8 просмотров

Сколько лопастей у подводной лодки

OpenTown Открытый город

    1941 8

Гребной винт Главный источник шума у подводной лодки, так как его лопасти вода обтекает со скоростью, гораздо большей, чем обтекает корпус подводной лодки.

Если винт убрать в корпус, то есть перейти к водомётному движителю, то шум лишь возрастёт, так как внутри корпуса винт имеет меньший диаметр, а, значит, должен вращаться в воде с ещё большей скоростью.

Требуется решение РАДИКАЛЬНОЕ!

Полный отказ от гребного винта!

В воздушной среде широко известны планеры, которые силу тяжести преобразуют в движущую горизонтально силу.

Подросток может смастерить из щепочек планер. Главное, чтоб угол атаки (угол встречи плоскости крыла с набегающим потоком) был положительным, как на рисунке.

Поскольку, испытывать такой планер предстоит не в воздухе, а в воде (плотность гораздо больше), длина крыльев должна быть небольшой.

Итак, если перевернуть такой деревянный планер на спину и погрузить в ванну с водой, то он начнёт, всплывая, двигаться вперёд. Дело в том, что сила Архимеда превысила подъёмную силу и теперь она становится источником движения, так как и угол теперь отрицательный..

Этот эксперимент, доступный подростку, показывает: ЕСТЬ возможность сконструировать аппарат, который будет двигаться в воде попеременно меняя два режима:

– режим погружения (угол атаки положительный; плавучесть отрицательная т. е. сила тяжести превышает силу Архимеда);

– режим всплытия (угол атаки отрицательный; плавучесть положительная т.е. сила тяжести меньше силы Архимеда)

Ясно, что скорость аппарат не будет иметь большую. Зато будет иметь бесшумность большую.

Боевое применение.

Страны, не имеющие выхода к Чёрному морю имеют ограничение на тоннаж кораблей одномоментно находящихся в Чёрном море. В 2015г США нагло нарушили это ограничение.

Такой беспилотный аппарат мог бы проплыть Босфор и залечь на дне в Дарданелах (в обоих проливах на глубине течение в сторону Средиземного моря, а на поверхности в сторону Чёрного моря.

Статья в тему:  Как завулканизировать лодку

На боевом дежурстве мог бы находиться, скажем, пол года. Затем сняться с грунта и выйти в Средиземное море, где его бы выловил наш корабль с тем, чтоб доставить, в Северодвинск, например, для технического обслуживания. Замыкается цикл доставкой по железной дороге к Чёрному морю.

Такой аппарат может прилипнуть к днищу буксирчика и с ним проникнуть в охраняемую бухту. Прилипать будет не за счёт магнитных полей (демаскируют), а за счёт силы трения, которая возникает между корпусом буксира и корпусом аппарата, когда у аппарата большой запас плавучести.

Придумал я такой аппарат в сентябре 1974г только-только поступив на специальность акустика в Одесском политехническом институте, прямо на лекции введение в специальность на которой и получил информацию о том, что гребной винт создаёт наибольший шум. На той же лекции получил информацию о том, что 70% выпускников поступают в почтовые ящики . Тогда меня это не устраивало и я добился того, что пошёл в дефектоскопию. А теперь ХОЧУ в почтовый ящик !

Хочу обратить внимание на ПРОСТОТУ, РАДИКАЛЬНОСТЬ и НЕОЧЕВИДНОСТЬ тех решений, которые я предлагаю. Только через 7 лет в 1981 году я познакомился с ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач Б. Альтшулер) В терминах этого учения, мои решения ВЕСЬМА близки к понятию ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ и моё решение подводная лодка без гребного винта ВПОЛНЕ может пополнить коллекцию примеров этого учения.

Хочу обратить внимание на то, что решения, которые я предлагаю в области политики, имеют те же свойства: НЕОЧЕВИДНОСТЬ, ПРОСТОТА и РАДИКАЛЬНОСТЬ.

На 70-ти страницах я изложил немало инициатив и текст отнёс 23.11.2014 в Приёмную Президента России, а 25.11.2013 в Приёмную ФСБ на метро Кузнецкий мост

В частности, там было предложение приёмом в состав России Сирии и/или Венесуэлы РАЗВЕНЧАТЬ идею евроинтеграции Украины. Цитирую последние строки моего текста: https://www.opentown.org/news/63499/ 08.01.2015 Разница между Рейхом Третьим и Четвёртым

Статья в тему:  Как ловить сетью с лодки

Если бы Президент и впрямь, прочёл, то евромайдан не дожил бы даже до 31.12.2013г.

Согласен. То, что потребуется вкладываться в экономику Крыма, чтоб подтянуть её уровень, серьёзно повлияет на экономику России. А брать на буксир Венесуэллу с Сирией… так и разрушить может. Тогда нас затопчут США…

А США просто исчезнут. Не кому будет затаптывать! Просто, вместо того, чтоб нагружать нашу экономику военными расходами, нагрузим мирными…

Пусть мне кто-нибудь приведёт пример войны, которая бы не нагружала экономику.

У нас редчайшая возможность, как в истории с возвращением Крыма, войну вести не оружием, а референдумом и рублём!

Кадыров Асаду:… присоединяйся!

Если в августе 2015 года оглянуться… и подсчитать потери… Только от санкций мы потеряли 100 млрд. долларов! Пожалуй, принятие в состав России Венесуэллы или Никорагуа, обошлось бы дешевле. https://www.opentown.org/news/67682/ 09.03.2015 Озеро Никорагуа: База ВМФ КНР или России?

Вхождение Сирии в Состав России ПРОСТО НЕ МОЖЕТ спровоцировать столкновение с ИГИЛ. Потому, что это столкновение ИТАК НЕИЗБЕЖНО!

ИГИЛ … НЕ победить. Разве, что…

Россия НАКАНУНЕ … ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО!

По количеству участников ИГИЛ, Россия занимает ТРЕТЬЕ место.

Остался ПОСЛЕДНИЙ ШАГ!

Количество сторонников ИГИЛ на территории России ещё увеличится НЕМНОГО и… ОНИ ПОЙМУТ: Нет БОЛЕЕ нужды уезжать в другую страну, чтоб с оружием в руках бороться за идеалы ИГИЛ!

В случае с Варварой Карауловой поможет лишение гражданства России и депортация. Жестоко? Да! Прежде всего по отношению к родственникам… Так, ИМЕННО ОНИ, ЭТИ РОДСТВЕННИКИ и обделили Варвару Караулову в общении… Теперь, пусть её сопровождают на её жизненном пути ЗА ПРЕДЕЛАМИ России. Появится возможность компенсировать дифицит общения.

Ещё раз! Не судьба конкретной Варвары Карауловой СЕЙЧАС НА КОНУ.

Судьба России НА КОНУ!

Гражданскую войну можно ПРЕСЕЧЬ ЛИШЬ В ЗАРОДЫШЕ! И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НЕ ДЕМОКРАТИЧНЫМИ, а ЖЁСТКИМИ мерами. В противном случае ЖЕРТВ будет МНОЖЕСТВО.

– Возьмём пример из истории США, колыбели демократии .

Была гражданская война между СЕВЕРОМ и ЮГОМ. Так эта война ТЛЕЕТ ДО СИХ ПОР! Эти тлеющие огоньки ПОДАВЛЯЮТ САМЫМ ЖЕСТОКИМ ОБРАЗОМ.

Ещё полезный нам пример из истории США: За всю свою историю США вели войны НЕ НА СВОЕЙ территории! Поэтому: ЛУЧШЕ столкнуться с ИГИЛ на территории Сирии.

Статья в тему:  Паустовский резиновая лодка чему учит

В Сирии США получили по носу от России в 2013г. Удар в 2015 в той же Сирии ПРОСТО ДОБЬЁТ США!

И последнее. В программе Время , та, которая является итоговой за неделю, 16.08.2015, ведущий сообщил, что ИГИЛ УЖЕ обратилось к сторонникам с предложением: Не стоит приезжать в Сирию … Пора воевать на территории СВОИХ стран!

Пора России… научиться прислушиваться к подсказкам СНИЗУ…, к подсказкам ГОСУДАРСТВЕННИКОВ из народа.

На Красной площади есть памятник гражданину Минину и князю Пожарскому … То есть на первом месте … простой ГРАЖДАНИН! На втором месте – ЧИНОВНИК в ранге КНЯЗЬ.

Именно такое ЕДИНСТВО спасло Русь!

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Одноклассники Мой мир Google+ LiveJournal Подписаться

0 комментариев *

  1. Олег +1

Вёсельный привод надо. Один гребец уже есть,ему не всё равно,на галере грести или на подлодке

Давно пора создать подводные роботы продолжительной автономности. И обложить с их помощью всё западное и восточное побережье США и Британии – термоядерными фугасами на “неизвлекаемость”. Деграданты англо-сакской квази-цивилизации ошибочно полагают, что окруженные морями и океанами -они будут “недосягаемы” для справедливого возмездия. Но мы должны им показать, что окружающие их моря и океаны – и есть их “ахиллесова пята”. Хорошо рассчитанные донные подрывы термоядерных фугасов – могут навсегда похоронить эту “цивилизацию” под километровой толщей воды. И такой ядерный “волчатник” надо было давно создать. Чтобы надёжно держать дегенератов – на коротком поводке. Но “много званных – мало избранных”. Некому. В Кремле – одни либерасты. Можно было это сделать втихаря и втихаря же их об этом оповестить. Тогда не было бы сейчас ни Югославии, ни Ирака, ни Ливии, ни Украины. ИДИОТИЧЕСКАЯ либерастная коленопреклонность перед “западизмом” – до сих пор царит в Кремле: мозги учёные есть, деньги есть, но к сожалению, “жЫдовствующих” во власти большинство, а значит, воли политической нет, патриотов нет. Историей доказано, что только СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РОССИЯ станет гарантией безопасности не только России, но и Европы и Африки и Азии. И так будет.

Статья в тему:  Лечь бы на дно как подводная лодка текст

Накануне возможного военного противостояния с НАТО, вы Лавров с Путиным, обязаны дать им чёткий сигнал, что в случае развязывания военного конфликта – Америка будет в первую очередь подвергнута нашему удару. Отсидеться за океаном, как у них это получалось уже на протяжении ДВУХ МИРОВЫХ ВОЙН – им не удастся. Ибо все инициативы по разжиганию войн в различных уголках мира – исходят в последние 130 лет именно ОТТУДА – с капитолийского холма. Поэтому, Путин, дай им ясно понять, что любая ракета, любой бомбовый удар с территории НАТО по России – будет воспринят Россией как удар с территории США. И уж если России суждено вступить в защиту своих территориальной целостности и свободы, то мы ставим на эту войну сами себе задачу – избавления от США – как перманентной угрозы нашей Родине на протяжении всего последнего столетия. Именно уничтожение США – в дальнейшем будет гарантией для России, что никто и никогда больше не развяжет против нашей Родины – войну. Именно уничтожение США, всей её жидовской капитолийской верхушки. И только так можно будет отстоять наше мирное будущее – скорее всего – НА ВЕКА.

Нам нужно воссоздавать разработку и производство ЭКРАНОПЛАНОВ, пока эта тема полностью незаслуженно не поросла быльём. Которые строились в 70-е и 80-е и испытывались в те же годы. Ещё есть кадры инженеров и рабочих, участвовавших в этих проектах. Именно большие и быстроходные экранопланы в будущем смогут существенно сократить временя по доставке морпехов и техники на том или ином театре военных действий на прибрежных направлениях. Все наши “потенциальные друзья” в ближайшие десятилетия вряд ли откажутся от тактики давления на Россию, в том числе давления военного. И все они – окружены морями и океанами. Экранопланы – очень важный проект, который уже пора доставать из долгих ящиков и начинать создание грузоподъёмных и мощных кораблей, летящих над поверхностью моря. Оснащённых современными системами ПВО и ракетно-артиллерийским вооружением. Инженеры у нас есть, чертежи прошлых проектов – есть. Мощные двигатели – есть. Авиационный и морской корпус инженеров – способны в кратчайшие сроки создать такие экранопланы, которые смогут надолго успокоить ретивых “ястребов” как в европе, так и в пендостане. Разработать тактику действий преодоления морской зоны десантными экранопланами под прикрытием быстроходных “катеров” и штурмовой авиации. Это – новаторский проект, который надо восстановить в кратчайшие сроки. Ни у кого нет такого проекта. А у нас – будет.

Статья в тему:  От чего потекла наша лодка

Товарищ Путин. Происходящие на юго-востоке Украины события не должны остаться для нашей обороноспособности – не замеченными и не отразившимися на нашей стратегии и тактике. А эти события просто вопиют о нашейнезащищённости танковых батальонов и рот, которую они будут иметь в ходе вероятного вооружённого столкновения. Вы посмотрите, как оказались танки просто беззащитными перед современными средствами противотанковой борьбы.Человек, вооружённый банальным гранатомётом с тандемной гранатой или установкой ПТУР – выходит один на один с современным танком и побеждает. И эта огромная, страшная, очень дорогостоящая бронированная машина – превращаетсяв пошлую кучу металлолома. И мало того – становится братской могилой для трёх членов экипажа. Этот факт не должен остаться незамеченным именно для вас. Потому что наше якобы “преимущество” в количестве танков – может быть сведенок нулю в результате незащищённости огромной части наших танковых подразделений средствами активной защиты. Уважаемый товарищ Путин ! Вы немедленно должны поставить задачу нашим конструкторам на создание и внедрение впроизводство современной модульной, блочной, взаимозаменяемой системы активной защиты танков. Наподобие старой “Арены”. Взять за основу можно принцип работы израильской системы активной защиты танков “Трофи”. Именномодульной и блочной системы, способной защитить не только танки, но и любой бронированный объект российской армии. Товарищ Путин, это архиважная задача, ибо наш вероятный противник, зная, что наши танки на все 100% оснащеныновейшими системами активной защиты танка – сорок раз подумает, прежде чем что-то против нас предпринять. Более того: с такими системами танковые подразделения могут совершать рейды в глубь обороны противника и вести боевые действия в городской черте – даже без сопровождения пехоты. Товарищ Путин, ни в коем случае нельзя на это мероприятие жалеть финансов. Те средства, которые были отданы на создание абсолютно нам не нужных “мистралей”, надо было пустить на решение этой задачи. И надо уже начинать работать над этим вопросом, время не терпит. И тогда можно будет не бояться за наш бронещит, который должен стать на все 100% неуязвимым для современных западных противотанковых средств.

Статья в тему:  Как сделать лодку из стеклопластика видео

Так двигаются все морские млекопитающие.

Наконец-то изобрели вечный двигатель, да?

Если бы было это так просто, то самолёты махали бы крыльями, однако увы. Даже если бы подводная лодка махала крыльями под водой, то экипаж просто укачало. Поэтому было принято простое решение: СССР закупил в Японии три вертикально- копировальных станка с электронным управлением ( каждый размером с трёхэтажный дом) у фирмы “Тосиба Кикай” и из болванок вытачивает малошумные винты для подлодок. В своё время эта сделка довела до белого каления США.

Тихий ужас под водой, или самый страшный противник флота США

В последнее время американские военморы стали демонстрировать удивительную пугливость. Дескать, только что спущенная на воду в Северодвинске наша субмарина «Казань» является «самым страшным противником флота США». Именно так заявил вполне авторитетный американский журнал National Interest. Там убеждены, что соперника, подобного ей, американские ВМС еще не знали. И считают, что лодка будет применяться прежде всего для «охоты за американскими стратегическими атомными подлодками». Так что это за зверь такой – атомная подлодка (АПЛ) «Казань» проекта 885М «Ясень-М»?

Вторая из тридцати

«Казань» – подлодка многоцелевая. То есть предназначена не только для борьбы с авианосцами и стратегическими подлодками вероятного противника, но и с критически важными объектами инфраструктуры на побережье. Для этого у нее есть набор крылатых ракет, торпед, цифровая система управления, обнаружения и наведения оружия. Мало того, она практически бесшумна (а ведь когда-то американцы называли наши подлодки «ревущими коровами») и обнаруживает противника раньше, чем он может обнаружить ее. А в подводной войне кто первым услышал, тот и победил. «Казань» по бесшумности как минимум не уступает западным конкурентам. Так что американцы не зря опасаются наших подводных лодок. Вот только отчего-то делают это с запаздыванием: «старшая сестра» «Казани» «Северодвинск» в строю с 2014 г. Впрочем, они точно так же пугались, когда в океан в 80-90-х ушли наши многоцелевые подлодки предыдущего, третьего поколения, «Щука-Б».

Статья в тему:  Смотреть как делают подводные лодки

Обходились «Щуки» нашему бюджету в 785 млн. долл. каждая. Недешево, конечно. Но именно тогда для борьбы с ними в США началось строительство лодок-охотников Seawolf ценой по 4,6 млрд. долл. за штуку. Тут-то и выяснилось, что усилиями всего флота НАТО «Щуки» могут быть уничтожены, но ценой будет «настоящее опустошение» береговой инфраструктуры, а также потеря как минимум одного-двух авианосцев. Дошло до того, что в 1991 г. конгресс США предложил потребовать от России предать гласности долгосрочные программы в области подводного кораблестроения, а также оказать ей помощь в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции. Подлодки четвертого поколения «Ясень» – самые передовые корабли нашего флота. Если в новейших подводных ракетоносцах типа «Борей» впервые примененное оборудование составляет примерно 40%, то у построенной по усовершенствованному проекту «Казани» все системы, узлы и механизмы нигде и никогда прежде не использовались и изготовлены исключительно в России. Сегодня на стапелях «Севмаша» находятся еще четыре такие подлодки: «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». Закладка седьмого, «Ульяновска», планируется в этом году. Этот проект – российский ответ американским АПЛ SeaWolf и Virginia. Изначально планировали построить 30 «Ясеней». До 2020 г. ВМФ России рассчитывает получить семь кораблей.

Подводный тихоход Конструкция «Ясеней» разительно отличается от большинства советских атомных подводных лодок, имевших двухкорпусную конструкцию. У них нет легкого корпуса, охватывающего прочный корпус и увеличивающего подобно резонатору шумы лодки при движении. У «Ясеней» легкий корпус закрывает прочный только в носовой части, где размещена большая сферическая антенна автоматизированной цифровой гидроакустической станции «Амфора-Иртыш». Там же, в первом отсеке, находится и центральный пост. Из-за этого пришлось убрать из него торпедные аппараты, разместив их во втором под углом к диаметральной плоскости корабля побортно по пять штук. Там же и 30 торпед боезапаса. В третьем отсеке находится вспомогательное и общекорабельное оборудование. В четвертом отсеке – помещения для экипажа. Пятый отсек ракетный: восемь вертикальных пусковых установок (по 4 на каждый борт), в которых можно разместить 24 противокорабельные ракеты «Оникс», «Бирюза» или «Калибр-ПЛ». Запуск через четыре минуты после поступления команды. Это основное оружие корабля. В шестом отсеке – еще одна изюминка проекта 885 – реактор нового поколения, трубопроводы теплоносителя первого контура которого находятся непосредственно в его корпусе, что существенно повышает надежность энергетической системы подлодки. Подобная конструкция не только снижает вероятность аварий и нештатных ситуаций, но и значительно уменьшает шумность субмарины. Ведь лодка сможет идти на высокой скорости, не используя циркуляционные насосы – один из главных источников шума. В седьмом отсеке – паротурбинная установка и другое энергетическое оборудование.

Статья в тему:  Лодки пвх что лучше

В восьмом отсеке размещен гребной электродвигатель. В девятом – румпельное отделение. В конструкции «Ясеня» активно применяются различные вибропоглощающие материалы, все оборудование крепится на специальных каркасах, которые уменьшают шум их работы. Кроме того, каждый блок покрыт собственными звукоизолирующими панелями. Корпус судна также имеет специальное резиновое покрытие, снижающее заметность корабля для гидролокаторов. АПЛ проекта 885 «Ясень» оснащены малошумным винтом с семью лопастями особой саблевидной формы. Корпус подводной лодки имеет максимальную длину 139 м, а ширину – 13 метров. Прочный корпус корабля разделен на девять отсеков. В первом отсеке – выход во всплывающую спасательную камеру, в которой может разместиться весь экипаж субмарины -64 человека.

«Казани» предстоят ходовые испытания, а после их завершения она будет передана в состав ВМФ России. Ожидается, что это произойдет в следующем году. И, как показывает опыт последних лет, без дела новый атомоход не останется. «В прошлом году по количеству ходовых суток мы вышли на тот уровень, который был до постсоветского периода, – рассказал главком ВМФ России адмирал Владимир Королев. – Это более трех тысяч суток в море. Прекрасный показатель». Похоже, отечественному подводному флоту удалось избавиться от проклятия недавнего прошлого, когда на всех флотах нехватка обученных экипажей совпадала с отсутствием исправных кораблей. Ведь научиться морскому делу на суше нельзя. Именно высокий уровень автоматизации в совокупности со значительно выросшей в последние годы выучкой матросов, мичманов и офицеров и являются основой боевых возможностей новой подлодки.

Статья в тему:  Когда можна плавать на лодке

Секрет малошумного гребного винта

Разработка современных типов вооружения удовольствие очень дорогое и длительное по времени. Иногда этап, называемый «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» (НИОКР), длится годами и стоит больших денег. В некоторых случаях покупка, или возможность достать каким-либо иным способом необходимую технологию позволяет сэкономить как первое – время, так и второе – деньги. Историю о том, как подводный флот СССР получил гребные винты, снижающие шумность подводных лодок, мы расскажем в этой статье.

Предыстория

Атомная гонка под водой между США и СССР началась в 50-е годы ХХ века. Первая американская атомная подводная лодка USS «Nautilus» SSN-571 была введена в состав флота в 1954 году, первая советская К-3 (впоследствии Б-3) «Ленинский комсомол» проекта 627 – в 1959 году. Первое и второе поколение советских атомоходов были очень шумными. Американцы называли их «ревущими коровами». Шумность была связана с двумя факторами. Во-первых, шумность атомохода всегда выше шумности дизель-электрической подводной лодки. Это связано с тем, что на атомной подводной лодке находится турбина, вал которой вращается с огромной скоростью. Но лодка должна иметь возможность двигаться и малым, и средним ходом. Чтобы заставить гребной винт вращаться с нужным количеством оборотов, есть редуктор, который и является источником шума. Это, так сказать, родовой признак шумности атомохода. Но шум создает и сам гребной винт. Вот эту проблему советская промышленность решить никак не могла. Дело в том, что лопасть рассекает жидкость, возникает эффект кавитации, которая «схлопывает» область пониженного давления, что приводит к гидравлическому удару и звуку. Для снижения шума надо было точить сложные поверхности винтов очень гладко и точно, с минимальными допусками, а это требовало совершенно иного оборудования — многокоординатных металлообрабатывающих центров с автоматическим управлением. Затухающую звуковую волну от винта советского атомохода первого поколения было слышно на расстоянии 200 морских миль (около 370 км)! К решению проблемы было решено привлечь спецслужбы. Цена вопроса была очень высока. Значимость подводного флота определяется его скрытностью, а подводные лодки, которых можно было обнаружить за сотни морских миль, скрытностью не обладали. Из-за географических особенностей маршруты выхода в районы боевого патрулирования у советских атомоходов были постоянные. А советские гребные винты были на 30 дБ громче американских. Вот поэтому на первых порах с помощью системы SOSUS США контролировали все передвижения советских атомных подводных лодок. Остроты проблеме добавило то, что промышленность начала проектировать подводные лодки третьего поколения (проекты 971, 949, 945, 941), оснащенные новым оружием. С их шумностью надо было что-то делать.

Статья в тему:  Как сложить лодку барк

Механизм сделки

Японский бизнес всегда отличался гибкостью подхода к клиентам. В 70-х годах крупные японские корпорации имели в Москве ряд фирм-посредников, задачей которых было отслеживание потребностей советских внешнеторговых организаций и помощь в заключение сделок. Особо такая помощь была нужна, если сделка шла в нарушении каких-либо запретов. В те годы главным инициатором запретов был так называемый КоКом (COCOM, Coordinating Committee for Multilateral Export Controls), или Координационный комитет по экспортному контролю. Американцы понимали, что Советский Союз будет покупать необходимые ему военные технологии, и уже тогда ставили запреты на их продажу. Но дело в том, а это важно в свете дальнейших событий, что СОСОМ был международной организацией, в которой страны участвовали на добровольной основе, без подписания какого-либо международного договора. Фактически, страны просто подтверждали свое согласие с заявленным принципом. В СОСОМ не было исполнительного органа, который принуждал бы страны придерживаться принятых решений. США жёстко контролировали только свои компании. В рамках тех правил, американцам оставалось только надеяться, что правительство страны добровольно запустит судебный процесс против компании-нарушителя.

В начале 1980 года представители советской внешнеторговой организации «Техмашимпорт» обратились в «Вако Коеки» (Wako Koeki), небольшую японскую торговую фирму-посредник в Москве. К тому времени «Вако Коеки» уже имела свою историю. Компания была создана в начале 50-х годов и работала сначала в коммунистическом Китае. Впоследствии география расширилась, и появилось представительство в Москве. Запрос был на поставку в СССР девятикоординатного металлообрабатывающего центра – фрезерного станка МВР-110. Слово девятикоординатный обозначает, что у этого станка было 9 точек (осей) крепления режущего инструмента (шпинделей) для одновременного вытачивания гребного винта корабля. Это чудо станкостроения производила «Тошиба Машин». В её каталоге 1980 года этот станок стоил пять миллионов долларов. Вес станка был 220 тонн, шириной 22 метра и высотой 10 метров. На станке можно было обрабатывать гребные винты диаметром до 11 метров. Предполагалось купить четыре девятиосных и четыре пятиосных станка. Общая сумма составляла в ценах 1981 года почти 100 миллионов долларов.

Статья в тему:  Лодки пвх что лучше

Со стороны «Вако Коеки» переговоры вел Хитори Кумагаи (он же Кадзуо Кумагаи). Подсчитав возможную прибыль, он сразу вылетел в Японию. В «Тошибе» заинтересовались возможным контрактом. Было принято решение о поставках требуемого количества обрабатывающих центров в СССР, несмотря на ограничения СОСОМ.

Но в «Тошибе» понимали, что поставка не совсем законна, и что требуется операция прикрытия. С одной стороны, «Тошиба» привлекла к сделке уважаемого в Японии экспортного брокера «C. Itoh & Company» (Itochu). Это было сделано для того, чтобы не было подозрений у государственных чиновников, отвечающих за выдачу экспортных лицензий. С другой стороны, японцы привлекли норвежскую компанию «Kongsberg Trade», торговое подразделение государственного оборонного предприятия «Kongsberg Vaapenfabrikk», которая якобы продала свою систему автоматического цифрового управления и сопутствующее программное обеспечение японцам.

Для «Кронсберга» не впервой было нарушать санкции СОСОМ. В 1974 – 1986 годах они провели не менее девяти сделок с советскими внешнеторговыми организациями.

В течение следующего, 1981 года было заключено пять контрактов. Первый был между «Техмашимпорт» и «C. Itoh & Company» (Itochu) о поставке четырех неопределенных фрезерных станков, а также техобслуживании на срок в пять лет и запасных частях. Второй контракт был заключен между «Техмашимпорт» и «Kongsberg Trade», и он касался закупки контроллера ЧПУ NC-2000, который, по сути, был компьютером, способным управлять фрезерным станком. Третий контракт был подписан между «Kongsberg Trade» и «Тошиба Машин», и в нем «Kongsberg Trade» соглашался поставить цифровые контроллеры «Тошиба Машин» для их станка MBP-110 до его доставки в Советский Союз компанией «Itochu». Четвертый и пятый контракты касались выплаты «Конгсбергом» и «Тошибой» агентского вознаграждения «Вако Коеки» за организацию переговоров. Японские бизнесмены подали в надзорные органы фальшивые сертификаты конечного пользователя. Этот документ в системе международной торговли оружием и военными технологиями определяет страну, в которой будут эксплуатироваться купленное оборудование и системы. В поддельных сертификатах конечного пользователя было сказано о продаже токарно-карусельных станков TDP 70/110 с двумя осями (шпинделями) для гражданского судостроения и конечный потребитель – один из судостроительных заводов Ленинграда. Норвежские контроллеры назвали запчастями. СОСОМ эти бумаги пропустил без замечаний.

Статья в тему:  Когда можна плавать на лодке

Первая часть поставки была доставлена по Северному морскому пути в Ленинград весной 1983 года, вторая часть – по южному маршруту в порт Ильичевск в 1984 году. В декабре 1983 года на ленинградском Балтийском заводе собрали первые два центра. К концу 1984 года все станки были смонтированы и заработали в полную силу. Эта сделка была классикой жанра. Чиновникам показывают один контракт, работают по другому, поставки прямые, никакого реэкспорта. Японцы и норвежцы приезжают на наладку в Советский Союз как на работу, наши специалисты – в Японию на заводы «Тошиба».

Конец истории

При проведении таких сложных операций проколы всегда случаются из-за пустяка, который предвидеть не может никто. Хитори Кумагаи (он же Кадзуо Кумагаи), тот самый, с которого началась вся эта история, посчитал себя обойденным повышением. Для японской корпоративной этики это трагедия. Кумагаи из 22 лет работы в социалистических странах, 10 лет проработал в Москве. Именно он организовывал монтаж станков на Балтийском заводе. Он считал себя одним из ключевых участников контракта, а повышения не состоялось. Более того, его вообще уволили из «Вако Коеки». Он пригрозил руководству «Вако Коеки» разоблачением сделки. «Тошиба» не реагировала, советская сторона предложила Кумагаи перспективные и денежные проекты, но почему-то договориться не удалось. Сначала Кумагаи написал заявление в токийскую полицию. Но там его заявление спустили на тормозах. Тогда он в декабре 1985 года написал напрямую в штаб-квартиру СОСОМ в Париже, приложив все документы о девятиосных станках. В СОСОМ очень удивились, и начали переписку с японскими министерствами, причастными к сделке. Но японцы на письма СОСОМ особого внимания не обращали. Тогда неугомонный Кумагаи написал в посольство США в Японии. Теперь посольство США стало писать письма в японские ведомства. Было написано 40 различных запросов! Японцы стояли насмерть – «Ничего не знаем. Всё было законно». Произошел тот редкий случай, когда американцы ничего не смогли сделать с правительством Японии. Тогда, в январе 1987 года США решило зайти с другого конца, и сделало официальный запрос в Норвегию. Правительство Норвегии провело своё расследование, и вскрыло нарушения, как с японской, так и с норвежской стороны. Только после этого, летом 1987 года правительство Японии признало нарушение требований СОСОМ. Но это признание было сделано тогда, когда истек срок исковой давности – 2 года – по этому преступлению.

Статья в тему:  Как сложить лодку барк

Кумагаи написал книгу, в которой описал стандартную схему подобного типа сделок. На сделку есть два контракта – один для разрешенного к экспорту товара, второй – фактический. В книге были описаны приемы осуществления сделки – доставка товара непосредственно в торгпредство СССР, разборка оборудования на несколько частей, доставка через третьи страны.

Очень удивленные полученной информацией, США стали перед дилеммой – как реагировать? Как водится, громче всех звучали голоса из Конгресса США. Там требовали сурово наказать «Тошибу» и «Конгсберга». Конгрессмены требовали закрыть американский рынок для них на срок до пяти лет. Администрация Рейгана была против, так как понимала, что такая реакция только ослабит СОСОМ. В результате сложных переговоров, рынок США для этих двух компаний закрыли на три года, а сам скандал использовали для ужесточения работы СОСОМ.

Заключение

В «Тошибе» в отставку ушли два топ-менеджера – президент всей группы и глава совета директоров. Двух сотрудников, непосредственно курирующих проект, посадили в тюрьму. «Тошиба Машин» запретили на год торговать с социалистическими странами.

«C. Itoh & Company» (Itochu) запретили торговать с социалистическими странами на срок три месяца.

Норвежцы оставили себе в «Конгсберге» только военное производство, а остальные структуры ликвидировали.

Американцы были вынуждены вложить большие средства в разработку гидроакустических систем для обнаружения малошумных подводных лодок.

Советские атомные подводные лодки третьего поколения по шумности сравнялись с американскими атомоходами, что привело к очередному напряжению в подводном противостоянии двух стран. А станки «Тошиба» с контроллерами «Конгсберг» работают до сих пор.

Статья в тему:  Смотреть как делают подводные лодки

О чем молчит “Акула”. Топ самых интересных фактов об атомной подлодке “Дмитрий Донской”

40 лет назад, 29 декабря 1981 года, был подписан приемный акт тяжелого атомного подводного ракетного крейсера “Дмитрий Донской” (ТК-208), знаменитой головной “Акулы” — подлодки проекта 941. Этот атомоход — гордость корабелов северодвинской судоверфи “Севмаш” (в составе Объединенной судостроительной корпорации).

“Для того чтобы построить и передать военно-морскому флоту (ВМФ) серию ракетоносцев проекта 941, на предприятии провели масштабную реконструкцию — был построен эллинг, который до сих пор остается самым крупным крытым сооружением для строительства атомных подводных лодок (АПЛ) в Европе, — рассказал ТАСС генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко. — Корабелы успешно освоили передовой модульно-агрегатный метод строительства АПЛ. Он позволил сократить сроки строительства подводных кораблей проекта 941. Ветераны вспоминают, что работали без выходных и праздников, фактически как в войну, чтобы обеспечить выполнение поставленной задачи”.

Он отметил, что в Центральном конструкторском бюро морской техники “Рубин” спроектировали отличный корабль. “Тяжелые атомные подводные крейсеры сыграли главную роль в обеспечении паритета с Соединенными Штатами Америки. А для личного состава эти корабли стали настоящим домом — подлодка приспособлена и для службы, и для жизни”, — подчеркнул гендиректор.

Сегодня отечественная оборонная промышленность и ВМФ продолжают укреплять морские границы страны. Севмаш передает в состав флота современные АПЛ четвертого поколения проектов “Ясень-М” и “Борей-А”. “Морские рубежи уже охраняют головные корабли серий “Казань” и “Князь Владимир”. 21 декабря 2021 года мы подняли Андреевские флаги на первых серийных атомоходах — АПЛ “Новосибирск” и “Князь Олег”. Они усилят боевой потенциал Тихоокеанского флота”, — сказал Будниченко.

Статья в тему:  Паустовский резиновая лодка чему учит

По его словам, корабли четвертого поколения — “это боевые единицы ВМФ, оснащенные по последнему слову техники”. “В проекты внедрены новые технические решения, повышена безопасность, маневренность, снижены шумность и уровень физических полей, реализован комплекс мер, связанных с импортозамещением, — отметил он. — Рядом с новыми АПЛ, выходящими на испытания от набережных Севмаша, всегда идет подводный крейсер проекта 941 “Дмитрий Донской”. Он, как старший брат, помогает нашим кораблям делать первые морские шаги”.

Главный конструктор корабля — С.Н. Ковалев. Под его руководством был разработан совершенно необычный проект подводного крейсера водоизмещением 25 тыс. т.

Самая большая в мире

За свои размеры “Дмитрий Донской” был занесен в Книгу рекордов Гиннесса (1988 год). Атомоходы этого проекта оказались еще и единственными в мире катамаранного типа — с двумя независимыми друг от друга прочными корпусами. Такая конструкция значительно повысила живучесть подводного крейсера и сохранность личного состава. Вместе с тем увеличилось и водоизмещение — в подводном положении оно равнялось 48 тыс. т. Для сравнения — американская АПЛ “Огайо” имела подводное водоизмещение в 18 тыс. т.

Субмарина проекта 941 имеет 172 м в длину, 23 м в ширину. Высотой атомоход сравним с девятиэтажным домом. Но даже при таких габаритах АПЛ этого проекта относились к числу самых малошумных среди советских подводных кораблей. Всего на Севмаше было построено шесть атомных подводных лодок проекта 941.

Статья в тему:  Лечь бы на дно как подводная лодка текст

Подводный грузовик

Ранее предполагалось переоборудование части атомоходов проекта 941 в транспортные. Планировалось, что такие подводные лодки будут перевозить грузы по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам кратчайшим путем, связывающим страны Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Обогрев шахт

При строительстве АПЛ проекта 941 возникли сложности с отоплением ракетных шахт из-за их расположения между двумя прочными корпусами. Вопрос требовал немедленного решения, но все предлагаемые конструкторами и кораблестроителями варианты оказались нежизнеспособными.

Выход из ситуации нашел Сергей Ковалев, главный конструктор проекта 941. Идея пришла спонтанно — на глаза академику попалась брошюра одного профессора, предлагавшего изготавливать нагревательные элементы на основе специальной токопроводящей резины. Подобные агрегаты уже применялись в инкубаторах. Технология оказалась подходящей и для тяжелых атомных подводных крейсеров. После некоторых уговоров и воздействия со стороны властей нагревательные элементы в срочном порядке изготовил завод резинотехнических изделий в Свердловске. Испытывали их на стенде конструкторского бюро “Рубин”.

Директор корабля

Самую короткую и емкую характеристику деятельности ответственного сдатчика на АПЛ дал бывший генеральный директор Севмаша Давид Пашаев. Перед посещением подводного крейсера “Дмитрий Донской” он представил тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову ответственного сдатчика корабля Евгения Слободяна.

На вопрос Юрия Михайловича, что это за должность такая, Пашаев пояснил: “Ответственный сдатчик является директором конкретного корабля со всеми полномочиями от генерального директора и при необходимости может докладывать генеральному директору о проблемах в любое время”. Бывший директор Севмаша Анатолий Макаренко отмечал, что сдатчик должен уметь дирижировать производственным оркестром на производстве и при испытаниях.

Статья в тему:  От чего потекла наша лодка

“По самым худшим чертежам”

Директор Севмаша в 1986–1988 годах Анатолий Макаренко вспоминал: “Было время, когда мы неделями не выходили с завода, работали круглые сутки. Я помню, назначал проведение производственных проверок на 10 часов вечера. Рабочие, оценивая напряженность труда, говорили: “Работаем, как в войну”.

По установленному директором распорядку проверки по головным кораблям начинались в 16 часов ежедневно, кроме воскресенья, а заканчивались иногда в 22–23 часа. И такой режим работы практически в течение года. В 1981 году коллектив предприятия успешно и в генеральный срок сдал головной корабль проекта 941.

На торжественном собрании, посвященном сдаче головной АПЛ проекта “Акула” и проходившем в северодвинском Дворце культуры, Сергей Ковалев в своем выступлении сказал, что “самая лучшая в мире лодка была построена по самым худшим в мире чертежам”. Зал встретил эти слова бурными аплодисментами.

При строительстве атомоходов третьего поколения широко внедрялся модульно-агрегатный метод постройки. Корабли стали собирать на стапеле из крупных блоков корпуса, функциональных агрегатов и зональных блоков. Они поступали как на конвейер из разных цехов и с других предприятий. Наиболее ярко метод проявился на головном корабле проекта “Акула”.

Не без сюрпризов

Директор Севмаша в 1988–2004 годах Давид Пашаев рассказывал о спуске на воду головной АПЛ проекта 941: “Сентябрь подошел, и вывод 711-го заказа состоялся. При этой операции присутствовали министр судостроения М.В. Егоров, его первый заместитель И.С. Белоусов, генеральный конструктор ЦКБ “Рубин” С.Н. Ковалев, главком ВМФ С.Г. Горшков, командующий Краснознаменным Северным флотом В.Н. Чернавин и много других высоких гостей. Все прошло, как мы говорим, в основном штатно. Разбивались бутылки шампанского в нужное время и в нужном месте. Был короткий митинг, и Гимн Советского Союза, и флотский духовой оркестр”.

Статья в тему:  Как ловить сетью с лодки

Но не обошлось и без сюрпризов. “Как и всегда, к началу движения заказа все механизмы и системы стапель-поезда неоднократно проверялись, — вспоминал он. — Надо ли говорить, что в этом случае проверки были особенно тщательными, вывод корабля обеспечивали лучшие специалисты-гидравлисты во главе с бригадиром Алексеем Ивановым, и тем не менее проявился и здесь пресловутый человеческий фактор. Отказал перепускной клапан в системе гидравлики. Кто-то по невнимательности перевернул его. Потребовалось время на то, чтобы разобраться в причине и устранить неисправность”.
Пашаев спросил бригадира, сколько на это потребуется времени. Тот ответил, что причина пока неясна, но, как он считает, в течение часа разберутся.

“Доложил руководству и предложил пройти всем в специальную комнату попить чаю. Министр судостроительной промышленности стал возмущаться, — рассказывает Пашаев. — Обстановку разрядил Борис Вениаминович, сказав министру: “Ты можешь починить? Нет. Вот! И я не смогу. Пойдем в кабинет пить чай, ребята разберутся и позовут, когда будут готовы”.

Через 40 минут причину сбоя выявили, неисправность устранили, и вывод благополучно состоялся. “Неоценимы такое понимание и поддержка. В памяти осталось и такое, последовавшее за этим разговором, — вспоминал Пашаев. — Секретарь обкома сказал буквально следующее: “Впереди еще много дел. Напряжение будет возрастать; опять и опять круглосуточная работа, но уже сдаточной командой, о многих участниках строительства можно и забыть. Но их работа заслуживает высокой государственной оценки. Уже сейчас составляйте списки по награждению отличившихся, никого не забудьте. Мы ваше предложение всячески поддержим”. Думаю, что такое не забывается. Это была и оценка труда рабочих, и всего коллектива предприятия”.

Статья в тему:  Как сделать лодку из стеклопластика видео

АПЛ для “Булавы”

Когда АПЛ “Дмитрий Донской” находилась на стапеле в высокой степени готовности после модернизации, представители Севмаша вышли с предложением использовать крейсер для отработки ракетного комплекса “Булава” в условиях, приближенных к реальным. Справедливости ради необходимо отметить, что до этого уже были успешно проведены наземные бросковые испытания под Санкт-Петербургом. Давид Пашаев горячо поддержал предложение. Севмаш в тесном взаимодействии с КБ “Рубин” и ВМФ достроил атомоход и подготовил его к проведению испытаний ракетного комплекса.
Достройка лодки была непростой задачей для Севмаша. Министерство обороны финансировало этот заказ по остаточному принципу. И все же гендиректор сдержал обещание и обеспечил спуск на воду крейсера в 2002 году.

Проверка лодки

Главный конструктор проекта 941 Сергей Ковалев вспоминал: “На первом выходе головной подводной лодки проекта 941 я с мостика кидал за борт всякую деревянную тару от провизии и наблюдал, не затянет ли ее в насадки гребных винтов. Этот “научный” эксперимент меня утешил: мусор от винтов отводило в сторону. Вообще на головной лодке проекта 941 мы с командиром Ольховиковым и заместителем председателя правительственной комиссии Рыковым делали многое не предусмотренное программой”.

Роман Азанов
ТАСС благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу ПО “Севмаш”

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: