1 просмотров

Сколько подводных лодок имеется в составе вмф россии

Подводные лодки ВМФ России

Важнейшей частью военно-морского флота являются его подводные лодки. Современные субмарины могут выполнять широкий круг задач по обнаружению и уничтожению кораблей, подлодок или наземных целей противника. Кроме того, морской компонент стратегических ядерных сил полностью построен на основе подводных лодок. В настоящее время в рамках обновления ВМФ ведется строительство новых подлодок различных типов. В обозримом будущем флот должен получить несколько десятков субмарин, как стратегических или многоцелевых, так и дизель-электрических или специальных. Тем не менее, пока основой подводного флота в количественном отношении являются подлодки, построенные ранее, в том числе и до распада Советского Союза.

В составе четырех флотов ВМФ России (за исключением Каспийской флотилии) сейчас в общей сложности служат 76 подводных лодок разных типов. В строю и в резерве находятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН), атомные многоцелевые подводные лодки, дизельные субмарины, а также некоторое количество атомных и дизельных субмарин специального назначения.

Ракетные крейсера стратегического назначения

Основой морской составляющей ядерных сил являются атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». В настоящее время в составе ВМФ России имеются шесть таких субмарин: К-51 «Верхотурье», К-84 «Екатеринбург», К-114 «Тула», К-117 «Брянск», К-118 «Карелия» и К-407 «Новомосковск». Субмарина «Екатеринбург» в настоящее время проходит ремонт. Завершение работ и сдача лодки запланированы на конец этого года. Еще одна подлодка проекта «Дельфин», К-64, в 1999 году была выведена из боевого состава флота и вскоре отправилась на переоборудование. Все шесть подводных лодок проекта 677БДРМ служат в составе Северного флота.

Второй по численности тип РПКСН в ВМФ России – проект 667БДР «Кальмар». Подлодки этого типа строились с середины семидесятых и до начала восьмидесятых годов. Большая часть подводных крейсеров «Кальмар» к настоящему времени списана и утилизирована. Сейчас в составе флота имеются только три подлодки этого типа: К-433 «Святой Георгий Победоносец», К-223 «Подольск» и К-44 «Рязань». Последняя является самой новой из имеющихся субмарин проекта 667БДР и была передана флоту в 1982 году. Все три «Кальмара» служат на Тихом океане.

Статья в тему:  Как должен стоять мотор на лодке

До середины девяностых годов задачи ядерного сдерживания выполняла подлодка К-129 «Оренбург», построенная по проекту 667БДР. В 1996 году было принято решение переоборудовать ее в носитель глубоководных аппаратов. В настоящее время «Оренбург» относится к проекту 09786 и имеет обозначение БС-136.

В строю и в резерве Северного флота имеются три АПЛ проектов 941 и 941УМ «Акула». Тяжелый ракетный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжает службу. Этому поспособствовал ремонт и модернизация в соответствии с проектом 941УМ, в ходе которых подлодка получила оборудование ракетного комплекса «Булава». Две другие «Акулы», ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», в середине прошлого десятилетия были выведены в резерв по причине отсутствия ракет Р-39. Их дальнейшая судьба пока не определена.

В январе 2013 года состоялась церемония поднятия флага на головном РПКСН нового проекта 955 «Борей». Субмарина К-535 «Юрий Долгорукий», строившаяся с 1996 года, прошла все испытания и была передана флоту. В конце декабря того же года в состав ВМФ был принят подводный крейсер К-550 «Александр Невский». Головная подлодка проекта «Борей» вошла в состав Северного флота, первая серийная – в состав Тихоокеанского флота.

Многоцелевые АПЛ

Задачи уничтожения различных надводных, подводных и береговых целей возлагаются на многоцелевые атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами и торпедами. Самыми массовыми АПЛ этого класса являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». ВМФ России располагает 11 подлодками этого типа, распределенными между Северным и Тихоокеанским флотом. Пять субмарин «Щука-Б» служат в составе Тихоокеанского флота, шесть числятся в составе Северного. На данный момент пять подлодок проекта 971 находятся на ремонте или готовятся к нему. К настоящему времени ВМФ лишился трех подводных лодок этого типа. Лодка К-284 «Акула» с 2002 года находится в отстое, К-480 «Ак Барс» в конце прошлого десятилетия была передана на утилизацию, а разборка К-263 «Барнаул» стартовала в прошлом году.

Статья в тему:  К чему сниться лодка в реке

Отдельного рассмотрения стоит судьба лодки К-152 «Нерпа». Она была заложена в 1991 году для отечественного флота, однако финансовые трудности привели к срыву всех сроков выполнения работ. В 2004 году был подписан контракт, в соответствии с которым субмарину планировалось достроить и передать ВМС Индии. После ряда трудностей все работы завершились, и в январе 2012 года подлодка была принята заказчиком.

Вторыми по численности многоцелевыми АПЛ в военно-морском флоте России являются подлодки проекта 949А «Антей». На Тихоокеанском и Северном флотах служат 5 и 3 подлодки этого типа соответственно. Изначально планировалось, что ВМФ получит 18 таких субмарин, но финансовые возможности флота позволили построить только 11. К настоящему времени из строя выбыли три лодки проекта «Антей». В августе 2000 года трагически погибла субмарина К-141 «Курск», а с конца двухтысячных годов ведутся работы по утилизации подлодок К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск». Из оставшихся подлодок четыре в настоящее время проходят ремонт.

С конца семидесятых и до начала девяностых годов были построены четыре подлодки проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор». По проекту 945 строились корабли Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», по пр. 945А – Б-534 «Нижний Новгород» и Б-336 «Псков». Все эти субмарины числятся в составе Северного флота. В прошлом году начались работы по ремонту и модернизации подлодки «Карп». После нее ремонт пройдет «Кострома». «Псков» и «Нижний Новгород» продолжают службу.

Статья в тему:  Можно ли возить мотор на транце пвх лодки

До сих пор в составе Северного флота остаются четыре многоцелевые АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Две субмарины, Б-414 «Даниил Московский» и Б-338 «Петрозаводск» продолжают службу, а две другие, Б-138 «Обнинск» и Б-448 «Тамбов» находятся на ремонте. В соответствии с нынешними планами, все имеющиеся в составе флота «Щуки» в обозримом будущем закончат свою службу. Ранее сообщалось, что все они будут списаны к концу 2015 года. На смену им придут многоцелевые подлодки новых типов.

17 июня 2014 года состоялась торжественная церемония поднятия флага на подлодке К-560 «Северодвинск», головном и пока единственном корабле проекта 885 «Ясень». Первый «Ясень» был заложен в конце 1993 года и спущен на воду только в 2010-м. До 2020 года предполагается построить 8 подводных лодок типа «Ясень», имеющих ракетное вооружение. Ввиду больших сроков строительства головной подлодки все прочие субмарины серии будут строиться по обновленному проекту 885М. В настоящее время на стапелях предприятия «Севмаш» находятся три подлодки нового типа: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск».

Неатомные подлодки

С начала восьмидесятых годов несколько отечественных судостроительных заводов занимались серийным производством дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус». В течение последних десятилетий было создано несколько версий этого проекта, благодаря чему «Палтусы» разных модификаций стали самыми массовыми подводными лодками в ВМФ России.

Балтийский флот располагает двумя ДПЛЭ проекта «Палтус»: Б-227 «Выборг» и Б-806 «Дмитров» (пр. 877ЭКМ). В составе Черноморского флота имеется только одна лодка проекта 877В – Б-871 «Алроса». Вторая по численности группировка «Палтусов» имеется у Северного флота – пять ДЭПЛ проекта 877 и одна проекта 877ЛПМБ. Наконец, на базах Тихоокеанского флота служат восемь ДЭПЛ проекта 877 «Палтус».

Статья в тему:  Где делают подводные лодки в россии

Дальнейшим развитием проекта 877 является проект 636 «Варшавянка» и его версии. 22 августа 2014 года в боевой состав Черноморского флота была принята головная субмарина проекта 636.3 – Б-261 «Новороссийск». До конца десятилетия Черноморский флот получит еще пять подлодок этого типа. Две из них, Б-237 «Ростов-на-Дону» и Б-262 «Старый Оскол», уже спущены на воду.

До недавнего времени большие надежды возлагались на ДЭПЛ проекта 677 «Лада», являющиеся дальнейшим развитием «Палтусов». Ранее имелись планы на строительство серии из нескольких лодок проекта 677, однако испытания головного корабля заставили внести в них серьезные коррективы. В результате первая подлодка проекта, Б-585 «Санкт-Петербург» находится в опытной эксплуатации Северным флотом. Два серийных корабля проекта 677 находятся на стадии строительства. В связи с проблемами головной субмарины строительство серийных на некоторое время приостанавливалось.

Специальная техника

Помимо боевых подводных лодок в составе военно-морского флота России имеется некоторое количество специальных субмарин и подводных аппаратов, предназначенных для выполнения специфических задач разного рода. К примеру, в составе Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота эксплуатируются четыре спасательных глубоководных аппаратов проекта 1855 «Приз».

Согласно открытым данным, в составе Северного флота имеются 10 атомных и дизель-электрических подлодок специального назначения, предназначенных для выполнения различных задач. Эта техника предназначается для выполнения исследовательских работ, проведения спасательных операций и обеспечения боевого дежурства подводных ракетных крейсеров. Наиболее известным представителем этого класса техники является специальная подлодка АС-12 «Лошарик», способная погружаться на глубину до нескольких километров. Сообщалось, что в сентябре 2012 года «Лошарик» участвовал в исследовательских работах в Арктике, в ходе которых его экипаж собирал образцы грунта на глубине более 2 километров.

В дальнейшем ВМФ России должен получить ряд новых подлодок специального назначения. Так, с 2012 года субмарина «Белгород» проекта 949А достраивается по специальному проекту, благодаря чему сможет стать носителем глубоководных исследовательских аппаратов. Весной прошлого года представители ВМФ утверждали, что в планах военного ведомства имеется строительство специальной подлодки гидроакустического дозора, задачей которой станет обнаружение подводных целей на расстоянии до нескольких сотен километров.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка барк

Перспективы

На данный момент в общей сложности в составе ВМФ России имеется более семи десятков подводных лодок и аппаратов различного назначения. Подавляющее большинство этой техники было построено еще до распада Советского Союза, что соответствующим образом сказывается как на состоянии, так и на возможностях подводного флота. Тем не менее, в течение последних лет был принят ряд мер, направленных на его обновление. В соответствии с нынешними планами до 2020 года ВМФ должен получить сравнительно большое количество новых подводных лодок.

До конца текущего десятилетия флот получит восемь стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей», такое же количество многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» и шесть ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка». Атомные «Бореи» и «Ясени» будут распределены между Северным и Тихоокеанским флотом. «Варшавянки», в свою очередь, будут служить на черноморских базах. Ранее сообщалось о планах, касающихся будущего проекта 677 «Лада». В ближайшем будущем предполагается разработать обновленный вариант этого проекта, в котором будет использована новая энергетическая установка. Удачное завершение этого проекта позволит расширить планы по строительству неатомных подводных лодок.

Параллельно со строительством новых субмарин будут списываться старые. К примеру, к 2015-16 годам предполагается прекратить эксплуатацию оставшихся АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Почти все субмарины этого типа уже выведены из состава флота и утилизированы, а в строю продолжают оставаться лишь четыре. Со временем подобные процессы произойдут и с подлодками других типов, на смену которым придут новые «Ясени», «Бореи», «Варшавянки» и, возможно, «Лады». Тем не менее, полное обновление подводного флота займет много времени и станет одним из самых дорогих проектов за всю историю ВМФ России.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка волжанка

Ни два, ни полтора: что представляет собой подводный флот России

Виктор Кузовков

Именно на плечах моряков-подводников лежит огромный груз ответственности за функционирование и боевую устойчивость одного из столпов наших стратегических ядерных сил, а именно ракетоносного подводного флота. И без их непростой работы так называемая «ядерная триада» (наземные, подводные и военно-воздушные стратегические ядерные силы) сразу стала бы слабее на треть.

Но за поздравительными словами нам все-таки не стоит забывать о реальности и желательно присмотреться к тому, что же из себя представляет современный подводный флот России, каковы его перспективы и сможет ли он выполнять возложенную на него миссию уже через десять лет. Тем более, что причин для тревоги более, чем достаточно…

Прежде всего, простое количественное сравнение имеющихся у крупнейших геополитических игроков сил и средств показывает, что у РФ, мягко говоря, далеко не все так радужно, как хотелось бы.

На сегодняшний момент в составе ВСФ России находятся 26 нестратегических атомных подводных лодок, из которых 9 так называемых ПЛАРК (Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми) и 17 МАПЛ (Многоцелевая атомная подводная лодка). Строго говоря, есть ещё несколько экземпляров, в том числе новых, но по каким-то причинам пока не боеготовых. В частности, это ПЛАРК«Казань» проекта 885М «Ясень-М», сошедшая со стапелей совсем недавно, но не принятая в боевой состав флота из-за недоработок и технических проблем, и аналогичная ПЛАРК «Новосибирск», также спущенная на воду, но пока не принятая в эксплуатацию. В лучшем случае их окончательная передача флоту состоится в конце 2020 года, но, как поговаривают сетевые шутники, «это не точно».

Статья в тему:  Куда можно деться с подводной лодки

С дизель-электрическими подводными лодками, которых у нас сейчас 22 (действующих и сравнительно боеготовых) количество нестратегических ПЛ в нашем флоте доходит до 48, что сразу выводит его на почетное второе место в мире. И кажется, что у нас все если не радужно, то вполне приемлемо. И формально с этим можно согласиться, если не знать некоторых нюансов…

Только прежде давайте уточним: в наши подсчеты не вошли наиболее мощные и смертоносные стратегические АПЛ, несущие баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками. Сейчас у нас основу стратегических подводных ракетоносцев составляют РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 955 «Борей», вооруженные твердотопливными баллистическими ракетами Р-30 «Булава». Мы оставляем их за скобками не потому, что они относятся к другому классу кораблей, а из-за специфики их применения.

Дело в том, что РПКСН (или ПЛАРБ, «подводная лодка атомная с ракетами баллистическими), хоть и является самым грозным оружием из всех существующих на Земле по совокупной мощи размещенных на нем ядерных зарядов, все-таки относится к весьма специфическим образцам техники. Все в этих кораблях подчинено конечной цели, а именно – мощному ядерному удару возмездия по вероятному противнику, если он посмеет ударить на России. Да, они очень мощные, они имеют некоторое оборонительное вооружение, которое, при определенном везении, позволит им отбиться от гораздо более приспособленных к дуэльным ситуациям многоцелевых АПЛ противника. Но все-таки они сильно уступают американским многоцелевым АПЛ типа «Вирджиния», а в таком деле, как обеспечение стратегической устойчивости государства, полагаться на везение ни в коем случае нельзя.

Именно поэтому РПКСН обычно сопровождают собственные многоцелевые АПЛ, обеспечивающие их защиту в критической ситуации. Кроме того, подводные «стратеги» в принципе не выполняют таких задач, как патрулирование и противодействие силам вражеского флота, так как главная и, пожалуй, единственная их задача – скрытно выйти в район боевого дежурства и постараться как можно меньше привлекать к себе внимание. То есть, если обстоятельства позволят стратегическому подводному крейсеру несколько месяцев вообще не крутить винтами и стоять в одной точке, он примерно так и будет действовать.

Статья в тему:  Где спустить лодку на киевском море

А значит, этот тип подводных лодок в принципе не помощник в решении целого ряда задач, которые считаются ключевыми для других подводных лодок. Более того, они сами являются объектами прикрытия и только отвлекают на себя силы флота.То есть, говоря о силе и перспективах флота, мы смело можем оставлять этот тип подлодок за скобками – уж слишком они специфичны.

Возвращаясь к многоцелевым АПЛ, да и к дизельным тоже, мы должны констатировать, что тут у нас все очень печально. По подсчетам экспертов, к 2030 году у нас в строю останется не более 4-х ПЛАРК «Антей» проекта 949А. Сейчас их, кстати, тоже не так уж много – восемь. К 2030 году четыре лодки этого проекта будут иметь возраст 38-43 года, что весьма и весьма почтенно. Конечно, можно предположить, что им постараются продлить ресурс, но это пока до конца не ясно даже с другими, более молодыми, «сестрами» по серии. Вопрос финансов стоит весьма остро и в нашем кораблестроении, так что оптимизм может оказаться не слишком оправданным. Если он, конечно, вообще у кого-то есть…

С многоцелевыми подводными лодками, которые так и обозначаются, МАПЛ, у нас все ещё хуже. По тем же оценкам, из нынешних 17-ти вымпелов к 2030 году у нас может остаться всего 6 подобных атомных подлодок! Опять же, тут многое будет зависеть от финансирования, но как-то пока не видно, что государство готово выделять на это все новые и новые триллионы. Тем более, что большинству лодок требуется не только ремонт, но и весьма дорогая модернизация.

Статья в тему:  Как управлять лодкой пвх с мотором

Разумеется, будет у нашего подводного флота и пополнение. В частности, до 2030 года на воду должны быть спущены 6 ПЛАРК типа «Ясень» и «Ясень-М», а также около десятка дизель-электрических подводных лодок проектов «Лира» и «Варшавянка». Суммарно, если ничего не изменится, количество боеспособных подлодок всех типов, кроме РПКСН, сократится с 48-ми до 32-х. При этом значительную часть из них будут составлять ДЭПЛ, часть из которых будет заперта в локальных акваториях Черного и Балтийского морей.

При этом у наших «партнеров» ситуация будет отличаться кардинально. Сейчас у американцев 65 АПЛ интересующего нас класса, а именно 4 ПЛАРК типа «Огайо» (перестроены из «стратегов» под несение крылатых ракет «Томагавк») и 61 МАПЛ разных типов, включая современные «Вирджиния» и «Сивулф». А в свете озвученных кораблестроительных программ к 2030 году американцы могут иметь до 88 боеспособных АПЛ разных типов! Эта цифра условна, поскольку нет данных о том, сколько именно будет выводиться лодок из состава флота, но чисто теоретически можно предположить, что их не будут выводить совсем – это зависит от сложности обстановки в мире и наличия у США финансов на модернизацию, а и того, и другого сейчас хватает. Но даже в самом щадящем варианте, когда выведено из состава флота будет столько же АПЛ, сколько и введено, мы все равно получим весьма печальную картину: 65 АПЛ против 32 у нас. Если добавить, что значительную часть потенциала у нас составляют ДЭПЛ, и отнять лодки, запертые на Черном и Балтийском морях, ситуация будет выглядеть совсем грустно…

Статья в тему:  Как грести на лодке веслами

На этом фоне весьма смело выглядят свежие заявления Главкома ВМФ России Николая Евменова о том, что у нас полным ходом идут работы по созданию АПЛ следующего, пятого, поколения. Они, по его словам, должны стать ещё совершеннее по всем характеристикам – ходовым, боевым, показателям скрытности и т.д. И это, безусловно, замечательно, но…

Очевидно, что речь идет о проекте «Хаски» («Лайка»), слухи о котором уже давно циркулируют в российских СМИ. И очень хорошо, что Главком подтвердил эти слухи. Но информация, которая есть о данном проекте на данный момент, какого-то большого оптимизма не вызывает.

Говорят, что МАПЛ «Лайка» должна будет строиться в двух вариантах, а именно один вариант под баллистические ракеты, а другой как обычная многоцелевая АПЛ. В связи с этим много говорят о модульности новой подлодки, которая, якобы, позволит достаточно быстро переоборудовать их под разные задачи.

Но здравый смысл подсказывает, что это все-таки выдумка людей, вообще не знакомых данным типом кораблей. Стратегический атомный ракетоносец с баллистическими ракетами на борту вещь настолько специфическая, что сделать его «модульным» на данный момент просто нереально. Огромные многотонные межконтинентальные баллистические ракеты требуют слишком сложных конструкция для установки, хранения и пуска (в том числе из подводного положения), что построить их можно только раз и навсегда, и ни о какой модульности, при нынешнем развитии технологий, говорить тут не приходится.

Наверное, гораздо правдоподобнее другой озвученный вариант, а именно строительство двух разных типов МАПЛ «Лайка»: противолодочного и противокорабельного. Часть их вооружения будет унифицирована, в частности, торпедное оружие. Кроме того, очевидно, что оба варианта будут нести какое-то оборонительное ракетное вооружение, например, широко рекламируемую сейчас гиперзвуковую ракету «Циркон». А «модульность» коснется специфических для каждого типа видов вооружения: противолодочная модификация получит на вооружение противолодочные ракето-торпеды «Калибр», а противокорабельная будет иметь повышенный запас гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон» и, вероятно, крылатых ракет «Калибр» большой дальности.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка барк

В таком варианте мы действительно можем говорить о какой-то модульности, взаимозаменяемости боекомплекта, унификации пусковых установок, единых или примерно совпадающих массогабаритных показателях ракет и так далее. А значит, это возможно – и теоретически, и практически.

Наверное, не стоит повторять типичные мантры про «не имеющие аналогов в мире» показатели и технологии. Разумно допустим, что без серьезного технологического прорыва в принципе не имеет смысла затевать столь дорогой проект. Поэтому примем на веру – лодка получится действительно скрытная и смертоносная.

Если, конечно, её вообще создадут в приемлемые сроки. Что весьма сомнительно уже хотя бы потому, что до сих пор не принят даже эскизный проект лодки. А если и принят, достоверного подтверждения чему найти пока не удается, опытно-конструкторские работы по нему только начались. И с учетом сложности подобных проектов, помноженной на предполагаемую новизну, довольно наивно надеяться, что проект пойдет в серию хотя бы через десять лет.

Фактически, на данный момент известно следующее: предполагаемая концепция боевого применения, тип и основные параметры корабля, который сможет максимально эффективно обеспечить решение гипотетических пока боевых задач будущего, а также теоретическая уверенность ученых и конструкторов в том, что это можно реализовать. Что, разумеется, само по себе неплохо. Но вся черновая работа, что называется, «от и до», ещё только предстоит.

В 2017 году вице-адмирал ВМФ Виктор Бурсук заявил, что закладка первой лодки данного типа состоится в 2023-2024 годах. Увы, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что это заявление слишком оптимистично. Наверное, разумнее говорить о том, что в самом лучшем случае мы сможем заложить новую подлодку где-то на рубеже 2030 года. А там ещё 6-7 лет на строительство, и вот уж тогда….

Статья в тему:  Как должен стоять мотор на лодке

Увы, похоже, что День моряка-подводника был не таким радостным, как всем нам того бы хотелось. И все-таки, пусть и с некоторым запозданием, присоединимся к поздравлениям и пожелаем этим мужественным людям столько же всплытий, сколько и погружений.

Подводный флот России

Важнейшей частью военно-морского флота Российской Федерации являются подводные лодки. Современные субмарины могут выполнять широкий круг задач по обнаружению и уничтожению кораблей, подлодок, а также наземных целей противника. Кроме того, морской компонент стратегических ядерных сил полностью построен на основе подводных лодок. В составе четырех флотов страны, кроме Каспийской флотилии, служат 76 подводных лодок различных типов.

Подводная лодка, ПЛ, субмарина – класс кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении. В отличие от надводного судна, подводная лодка обладает способностью преднамеренно изменять свою осадку вплоть до полного погружения в воду и ухода на глубину за счёт заполнения забортной водой цистерн балласта. Погружение и всплытие лодок осуществляется за счёт погашения и восстановления запаса плавучести. Важнейшее тактическое свойство и преимущество военных подводных лодок – скрытность.

Субмарины относят к определенному поколению на основании совокупности характеристик, качественно меняющих шансы на успешное боевое применение в условиях быстро развивающейся противолодочной обороны. Применительно к подводным лодкам, понятие поколений возникло при появлении атомных подводных лодок, в связи с тем, что в ходе гонки вооружений наиболее радикальной технической модернизации подвергались в первую очередь именно АПЛ. Причём усовершенствования приводили к качественным скачкам в развитии подводного кораблестроения.

Атомные подводные лодки

С баллистическими ракетами:

Статья в тему:  К чему сниться лодка в реке

Проект 667БДР
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 «Петропавловск-Камчатский» (выведена из состава флота в 2010 году)
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 «Зеленоград» (выведена из состава флота в 2010 году)

Проект 667БДРМ
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула»

Проект 09787
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения БС-64 «Подмосковье»

Проект 941
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 «Архангельск»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 «Северсталь»

Проект 955
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Александр Невский»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах»

С крылатыми ракетами:

Проект 855
Атомная подводная лодка «Северодвинск»

Проект 855М
Атомный ракетный подводный крейсер «Казань»

Проект 949А
Атомная подводная лодка К-119 «Воронеж»
Атомная подводная лодка К-266 «Орел»
Атомная подводная лодка К-410 «Смоленск»
Атомная подводная лодка К-456 «Тверь»
Атомная подводная лодка К-132 «Иркутск»
Атомная подводная лодка К-186 «Омск»
Атомная подводная лодка К-150 «Томск»
Атомная подводная лодка К-442 «Челябинск»

С ракетно-торпедным вооружением:

Проект 671РТМК
Атомная подводная лодка «Даниил Московский»
Атомная подводная лодка «Тамбов»
Атомная подводная лодка Б-138 «Обнинск»
Атомная подводная лодка Б-388 «Петрозаводск»

Проект 945
Атомная подводная лодка Б-276 «Кострома»
Атомная подводная лодка Б-239 «Карп»

Статья в тему:  Где делают подводные лодки в россии

Проект 945А
Атомная подводная лодка Б-336 «Псков»
Атомная подводная лодка Б-534 «Нижний Новгород»

Проект 971
Атомная подводная лодка К-157 «Вепрь»
Атомная подводная лодка К-295 «Самара»
Атомная подводная лодка К-317 «Пантера»
Атомная подводная лодка К-461 «Волк»
Атомная подводная лодка К-331 «Магадан»
Атомная подводная лодка К-328 «Леопард»
Атомная подводная лодка К-154 «Тигр»
Атомная подводная лодка К-419 «Кузбасс»
Атомная подводная лодка К-263 «Барнаул»
Атомная подводная лодка К-391 «Братск»
Атомная подводная лодка К-322 «Кашалот»

Проект 971И
Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» (в настоящее время в составе ВМС Индии)

Проект 971М
Атомная подводная лодка К-335 «Гепард»

Атомные глубоководные станции:

Проект 1910
АС-13
АС-15
АС-33

АПЛ специального назначения:

Проект 1851
АС-21
АС-23
АС-35

Проект 09786
КС-129 «Оренбург»

Дизельные подводные лодки

Проект 641Б
Дизельная подводная лодка Б-380 «Святой князь Георгий»

Проект 877
Дизельная подводная лодка Б-187 «Комсомольск-на-Амуре»
Дизельная подводная лодка Б-394 «Нурлат»
Дизельная подводная лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец»
Дизельная подводная лодка Б-459 «Владикавказ»
Дизельная подводная лодка Б-402 «Вологда» (выведена из состава флота и ожидает утилизации)
Дизельная подводная лодка Б-190 «Краснокаменск»
Дизельная подводная лодка Б-177 «Липецк»
Дизельная подводная лодка Б-471 «Магнитогорск»
Дизельная подводная лодка Б-345 «Могоча»
Дизельная подводная лодка Б-401 «Новосибирск» (выведена из состава флота и ожидает утилизации)
Дизельная подводная лодка Б-260 «Чита»
Дизельная подводная лодка Б-808 «Ярославль»
Дизельная подводная лодка Б-806 «Дмитров»
Дизельная подводная лодка Б-227 «Выборг» (во второй половине 2018 года выведена из состава флота)
Дизельная подводная лодка Б-494 «Усть-Большерецк»
Дизельная подводная лодка Б-464 «Усть-Камчатск»

Проект 877В
Дизельная подводная лодка Б-871 «Алроса»

Проект 877ЛПМБ
Дизельная подводная лодка Б-800 «Калуга»

Проект 677 «Лада»
Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург»

Проект 20120
Опытовая дизель-электрическая подводная лодка Б-90 «Саров»

Статья в тему:  Куда можно деться с подводной лодки

Проект 636.3
Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск»
Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону»
Дизель-электрическая подводная лодка «Старый Оскол»
Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар»
Дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород»
Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино»

26 марта 2020 года Подводная лодка Черноморского флота «Колпино» вышла на учения в Черное море, для отработки различных учебно-боевых задач в надводном и в подводном положениях. Личный состав ДЭПЛ проводит внутрикорабельные учения по управлению кораблём и оттачиванию алгоритма действий по погружению на различные глубины от перископной до рабочей различными способами – как в дрейфе, так и на ходу. Также подводники отрабатывают порядок действий по управлению лодкой при всплытии в надводное положение. После возвращения в пункт постоянной дислокации командование флота проведет анализ и оценку действий экипажа.

2 марта 2020 года начались швартовные испытания большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Волхов». Испытания займут около трех месяцев. За этот срок специалисты проверят все системы, устройства и механизмы корабля. Среди них навигационная система, комплекс связи, общекорабельные системы, системы управления, комплекс торпедно-ракетного вооружения, гидроакустический комплекс и другие. После завершения швартовных испытаний корабль сможет отправиться на заводские ходовые и государственные испытания.

26 декабря 2019 года на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге состоялся торжественный спуск на воду новой дизель-электрической подводной лодки «Волхов» проекта 636.3. Является второй из шести подлодок, строящихся для ТОФ. В торжественной церемонии спуска субмарины приняли участие командующий Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота Владимир Якушев и генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.

28 июля 2017 года на «Адмиралтейских верфях» состоялась церемония закладки большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Волхов» для Тихоокеанского флота России, с заводским номером 01615. В торжественном мероприятии приняли участие заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, начальник управления кораблестроения Главного командования ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.

Статья в тему:  Можно ли возить мотор на транце пвх лодки

3 марта 1720 года В Санкт-Петербурге была заложена первая российская подводная лодка, «потаенное судно» Ефимом Никоновым. Император Петр I часто заходил на участок строительства, интересовался ходом работ, подсказывал, как и что лучше сделать, подбадривал мастеров. В конце января 1721 года строительство судна-модели было в основном закончено, а в марте Никонов лично доложил об этом Государю, но испытания задержались и прошли гораздо поздней.

«Ясень» же «Борей»: ВМФ получит 14 атомных подлодок

Зачем российскому флоту столько дорогих АПЛ, когда нет авианосцев

С авианосцами у России как-то исторически не сложилось. Сейчас остался лишь один — ТАРК «Адмирал Кузнецов», который вроде как должен, наконец, выйти из затянувшегося ремонта. Скорее всего, этот тяжелый авианесущий крейсер станет в итоге не боевой единицей в составе флота, а учебным плавучим аэродромом для подготовки пилотов корабельной авиации — с перспективой на постройку новых авианосцев. С атомными подводными лодками (АПЛ) всё гораздо лучше. Как минимум потому, что они существуют, а ещё и активно строятся новые.

Сейчас заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко анонсировал, что в ближайшие годы Военно-морской флот будет усилен 14 атомными подводными лодками. Речь идёт о АПЛ проектов «Борей-А» и «Ясень-М», которые завод «Севмаш» по заказу Минобороны должен передать ВМФ до 2027 года — по две подлодки в год. Это много или мало для поддержания обороноспособности страны на должном уровне? Дорого или вполне «съедобно» для военного бюджета, который расходуется и на другие вооружения?

Сегодня в составе ВМФ России, согласно официальной статистике, численность субмарин составляет 62 единицы. Из них атомных подлодок, с баллистическими, крылатыми ракетами и общего назначения — 49, из которых в готовности выйти хоть завтра на боевое дежурство лишь 50 процентов. Остальные в ремонте, в процессе модернизации, что-то там меняют и усовершенствуют.

Статья в тему:  Где спустить лодку на киевском море

Никто вам точно не скажет, сколько же сейчас у России имеется АПЛ, в том числе действующих и находящихся на вооружении. Оперировать можно лишь теми, которые сошли со стапелей и поступили на флота в последние годы. Самые «свежие» АПЛ проекта 885 М «Ясень», нынешняя «Казань» и головная лодка «Северодвинск», которая уже несет боевое дежурство, — это лишь верхушка того огромного подводного айсберга, который представляют российские подводные силы. В большей степени достоверности можно сказать, что в советские времена было построено около (?) 250 подводных атомоходов. И заявленных сейчас в таком сравнении14 подлодок вроде как и немного по количеству, но по ударной мощи они могут одним залпом своих ракет уничтожить полмира.

С ценой тоже нет особой прозрачности. Из заявленного известно, что АПЛ К-659 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» обошлась Минобороны в 47 миллиардов рублей (сейчас это порядка 602 миллионов долларов), а вот АПЛ проекта 955 «Борей» стоит заметно меньше — 23,2 миллиарда рублей (около 313 миллионов долларов). Впрочем, даже если эти цифры считать условными и корректируемыми (вероятно, что в сторону увеличения), то по сравнению со стоимостью новейшего американского авианосца «Джеральд Р. Форд», которая по официальным данным составила 17,5 миллиарда долларов (утверждают что сумма перевалила за 20 млрд.), это сущий пустяк. То есть взамен одного авианосца можно построить как минимум 20 АПЛ проекта «Ясень» и «Борей», каждая из которых способна отправить его на дно. Этим фактом, вероятно, и можно объяснить отсутствие у России авианосцев — мы любим дёшево и сердито.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка волжанка

В США любят обсуждать тему последствий удара российского подводного крейсера типа «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei») ракетами «Булава». Вот и портал We Are The Mighty («Мы — могущественные») смоделировал недавно ситуацию с одной только российской субмариной «Юрий Долгорукий», которая, даже находясь к западу от Гавайев, может атаковать Нью-Йорк.

Компьютезированные янки высчитали наилучшую позицию для запуска ракет, способных преодолевать 9 тысяч километров (если точно — 9 300 000), местом которой оказался Мексиканский залив. Оттуда «Борей» сможет поразить все важные военные и коммуникационные центры на территории США. Отмечается, что каждая из баллистических ракет несет по шесть разделяемых боевых блоков мощностью свыше сотни килотонн, 96 боеголовок достигли бы десятки американских городов и военных объектов, суммарная мощность которых (более 9 тысяч килотонн) уничтожит сотни тысяч людей, десятки ядерных бомбардировщиков, подводных лодок и ракет, ограничив американские возможности реагирования. И все это — с одной только российской подводной лодки.

АПЛ проекта 955 типа «Борей» в составе ВМФ РФ четыре — последняя из них в модернизированном виде (955А) К-549 «Князь Владимир» была передана Северному флоту (СФ) 12 июня нынешнего года. В планах до 2027 года, о чём и говорил сейчас замминистра Криворучко, постройка ещё шести таких стратегических ракетоносцев, два из которых — «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов» должны поступить Тихоокеанскому флоту в 2021 году.

Из «Ясеней» в строю пока только одна упомянутая АПЛ «Северодвинск», зато в планах постройка 8 подобных подлодок проекта 885 М, оснащенных крылатыми ракетами «Оникс» (предполагается, что на них будут установлены гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон»). Две субмарины находятся в высокой степени готовности — К-561 «Казань» в 2021 году передадут СФ, а К-573 «Новосибирск» ТОФ. Остальные будут поступать в ВМФ с регулярностью по одной в год.

Статья в тему:  Как грести на лодке веслами

Но если планы — это всего лишь перспектива, хотя и совершенно четко обозначенная сроками, то и в нынешнем состоянии российский подводный флот вышел на уровень полноценного дежурства в Мировом океане. И слова Главкома ВМФ адмирала Николая Евменова о «поднятии планки» до советского ВМФ по уровню присутствия российских АПЛ во всем частях света, может свидетельствовать, что одномоментно в море находится порядка 10−15 атомоходов. Каждый из которых способен решать самостоятельные задачи по сдерживанию агрессии стран вероятного противника. А при необходимости и уничтожить все источники этой агрессии.

— Наращивание оперативного темпа использования боевого подводного флота России — это очень позитивный сигнал, — считает политолог, эксперт по аналитической стратегии Александр Зимовский. — Следует, очевидно, напомнить, что на пике своего могущества советские подводные силы контролировали 70 процентов акватории Мирового океана. Разумеется, одним из главных условий осуществления столь эффективного контроля являлось систематическое пребывание кораблей и экипажей в море.

Сейчас, с выходом на общую длительность походов российских подлодок в 3000 суток Россия может с полным правом констатировать восстановление своей стратегической ядерной триады. Почти 30 лет американцы господствовали в морских глубинах, но теперь это время уходит. Почему это важно? Потому что использование подводной компоненты сил ядерного сдерживания служит наиболее веским аргументом в стратегическом военном планировании. Здесь существует парадокс: атомный ракетоносный флот решает стратегические задачи. Но основой действия подводных морских сил является тактика. То есть осуществление постоянного патрулирования заданных районов.

Американцы, кстати, постоянно держат на патрулировании до 77 процентов своих ПЛАРБ. Учитывая, что средний срок их пребывания в патруле составляет 72−90 суток и в год они делают, в общей сложности, свыше 30 патрульных рейсов, можно говорить, что в каждый момент времени до 10 американских атомных подлодок находятся на дежурстве.

Статья в тему:  Как управлять лодкой пвх с мотором

Причём четыре из них — две в Тихом океане, и две в Атлантике, находятся в состоянии боевой готовности для нанесения ударов по назначенным целям — России и Китаю. В общем, это такие подводные «кошки-мышки», про которые рассказывал американский писатель Том Клэнси в своём бестселлере времён холодной войны «Охота за «Красным Октябрём». Клэнси, как водится, украсил свою книгу развесистой клюквой, рассказывая о службе и быте советских подводников. Однако тактику подводного патрулирования он изложил вполне себе грамотно.

Если же исключить беллетристику, то парадокс, лежащий в основе применения атомной подводной лодки с ядерным оружием на борту, в том, что она может произвести эффективный прицельный пуск только один раз, залпом. Разумеется, если лодка снаряжена шестнадцатью ракетами, то технически она способна произвести 16 пусков, что называется, «одиночными».

Однако первый же одиночный пуск ставит крест на скрытности нахождения ракетоносца. И грозная боевая единица превращается в мишень. А дальше смена позиции, бегство, маневрирование, и в результате дальнейшая боевая эффективность стремится к нулю. Таким образом, основной задачей является скрытый выход на позицию для точной стрельбы, прорыв прикрытия, осуществляемого кораблями, авиацией, спутниками и гидроакустическими системами противника. А это тактика.

Отсюда необходимость постоянного патрулирования морских районов подводными силами ВМФ России. Лодки выходят из своих баз, участвуют в маневрах для отработки совместных действий с другими силами флотов, проверяют системы боевого управления. Просто потому что в момент, когда наступит знаменитое время «Ч», на каждой расчётной стартовой позиции в Мировом океане будет находиться наша субмарина — «Ясень» или «Борей».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: