0 просмотров

Сколько подводных лодок затонуло у сша

TNI: Удастся ли российским подлодкам потопить американский флот в случае войны?

В ВМС США с тревогой наблюдают за «усиливающейся угрозой» со стороны подводного флота России и Китая, однако проблема скорее заключается в том, что возможности американской противолодочной обороны существенно ослабли, считает редактор американского журнала по военно-политической тематике The National Interest (TNI) Дейв Маджумдар.

«Соединенные Штаты вместе со своими партнерами по НАТО допустили серьезное отставание в вопросах противолодочной обороны, поскольку их внимание было приковано к войнам в Ираке и Афганистане», — уверен капитан первого ранга в отставке Джерри Хендрикс, работающий директором программы военных стратегий и оценок в Центре новой американской безопасности (Center for a New American Security).

Редактор TNI, ссылаясь на опубликованный недавно доклад Центра стратегических и международных исследований (CSIS) под названием «Подводная война в Северной Европе», сообщает, что сегодня в боевом составе ВМФ РФ имеется примерно 56 подводных лодок, но, как утверждается, «в эксплуатационной готовности находится меньше». В Народно-освободительной армии Китая (НОАК) имеется около 70 субмарин, однако по своим качественным характеристикам они существенно отстают от американских и российских.

По данным CSIS, в составе ВМС США имеется примерно 52 ударные субмарины при потребности 48 лодок, но к 2029 году их останется 41. Военно-морское командование США признает, что 48 лодок — это слишком мало, и в настоящее время изучает возможности по увеличению этой цифры. Однако у американских ВМС мало возможностей для количественного увеличения подводного флота.

«В конце 20-х — начале 30-х годов мы достигнем минимума в количестве 40−41 лодка, и только потом начнем выбираться из этой ямы, — заявил контр-адмирал Майкл Джебели, возглавляющий в ВМС США программу строительства подлодок. — В данный момент мы не в состоянии решить эту проблему. Это результат решений, принятых много лет назад».

Как отмечает Маджумдар, «поскольку Россия и Китай наращивают активность своих подводных сил, американские ВМС ощущают острую потребность усовершенствовать свою систему противолодочной обороны».

«Россия и Китай могут серьезно осложнить оперативные планы ВМС США, — пояснил капитан Хендрикс. — Дело в том, что нашу основу составляют силы передового базирования, размещенные в 19 морских регионах мира, где у нас есть четко обозначенные национальные интересы. Все, что надо сделать России и Китаю, это направить несколько своих подлодок в те воды, где действуют наши корабли разных типов, начиная с кораблей прибрежной зоны и кончая суперавианосцами. И мы это сразу заметим».

Проблема не только в недостаточном финансировании работ по противолодочной обороне. Налицо явное снижение уровня боевой подготовки ВМС США, говорится в статье.

«Мы прилагаем недостаточно усилий к тому, чтобы наши противолодочные силы были на высоте. На авианосцах больше нет S-3 Viking (палубный противолодочный самолет), а экипажи вертолетов с опускаемыми гидролокаторами на учениях последних лет недостаточно оттачивают свои навыки, из-за чего командиры ударных групп не могут сказать, что в спорных водах они чувствуют себя в безопасности, — комментирует Хендрикс. — Кроме того, экипажи наших надводных кораблей с носовыми гидролокаторами и пассивными кормовыми гидроакустическими станциями также подготовлены недостаточно, особенно к борьбе с опасными целями, такими как современные атомные подводные лодки и лучшие дизельные субмарины, и они не всегда знают, что им надо делать».

Кроме того, отмечают американские военные эксперты, от недостаточного уровня подготовки ВМС страдают не только ударные авианосные группы и надводные корабли, но и морская патрульная авиация, базирующаяся на берегу и ведущая охоту за субмаринами. У экипажей этих самолетов недостаточно опыта для успешного противодействия «растущей угрозе со стороны подводного флота России и Китая».

«Летчики морской патрульной авиации мало летают на своих новых противолодочных самолетах P-8 Poseidon и поэтому не могут быть уверены в своих навыках при ведении масштабной противолодочной борьбы. Нам нужны крупные учения по противолодочной обороне против малошумных лодок, и нам нужно много таких учений», — заявил Хендрикс.

Резюмируя, редактор The National Interest отмечает, что у Китая есть крупные подводные силы, но «его субмарины технически несовершенны, поэтому КНР предстоит еще многое сделать, прежде чем она войдет в высшую военно-морскую лигу и сможет составить конкуренцию США и России».

Проблема для США и НАТО состоит скорее не в усиливающемся российском флоте, а в отсутствии у Запада современных средств противолодочной борьбы, уверены эксперты.

Крупнейшие катастрофы на иностранных подводных лодках после 1945 года

Власти Аргентины официально прекратили операцию по спасению 44 моряков с подводной лодки San Juan, которая пропала в Южной Атлантике в середине ноября. Саму подводную лодку при этом продолжат искать. О пропаже подлодки стало известно 17 ноября.

РБК вспомнил крупнейшие аварии с иностранными подводными лодками после Второй мировой войны

16 апреля 1951 года субмарина Affray покинула порт приписки для участия в учениях. На борту находилось 75 человек. Вскоре подлодка перестала выходить на связь. Ее удалось обнаружить лишь через два месяца на глубине около 90 м в водах Ла-Манша. Выживших на борту не оказалось. Установить окончательную причину гибели корабля так и не удалось. Официальное расследование пришло к выводу об усталости металла в одном из узлов, отвечающем за снабжение воздухом. По другой версии, причиной послужил взрыв на борту.

4 апреля 1953 года турецкая субмарина Dumlupinar столкнулась в проливе Дарданеллы со шведским грузовым судном Naboland, после чего быстро затонула на глубине 85 м. В момент столкновения на мостике находилось пять подводников, им удалось спастись. Остальные члены экипажа, 81 человек, погибли.

10 апреля 1963 года головная атомная подлодка проекта Thresher вышла в море для проведения тестовых глубоководных погружений. Испытания обернулись крупнейшей аварией в истории мирового подводного флота. Из-за нарушения целостности корпуса и поступления воды в машинное отделение лодка стремительно ушла на предельную глубину и начала разваливаться. Ее обломки лежат на глубине 2560 м в Атлантическом океане. На борту находилось 129 человек, все погибли. Эта катастрофа стала первой в истории гибелью атомной подводной лодки.

25 января 1968 года в Средиземном море затонула израильская дизельная подводная лодка «Дакар». Построенная в Великобритании субмарина следовала из Портсмута в Хайфу. Обнаружить затонувшую подлодку удалось только спустя 31 год: ее нашли на утвержденном маршруте на глубине 3 км. Сразу после гибели субмарины израильские военные выдвинули версию, что «Дакар» была потоплена советской подлодкой. После проведения экспертизы это подозрение было снято: в 2015 году СМИ сообщили, что к потере контроля над субмариной могла привести техническая неисправность.

22 мая 1968 года в Атлантическом океане затонула еще одна атомная подводная лодка (АПЛ) — американская Scorpion. Причину ее гибели установить так и не удалось, в качестве одного из возможных вариантов называли взрыв торпеды на борту. Сама АПЛ лежит на глубине более 3 км, а представители ВМС США периодически мониторят радиационный фон в районе затопления. В 2012 году ветераны американского флота призывали возобновить расследование причин катастрофы и провести подводную экспедицию.

3 декабря 1971 года у юго-восточного побережья Индии во время индо-пакистанской войны затонула пакистанская подводная лодка «Гази». На борту находилось 92 члена экипажа, все они погибли. Индийские военные утверждали, что лодка была потоплена их эсминцем «Раджпут». По словам пакистанской стороны, это произошло из-за взрыва на борту или подрыва на мине. Гибель «Гази» стала первой боевой потерей подводной лодки со времен Второй мировой войны.

16 апреля 2003 года в Желтом море затонула китайская подводная лодка № 361. На борту находилось 70 членов экипажа, все они погибли. Власти Китая сообщили о катастрофе только 3 мая 2003 года. В качестве причины была названа неисправность системы отключения дизеля, что привело к выработке всего кислорода на борту. В ходе расследования катастрофы в отставку были отправлены четверо высокопоставленных военных.

Хронология катастроф подводных лодок в мире

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 июля 2019 года в Минобороны РФ сообщили, что 1 июля на военном научно-исследовательском глубоководном аппарате возник пожар, погибли 14 подводников. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила хронологию катастроф и аварий подводных лодок, приводивших к гибели людей. Всего в мире (без учета РФ) в XXI веке зафиксировано пять таких случаев.

16 апреля 2003 года в Бохайском заливе Желтого моря затонула дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) №361 (тип 035, по классификации НАТО – “Мин”) ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Погибли все находившиеся на борту 70 моряков. Корабль несколько дней дрейфовал в китайских территориальных водах и лишь 25 апреля 2003 года был обнаружен рыбаками. Власти страны сообщили о катастрофе только 3 мая 2003 года, назвав причину – неисправность системы отключения дизеля, что привело к выработке всего кислорода на борту, когда лодка находилась в подводном положении. Инцидент привел к отставке четырех старших офицеров ВМС НОАК.

5 октября 2004 года произошел пожар на борту ДЭПЛ канадских ВМС SSK879 Chicoutimi. В момент аварии корабль возвращался в Канаду после ремонта на военно-морской базе Клайд в Шотландии и находился в Атлантическом океане в 100 милях к западу от берегов Ирландии. Подводная лодка вынужденно всплыла и через два дня была отбуксирована в Ирландию. Девять членов экипажа отравились продуктами горения, один из моряков скончался в госпитале. Как выяснилось по итогам расследования, к пожару привели ошибки при ремонте, приведшие к попаданию забортной воды в кабельные соединения и короткому замыканию.

8 января 2005 года атомная подводная лодка ВМС США SSN-711 San Francisco класса Los Angeles в 560 км к югу от Гуама, на глубине 160 м, столкнулась с подводной горой. Субмарина, шедшая на полном ходу, получила значительные повреждения передних балластных цистерн и обтекателя головного сонара, при этом внутренний корпус и реакторная установка не пострадали. В результате столкновения 98 членов экипажа получили различные травмы. Один из моряков от полученного ранения головы на следующий день скончался. Субмарина вернулась в Гуам, впоследствии прошла ремонт и вернулась к боевой службе.

14 августа 2013 года во время стоянки в Мумбаи индийская ДЭПЛ российской постройки Sindhurakshak (с санскр. “Морской страж”, проект 877ЭКМ) затонула на глубине 15 м после взрыва топлива и боеприпаса. Погибли 18 человек. После подъема субмарины в декабре 2014 года представители ВМС Индии заявили, что катастрофа произошла из-за ошибки экипажа, вызванной переутомлением.

15 ноября 2017 года пропала связь с ДЭПЛ S42 San Juan ВМС Аргентины. 31 октября корабль вышел в поход из г. Мар-дель-Плата (провинция Буэнос-Айрес, центральная часть страны), на борту были 44 человека. 16 ноября аргентинские ВМС начали поисковую операцию, 23 ноября – официально сообщили, что на борту корабля произошел взрыв. Все находившиеся на его борту признаны погибшими. 17 ноября 2018 года власти Аргентины сообщили об обнаружении San Juan. Разрушенный корпус субмарины лежит на дне Атлантического океана на глубине более 900 м.

10 крупнейших аварий на подводных лодках

Первая в своем роде атомная подводная лодка спустилась на воду в 1954 году. Будучи грозным оружием в водах мирового океана, подводные корабли представляют опасность для человечества и для собственного экипажа. Из-за пожара на глубоководном аппарате Министерства обороны РФ «Лошарик» 1 июля этого года погибли 14 военных моряков. В связи с этим мы решили вспомнить 10 крупнейших аварий на подводных лодках.

10. SS-109 (USS S-4), США (1927 г.)

До 1944 года большую часть службы субмарины проводили над водой и осуществляли погружение только для атаки или сокрытия от противника. Американская SS-109 затонула у полуострова Кейп-Код, подвергшись тарану корабля береговой охраны. В результате погибло 40 военнослужащих. Удивительно, но лодка вернулась на службу через год после аварии и отработала до своего списания в 1936 году.

9. «Щука» С117, СССР (1952 г.)

С117 – прародитель одной из самых больших подводных лодок в мире. В ходе затопления советской дизельно-электрической подлодки с торпедами пропали без вести 52 моряка. Причина катастрофы и место гибели корабля не известны до настоящего времени. Инцидент случился в декабре 1952 года во время подготовки к учебным маневрам на Японском море.

Не добравшись до места проведения учений, командующий С-117 донес информацию, что неисправен правый двигатель, поэтому боевая единица идет в назначенный квадрат на одном дизеле. Через некоторое время капитан отрапортовал об устранении неполадок. После этого связи с командой больше не было. Поиски «Щуки», которые проводили до 1953 года, закончились ничем.

8. «Трешер» SSN-593, США, (1963 г.)

Крушение американского атомного подводного корабля унесло 129 жизней во время учений недалеко от береговой линии штата Массачусетс (США). SSN-593 вышла в море для проведения проверки прочности корпуса на предельных глубинах. Из-за механических повреждений корпуса субмарина спешно пошла ко дну и взорвалась под водой на отметке 732 метра. Как показала фотосъемка с места аварии на глубине 2,5 км, взрыв был сильным и вызвал разброс крупных обломков в круге радиусом 300 м.

7. К129, СССР (1968 г.)

К-129 с дизельным двигателем и ядерными боеголовками затонула 8 марта 1968 года в акватории Тихого океана (недалеко от Гавайских островов) вместе с командой в составе от 96 до 98 подводников (данные разнятся). Причина аварии осталась неразгаданной, но было выдвинуто несколько теорий, одна из которых – столкновение с неизвестным кораблем штатов.

Согласно официальному докладу американских ВМС, которые смогли отыскать К-129 в 1974 году, виной трагической катастрофы, случившейся с советской субмариной, был подрыв на борту. При подъеме судна силами ВМС Америки подлодка разломилась на две части, но некоторые части крупных узлов удалось доставить на одну из дислокаций флота неприятеля. Во время их осмотра достали тела шести советских моряков, которых со всеми почестями позже американцы похоронили в море.

6. «Скорпион» SSN-589, США (1968 г.)

Военные силы США потеряли свою вторую АПЛ и 99 моряков 21 мая 1968 года в акватории Атлантики в 740 км юго-западнее Азорских островов. Экипаж должен был через 5 дней вернуться на базу, но судьба распорядилась иначе. Позже затонувший аппарат тщетно искали около полугода силами порядка 60 судов и 30 самолётов. Вскоре Scorpion нашли на глубине около 3000 метров с помощью гидролокации.

Как часто бывает, причину катастрофы до настоящего момента не установили. Наиболее возможным обоснованием причин считали детонацию торпеды, но некоторые эксперты усмотрели в этом тщательно скрываемый факт ликвидации «Скорпиона» советским подводным флотом.

5. K-8 (проект 627А «КИТ»), СССР (1970 г.)

Первым печальным лишением атомного морского флота СССР стало крушение К-8 вместе со всеми находившимися на её борту (52 чел.). 12 апреля 1970 года, находясь в дозоре в водах Средиземного моря, АПЛ дали приказ передислоцироваться в зону Бискайского залива для участия в масштабных учениях под названием «Океан-70».

Главной задачей корабля было выявление сил потенциального противника, прорывающегося под водой к морским границам СССР. Атомное судно затонуло до старта учебных маневров, запланированных на 14 апреля, в результате рокового пожара. К-8 «КИТ» затонула в 500 км от Испании, потеряв продольную устойчивость и в целом плавучесть. Погибая, экипаж сумел обезвредить ядерные реакторы.

4. К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»), СССР (1989 г.)

42 советских военнослужащих пали смертью храбрых (в основном от переохлаждения), 27 членов команды спаслись.

Атомное подводное судно третьего поколения, оснащенное быстрозарядными торпедными аппаратами, на тот момент было рекордсменом по глубине опускания под воду среди других — 1027 метра — был зафиксирован рекорд в 1985 году. Несмотря на свои возможности, «Комсомолец» погиб и затонул в Норвежском море в последствии возгорания в двух смежных отсеках.

Это случилось 7 апреля 1989 года, когда машина шла со скоростью 14,8 км/ч (8 узлов) на небольшой для себя глубине в 380 метров. В результате ЧП были поражены системы ёмкостей главного балласта, через которые субмарину наполнила забортная вода.

3. «Курск» К-141 (проект 949А «Антей»), РФ (2000 г.)

Служба атомного подводного крейсера-ракетоносца трагически прервалась 12 августа 2000 года во время тактических учений в Баренцевом море на отметке чуть более 100 метров. Из-за вытекания топлива из двигателя торпед прогремело два фатальных взрыва, и большая часть экипажа (из 118 человек на борту) скоропостижно погибла.

Двадцать три подводника смогли перебраться в неповрежденный отсек в задней части, где долгую неделю ждали, когда же придет помощь. Они умерли от недостатка кислорода, не дождавшись удачного завершения спасательной операции, развернувшейся в акватории между РФ и Норвегией. По количеству смертей среди моряков-подводников данный несчастный случай стал одним из крупнейших на атомных лодках в послевоенный период истории флота РФ. «Она утонула»… Так ответил В.В. Путин на волнующий всех вопрос американского журналиста «Что случилось с российской подлодкой «Курск»?» в прямом эфире канала CNN.

Процесс по подъему К-141 в несколько этапов проходил в течение 12 месяцев силами двадцати государств. Стоимость операции по поиску и подъему на тот момент оценивалась сотни миллионов долларов. После выемки останков корабля были найдены и захоронены сто пятнадцать погибших подводников. Трех моряков так и не удалось отыскать. Потенциально опасное вооружение лодки и реакторы с ядерным топливом (2 шт.) были эвакуированы.

2. «Мин 361», КНР (2003 г.)

16 апреля 2003 года, на очередных учениях военно-морского состава в заливе Бохайвань (Желтое море, северо-восточное побережье Китая), на подлодке «Мин 361» случилась нештатная ситуация – поломка диздвигателя. Неисправность поспособствовала скорому сокращению уровня кислорода. Весь состав экипажа (70 чел.) в последствие лишились жизни от удушения.

Тогда китайские власти впервые обнародовали факт катастрофы борта подводного флота. Согласно данным, опубликованным 2 мая 2003 года, «Мин 361» была найдена местными рыбаками, случайно зацепившими перископ своими сетями, на 9 день после трагического инцидента.

1. «Сан-Хуан», Аргентина (2017 г.)

Капитан «Сан-Хуана» перестал выходить на контакт 15 ноября 2017 года, сетуя перед этим на проблемы с электропитанием. Тогда подлодка с экипажем в составе 44 человек была на переходе с военно-морской базы в Мар-дель-Плата, в 1400 км от столицы Аргентины. Спустя сутки установить связь с ними не удалось. Через почти 2 недели после пропажи лодки сообщили, что операция по спасению моряков прекращается, так как запасов кислорода по расчетам могло хватить только на неделю.

Субмарину ВМС Аргентины обнаружили при помощи гидролокаторов только лишь в ноябре 2018 года, спустя год после исчезновения, на дне океана. О причинах ЧП стало известно на днях, из отчета немецкой компании, производителя затонувшей подлодки. Специалисты считают, что затопление отсеков началось через клапан в аккумуляторных отсеках. Это привело к короткому замыканию, и, соответственно, ко взрыву.

Командир пропавшей аргентинской АПЛ «Сан-Хуан» перед сборами в последний поход обещал матери, что это будет последний выход в море…

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: