6 просмотров

Сколько подводных лодок на вооружении россии

Подводный флот России

Важнейшей частью военно-морского флота Российской Федерации являются подводные лодки. Современные субмарины могут выполнять широкий круг задач по обнаружению и уничтожению кораблей, подлодок, а также наземных целей противника. Кроме того, морской компонент стратегических ядерных сил полностью построен на основе подводных лодок. В составе четырех флотов страны, кроме Каспийской флотилии, служат 76 подводных лодок различных типов.

Подводная лодка, ПЛ, субмарина – класс кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении. В отличие от надводного судна, подводная лодка обладает способностью преднамеренно изменять свою осадку вплоть до полного погружения в воду и ухода на глубину за счёт заполнения забортной водой цистерн балласта. Погружение и всплытие лодок осуществляется за счёт погашения и восстановления запаса плавучести. Важнейшее тактическое свойство и преимущество военных подводных лодок – скрытность.

Субмарины относят к определенному поколению на основании совокупности характеристик, качественно меняющих шансы на успешное боевое применение в условиях быстро развивающейся противолодочной обороны. Применительно к подводным лодкам, понятие поколений возникло при появлении атомных подводных лодок, в связи с тем, что в ходе гонки вооружений наиболее радикальной технической модернизации подвергались в первую очередь именно АПЛ. Причём усовершенствования приводили к качественным скачкам в развитии подводного кораблестроения.

Атомные подводные лодки

С баллистическими ракетами:

Статья в тему:  С какого числа разрешена рыбалка с лодки

Проект 667БДР
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 «Петропавловск-Камчатский» (выведена из состава флота в 2010 году)
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 «Зеленоград» (выведена из состава флота в 2010 году)

Проект 667БДРМ
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула»

Проект 09787
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения БС-64 «Подмосковье»

Проект 941
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 «Архангельск»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 «Северсталь»

Проект 955
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Александр Невский»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах»

С крылатыми ракетами:

Проект 855
Атомная подводная лодка «Северодвинск»

Проект 855М
Атомный ракетный подводный крейсер «Казань»

Проект 949А
Атомная подводная лодка К-119 «Воронеж»
Атомная подводная лодка К-266 «Орел»
Атомная подводная лодка К-410 «Смоленск»
Атомная подводная лодка К-456 «Тверь»
Атомная подводная лодка К-132 «Иркутск»
Атомная подводная лодка К-186 «Омск»
Атомная подводная лодка К-150 «Томск»
Атомная подводная лодка К-442 «Челябинск»

Статья в тему:  Как начертить лодку

С ракетно-торпедным вооружением:

Проект 671РТМК
Атомная подводная лодка «Даниил Московский»
Атомная подводная лодка «Тамбов»
Атомная подводная лодка Б-138 «Обнинск»
Атомная подводная лодка Б-388 «Петрозаводск»

Проект 945
Атомная подводная лодка Б-276 «Кострома»
Атомная подводная лодка Б-239 «Карп»

Проект 945А
Атомная подводная лодка Б-336 «Псков»
Атомная подводная лодка Б-534 «Нижний Новгород»

Проект 971
Атомная подводная лодка К-157 «Вепрь»
Атомная подводная лодка К-295 «Самара»
Атомная подводная лодка К-317 «Пантера»
Атомная подводная лодка К-461 «Волк»
Атомная подводная лодка К-331 «Магадан»
Атомная подводная лодка К-328 «Леопард»
Атомная подводная лодка К-154 «Тигр»
Атомная подводная лодка К-419 «Кузбасс»
Атомная подводная лодка К-263 «Барнаул»
Атомная подводная лодка К-391 «Братск»
Атомная подводная лодка К-322 «Кашалот»

Проект 971И
Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» (в настоящее время в составе ВМС Индии)

Проект 971М
Атомная подводная лодка К-335 «Гепард»

Атомные глубоководные станции:

Проект 1910
АС-13
АС-15
АС-33

АПЛ специального назначения:

Проект 1851
АС-21
АС-23
АС-35

Проект 09786
КС-129 «Оренбург»

Дизельные подводные лодки

Проект 641Б
Дизельная подводная лодка Б-380 «Святой князь Георгий»

Проект 877
Дизельная подводная лодка Б-187 «Комсомольск-на-Амуре»
Дизельная подводная лодка Б-394 «Нурлат»
Дизельная подводная лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец»
Дизельная подводная лодка Б-459 «Владикавказ»
Дизельная подводная лодка Б-402 «Вологда» (выведена из состава флота и ожидает утилизации)
Дизельная подводная лодка Б-190 «Краснокаменск»
Дизельная подводная лодка Б-177 «Липецк»
Дизельная подводная лодка Б-471 «Магнитогорск»
Дизельная подводная лодка Б-345 «Могоча»
Дизельная подводная лодка Б-401 «Новосибирск» (выведена из состава флота и ожидает утилизации)
Дизельная подводная лодка Б-260 «Чита»
Дизельная подводная лодка Б-808 «Ярославль»
Дизельная подводная лодка Б-806 «Дмитров»
Дизельная подводная лодка Б-227 «Выборг» (во второй половине 2018 года выведена из состава флота)
Дизельная подводная лодка Б-494 «Усть-Большерецк»
Дизельная подводная лодка Б-464 «Усть-Камчатск»

Статья в тему:  Как перевезти лодку к воде

Проект 877В
Дизельная подводная лодка Б-871 «Алроса»

Проект 877ЛПМБ
Дизельная подводная лодка Б-800 «Калуга»

Проект 677 «Лада»
Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург»

Проект 20120
Опытовая дизель-электрическая подводная лодка Б-90 «Саров»

Проект 636.3
Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск»
Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону»
Дизель-электрическая подводная лодка «Старый Оскол»
Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар»
Дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород»
Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино»

26 марта 2020 года Подводная лодка Черноморского флота «Колпино» вышла на учения в Черное море, для отработки различных учебно-боевых задач в надводном и в подводном положениях. Личный состав ДЭПЛ проводит внутрикорабельные учения по управлению кораблём и оттачиванию алгоритма действий по погружению на различные глубины от перископной до рабочей различными способами – как в дрейфе, так и на ходу. Также подводники отрабатывают порядок действий по управлению лодкой при всплытии в надводное положение. После возвращения в пункт постоянной дислокации командование флота проведет анализ и оценку действий экипажа.

2 марта 2020 года начались швартовные испытания большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Волхов». Испытания займут около трех месяцев. За этот срок специалисты проверят все системы, устройства и механизмы корабля. Среди них навигационная система, комплекс связи, общекорабельные системы, системы управления, комплекс торпедно-ракетного вооружения, гидроакустический комплекс и другие. После завершения швартовных испытаний корабль сможет отправиться на заводские ходовые и государственные испытания.

Статья в тему:  Какой выбрать лодочный мотор до 10л.с

26 декабря 2019 года на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге состоялся торжественный спуск на воду новой дизель-электрической подводной лодки «Волхов» проекта 636.3. Является второй из шести подлодок, строящихся для ТОФ. В торжественной церемонии спуска субмарины приняли участие командующий Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота Владимир Якушев и генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.

28 июля 2017 года на «Адмиралтейских верфях» состоялась церемония закладки большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Волхов» для Тихоокеанского флота России, с заводским номером 01615. В торжественном мероприятии приняли участие заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, начальник управления кораблестроения Главного командования ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.

3 марта 1720 года В Санкт-Петербурге была заложена первая российская подводная лодка, «потаенное судно» Ефимом Никоновым. Император Петр I часто заходил на участок строительства, интересовался ходом работ, подсказывал, как и что лучше сделать, подбадривал мастеров. В конце января 1721 года строительство судна-модели было в основном закончено, а в марте Никонов лично доложил об этом Государю, но испытания задержались и прошли гораздо поздней.

Ни два, ни полтора: что представляет собой подводный флот России

Виктор Кузовков

Именно на плечах моряков-подводников лежит огромный груз ответственности за функционирование и боевую устойчивость одного из столпов наших стратегических ядерных сил, а именно ракетоносного подводного флота. И без их непростой работы так называемая «ядерная триада» (наземные, подводные и военно-воздушные стратегические ядерные силы) сразу стала бы слабее на треть.

Статья в тему:  Какой бензин заливать в лодочный мотор

Но за поздравительными словами нам все-таки не стоит забывать о реальности и желательно присмотреться к тому, что же из себя представляет современный подводный флот России, каковы его перспективы и сможет ли он выполнять возложенную на него миссию уже через десять лет. Тем более, что причин для тревоги более, чем достаточно…

Прежде всего, простое количественное сравнение имеющихся у крупнейших геополитических игроков сил и средств показывает, что у РФ, мягко говоря, далеко не все так радужно, как хотелось бы.

На сегодняшний момент в составе ВСФ России находятся 26 нестратегических атомных подводных лодок, из которых 9 так называемых ПЛАРК (Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми) и 17 МАПЛ (Многоцелевая атомная подводная лодка). Строго говоря, есть ещё несколько экземпляров, в том числе новых, но по каким-то причинам пока не боеготовых. В частности, это ПЛАРК«Казань» проекта 885М «Ясень-М», сошедшая со стапелей совсем недавно, но не принятая в боевой состав флота из-за недоработок и технических проблем, и аналогичная ПЛАРК «Новосибирск», также спущенная на воду, но пока не принятая в эксплуатацию. В лучшем случае их окончательная передача флоту состоится в конце 2020 года, но, как поговаривают сетевые шутники, «это не точно».

С дизель-электрическими подводными лодками, которых у нас сейчас 22 (действующих и сравнительно боеготовых) количество нестратегических ПЛ в нашем флоте доходит до 48, что сразу выводит его на почетное второе место в мире. И кажется, что у нас все если не радужно, то вполне приемлемо. И формально с этим можно согласиться, если не знать некоторых нюансов…

Статья в тему:  Каким словом проверяется слово лодка

Только прежде давайте уточним: в наши подсчеты не вошли наиболее мощные и смертоносные стратегические АПЛ, несущие баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками. Сейчас у нас основу стратегических подводных ракетоносцев составляют РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 955 «Борей», вооруженные твердотопливными баллистическими ракетами Р-30 «Булава». Мы оставляем их за скобками не потому, что они относятся к другому классу кораблей, а из-за специфики их применения.

Дело в том, что РПКСН (или ПЛАРБ, «подводная лодка атомная с ракетами баллистическими), хоть и является самым грозным оружием из всех существующих на Земле по совокупной мощи размещенных на нем ядерных зарядов, все-таки относится к весьма специфическим образцам техники. Все в этих кораблях подчинено конечной цели, а именно – мощному ядерному удару возмездия по вероятному противнику, если он посмеет ударить на России. Да, они очень мощные, они имеют некоторое оборонительное вооружение, которое, при определенном везении, позволит им отбиться от гораздо более приспособленных к дуэльным ситуациям многоцелевых АПЛ противника. Но все-таки они сильно уступают американским многоцелевым АПЛ типа «Вирджиния», а в таком деле, как обеспечение стратегической устойчивости государства, полагаться на везение ни в коем случае нельзя.

Именно поэтому РПКСН обычно сопровождают собственные многоцелевые АПЛ, обеспечивающие их защиту в критической ситуации. Кроме того, подводные «стратеги» в принципе не выполняют таких задач, как патрулирование и противодействие силам вражеского флота, так как главная и, пожалуй, единственная их задача – скрытно выйти в район боевого дежурства и постараться как можно меньше привлекать к себе внимание. То есть, если обстоятельства позволят стратегическому подводному крейсеру несколько месяцев вообще не крутить винтами и стоять в одной точке, он примерно так и будет действовать.

Статья в тему:  Что лучше ямаха р1 или бмв с1000рр

А значит, этот тип подводных лодок в принципе не помощник в решении целого ряда задач, которые считаются ключевыми для других подводных лодок. Более того, они сами являются объектами прикрытия и только отвлекают на себя силы флота.То есть, говоря о силе и перспективах флота, мы смело можем оставлять этот тип подлодок за скобками – уж слишком они специфичны.

Возвращаясь к многоцелевым АПЛ, да и к дизельным тоже, мы должны констатировать, что тут у нас все очень печально. По подсчетам экспертов, к 2030 году у нас в строю останется не более 4-х ПЛАРК «Антей» проекта 949А. Сейчас их, кстати, тоже не так уж много – восемь. К 2030 году четыре лодки этого проекта будут иметь возраст 38-43 года, что весьма и весьма почтенно. Конечно, можно предположить, что им постараются продлить ресурс, но это пока до конца не ясно даже с другими, более молодыми, «сестрами» по серии. Вопрос финансов стоит весьма остро и в нашем кораблестроении, так что оптимизм может оказаться не слишком оправданным. Если он, конечно, вообще у кого-то есть…

С многоцелевыми подводными лодками, которые так и обозначаются, МАПЛ, у нас все ещё хуже. По тем же оценкам, из нынешних 17-ти вымпелов к 2030 году у нас может остаться всего 6 подобных атомных подлодок! Опять же, тут многое будет зависеть от финансирования, но как-то пока не видно, что государство готово выделять на это все новые и новые триллионы. Тем более, что большинству лодок требуется не только ремонт, но и весьма дорогая модернизация.

Статья в тему:  Как сделать лодку из коробки

Разумеется, будет у нашего подводного флота и пополнение. В частности, до 2030 года на воду должны быть спущены 6 ПЛАРК типа «Ясень» и «Ясень-М», а также около десятка дизель-электрических подводных лодок проектов «Лира» и «Варшавянка». Суммарно, если ничего не изменится, количество боеспособных подлодок всех типов, кроме РПКСН, сократится с 48-ми до 32-х. При этом значительную часть из них будут составлять ДЭПЛ, часть из которых будет заперта в локальных акваториях Черного и Балтийского морей.

При этом у наших «партнеров» ситуация будет отличаться кардинально. Сейчас у американцев 65 АПЛ интересующего нас класса, а именно 4 ПЛАРК типа «Огайо» (перестроены из «стратегов» под несение крылатых ракет «Томагавк») и 61 МАПЛ разных типов, включая современные «Вирджиния» и «Сивулф». А в свете озвученных кораблестроительных программ к 2030 году американцы могут иметь до 88 боеспособных АПЛ разных типов! Эта цифра условна, поскольку нет данных о том, сколько именно будет выводиться лодок из состава флота, но чисто теоретически можно предположить, что их не будут выводить совсем – это зависит от сложности обстановки в мире и наличия у США финансов на модернизацию, а и того, и другого сейчас хватает. Но даже в самом щадящем варианте, когда выведено из состава флота будет столько же АПЛ, сколько и введено, мы все равно получим весьма печальную картину: 65 АПЛ против 32 у нас. Если добавить, что значительную часть потенциала у нас составляют ДЭПЛ, и отнять лодки, запертые на Черном и Балтийском морях, ситуация будет выглядеть совсем грустно…

Статья в тему:  Как утилизируют подводные лодки

На этом фоне весьма смело выглядят свежие заявления Главкома ВМФ России Николая Евменова о том, что у нас полным ходом идут работы по созданию АПЛ следующего, пятого, поколения. Они, по его словам, должны стать ещё совершеннее по всем характеристикам – ходовым, боевым, показателям скрытности и т.д. И это, безусловно, замечательно, но…

Очевидно, что речь идет о проекте «Хаски» («Лайка»), слухи о котором уже давно циркулируют в российских СМИ. И очень хорошо, что Главком подтвердил эти слухи. Но информация, которая есть о данном проекте на данный момент, какого-то большого оптимизма не вызывает.

Говорят, что МАПЛ «Лайка» должна будет строиться в двух вариантах, а именно один вариант под баллистические ракеты, а другой как обычная многоцелевая АПЛ. В связи с этим много говорят о модульности новой подлодки, которая, якобы, позволит достаточно быстро переоборудовать их под разные задачи.

Но здравый смысл подсказывает, что это все-таки выдумка людей, вообще не знакомых данным типом кораблей. Стратегический атомный ракетоносец с баллистическими ракетами на борту вещь настолько специфическая, что сделать его «модульным» на данный момент просто нереально. Огромные многотонные межконтинентальные баллистические ракеты требуют слишком сложных конструкция для установки, хранения и пуска (в том числе из подводного положения), что построить их можно только раз и навсегда, и ни о какой модульности, при нынешнем развитии технологий, говорить тут не приходится.

Статья в тему:  Где в киеве взять лодку напрокат

Наверное, гораздо правдоподобнее другой озвученный вариант, а именно строительство двух разных типов МАПЛ «Лайка»: противолодочного и противокорабельного. Часть их вооружения будет унифицирована, в частности, торпедное оружие. Кроме того, очевидно, что оба варианта будут нести какое-то оборонительное ракетное вооружение, например, широко рекламируемую сейчас гиперзвуковую ракету «Циркон». А «модульность» коснется специфических для каждого типа видов вооружения: противолодочная модификация получит на вооружение противолодочные ракето-торпеды «Калибр», а противокорабельная будет иметь повышенный запас гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон» и, вероятно, крылатых ракет «Калибр» большой дальности.

В таком варианте мы действительно можем говорить о какой-то модульности, взаимозаменяемости боекомплекта, унификации пусковых установок, единых или примерно совпадающих массогабаритных показателях ракет и так далее. А значит, это возможно – и теоретически, и практически.

Наверное, не стоит повторять типичные мантры про «не имеющие аналогов в мире» показатели и технологии. Разумно допустим, что без серьезного технологического прорыва в принципе не имеет смысла затевать столь дорогой проект. Поэтому примем на веру – лодка получится действительно скрытная и смертоносная.

Если, конечно, её вообще создадут в приемлемые сроки. Что весьма сомнительно уже хотя бы потому, что до сих пор не принят даже эскизный проект лодки. А если и принят, достоверного подтверждения чему найти пока не удается, опытно-конструкторские работы по нему только начались. И с учетом сложности подобных проектов, помноженной на предполагаемую новизну, довольно наивно надеяться, что проект пойдет в серию хотя бы через десять лет.

Статья в тему:  Как утилизируют подводные лодки

Фактически, на данный момент известно следующее: предполагаемая концепция боевого применения, тип и основные параметры корабля, который сможет максимально эффективно обеспечить решение гипотетических пока боевых задач будущего, а также теоретическая уверенность ученых и конструкторов в том, что это можно реализовать. Что, разумеется, само по себе неплохо. Но вся черновая работа, что называется, «от и до», ещё только предстоит.

В 2017 году вице-адмирал ВМФ Виктор Бурсук заявил, что закладка первой лодки данного типа состоится в 2023-2024 годах. Увы, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что это заявление слишком оптимистично. Наверное, разумнее говорить о том, что в самом лучшем случае мы сможем заложить новую подлодку где-то на рубеже 2030 года. А там ещё 6-7 лет на строительство, и вот уж тогда….

Увы, похоже, что День моряка-подводника был не таким радостным, как всем нам того бы хотелось. И все-таки, пусть и с некоторым запозданием, присоединимся к поздравлениям и пожелаем этим мужественным людям столько же всплытий, сколько и погружений.

Подлодки России: от бочки в Неве до атомных крейсеров с гиперзвуком

Иностранные военные эксперты признали атомную подводную лодку К-329 «Белгород» самой совершенной на российском флоте. В западной прессе ее даже окрестили «подлодкой Судного дня». Полные характеристики субмарины держат в секрете, но известно, что «Белгород» оснащен беспилотными аппаратами «Посейдон» и линейкой роботизированных комплексов. Недавно К-329 успешно прошла испытания в Белом море. К концу года она заступит на боевое дежурство. Мало кто знает, но история российского подводного флота насчитывает около 300 лет. Как выглядела первая подлодка в нашей истории? И почему американцы отстали от нас на годы? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!

Статья в тему:  Какой выбрать лодочный мотор до 10л.с

Смертоносная серия «Ясень»

Летом 2021-го в Северодвинске спустили на воду подводный крейсер «Красноярск» четвертого поколения. Длина подлодки – почти 1,5 футбольных поля, глубина погружения – до 600 метров, автономное плавание – 100 дней. Несмотря на внушительные габариты и вес в 14 тысяч тонн, субмарина разгоняется до 60 километров в час. Это одна из подлодок проекта «Ясень-М». Крейсер «Казань» уже вошел в состав Северного флота. Еще одна субмарина – «Новосибирск» – проходит испытания. На западе представителей серии «Ясень» считают смертоносными. Они быстрые, бесшумные, малозаметные и вооружены гиперзвуковыми ракетами.

«Лодка может нести крылатые ракеты «Калибр», которыми можно стрелять по береговым объектам на 2,5 тысячи километров. Она несет крылатые ракеты «Оникс», которыми можно уничтожать надводные корабли, и торпедное вооружение, уничтожающее подводные объекты», – говорит военный эксперт, капитан 3-го ранга запаса Дмитрий Литовкин.

«Потаенное судно» для Петра I

Родоначальником российского подводного флота можно считать плотника-самоучку Ефима Никонова. В 1719 году он пообещал Петру I построить «потаенное судно» для поражения вражеских кораблей. Государь ухватился за идею, выдал плотнику деньги и присвоил ему звание «мастера потаенных судов». В марте 1724-го Никонов провел первые испытания на Неве в присутствии императора. Судостроитель отвесил поклон государю и торжественно начал погружение. Вскоре «потаенное судно» камнем пошло ко дну, ударилось о грунт и дало течь. Петру I пришлось организовать спасение горе-подводника и его субмарины.

Статья в тему:  Как перевезти лодку к воде

«Это был, несомненно, самородок, но абсолютно неграмотный человек. Испытания по погружению каждый раз заканчивались неудачно», – рассказывает военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин.

Подлодка Александровского

Не повезло и другому русскому изобретателю-самоучке Ивану Александровскому. В 1866 году он создал первую отечественную подлодку с механическим двигателем. После ряда испытаний и доработок субмарину даже приняли на вооружение и набрали команду.

«Были нижние чины, унтер-офицерские составы, офицер-командир. На них смотрели как на потенциальных смертников», – делится Василий Дандыкин.

В июне 1871 года судну решили устроить еще одно испытание на прочность. Подлодку загерметизировали и без экипажа погрузили на глубину 30 метров. Корпус не выдержал давления, и субмарина затонула. Морской комитет тут же утратил к новинке всякий интерес. Александровский разорился на других изобретениях и умер в забвении.

Гатчинский успех

Первым коммерчески успешным проектом стал «подводный минный аппарат» конструктора Степана Джевецкого. Он эффектно представил изобретение будущему императору Александру III и его супруге Марии Федоровне. В 1880 году они отдыхали на Серебряном озере в Гатчине. Джевецкий проплыл на субмарине прямо под шлюпкой августейшей четы, взорвал миной небольшой плот, причалил к берегу и вручил Марии Федоровне букет ее любимых орхидей. Инженер тут же получил заказ на 50 подлодок и 100 тысяч рублей. Через пять лет Джевецкий построил первую в мире подлодку с электрическим двигателем.

Статья в тему:  Какой бензин заливать в лодочный мотор

«Это та субмарина, от которой «стали танцевать» конструкторы подводных лодок конца XIX – начала XX века», – уточняет Василий Дандыкин.

Практика мировых войн

В Первую и Вторую мировые войны операции с участием боевых подлодок стали обычным делом. Против нацистской Германии сражались 170 советских дизель-электрических субмарин. 81 подводная лодка не вернулась из военных походов.

«Большинство кораблей на момент гибели находилось на подзарядке аккумуляторных батарей или пополняло запасы кислорода. Немецкая авиация уничтожала их в надводном положении», – комментирует Дмитрий Литовкин.

«Ленинский комсомол»

Советские инженеры учли ошибки. В конце 1950-х в СССР построили атомную подлодку «Ленинский комсомол», которой не нужно было всплывать для подзарядки батарей. В июне 1962 года субмарина прошла подо льдами Северного Ледовитого океана и дважды пересекла Северный полюс, где подводники установили государственный флаг. 1960-е годы называют «золотым веком» советского подводного флота.

«Тогда появились уникальные проекты – например, так называемая «Золотая рыбка». Она отличалась небывалой скоростью хода – порядка 45 узлов. Торпеда не могла догнать подводную лодку», – утверждает Василий Дандыкин.

Проект 661 «Анчар»

Официальное название субмарины – проект 661 «Анчар», а «Золотой рыбкой» ее прозвали за колоссальную стоимость. Но два миллиарда рублей по курсу 1968 года того стоили. Рекорд скорости подлодки – 83 километра в час – не побит до сих пор. А на Западе ее прозвали «убийцей авианосцев». Это была первая в мире подводная лодка, скрытно запускавшая крылатые ракеты из-под воды. Уже в 1980-е сверхскоростную субмарину списали и отправили в утиль. После развала СССР эта судьба постигла и многие другие атомные подлодки.

Статья в тему:  Как сделать лодку из коробки

Возрождение флота

Спустя несколько лет подводный флот начали возрождать – в Северодвинске заложили первый подводный ракетный крейсер проекта «Борей». А в 2010-м на воду спустили субмарину проекта «Ясень».

«Эти корабли составляют костяк подводного флота России. Они технологичны. Отследить современную атомную подводную лодку практически невозможно. Северный флот недавно продемонстрировал учения на запредельных глубинах – 500 метров. Причем там применяли оружие. Это ноу-хау нашего флота», – делится Дмитрий Литовкин.

Отставание американцев

Главными конкурентами российских субмарин называют американские ракетоносцы Ohio с боеголовками Trident на борту. Но это устаревшие подлодки, самая новая поступила на службу почти четверть века назад. «Огайо» планируют заменить новейшими атомными подлодками «Колумбия», рассчитанными на 42 года службы. Однако первый экземпляр спустят на воду не раньше чем через 10 лет. За это время российские инженеры вполне могут совершить новый технологический скачок. В Министерстве обороны уже разрабатывают системы искусственного интеллекта – в том числе для подводных лодок.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Все АПЛ ВМФ России

Подпишитесь на “Морского волка”!

ВМФ Российской Федерации является одним из мощнейших в мире. В его состав входят более 300 кораблей самых различных классов и проектов, а также около 70 подводных лодок, 49 из которых являются атомными.

Статья в тему:  С какого числа разрешена рыбалка с лодки

Сегодня “Морской волк”представляет Вам полный список всех атомных подводных лодок ВМФ России!

ТРПКСН проекта 941 “Акула” (по классификации НАТО – “Typhoon”)

ТК-208 “Дмитрий Донской” (1981) . Модернизирован по проекту 941УМ. Перевооружен на МБР Р-30 “Булава”. В строю СФ;

ТК-17 “Архангельск” (1987). В резерве, ожидает утилизации. По слухам, планируется возвращение в строй и перевооружение на 200 КР “Калибр-ПЛ”. СФ;

ТК-20 “Северсталь” (1989). В резерве, ожидает утилизации. По слухам, планируется возвращение в строй и перевооружение на 200 КР “Калибр-ПЛ”. СФ.

РПКСН проекта 955 “Борей” (по классификации НАТО – “Borei”, “Dolgorukiy class”)

К-533 “Юрий Долгорукий” (2013). В строю СФ;

К-550 “Александр Невский” (2013). В строю ТОФ;

К-551 “Владимир Мономах” (2014). В строю ТОФ.

РПКСН проекта 667БДРМ “Дельфин” (по классификации НАТО – “Delta-IV”)

К-51 “Верхотурье” (1984). Перевооружен на МБР Р-29РМУ2 “Синева”. В строю СФ;

К-84 “Екатеринбург” (1985). В строю СФ;

К-64 (БС-64) “Подмосковье” (1986). Переоборудован по спецпроекту 09787 в носитель сверхмалых подводных лодок. В строю СФ;

К-114 “Тула” (1987). Первооружен на МБР “Синева”. В строю СФ;

К-117 “Брянск” (1988). Первооружен на МБР “Синева”. В ремонте. СФ;

К-18 “Карелия” (1989). Перевооружен на МБР “Синева”. В строю СФ;

К-407 “Новомосковск” (1990). Перевооружен на МБР “Синева”. В строю СФ.

РПКСН проекта 667БДР “Кальмар” (по классификации НАТО – “Delta–III”)

К-433 “Святой Георгий Победоносец” (1980). В резерве, ожидает утилизации. ТОФ;

Статья в тему:  Как начертить лодку

К-129 (БС-136) “Оренбург” (1981). Модернизирован по спецпроекту 09786 в носитель сверхмалых подводных лодок. В ремонте. По некоторым данным, списан. СФ;

К-44 “Рязань” (1982). В строю ТОФ.

МПЛАТРК проекта 855 “Ясень” (по классификации НАТО – “Graney”)

К-560 “Северодвинск” (2014). В опытной эксплуатации, флотом не принята; СФ.

МПТЛАРК проекта 971 “Щука-Б” (по классификации НАТО – “Akula”)

К-391 “Братск” (1989). На ремонте. ТОФ;

К-331 “Магадан” (1990). Проходит модернизацию и ремонт. Планируется передача в лизинг ВМС Индии. ТОФ;

К-317 “Пантера” (1990). В строю СФ;

К-461 “Волк” (1991). На ремонте. СФ;

К-328 “Леопард” (1992). Имеет улучшенную скрытность по сравнению с предыдущими кораблями серии и на западе классифицируется как «Improved Akula». На модернизации по проекту 971М. СФ;

К-419 “Кузбасс” (1992). В строю ТОФ;

К-154 “Тигр” (1993). По некоторым данным, на ремонте. СФ;

К-157 “Вепрь” (1995). Проект 971М (по классификации НАТО – “Akula-II”). На ремонте и модернизации. СФ;

К-295 “Самара” (1995). Проходит модернизацию по проекту 971М. ТОФ;

К-335 “Гепард” (2001). Изменана конструкция корпуса и новое оборудование (по классификации НАТО – “Akula-III”). В строю СФ.

МПЛАТРК проекта 945А “Кондор” (по классификации НАТО – “Sierra-II”)

К-534 “Нижний Новгород” (1990). В строю СФ;

Б-336 “Псков” (1993). В строю СФ.

ПЛАРК проекта 949А “Антей” (по классификации НАТО – “Oscar-II”)

К-132 “Иркутск” (1988). На ремонте. ТОФ;

Статья в тему:  Каким словом проверяется слово лодка

К-119 “Воронеж” (1989). В строю СФ;

К-410 “Смоленск” (1990). В строю СФ;

К-442 “Челябинск” (1990). На ремонте. ТОФ;

К-456 “Тверь” (1992). В строю ТОФ;

К-226 “Орел” (1992). Прошел модернизацию. Вооружен крылатыми ракетами “Калибр-ПЛ” и “Оникс.” СФ;

К-186 “Омск” (1993). Прошел модернизацию. Вооружен крылатыми ракетами “Калибр” и “Оникс.” ТОФ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: