6 просмотров

Сколько людей в подводной лодке

Ни два, ни полтора: что представляет собой подводный флот России

Виктор Кузовков

Именно на плечах моряков-подводников лежит огромный груз ответственности за функционирование и боевую устойчивость одного из столпов наших стратегических ядерных сил, а именно ракетоносного подводного флота. И без их непростой работы так называемая «ядерная триада» (наземные, подводные и военно-воздушные стратегические ядерные силы) сразу стала бы слабее на треть.

Но за поздравительными словами нам все-таки не стоит забывать о реальности и желательно присмотреться к тому, что же из себя представляет современный подводный флот России, каковы его перспективы и сможет ли он выполнять возложенную на него миссию уже через десять лет. Тем более, что причин для тревоги более, чем достаточно…

Прежде всего, простое количественное сравнение имеющихся у крупнейших геополитических игроков сил и средств показывает, что у РФ, мягко говоря, далеко не все так радужно, как хотелось бы.

На сегодняшний момент в составе ВСФ России находятся 26 нестратегических атомных подводных лодок, из которых 9 так называемых ПЛАРК (Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми) и 17 МАПЛ (Многоцелевая атомная подводная лодка). Строго говоря, есть ещё несколько экземпляров, в том числе новых, но по каким-то причинам пока не боеготовых. В частности, это ПЛАРК«Казань» проекта 885М «Ясень-М», сошедшая со стапелей совсем недавно, но не принятая в боевой состав флота из-за недоработок и технических проблем, и аналогичная ПЛАРК «Новосибирск», также спущенная на воду, но пока не принятая в эксплуатацию. В лучшем случае их окончательная передача флоту состоится в конце 2020 года, но, как поговаривают сетевые шутники, «это не точно».

Статья в тему:  С какого числа можно ездить на моторной лодке

С дизель-электрическими подводными лодками, которых у нас сейчас 22 (действующих и сравнительно боеготовых) количество нестратегических ПЛ в нашем флоте доходит до 48, что сразу выводит его на почетное второе место в мире. И кажется, что у нас все если не радужно, то вполне приемлемо. И формально с этим можно согласиться, если не знать некоторых нюансов…

Только прежде давайте уточним: в наши подсчеты не вошли наиболее мощные и смертоносные стратегические АПЛ, несущие баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками. Сейчас у нас основу стратегических подводных ракетоносцев составляют РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 955 «Борей», вооруженные твердотопливными баллистическими ракетами Р-30 «Булава». Мы оставляем их за скобками не потому, что они относятся к другому классу кораблей, а из-за специфики их применения.

Дело в том, что РПКСН (или ПЛАРБ, «подводная лодка атомная с ракетами баллистическими), хоть и является самым грозным оружием из всех существующих на Земле по совокупной мощи размещенных на нем ядерных зарядов, все-таки относится к весьма специфическим образцам техники. Все в этих кораблях подчинено конечной цели, а именно – мощному ядерному удару возмездия по вероятному противнику, если он посмеет ударить на России. Да, они очень мощные, они имеют некоторое оборонительное вооружение, которое, при определенном везении, позволит им отбиться от гораздо более приспособленных к дуэльным ситуациям многоцелевых АПЛ противника. Но все-таки они сильно уступают американским многоцелевым АПЛ типа «Вирджиния», а в таком деле, как обеспечение стратегической устойчивости государства, полагаться на везение ни в коем случае нельзя.

Статья в тему:  Какой краской красить алюминиевую лодку

Именно поэтому РПКСН обычно сопровождают собственные многоцелевые АПЛ, обеспечивающие их защиту в критической ситуации. Кроме того, подводные «стратеги» в принципе не выполняют таких задач, как патрулирование и противодействие силам вражеского флота, так как главная и, пожалуй, единственная их задача – скрытно выйти в район боевого дежурства и постараться как можно меньше привлекать к себе внимание. То есть, если обстоятельства позволят стратегическому подводному крейсеру несколько месяцев вообще не крутить винтами и стоять в одной точке, он примерно так и будет действовать.

А значит, этот тип подводных лодок в принципе не помощник в решении целого ряда задач, которые считаются ключевыми для других подводных лодок. Более того, они сами являются объектами прикрытия и только отвлекают на себя силы флота.То есть, говоря о силе и перспективах флота, мы смело можем оставлять этот тип подлодок за скобками – уж слишком они специфичны.

Возвращаясь к многоцелевым АПЛ, да и к дизельным тоже, мы должны констатировать, что тут у нас все очень печально. По подсчетам экспертов, к 2030 году у нас в строю останется не более 4-х ПЛАРК «Антей» проекта 949А. Сейчас их, кстати, тоже не так уж много – восемь. К 2030 году четыре лодки этого проекта будут иметь возраст 38-43 года, что весьма и весьма почтенно. Конечно, можно предположить, что им постараются продлить ресурс, но это пока до конца не ясно даже с другими, более молодыми, «сестрами» по серии. Вопрос финансов стоит весьма остро и в нашем кораблестроении, так что оптимизм может оказаться не слишком оправданным. Если он, конечно, вообще у кого-то есть…

Статья в тему:  Как называется лодка с эскимосом на борту

С многоцелевыми подводными лодками, которые так и обозначаются, МАПЛ, у нас все ещё хуже. По тем же оценкам, из нынешних 17-ти вымпелов к 2030 году у нас может остаться всего 6 подобных атомных подлодок! Опять же, тут многое будет зависеть от финансирования, но как-то пока не видно, что государство готово выделять на это все новые и новые триллионы. Тем более, что большинству лодок требуется не только ремонт, но и весьма дорогая модернизация.

Разумеется, будет у нашего подводного флота и пополнение. В частности, до 2030 года на воду должны быть спущены 6 ПЛАРК типа «Ясень» и «Ясень-М», а также около десятка дизель-электрических подводных лодок проектов «Лира» и «Варшавянка». Суммарно, если ничего не изменится, количество боеспособных подлодок всех типов, кроме РПКСН, сократится с 48-ми до 32-х. При этом значительную часть из них будут составлять ДЭПЛ, часть из которых будет заперта в локальных акваториях Черного и Балтийского морей.

При этом у наших «партнеров» ситуация будет отличаться кардинально. Сейчас у американцев 65 АПЛ интересующего нас класса, а именно 4 ПЛАРК типа «Огайо» (перестроены из «стратегов» под несение крылатых ракет «Томагавк») и 61 МАПЛ разных типов, включая современные «Вирджиния» и «Сивулф». А в свете озвученных кораблестроительных программ к 2030 году американцы могут иметь до 88 боеспособных АПЛ разных типов! Эта цифра условна, поскольку нет данных о том, сколько именно будет выводиться лодок из состава флота, но чисто теоретически можно предположить, что их не будут выводить совсем – это зависит от сложности обстановки в мире и наличия у США финансов на модернизацию, а и того, и другого сейчас хватает. Но даже в самом щадящем варианте, когда выведено из состава флота будет столько же АПЛ, сколько и введено, мы все равно получим весьма печальную картину: 65 АПЛ против 32 у нас. Если добавить, что значительную часть потенциала у нас составляют ДЭПЛ, и отнять лодки, запертые на Черном и Балтийском морях, ситуация будет выглядеть совсем грустно…

Статья в тему:  Как выглядит подводная лодка

На этом фоне весьма смело выглядят свежие заявления Главкома ВМФ России Николая Евменова о том, что у нас полным ходом идут работы по созданию АПЛ следующего, пятого, поколения. Они, по его словам, должны стать ещё совершеннее по всем характеристикам – ходовым, боевым, показателям скрытности и т.д. И это, безусловно, замечательно, но…

Очевидно, что речь идет о проекте «Хаски» («Лайка»), слухи о котором уже давно циркулируют в российских СМИ. И очень хорошо, что Главком подтвердил эти слухи. Но информация, которая есть о данном проекте на данный момент, какого-то большого оптимизма не вызывает.

Говорят, что МАПЛ «Лайка» должна будет строиться в двух вариантах, а именно один вариант под баллистические ракеты, а другой как обычная многоцелевая АПЛ. В связи с этим много говорят о модульности новой подлодки, которая, якобы, позволит достаточно быстро переоборудовать их под разные задачи.

Но здравый смысл подсказывает, что это все-таки выдумка людей, вообще не знакомых данным типом кораблей. Стратегический атомный ракетоносец с баллистическими ракетами на борту вещь настолько специфическая, что сделать его «модульным» на данный момент просто нереально. Огромные многотонные межконтинентальные баллистические ракеты требуют слишком сложных конструкция для установки, хранения и пуска (в том числе из подводного положения), что построить их можно только раз и навсегда, и ни о какой модульности, при нынешнем развитии технологий, говорить тут не приходится.

Статья в тему:  Кто такие ямаха

Наверное, гораздо правдоподобнее другой озвученный вариант, а именно строительство двух разных типов МАПЛ «Лайка»: противолодочного и противокорабельного. Часть их вооружения будет унифицирована, в частности, торпедное оружие. Кроме того, очевидно, что оба варианта будут нести какое-то оборонительное ракетное вооружение, например, широко рекламируемую сейчас гиперзвуковую ракету «Циркон». А «модульность» коснется специфических для каждого типа видов вооружения: противолодочная модификация получит на вооружение противолодочные ракето-торпеды «Калибр», а противокорабельная будет иметь повышенный запас гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон» и, вероятно, крылатых ракет «Калибр» большой дальности.

В таком варианте мы действительно можем говорить о какой-то модульности, взаимозаменяемости боекомплекта, унификации пусковых установок, единых или примерно совпадающих массогабаритных показателях ракет и так далее. А значит, это возможно – и теоретически, и практически.

Наверное, не стоит повторять типичные мантры про «не имеющие аналогов в мире» показатели и технологии. Разумно допустим, что без серьезного технологического прорыва в принципе не имеет смысла затевать столь дорогой проект. Поэтому примем на веру – лодка получится действительно скрытная и смертоносная.

Если, конечно, её вообще создадут в приемлемые сроки. Что весьма сомнительно уже хотя бы потому, что до сих пор не принят даже эскизный проект лодки. А если и принят, достоверного подтверждения чему найти пока не удается, опытно-конструкторские работы по нему только начались. И с учетом сложности подобных проектов, помноженной на предполагаемую новизну, довольно наивно надеяться, что проект пойдет в серию хотя бы через десять лет.

Статья в тему:  Как отремонтировать дно резиновой лодки

Фактически, на данный момент известно следующее: предполагаемая концепция боевого применения, тип и основные параметры корабля, который сможет максимально эффективно обеспечить решение гипотетических пока боевых задач будущего, а также теоретическая уверенность ученых и конструкторов в том, что это можно реализовать. Что, разумеется, само по себе неплохо. Но вся черновая работа, что называется, «от и до», ещё только предстоит.

В 2017 году вице-адмирал ВМФ Виктор Бурсук заявил, что закладка первой лодки данного типа состоится в 2023-2024 годах. Увы, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что это заявление слишком оптимистично. Наверное, разумнее говорить о том, что в самом лучшем случае мы сможем заложить новую подлодку где-то на рубеже 2030 года. А там ещё 6-7 лет на строительство, и вот уж тогда….

Увы, похоже, что День моряка-подводника был не таким радостным, как всем нам того бы хотелось. И все-таки, пусть и с некоторым запозданием, присоединимся к поздравлениям и пожелаем этим мужественным людям столько же всплытий, сколько и погружений.

kak_eto_sdelano

  • Add to friends
  • RSS

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Матрос подводной лодки анонимно рассказал о том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет.

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая — штурманская, вторая — ракетная, третья — мино-торпедная, четвёртая — радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая — электромеханическая, самая большая.

Статья в тему:  Лодка какой это род

С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке — её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет — только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Первое погружение

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90.

Статья в тему:  Что лучше лодка с килем или без

В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам.

Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке — турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.

Статья в тему:  Как подключить iphone к yamaha

Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят — восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи — в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то — гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. — Прим. ред.). Причём самое обидное — закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет — драишь его до конца.

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами — то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

Статья в тему:  Почему у вьетнамцев круглые лодки

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев.

Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста — подгодок — матрос, который отслужил два года, а самые крутые — годки — у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина — это их, а вторая — всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Статья в тему:  Как отремонтировать дно резиновой лодки

Устав — это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной — не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл. Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему — получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, — капитан первого ранга Гапоненко. Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА — Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте.

Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)».

Статья в тему:  Как выглядит подводная лодка

На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су. я тебя, бл…, за жопу подвешу. »

Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой — это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», — ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на “Как это сделано”!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Статья в тему:  Что лучше лодка с килем или без

Как устроена единственная столичная подводная лодка

Москвичи могут вживую прогуляться по настоящей дизель-электрической подводной лодке в Музее истории ВМФ России в парке “Северное Тушино”. Здесь они узнают, с каким ростом брали служить на субмарины, сколько шагов моряки проходили в день и каково это спать между боевыми торпедами. Рассказываем, как устроена единственная подлодка столицы.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Советское наследие

В Москве на противоположном берегу от Северного речного вокзала у причала стоит дизель-электрическая подводная лодка Б-396 “Новосибирский комсомолец”. Субмарина смоляного цвета с белой полосой ватерлинии по периметру и кружками торпедных отсеков на носу словно сошла с экрана голливудских блокбастеров о советских подлодках.

В военных действиях подлодка не участвовала, но совершала боевые походы в Средиземное море, в Южную и Северную Атлантику, ходила у западного побережья Африки, а также в Норвежском и Баренцевом морях.

После списания в 1998 году из состава ВМФ лодке повезло. В отличие от многих других, ее не распилили на металлолом, а выкупили московские власти. С 2000 по 2001 год субмарину переоборудовали в Северодвинске по заказу правительства Москвы. 26 июля 2006 года в ней открыли музей.

Среди посетителей попадаются и кадеты военных училищ, и иностранцы. До пандемии здесь бывали группы из ОАЭ, Китая, Японии. Одному японцу так понравилась субмарина, что он на безвозмездной основе перевел для аудиогида музея текст экскурсии на японский язык. Теперь у музея есть аудиогид также на русском и испанском, а вот на английском пока нет.

Статья в тему:  Какой краской красить алюминиевую лодку

Большую часть посетителей составляют школьники с родителями. Многие из них приходят в рамках городской олимпиады “Музеи. Парки. Усадьбы”. Дети отвечают на вопросы по тематике музея, а школа фиксирует это в их портфолио.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

“Где здесь гирокомпас? Это надо найти в интернете”, – пытается схитрить мама одного из учеников.

Но на подлодке интернет не ловит, что шокирует многих подростков. Слабая связь появляется лишь в крайних отсеках возле выходов на причал.

“Все подводные лодки состоят из двух корпусов, как термос. У “Новосибирского комсомольца” наружный корпус состоит из 1,5 сантиметра высокопрочной стали. Плюс толстый слой резины для шумоизоляции, чтобы чужим акустикам было сложнее засечь. Толщина внутреннего корпуса у Б-396 – четыре сантиметра стали”, – рассказал научный сотрудник Музея истории ВМФ России Станислав Богомолов, который проводил экскурсию.

Когда субмарину оборудовали под музей, 70% оборудования изъяли для удобства посетителей. Главным изменением стали проделанные дверные проемы между отсеками субмарины. Их обустроили для того, чтобы музей могли посещать инвалиды-колясочники. В оригинале отсеки соединяются круглыми люками, как на МКС.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Тяготы службы

Аутентичный “Новосибирский комсомолец” передает ощущение тесноты и тягот службы моряков-подводников. Посреди 90-метрового корабля втиснут небольшой коридорчик, где два моряка едва могут разойтись боком.

Подлодка состоит из семи отсеков и трех палуб. Носовой отсек заполняют 24 громадные восьмиметровые торпеды. Диаметр подводного снаряда – более полуметра при весе свыше двух тонн. Каждая из торпед в состоянии потопить вражеский корабль с учетом боевого заряда в несколько сотен килограммов.

Статья в тему:  Почему у вьетнамцев круглые лодки

Личное пространство – роскошь для подводника. Все 78 моряков “Новосибирского комсомольца” могли одновременно находиться в автономном походе 80 дней. Некоторые торпедисты жили прямо в боевом отсеке. Между снарядами они подвешивали цепями к потолку брезентовые койки, а фактически – гамаки. Здесь им приходилось и спать, и есть.

“Сейчас торпеды пустые и без взрывчатки, так что можете трогать, если желаете. Это безопасно и не запрещается”, – говорит экскурсовод. Но школьники смущены и не решаются.

“Пока одни моряки спят, другие находятся на подвахте – выполняют неквалифицированную работу. Например, драят палубу или чистят картошку. Третья часть экипажа в это время несет вахту”, – сказал Станислав Богомолов.

Каждые четыре часа экипаж меняется. Получается, что в сутки моряки-подводники спят восемь часов урывками.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

“Без компота нету флота”

Камбуз, или по-простому кухня, находится в четвертом отсеке. Питаются подводники по четыре раза в сутки. Причем что у командира, что у матроса порция одинаковая, отметил экскурсовод.
Образ жизни у моряков на подлодке малоподвижный.

“Поэтому им даже полагается 50 граммов вина в сутки. Микроскопическая доза оздоравливает организм, разгоняя кровь”, – сказал гид.

Из овощей и мяса кок варил супы: борщ, щи, рассольник. Вторые блюда также были максимально приближены к домашним. Еще в поход брали различные деликатесы, например колбасу, ветчину, сыры, рыбу.

Статья в тему:  Как называется лодка с эскимосом на борту

Подводникам выдавали по 20 граммов шоколада в сутки. Горький полагался чаще, чем молочный. Вместо шоколада могли выдать немного меда, варенья или сгущенного молока. Еще могли дать бутерброд с красной икрой или паштетом из печени трески – для нормализации гемоглобина и восполнения витамина D.

В поход обязательно брали огромное количество фруктов, овощей и ягод, чтобы избежать авитаминоза. “Консервированные компоты пили каждый день. Даже есть поговорка – без компота нету флота”, – рассказал экскурсовод.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Сухой закон

На советской подводной лодке “Новосибирский комсомолец” не было опреснителя воды. Умываться, чистить зубы и мыться приходилось морской забортной соленой водой, рассказал экскурсовод.

Экипаж носил одежду в течение недели, а по субботам централизованно складывал ее в мусорные мешки и выбрасывал за борт. Также поступали с постельным бельем.

“Одежда, наволочки и пододеяльники состоят из специального тонкого хлопка, который, оказавшись в морской воде, в течение нескольких часов растворяется”, – подчеркнул научный сотрудник.

Жизнь подводников настолько зарегламентирована, что иногда даже сходить по нужде они не могли без разрешения. На 78 человек приходилось два гальюна в противоположных концах подводного корабля.

“В походе люки между всеми отсеками по умолчанию заперты ради герметичности корабля на случай пожара или пробоины. Открыть их можно только с разрешения вахтового офицера. Поэтому, если обычный торпедист захотел в туалет, ему каждый раз приходилось по телефону связываться с центральным постом”, – сказал экскурсовод.

Статья в тему:  Кто такие ямаха

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Традиции и досуг

Несмотря на всю суровость службы на флоте, развлечения у моряков тоже были. Раз в неделю на одной из коек в кормовом отсеке устанавливали серый кинопроектор “Украина”, вывешивали простыню и крутили на ней советские комедии. Смотреть один и тот же фильм приходилось в несколько заходов, потому что весь экипаж при всем желании не мог уместиться в одном отсеке.

“Опытные подводники скручивают плафон из-под светильника, заполняют морской соленой водой, и новичок должен выпить около 300 миллилитров. Причем желательно не отрываясь и не морщась. Только после этого моряку вручалось удостоверение моряка-подводника”, – рассказывает экскурсовод.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Уши корабля

При отборе моряки-подводники должны соответствовать ряду критериев. Например, им нужны узкие плечи, чтобы быть в состоянии пролезть через торпедный аппарат. Один из главных мифов вокруг службы на субмаринах связан с ограничением по росту, отмечает научный сотрудник.

“Все 115 лет, сколько существует наш подводный флот, подводники были абсолютно разного роста. В том числе и выше двух метров. Я знаком с человеком ростом под два метра, который служил на подлодках много лет. Ему приходилось тяжелее остальных, но непреодолимой преградой это не стало”, – сказал экскурсовод.

При этом длина каждой койки на субмарине – 180 сантиметров.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Статья в тему:  Как подключить iphone к yamaha

Важнейшим человеком на подлодке является гидроакустик. Учитывая, что на субмарине нет иллюминаторов, он становится ушами корабля. C помощью специальных эхолотов акустик узнает, нет ли поблизости подводных скал или других кораблей.

“Для этой работы нужны люди с идеальным cлухом. По шуму двигателя и винтов корабля гидроакустик обязан распознать даже тип корабля: эсминец, авианосец или подводная лодка”, – пояснил гид.

В советское время комиссии из военкоматов специально набирали новобранцев на должность гидроакустика из музыкальных консерваторий.

“По звону упавшей монеты некоторые акустики распознают ее номинал: два рубля упало или пять”, – сказал экскурсовод.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

“Новосибирский комсомолец” погружался на глубины до 300 метров. Сейчас он неподвижно стоит у берега на бетонном постаменте, вкопанном в дно Химкинского водохранилища. Корабль выполнил свои боевые задачи под водой и теперь несет просветительскую вахту.

Музей истории ВМФ России в парке “Северное Тушино” работает во вторник, среду, пятницу, субботу и воскресенье с 11:00 до 19:00, а в четверг – с 13:00 до 21:00. В понедельник в музее – выходной, а в последний четверг месяца – санитарный день.

Экскурсии проходят во вторник, среду, пятницу, субботу и воскресенье в 15:00 и 17:00. По четвергам – в 15:00, 17:00 и 19:00. Если на экскурсию попасть не удалось, можно скачать бесплатный официальный аудиогид музея.

Статья в тему:  Лодка какой это род

Коротко о том, почему мужчины уходят из семьи в море на целый год: сколько зарабатывают подводники в России и какая у них пенсия

Годы своей жизни эти мужчины проводят в море, надолго покидая жен и детей. Но ради чего? Давайте рассмотрим, сколько зарабатывают подводники в России, какие пенсии им гарантированы и в каком возрасте они могут рассчитывать на пенсионное обеспечение.

Солдаты на подводных лодках

Сейчас на службу на подводной лодке набираются солдаты срочной службы, но исключительно с согласия моряка. Служба длится 12 месяцев, но если речь идет о дальнем плавании, которое длится больше года, тогда срок продлевается до его завершения.

На самом деле многие парни изъявляют большое желание попасть служить именно на подводную лодку, так как это дает возможность не только отслужить в армии, но и денег домой привезти – платят им как матросам. Правда, попасть туда удается не всем, квота ограничена.

Что касается работников судна, получающих образование в военном морском училище, то они зарабатывают около 30-40 тысяч, а после получения диплома доход заметно увеличивается.

Зарплаты контрактников

Основная часть экипажей российских подводных лодок служат по контракту. Зарплаты у них очень высокие.

Матросы и старшие матросы могут зарабатывать и 100, и 120 тысяч рублей в месяц. Со старшим офицерским составом все иначе – их зарплаты могут начинаться от 200 тысяч. Более точные средние цифры назвал вице-адмирал Олег Бурцев, служащий в Северном флоте. Так, средняя зарплата старшин, мичманов и матросов колеблется в районе 70 тысяч рублей в месяц, а оклад командира – 250 тысяч.

Статья в тему:  С какого числа можно ездить на моторной лодке

За эти деньги подводники уходят в море на 30-90 дней, в течение которых не имеют возможности видеть ни жен, ни детей. При этом их организм забывает, что такое солнечный свет, да и со свежим воздухом, как несложно догадаться, тоже возникают проблемы. Физической нагрузки как таковой тоже нет.

Зато подводников кормят очень хорошо, но даже самое лучшее питание не способно в достаточной мере компенсировать все минусы службы на подлодке.

О пенсионном обеспечении

Несение службы на подводной лодке хорошо тем, что на ней год идет за два – разумеется, речь идет о трудовом стаже. Как показывает практика, многие российские подводники имеют право уйти на пенсию уже в 30 лет.

Пенсионные выплаты приличные – каждый месяц пенсионер-подводник получает на руки 50-80 тысяч рублей.

А как же жены?

Каждый понимает, что жены подводников – настоящие героини. Это признает и флот. В 2021 году была учреждена медаль “Заслуженная жена подводника”. Как она выглядит, можно увидеть на фото ниже.

Ее вручают всем женам, которые состоят в браке с подводником 10 лет и более. Вручить ее могут и вдове военнослужащего.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: