5 просмотров

Синтаксический разбор там где мы спускали лодку

Синтаксический разбор там где мы спускали лодку

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям Государственного стандарта и программы по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений выбора условий для написания:

– проверяемые безударные гласные;

– правописание непроверяемых безударных гласных;

– безударные личные окончания глаголов;

– написание приставок пре- и при-;

– -н- и –нн- в прилагательных;

– непроизносимые согласные в словах;

– написание о-ё после шипящих,

Для постановки знаков препинания:

– при вводных словах,

– при уточняющих членах предложения;

– при обособленных членах предложения;

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыкав учащихся:

– синтаксического разбора сложного предложения и словосочетаний;

– разбора слова по составу;

-умение составлять схему к указанному предложению.

На Чёрном озере

Однажды мы ночевали на Чёрном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина чёрной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.

Статья в тему:  Почему надувная лодка имеет малую осадку физика

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба всё время шла рядом с лодкой.

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Чёрная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

Я бросил в волчицу тяжёлым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место

(К.Паустовский. 235 слов)

Грамматические задания.

  1. Фонетический разбор слова:

Гигантская – 1-й вариант Тявканье – 2-й вариант

2.Раобрать слова по составу:

Прибрежные, готовились – 1-вариант Хватающий, отскочила – 2-й вариант

3. Из своего предложения выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи:

4. Синтаксический разбор предложения:

Статья в тему:  Когда можно плавать на лодке с мотором 2020 киров

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. – 1-й вариант

Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. – 2-й вариант

5. Выписать СПП и составить к нему схему. – 1-вариант

Выписать ССП и составит к нему схему. – 2-й вариант.

Синтаксический разбор СПП

Просмотр содержимого документа
«Синтаксический разбор СПП»

Конспект уроков русского языка в 9 классе

Тема уроков: «Синтаксический разбор СПП»

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме, формировать умение распознавать виды придаточных, определять их место с СПП, знать способы связи придаточного с главным, правильно ставить знаки препинания;

Проверка домашнего задания.

А) заполнить «слепые» схемы: 1ая схема

Б) Составление кластера «Виды придаточных предложений»

Обобщение и систематизация изученного

1) Цифровой диктант ( если верно- цифра 1, если нет – 0)

Предложения бывают простые, сложные и составные.

Независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется главным.

Простые предложения, входящие в состав сложного, всегда отделяются запятыми.

Придаточные определительные всегда стоят после главного предложения.

Косвенная речь – это чужая речь, оформленная как придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении.

Придаточные обстоятельственные относятся ко всему главному и присоединяются к нему при помощи сочинительных союзов.

Статья в тему:  Лодка курск кто выжил

2) Определить вид придаточного

Предложения с изъяснительным придаточным

Эта часть связана со словами в главном предложении, выражающими чувства (плакать, горевать, веселиться), речи (произносить, спрашивать, отвечать) и мысли (воображать, думать). Она раскрывает их смысл и отвечает на вопросы падежей: «чему?», «что?», «о чём?», «чем»:

Я спросил сестру, какой её любимый цвет.

Начальник попросил Марию, чтобы она больше не опаздывала.

Дима подумал, будто однокласснику стало плохо.

Сейчас мало кто знает, что значит выражение «бить баклуши».

Поясняет лексему, стоящую в главном предложении, со значением предметности. Вопросы: «чей?», «какой?», «каков?»:

Дом, который принадлежал бабушке, почти разрушился.

Я вспоминаю те моменты, которые происходили со мной раньше, с улыбкой.

Мне нравятся места, где тихо и спокойно.

Нарисуй такую картину, чтобы глаз не оторвать.

Примеры предложений с придаточным образа действия

Включает в себя указательное слово «так», которое находится в главном предложении. Сообщает, каким образом выполняется действие:

Нужно выкладываться на тренировках так, чтобы потом быть первым на соревнованиях.

Борис танцевал так, будто вокруг никого не было.

Я приготовила обед так, как просила мама.

Анна вела себя так, словно ей было что сказать.

Приводит причину, о которой упоминалось в главном предложении. Вопросы: «по какой причине?», «почему?», «отчего?»:

У сестры дома нет животных, потому что у неё аллергия.

Статья в тему:  Как сделать лодку в домашних условиях

Я не поеду в поход, поскольку не люблю долгие пешие прогулки.

Оля не подготовилась к экзамену, так как смотрела за младшим братом.

Он не ел мясо и яйца, ибо соблюдал пост.

Предложения с придаточным места

Относятся к наречиям («всюду», «там», «оттуда», «везде», «туда», «отовсюду»), а также к обстоятельству места. Вопросы: «откуда?», «где?», «куда?»:

Там, где живёт моя семья, красивая природа.

Оттуда, где виднелся лес, доносились странные звуки.

Куда курица, туда и цыплята.

Куда ты захочешь, туда мы и пойдём.

СПП с придаточным меры и степени

Характеризуют степень проявления действия, признака, качества. Относится к указательным лексемам «настолько», «так», «до того», «столько», «такой». Вопросы: «насколько?», «в какой степени?», «сколько?»:

Он разговаривал так громко, что слышали все соседи.

Роман выполнил задание быстрее, чем могла представить учительница.

Коля бегал так настолько быстро, что мама не могла его догнать.

Хулиган ударил так, что из носа пошла кровь.

Поясняют главную часть. Вопросы: «с каких пор?», «когда?», «как долго?»:

Когда закончились уроки, мы пошли в кино.

Пока я не уехал, я хочу тебя увидеть.

Как только село солнце, мы отправились домой.

После того как Валя прочла эту книгу, она долго не могла прийти в себя.

В главном предложении происходит действие независимо от того, о чём говорится в придаточной части. Вопросы: «вопреки чему?», «несмотря на что?»:

Статья в тему:  Что такое мидель лодки

Я уйду с нелюбимой работы, кто бы что ни говорил.

Хотя мы хорошо отдохнули, но устали ещё больше.

Было очень холодно, хотя светило солнце.

Преподаватель отлично выглядел, несмотря на то что часто болел.

Примеры предложений с придаточным сравнения

Сравниваются два события:

Ребёнок прижался к матери, словно маленький котёнок.

Мы с новым знакомым долго беседовали, как будто знали друг друга давно.

Её глаза были синими, точно как море.

Гром гремел так, будто хотел напугать всех вокруг.

В зависимой части есть условие, благодаря которому совершается событие в главной части:

Если бы я выучил правило, то получил бы пятёрку.

Ты должен много трудиться, коль хочешь стать настоящим человеком.

Раз уж Катя обещала помочь, отказываться уже нельзя.

Раз ты молчишь, я сам тебе расскажу правду.

СПП с придаточным следствия

Приводят результат того, о чём было сказано в главном предложении («что явилось следствием?»):

Оксана Игоревна заболела, вследствие чего не пришла на работу.

Пошёл дождь, в силу чего все дороги к селу размыло.

В детском саду шумно, так что не слышно голоса воспитателя.

Ветер срывает листья с деревьев, так что они поднимаются вверх и танцуют вальс.

Таким образом, в русском языке есть предложения с разными видами связи. Чтобы понять, какое значение выражает придаточное, необходимо проанализировать контекст.

Статья в тему:  Как гнуть доски для лодки

По его щекам поползли блестящие капельки, какие бывают во время дождя. ( определительное).

2.Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта песня. (изъяснительное)

За высокой плотиной было одно место, куда не проникал ветер . ( определительное).

Я не знал, куда деваться. ( изъяснительное).

Медведь стоял там, где стоял лось .( место).

Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. ( изъяснительное)

3) Ознакомление с планом синтаксического разбора СПП (памятки в учебнике)

Практическая работа. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Образцы разбора сложноподчинённого предложения

[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).

[ – = и = ], (как = – ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными членами; 2 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

(Кто там живёт), [не знал я раньше].

(Кто = ), [ = – ],

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть – придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).

[ – = ], (которую = – ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

Статья в тему:  Yamaha r6 сколько стоит

[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].

[ , (когда = ), = и = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.

Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).

[ – = и = ], (что = – ), ( = – ) и ( – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть – главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части – придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.

[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).

[ – = ], (как , (на котором – = ), – =, = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ – придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.

Статья в тему:  Как сделать лодку из бисера

[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).

[ – = , (пока – = ), и = ], (что – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
    Г Вставьте

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Глагол в личной форме
    • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ТЕКСТ
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ПОЛ
    • Все характеристики

      Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Наречие
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 2:
    • Часть речи: Предлог
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 3:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ВЫША
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Инфинитив
    • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Прилагательное
    • Начальная форма: синтаксический
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: РАЗБОР
    • Все характеристики

      Характеристика предложения

      По цели высказывания
      По интонации (по эмоциональной окраске)
      По количеству грамматических основ
      По количеству главных членов предложения
      По наличию второстепенных членов

      О инструменте

      После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

      Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

      Какой вариант разбора выбрать?

      Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

      Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

      Часть речи сверху слова

      Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

      План-конспект урока русского языка в 6 классе «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений»

      «Календарь счастливой жизни:
      инструменты и механизм работы
      для достижения своих целей»

      Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

      Выбранный для просмотра документ План-конспект урока русского языка 6 класс.doc

      План-конспект урока русского языка в 6 классе « Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений»

      закрепить умения различать простые и сложные предложения.

      сформировать навыки синтаксического разбора;

      различать виды сложного предложения, правильно расставлять знаки препинания;

      анализировать сложное предложение.

      Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

      Результаты: сформирование УУД

      Организационный этап урока

      Задание: Выберите пару слов, составляющих предложение.

      Тетради и учебники

      Существительное с предлогом

      Однородные члены с сочинительной связью

      Личностные УУД: способствовать формированию познавательного интереса к новому учебному материалу.

      Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока и его цели, работать по плану, сверяя свои действия с целью.

      Формулирование темы и цели урока.

      Что такое простое предложение?

      Чем простое предложение отличается от словосочетания и от сложного предложения? Как правильно выполнить синтаксический разбор сложного предложения?

      Предложение – слова и словосочетания, выражающие законченную мысль. Все слова в предложении связаны грамматически. Главные члены составляют его грамматическую основу. Для предложения характерна интонация конца предложения (завершённости).

      Простые предложения – предложения, которые имеют одну грамматическую основу. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), но может состоять и из одного главного члена (подлежащего или сказуемого.

      Сложные предложения – предложения, которые состоят из двух или нескольких простых предложений, т. е. содержат две и более грамматические основы.

      Повторение изученного учебного материала

      Итак, мы с вами вспомнили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными . Задание: распределите эти предложения на простые и сложные.

      1, 3, 6, 8 – простые предложения;

      2, 4, 5, 7 – сложные предложения.

      Какие вы знаете виды сложных предложений?

      Вспомним о постановке знаков препинания в сложном предложении.

      Задание: Укажите сложные предложения. Знаки препинания не расставлены.

      Вспомним синтаксический разбор сложного предложения.

      Задание: сделать синтаксический разбор предложения

      1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются.

      2. Мы танцевали, ребята пели.

      3. Я люблю читать и рисовать.

      4. Листья опадают с деревьев, и в воздухе потянулась паутина.

      5. Лес обнажился, часто идут нудные дожди.

      6. Мы пришли поздно и остались ночевать.

      7. Записка была на немецком, и сержант не понял её.

      8. Солнце спряталось за горы и снова выглянуло .

      Сложные предложения бывают союзные (части соединены с помощью союзов); и бессоюзные – части соединяются без союзов.

      1. Гора с горою не сойдётся а человек с человеком сойдётся.

      2. Один собирает другой зевает.

      3. Кто пахать не ленится у того и хлеб родится.

      4. Птица радуется весне а мать радуется деткам.

      5. Работа не волк в лес не убежит.

      6. Дружба крепка правдой и честью.

      Над космодромом раздался гул, и гигантская ракета задрожала и медленно оторвалась от земли.

      Познавательные УУД: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию,

      Регулятивные: коррекция знаний, контроль за усвоением материала.

      Коммуникативные: умение выражать свои мысли..

      Организация итоговой рефлексии

      Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? Что мы с вами повторили?

      Задание: определите, простым или сложным является каждое предложение. Ответ впишите. Знаки препинания не расставлены.

      голоса
      Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: