0 просмотров

Сколько погибло подводных лодок

Список подводных лодок, пострадавших либо погибших при различных авариях в 1952-2000 годах

Всего за период с 1977 по 2001 год в ходе боевой подготовки было произведено 195 выстрелов торпедами c подлодок. В 30% случаев происходили потери торпед по разным причинам.

Список подводных лодок, пострадавших либо погибших при различных авариях с 1952 года по наше время

1. Подлодка С-117

15 декабря 1952 года в Татарском проливе на глубине 600 метров подводная лодка Щ-117 Тихоокеанского Флота затонула со всем экипажем – 52 человека. Причина не известна.

12 августа 1956 года в Балтийском море на подводной лодке произошла авария энергетической установки. Погибло 4 члена экипажа.

21 ноября 1956 года в Балтийском море подводная лодка М-200 затонула при столкновении с надводным кораблем. Погибло 28 членов экипажа.

26 сентября 1957 года в Балтийском море на ПЛ М-256 произошла авария энергетической установки. Корабль затонул, погибло 35 членов экипажа.

27 января 1961 года в Баренцевом море затонула ДПЛ С-80 при плавании под устройством работы дизеля под водой. Погиб весь экипаж – 68 человек.

4 июня 1961 года. В Северной Атлантике на АПЛ К-19 произошла авария ядерного реактора. Смертельному облучению подверглись 8 человек. Остальной экипаж переоблучен. Подводная лодка отбуксирована в базу.

В 1966 году на подводной лодке Черноморского флота произошел случай возгорания, когда возник пожар в торпедном отсеке.

8 августа 1967 года на АПЛ К-3, первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в Норвежском море в подводном положении произошел пожар в 1-м и 2-м отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа. Корабль своим ходом вернулся в базу.

8 марта 1968 года. 8 марта 1968 года подводная лодка К-129 Тихоокеанского Флота потерпела катастрофу с гибелью всех членов экипажа (98 человек) и затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна.

24 мая 1968 года в Баренцевом море на атомной подводной лодке К-27 произошла авария атомного реактора с жидкометаллическим теплоносителем. 6 членов экипажа получили острое лучевое поражение, АПЛ своим ходом вернулась в базу.

12 апреля 1970 года на подводной лодке в северо-восточной Атлантике произошел пожар. В результате его последствий корабль затонул. Погибли 52 члена экипажа.

12. Торпеда

В 1970 году на Тихоокеанском флоте произошел инцидент с торпедой, подобной той, в результате взрыва которой погиб “Курск”. Тогда жертвой пожара стал один человек.

24 февраля 1972 года. В 1972 году в поселке Рыбачий на Северном флоте был зарегистрирован случай аварии с торпедами 65-76А.

14 июня 1973 года 14 июня 1973 года АПЛ К-56 на подходе к Владивостоку была протаранена НИС “Академик Берг”. Погибли 26 членов экипажа.

21 октября 1981 года на подходе к Владивостоку ДПЛ С-178 затонула после столкновения с транспортом. Погибли 32 члена ее экипажа.

18 июня 1984 года на АПЛ К-131, находившейся в Средиземном море, произошел пожар в кормовых отсеках. Погибли 13 членов экипажа. Корабль своим ходом вернулся на базу.

3 октября 1986 года в Атлантическом океане потерпела катастрофу и затонула АПЛ К-219 от последствий пожара, вследствие неисправности ракетной шахты. Погибли 4 члена экипажа.

7 апреля 1989 года в Норвежском море от последствий пожара высокой интенсивности подводная лодка “Комсомолец” затонула на глубине 1650 метров. При пожаре и от переохлаждения в морской воде погибло 42 подводника, двадцать семь членов экипажа были подняты из воды советским промысловым судном. Причины катастрофы и должностные лица Северного Флота, причастные к катастрофе, установлены возобновленным предварительным следствием, проведенным в полном объеме Главной военной прокуратурой. Материалы расследования доведены в полном объеме только до Военного Совета ВМФ, плавсоставу Подводных сил ВМФ не объявлены. Расследование приостановлено до подъема и осмотра АПЛ.

19. К-141 “Курск”.

12 августа 2000 года в Баренцевом море затонула на глубине 108 метров. Все 118 моряков погибли вместе с кораблем. Подводная лодка поднята на поверхность и доставлена на базу. Причины катастрофы уже установлены . Она произошла вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения практической (учебной) торпеды внутри четвертого торпедного аппарата. После взрыва торпеды произошел взрыв в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке “Курска”.

Подводные Чернобыли: Затонувшие атомные субмарины, которые и в наши дни несут угрозу мировому океану

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

До развала СССР в 1991 году из-за всевозможных неисправностей и аварийных ситуаций 4 советские атомные подлодки затонули. Они до сих пор покоятся на морском дне и представляют реальную угрозу всему мировому океану.

Атомная подлодка К-27

Аварийные ситуации на борту К-27 возникали так часто, что на флоте субмарине присвоили язвительное прозвище – «Нагасаки». Некоторое время экипажу удавалось справляться с внештатными ситуациями. Пока конструкционные недостатки и просчеты в реакторах РМ-1 не стали причиной настоящей трагедии. Случилась она в 1968 году, 24 мая, во время штатных испытаний силовой установки.

Подлодка находилась в Баренцевом море, когда вследствие тестовых проверок режимов работы реакторов произошел сбой в теплообмене активной зоны ядерной установки. В результате часть тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) под действием высоких температур попросту расплавилась. На лодке произошел сильный выброс радиоактивных элементов, из-за чего весь экипаж субмарины – 105 человек, получил разные дозы облучения.

Больше всего радиации приняли на себя те члены экипажа, которые находились в непосредственной близости от аварийного реактора. Двадцать человек получили дозы в пределах 600-1000 рентген, что в тысячи раз больше максимально допустимых. В результате таких радиационных нагрузок 9 членов экипажа погибли прямо на месте. Корпус и внутренности субмарины также были сильно загрязнены радиацией.

Несмотря на это подлодка К-27 еще 11 лет эксплуатировалась и была исключена из состава ВМФ Советского Союза лишь 1 февраля 1979 года. Радиационное загрязнение субмарины после аварии 1968 года было настолько сильным, что ее решили законсервировать и после этого принудительно затопить. «Моторный» отсек, где располагались реакторы, был залит почти 300 тоннами битума и в сентябре 1981 года субмарину затопили на глубине 75 метров в Карском море.

Еще в 2012 году после исследований состояния подводной лодки и всевозможных анализов, К-27 было решено поднять на поверхность для дальнейшей ее полной утилизации. Эти работы запланированы на следующий, 2022 год.

Подводная лодка К-8

Весной 1970 года СССР проводил одни из самых крупных тактических военных учений для своего флота «Океан-70». Участвовала в них и подлодка К-8. Во время планового подъема с глубины 150 метров в отсеке гидроакустиков вспыхнул пожар, причиной которого стало короткое замыкание в электрических цепях оборудования. Огонь начал быстро распространяться по лодке, дойдя, в том числе и до реакторного отсека. Чтобы предотвратить ядерную катастрофу, персонал силовой установки, рискуя жизнями, потушил огонь. Субмарина благополучно всплыла и началась эвакуация экипажа.

Однако на поверхности Бискайского залива в те дни бушевал шторм, сила которого доходила до 8 баллов. Из-за неспокойного моря, а также повреждений, нанесенных субмарине огнем, она потеряла свою остойчивость. Несмотря на все попытки моряков исполнить приказ военного командования СССР и любой ценой спасти подводную лодку, через 4 дня после пожара К-8 вместе с капитаном В. Бессоновым и 52 членами экипажа (из 104) пошла ко дну.

В настоящее время субмарина вместе с 2 ядерными реакторами, а также 4 торпедами с атомными боезарядами, находится на дне Атлантики в 500 километрах от берегов Испании на глубине 4 тысячи 680 метров. Пока у человечества нет никаких технических возможностей, чтобы безопасно поднять со дна Бискайского залива опасные ядерные останки подводной лодки К-8.

Атомная подлодка К-219

Во время тактического маневра проверки наличия слежения, при котором субмарина делает резкие изменения курса вплоть до поворота на 180 градусов (американцы называют такой маневр русских Crazy Ivan – «Сумасшедший Иван»), на борту К-219 произошла разгерметизация ракетно-пусковой шахты №6. Из-за резкого подтопления подлодка «провалилась» на глубину в 300 метров. Вода продолжала пребывать и было предложено экстренно всплыть для того, чтобы заполнить шахту водой и вытолкнуть поврежденную ракету за борт.

Однако взрыв произошел раньше. Вследствие его был поврежден не только корпус, но и оболочки боеголовок ракет с плутонием. Через несколько часов после взрыва правый реактор начал сильно перегреваться, что могло привести к его детонации. Ценой своей жизни 20-летний Сергей Преминин – матрос, трюмный машинист дивизиона движения электромеханической боевой части субмарины, вручную опустил компенсирующие решетки в реакторном отделении. Предотвратив тем самым ядерную катастрофу в Гольфстриме.

Подоспевшие на помощь терпящей бедствие подлодке советские гражданские корабли, смогли эвакуировать большую часть подводников. На субмарине остались только капитан и члены так называемой «аварийной партии» экипажа. Что касается погибших, то непосредственно на борту их было 4. Еще столько же членов экипажа умерли немного позже. Подлодку было решено отбуксировать в мурманский порт.

На этапе буксирования трос не выдержал и оборвался. Вода постоянно пребывала внутрь отсеков субмарины. Днем, 6 октября 1986 года, К-219 на ровном киле пошла на дно Антарктики. Сегодня останки ракетного подводного крейсера стратегического назначения покоятся на глубине 5 с половиной километров.

Подлодка К-278 «Комсомолец»

Именно К-278 принадлежит рекорд погружения для боевых подводных лодок, который не побит и до сих пор. В августе 1985 года «Комсомолец» смог уйти на глубину в 1 километр и 27 метров и благополучно всплыть на поверхность. Однако уже меньше чем через 4 года субмарина-рекордсмен выйдет в свой последний боевой поход – 7 апреля 1989 года К-278 затонет в Норвежском море.

На борту «Комсомольца», который в то время нес боевое дежурство и двигался со скоростью 8 узлов на глубине в 380 метров, начался пожар. До настоящего времени причины его возникновения так и не установлены. Все попытки экипажа ликвидировать огонь не увенчались успехом, однако лодке удалось благополучно всплыть на поверхность. Все это время пожар усиливался, превращаясь из локального в объемный.

Корпус атомной субмарины начал давать крен на левый борт и корму, после чего командир «Комсомольца», капитан 1 ранга Е. Ванин, отдал приказ об эвакуации экипажа. Буквально через несколько минут после этого подводная лодка, полностью утратив остойчивость, начала стремительно погружаться в холодные воды Норвежского моря. Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. В том числе и капитан субмарины.

В настоящее время «Комсомолец» покоится на глубине примерно 1,7 километра. Место нахождения затонувшей подлодки известно ученым и исследователям. Как норвежские, так и российские специалисты ведут постоянный мониторинг загрязнения радиоактивными изотопами на всей прилегающей акватории Норвежского моря.

Последние исследования 2019 года показали, что хотя видимой угрозы Норвегии или континентальной части РФ пока нет – радиационный фон на дне возле «Комсомольца» уже превышает допустимый в 100 тысяч раз.

Американские «субмарины-Чернобыли»

Останки подлодки покоятся на дне глубиной более 2,5 километров, хотя реактор субмарины при погружениях к ней исследовательских аппаратов так и не был обнаружен.

Еще одна американская атомная подлодка USS Scorpion затонула вместе с экипажем из 99 человек 22 мая 1968 года в том же Атлантическом океане во время возвращения в Норфолк из Средиземного моря. Причиной затопления является внезапное разрушение корпуса лодки под действием сильного гидростатического давления.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

10 крупнейших аварий на подводных лодках

Первая в своем роде атомная подводная лодка спустилась на воду в 1954 году. Будучи грозным оружием в водах мирового океана, подводные корабли представляют опасность для человечества и для собственного экипажа. Из-за пожара на глубоководном аппарате Министерства обороны РФ «Лошарик» 1 июля этого года погибли 14 военных моряков. В связи с этим мы решили вспомнить 10 крупнейших аварий на подводных лодках.

10. SS-109 (USS S-4), США (1927 г.)

До 1944 года большую часть службы субмарины проводили над водой и осуществляли погружение только для атаки или сокрытия от противника. Американская SS-109 затонула у полуострова Кейп-Код, подвергшись тарану корабля береговой охраны. В результате погибло 40 военнослужащих. Удивительно, но лодка вернулась на службу через год после аварии и отработала до своего списания в 1936 году.

9. «Щука» С117, СССР (1952 г.)

С117 – прародитель одной из самых больших подводных лодок в мире. В ходе затопления советской дизельно-электрической подлодки с торпедами пропали без вести 52 моряка. Причина катастрофы и место гибели корабля не известны до настоящего времени. Инцидент случился в декабре 1952 года во время подготовки к учебным маневрам на Японском море.

Не добравшись до места проведения учений, командующий С-117 донес информацию, что неисправен правый двигатель, поэтому боевая единица идет в назначенный квадрат на одном дизеле. Через некоторое время капитан отрапортовал об устранении неполадок. После этого связи с командой больше не было. Поиски «Щуки», которые проводили до 1953 года, закончились ничем.

8. «Трешер» SSN-593, США, (1963 г.)

Крушение американского атомного подводного корабля унесло 129 жизней во время учений недалеко от береговой линии штата Массачусетс (США). SSN-593 вышла в море для проведения проверки прочности корпуса на предельных глубинах. Из-за механических повреждений корпуса субмарина спешно пошла ко дну и взорвалась под водой на отметке 732 метра. Как показала фотосъемка с места аварии на глубине 2,5 км, взрыв был сильным и вызвал разброс крупных обломков в круге радиусом 300 м.

7. К129, СССР (1968 г.)

К-129 с дизельным двигателем и ядерными боеголовками затонула 8 марта 1968 года в акватории Тихого океана (недалеко от Гавайских островов) вместе с командой в составе от 96 до 98 подводников (данные разнятся). Причина аварии осталась неразгаданной, но было выдвинуто несколько теорий, одна из которых – столкновение с неизвестным кораблем штатов.

Согласно официальному докладу американских ВМС, которые смогли отыскать К-129 в 1974 году, виной трагической катастрофы, случившейся с советской субмариной, был подрыв на борту. При подъеме судна силами ВМС Америки подлодка разломилась на две части, но некоторые части крупных узлов удалось доставить на одну из дислокаций флота неприятеля. Во время их осмотра достали тела шести советских моряков, которых со всеми почестями позже американцы похоронили в море.

6. «Скорпион» SSN-589, США (1968 г.)

Военные силы США потеряли свою вторую АПЛ и 99 моряков 21 мая 1968 года в акватории Атлантики в 740 км юго-западнее Азорских островов. Экипаж должен был через 5 дней вернуться на базу, но судьба распорядилась иначе. Позже затонувший аппарат тщетно искали около полугода силами порядка 60 судов и 30 самолётов. Вскоре Scorpion нашли на глубине около 3000 метров с помощью гидролокации.

Как часто бывает, причину катастрофы до настоящего момента не установили. Наиболее возможным обоснованием причин считали детонацию торпеды, но некоторые эксперты усмотрели в этом тщательно скрываемый факт ликвидации «Скорпиона» советским подводным флотом.

5. K-8 (проект 627А «КИТ»), СССР (1970 г.)

Первым печальным лишением атомного морского флота СССР стало крушение К-8 вместе со всеми находившимися на её борту (52 чел.). 12 апреля 1970 года, находясь в дозоре в водах Средиземного моря, АПЛ дали приказ передислоцироваться в зону Бискайского залива для участия в масштабных учениях под названием «Океан-70».

Главной задачей корабля было выявление сил потенциального противника, прорывающегося под водой к морским границам СССР. Атомное судно затонуло до старта учебных маневров, запланированных на 14 апреля, в результате рокового пожара. К-8 «КИТ» затонула в 500 км от Испании, потеряв продольную устойчивость и в целом плавучесть. Погибая, экипаж сумел обезвредить ядерные реакторы.

4. К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»), СССР (1989 г.)

42 советских военнослужащих пали смертью храбрых (в основном от переохлаждения), 27 членов команды спаслись.

Атомное подводное судно третьего поколения, оснащенное быстрозарядными торпедными аппаратами, на тот момент было рекордсменом по глубине опускания под воду среди других — 1027 метра — был зафиксирован рекорд в 1985 году. Несмотря на свои возможности, «Комсомолец» погиб и затонул в Норвежском море в последствии возгорания в двух смежных отсеках.

Это случилось 7 апреля 1989 года, когда машина шла со скоростью 14,8 км/ч (8 узлов) на небольшой для себя глубине в 380 метров. В результате ЧП были поражены системы ёмкостей главного балласта, через которые субмарину наполнила забортная вода.

3. «Курск» К-141 (проект 949А «Антей»), РФ (2000 г.)

Служба атомного подводного крейсера-ракетоносца трагически прервалась 12 августа 2000 года во время тактических учений в Баренцевом море на отметке чуть более 100 метров. Из-за вытекания топлива из двигателя торпед прогремело два фатальных взрыва, и большая часть экипажа (из 118 человек на борту) скоропостижно погибла.

Двадцать три подводника смогли перебраться в неповрежденный отсек в задней части, где долгую неделю ждали, когда же придет помощь. Они умерли от недостатка кислорода, не дождавшись удачного завершения спасательной операции, развернувшейся в акватории между РФ и Норвегией. По количеству смертей среди моряков-подводников данный несчастный случай стал одним из крупнейших на атомных лодках в послевоенный период истории флота РФ. «Она утонула»… Так ответил В.В. Путин на волнующий всех вопрос американского журналиста «Что случилось с российской подлодкой «Курск»?» в прямом эфире канала CNN.

Процесс по подъему К-141 в несколько этапов проходил в течение 12 месяцев силами двадцати государств. Стоимость операции по поиску и подъему на тот момент оценивалась сотни миллионов долларов. После выемки останков корабля были найдены и захоронены сто пятнадцать погибших подводников. Трех моряков так и не удалось отыскать. Потенциально опасное вооружение лодки и реакторы с ядерным топливом (2 шт.) были эвакуированы.

2. «Мин 361», КНР (2003 г.)

16 апреля 2003 года, на очередных учениях военно-морского состава в заливе Бохайвань (Желтое море, северо-восточное побережье Китая), на подлодке «Мин 361» случилась нештатная ситуация – поломка диздвигателя. Неисправность поспособствовала скорому сокращению уровня кислорода. Весь состав экипажа (70 чел.) в последствие лишились жизни от удушения.

Тогда китайские власти впервые обнародовали факт катастрофы борта подводного флота. Согласно данным, опубликованным 2 мая 2003 года, «Мин 361» была найдена местными рыбаками, случайно зацепившими перископ своими сетями, на 9 день после трагического инцидента.

1. «Сан-Хуан», Аргентина (2017 г.)

Капитан «Сан-Хуана» перестал выходить на контакт 15 ноября 2017 года, сетуя перед этим на проблемы с электропитанием. Тогда подлодка с экипажем в составе 44 человек была на переходе с военно-морской базы в Мар-дель-Плата, в 1400 км от столицы Аргентины. Спустя сутки установить связь с ними не удалось. Через почти 2 недели после пропажи лодки сообщили, что операция по спасению моряков прекращается, так как запасов кислорода по расчетам могло хватить только на неделю.

Субмарину ВМС Аргентины обнаружили при помощи гидролокаторов только лишь в ноябре 2018 года, спустя год после исчезновения, на дне океана. О причинах ЧП стало известно на днях, из отчета немецкой компании, производителя затонувшей подлодки. Специалисты считают, что затопление отсеков началось через клапан в аккумуляторных отсеках. Это привело к короткому замыканию, и, соответственно, ко взрыву.

Командир пропавшей аргентинской АПЛ «Сан-Хуан» перед сборами в последний поход обещал матери, что это будет последний выход в море…

Последнее погружение. Аварии и катастрофы подводных лодок в СССР и России

7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара затонула советская атомная подводная лодка К‑278 “Комсомолец”. Погибли 42 человека, 27 членов экипажа удалось спасти.

Корпус лодки до сих пор находится на глубине свыше 1650 м. К месту затопления проводилось множество глубоководных экспедиций, которые изучали состояние корпуса, атомного реактора и торпед с ядерными зарядами. Мониторинг радиационной обстановки вокруг субмарины ведется постоянно, и российскими специалистами неоднократно устанавливалось, что угрозы для морской экосистемы нет.

В память об этой трагедии в соответствии с приказом главнокомандующего Военно-морского флота (ВМФ) РФ от 19 декабря 1995 года 7 апреля в России был установлен День памяти погибших подводников, не вернувшихся из походов.

Россия

Всего с 1992 года сообщалось о восьми случаях гибели подводников ВМФ РФ в результате аварий на субмаринах.

29 мая 1992 года в Североморске на борту атомной подводной лодки Б-502 (проект 671РТМ “Щука”) Северного флота произошел взрыв и пожар. Перед этим при отработке задач в море была замечена неисправность компрессора высокого давления в первом отсеке. После возвращения корабля на базу на борт субмарины прибыл начальник электромеханической службы дивизии капитан первого ранга Константин Ляшков. Когда агрегат запустили, произошел взрыв буферной емкости электрокомпрессора. В результате пять моряков пострадали, Ляшков от полученных ранений скончался по дороге в госпиталь.

26 января 1998 года в губе Западная Лица (Кольский полуостров) произошло ЧП на атомной подводной лодке Б-527 (проект 671РТМ “Щука”). При вводе главной энергетической установки периферийная компенсирующая решетка реактора №1 опустилась не до конца. При попытке снять заглушку регулировочного винта началось поступление в отсек воды из первого (радиоактивного) контура реактора. Пять человек получили острое ингаляционное отравление. Спустя час в отсек была направлена аварийная партия, которая ликвидировала течь и дезактивировала отсек. Через шесть часов в госпитале от “сердечно-сосудистой недостаточности и остановки кровообращения” скончался командир дивизиона движения капитан третьего ранга Сергей Соловьев, который снимал заглушку в четвертом отсеке.

12 августа 2000 года во время проведения военно-морских учений в Баренцевом море после взрывов и пожара затонул на глубине 108 м атомный подводный ракетоносец К-141 “Курск” (проект 949А “Антей”) Северного флота ВМФ России.

Согласно отчету правительственной комиссии, расследовавшей обстоятельства крушения, первый взрыв произошел в торпедном аппарате №4 из-за утечки компонентов топлива торпеды, позднее взорвались стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек, где умерли спустя сутки. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 118 человек — члены экипажа и гражданские специалисты. В сентябре-октябре 2001 года лодка была поднята и впоследствии утилизирована.

30 августа 2003 года в Баренцевом море близ острова Кильдин затонул атомный торпедоносец К-159 (проект 627А “Кит”). Выведенную из состава Северного флота ВМФ СССР в 1989-м подлодку буксировалали с базы в Гремихе в город Полярный для утилизации. Ядерный реактор был заглушен. В штормовых условиях произошел отрыв понтонов, субмарина не могла самостоятельно держаться на плаву и затонула на глубине около 170 м. Один из десяти членов швартовой команды продержался в холодной воде около двух часов и был спасен, остальные погибли.

14 ноября 2004 года в Вилючинске (Камчатка) произошло ЧП на атомной подводной лодке К-223 “Подольск” (проект 667БДР “Кальмар”). Во втором отсеке корабля матросы дозаправляли водой аккумуляторную батарею, перекачивая ее из цистерны пресной воды в цистерну долива, а оттуда в батарею. Однако редукционный клапан в последней был неисправен из-за коррозии, поэтому вода подавалась в нее с большим, чем необходимо, давлением. Цистерну долива разорвало, в результате чего один из матросов был отброшен на переборку и скончался от черепно-мозговой травмы. Еще двое членов экипажа получили легкие ранения.

7 сентября 2006 года в районе полуострова Рыбачий в Баренцевом море произошло возгорание обратимого преобразователя в шестом (электромеханическом) отсеке атомной подводной лодки Б-414 “Даниил Московский” (проект 671РТМК “Щука”). Сработала аварийная защита реактора. Личный состав не выполнил полную герметизацию пострадавшего отсека, продуктами горения оказался загазован и пятый отсек. Мичман Рафим Шабанов и матрос Игорь Этюев включились в неприспособленные для дыхания в условиях пожаров изолирующие аппараты ИДА-59М, стали задыхаться, сорвали с себя маски и погибли от отравления угарным газом. После 14 часов без хода подводная лодка была отбуксирована на базу.

8 ноября 2008 года во время заводских испытаний на полигоне Тихоокеанского флота ВМФ России в Японском море на еще не принятой в состав флота атомной подводной лодке К-152 “Нерпа” (проект 971У “Щука-Б”) произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. Погибли трое военнослужащих и 17 гражданских специалистов, более 40 человек получили отравления различной степени тяжести.

2 июля 2019 года стало известно, что 1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах ВМФ РФ, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. В результате отравления продуктами горения погибли 14 моряков-подводников. Благодаря самоотверженным действиям команды очаг возгорания был ликвидирован. Причины произошедшего устанавливаются.

5 июля “за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга” Владимир Путин присвоил звание Героя России посмертно капитанам первого ранга Андрею Воскресенскому, Денису Опарину, Константину Сомову и капитану второго ранга Дмитрию Соловьеву. Кроме того, десять офицеров посмертно были награждены орденом Мужества.

СССР

13 ноября 1940 года в Мотовском заливе Баренцева моря во время учебного погружения по курсу боевой подготовки затонула при невыясненных обстоятельствах дизельная подводная лодка Д-1 (до 21 августа 1934-го — “Декабрист”) с экипажем из 55 человек. Точное место гибели корабля не определено.

27 января 1961 года во время погружения в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С-80 (проект 644) Северного флота. Клапан шахты РДП (шноркель, система работы дизеля под водой) не сработал из-за обледенения, так как его обогрев был отключен. Когда в прочный корпус стала поступать вода, трюмный машинист не смог закрыть шахту. Экипаж опоздал с продуванием главного балласта на 30 с, не был дан ход главными электродвигателями. Скорость корабля упала до нуля, и с большим дифферентом лодка упала на грунт. В катастрофе погибли все 68 человек на борту. С-80 была обнаружена только в 1968-м. Поднята 24 июля 1969 года, а впоследствии разделана на металл.

4 июля 1961 года произошло первое катастрофическое ЧП на советской атомной субмарине. Во время океанских учений в Норвежском море (в 70 милях от острова Ян-Майен) произошла авария реактора на первой в СССР ракетной атомной подводной лодке — К-19 (проект 658) Северного флота. Восемь членов экипажа из 104 получили смертельные дозы радиации и в течение недели умерли. После эвакуации экипажа получивший повреждения корабль был отбуксирован на базу.

11 января 1962 года произошла крупнейшая по количеству жертв катастрофа советской субмарины. На дизельной подводной лодке Б-37 (проект 641) Северного флота, пришвартованной в пункте базирования Полярный, возник пожар в торпедном отсеке. В результате взрыва боезапаса носовую часть лодки оторвало вплоть до рубки, также получила повреждения и частично затонула стоявшая рядом у пирса дизельная субмарина С-350 (проект 633). На обоих кораблях и пирсе погибли в общей сложности 122 человека. Причина взрыва боезапаса точно не установлена.

8 марта 1968 года в Тихом океане в районе Гавайских островов затонула советская дизельная подводная лодка К-129 проекта 629А, вооруженная баллистическими ракетами и находившаяся на боевом патрулировании. Погибли 98 моряков. Точные причины катастрофы неизвестны. Существуют разные версии: затопление через шахту шноркеля, столкновение с американской субмариной или судном, взрыв аккумуляторных батарей. В 1974-м США сумели поднять два отсека К-129.

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе (Атлантический океан) в условиях восьмибалльного шторма после возникшего 8 апреля на борту пожара затонула атомная подводная лодка К-8 (проект 627А “Кит”) Северного флота. Погибли 52 из 125 членов экипажа; К-8 стала первым кораблем, потерянным советским атомным флотом. Причиной пожара было возгорание патронов системы регенерации воздуха. Лодка не была поднята.

24 февраля 1972 года в северной части Атлантического океана (в 1,1 тыс. км северо-восточнее острова Ньюфаундленд) на борту атомного подводного ракетоносца К-19 (проект 658) Северного флота возник пожар. Всплыв, лодка оказалась без хода, так как не удалось запустить дизель-генераторы. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов советского ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К-19, подать на лодку электричество и воздух высокого давления и отбуксировать пострадавший корабль на базу. Всего в результате пожара на лодке погибли 28 человек.

14 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) атомный подводный ракетоносец К-56 (проект 675) Тихоокеанского флота в надводном положении в условиях тумана столкнулся с советским научно-исследовательским судном “Академик Берг”. На стыке первого и второго отсеков образовалась пробоина, во второй отсек начал поступать хлор из аккумуляторных батарей. Погибли 27 человек. От затопления лодку спас капитан второго ранга Леонид Пшеничный, который успел загерметизировать кормовую переборку. Командиром было принято решение выбросить лодку на отмель, что предотвратило полное затопление первого отсека. В столкновении был обвинен экипаж подлодки и частично судна “Академик Берг”, которое двигалось на выход из залива по входной линии фарватера. Лодка была отбуксирована на базу на понтонах, восстановлена, продолжила службу до 1992 года.

21 августа 1980 года в Тихом океане восточнее японского острова Окинава на атомной подводной лодке К-122 (проект 659Т) Тихоокеанского флота произошел пожар. Погибли 14 человек. Лодка всплыла, но осталась без хода и связи. Моряки вручную заглушили реактор и сигнальными ракетами привлекли внимание английского газовоза Harry, с которого удалось передать донесение об аварии в штаб ВМФ. Через девять часов к месту аварии подошло учебное судно “Меридиан” Владивостокского мореходного училища, на которое перешла большая часть экипажа. Позднее лодка была отбуксирована на базу.

21 октября 1981 года в проливе Босфор Восточный близ побережья Приморского края советская дизельная подлодка С-178 проекта 613В затонула после столкновения с сухогрузом “Рефрижератор-13”. Причиной послужили многочисленные нарушения обоих экипажей, а также береговых служб — и субмарина, и торговое судно самовольно изменили курс, при этом не зная обстановки в районе плавания и не сумев обнаружить друг друга. С-178, получив пробоину в левом борту, легла на грунт на глубине около 30 м. Спасательная операция длилась двое суток, подводники покидали затонувшую субмарину через торпедные аппараты. Всего погибли 32, спаслись 27 человек.

23 июня 1983 года при погружении в бухте Саранная (Камчатский край) затонул атомный подводный ракетоносец К-429 (проект 670 “Скат”) Тихоокеанского флота. Через вентиляционную систему затопило четвертый отсек, лодка легла на грунт на глубине 40 м. В результате погибли 16 человек (двое — при выходе из лодки), остальные 104 моряка смогли покинуть корабль. Позднее лодка была поднята и переоборудована в учебно-тренировочную станцию, утилизирована в 2001–2002 годах.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: