5 просмотров

Сколько подводных лодок было у фашистской германии

Сколько подводных лодок было у фашистской германии

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ “Обозник”. История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Подводные силы Второй мировой войны

У нас почему-то стало модно писать про рекорды немцев, американцев англичан и умалчивать о флоте советском. Между прочим, в книге рекордов Гинесса официально занесено 3 мировых рекорда советского подводного флота. А перед войной рекордов советских в области подводного флота было столько ,что немцы и прочие и рядом не стояли. Достаточно сказать, что за 10 предвоенных лет подводный флот СССР вырос в 15 раз и к началу Второй мировой войны СССР обладал крупнейшим в мире подводным флотом, имевшим на 1 сентября 1939 года в строю 161 подлодку в то время как другие морские державы вступили в мировую войну, имея в составе своих ВМС: США – 112, Франция – 77, Англия – 69, Япония – 63, Германия – 57 и Италия – 115 подводных лодок. Но в данной статье, по умолчанию дел флота советского, остановимся на подводных силах иностранных флотов.

В составе флотов капиталистических стран, подводные лодки долгое время считались второсте­пенным средством борьбы на море, несмотря на успешный опыт их использования в Первой мировой войне. В период с 1914 по 1918 г. именно они потопили 305 боевых кораблей, в числе которых 12 линкоров, 23 крейсера, 32 эскадренных миноносца, 30 под­водных лодок, 4 канонерские лодки, 3 минных заградителя и 1 монитор. Изучая опыт применения подводных лодок, ведущие морские державы не имели единого взгляда на их предназначение. Так, англичане видели в подводных лодках оружие противолодочной обороны и морской блокады, американцы считали главной их целью боевые корабли противника – линко­ры, авианосцы, крейсеры, эсминцы. Японцы старались создать лодки, способные действовать в составе эскадр, господствующих на море. Наконец, немцы, считали, что главным будет вражеский торговый флот. Но при всех расхождениях в планах использования подводных лодок все эти страны сходились в одном – недооценке их роли в грядущей войне.

Статья в тему:  Как называется длинная лодка индейцев

В ходе войны стало очевидно, подводный флот необходим. Подводные силы воюющих стран сыграли важную роль в войне на море, ими было потоплено около 1800 боевых кораблей, включая 75 подводных лодок. Еще более значительным был их вклад в борьбу на транспортных коммуникациях, где они в общей слож­ности потопили суда грузоподъем­ностью более 22 миллиона тонн, что составило около 2/3 от общего потерянно­го в войну тоннажа. Бывший главком ВМС Германии гросс-адмирал Карл Дёниц в своей книге «Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне» сравнивает удары лодок с возможным ущербом: «Если подводная лодка потопит два судна по 6000 тонн каждое и один танкер в 3000 тонн, то можно считать, что при этом погибло 42 тан­ка, 8 152-мм гаубиц, 88 87,6-мм орудий, 40 40-мм орудий, 24 автобронемашины, 50 пулеметов крупного калибра, 5210 тонн боеприпасов, 600 винтовок, 428 тонн запасных частей для танков, 2000 тонн разных продуктов и предметов снабжения, 1000 канистр бензина. Во что вылились бы боевые действия, если б суда доставили эти грузы в порт выгрузки? Для уничтожения этого воен­ного имущества силами бомбардировочной авиации против­нику потребовалось бы совершить 3000 налетов».

За годы войны судостроительная промышленность основных капиталистических стран поставила флоту более 1500 под­водных лодок. Общие потери воюющих стран составили около 1200 подводных лодок.

Германия. В первую мировую войну руководители Германии добились немалых успехов, проводя неограниченную подводную войну и поставив Анг­лию на грань экономической катастрофы, потопив большое число торговых судов и 156 боевых кораблей, в том числе 10 линкоров, 20 крейсеров, 31 эсминец и др.

Статья в тему:  Как сделать носовую часть лодки

После заключения Версальского договора и потери флота, немцы, не желая терять колоссальный опыт подводной войны, откомандировали своих конструкторов-подводников на голландские и испанские судостроительные верфи. В книге «Майн кампф» Гитлер назвал 1935 год самым счастливым в своей жизни, потому что заключенный 18 июня англо-германский морской договор разрешал немцам строить подводный флот. Уже через 10 суток после подписания соглашения на воду была спущена первая подводная лодка «U-1»., а спустя месяц Германия имела уже 24 подводные лодки и была создана первая флотилия, которую возглавил капитан 2-го ранга К. Дениц.

Немцы вступили в Мировую войну, имея 57 лодок, 24 из которых были непригодны для действий в Атлантике. Фактически по­стоянно на позициях находилось только шесть – семь подводных лодок. И, тем не менее, неподготовленность противника к войне оказалась столь вопи­ющей, что небольшое количество немецких лодок достигло в первые месяцы войны колоссальных успехов. Всего за годы войны гитлеровские подводники потопили 2 линкора со­юзников, 5 авианосцев, 6 крейсеров, 88 – эсминцев, фрегатов, тральщиков, 5 подводных лодок. Но удары, нанесенные фашистским подводным флотом торговому флоту союзников, затми­ли его действия против боевых кораблей. Уже к 1941 году было 6 немецких подводников, каждый из которых потопил торговые суда тоннажём более 200 тысяч тонн, а за всю войну гитлеровские подводники уничтожили 2759 судов общим водоизмещением 14 119 413 тонн.

Статья в тему:  Yamaha xjr 1300 как первый мотоцикл

Поставив на подводные лодки, немцы всю войну их строили нарастающими темпами. Если в 1939 г. их было построено всего- 6, то в 1940 г. – 40, в 1941г.- 219, в 1942 г.- 222, в 1943 – 292 и 1944г.-283 подводные лодки

Однако усиленное строительство подвод­ных лодок не улучшило положения фашистской Германии на море. Развитие преимущественно одного рода сил – подвод­ных лодок привело, в конечном счете, к резкому ограничению круга задач германского флота и предопределило его пассивность во всех других сферах борьбы на море, способствуя развитию противолодочных сил противника. Появление у союзников самолетов с радиолокаторами и кораблей с гидролокаторами лишало подводную лодку ее главного преимущества – скрытности. Против немецких лодок действовало 5,5 тыс. противоло­дочных кораблей специальной постройки и 20 тыс. малых судов. На одну немецкую подводную лодку приходилось 25 ко­раблей союзников и 100 самолетов, а на каждого немецкого подводника в море – 100 англичан и американцев. Отрицательное влияние на результативность действий подводных лодок оказали и замедленность в их техническом совершенствовании, и падавший уровень подготовки герман­ских подводников.

За время войны немцы сумели ввести в строй 1113 под­водных лодок. Несмотря на громадные потери, немцы смогли наладить производ­ство такими темпами, что в течение всей войны количество вновь вводимых в состав ВМФ лодок превышало количество, погибавших. Однако Германию это не спасло. По­терпев сокрушительное поражение на сухопутных фронтах, она проиграла и битву на море. Из всех родов сил флота Германии лишь один подводный флот до самого кон­ца войны представлял серьезную угрозу, и «подводная война» закончилась только после того, как Германия была занята союзными армиями. Весь гигантский подводный флот Германии, насчиты­вавший 1188 лодок, перестал существовать в 1945 году. Из них 725 были уничтожены в боях, 53 погибли от разных причин, 224 затоплены экипажами после капитуляции Германии и 186 подводных лодок капитулировали.

Статья в тему:  Как выбрать электро лодочный мотор

Италия. Италия имела по подводным лодкам – первое место в Европе. К началу войны в составе итальянского флота было 115 подводных лодок. Большую часть итальянских подводных лодок составляли лодки с низкой боеспособностью и маневренностью, медленным погружением, с большим шумом механизмов. Но самыми главными недостатками были слабая подготовка командного состава, а также хронический недостаток топлива. Все это привело к тому, что итальянский подводный флот оказался плохо подготовленным к выполнению своих задач. Результаты их действий более чем скромные – около 700 тысяч тонн потопленного и поврежденного союзнического тоннажа, 4 потопленных крейсера, 2 эсминца и 2 подводные лодки. Но за эти успехи итальянский подводный флот достались дорогой ценой. Из 157 лодок, 84 были потоплены, 34 капитулировали перед союзниками, 10 захвачены немцами, 20 уничтожены своими экипажами, 9 разоружены. Таким образом, на долю итальянского флота, первоначально самого крупного среди держав фашистской «оси», выпали наименьшие успехи.

Великобритания Английская военно-морская теория однозначно отводила подводным лодкам второстепенную роль, за что им пришлось тяжело расплачиваться в ходе войны. Колоссальные успехи фашистских подводных лодок по уничтожению английского торгового флота в первые месяцы войны произвели ошеломляющее впечатление на общественное мнение Британии. Англия вступила во Вторую мировую войну с подвод­ным флотом из 69 подводных лодок. Однако лишь 30 единиц составляли современные лодки различных типов. За годы войны англичане ввели в строй 165 новых лодок, таким образом, общее число английских лодок, участвовавших в войне, составляет 234. Из этого числа погибло 76, при­чем больше половины потерь -42 лодки приходится на Средиземное море. Наибольший урон английским подводникам нанесли вражеские мины и надводные корабли. Количество уничтоженных кораблей противника английскими лодками невелико – 8 вражеских крейсеров, 28 малых надводных боевых кораблей и 41 подводную лодку.

Статья в тему:  Как заклеить лодку нырок

Среди английских подводных лодок наиболее отличи­лись лодки типа Т. Две из них – «Тайгрис» и «Трайдент» – сражались плечом к плечу с советскими подводниками в Заполярье и заслужили высокую оценку нашего командо­вания.

Франция. К началу войны Франция располагала значительным военно-морским флотом, в составе которого числилось 77 подводных лодок разных типов. Самой известной из них был подводный крейсер «Сюркуф», отличавшийся большим водоизмещением (3300 тонн), усиленным вооружением и скоростью хода (18 узлов). Основу подводного флота составляли большие подводные лодки типа «Рокен» и «Редутаблъ», способные действовать в Атланти­ке, и средние предназначенные для действий в Среди­земном море, Ла-Манше и Северном море. В списках французского флота числилось еще 6 подводных минных заградителей типа «Сапфир» 1928—1935 годов постройки. Стремительное наступление фашистских войск и капитуляция привело к тому, что часть лодок была взорвана экипажами или захвачена противником. 15 французских лодок перешли на сторону союзников и приняли участие в борьбе на море. К концу войны из 77 французских лодок уцелело всего 12. Наибольшие потери нанесли французскому подводному флоту союзники- 29 единиц, сами французы, уничто­жили 19 лодок, итальянцы -5, немцы – 2 и даже японцы -1.Неудивительно, что боевые успехи французских подводников довольно скромны.

Соединенные Штаты Америки. К началу войны ВМС США 112 подводных лодок. Из них только 41 но­вая и большое число устаревших. Как и другие морские державы, США строили малые, средние и большие лодки. Здесь действовало одно характерное именно для американцев обстоятельство – стремление создать максимальный комфорт. Горячая и холодная вода, души, удобные койки, камбузы – все это, считавшееся ненуж­ным и лишним на лодках других стран, приводило к уве­личению водоизмещения и снижению боевых характеристик. Из 315 лодок, принимавших участие в боевых действиях, погибли 52. В ходе войны американские лодки на­несли колоссальный ущерб японскому флоту, как военно­му, так и торговому, уничтожив 1 линкор, 9 авианосцев, 12 крейсеров, 122 малых надводных корабля и 23 подводные лодки, 4,9 мил­лиона тонн грузов. Это больше, чем по­топили все надводные силы ВМС США вместе взятые.

Статья в тему:  Как правильно подобрать надувную лодку

Япония, глубоко изучила опыт Первой мировой войны и осуществляла ко­раблестроительные программы, взяв за основу наиболее совершенные образцы подводных лодок германского, английского и французского флотов. Было создано множество подводных лодок различного назначения: патрульные, разведывательные, ударные, транспортные. Кроме того, японцами была предпри­нята отчаянная попытка создать универ­сальную подводную лодку для решения всех задач. Из всех воюющих держав лишь японцы уделяли наибольшее внимание подводным лодкам, несущим на борту самолеты. Это были самые большие лодки в мире.

Всего за время войны в строй японского флота вступи­ло 129 подводных лодок. И, пожалуй, ни в чем так ярко не проявилось банкротство японской подводной военно-мор­ской доктрины, как в этом спешном хаотическом строи­тельстве. Война вскрыла целый ряд серьезных просчетов, допу­щенных в предвоенные годы японским военно-морским командованием. К концу войны на боевом счету японского подводного флота числилось всего 3 потопленных американских авианосца, 2 крейсера, 28 малых надводных кораблей. Из 192 на­ходившихся в строю лодок -130 погибли, остальные капи­тулировали. Подводные ресурсы Японии были растрачены на бесполезные поиски союзных кораблей, демонстративные обстрелы побережья и безнадежные операции по снабжению изолированных гарнизонов.

Оценивая в целом взгляды на использование подводных сил в войне и практические действия по их развитию в капиталистических странах основных участников боевых действий можно сделать вывод о том, что при подготовке к боевым действиям роль подводных флотов явно недооценивалась, и это существенно сказалось на ходе и итогах Второй Мировой войны. В ретроспективном пла­не можно сделать вывод, что ни одно из государств — участников второй мировой войны не имело разрабо­танной стратегии использования подводных сил, которая бы твердо основывалась на правильном учете боевых возможностей и недостатков подводных лодок.

Статья в тему:  Как сделать электрический насос для надувной лодки

Другие новости и статьи

Запись создана: Воскресенье, 14 Октябрь 2018 в 2:11 и находится в рубриках Вторая мировая война.

10 фактов о подлодках Кригсмарине

Подводный флот в составе кригсмарине Третьего рейха был создан 1.11.1934 и прекратил свое существование вместе с капитуляцией Германии во Второй мировой войне. За время своего относительно недолгого существования (около девяти с половиной лет) германский подводный флот сумел вписать себя в военную историю в качестве самого многочисленного и смертоносного подводного флота всех времен и народов. Германские субмарины, внушавшие ужас капитанам морских судов от мыса Нордкап до мыса Доброй Надежды и от Карибского моря до Малаккского пролива, благодаря мемуарам и кинофильмам уже давно превратились в один из военных мифов, за пеленой которого часто становятся незаметными реальные факты. Вот некоторые из них.

1. В составе кригсмарине воевали 1154 подводные лодки, построенные на германских верфях (включая подводную лодку U-А, которая изначально строилась в Германии для ВМС Турции). Из 1154 субмарин 57 подводных лодок были построены до войны, а 1097 – в период после 1 сентября 1939 года. Средние темпы ввода в строй германских подводных лодок во время Второй мировой войны составляли 1 новая подлодка каждые два дня.

2. В составе кригсмарине воевал 21 тип подводных лодок германской постройки со следующими техническими характеристиками:

Статья в тему:  Сколько в россии атомных подводных лодок

– водоизмещение: от 275 тонн (подлодки типа ХХII) до 2710 тонн (тип Х-В);

– скорость в надводном положении: от 9,7 узла (тип ХХII) до 19,2 узла (тип IХ-D);

– скорость в подводном положении: от 6,9 узла (тип II-А) до 17,2 узла (тип ХХI);

– глубина погружения: от 150 метров (тип II-А) до 280 метров (тип ХХI).

3. В состав кригсмарине входило 13 трофейных подводных лодок, в том числе:

– 1 английская: «Seal» (в составе кригсмарине – U-B);

– 2 норвежские: В-5 (в составе кригсмарине – UС-1), В-6 (в составе кригсмарине – UС-2);

– 5 голландских: О-5 (до 1916 года – британская подлодка Н-6, в составе кригсмарине – UD-1), О-12 (в составе кригсмарине – UD-2), О-25 (в составе кригсмарине – UD-3), О-26 (в составе кригсмарине – UD-4), О-27 (в составе кригсмарине – UD-5);

– 1 французская: «La Favorite» (в составе кригсмарине – UF-1);

– 4 итальянские: «Alpino Bagnolini» (в составе кригсмарине – UIT-22); «Generale Liuzzi» (в составе кригсмарине – UIT-23); «Comandante Capellini» (в составе кригсмарине – UIT-24); «Luigi Torelli» (в составе кригсмарине – UIT-25).

4. В ходе Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14528570 тонн. Самый результативный капитан подлодок кригсмарине – Отто Кречмер, потопивший 47 судов общим тоннажем 274333 тонны. Самая результативная подводная лодка – U-48, потопившая 52 судна общим тоннажем 307935 тонн (спущена на воду 22.4.1939, а 2.4.1941 получила тяжелые повреждения и больше в боевых действиях не участвовала).

Статья в тему:  Как самому сшить лодку

5. За время Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца. Самый крупный из уничтоженных кораблей – линкор «Royal Oak» (водоизмещение – 31200 тонн, экипаж – 994 человека) – потоплен подводной лодкой U-47 на собственной базе Скапа-Флоу 14.10.1939 (водоизмещение – 1040 тонн, экипаж – 45 человек).

6. Во время Второй мировой войны германские подводные лодки совершили 3587 боевых походов. Рекордсменом по количеству боевых походов является подлодка U-565, совершившая 21 поход, в ходе которых потопила 6 судов общим тоннажем 19053 тонны.

7. В ходе Второй мировой войны безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка. Первой потерянной подводной лодкой является субмарина U-27, потопленная 20.9.1939 британскими эсминцами «Fortune» и «Forester» западнее берегов Шотландии. Последней потерей является подлодка U-287, подорвавшаяся на мине в устье Эльбы уже после формального окончания Второй мировой войны (16.05.1945), возвращаясь из своего первого и единственного боевого похода.

8. Германская подводная лодка U-176, потопленная 15.5.1943 глубинными бомбами, сброшенными с кубинского патрульного катера SC-13, является единственным кораблем основных классов, потопленным кубинскими ВМС за всю историю их существования.

9. Германские подводные лодки U-966 и U-1060 были потоплены военнослужащими страны, никогда за свою историю не имевшей собственного военно-морского флота, а именно чехословацкими летчиками – 10.11.1943 у мыса Ортегаль (Испания) в Бискайском заливе и 27.10.1944 в Средиземном море.

Статья в тему:  Как отремонтировать винт лодочного мотора

10. Германская подводная лодка U-377 была потоплена в Северной Атлантике 15.1.1944 собственной циркулирующей торпедой. Поскольку при взрыве подлодки погиб весь ее экипаж (52 человека), подробности ее гибели остаются неизвестными. Однако U-377 – не единственная подлодка в мировой истории, погибшая от собственной циркулирующей торпеды. Американская подлодка «Звон» также погибла от собственной торпеды 23.09.1943. Выжившие члены экипажа описывали катастрофу следующим образом: «Субмарина произвела атаку японского транспорта торпедой с дистанции в четыре кабельтова. Она пошла точно в цель. Тогда капитан лодки О’Кейн по неустановленной причине приказал выпустить еще одну торпеду по тонущему судну. Торпеда вильнула, двинулась по кругу и поразила «Звон» в кормовую часть». Большинство специалистов сходятся во мнении, что причиной гибели обеих лодок можно считать несчастливое стечение обстоятельств (недостатки конструкции торпед, вызванные слабой изученностью процессов и усиленные заводским браком).

Стальные акулы Гитлера. Чем немецкие подлодки отличались от всех прочих?

В 1935 г. в Киле была спущена на воду первая немецкая подводная лодка, построенная после Первой мировой войны. Это была маленькая и устаревшая субмарина, к тому же погибшая во втором походе. Но кошмар подводной войны 1939-1945 начался с нее.

Военно-морские преступления

Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о немецких подводниках, — это их военные преступления. Обычно им ставят в вину потопление гражданских судов и расстрел пытающихся спастись пассажиров. Нюрнбергский трибунал, пытаясь осудить главкома ВМФ Германии Карла Дёница, цитировал его приказ от сентября 1942 г.: «Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, то есть вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки, возвращать в нормальное положение перевернутые шлюпки, снабжать пострадавших провизией и водой. Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд».

Статья в тему:  Как заклеить лодку нырок

Но что-то пошло не так: Дёницу дали всего 10 лет тюрьмы. Он все-таки не призывал расстреливать барахтающихся в воде людей. Но некоторые из его офицеров дошли до этого своим умом.

13 марта 1944 г. подлодка U-852 потопила у берегов Африки греческий пароход «Пелеус». Поскольку лодка выполняла в тех водах секретную миссию, ее командир Хайнц Вильгельм Экк приказал расстрелять всех спасшихся из автоматов. Стреляли подводники так себе: три грека выжили и впоследствии дали показания.

После окончания войны всех членов экипажа U-852 доставили в Германию и там судили военно-полевым судом. Командира, судового врача и старпома расстреляли. Старший механик получил пожизненный срок, штурман — 7 лет.

Другие случаи убийств на море до суда не дошли. Причина проста: к концу войны погибли 32 из 39 тысяч немецких подводников.

Немецкое качество

Долгое время было принято считать, что немецкие подлодки были на голову выше, чем русские, английские и американские. Это далеко не всегда справедливо. Сами по себе немецкие лодки, вынесшие на себе основное бремя войны на море, ничем особенным от «одноклассников» других стран не отличались. Сравним ТТХ субмарин серии VII C (такая «исполнила главную роль» в фильме Вольфганга Петерсена «Подводная лодка») с советскими и британскими.

СССР:

  • Тип: Щ
  • Водоизмещение: 706 тонн
  • Мощность двигателей: 1000 л/с
  • Торпедных аппаратов: 6
  • Скорость подводная/надводная: 11,6/14 миль в час
  • Глубина погружения: 90 метров
  • Автономность: 20 суток
Статья в тему:  Сколько в россии атомных подводных лодок

Германия:

  • Тип: VII C
  • Водоизмещение: 871 тонн
  • Мощность двигателей: 750 л/с
  • Торпедных аппаратов: 5
  • Скорость подводная/надводная: 7,6/17 миль в час
  • Глубина погружения: 100 метров
  • Автономность: 35 суток

Великобритания:

  • Тип: S-class
  • Водоизмещение: 935 тонн
  • Мощность двигателей: 1300 л/с
  • Торпедных аппаратов: 7
  • Скорость подводная/надводная: 10/15 миль в час
  • Глубина погружения: 110 метров
  • Автономность: 40 суток

Как видим, никаких особенных качественных преимуществ. Другое дело, большие немецкие океанские подлодки типа XXI, которые действительно превосходили все, что было на тот момент у союзников. Однако появились они слишком поздно. Только две лодки этого типа успели выйти на боевое патрулирование до конца войны. Никакого влияния на ход боевых действий они не оказали.

В чем же дело?

Почему же тогда немецкие подлодки наводили такой ужас на моряков союзных держав, в первую очередь английских и американских? Дьявол, как всегда, крылся в деталях.

Если в чем-то «немецкое качество» под водой себя и проявило, то в ряде важных, но вспомогательных механизмов, а также в вооружении. К первым отнесем шноркель — устройство, позволяющее дизель-электрическим подлодкам передвигаться в подводном положении на дизельной тяге. До того, как немцы применили это устройство в 1943 г., лодки в надводном положении ходили с двигателями внутреннего сгорания, а в подводном — на электромоторах, которым для работы не нужен атмосферный воздух. Шноркель — всасывающая и выхлопная труба, шедшая от дизелей и выведенная из боевой рубки подводной лодки вместе с перископами, — решал эту проблему. Теперь на перископной глубине лодки «научились» ходить, не расходуя заряда аккумуляторных батарей.

Статья в тему:  Yamaha xjr 1300 как первый мотоцикл

К передовому оружию немецких субмарин в первую очередь стоит отнести электрические самонаводящиеся торпеды «Цаункёниг», появившиеся в 1943 г. Встроенные в них гидрофоны вели торпеды на шум гребных винтов. Первый неповрежденный образец «Цаункёнига» был получен советским ВМФ летом 1944 г. с потопленной в Финском заливе лодкой U-250.

— Всего в годы войны у немцев воевали 1154 подводные лодки. С 1939 по 1945 г. они потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14 528 570 т. Успехи немецких подводников по борьбе с военными кораблями союзников куда скромнее: 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца.

— Самая результативная подводная лодка, U-48, потопила 52 судна общим тоннажем 307 935 тонн. За годы войны была безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка.

Подводные лодки Третьего рейха

По открытой информации в составе ВМФ России сегодня находится около 70 подводных лодок. У США их количество примерно такое же, и это два самых мощных на сегодня подводных флота в мире. На этом фоне 1154 субмарины, сражавшиеся в составе военно-морских сил Третьего рейха, кажутся какой-то невероятной цифрой. Да, подводные лодки тогда были проще и меньше, и до моделей с атомным двигателем развитие техники еще не дошло. Но все же цифра впечатляет. И не только она – германский подводный флот времен Второй мировой войны оказался самым многочисленным и смертоносным за всю историю вооруженных сил всех стран.

Статья в тему:  Как называется длинная лодка индейцев

Содержание

Великая стройка

До начала войны, то есть до 1 сентября 1939 года, у Третьего рейха было 57 подводных лодок. Разрешение строить субмарины страна получила лишь в 1935 году. До этого работал Версальский мирный договор, одним из условий которого был запрет Германии делать субмарины. Однако нацистский режим постепенно возвращал позиции, и одним из таких дипломатических успехов стало заключение Англо-германского морского соглашения. По нему подводные лодки признали устаревшим вооружением, и запреты на их производство исчезли.

В июне 1939 года подводный флот Германии возглавил Карл Дениц – выдающийся военный специалист, разработавший концепцию подводной войны. В его распоряжении оказалось огромная сила. Во время Второй мировой войны в составе кригсмарине каждые 2 дня появлялась новая подводная лодка.

Подводная сила

Главное преимущество субмарин в их скрытности. Подводные лодки могут незамеченными пересекать океаны, неожиданно появляться и наносить огромный урон без существенных расходов на оборону. У Германии эта часть ВМФ во многом компенсировала ограниченные возможности надводного флота.

Ключевой наработкой Карла Деница стало создание концепции, при которой субмарины действовали устойчивыми группами. Их стали называть “волчьими стаями”, а сами операции – “охотами”. Немецкие подводные лодки охотились на транспортные корабли своих противников, нарушая снабжение войск. Их цель – топить суда врагов быстрее, чем те их строят.

“Волчья стая” на рейде выстраивалась так, чтобы охватить как можно больший фарватер в ожидании конвоя противной стороны. Когда одна из подлодок обнаруживала приближение корабля, она отправляла сообщение в центр, и сама продолжала следовать за ним на безопасном удалении в надводном положении. Остальные “волки” в это время окружали конвой и начинали нападение. Действовали подводные лодки обычно по ночам и при численном преимуществе, поэтому итоги нападений для них были весьма успешными.

Статья в тему:  Как выбрать электро лодочный мотор

По разным оценкам германские субмарины отправили на дно от 2000 до 2800 кораблей торгового флота. Вместе со своими судами погибло больше 100 000 моряков.

Были и единичные диверсионные вылазки. Самая громкая из них – потопление британского линкора “Ройял Оук”. Большой военный корабль стоял в гавани Скапа-Флоу (Шотландия), пролив в которую перегораживали три блокшива. Лодка U-47 (нумерация у немецких субмарин была сквозной от U-1 до U-3530) успешно проникла к месту стоянки линкора, дала три торпедных залпа и вернулась на базу.

Впрочем, подводные лодки вовсе не были неуязвимы. Статистика их потерь наталкивает на мысль, что у немецкого командования они считались чуть ли не расходным материалом. Из походов не вернулось почти 800 субмарин, то есть 70 процентов всего подводного флота. Вместе с ними на дно отправились и 30 000 членов экипажей. Среди российских исследователей кригсмарине подлодки Гитлера иногда называли “Стальными гробами Рейха”. Со временем члены антигитлеровской коалиции отработали приемы противолодочной обороны, и о прошлых успехах немецким подводникам пришлось забыть. У Карла Деница в составе экипажей субмарин погибло двое сыновей и племянник.

Операции “Регенбоген” и “Дэдлайт”

Легенды о судьбе сотен немецких подводных лодок продолжают ходить и сегодня. В мифах и вольных интерпретациях они вывозили в Южную Америку нацистское руководство, а из нее – полезные ископаемые, будто повторяя политику конкистадоров. В сообщениях разной степени достоверности субмарины Третьего рейха продолжают находить затопленными в Антарктиде, на Таймыре и у берегов Крыма.

Статья в тему:  Как правильно подобрать надувную лодку

На деле же судьба у подводного флота Гитлера была такой же, как и у остальных частей армии – его разгромили. Большая часть лодок погибла в боях, в отношении оставшихся провели две занимательные операции. Первая называется “Регенбоген”. Это слово не случайно звучит так по-немецки – операция спланирована и реализована самими нацистами. В конце апреля 1945 года стала очевидна скорая капитуляция, и Дениц приказал экипажам всех германских кораблей для сохранения чести флота затопить их. Приказ был исполнен – на дно отправилось 238 субмарин. Кстати, Regenbogen с немецкого переводится как “радуга”.

Союзники тоже не жалели захваченных подлодок Гитлера. В конце 1945 – начале 1946 года они провели операцию “Дэдлайт”, в ходе которой была затоплена 121 трофейная субмарина. Еще 33 подводные лодки остались у стран-победительниц для испытаний, пополнения собственного флота и создания музеев.

Карл Дениц пережил Нюрнбергский процесс, отсидел 10 лет и умер в 1980 году. Остаток жизни он провел в безвестности, но написал три книги – две о своей жизни и одну о тактике подводной войны.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: