудь “Рэйтеон” клепать “томагавки” себе в убыток или “Northrop Grumman” – строить авианосец с минусами в бухгалтерском балансе. Почему у нас должно быть иначе?

Не должно. Но… может.

Два фрегата, совмещённые во времени и пространстве

Примерно в одни и те же даты, 21 – 22 мая, ленты агентств распространили довольно оптимистичную информацию. На ПАО “Судостроительный завод “Северная верфь” в Петербурге прошёл спуск на воду третьего фрегата проекта 22350 “Адмирал Головко”. Значение события подчёркивалось протоколом: в торжествах по этому поводу принял личное участие главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов.

Казалось бы, первой реакцией на это событие должно стать печальное междометие “ну-ну…” Ибо ничего так, что корабль был заложен ещё аж 1 февраля 2012 года? И если, как сегодня обещают, фрегат войдёт в состав ВМФ в конце 2022 года, то получится даже юбилейно – 10 лет в постройке не слишком большого корабля водоизмещением в 5000 тонн. Говорят, яхта Абрамовича в три раза больше. Вернее, не говорят а пишут: 13 тыс. тонн водоизмещение её. И построено судно немножко быстрее: спущено на воду 12 июня 2009 года, а передано заказчику после доработки и ходовых испытаний 9 декабря 2010 года.

Статья в тему:  Сколько стоят надувные резиновые лодки

В Санкт-Петербурге спущен на воду новый фрегат океанской зоны “Адмирал Головко”. Фото: mil.ru

Может, Абрамовича бросить на наше судостроение, как бросили его некогда на Чукотку? И ведь реально он там дела поднял!

Но если оглянуться даже не на США, а хотя бы на китайцев, то ухмылка та печальная должна превратиться в гримасу боли. Китайцы тоже выпекают свои корабли как пирожки. Без всяких Абрамовичей.

Тем не менее на нынешнем этапе нашего судостроения и 10 лет “Адмирала Головко” – победа. Те, кто следит за делами в отрасли, знают: сроки постройки этого, третьего фрегата серии, сильно сдвинул вправо отказ украинского предприятия “Заря-Машпроект” поставить в Россию уже законтрактованные двигатели. Причина проста, если перефразировать киношную классику: “В бессильной злобе нацистские комиссары…” – тупая месть за Крым со стороны совершившей государственный переворот в Киеве майданной хунты.

Но неприятностей, надо признать, то решение нового киевского режима принесло серьёзное количество: через большие деньги, перестройки и авралы пришлось срочно создавать целое производство газотурбинных установок (ГТУ), прежде всего, турбины и редукторы. Да и испытательный стенд остался в чужих руках.

Правда, в конечном итоге всё это пошло России на пользу – в условиях нынешнего лишь технически мирного времени ни одну часть производственного цикла для оборонки нельзя оставлять за границей. Иное дело, что нынешний – кстати, ещё не конечный – пункт эволюции независимой Украины можно было предвидеть самое позднее в 1993 году, а в 1995 году умеющие работать с информацией люди уже твёрдо причисляли её к враждебным государствам. Так что все принципиально важные элементы оборонного производства нужно было переносить к себе ещё тогда.

Но лучше поздно, чем никогда.

Тем более что с этой, всё же приятной новостью совместились сообщения, что первый серийный фрегат того же проекта (и второй в производстве) “Адмирал флота Касатонов” вышел в море для прохождения завершающего этапа государственных испытаний. Это уже испытания собственно вооружений корабля – проверка его работоспособности и функциональности при ведении боевых действий против условного противника.

Статья в тему:  Когда можно выходить на лодке с мотором

Тут тоже есть важный нюанс: “Касатонов” – как и головной фрегат “Адмирал Горшков” – тоже не быстро дошёл от заводской стенки до флотского причала. Но уже не по причине трудностей с главной энергетической установкой, а из-за долго решавшихся проблем с зенитным ракетным комплексом “Полимент/Редут”. Это, проще говоря, морская модификация ЗРК С-350 “Витязь”, а проблемы, столь же просто говоря, сводились к тому, что “Редут” плохо попадал в цель. Моряки приписывают это плохому взаимодействию с РЛС “Фуркэ”, которая не обеспечивала точное сопровождение цели. Кстати, эта РЛС является корабельным вариантом сухопутной РЛС 1РС1-1Е, которая стоит на зенитном ракетно-артиллерийском комплексе “Панцирь-С1”, а слово “Ливия” вам пришло в голову самим.

Так или иначе, но о принятии ЗРК “Полимент/Редут” на вооружение ответственные лица заговорили только в 2019 году. Но опять же – лучше поздно, чем никогда.

Прибыли и убытки

К сожалению, с приятными сообщениями совместилась во времени и пространстве и информация издания “Коммерсант” о том, что практически все крупнейшие судостроительные заводы северо-запада России, входящие в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК), оказались по итогам 2019 года в убытках.

И вот, в частности, и “Северная верфь”, строящая “Адмирала Головко”, показала убыток в размере 534,4 млн рублей. И это ещё хорошо, поскольку это означает сокращение убытка в 6 раз по сравнению с тем, что было, за счёт роста выручки на 15%, до 20,7 млрд рублей.

У других заводов положение заметно хуже. Выручка калининградского завода “Янтарь” упала в 2019 году на 5 млрд руб. – до 9,3 млрд рублей. Убыток – 2,7 миллиарда. “Балтийский завод” сократил выручку почти на 20%, до 20,8 млрд рублей, и чистый убыток составил 6,4 млрд рублей, увеличившись аж в 6 раз по сравнению с предыдущим 2018 годом. “Выборгский судостроительный завод” тоже закрыл год с убытками в 1,7 млрд рублей, что выше прежнего показателя аж в 3,2 раза!

“Адмирал Касатонов” не быстро дошел от заводской стенки до флотского причала. Фото: MOD Russia/ Globallookpress

Статья в тему:  Нужен ли спасательный жилет на надувной лодке 2021 рб

Каковы причины? Для внимательно следящих за положением дел в отрасли наблюдателей они – не секрет. Что касается Балтийского завода, указал Царьграду один из таких информированных экспертов, то его убытки напрямую связаны с передвижкой вправо графиков сдачи атомных ледоколов типа “Арктика”. Сумма контракта на них в общей сложности фантастическая – больше 200 млрд рублей! Но исполняется контракт… Впрочем, судите сами: головное судно серии “Арктика” должно было быть передано заказчику в 2017 году, но из-за разных технических и организационных проблем срок этот переносился несколько раз, пока не дотянулся до лета 2020 года. Но потом, уже во время пуско-наладочных работ, вышел из строя гребной электродвигатель на правом валу. Попытки сдать ледокол и в таком виде не прошли, и теперь замену двигателя обещают сделать в 2021 году. Судя по сложившейся практике, это означает, что корабль войдёт в строй году этак в 2022-м. Вот вам и убытки.

Многоцелевой фрегат “Адмирал Горшков” оснащён управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны. Фото: MOD Russia/ Globallookpress

Крупные проблемы, включая пожар и судебные конфликты, преследовали и строительство ледокола “Виктор Черномырдин”. Тоже убытки. Почти 10 лет вместо планировавшихся трёх строился плавучий энергоблок “Академик Ломоносов”. И теперь Балтийский завод, как пишет “Коммерсант”, “хочет провести докапитализацию для сокращения убытка по договору на строительство “Виктора Черномырдина”, а также увеличить цену контракта плавучего энергоблока “Академик Ломоносов” (ориентировочная сумма составит 3,7 млрд рублей без НДС) и компенсировать отрицательные курсовые разницы по договорам”. Иными словами, руководство предприятия хочет покрыть убытки производственной деятельности за счёт инструментов финансовых. Вот только как это поможет в физическом создании кораблей – вопрос открытый.

И вообще, как следует из приводящихся в издании ссылок на исследование агентства Infoline “Судостроительная промышленность России”, количество сданных в 2019 году судов и кораблей сократилось до самого низкого показателя за последние 6 лет. Как в гражданском, так и, что самое неприятное, в военном секторе кораблестроения: даже по линии гособоронзаказа количество проектов в 2019 году сократилось на 36% по сравнению с предыдущим годом – до 27 единиц.

Статья в тему:  Нужен ли жилет в резиновой лодке

Нам нужны корабли или прибыль?

Что, однако, примечательно: по итогам 2019 года прибыль получил лишь завод “Адмиралтейские верфи”. Выручка превысила 35 млрд рублей, чистая прибыль – 1,8 млрд рублей. За счёт чего? А за счёт того, уверен компетентный эксперт, не раз пояснявший Царьграду нюансы в отрасли, что здесь отрабатываются заказы по строительству заказов для Министерства обороны.

Не то чтобы фрегаты военным не хотелось бы получать вовремя, но всё же атомные крейсера новых серий являются безусловным оборонным приоритетом. К тому же здесь весь производственный и логистический комплекс достаточно хорошо отработан, нет зависимости от иностранных враждебных режимов, и вообще руку на пульсе очень плотно держит военное и политическое руководство страны.

Может быть, последнее важнее всего, отметил собеседник Царьграда. Дело в том, по его мнению, что та экономическая модель, в которой мы пребываем, – заточенная на прибыль, на деньги, – сама по себе необходима, неизбежна и в конечном счёте полезна. Но… не везде.

“Рыночные решения не позволяют государству качественно, безопасно содержать большой флот, – высказал мнение специалист. – Крупный, сильный флот может содержать государство лишь путём принятия нерыночных решений. Ибо понятно, что атомная подлодка прибыли не принесёт никогда. Но она нужна, чтобы в условиях гарантированного уничтожающего ответа врагу прибыли могли в мирных условиях зарабатывать другие. То есть у неё – как и у военного флота, как и у армии вообще – задачи не рыночного, не экономического, а более высокого порядка. Самого высокого – поддержания национальной безопасности”.

Нельзя измерить стоимость атомной подводной лодки, – подчеркнул он. – Её стоимость измеряется её способностью решать задачи, для которых она готовится. И задачи эти – по обеспечению обороноспособности и безопасности нации. Какими рыночными процедурами и финансовыми инструментами определить их стоимость? Стоимость её владения не равняется стоимости её производства, содержания и утилизации. Она гораздо больше, поскольку атомная подлодка должна решать задачи иного порядка, более высокого порядка. Которые не измеряется деньгами.

Даже в США, указал эксперт, далеко не только рыночные принципы используются при строительстве и содержании военного флота. Хотя там у них царит гиперрыночная модель, там они просто могут печатать деньги и размазывать эту инфляцию, которую они генерируют, по всему миру, имея свою национальную валюту в качестве мировой резервной. И, соответственно, они могут позволить платить в военном заказе за молоток три тысячи долларов.

Статья в тему:  Когда можно выходить на лодке с мотором

“У нас этой возможности нет, – подчеркнул собеседник Царьграда. – И лишних денег бесконечных у нас нет. Поэтому вот эта рыночная, американская модель, бесконечно затратная, нас не устраивает”.

И нынешний кризис, убеждён эксперт, подталкивает государство к пересмотру всей нынешней экономической, понятийной и ценностной системы. В сторону, где над интересами прибыли властвует коллективный интерес, государственный интерес, национальный интерес.

Субмарины за миллиарды: топ-5 стратегических атомных подлодок

Стратегические атомные подводные лодки являются одним из элементов триады ядерного сдерживания, в которую помимо них входят стратегическая авиация и межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования. Оснащенные ядерной силовой установкой, эти субмарины могут месяцами находиться в подводном положении, патрулируя нейтральные воды где-нибудь в Северном Ледовитом океане. Обнаружить их очень сложно из-за того, что наиболее современные подлодки создают минимум шума и практически никогда не всплывают (только на базе). При этом на каждой стратегической субмарине находится более 10 баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), несущих по несколько ядерных боеголовок на межконтинентальную дальность. На сегодняшний день подводными лодками «судного дня» обладают США, Россия, Китай, Великобритания и Франция.

Подводные лодки типа Ohio

Стратегические атомные подлодки типа Ohio являются основой морского компонента ядерной триады США. Первая субмарина этого класса была принята на вооружение еще в 1981 году. С тех поры были построены 18 подлодок, однако первая серия из четырех субмарин была переделана в носители крылатых ракет «Томагавк». Соответственно, на данный момент, США обладают 14 атомными подводными ракетоносцами стратегического назначения. Каждая Ohio несет до 24 БРПЛ Trident II. Эта твердотопливная ракета обладает уникальными характеристиками и самой высокой в мире надежностью – недавно прервалась рекордная серия из 157 успешных пусков (появилась информация о том, что в июне 2016 года пуск Trident II с британской подлодки Vangard оказался неудачным). Американская БРПЛ забрасывает массу до 2800 кг (14 легких боеголовок W-76 мощностью по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая) на дальность 7800 км при полной загрузке и до 12000 км с уменьшенным количеством боеголовок. Точность попадания боеголовок также лучше, чем у любого из конкурентов, – круговое вероятное отклонение (КВО) составляет около 90-120 метров. Такой точности достаточно для борьбы с высокозащищенными шахтными пусковыми установками межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования. Сами подводные лодки типа Ohio также отличаются высокой надежность и безопасностью и имеют самую высокую в мире интенсивность боевого патрулирования (каждая подлодка находится в море в течение 60% времени своего существования). Эти факторы сделали подводные лодки Ohio основой американских сил ядерного сдерживания, за что эта субмарина и получает первое место в нашем рейтинге.

Статья в тему:  Какие подводные лодки стоят в севастополе

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Российская атомная подлодка проекта 955 «Борей» на данный момент является самой современной субмариной в мире. Пока что это единственная стратегическая атомная подводная лодка четвертого поколения. Главное отличие таких субмарин – это заметно меньшая шумность, что усложняет ее обнаружение противником, и более простая эксплуатация. Свои проекты подлодок четвёртого поколения имеют США и Великобритания, но пока они находятся на стадии разработки. К примеру, первая подлодка американского проекта SSBN (X) по планам будет заложена в 2021 и принята на вооружение в 2030 году. Что же касается «Бореев», то три подлодки же уже приняты на вооружение ВМФ России, заложены еще 5 субмарин. При своих характеристиках, превосходящих Ohio, стоимость первого «Борея» составила всего $713 млн (2010 год), против $1,5 млрд у Ohio (в ценах далекого 1980-го года). Стоимость же SSBN (X) оценивается минимум в $4 млрд.
Может показаться, что мы ошиблись, поместив «Борей» на 2-е место, а не на 1-е. Сама подлодка действительно является на данный момент лучшей из существующих. Однако занять первое место ей мешают твердотопливные БРПЛ Р-30 «Булава», 16 из которых размещены на каждом «Борее». Мало того, что по своим характеристикам ракеты «Булава» заметно уступают Trident II (забрасываемый вес меньше в два раза), хотя разработаны они заметно позже, так они к тому же отличаются крайне низкой надежностью. Имеющихся результатов испытаний недостаточно, чтобы признать российскую БРПЛ в полной мере боеспособной. Из 26 пусков 9 оказались неудачными, что составляет 34,6%. Пока проблема надежности «Булавы» не будет решена, «Борей» никак не может претендовать на звание лучшей стратегической подводной лодки.

Статья в тему:  Как се пише лодка

Подводные лодки типа Vanguard

Британские стратегические подводные лодки Vanguard начали поступать на вооружение Королевского военно-морского флота с 1993 года. Производство продолжалось до 1999 года, когда последняя, четвёртая, субмарина поступила в распоряжение военных. Vanguard можно назвать «двоюродным братом» американской подлодки типа Ohio, так как обе субмарины вооружены одними и теми же БРПЛ Trident II. Однако англичанин, в отличие от американца, несет только 16 ракет, а не 24. Технологии производства Vanguard также мало отличались от таковых у Ohio и были внедрены не без помощи компаний из США. В итоге Великобритания стала обладателем несколько упрощенной и урезанной версии Ohio, что нисколько не умаляет достаточно высоких характеристик подлодки и ее прекрасного вооружения.

Каждый Vanguard обошелся бюджету в 1,5 млрд фунтов стерлингов, что превышает стоимость любой из стоящих на вооружении американских или российских стратегических субмарин – этот фактор явно не самая сильная сторона британской субмарины. Но новые подлодки проекта Successor, которые должны будут начать заменять Vanguard с 2030 года будут еще дороже. Они находятся примерно в таком же родстве с американскими перспективными субмаринами SSBN (X), как Vanguard с Ohio. Стоимость одного Successor составит умопомрачительные 7,75 млрд футов стерлингов. И это притом что новая подлодка будет заметно компактнее предшественника и будет нести только 8 БРПЛ Trident II.

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин»

Основной морского компонента сил ядерного сдерживания России остаются атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». Они являются ровесниками американских субмарин Ohio – первый «Дельфин» поступил на вооружение ВМФ СССР в 1984 году. С тех пор были построены еще 6 кораблей, один из которых впоследствии был переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок. По многим показателям, к примеру по шумности, «Дельфин» примерно аналогичен своему американскому конкуренту. Однако российская подводная лодка несет меньше БРПЛ – 16 против 24 у американца. Впрочем, в условиях договора СНВ-3, ограничивающего количество ядерных боеголовок и их носителей, это уже не столь важно.

Статья в тему:  Нужен ли спасательный жилет на надувной лодке 2021 рб

Главным недостатком «Дельфина» являются жидкотопливные БРПЛ. Несмотря на то что по своей энергетике и забрасываемому весу последние модификации ракет Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер» даже немного превосходят американским БРПЛ Trident II, использование жидкого ракетного топлива заметно усложняет эксплуатацию подводной лодки, снижает ее безопасность и ухудшает шумность субмарины. Тем не менее стоит отметить, что подлодка К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин» является единственной в мире стратегической субмариной, реально отстрелявшей в залповом режиме весь имеющийся запас БРПЛ. Это произошло в 1991 году в рамках учений «Бегемот-2».

Подводные лодки типа Triomphant

Французские подводные лодки типа Triomphant начали поступать на вооружение начиная с 1997 года. С тех пор были построены четыре субмарины этого класса. Сама подводная лодка, несмотря на то что появилась позже остальных конкурентов третьего поколения («Дельфин», Ohio, Vanguard), никакими преимуществами по сравнению с ними не обладает. Первые три подлодки Triomphant к тому же поступили на вооружение с откровенно слабой по характеристикам БРПЛ M-45, несущей шесть боеголовок на дальность 6000 км (тогда как конкуренты поражают цели на дистанциях более 10 000 км и несут более 10 боеголовок). Ситуацию несколько исправляют БРПЛ M-51, которые установили на последнюю выпущенную подлодку типа Triomphant — ее максимальная дальность пуска составляет 9000 км, что соответствует современным требованиям. Ведутся работы по замене БРПЛ на первых трех подлодках.

Что касается стоимости субмарин этого типа, то последняя подлодка серии обошлась в $3,1 млрд. Это является рекордной суммой, потраченной на производство стратегической атомной подводной лодки третьего поколения, что явно не входит в преимуществом для Triomphant. Учитывая не самые выразительные характеристики (притом что подлодки этого типа появились достаточно недавно), Triomphant оказывается на последнем месте нашего рейтинга. Однако даже такая подводная лодка способна защитить суверенитет Франции и отбить желание напасть на страну у любого гипотетического противника.

Проект 885 «Ясень». Неизвестные факты о самой дорогой подводной лодке в мире

Российский подводный флот переживает ренессанс. Впервые в современной российской истории на стапелях Северодвинского машиностроительного предприятия строятся сразу четыре современные атомные подводные лодки. 19 марта – в День моряка-подводника будет заложена 5-я. Самая современная субмарина проекта 885 типа «Ясень» с индексом «М» и именем «Архангельск».

Статья в тему:  Сколько стоят надувные резиновые лодки

Корабли 885 проекта последнее слово в российском подводном кораблестроении. Самые тихие и самые мощные по составу вооружения. Их часто сравнивают по боевым возможностям с американскими подводными «одноклассниками» типа SeaWolf, от строительства которых США отказались по финансовым причинам и Virginia. Эксперты британской The Sunday Times в свое время оценивали возможности подводных лодок 885 проекта: «Новый российский подводный флот будет иметь восемь подлодок серии «Ясень», каждая из которых имеет 24 крылатые ракеты большой дальности «Гранат» с боеголовкой в 200 килотонн.

Технические показатели новой подводной лодки таковы, что ее почти невозможно обнаружить в Мировом океане, что делает «Северодвинск» практически неуязвимой перед лицом новейших систем противолодочных вооружений. Россия вырвалась вперед в подводных технологиях». «В первую очередь появлением новой российской подлодки обеспокоены США, – цитирует издание слова источника из разведслужб. – Мы не знаем и половины того, что находится на борту этой субмарины». Хорошо, что таких кораблей, пока, не много», – констатирует эксперт.

Ниже травы, тише воды

В составе ВМФ России всего одна лодка проекта «Ясень» – «Северодвинск». Еще три: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск» стоят в цехе Северодвинского машиностроительного предприятия в разной степени готовности. А всего до 2020 года планируется заложить 7 подлодок данного проекта. Все они будут построены по обновленному проекту с литерой «М». «Ясень-М» отличаются от классического проекта «Ясень» более совершенным радиоэлектронным вооружением», – сообщил заместитель гендиректора конструкторского бюро «Малахит» Николай Новоселов. Других деталей конструктор не раскрывает – 885 проект самый засекреченный проект нашего флота. Как говорят специалисты, лодки проекта 885 прямые наследницы крайне удачной серии наших субмарин 3-го поколения проекта 971 типа «Акула». Эти корабли сегодня составляют основу наших многоцелевых ударных подводных кораблей, предназначенных для рейдерских действий на морских коммуникациях. Практически бесшумные в океанских глубинах, они одинаково эффективно действуют против транспортов, боевых кораблей, так наносить удары крылатыми ракетами по береговой инфраструктуре противника.

Статья в тему:  Как залезть в надувную лодку

Совсем недавно они отметились в 200-мильной зоне возле берегов США и Канады, чем вызвали нешуточный переполох у американских и канадских военных. И те и другие не смогли отследить перемещение русских субмарин. Опасения понятны. На борту «Акулы» имеются аналогичные американским «Томагавкам» крылатые ракеты Х-55 «Гранат» (28 штук), способные преодолевать по 3 тысячи километров и доставлять в нужное место 200-килотонные ядерные заряды.

«М» значит модернизированная

В отличие новейших стратегических подводных ракетоносцев 4-го поколения 955 проекта типа «Борей»: «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» у которых впервые примененная техническая начинка составляет не более 40% у АПЛ «Казань» все системы, узлы и механизмы совершенно новые, никогда и нигде прежде не использовавшееся. Это абсолютно новое высокотехнологичное оборудование, не имеющее аналогов в советском и российском военном кораблестроении. По некоторым данным, для сравнения, один корабль 955 проекта обходится Минобороны в 23 млрд. – «Ясень» в сумму, превышающую 200 млрд. рублей.

Если провести параллели с американцами, то стоимость «Ясеня» вполне терпимая. Так, «Морской волк» обходиться бюджету США $ 4,4 млрд. (общая стоимость строительства 3 АПЛ оценивается не менее чем в $ 13,2 млрд.). Для сравнения – последние атомные авианосцы типа «Нимитц» вместе с авиагруппой обошелся американскому бюджету чуть более $ 5 млрд., а одна АПЛ предыдущего проекта типа «Лос-Анджелес» всего в $ 741 млн.

Золотая рыбка подплава

Проекта 885 – квинтисенция всего того, что наработала отечественная оборонка за более чем полувековой период развития подводного кораблестроения. В проекте применена компромиссная смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса в носовой части подлодки для снижения шумности. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Поэтому он может погружаться на 600 (обычные лодки не более 300 метров) и более метров, что делает его практически недосягаемым для всех видом современного противолодочного оружия. Максимальная скорость хода более 30 узлов (60 км/ч). На лодке один реактор (на всех проектах по 2).

Статья в тему:  Нужен ли жилет в резиновой лодке

В центральной части корпуса размещен ракетный отсек с 8-ю универсальными ракетными шахтами. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты 3М55 «Оникс» (24 ракеты, по 3 в каждой шахте). Это аналог российско-индийского комплекса «БраМос». На базе этой машины сейчас создается гиперзвуковой ударный комплекс «Циркон». Корабль так же способен применять противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, стратегические крылатые ракеты Х-101 либо ЗМ-14Э комплекса П-900 «Клуб». которые могут достать любой береговой объект с дистанции в 5000 км. Так же на лодке установлены шесть 650- и 533-мм торпедных аппарата через которые экипаж может вести стрельбу всеми типами современных торпед, проводить минные постановки и даже использовать беспилотные подводные аппараты.

По своим характеристикам «Северодвинск» способен решать любые задачи: бороться с авианосными соединениями, охотиться за стратегическими АПЛ противника или наносить массированные ракетные удары по береговым целям. Все это делает его более универсальной системой оружия, чем американский SeaWolf. Госпрограмма вооружений до 2020 года ставит развитие флота и его подводной составляющей в один ряд со стратегическими ядерными силами, как один из главных приоритетов государства. Из 22 трлн. на флот приходится почти 5 трлн. рублей. Суммы астрономические, но необходимые. Эксперты говорят, что даже 8 российских подлодок на боевом дежурстве обеспечивают паритет с США. А с началом ввода в строй субмарин новых поколений 955 и 885 серий мы сделаем существенный шаг вперед. Подводники убеждены: несмотря на то, что Москва и Вашингтон декларируют партнерские взаимоотношения, в морских глубинах идет настоящая война. Война технологий, в которой наш подводный флот не только достоянный противник, но и серьезный конкурент.

я со времен warcraft2 подводных лодок боюсь

Внешнее покрытие окрасить в белый цвет.

Надеюсь, башни ПБЗ на подходе.

«Вы были обнаружены»

Начальник штаба флота — высокий, седой вице-адмирал внимательно выслушал доклад капитана 2 ранга Золотова о готовности подводной лодки к походу. Он задал несколько уточняющих вопросов, затем молча отдернул шторку, прикрывающую карту.

Золотов приблизился к карте. Его глазам предстала детальная обстановка учения, а через всю карту пролегал маршрут его подводной лодки.

Статья в тему:  Блэк десерт как построить лодку

— Вам доверяется очень ответственное задание, — продолжил разговор вице-адмирал. — Кроме вашего корабля такую же задачу командование флотом ставит еще одной атомной подводной лодке. Кто из вас обнаружит «противника» — зависит от целого ряда факторов, прежде всего от искусства командиров и мастерства экипажей. Сведения о «противнике», неотступно следуя за ним, необходимо давать по радио вот до этого рубежа. Своевременность и точность донесений во многом определит результат действий ударных сил флота.

Адмирал задернул шторку.

Капитан 2 ранга В. Золотов готов был ответить на любой вопрос адмирала. Участие атомных подводных лодок в крупных учениях только начиналось. Многое пока оставалось неведомым. Были и технические трудности. Об этом намеревался доложить Золотов, но по словам адмирала понял, что тот имеет все это в виду.

На другой день был назначен выход. В штабе соединения командир получил конверт с надписью: «Вскрыть по сигналу «Печора». Он невольно подумал, что когда на лодку придет этот сигнал, то уточнять и задавать вопросы по содержанию конверта будет не у кого.

Так и случилось. Атомоход находился далеко в море, когда настал момент ознакомиться с содержанием пакета. Задача, ставившаяся перед экипажем, состояла из двух важнейших элементов: скрытно преодолеть противолодочный рубеж «противника» и тщательно обследовать большой район вероятного нахождения отряда кораблей «противника».

По отдельности элементы выполнить несложно, но как их состыковать при жестком лимите времени, отводящегося на всю задачу? Для скрытного преодоления «заборов» противолодочных сил и средств «противника» надо идти малым ходом, осторожно маневрировать, то есть потребуется много времени. Но тогда времени на поиск в районе почти не останется.

Чем больше думал командир, тем настойчивее напрашивалась мысль: уйти от традиционных методов. Ведь у него атомная подводная лодка. По доброй морской традиции командир корабля собрал в кают-компании совет офицеров для окончательной выработки решения. Капитан 2 ранга кратко изложил обстановку и предложил желающим высказать свое мнение.

Необычность ситуации, в какой оказался корабль, вызвала паузу. Воцарилась полная тишина. Офицеры смотрели на своего командира, переглядывались, но не решались заговорить.

Статья в тему:  Когда можно плавать на лодке 2021 украина

В конце концов первым решился инженер-механик. Невысокий, крепкого телосложения капитан 3 ранга, всегда молчаливый, неторопливый, по возрасту он был самым старшим на подводной лодке. Не раз ему доводилось ходить в океан на различных кораблях. Там всякое бывало, и механик не однажды выручал свой экипаж. Но вот так, чтобы командир корабля предложил ему высказать мнение о тактическом плане решения задачи, было впервые. И он сказал о том, в чем был искренне убежден: надо использовать главное преимущество атомной подводной лодки — ее огромные энергетические возможности.

— Я так понимаю, — тут же вскочил несколько экспансивный штурман, — что механик предлагает идти большой скоростью. Но это же нарушит скрытность — святую святых подводной лодки. В реальном бою это огромный риск.

Наступила пауза. Командир был рад такому повороту разговора. Именно эти доводы и сомнения мучили его. Да, это риск, но кто из советских подводников не рисковал в военное время. И там это оправдывалось победами. А как оценить, оправдать необходимость риска в мирное время? Хотя ясно: тот, кто не умеет рисковать сегодня, вряд ли решится на риск в боевой обстановке.

Мысли командира прервал старший помощник.

— Товарищ командир, нас могут обнаружить, если нарушим скрытность. Но ведь скрытность — это не самоцель. Если она — эта скрытность, не помогает решить поставленную задачу, то она не такой уж и союзник нам. В нашем положении, пренебрегая в определенной мере скрытностью, мы можем выиграть время для поиска «противника», то есть для главного. Значит, надо рисковать, надо идти самым полным ходом. И пусть обнаруживший нас «противник» попробует уследить за нами, а тем паче догнать…

Кают-компания загудела. Все осмелели, энергично доказывая: большая скорость это тоже оружие атомохода.

Командир встал и лаконично заключил:

— Пойдем самым полным ходом! Считаю, это обеспечит внезапность, а наша способность идти на больших глубинах с высокой скоростью не позволит «противнику» не то что помешать нам, но и своевременно принять решение.

Да, он десятки раз подсчитывал, что при прорыве полным ходом времени у «противника» на классификацию контакта с целью почти не будет. А ведь еще потребуется время на вызов ударных сил… Одним словом, «противник» сможет лишь установить факт прохода подводной лодки, но не больше.

Статья в тему:  Лодка по английски как читается

Все расчеты и замысел командира полностью оправдались. Имея достаточно времени на поиск, подводная лодка обнаружила отряд кораблей «противника» и несколько суток следовала за ним, сообщая данные в штаб.

Закончилось учение. Возвращавшиеся корабли встречали с оркестром, торжественно поздравляли экипажи. Только капитана 2 ранга В. Золотова встретили на берегу холодно и даже с упреками. Один из посредников, сразу же прибывший на борт ошвартовавшейся подводной лодки, заявил:

— Мне было поручено «вести» во время учения ваш корабль. Не излагая подробностей, скажу, о чем уже доложил командованию: действия ваши безграмотные, вы были обнаружены.

— Зато задача выполнена, — спокойно возразил Золотов.

— Надо выполнять действующие документы, — поучающе отрезал посредник и ушел.

Вскоре командира вызвали в штаб флота для доклада о маневрировании. Долго он думал, что доложить, как обосновать свои действия. Ведь маневрирования, по сути дела, и не было. Лодка, как стрела, «прошла» противолодочный рубеж на глубинах, где не могло быть мин, — вот и все. Решил начать доклад с выражения своей уверенности, что новизна в действиях, тактическая внезапность должны вести к успеху.

Но докладывать не пришлось. Начальник штаба флота поздравил капитана 2 ранга Золотова с возвращением и… вручил ценный подарок с дарственной надписью от командующего флотом.

— Держите, командир! — протянул улыбавшийся вице-адмирал морской бинокль в кожаном чехле. — Это за умение далеко смотреть.

Уже потом в соединении делался подробный анализ учения. При этом подчеркнули, что атомная подводная лодка нарушила скрытность. Но тщательно проведенные расчеты свидетельствуют: в реальном бою «противник» не смог бы ее уничтожить и помешать, таким образом, выполнению общей задачи. Действия командира признавались не только правильными, а ставились в пример как смелые, по-настоящему творческие, без чего не бывает в море настоящих побед.

Библиотечка «Красной звезды» № 1 (517) – Морские истории

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: