0 просмотров

Сколько атомных подводных лодок затонуло

Содержание

Крупные аварии на подводных лодках в СССР и России

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) «Нерпа», построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

Статья в тему:  Как проверить четырехтактный лодочный мотор

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке в город Полярный для утилизации затонула атомная подводная лодка К‑159. На борту субмарины находились десять членов швартовой команды, девять из них погибли, одного спасли.
Во время шторма произошел отрыв понтонов, с помощью которых производилась буксировка К‑159. Катастрофа произошла в трех милях к северо‑западу от острова Кильдин в Баренцевом море на глубине 170 метров. На АПЛ ядерный реактор находился в безопасном состоянии.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море затонул атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) «Курск». Катастрофа произошла в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
По сообщению Генпрокуратуры, «Курск» затонул в результате взрыва учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК.

7 апреля 1989 года при возвращении с боевой службы в Норвежском море в районе острова Медвежий погибла АПЛ К‑278 «Комсомолец». В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках К‑278 были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление подлодки забортной водой. Погибли 42 человека, причем многие от переохлаждения.
27 членов экипажа удалось спасти.

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Саргассовом море (Атлантический океан) на глубине около 5,5 тысячи метров затонула АПЛ К‑219. Утром 3 октября на борту подлодки произошел взрыв в ракетной шахте, а затем начался пожар, продолжавшийся в течение трех суток. Экипаж сделал все возможное для предотвращения взрыва ядерного боезапаса и радиационной катастрофы, однако спасти корабль они так и не смогли. На борту подлодки погибли четыре человека. Оставшиеся в живых члены экипажа были подняты на российские суда «Красногвардейск» и «Анатолий Васильев», которые пришли на помощь терпящей бедствие субмарины.

Статья в тему:  Как называется швартовки для лодки

24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. К‑429 была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Лодка легла на грунт на глубине 40 метров. При попытке продуть главный балласт из‑за открытых клапанов вентиляции цистерны главного балласта большая часть воздуха ушла за борт.
В результате катастрофы погибли 16 человек, остальные 104 смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка.

21 октября 1981 года дизельная подводная лодка С‑178, возвращаясь в базу после двухдневного выхода в море, погибла в результате столкновения в акватории Владивостока с транспортным рефрижератором. Получив пробоину, подлодка приняла около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр. В результате катастрофы погибли 32 моряка‑подводника.

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 с научно‑исследовательским судном «Академик Берг». Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. «Академик Берг» ударил «К‑56» в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в корпусе огромную пробоину, в которую стала поступать вода. Подводную лодку от гибели спас ценой своей жизни личный состав второго аварийного отсека, которые задраили переборку между отсеками. В результате аварии погибли 27 человек. В живых остались около 140 моряков.

Статья в тему:  Как сделать гидроподъем на лодочный мотор

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования на АПЛ К‑19 произошел пожар.
В это время лодка находилась в северной части Атлантического океана на глубине 120 метров. Благодаря самоотверженным действиям экипажа, К‑19 всплыла на поверхность. В спасательной операции приняли участие корабли и суда ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. В результате аварии на лодке погибли 28 моряков, еще двое скончались во время спасательной операции.

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана погибла АПЛ К‑8 в результате сильного пожара, приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости.
Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К‑8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки. В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из‑за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава подлодки была переправлена на судно «Касимов», а на борту К‑8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров. Погибли 52 члена экипажа.

24 мая 1968 года произошла радиационная авария на АПЛ К‑27, имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы.
Во время аварии пострадал весь экипаж, девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения.

Статья в тему:  Как почистить карбюратор на скутере ямаха

8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К‑129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли. Причина катастрофы неизвестна. Впоследствии К‑129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

8 сентября 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 «Ленинский комсомол» в подводном положении произошел пожар в двух отсеках, который был локализован и потушен герметизацией аварийных отсеков. Погибли 39 членов экипажа. Подлодка своим ходом вернулась на базу.

11 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37. На субмарине, стоявшей у пирса, начался пожар, после чего произошел взрыв торпедного боезапаса. Носовую часть лодки оторвало, обломки разлетелись в радиусе более километра.
Значительные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. В результате ЧП погибли 78 моряков (не только с Б‑37, но и еще с четырех подлодок, а также из резервного экипажа). Были пострадавшие и среди гражданского населения города Полярный.

4 июля 1961 года во время океанских учений «Полярный круг» на борту АПЛ К‑19 вышел из строя один из двух реакторов главной энергетической установки. Лопнула труба в системе охлаждения одного из реакторов, из‑за чего произошла утечка радиации.
В течение полутора часов подводники ремонтировали аварийную систему охлаждения реактора без защитных костюмов, голыми руками, в армейских противогазах. Членам команды удалось починить вышедший из строя атомный реактор, корабль остался на плаву, и его отбуксировали на базу.
От полученных доз радиации восемь членов экипажа скончались через несколько дней.

Статья в тему:  Когда можно выходить на моторной лодке

27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80, входившая в состав Северного флота. 25 января она вышла в море на несколько суток для отработки совершенствования задач одиночного плавания, а 27 января радиосвязь с ней прервалась. С‑80 на базу в Полярный не вернулась. Поисковая операция результатов не дала. С‑80 была найдена только в 1968 году, а позже была поднята со дна моря. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении подлодки атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж — 68 человек.

26 сентября 1957 года в Таллинском заливе Балтийского моря затонула дизельная подводная лодка М‑256 из состава Балтийского флота.
На подлодке, производившей замеры подводных скоростей на мерной линии на полигоне Таллинской военно‑морской базы, возник пожар. Всплыв с глубины 70 метров, М‑256 встала на якорь. Выведенный на верхнюю палубу из‑за сильной загазованности внутренних помещений экипаж не прекращал борьбу за живучесть лодки. Спустя 3 часа 48 минут после всплытия подлодка внезапно ушла на дно. Большая часть экипажа погибла: из 42 подводников в живых осталось семь моряков.

21 ноября 1956 года недалеко от Таллина (Эстония) в результате столкновения с эскадренным миноносцем «Статный» затонула дизельная подводная лодка М‑200 из состава Балтийского флота. Из воды сразу были спасены шесть человек. В результате аварии погибли 28 моряков.

Статья в тему:  Как спасти лютера на лодке

В декабре 1952 года в Японском море погибла дизель‑электрическая подводная лодка С‑117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны.
На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

История

Nyheter24 (Швеция): три страшных аварии подводных лодок, которые потрясли мир

Представьте, что вы застряли на борту подлодки, которая неотвратимо погружается на смертельную глубину в несколько тысяч метров… А для сотен человек, которые были членами экипажей «Курска», «Комсомольца» и «Трешера», это стало реальностью.

К-141 «Курск»

12 августа 2000 года российская атомная подводная лодка К-141 «Курск» пошла на дно. Это стало одной из величайших трагедий, происходивших в мире с подводными лодками.

Длина этой одной их самых современных подводных лодок была 154 метра (примерно полтора футбольных поля), а высота — с четырехэтажный дом. Даже в голову прийти не могло, что она может потерпеть крушение.

Контекст

Норвежский подводник: людей с «Курска» можно было спасти (FF)

Но именно это и произошло с «Курском» в Баренцевом море к северу от Кольского полуострова. На борту произошел взрыв торпеды. Подлодка утащила с собой в ледяные глубины весь экипаж — 118 человек.

Статья в тему:  Когда можно ловить с лодки в 2020 году

Сначала 23 человека выжили, чудом избежав гибели от воды и дыма. Они укрылись в одной из секций в хвосте подлодки.

Находясь на стометровой глубине, они писали родным и близким письма, которые потом нашли спасатели. Но спасательное судно не добралось до места крушения, а прежде чем власти страны приняли международную помощь, прошло пять дней.

К тому времени все моряки погибли.

Согласно официальному объяснению, первый взрыв произошел из-за пусковой трубы одной из торпед. А потом на борту подлодки взорвались еще несколько снарядов.

K-278 «Комсомолец»

Подлодка K-278 «Комсомолец» весила 8 000 тонн, и у нее была уникальная конструкция и потенциал.

Выполняя задание в августе 1984 года, она спустилась на глубину 1 020 метров — это был рекорд для советского флота того времени.

Статьи по теме

NRK: советская подлодка стала смертельной ловушкой

Но в апреле 1989 года на борту «Комсомольца» начался пожар, и 69 членам экипажа не удалось его потушить.

Всего в аварии погибли 42 человека. Еще 27 моряков удалось спасти, прежде чем подлодка погрузилась на глубину 1 600 метров.

После крушения «Комсомольца» прошло чуть больше 30 лет, и сейчас норвежские власти начали ощущать его последствия. Дело в том, что на борту «Комсомольца» были ядерный реактор и две ядерные боеголовки.

Летом 2019 года в районе крушения взяли пробы воды, и оказалось, что радиоактивное излучение там в 100 тысяч раз выше нормы. Власти особенно встревожены угрозой коммерческому рыболовству в регионе.

USS «Трешер» (SSN-593)

10 апреля 1963 года затонула американская субмарина «Трешер» с 129 членами экипажа на борту. Это была первая в истории авария подводной лодки. И до сих пор это несчастье остается самым смертоносным в своем роде.

Статья в тему:  Можно ли плавать на весельной лодке во время нереста

Катастрофа произошла, когда «Трешер» совершал тестовое погружение на глубину примерно 400 метров. За подлодкой следили со спасательных судов, с которым экипаж поддерживал связь, но внезапно контакт прервался.

Спасатели оставались наверху и ничего не могли сделать, понимая, что лодка исчезает в темной смертельной глубине, которая в том месте достигала 2 600 метров. Но что предпринять, они не знали.

Подлодка взорвалась из-за давления на глубине 600 метров. Все, кто был на борту, погибли.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • Россия
  • США
  • К-141 «Курск
  • К-278 «Комсомолец
  • USS Thresher
  • подводная лодка
  • авария

Лучшие

Все комментарии

Jackson 57

Вышиватник

liova01

reloj

liova01

aswan37

aTrop

Пятый из шести

reloj

azbukiwedi

в ответ ( Показать комментарий Скрыть комментарий)

Популярное

  • Популярное
  • Обсуждаемое

Daily Express: этот популярный орех снизит давление и спасет от инфаркта

Air & Space: МиГ-29 заставил прослезиться очень многих

WeChat: этот дешевый суперовощ быстро снижает давление и сахар

TNI: F-35 vs Су-35, кто победит?

Seznam zprávy: рассказ очевидца из восставшего Казахстана

Seznam zprávy: рассказ очевидца из восставшего Казахстана

Advance: казахский Джинн вырвался из бутылки

Читатели TAC: с чего вы взяли, что нам удастся одолеть Россию?

Британцы о столкновении с подлодкой: русские легонько тюкнули наш радар, подумаешь!

ЕП: Украина поссорилась с Польшей. Вот почему

При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).
Использование переводов в коммерческих целях запрещено

Сетевое издание — Интернет-проект ИноСМИ.RU зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 57642
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Главный редактор: Тургиева А.А.
Адрес электронной почты редакции: info@inosmi.ru
Телефон редакции: +7 495 645 66 01
Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Статья в тему:  В каком предложении есть прямое дополнение по дереву лодки

Ошибка

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Здравствуйте, !

Здравствуйте, !

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.
Статья в тему:  На каком боку возить лодочный мотор

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Последнее погружение. Аварии и катастрофы подводных лодок в СССР и России

7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара затонула советская атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец». Погибли 42 человека, 27 членов экипажа удалось спасти.

Корпус лодки до сих пор находится на глубине свыше 1650 м. К месту затопления проводилось множество глубоководных экспедиций, которые изучали состояние корпуса, атомного реактора и торпед с ядерными зарядами. Мониторинг радиационной обстановки вокруг субмарины ведется постоянно, и российскими специалистами неоднократно устанавливалось, что угрозы для морской экосистемы нет.

В память об этой трагедии в соответствии с приказом главнокомандующего Военно-морского флота (ВМФ) РФ от 19 декабря 1995 года 7 апреля в России был установлен День памяти погибших подводников, не вернувшихся из походов.

Россия

Всего с 1992 года сообщалось о восьми случаях гибели подводников ВМФ РФ в результате аварий на субмаринах.

29 мая 1992 года в Североморске на борту атомной подводной лодки Б-502 (проект 671РТМ «Щука») Северного флота произошел взрыв и пожар. Перед этим при отработке задач в море была замечена неисправность компрессора высокого давления в первом отсеке. После возвращения корабля на базу на борт субмарины прибыл начальник электромеханической службы дивизии капитан первого ранга Константин Ляшков. Когда агрегат запустили, произошел взрыв буферной емкости электрокомпрессора. В результате пять моряков пострадали, Ляшков от полученных ранений скончался по дороге в госпиталь.

Статья в тему:  Как проверить четырехтактный лодочный мотор

26 января 1998 года в губе Западная Лица (Кольский полуостров) произошло ЧП на атомной подводной лодке Б-527 (проект 671РТМ «Щука»). При вводе главной энергетической установки периферийная компенсирующая решетка реактора №1 опустилась не до конца. При попытке снять заглушку регулировочного винта началось поступление в отсек воды из первого (радиоактивного) контура реактора. Пять человек получили острое ингаляционное отравление. Спустя час в отсек была направлена аварийная партия, которая ликвидировала течь и дезактивировала отсек. Через шесть часов в госпитале от «сердечно-сосудистой недостаточности и остановки кровообращения» скончался командир дивизиона движения капитан третьего ранга Сергей Соловьев, который снимал заглушку в четвертом отсеке.

12 августа 2000 года во время проведения военно-морских учений в Баренцевом море после взрывов и пожара затонул на глубине 108 м атомный подводный ракетоносец К-141 «Курск» (проект 949А «Антей») Северного флота ВМФ России.

Согласно отчету правительственной комиссии, расследовавшей обстоятельства крушения, первый взрыв произошел в торпедном аппарате №4 из-за утечки компонентов топлива торпеды, позднее взорвались стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек, где умерли спустя сутки. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 118 человек — члены экипажа и гражданские специалисты. В сентябре-октябре 2001 года лодка была поднята и впоследствии утилизирована.

30 августа 2003 года в Баренцевом море близ острова Кильдин затонул атомный торпедоносец К-159 (проект 627А «Кит»). Выведенную из состава Северного флота ВМФ СССР в 1989-м подлодку буксировалали с базы в Гремихе в город Полярный для утилизации. Ядерный реактор был заглушен. В штормовых условиях произошел отрыв понтонов, субмарина не могла самостоятельно держаться на плаву и затонула на глубине около 170 м. Один из десяти членов швартовой команды продержался в холодной воде около двух часов и был спасен, остальные погибли.

Статья в тему:  На каком боку возить лодочный мотор

14 ноября 2004 года в Вилючинске (Камчатка) произошло ЧП на атомной подводной лодке К-223 «Подольск» (проект 667БДР «Кальмар»). Во втором отсеке корабля матросы дозаправляли водой аккумуляторную батарею, перекачивая ее из цистерны пресной воды в цистерну долива, а оттуда в батарею. Однако редукционный клапан в последней был неисправен из-за коррозии, поэтому вода подавалась в нее с большим, чем необходимо, давлением. Цистерну долива разорвало, в результате чего один из матросов был отброшен на переборку и скончался от черепно-мозговой травмы. Еще двое членов экипажа получили легкие ранения.

7 сентября 2006 года в районе полуострова Рыбачий в Баренцевом море произошло возгорание обратимого преобразователя в шестом (электромеханическом) отсеке атомной подводной лодки Б-414 «Даниил Московский» (проект 671РТМК «Щука»). Сработала аварийная защита реактора. Личный состав не выполнил полную герметизацию пострадавшего отсека, продуктами горения оказался загазован и пятый отсек. Мичман Рафим Шабанов и матрос Игорь Этюев включились в неприспособленные для дыхания в условиях пожаров изолирующие аппараты ИДА-59М, стали задыхаться, сорвали с себя маски и погибли от отравления угарным газом. После 14 часов без хода подводная лодка была отбуксирована на базу.

8 ноября 2008 года во время заводских испытаний на полигоне Тихоокеанского флота ВМФ России в Японском море на еще не принятой в состав флота атомной подводной лодке К-152 «Нерпа» (проект 971У «Щука-Б») произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. Погибли трое военнослужащих и 17 гражданских специалистов, более 40 человек получили отравления различной степени тяжести.

2 июля 2019 года стало известно, что 1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах ВМФ РФ, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. В результате отравления продуктами горения погибли 14 моряков-подводников. Благодаря самоотверженным действиям команды очаг возгорания был ликвидирован. Причины произошедшего устанавливаются.

Статья в тему:  Как спасти лютера на лодке

5 июля «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга» Владимир Путин присвоил звание Героя России посмертно капитанам первого ранга Андрею Воскресенскому, Денису Опарину, Константину Сомову и капитану второго ранга Дмитрию Соловьеву. Кроме того, десять офицеров посмертно были награждены орденом Мужества.

СССР

13 ноября 1940 года в Мотовском заливе Баренцева моря во время учебного погружения по курсу боевой подготовки затонула при невыясненных обстоятельствах дизельная подводная лодка Д-1 (до 21 августа 1934-го — «Декабрист») с экипажем из 55 человек. Точное место гибели корабля не определено.

27 января 1961 года во время погружения в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С-80 (проект 644) Северного флота. Клапан шахты РДП (шноркель, система работы дизеля под водой) не сработал из-за обледенения, так как его обогрев был отключен. Когда в прочный корпус стала поступать вода, трюмный машинист не смог закрыть шахту. Экипаж опоздал с продуванием главного балласта на 30 с, не был дан ход главными электродвигателями. Скорость корабля упала до нуля, и с большим дифферентом лодка упала на грунт. В катастрофе погибли все 68 человек на борту. С-80 была обнаружена только в 1968-м. Поднята 24 июля 1969 года, а впоследствии разделана на металл.

4 июля 1961 года произошло первое катастрофическое ЧП на советской атомной субмарине. Во время океанских учений в Норвежском море (в 70 милях от острова Ян-Майен) произошла авария реактора на первой в СССР ракетной атомной подводной лодке — К-19 (проект 658) Северного флота. Восемь членов экипажа из 104 получили смертельные дозы радиации и в течение недели умерли. После эвакуации экипажа получивший повреждения корабль был отбуксирован на базу.

Статья в тему:  Как почистить карбюратор на скутере ямаха

11 января 1962 года произошла крупнейшая по количеству жертв катастрофа советской субмарины. На дизельной подводной лодке Б-37 (проект 641) Северного флота, пришвартованной в пункте базирования Полярный, возник пожар в торпедном отсеке. В результате взрыва боезапаса носовую часть лодки оторвало вплоть до рубки, также получила повреждения и частично затонула стоявшая рядом у пирса дизельная субмарина С-350 (проект 633). На обоих кораблях и пирсе погибли в общей сложности 122 человека. Причина взрыва боезапаса точно не установлена.

8 марта 1968 года в Тихом океане в районе Гавайских островов затонула советская дизельная подводная лодка К-129 проекта 629А, вооруженная баллистическими ракетами и находившаяся на боевом патрулировании. Погибли 98 моряков. Точные причины катастрофы неизвестны. Существуют разные версии: затопление через шахту шноркеля, столкновение с американской субмариной или судном, взрыв аккумуляторных батарей. В 1974-м США сумели поднять два отсека К-129.

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе (Атлантический океан) в условиях восьмибалльного шторма после возникшего 8 апреля на борту пожара затонула атомная подводная лодка К-8 (проект 627А «Кит») Северного флота. Погибли 52 из 125 членов экипажа; К-8 стала первым кораблем, потерянным советским атомным флотом. Причиной пожара было возгорание патронов системы регенерации воздуха. Лодка не была поднята.

24 февраля 1972 года в северной части Атлантического океана (в 1,1 тыс. км северо-восточнее острова Ньюфаундленд) на борту атомного подводного ракетоносца К-19 (проект 658) Северного флота возник пожар. Всплыв, лодка оказалась без хода, так как не удалось запустить дизель-генераторы. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов советского ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К-19, подать на лодку электричество и воздух высокого давления и отбуксировать пострадавший корабль на базу. Всего в результате пожара на лодке погибли 28 человек.

Статья в тему:  В каком предложении есть прямое дополнение по дереву лодки

14 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) атомный подводный ракетоносец К-56 (проект 675) Тихоокеанского флота в надводном положении в условиях тумана столкнулся с советским научно-исследовательским судном «Академик Берг». На стыке первого и второго отсеков образовалась пробоина, во второй отсек начал поступать хлор из аккумуляторных батарей. Погибли 27 человек. От затопления лодку спас капитан второго ранга Леонид Пшеничный, который успел загерметизировать кормовую переборку. Командиром было принято решение выбросить лодку на отмель, что предотвратило полное затопление первого отсека. В столкновении был обвинен экипаж подлодки и частично судна «Академик Берг», которое двигалось на выход из залива по входной линии фарватера. Лодка была отбуксирована на базу на понтонах, восстановлена, продолжила службу до 1992 года.

21 августа 1980 года в Тихом океане восточнее японского острова Окинава на атомной подводной лодке К-122 (проект 659Т) Тихоокеанского флота произошел пожар. Погибли 14 человек. Лодка всплыла, но осталась без хода и связи. Моряки вручную заглушили реактор и сигнальными ракетами привлекли внимание английского газовоза Harry, с которого удалось передать донесение об аварии в штаб ВМФ. Через девять часов к месту аварии подошло учебное судно «Меридиан» Владивостокского мореходного училища, на которое перешла большая часть экипажа. Позднее лодка была отбуксирована на базу.

21 октября 1981 года в проливе Босфор Восточный близ побережья Приморского края советская дизельная подлодка С-178 проекта 613В затонула после столкновения с сухогрузом «Рефрижератор-13». Причиной послужили многочисленные нарушения обоих экипажей, а также береговых служб — и субмарина, и торговое судно самовольно изменили курс, при этом не зная обстановки в районе плавания и не сумев обнаружить друг друга. С-178, получив пробоину в левом борту, легла на грунт на глубине около 30 м. Спасательная операция длилась двое суток, подводники покидали затонувшую субмарину через торпедные аппараты. Всего погибли 32, спаслись 27 человек.

Статья в тему:  Можно ли плавать на весельной лодке во время нереста

23 июня 1983 года при погружении в бухте Саранная (Камчатский край) затонул атомный подводный ракетоносец К-429 (проект 670 «Скат») Тихоокеанского флота. Через вентиляционную систему затопило четвертый отсек, лодка легла на грунт на глубине 40 м. В результате погибли 16 человек (двое — при выходе из лодки), остальные 104 моряка смогли покинуть корабль. Позднее лодка была поднята и переоборудована в учебно-тренировочную станцию, утилизирована в 2001–2002 годах.

Чернобыль на дне: 6 атомных субмарин, которые угрожают мировому океану

В июле 2019 года Норвежское агентство по радиационной безопасности опубликовало результаты исследования проб морской воды, взятых в Норвежском море на глубине 1,7 км у затонувшей советской атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Радиационное загрязнение одной из проб, полученной у вентиляционной шахты реактора, в 800 000 раз превышало норму.

Камеры норвежского дистанционно управляемого робота также зафиксировали утечку неизвестного вещества в виде «облака», вышедшего из вентиляции субмарины. Исследователи продолжают изучение проб и наблюдение за обломками подводной лодки, которая несет потенциальную опасность для окружающей среды в регионе, а значит — для морепродуктов, которые продаются по всему миру.

Атомную установку решили примерить к подводным лодкам из-за желания увеличить время погружения и скорость судна. Обычные дизель-электрические субмарины имели значительные ограничения, как в емкости аккумуляторов для подводного хода, так и в количестве дизельного топлива для движения на поверхности. Эра подводных атомоходов началась в середине 20 века: в 1954 году в США была построена первая в мире атомная субмарина «Наутилус», первый советский аналог появился уже через 3 года.

Статья в тему:  Когда можно ловить с лодки в 2020 году

До распада СССР в 1991 году из-за различных аварий было навсегда потеряно 6 атомных субмарин — 2 американские и 4 советские. Они лежат на дне и постоянно угрожают окружающей среде — из-за постепенной коррозии корпусов реакторов и оболочек ядерного оружия, радиация может загрязнить мировой океан.

USS THRESHER

Американская атомная субмарина «Трешер» SSN-593 погибла 10 апреля 1963 года в северной Атлантике, в 400 км от Бостона. Авария произошла в рамках испытаний прочности корпуса на максимальных глубинах — лодка должна была погрузиться на глубину 330 м.

Вероятной причиной гибели считается нарушение целостности сварки трубопровода забортной воды. В результате машинное отделение стремительно заполнилось водой, и лодка начала тонуть. Попытки продуть балластные цистерны были напрасными. После достижения максимальной расчетной глубины, гидростатическое давление воды мгновенно разрушило корпус. Среди 129 погибших были 112 членов экипажа и 17 гражданских специалистов.

Останки лодки находятся на глубине 2 650 м. Атомный реактор так и не нашли. Американские ученые утверждают, что он не несет угрозы — активная зона окружена прочным корпусом из нержавеющей стали, а морская вода предотвращает ее расплавление.

USS SCORPION

Подводный атомоход ВМС США «Скорпион» SNN-589 затонул 22 мая 1968 года в Атлантическом океане в 740 км к юго-западу от Азорских островов (Португалия). Он возвращался из Средиземного моря на базу Норфолк в штате Вирджиния.

Статья в тему:  Как называется швартовки для лодки

Связь с лодкой была потеряна в центральной части Атлантики. После анализа записей гидролокатора, был зафиксирован звук, характерный для разрушения корпуса субмарины гидростатическим давлением. Погибли все 99 членов экипажа .

Точная причина гибели неизвестна. Наиболее вероятной считается взрыв торпеды Mark-35 внутри субмарины. Обломки судна находятся на глубине около 3 050 м. Точное местонахождение держится в тайне. Неизвестна также судьба атомного реактора и вооружения с ядерными зарядами.

К-27 была единственной советской атомной подводной лодкой проекта 645 — в его двух реакторах в качестве теплоносителя использовался жидкий металл. Из-за большого количества аварийных ситуаций К-27 на флоте получил прозвище « Нагасаки ». Роковая авария произошла 24 мая 1968 года — вследствие недостатков в конструкции реактора модели СМ-1.

Во время испытаний энергетической установки субмарины в Баренцевом море произошло нарушение теплообмена активной зоны реактора. Это привело к расплавлению части ТВЭЛов и выброса радиоактивных веществ. Весь экипаж страдал от острой лучевой болезни: 20 членов экипажа получили дозы от 600 до 1000 рентген , 9 человек погибло .

Лодка была сильно загрязнена радиацией — ее решили законсервировать и затопить. Реакторный отсек законсервировали с помощью 270 тонн битума. 10 сентября 1981 года судно отправили на дно Карского моря у полуострова Степной на глубину 75 м. В 2012-м было решено поднять и качественно утилизировать субмарину, которую называли «ядерной бомбой с часовым механизмом». Атомоход планируют поднять в 2022 году.

Бассейн Северного Ледовитого океана

Считаются смертельными для человека

Город в Японии, на который 9 августа 1945 года американцы сбросили ядерную бомбу

Статья в тему:  Когда можно выходить на моторной лодке

С момента ввода в эксплуатацию в 1960-м на атомной субмарине К-8 проекта 627А «Кит», из-за несовершенства конструкции реактора, произошло несколько серьезных аварий, которые приводили к облучению экипажа. 12 апреля 1970 года К-8 затонула в Бискайском заливе Атлантического океана, но причиной трагедии стал не реактор.

В 1970-м подводная лодка участвовал в крупнейших учениях советского ВМФ «Океан-70». 8 апреля во время всплытия с глубины 160 м из-за короткого замыкания произошел пожар в рубке гидроакустиков. Огонь быстро перешел на другие отсеки, в том числе — на реакторный. Персонал атомной установки, ценой собственной жизни, смог заглушить реакторы. Кораблю удалось всплыть — началась эвакуация. Из-за пожара и 8-бального шторма лодка потеряла остойчивость — капитан Всеволод Бессонов и еще 22 человека, по приказу советского командования, несколько дней пытались спасти судно. Они пошли на дно вместе с К-8. Из 104 членов экипажа погибли 52 .

Обломки лодки, включая два атомных реактора и четыре ядерные торпеды, лежат на глубине 4 680 м в 490 км от побережья Испании.

Способность плавучего средства противостоять внешним силам, нарушающим равновесие

Стратегическая советская атомная подводная лодка К-219 проекта 667А «Навага» затонула 6 октября 1986 года. Еще раньше на лодке произошла экстренная ситуация с пусковой шахтой одной из 16 ракет. Поэтому шахту вывели из эксплуатации и законсервировали. Осенью 1986 года корабль дежурил в Атлантике с набором в 15 баллистических ракет с ядерной боевой частью.

3 октября во время маневрирования произошла разгерметизация ракетной шахты № 6. Решили заполнить шахту водой и вытолкнуть из нее ракету, но она взорвалась раньше. Взрыв повредил корпус и плутониевые оболочки боеголовок — субмарину начала заливать вода. За несколько часов возникла угроза перегрева и взрыва правого реактора. 20-летний матрос Сергей Перминин смог вручную заглушить атомную установку, предотвратив радиационную катастрофу посреди Гольфстрима. Сам матрос не выжил.

Статья в тему:  Как сделать гидроподъем на лодочный мотор

Советские суда, пришедшие на помощь, эвакуировали большинство экипажа: на борту лодки погибли четыре человека, еще четверо скончались позднее — в целом в результате аварии погибли 8 членов экипажа .

Субмарину удалось удержать на поверхности, но она все же утонула во время буксировки на базу из-за обрыва троса и воды в машинном отделении. Левый исправный реактор заглушился системой аварийной защиты. Останки судна с двумя реакторами и ядерным боекомплектом лежат в Атлантическом океане на глубине 5 500 м.

Советский атомоход проекта 685 «Плавник» под названием «Комсомолец» затонул 7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара. Построенная с использованием титановых сплавов, лодка могла погружаться на рекордные глубины. «Комсомольцу» принадлежит рекорд по погружению среди боевых подводных лодок — 1 027 м.

Во время выполнения боевого задания на глубине 380 м на субмарине произошел пожар. Точные причины неизвестны. Попытки его потушить успеха не имели, но лодка смогла всплыть на поверхность. Пожар быстро распространился по отсекам, сработала аварийная защита реакторов. Командир корабля капитан 1-го ранга Евгений Ванин приказал экипажу эвакуироваться. Вскоре лодка потеряла устойчивость и начал быстро тонуть. Погибло 42 члена экипажа , в том числе сам капитан, 27 моряков выжили.

Сейчас субмарина находится в Норвежском море на глубине около 1 700 м. Опасность представляют атомные реакторы и ядерные боеголовки. Российские и норвежские исследователи постоянно мониторят радиационную ситуацию возле места гибели лодки. Как показывают последние исследования, опасность вполне реальна.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector