7 просмотров

С какой глубины стреляет подводная лодка

Устройство и принцип работы подводной лодки

Первым упоминанием о далеком «предке» современных субмарин считается германское сказание «Салман и Моролф», датированное 1190 годом. Его главный герой – Моролф сумел построить лодку из кожи и скрыться от преследования вражеских кораблей, погрузившись на дно, где он пробыл две недели. Как утверждает автор сказания, все это время Моролф дышал через длинную трубку.

Чертежи подводных аппаратов встречаются у гениального Леонардо да Винчи. Первым судном, способным передвигаться в подводном положении стала подводная лодка из дерева и кожи, построенная по проекту Корнелиуса Ван Дребеля в 1620 году, у которой в качестве передвижения использовался шест – с его помощью можно было отталкиваться от дна.

В XVIII – XIX веках предпринимались попытки создания подводных аппаратов в Англии, Франции, США и России. К началу ХХ века сложились основные концептуальные особенности подводных лодок, что положило начало разработке тактики применения субмарин в боевой обстановке на морских театрах военных действий.

Принцип работы подводной лодки

Для нормального функционирования подводной лодки она должна:

  • выдерживать давление воды в подводном положении;
  • обеспечивать управляемость при погружении, всплытии и смене глубины;
  • иметь оптимальную обтекаемую форму;
  • сохранять работоспособность в соответствии с ее ТТХ.

Принцип погружения и всплытия

Для погружения под воду специальные цистерны на борту субмарины заполняются балластом (забортной водой). Все в соответствии с законом Архимеда – для полного погружения необходимо уровнять вес лодки с весом вытесненной воды.

При всплытии осуществляется обратный процесс – продув балласта, вследствие чего вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. В подводном положении лодка может менять глубину погружения с помощью рулей.

Ёмкости, заполняемые забортной водой, носят название цистерны главного балласта (ЦГБ). Они разделены на три группы – носовую, среднюю и кормовую. ЦГБ заполняются в зависимости от выполняемого ПЛ маневра. К примеру, при срочном погружении балластом заполняется цистерна быстрого погружения.

Как плавает подводная лодка

Подводная лодка в надводном положении плывет с открытыми кингстонами (клапанами для приема или откачки забортной воды) и аварийными захлопками (клапанами, через которые при заполнении цистерн водой выходит воздух). Вентиляционные клапаны закрыты. Лодка держится на поверхности за счет воздушной подушки в ЦГБ. В подводном положении кингстоны и аварийные захлопки открыты, а клапаны вентиляции закрыты.

Прочность и водонепроницаемость

От этих важнейших характеристик зависит живучесть ПЛ. Их обеспечивает особая конструкция корпуса субмарины, который в свою очередь может состоять из двух корпусов – прочного и легкого или только из прочного. В первом случае речь идет о российских подводных лодках, во втором – об американских.

Прочный корпус принимает на себя давление воды, для чего ему придается специальная оптимальная форма. Внутри прочного корпуса находятся все основные системы и устройства подводной лодки. Для создания прочных корпусов используются в основном высокопрочные легированные стали и титановые сплавы. Толщина обшивки прочного корпуса при диаметре 8-12 м может составлять от 40 до 60 мм и более.

Легкий корпус обеспечивает оптимальное обтекание во время плавания. Для обеспечения радиолокационной невидимости его «одевают» в специальное противорадиолокационное, звукоизолирующее резиновое покрытие. Внутри легкого корпуса размещаются балластные и топливные (для ДЭПЛ) цистерны, рулевые тяги и гидроакустические антенны.

В подводном положении межкорпусное пространство заполняется водой. Так-как давление на легкий корпус снаружи и изнутри уравновешено, нет необходимости делать его прочным. Толщина обшивки легкого корпуса составляет, как правило, от 8 до 16 мм.

Разделение на отсеки обеспечивают подводной лодке дополнительную живучесть. Отсеки отделены друг от друга водонепроницаемыми дверями-переборками с быстродействующими запирающими устройствами.

Примерный перечень отсеков ДЭПЛ: носовой и кормовой торпедные отсеки; отсек главных гребных электродвигателей и электростанция; машинный отсек; жилые помещения команды; центральный пост.

Атомные подводные лодки

Первая в мире атомная подводная лодка – «Nautilus» была принята на вооружение в США в сентябре 1954 года. Спустя почти 5 лет, в январе 1959 года вступила в строй советская АПЛ К-3 проекта 627. По многим характеристикам, в частности, водоизмещению, скорости, числу гребных валов, автономности и численности экипажа они были схожи. И все же советская АПЛ имела на один реактор больше. Она превосходила американскую по мощности более чем в 2 раза и по скорости на 6 узлов.

Чтобы понять, как устроена атомная подводная лодка, следует уяснить главное ее отличие от обычной: это субмарина с ядерной силовой установкой, что дает ей ряд уникальных преимуществ:

  1. Ядерная энергия дает возможность АПЛ значительно увеличить время нахождения под водой – от 80 до 99 % всего ходового времени.
  2. Ядерное топливо – это гарантия неограниченной дальности плавания и независимости от береговых баз снабжения.
  3. Атомные энергетические установки обеспечивают субмарине скорость, соизмеримую со скоростью надводных кораблей.
  4. Помимо главной турбины, атомный реактор обеспечивает энергией многочисленные механизмы, системы и электронную аппаратуру.

Мощное вооружение современных российских АПЛ – баллистические и крылатые ракеты различных типов многократно повысило боевые возможности подводного флота, сделав его одной из важнейших составляющих ядерной триады.

Максимальная глубина погружения подводных лодок: особенности и требования (5 фото)

Конечно, военно-промышленный комплекс вообще особая область, цели которой зачастую сильно отличаются от стремлений обычного мирного человека. Однако в предлагаемой статье рассмотрим некоторые данные о том, какова глубина погружения подводных лодок, а также пределы, в которых варьируется эта величина.

Немного истории: батискаф

Речь в материале пойдет, конечно же, о боевых кораблях. Хотя исследования человеком морских просторов включают посещение им даже планетного максимума глубины — дна Марианской впадины, которое, как известно, находится более чем в 11 км от поверхности Мирового океана. Однако историческое погружение, состоявшееся еще в далеком 1960 году, было проведено в батискафе. Это аппарат, не обладающий плавучестью в полном смысле, так как он может лишь тонуть, а затем подниматься за счет ухищрений инженерного гения. В общем, при эксплуатации батискафа не идет речи о перемещении в горизонтальной плоскости на сколько-нибудь серьезные дистанции. Поэтому глубина погружения подводных лодок, которые, как известно, могут преодолевать огромные расстояния, значительно меньше рекордной для батискафа, по крайней мере, пока.

Важнейшая характеристика

Говоря о рекордах в области освоения океанских просторов, не следует забывать и об истинном предназначении подлодок. Военные цели и боевой заряд, обычно располагающийся на таких кораблях, подразумевает не только высочайшую мобильность, необходимую для них. Кроме этого, они должны умело скрываться в идеально подходящих для этого водных толщах, всплывать в нужный момент и максимально быстро опускаться на необходимую для выживания после военной операции глубину. По сути, последнее и определяет уровень боеспособности корабля. Таким образом, максимальная глубина погружения подводной лодки является одной из важнейших ее характеристик.

Факторы увеличения

В связи с этим есть несколько соображений. Увеличение глубины позволяет улучшать маневренность подлодки в вертикальной плоскости, поскольку длина боевого корабля обычно составляет не менее нескольких десятков метров. Таким образом, если он находится в 50 метрах под водой, а его габариты в два раза больше, перемещение вниз или вверх чревато полной потерей маскировки.
Кроме того, в водных толщах имеется такое понятие, как «тепловые слои», которые сильно искажают гидролокационный сигнал. Если уходить ниже их, то подлодка становится практически «невидимой» для следящего оборудования надводных кораблей. Не говоря уже о том, что на больших глубинах такой аппарат намного сложнее уничтожить любым имеющимся на планете оружием.

Чем больше глубина погружения подводных лодок, тем прочнее должен быть корпус, способный выдерживать невероятные давления. Это, опять же, на руку общей обороноспособности корабля. Наконец, если предел глубины позволяет ложиться на океанское дно, это также повышает невидимость подлодки для любого локационного оборудования, имеющегося в распоряжении современных систем отслеживания.

Основная терминология

Существует две основных характеристики, показывающих способность подлодки к погружению. Первая — это так называемая рабочая глубина. В зарубежных источниках она также фигурирует как оперативная. Данная характеристика показывает, какова глубина погружения подводных лодок, на которую можно опускаться неограниченное количество раз за весь период эксплуатации. Например, американский «Трешер» нормально совершил 40 погружений за год в пределах данной величины, пока при очередной попытке ее превысить трагически не погиб вместе со всем экипажем в Атлантике. Вторая важнейшая характеристика — расчетная или разрушающая (в зарубежных источниках) глубина. Соответствует такой ее величине, на которой гидростатическое давление превышает прочность корпуса, вычисленную во время проектирования аппарата.

Тестовая глубина

Есть еще одна характеристика, о которой следует упомянуть в контексте. Это глубина погружения подводной лодки, предельная согласно расчетам, нахождение ниже которой может вызывать разрушение самой обшивки, либо шпангоутов, либо другого внешнего оборудования. Она также называется «тестовой» в зарубежных источниках. Она не в коем случае не должна превышаться для конкретного аппарата.

Возвращаясь к «Трешеру»: при расчетном значении в 300 метров он пошел на тестовую глубину в 360 метров. К слову, в США на эту глубину подлодка отправляется сразу после спуска на воду с завода и, по сути, «обкатывается» на ней определенное время, прежде чем передается заказывающему ее ведомству. Завершим печальную историю «Трешера». Испытания на 360 метрах для него завершились трагически, и хотя это было вызвано не самой глубиной, а техническими неполадками с атомным двигателем субмарины, однако случайности, по всей видимости, не случайны.

Подлодка потеряла ход из-за остановки мотора, продувка балластных цистерн не дала результата, и аппарат пошел на дно. Согласно данным экспертов, разрушение корпуса субмарины произошло на глубине около 700 метров, так что, как видим, между тестовым значением и действительно разрушительным есть еще порядочная разница.

Средние цифрыС течением времени, естественно, значения глубин растут. Если субмарины Второй мировой были рассчитаны на значения в 100-150 метров, то последующие поколения повышали эти пределы. С изобретением возможности использования ядерного распада для создания двигателей глубина погружения атомных подводных лодок также увеличилась. В начале 60-х годов она уже составляла порядка 300-350 метров. Современные подлодки имеют пределы порядка 400-500 метров. Пока на этом фронте наблюдается явный застой, похоже, дело за будущими разработками, хотя следует упомянуть о неординарном проекте, созданном в Советском Союзе в 80-е годы.

Абсолютный рекорд

Речь идет о подводной лодке «Комсомолец», к сожалению, трагически затонувшей, однако ей принадлежит все еще непокоренная вершина в освоении морских глубин современными субмаринами. Этот уникальный проект пока не имеет аналогов во всем мире. Дело в том, что для изготовления ее корпуса был использован очень прочный, дорогой и чрезвычайно неудобный в обработке материал — титан. Максимальная глубина погружения подводной лодки в мире пока все еще принадлежит «Комсомольцу». Этот рекорд был установлен в 1985 году, когда советская субмарина достигла 1027 метров ниже поверхности моря.
К слову, рабочее значение для нее составляло 1000 м, а расчетное — 1250. В итоге «Комсомолец» затонул в 1989 году из-за сильного пожара, начавшегося на глубине около 300 метров. И хотя ему, в отличие от того же «Трешера», удалось всплыть, история все равно получилась очень трагической. Пожар настолько повредил подлодку, что она почти сразу пошла ко дну. Несколько человек погибли еще при пожаре, а около половины экипажа утонуло в ледяной воде, пока подоспевала помощь.

Заключение

Глубина погружения современных подводных лодок составляет 400-500 метров, максимальная обычно имеет несколько большие значения. Рекорд в 1027 метров, установленный «Комсомольцем», пока не под силу ни одной из имеющихся на вооружении всех стран субмарин. Слово за будущим

Глубинная бомба – гроза неуловимых подводных лодок

Появление первых глубинных бомб тесно связано с вводом в строй ведущими армиями мира подводных лодок. Субмарины могли скрытно перемещаться под водой и в первые годы использования причиняли серьезный вред силам своего противника.

Для противодействия тщательно замаскированным подводным силам, на флотах стали появляться глубинные бомбы. Сначала они были примитивны, свободно погружались на глубину и там взрывались в случае контакта с подводной лодкой. Но позже технологии постоянно совершенствовались, превратившись в действительно эффективное оружие, с которым подводный флот вынужден был считаться.

  1. История создания
  2. Принцип действия и виды глубинных бомб
  3. Эволюция глубинных бомб в СССР и России
  4. Эволюция глубинных бомб в СССР
  5. Видео

История создания

Подводные лодки наиболее широко стали применяться в боевых действиях Первой Мировой войны. Превосходство немецкого подводного флота было серьезным, поэтому у союзников были очевидные проблемы с тем, чтобы остановить безраздельное господство Германии под водой.

Для борьбы использовали разные средства. Первыми применяли «ныряющие» снаряды, которыми вели огонь из корабельных орудий в направлении вражеских субмарин. Они оснащались плоским обтекателем (что мешало рикошетить от поверхности воды) и взрывателем, который действовал с некоторым замедлением. Такие снаряды уходили на глубину 10-15 метров и там детонировали.

Военные получали распоряжения без промедлений стрелять в направлении обнаруженного перископа или видимой части подводной лодки. Но фактически ныряющие снаряды имели малый вес боевого заряда, который не мог причинить существенного вреда субмарине. Эффект достигался только при точном попадании и желательно неоднократном. Поэтому довольно быстро было найдено более эффективное и простое оружие. Им стали первые поколения глубинных бомб, которые впервые поступили на вооружение английского флота в 1914 году.

Сначала такой вид вооружения напоминал по форме обычную бочку с боезарядом внутри.

Они не отличались точностью, поэтому действительно поразить подводный объект можно было только массированной атакой.

По причине низкой эффективности, глубинные бомбы постоянно совершенствовались. Особенный качественный скачок потребовался после Второй Мировой войны, когда подводные лодки стали стратегическим флотом, получив на вооружение ядерные боеголовки. Это привело к тому, что было жизненно необходимо оружие, способное точно поразить субмарину даже под водой.

Самые современные образцы могут доставляться к месту дислокации вражеской подводной лодки на самолетах, вертолетах, быстроходных катерах или торпедах. Для некоторых из них не играет роли высокая точность, потому что они могут нести ядерный боезаряд, который способен наносить существенный урон даже на расстоянии нескольких тысяч метров под водой, не говоря о детонации в непосредственной близости.

Принцип действия и виды глубинных бомб

Глубинная бомба действует по принципу гидроудара. Взрыв под водой несет более серьезные последствия, чем аналогичный на открытом воздухе. Дело в том, что ударная волна в атмосфере быстро затухает, а такая же волна в воде распространяется на большие расстояния. Если заряд значителен, то прямое попадание даже не обязательно для гарантированного поражения подводной цели.

Устройство всех глубинных бомб предельно простое.

Они имеют боевую часть и взрыватель. Современные аналоги нередко обладают собственными средствами доставки (торпеда), а также системами наведения.

Но и первые модели, и последние отличаются способом срабатывания:

  • контактные взрыватели;
  • бесконтактные взрыватели;
  • с заданными параметрами срабатывания.

Контактный взрыватель реагирует на прямое поражение противника. Бесконтактный может срабатывать от вибрации винтов лодки.

Также применялись взрыватели, которые подрывали боезаряд на определенной глубине под действием давления или через заданное время.Современные виды могут иметь сразу несколько способов детонирования, что, конечно, повышает их эффективность и универсальность.

Эволюция глубинных бомб в СССР и России

Первые глубинные бомбы в СССР начали производить в 30-е годы XX века. Первопроходцем стала ББ-1 (Бомба Большая, первая модель), которая имела максимально простой принцип работы: ее сбрасывали с корабля, когда акустики устанавливали наличие поблизости подводной лодки.

Конструктивно ББ-1 представляла собой цилиндрический корпус (такую же форму имели все зарубежные аналоги того времени), взрыватель и боезаряд внутри.

Внутри ББ-1 была заполнена тротилом (135 кг), а общий вес равнялся 165 кг. В верхней части устанавливался часовой взрыватель, который срабатывал на глубине до 100 метров (и не отличался высокой надежностью).

Конечно, ББ-1 имела очень много минусов:

  1. После каждого взрыва (далеко не обязательно удачного) акустический контакт надолго терялся, и вражеская субмарина могла покинуть зону поражения.
  2. Уже во время Второй Мировой войны подводные лодки легко могли погружаться на 200 метров и даже больше, а предел для ББ-1 составлял всего 100 метров, после чего происходила детонация.
  3. На корпусе не использовались даже примитивные стабилизаторы, да и форма не позволяла рассчитывать на точность попадания, так как ББ-1, попадая в потоки кильватера корабля, крутилась и сбивалась с прямой траектории.
  4. Необтекаемая форма корпуса также не позволяла достигать быстрого погружения. ББ-1 опускалась на дно со скоростью 2-2,5 м/с. То есть, до цели на 100-метровой глубине оставался запас в 40 секунд для поражения, что естественно снижало шансы на попадание.

Из-за такой небольшой эффективности, ББ-1 использовались мало. В период Великой Отечественной войны предпочтение нередко даже отдавалось тем глубинным бомбам, которые поставлялись по условиям ленд-лиза и были лучше по характеристикам. Чтобы повысить эффективность ББ-1, в 40-х годах стали использовать не обычную рампу для свободного сброса бомб, а мортиру или бомбомет (БМБ-1), который специально разрабатывался под размеры ББ-1 и позволял увеличить площадь сбрасывания. Также стали использовать новый взрыватель, который воспламенял порох при достижении глубины в 210 метров.

Одновременно с ББ-1 на вооружении стояла схожая по конструкции БМ-1 (Бомба малая), которая только уступала по габаритам и поражающей способности (вес заряда составлял всего 25 кг). Применять ее в бою было практически бесполезно, так как она не могла нанести серьезного урона. Но она тоже нашла свое применение: ее использовали для разминирования после войны, так как она, взрываясь, подрывала мины противника.

Следующим шагом для Советского Союза стала разработка нового бомбомета и боеприпасов к нему. Ими стали бомбы РБМ, которые были основаны на БМ-1, но получили хвостовой стабилизатор, твердотопливный реактивный двигатель и обтекаемую форму носа. Взрывчатого вещества стало больше (32 кг), а ускорение погружения достигало 6-8 м/с, что повышало шансы на подрыв противника.

В 1949 разработали новый бомбомет, который во многом повторял достижения английских аналогов.

В этот раз эффективность работы зависела от количества сброшенных бомб. Пусковая установка представляла собой 24 стержня с заданным вектором сброса.

Снаряды Б-30 имели всего 13-килограммовый боезаряд, но были настроены таким образом, что помимо реагирования на касание до твердого предмета, детонировали от разрыва других глубинных бомб. Таким образом, накрывалась огромная площадь под водой, что снижало шансы противника уйти из зоны поражения. Позже система совершенствовалась в основном за счет улучшения характеристик применяемых бомб.

В 1957 году на корабли советского флота начали ставить систему «Смерч» с бомбами РГБ-25. Они имели реактивный двигатель, стабилизаторы и обтекатели для максимально быстрого достижения глубины. Первое поколение позволяло погружаться бомбе со скоростью в 11 м/с и удаляться от места пуста до 500-2500 метров, и там взрываться.

Следующее поколение, РГБ-60, уже получило меньше боезаряда, но могло достигать удаления до 5800 метров от корабля и до 450 метров глубины. Позже приняли на вооружение РГБ-10. Эти бомбы (уже можно сказать, торпеды), имели еще больший заряд, но гораздо меньшую дальность работы: всего 1000 метров.

Эволюция глубинных бомб в СССР

ББ-1БМ-1РГБ-12БМ-30РГБ-25РГБ-60РГБ-10
Длина71 см45 см124 см115 см134 см183 см170 см
Диаметр43 см25 см25 см18 см21 см21 см30 см
Боевая часть135 кг25 кг32 кг13 кг25 кг23 кг80 кг
Скорость погружения2-2,5 м/с2,5 м/с6-8 м/с5-6 м/с11 м/с11 м/с11-12 м/с
Дальность выстреливания5-20 м5-20 м1200-1400 м200 м2500 м5800 м1000 м
Максимальная глубина100 м100 м330 м200 м320 м450 м450 м
Взрывательчасовойгидростат.гидростат.от удараот удараот удараот удара

Отечественные образцы часто равнялись показателям, которые выдавались зарубежными аналогами. В целом, военная отрасль государств в этом компоненте демонстрировала удивительное единодушие, выпуская поколения сопоставимых по характеристикам проектов. Это касается и извечного соперника СССР – США, а также первопроходцев в создании глубинных бомб – британцев.

У глубинных бомб невысокие показатели дальности действия, мощности и точности. К сожалению, это данность, связанная с простотой использования. Это оружие стало пережитком прошлого, в котором раньше нуждались остро, но сегодня — меньше.

Сегодня прогресс подводного флота позволил достигнуть собственных защитных механизмов на каждом борту, крепость обшивки, скорость передвижения.

Для противодействия субмаринам, гораздо выгоднее стало заказывать ракетные комплексы, которые включают ядерные боеголовки и средства обнаружения. Сбрасывать же бомбы или запускать простейшие торпеды – стало бессмысленным занятием.

Вероятно, говорить о том, что время глубинных бомб прошло, пока опрометчиво. Все-таки, они будут оставаться дополнительным защитным инструментом для каждого корабля. Но для стратегической борьбы такое оружие не подходит, поэтому абсолютно обоснованно считается морально устаревшим.

Видео

Максимальная глубина погружения подводных лодок: особенности и требования

Подводное кораблестроение преследует несколько целей. Все они, так или иначе, связаны с уменьшением возможности обнаружения подлодки за счет увеличения расстояния между нею и водной поверхностью, а также некоторых других факторов. Конечно, военно-промышленный комплекс вообще особая область, цели которой зачастую сильно отличаются от стремлений обычного мирного человека. Однако в предлагаемой статье рассмотрим некоторые данные о том, какова глубина погружения подводных лодок, а также пределы, в которых варьируется эта величина.

Немного истории: батискаф

Речь в материале пойдет, конечно же, о боевых кораблях. Хотя исследования человеком морских просторов включают посещение им даже планетного максимума глубины — дна Марианской впадины, которое, как известно, находится более чем в 11 км от поверхности Мирового океана. Однако историческое погружение, состоявшееся еще в далеком 1960 году, было проведено в батискафе. Это аппарат, не обладающий плавучестью в полном смысле, так как он может лишь тонуть, а затем подниматься за счет ухищрений инженерного гения. В общем, при эксплуатации батискафа не идет речи о перемещении в горизонтальной плоскости на сколько-нибудь серьезные дистанции. Поэтому глубина погружения подводных лодок, которые, как известно, могут преодолевать огромные расстояния, значительно меньше рекордной для батискафа, по крайней мере, пока.

Важнейшая характеристика

Говоря о рекордах в области освоения океанских просторов, не следует забывать и об истинном предназначении подлодок. Военные цели и боевой заряд, обычно располагающийся на таких кораблях, подразумевает не только высочайшую мобильность, необходимую для них. Кроме этого, они должны умело скрываться в идеально подходящих для этого водных толщах, всплывать в нужный момент и максимально быстро опускаться на необходимую для выживания после военной операции глубину. По сути, последнее и определяет уровень боеспособности корабля. Таким образом, максимальная глубина погружения подводной лодки является одной из важнейших ее характеристик.

Факторы увеличения

В связи с этим есть несколько соображений. Увеличение глубины позволяет улучшать маневренность подлодки в вертикальной плоскости, поскольку длина боевого корабля обычно составляет не менее нескольких десятков метров. Таким образом, если он находится в 50 метрах под водой, а его габариты в два раза больше, перемещение вниз или вверх чревато полной потерей маскировки.

Кроме того, в водных толщах имеется такое понятие, как «тепловые слои», которые сильно искажают гидролокационный сигнал. Если уходить ниже их, то подлодка становится практически «невидимой» для следящего оборудования надводных кораблей. Не говоря уже о том, что на больших глубинах такой аппарат намного сложнее уничтожить любым имеющимся на планете оружием.

Чем больше глубина погружения подводных лодок, тем прочнее должен быть корпус, способный выдерживать невероятные давления. Это, опять же, на руку общей обороноспособности корабля. Наконец, если предел глубины позволяет ложиться на океанское дно, это также повышает невидимость подлодки для любого локационного оборудования, имеющегося в распоряжении современных систем отслеживания.

Основная терминология

Существует две основных характеристики, показывающих способность подлодки к погружению. Первая — это так называемая рабочая глубина. В зарубежных источниках она также фигурирует как оперативная. Данная характеристика показывает, какова глубина погружения подводных лодок, на которую можно опускаться неограниченное количество раз за весь период эксплуатации. Например, американский «Трешер» нормально совершил 40 погружений за год в пределах данной величины, пока при очередной попытке ее превысить трагически не погиб вместе со всем экипажем в Атлантике. Вторая важнейшая характеристика — расчетная или разрушающая (в зарубежных источниках) глубина. Соответствует такой ее величине, на которой гидростатическое давление превышает прочность корпуса, вычисленную во время проектирования аппарата.

Тестовая глубина

Есть еще одна характеристика, о которой следует упомянуть в контексте. Это глубина погружения подводной лодки, предельная согласно расчетам, нахождение ниже которой может вызывать разрушение самой обшивки, либо шпангоутов, либо другого внешнего оборудования. Она также называется «тестовой» в зарубежных источниках. Она не в коем случае не должна превышаться для конкретного аппарата.

Возвращаясь к «Трешеру»: при расчетном значении в 300 метров он пошел на тестовую глубину в 360 метров. К слову, в США на эту глубину подлодка отправляется сразу после спуска на воду с завода и, по сути, «обкатывается» на ней определенное время, прежде чем передается заказывающему ее ведомству. Завершим печальную историю «Трешера». Испытания на 360 метрах для него завершились трагически, и хотя это было вызвано не самой глубиной, а техническими неполадками с атомным двигателем субмарины, однако случайности, по всей видимости, не случайны.

Подлодка потеряла ход из-за остановки мотора, продувка балластных цистерн не дала результата, и аппарат пошел на дно. Согласно данным экспертов, разрушение корпуса субмарины произошло на глубине около 700 метров, так что, как видим, между тестовым значением и действительно разрушительным есть еще порядочная разница.

Средние цифры

С течением времени, естественно, значения глубин растут. Если субмарины Второй мировой были рассчитаны на значения в 100-150 метров, то последующие поколения повышали эти пределы. С изобретением возможности использования ядерного распада для создания двигателей глубина погружения атомных подводных лодок также увеличилась. В начале 60-х годов она уже составляла порядка 300-350 метров. Современные подлодки имеют пределы порядка 400-500 метров. Пока на этом фронте наблюдается явный застой, похоже, дело за будущими разработками, хотя следует упомянуть о неординарном проекте, созданном в Советском Союзе в 80-е годы.

Абсолютный рекорд

Речь идет о подводной лодке «Комсомолец», к сожалению, трагически затонувшей, однако ей принадлежит все еще непокоренная вершина в освоении морских глубин современными субмаринами. Этот уникальный проект пока не имеет аналогов во всем мире. Дело в том, что для изготовления ее корпуса был использован очень прочный, дорогой и чрезвычайно неудобный в обработке материал — титан. Максимальная глубина погружения подводной лодки в мире пока все еще принадлежит «Комсомольцу». Этот рекорд был установлен в 1985 году, когда советская субмарина достигла 1027 метров ниже поверхности моря.

К слову, рабочее значение для нее составляло 1000 м, а расчетное — 1250. В итоге «Комсомолец» затонул в 1989 году из-за сильного пожара, начавшегося на глубине около 300 метров. И хотя ему, в отличие от того же «Трешера», удалось всплыть, история все равно получилась очень трагической. Пожар настолько повредил подлодку, что она почти сразу пошла ко дну. Несколько человек погибли еще при пожаре, а около половины экипажа утонуло в ледяной воде, пока подоспевала помощь.

Заключение

Глубина погружения современных подводных лодок составляет 400-500 метров, максимальная обычно имеет несколько большие значения. Рекорд в 1027 метров, установленный «Комсомольцем», пока не под силу ни одной из имеющихся на вооружении всех стран субмарин. Слово за будущим.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: