8 просмотров

Сколько человек на атомной подводной лодке

“Одна подлодка контролирует полмира”. О сверхмощной “Акуле”, ставшей легендой ВМФ России

Стоя на верхней палубе этого корабля, не сразу понимаешь его настоящие масштабы, а они поистине впечатляют: от носа до кормы длина лодки почти 173 метра, высота от киля до верхней точки рубки — около 26 метров, что примерно сопоставимо с высотой девятиэтажного дома.

Но самое интересное, что этот гигант, способный разгоняться под водой до 50 км/ч, относится к числу самых малошумных среди атомных субмарин.

Таких лодок было всего шесть — и это была самая грозная серия подводных кораблей, когда-либо созданных человечеством. В Советском Союзе их называли “Акулами” (по классификации НАТО — “Тайфун”) — как и их тезки, это были смертельно опасные морские хищники. А ведь именно они вошли в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие атомные подлодки в мире. По смелости и уникальности технических решений проект 941, разработанный конструкторским бюро “Рубин” и построенный на крупнейшей в нашей стране верфи “Севмаш” (входит в Объединенную судостроительную корпорацию), остается непревзойденным в мировом кораблестроении и до сих не утратил своей роли.

“Акула” помогает “Бореям”

Три “Тайфуна” были утилизированы в начале 2000-х годов, сейчас осталось еще три. В настоящее время ТК-20 “Северсталь” находится у причала Беломорской военно-морской базы (БелВМБ) Северного флота, рядом — ТК-17 “Архангельск”. Лодки в составе Военно-морского флота (ВМФ) РФ, но выведены из его боевого состава. Реальные боевые действия эти корабли вести не могут, поскольку требуется проведение определенных работ для восстановления технической готовности. Сегодня они безоружны. В 2018 году с этих кораблей были даже срезаны крышки ракетных шахт в рамках исполнения договора о СНВ, чтобы показать нашим заокеанским коллегам, что у нас ракет нет.

“У корабля, как и у человека, своя судьба: он рождается, живет… и после должен уйти на покой, другими словами, утилизироваться. Поэтому судьбу “Акул” решает наш ВМФ. На сегодняшний день Министерством обороны РФ принято решение, что последние две подлодки (кроме “Дмитрия Донского”) будут утилизированы”, — рассказал в интервью ТАСС глава “Севмаша” Михаил Будниченко.

Статья в тему:  Где спят на подводной лодке

Сегодня в составе ВМФ есть головной подводный стратегический крейсер проекта 941 — ТК-208 “Дмитрий Донской”. Он прошел модернизацию на судоверфи и был переоборудован для испытаний ракетного комплекса “Булава-30”. “На ТК-208 отрабатывались все детали запуска ракеты, бортового управления стартом и так далее. И уже после полной отработки ракета была запущена с подводного корабля проекта 955 “Юрий Долгорукий”, — говорит Будниченко.

Запускать 40-тонную ракету с “Дмитрия Донского”, минуя все полигонные и стендовые старты, позволяла его уникальная архитектура. Создатель этого корабля Сергей Ковалев гарантировал полную безопасность экипажа во время испытаний. Как заявлял сам Сергей Никитич в эфире Первого канала, “это, в общем, явилось залогом к тому, чтобы можно было реально создавать принципиально новую морскую твердотопливную ракету “Булава-30”.

Но и сегодня, по словам главы “Севмаша”, “Дмитрий Донской” не теряет своей роли. “Это боевая единица в составе БелВМБ Северного флота. Он ходит в море и работает вместе с нашими кораблями, участвует сейчас в испытаниях “Князя Владимира” (проект “Борей-А”) и “Казани” (проект “Ясень-М”)”, — отмечает Будниченко.

Однако в настоящее время, по мнению гендиректора судоверфи, подлодки проекта 941 уже не нужны, ведь “техника ушла вперед, и это закономерно”. “Боевые возможности корабля определяются не размерами, а тактико-техническими характеристиками: количество ракет, боеголовок, глубина погружения, скорость плавания, скрытность, — рассказывает Будниченко. — Поэтому сегодня на смену “Акулам” пришли лодки четвертого поколения. Если говорить о стратегах, то это — “Бореи”. И сегодня они значительно более грозные, чем “Акулы”, и имеют целый ряд преимуществ — скрытность, физические поля и тактико-технические характеристики. Время идет вперед”.

В интервью корреспонденту ТАСС командир подлодки ТК-20 “Северсталь”, капитан 2-го ранга Алексей Жиганов высказал схожее мнение, что сейчас строить большой подводный корабль, подобный “Акуле”, нет никакого смысла. “Естественно, сейчас мы имеем корабль, который можно либо использовать, модернизировав, но это опять же будет другое оружие — другие реалии, деньги и время. Но если будет на это соответствующая военно-политическая воля, значит, наши заводы их модернизируют”, — сказал он, отметив, что в декабре 2019 года исполнится 30 лет, как крейсер “Северсталь” несет флаг ВМФ РФ.

Статья в тему:  Где найти подводную лодку в гта 5 онлайн

Была заложена в 1985 году на “Севмаше”. 22 декабря 1989 года на крейсере был поднят военно-морской флаг, и он вошел в состав Северного флота. По данным открытых источников, лодка совершила восемь боевых служб, произвела три ракетные стрельбы. Именно эта лодка считается самой боевой, она была на Северном полюсе, стреляла всем боекомплектом (20 ракет) — из надводного и подводного положения. Это было в 1997 году при капитане 1-го ранга Александре Богачеве, который является мировым рекордсменом по числу запусков баллистических ракет под его командованием (всего — 58).

Сейчас экипаж на “Северстали” сокращен, однако жизнь корабля поддерживается: несется суточная вооруженная вахта, ведется наблюдение за пожарной безопасностью и непотопляемостью. Ядерные реакторы, конечно, приведены в безопасное состояние, но все же наличие этого топлива на борту делает этот объект опасным и серьезным. “Акулы” — не музей, как говорят некоторые. Лодка живая, в ней все работает”, — заверяет нас экипаж.

Нынешней командир “Акулы” Жиганов служит на БелВМБ с 1994 года. Пришел сюда молодым лейтенантом на “Дмитрий Донской”, затем служил в Северодвинске на разных подводных лодках: в 2007-м был назначен командиром подводной лодки “Барракуда”, а с 2010-го — на “Северстали”.

“Конечно, — говорит он, — со временем техника морально устаревает, поэтому в современных реалиях и в развитии современной индустрии некоторые вещи можно и нужно менять”. “Элементная база, на которой собрано оборудование, аппаратура 1980-х годов — уже не соответствует реалиям сегодняшнего дня, хотя она все еще работоспособна на сегодняшний момент и может выполнять те задачи, которые перед ней стояли, но можно сделать лучше. Именно это сейчас и делает “Севмаш” со своими новыми кораблями”, — говорит командир “Акулы”.

Статья в тему:  Сколько стоит новый снегоход ямаха викинг

“Акулы”, скованные во льдах

Место рождения “Акул” — Северодвинск. Здесь, в самом большом в Европе эллинге № 55 судостроительного завода “Севмаш”, были созданы субмарины, которые в 1980–90-х годах “наводили ужас” на потенциального противника и являлись “огромным аргументом для сдерживания наших партнеров”.

“Акулы” были построены специально для несения боевого патрулирования подо льдами Арктики, где они использовали основное преимущество любой подлодки — скрытность.

Лодка способна своим корпусом взломать лед толщиной до 2,5 метров, но на ход управления это не никак влияет, ведь лодка имеет легкий (внешний) и прочный (внутренний) корпуса. “На корабле есть специальные приборы, которые измеряют толщину льда. Мы ищем полынью, сначала носом поднимается лодка, потом уже рубка. Сверху легкий корпус имеет резиновое покрытие, предназначенное для улучшения скрытности”, — говорит механик, капитан-лейтенант Дмитрий Краснов, который начинал свою службу на “Дмитрии Донском”.

Как правило, в автономке лодка всегда ходит под водой, однако было и такое, когда на военно-морской парад в Кронштадт в 2017-м “Дмитрий Донской” шел в надводном положении, но тогда это было одно из обязательных условий.

Таким продолжительным переходам предшествует огромная подготовка, причем иногда значительно больше, чем даже сам поход. “Потому что надо подготовить людей, подготовить корабль, подготовить различные запасы, — рассказывает Жиганов. — А еще научить — это ведь другой театр военных действий. Люди к этому делу планово готовились длительное время, после чего безаварийно совершили переход, поучаствовали в параде, порадовали всех, “напугали” всех ближайших союзников своим присутствием и вернулись безаварийно обратно”.

Гигантские гребные винты приводились в движение одними из самых больших ядерных реакторов, когда-либо установленных на субмаринах. Их два, мощностью 100 000 л.с., они снабжали лодку энергией и обеспечивали ее движение. При погружении корабль вытеснял около 48 000 тонн воды. Но даже в случае непоступления энергии от ядерной установки (если реактор по каким-либо причинам был остановлен) лодка не могла потерять управление: электропитание обеспечивали аккумуляторные батареи, которые имели достаточное количество энергии для всплытия лодки на поверхность.

Статья в тему:  Как завулканизировать лодку

На “Акуле” 20 ракетных шахт, в каждой из них по десять ядерных боеголовок. Это были 90-тонные твердотопливные баллистические ракеты Р-39 (по классификации НАТО — SS-N-20 Sturgeon). По некоторым данным, суммарная разрушающая сила 200 боезарядов в 1400 раз превосходила заряд бомбы, сброшенной на Хиросиму в 1945 году. Однако главной задачей этого сверхмощного оружия было устрашение противника для предотвращения войны. Эта была сила, с которой считались во всем мире. При этом оружие было настолько умное, что такого понятия, как “ядерный зонтик”, просто не существовало — никто от этого не был защищен. Также у лодки имелось шесть торпедных аппаратов с боезапасом 22 торпеды.

“Сам по себе пуск баллистической ракеты — это финальный аккорд, скажем, большой симфонии”, — говорит командир “Акулы”. Ведь имеется подготовительная работа по обслуживанию этой ракеты, по ее погрузке, по ее доставке, по подготовке личного состава, который выполняет определенные мероприятия.

Конструктор Ковалев неоднократно в интервью подчеркивал, что решение о размещении ракет между двумя параллельными прочными корпусами было “очень храбрым решением”, и называл этот вариант “экзотическим”. И, соответственно, такая архитектура потребовала совершенно нового подхода к устройствам субмарины — рулям, винтам, антеннам и другим механизмам.

В чреве гигантской “Акулы”

Чтобы построить подводный корабль, способный вместить 20 баллистических ракет и экипаж в количестве более 160 человек, необходимо было спроектировать корпус революционной конструкции. Поэтому “Акула” — единственная лодка в истории, имеющая не один, а два прочных корпуса. Они размещены бок о бок внутри 173-метрового легкого корпуса.

Статья в тему:  Что лучше yamaha jog или honda dio

В этом, по мнению капитана-лейтенанта Краснова, и была уникальность этого проекта. “Тут две лодки в лодке — два основных корпуса, и между ними расположены ракетные шахты. То есть два корпуса, два реактора, две турбины и два винта. Мощность реактора 190 мегаватт, турбины — 50 000 л.с., скорость хода дает 26 узлов (около 50 км/ч). То есть представляете: девятиэтажка под водой несется с такой скоростью”, — говорит подводник.

Катамаранный принцип построения, в свою очередь, повышает живучесть субмарины: если будет поврежден один корпус, то экипаж сможет эвакуироваться в другой и спастись. На “Акуле” имеются две всплывающие спасающие камеры вместимостью по 90 человек каждая. “Там люди — как шпроты в банке, но главное ведь — жизнь. Но, слава богу, еще применения ее не было”, — рассказывает Краснов.

Всплывающие камеры расположены именно в тех отсеках, где повседневно находятся и куда имеют возможность добраться максимальное количество людей. “Этот отсек имеет переборки, равные прочному корпусу, поэтому если корабль на большой глубине, то этот отсек не раздавит и личный состав имеет возможность спастись”, — поясняет командир.

Лодка имеет три входа — через торпедный отсек, через центральный и в корме. В “Акуле” 19 водонепроницаемых отсеков, около 2 км коридоров и различных переходов. Каждый отсек герметичен как отдельный модуль, в него не проникают из смежных отсеков вредные примеси, поддерживается рабочее давление воздуха. По словам командира, размеры “Акулы” таковы, что могут вместить даже четыре “Варшавянки” (дизель-электрические подлодки проекта 636 — прим. ТАСС).

Отдельного жилого отсека в лодке нет: каюты личного состава находятся везде, где есть свободное пространство, и на проходных палубах тоже. Старший мичман Сергей Чуркин, проводя нам экскурсию по отсекам лодки, признается, что в плане социально-бытового и внутреннего пространства проект 941 очень хорош. “Здесь идешь — и потолок не мешает, даже нет ощущения, что ты на подлодке. Здесь объемы и масштабы позволяют разместить всякое оборудование не в ущерб свободному пространству”, — говорит он.

Статья в тему:  С какого числа можно плавать на лодке в брянской области

Командир признается, что у подводника не должно быть чувства, что он в каком-то эксклюзивном месте. “И когда вы изо дня в день несете вахту, есть ритмичный распорядок, вы занимаетесь определенным делом. На корабле вы или не на корабле — какая разница? Вы делаете ту работу, которую знаете и умеете. Когда человек усердно работает, у него не так много времени думать надо всем окружающим”, — говорит Жиганов.

На корабле нет лишних или случайно попавших людей. Лодка — полностью функциональный организм. “Каждый человек на корабле имеет строго ограниченный функционал и выполняет определенные задачи. Здесь нет 100 одинаковых моряков. Есть один моряк по специальности связист, другой — штурман, третий — механик, четвертый — акустик и так далее. Это слаженный, подготовленный экипаж под руководством соответствующих начальников”, — рассказывает он.

“Акулы” — самые комфортные для экипажа: положенное для отдыха время подводники могли провести в бассейне, сауне или помещении для релаксации, где был аквариум с рыбками и даже живые птицы. “И это одна из особенностей этого корабля, ведь на других подлодках всего этого нет. На “Борее” сауна есть, но такой зоны отдыха и кают-кампании, как на “Акуле”, нет”, — говорит командир. Кстати, обшитая деревом сауна на “Северстали” — действующая, в ней имеется электрический камин с камнями.

Акула (проект 941) — самая большая подводная лодка в мире: история создания, технические характеристики, основное вооружение

Уже в Первую Мировую войну подводные лодки (ПЛ) показали свою эффективность в борьбе за господство на море. Ключевая особенность данных кораблей — скрытность, позволяющая наносить мощные удары по наиболее уязвимым целям противника.

Широкое распространение подводные лодки получили во Вторую Мировую, развивались и средства борьбы против них. В послевоенное время официально известно лишь о двух случаях боевого применения подлодок против надводных кораблей. Однако они остаются на вооружении 33 государств мира, становясь неотъемлемой частью флота.

Проект 941 «Акула» (в классификации НАТО — SSBN «Typhoon», «Тайфун») — атомные тяжелые подводные ракетные крейсеры стратегического назначения (АПРК, РПКСН). Разработаны в СССР, перешли на вооружение российского флота. Подлодки данного типа считаются самыми большими в мире.

История создания и дата начала работы над проектом

Техническое задание на разработку проекта 941 выдано в 1972 году. Ориентир делался на соперничество с США, где велась разработка над атомной подлодкой «Огайо». В итоге первые корабли обоих проектов были заложены почти одновременно в 1976.

Статья в тему:  Нужно ли ставить на учет моторную лодку

Пр. 941 изначально разрабатывался под межконтинентальные баллистические ракеты Р-39. Данный аспект потребовал от лодки-носителя значительных габаритов. Спуск на воду первого подводного тяжелого крейсера ТК-208 состоялся 29 сентября 1980. В строй подлодка вступила 12 декабря 1981.

Первоначально план разработки ориентировался на выпуск 12 подводных лодок. Позже это количество сократили до 10 субмарин. В период с 1981 по 1989 годы заложено и спущено на воду 6 таких кораблей. Остальные так и не были изготовлены.

Три из поступивших на вооружение подлодки утилизированы в середине 2000-х в ходе сотрудничества с США. ТК-208 «Дмитрий Донской» уже после смерти главного конструктора С. Н. Ковалева модернизирован под новые ракеты «Булава». Сколько он будет оставаться еще в строю — неизвестно.

Две оставшиеся лодки ТК-17 и ТК-20 подлежали утилизации, однако летом 2019 было заявлено об их переоборудовании под крылатые ракеты. Ориентировочное количество — 200 штук.

Основные цели и задания

Подводные лодки проекта 941 Акула относятся к атомным крейсерам стратегического назначения. Помимо базового вооружения они несут на борту межконтинентальные твердотопливные баллистические ракеты. Мобильность таких установок позволяет уходить из-под атаки противника и выходить на нужную точку обстрела.

Это гарантирует ответный ядерный удар в случае применения атомного оружия. В сочетании с другими сдерживающими факторами наличие таких подлодок на вооружении ведущих держав обеспечивает определенный военный паритет.

Статья в тему:  Как выбрать бандаж на колено yamaha

В тактические задачи данной атомной подводной лодки (АПЛ) входило патрулирование, участие в учениях, испытания новых вооружений. Ввиду своих габаритов подлодка не рассчитана на активное участие в морских сражениях в составе флотов.

Конструкционная специфика корпуса

Компоновка корпуса

Общая конструкция подводных лодок проекта 941 «Акула» разделена на пять отдельных прочных корпусов, объединенных одним внешним. Два из них считаются ключевыми, диаметр в некоторых местах доходит до 10 м. В передней части между ними располагаются ракетные шахты.

Основные корпусы имеют переходы в передней, центральной и задней части лодки. Всего предусмотрено 19 водонепроницаемых отсеков. У основания рубки имеются две всплывающие камеры, рассчитанные на эвакуацию всего экипажа.

Кроме двух основных корпусов имеются три дополнительных — торпедный отсек, модуль управления и механический. Все они изолированы друг от друга, что повышает пожаробезопасность и выживаемость подлодки в экстренных ситуациях.

Внешний легкий корпус стальной, имеет нерезонансное звукоизолирующее и противолокационное резиновое покрытие. Обшивка прочных корпусов выполнена из титановых сплавов. Особое внимание уделено рубке — верхние ограждения позволяют пробивать полярный лед до 2,5 м толщиной.

Кормовое оперение подводной лодки крестообразное, имеет горизонтальные рули за винтами. Передние горизонтальные рули убираются.

Для экипажа предусмотрены комфортные условия размещения. Имеется салон для отдыха, спортивный зал, бассейн 4х2х2 м, солярий, сауна, «живой» уголок, две кают-компании для офицеров и матросов. Рядовые размещены в малогабаритных кубриках, офицеры — в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами.

Реакторный и турбинные отсеки

Реакторный и турбинные отсеки находятся в кормовой части в двух основных корпусах. Между турбинными имеется отдельная кормовая шлюзовая рубка.

Три носовых отсека

Два носовых отсека основных корпусов — гидроакустические. Между ними в изолированном корпусе находится торпедный отсек. Прилегающие отсеки основной части — ракетные.

Три прилегающих к главному командному пункту

Три прилегающие к центральному посту отсека обеспечивают живучесть лодки. Здесь же располагаются всплывающие камеры для эвакуации.

Статья в тему:  Скольки лодка барк 240с

Надежно изолированный носовой корпус торпедного отсека

Торпедный отсек изолирован от основных корпусов прочной обшивкой. По заявлению главного конструктора С. Н. Ковалева ситуация, произошедшая с атомной подлодкой «Курск» после взрыва торпеды, на «Акулах» не имела бы таких катастрофических последствий.

Корпус для размещения ГКП и радиотехнического оборудования

Главный командный пост (ГКП) располагается в центральной части, в рубке. Имеет изолированный от других отсеков корпус. Сюда же выведено все радиотехническое оборудование, обеспечивающее управление лодкой.

Кормовой переходной корпус общей длиной 30 метров

Кормовой переходный корпус — технические отсеки, от реактора к турбинному отделению. Отдельного изолирования от общих отсеков не имеет, однако герметичное закрытие присутствует.

Вооружение

Вооружение подводных лодок проекта 941 делят на три категории:

  • баллистические ракеты;
  • торпеды;
  • ПВО;
  • радиоэлектронные системы.

Баллистические ракетные комплексы Д-19 — стратегическое вооружение подлодки. Для стрельбы торпедами (53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80) и ракето-торпедами («Шквал», «Водопад») предусмотрено 6 пусковых аппаратов, калибр — 533 мм. Также через них допускается установка минных заграждений. Противовоздушная оборона лодки обеспечивается восемью ПЗРК «Игла-1».

Баллистический ракетный комплекс Д-19 класса Р-39 «Вариант»

Комплекс Д-19 разрабатывался специально для подводных лодок проекта 941. Состоит из 20 баллистических трехступенчатых ракет Р-39 «Вариант». Учитывая размеры и вес данных снарядов «Акула» — единственный тип подводных лодок, способный нести их на борту.

Дальность поражения ракет — 8300 км, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая с собственным наведением. Масса ракеты на старте — 90 т, вес каждой боеголовки в тротиловом эквиваленте составляет 100 килотонн.

Запуск всех ракет может производится залпом, с небольшим интервалом между отдельными пусками. Допускается ведение огня с надводного положения, а также с глубины до 55 м. Погодные условия на запуски не влияют. Амортизационная ракетно-стартовая система снижает интервал между пусками и уровень производимого шума.

Ракетный комплекс Д-19У с 20-ю баллистическими ракетами Р-39УТТХ «Барк»

В 1986 ракетный комплекс подлодок «Акула» планировалось модернизировать под ракеты Р-39УТТХ «Барк». Данные снаряды должны были покрывать расстояние до 10 тыс. км, а также проходить через лед. Перевооружение должно было состояться в 2003, когда заканчивался срок эксплуатации Р-39. Однако в 1998 после неудачных испытаний было решено свернуть проект и разработать новую баллистическую ракету на твердом топливе — «Булаву».

Статья в тему:  Что означает слово ямаха

Технические характеристики

Технические характеристики подводных лодок проекта 941 — самые выдающиеся в мире. Гигантские размеры в сочетании с безопасной схемой компоновки и огневой мощью делают каждый такой крейсер надежным инструментом ядерного сдерживания.

Водо-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт

Ядерная энергетическая установка выполнена по блочному типу. Состоит из двух водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах ОК-650. Тепловая мощность каждого — по 190 МВт, общая мощность на валу — 2х50000 л. с.

Турбина

Подводная лодка «Акула» имеет две паротурбинных установки. Каждая находится в кормовых отсеках основных корпусов, что повысило выживаемость подлодки. За счет двухкаскадной резинокордной амортизации и блочной компоновки обеспечивается виброизоляция агрегатов, что снижает общий шум.

Движитель

«Акула» имеет два низкооборотных семилопастных гребных винта с фиксированным шагом. Для снижения производимого шума винты находятся в кольцевых обтекателях (фенестронах).

Резервные средства движения

К резервным средствам движения подводных лодок проекта 941 относят два дизельных генератора АСДГ-800 по 800 кВт, два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт и свинцово-кислотную аккумуляторную батарею. Для маневрирования в ограниченном пространстве предусмотрены две подруливающие установки с двигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Расположены они в носовой и кормовой части.

Радиоэлектронное оборудование

Радиоэлектронное оборудование и вооружение представлено следующими системами:

  • информационно-управляющая боевая система «Омнибус»;
  • гидроакустический комплекс «Скат-КС», на ТК-208 заменен на «Скат-3»;
  • гидроакустическая станция поиска мин МГ-519 «Арфа»;
  • эхоледомер МГ-518 «Север»;
  • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
  • навигационная система «Симфония»;
  • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» и система спутниковой связи «Цунами»;
  • телевизионный комплекс МТК-100.
Статья в тему:  Где найти подводную лодку в гта 5 онлайн

Также предусмотрены две всплывающие антенны буйкового типа. Они позволяют принимать сигналы, сообщения и целеуказания на глубине 150 м, а также при нахождении под льдами.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения

Скоростные характеристики подводных лодок «Акула» имеют следующие показатели:

  • надводная скорость — 12 узлов;
  • подводная — 25 узлов (46,3 км/ч);
  • автономность плавания — до 6 месяцев.

Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное — 48000 т. Данные подлодки в шутку называют водовозами, поскольку при погружении половину их веса составляет балластная вода.

Глубины погружения

Подлодки проекта 941 способны погружаться до 500 м. Рабочая глубина составляет 400 м, радиосвязь обеспечивается на 150 м, запуск баллистических ракет — до 55 м.

Размеры

Размеры подводной лодки проекта 941 имеют следующие значения:

  • длина по ватерлинии — 172,8 м;
  • ширина корпуса — 23,3 м;
  • осадка по ватерлинии — 11,2 м.

Благодаря этим параметрам «Акула» — самая большая подводная лодка в мире, созданная специально для переноса ракет Р-39. Численность экипажа составляет 160 человек, включая 52 офицера.

Достоинства и недостатки

С появлением высокоточных баллистических ракет стратегического назначения стационарные пусковые шахты стали терять позиции в вопросе нанесения гарантированного ответного удара. Атомные подводные крейсеры проекта 941 создавались с целью восстановления данного потенциала.

Достоинства подлодок «Акула» представлены тремя ключевыми аспектами:

  • возможность несения службы в Арктике, включая подледные шельфы;
  • тяжелые Р-39, не имеющие аналогов среди переносимых стратегических ракет;
  • повышенная безопасность и живучесть экипажа и подлодки ввиду конструктивной компоновки.

Появление таких крейсеров на вооружении советского флота подтолкнуло США к подписанию договора ОСВ-2. Именно данные лодки обеспечили паритет мировых держав в Холодной войне, их фото до сих пор внушают уважение и страх перед возможной ядерной войной.

Недостатки проекта 941 имеют спорные основания. Высказываются претензии к размерам, вызванным низким качеством твердого топлива Р-39, ходовым свойствам и управляемости подлодки, шуме, высокой стоимости. В современной аналитике бытует мнение, что для СССР важнее было показать масштаб и мощь, чем практическую эффективность и целесообразность.

Статья в тему:  Нужно ли ставить на учет моторную лодку

Однако сравнение ТТХ с зарубежными и отечественными аналогами показывает, что большая часть этих претензий не имеют существенных оснований. Определенные проблемы с уровнем шума и стоимостью действительно существуют, однако они находятся в допустимых пределах с поправкой на время разработки и соразмерность.

Размеры подводных лодок в сравнении

В качестве основного конкурента проекту 941 выделяют подводные лодки класса «Огайо» — серия кораблей в США, рассчитанная на стратегические ракеты. Оба проекта разрабатывались примерно в одно время.

По габаритам у «Огайо» размеры подводной лодки в сравнении ненамного уступают «Акуле» — 170,7 м длины, 12,8 м ширины и 11,1 осадка. Значительнее отличается водоизмещение — американская субмарина весит 16746 и 18750 тонн в надводном и подводном состоянии соответственно.

Несмотря на меньшие размеры американская подлодка несет 24 баллистические ракеты Trident II D5. Ее ключевое преимущество — модульная система отдельных агрегатов, что облегчает постепенную модернизацию подлодки.

Применение в боевых условиях

В боевых условиях корабли проекта 941 не применялись. Основное их участие — патрулирование в арктических водах, участие в испытаниях. В 1987 ТК-12 осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику со сменой экипажей. В 1997 в ходе испытаний Северного флота с борта ТК-20 осуществлен залповый пуск 20 ракет Р-39.

Секреты “автономки”. Как действуют российские АПЛ в дальних походах

МОСКВА, 22 мая — РИА Новости, Андрей Коц. Месяцами не видеть неба над головой и жить по выверенному до секунд распорядку, непрерывно ощущая незримое присутствие вероятного противника и колоссальный груз ответственности, — служба экипажей атомных подлодок считается одной из самых трудных и престижных в ВМФ России. В море эти плавучие города обычно действуют в отрыве от союзных сил. Их командиры вправе принимать решения, влияющие на геополитическую картину мира. О том, как российские АПЛ готовят к “автономкам” и о быте подводников, — в материале РИА Новости.

Статья в тему:  С какого числа можно плавать на лодке в брянской области

Отбор из лучших

“Моя рекордная “автономка” — более 90 суток под водой”, — рассказывает РИА Новости капитан первого ранга в отставке Владимир Мамайкин, участник 13 боевых служб. Он ходил в море на торпедных атомоходах знаменитой 3-й дивизии подводных лодок Северного флота и командовал АПЛ К-462 с 1981-го по 1984-й. “В таких походах ты предоставлен сам себе — по сути, сам себе государство. В море могут возникнуть любые ситуации, и командир АПЛ вправе самостоятельно принимать решение, как действовать в той или иной обстановке”, — продолжает подводник.

Перед каждым выходом в море все члены экипажа должны пройти специальный курс боевой подготовки: стрельбы, экзамены на знание матчасти АПЛ, борьба за живучесть и многое другое. “Сачков” и “двоечников” отсеивают сразу, но таких обычно немного. Для матроса срочной или сверхсрочной службы допуск к длительному походу — предмет особой гордости. Боевая служба — это не ссылка в море, а мечта, к которой многие идут с детства.

После того как все возвращаются на борт, АПЛ покидает базу и погружается. Всплывает только через несколько месяцев — вернувшись из похода.

Плавучий город

Распорядок дня на атомоходе — стандартный для крупных боевых кораблей: две вахты в сутки. В каждой — три боевые смены по четыре часа. Быт на АПЛ налажен, как и в любой сухопутной воинской части. Есть дежурства, наряды, тренировки, учебные тревоги. Регулярно проводятся помывочные дни, когда матросы могут постираться и принять душ из забортной воды. Продуман и досуг: на многих атомоходах есть библиотеки, постоянно организуются различные соревнования, кинопоказы. На ракетном подводном крейсере стратегического назначения (РПКСН) “Дмитрий Донской” есть даже бассейн с сауной. С питанием тоже все неплохо, и хлеб всегда свежий — выпекают на корабельном камбузе.

“Не припомню, чтобы на боевой службе кто-нибудь когда-нибудь голодал, — рассказывает Владимир Мамайкин. — Разумеется, всегда хотелось чего-нибудь свежего, но отлично наедались и блюдами из консервированных продуктов. Как-то раз мы встречали 23 февраля в Средиземном море. Обстановка вокруг была спокойной, и командир эскадры дал команду: “Всплываем, праздник-то наш!” И нам с советского танкера сгрузили несколько мешков картошки и бочки с дальневосточной селедкой. Эти деликатесы произвели настоящий фурор! Еще, помню, в своих первых боевых службах в 1970-х в экипажах создавали группы по пять-шесть человек. Они питались отдельно, на них испытывали еду для космонавтов. Корабельный врач наблюдал за ними и вел соответствующие записи. Забавно, конечно, было. Все сидят в кают-компании, у каждого первое, второе и компот, как положено. И рядом эти мрачные “космонавты” со своими тюбиками. Подшучивали над ними постоянно”.

Статья в тему:  Что лучше yamaha jog или honda dio

Боевая служба на атомной подводной лодке действительно очень напоминает работу космонавтов на орбитальной станции. И там, и там люди длительное время находятся в замкнутом пространстве — нельзя выйти на улицу и подышать свежим воздухом. И в космосе, и под водой экипажам приходится рассчитывать исключительно на свои собственные силы.

Единственная “вольность”, позволительная для экипажа подлодки, — подвсплыть для сеанса связи. В заранее оговоренные дни и в определенное время командир АПЛ дает приказ выставить антенну. Штаб выходит с ним на связь или не выходит, но график экипажем должен соблюдаться неукоснительно. В экстренной ситуации субмарина может подвсплыть когда угодно, чтобы передать важную информацию — на берегу сигнал принимают круглосуточно.

Встречи с противником

Ни один командир подводной лодки не знает точно, в каких морях и океанах ему придется побывать в ходе боевой службы. Запас хода АПЛ неограничен в принципе, а еды и других жизненно важных припасов в длительный поход берут “с горкой”. В любой момент из штаба может прийти новый приказ, и в маршрут придется вносить коррективы.

В 1983-м американцы развернули в Европе баллистические ракеты средней дальности “Першинг-2”, что еще больше накалило и без того напряженную международную обстановку. Торпедная АПЛ К-462 находилась тогда на боевой службе в Средиземном море. Во время очередного сеанса связи капитан второго ранга Владимир Мамайкин получил приказ срочно отправиться в Северный Ледовитый океан в указанную точку. Экипаж не был готов для действий в этих широтах, поэтому атомоход по дороге заглянул в Гренландское море. Больше суток К-462 отрабатывала всплытие и погружение. Это только в кино подлодки эффектно проламывают лед рубками где придется — в реальности так можно получить серьезные повреждения, поэтому субмарина перед всплытием долго “нащупывает” полынью. Лишь после отработки всех процедур К-462 ушла в заданный район и заняла свою позицию.

Статья в тему:  Скольки лодка барк 240с

“В 1980-м я служил на АПЛ К-398 старпомом, — говорит Владимир Мамайкин. — Мы следили за американским подводным крейсером, шли за ним на малом ходу и на малой дистанции — всего два-три кабельтовых (370-550 метров). “Американец” нас не слышал и в какой-то момент сбавил скорость, двинувшись наперерез. Мы не успели среагировать и навалились на него бортом. Лодку сильно тряхнуло, развернуло на 50 градусов. Осмотрелись в отсеках и выдохнули — все было в порядке, никаких поломок. Американский крейсер тут же дал деру. Мы подвсплыли на перископную глубину, но в перископ ничего не увидели — море штормило. Думали, потеряли цель, однако почти сразу вновь поймали акустический контакт и еще несколько часов следили за “американцем”… Наши современные АПЛ, например проекта “Ясень”, на порядок совершеннее тех, на которых мы служили в 1970-80-х. На них можно и на 30 кабельтовых уверенно держать акустический контакт с противником. Я уже старый морской волк, в дальних походах давным-давно не бывал. Но как же хочется подняться на капитанский мостик нового “Ясеня” и посмотреть, на что он способен”.

10 самых больших подводных лодок в мире

Пока вы читаете эти строчки, где-то далеко (а может и не столь далеко) от вас бороздят моря бесшумные убийцы, скрывающиеся под толщей воды. Они огромные, мощные и смертоносные, способные месяцами таиться в глубине, чтобы однажды нанести решающий удар.

Статья в тему:  Как выбрать бандаж на колено yamaha

Нет, речь не о новом фильме ужасов и не о документальном видео «из жизни акул». В этой статье вы, уважаемые читатели, найдете ответ на вопрос о том, какая подлодка достойна носить титул самой большой в мире, и какие страны могут себе позволить сооружать таких стальных гигантов.

А совсем недавно мы знакомили читателей с 10 самыми большими кораблями в мире.

10. «Астьют» – длина: 97 м., ширина 11,3 м

Десятая по величине подводная лодка в мире — это самая большая, самая передовая и самая мощная из подводных лодок, когда-либо эксплуатируемых Королевским флотом Великобритании. Ее размер — 97 метров в длину и 11,3 метра в ширину.

В класс «Астьют» входят три субмарины, а строительство еще четырех ведется. На случай если придется вступить в бой, субмарина вооружена шестью 48 ракетами или торпедами, крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными ракетами «Гарпун» и торпедными аппаратами (ТА) 533 мм.

В 2012 году «Астьюты» доказали свою способность запускать ракеты «Томагавк», успешно выстрелив двумя ракетами с территории Мексиканского залива и точно поразив цели на испытательном полигоне в Северной Флориде.

9. «Сивулф» – 107,6 х 12.2 м

Эта серия атомных подводных лодок была построена по заказу ВМС США в 1989—1998 годах. «Сивулфы» явились ответом на постройку в Советском Союзе субмарин по проекту 971 «Щука-Б». Всего было построено три корабля, хотя изначально планировалось, что в серию будут входить 12 субмарин.

Длина и ширина корпуса «Сивулфов» составляют 107,6 метра и 12,2 метра соответственно. Эти подводные лодки оснащены одним ядерным реактором, а их скорость составляет 18 узлов.

Статья в тему:  Где спят на подводной лодке

Вооружение, установленное на американской подводной лодке, включает восемь 660-мм торпедных аппаратов, 50 торпед или ракет и 50 крылатых ракет «Томагавк».

8. Проект 945А «Кондор» – 110,5 х 12,2 м

Первая, но не единственная среди самых больших подводных лодок в России. На сегодняшний день в эксплуатации находятся два «Кондора», длиной 110,5 метра, и шириной 12,2 метра.

Корпус подводных лодок класса «Кондор» выполнен из легкого и прочного титана, что позволяет субмарине достигать большей глубины и снижает уровень издаваемого шума. Из вооружения «Кондоры» могут похвастаться шестью торпедными аппаратами 533 мм, 40 торпедами, крылатыми ракетами С-10 «Гранат» и 8 ПУ ПЗРК «Игла-1» и «Игла».

7. Проект 971 «Щука-Б» – 110,3 х 13,6 м

За многое можно критиковать Советский Союз, но только не за слабую армию и военно-морской флот. Именно в СССР велось строительство одной из самых крупных атомных субмарин в мире — «Щуки-Б». В отличие от «Кондоров» корпус этой подлодки выполнен из легированной стали. Длина грозной стальной «рыбы» составляет чуть более 110 метров, а ширина — свыше 13 метров.

Проект «Щуки-Б» (1983—2001 годы) осуществлялся на машиностроительном предприятии «Севмаш» в Северодвинске и был пересмотрен несколько раз. Усовершенствованные лодки были названы западными военными «Improved Akula» («Улучшенная Акула»), или «Akula-II». А самую модернизированную подлодку — К-335 «Гепард» — на Западе назвали «Akula-III». На вооружении ВМС Индии тоже находится одна из модернизированных «Щук-Б» (К-152 «Нерпа»). На ней отсутствуют система СОКС и возможность запуска средств акустического противодействия.

В 2017 году в строю оставались четыре подлодки класса «Щука-Б». Каждая из них оснащена четырьмя торпедными аппаратами 650-мм, четырьмя ТА 533 мм, ИРС Калибр-ПЛ и ПЗРК «Стрела-3М».

6. «Триумфан» – 138 х 12,5 м

Солнечная Франция — одна из немногих европейских стран, способных себе позволить строительство огромной, тяжелой и дорогостоящей подводной лодки. С 1989 по 2009 годы были построены четыре субмарины класса «Триумфан» длиной 138 и шириной 12,5 метра. Изначально планировалось сооружение шести единиц, но планы ВМФ Франции изменились из-за развала Советского Союза.

Статья в тему:  Сколько стоит новый снегоход ямаха викинг

«Триумфаны» вооружены четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 мм, 10 торпедами, 8 крылатыми ракетами Exocet SM39, запуск которых осуществляется из ТА и ракетами типа M45 и M51.

5. «Вэнгард» – 149,9 х 12,8 м

Гордость британского флота, длиной свыше 149 метров и шириной более 12 метров. В серию «Вэнгард» входят четыре атомные подлодки, история которых началась в 90-х годах двадцатого века. Строили их в огромном крытом эллинге (цех для строительства или ремонта) длиной 260 и шириной 58 метров. Его размеры позволяют строить не только атомные субмарины, но и эсминцы с управляемым ракетным оружием.

Изначально планировалось собрать 6 или даже 7 подлодок, но с распадом СССР у Великобритании и других стран НАТО отпала необходимость в большом количестве подлодок как одном из средств ядерного сдерживания.

На борту «Вэнгардов» находится четыре ТА калибра 533 мм, 16 баллистических ракет Trident II D5 и телеуправляемые торпеды Spearfish или Tigerfish.

4. «Дельта» – 167,4 х 11,7 м

Таково собирательное обозначение сразу четырех типов стратегических атомных подлодок, собранных в СССР. Кодовые названия проектов:

  1. «Мурена».
  2. «Мурена-М».
  3. «Кальмар».
  4. «Дельфин».

Длина последней модификации — «Дельфина» — составляет 167,4 метра, а ширина — 11,7 метра. Эта великая стальная рыба была введена в строй в декабре 1984 года. Из семи построенных «Дельфинов» пять до сих пор числятся в ВМФ РФ.

Врагам «Дельфинов» не поздоровится, ведь они оснащены четырьмя ТА калибра 533 мм, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и от 4 до 8 ПЗРК «Игла» и «Игла-1».

3. «Огайо» – 170,7 х 12,8 м

Эти великаны — самые крупные подлодки в США и основа американских стратегических наступательных ядерных сил. Им регулярно приходится нести боевое патрулирование, проводя в море 60% времени. Размер «Огайо» составляет 170,7 метра и 12,8 метра (длина и ширина соответственно).

Статья в тему:  Как завулканизировать лодку

Первая субмарина этой серии была введена в эксплуатацию в ноябре 1981 года. Все остальные подводные лодки получили имена в честь американских штатов, за исключением USS Henry M. Jackson, которая была названа в честь одного из сенаторов.

Эти подводные громадины способны перевозить свыше двадцати ракет Трайдент II и свыше 150 крылатых ракет «Томагавк». Их вооружение также включает в себя четыре 533 мм торпедных аппарата.

2. Проект 955 «Борей» – 170 х 13,5 м

Вторым номером в списке крупнейших субмарин вновь идет российская разработка, одна из самых передовых в мире. Проект «Борей» начал осуществляться в 2011 году, и в мае 2018 года стало известно, что до 2027 года планируется построить 14 кораблей этого типа.

В перспективе именно «Борей» придет на смену первому и четвертому номерам в нашем списке.

Размеры подлодки составляют 170 метров в длину и 13,5 метра в ширину. Эта фигуристая смертоносная красавица может идти под водой со скоростью 29 узлов, и оснащена шестью торпедными аппаратами 533 мм, шестью средствами гидроакустического противодействия 324 мм, торпедами, торпедоракетами и крылатыми ракетами (в том числе «Ониксами» и «Калибрами»), а также 16 ПУ комплекса «Булава».

1. Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м

Известные Западу как класс «Тайфун», а русским морякам как «Акула», эти величественные стальные гиганты были созданы в качестве противодействия американским субмаринам класса «Огайо» в годы Холодной войны.

Будучи 172,8 метра в длину и 23,3 метра в ширину эти монстры надводным и подводным водоизмещением 23 200 тонн и 48 000 тонн соответственно были больше, чем американские подлодки-конкуренты. Их высота (26 метров) сопоставима с высотой девятиэтажного дома.

По сути, задачей «Акул» было создание ядерного апокалипсиса на Западе, если Холодная война перешла бы в горячую фазу.

Свое хищное прозвище самая большая атомная подводная лодка в мире получила благодаря изображению акулы, которое было нанесено перед первым спуском, состоявшимся в сентябре 1980 года.

Статья в тему:  Нужно ли ставить на учет моторную лодку

Внутри легкого корпуса огромной субмарины находятся пять обитаемых корпусов. В случае чрезвычайной ситуации в одном из корпусов экипаж внутри других корпусов будет в безопасности, а вспомогательные устройства все еще будут работать.

Два ядерных реактора дают этим подводным крейсерам стратегического назначения мощность, в которой они нуждаются, чтобы развить максимальную скорость около 25 узлов под водой.

Вместо того, чтобы постоянно перемещаться по мировым морям и океанам, «Акулы» были созданы, чтобы находиться севернее Полярного круга в течение шести месяцев, ожидая команды, чтобы запустить свой «прощальный привет миру» — баллистические ракеты Р-39 «Вариант».

Из-за продолжительности и характера своих миссий этот советский атомный подводный ракетный крейсер был спроектирован с учетом комфорта экипажа. Фактически, жилые помещения на «Акулах» были настолько роскошными, что моряки советского (а затем и российского) военно-морского флота прозвали эти гигантские суда «плавающими Хилтонами».

Вместо утилитарной стальной мебели с минимальной обивкой интерьер «Акулы» предусматривает удобные мягкие стулья, полноразмерные дверные проемы, полностью оборудованный тренажерный зал, бассейн с пресной или соленой забортной водой, солярий и даже сауну, стены которой обшиты дубовыми досками. В каютах командного состава имеются телевизоры, умывальники и системы кондиционирования.

Однако триумф огромных и грозных «Акул» продолжался недолго. Из семи запланированных подлодок шесть были построены в течение 1980-х годов и ушли на пенсию менее чем 10 лет спустя, в 1990-х годах. Российское правительство просто не могло позволить себе содержать в боеспособном состоянии эти крупнейшие ракетные подводные лодки в мире.

В настоящее время лишь одна модернизированная «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» — находится в строю. Самая большая подводная лодка в мире служит испытательной площадкой для современных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках (БРПЛ «Булава»).

Документальное видео – Проект 941 «Акула»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: