3 просмотров

С каким ростом берут на подводную лодку

До дна

Через шкатулку

Нет, я не записался в космонавты. И не сошел с ума. Просто пытаюсь вести репортаж из удивительного места. Мы – в Новороссийске, на военно-морской базе Геопорт. Направляемся к субмарине, которую по причине акустической скрытности называют “черной дырой” океана. Вообще-то, океан от нас довольно далеко. Но и Черное море прокатит: согласитесь, так даже фантастичнее – “черная дыра” в Черном море.

Лодка Б-268 “Великий Новгород”- из племени “варшавянок” 1970-х. Но наш корабль – пик их эволюции, пятый по счету корабль проекта 636.3, носитель крылатых ракет.

Добро пожаловать на борт? А не тут-то было! Путь преграждает матрос с автоматом на груди. Кивает в сторону здоровенного ящика: “Граждане журналисты, сдаем фотоаппараты и телефоны”.

Флотские без юмора не могут. На ящике надпись: “Шкатулка для хранения радиотелефонов и приемников персонального радиовызова”. Шкатулка!?

Увы, на этой лодке снимать запрещено. Категорически. Слишком много секретов на борту.

Черная на Черном

Вхожу в рубку (знаю, что ветераны-подводники уже злобствуют: сам ты рубка, это ограждение выдвижных устройств), а дальше. Люди добрые, вы в танке были? Я вот был – там просторнее. Здесь же стальной лабиринт: надо повернуть направо, пройти по узкому коридорчику, подняться на несколько ступеней, опять повернуть. Вход (точнее – спуск) в лодку – по многометровой вертикальной трубе-шахте, в которую надо еще втиснуться. Приглашение на бой с клаустрофобией: или ты ее, или она тебя. Интересно, а если застряну посередине трубы – это как бы боевая ничья?

А вообще-то не смешно.

Статья в тему:  Какие надувные лодки подлежат регистрации 2019

На подлодках дают вино. Сейчас кто-то сумничает: только на атомных! Нет, не только. Вышел в море – получи чарку красного сухого. При посвящении в подводники дают хлебнуть морской воды.

Я бы предложил завести на флоте еще одну традицию: героям, впервые спускающимся в лодку, наливать стакан водки. Перед упомянутой трубой такие панические атаки, что даже трезвенник и язвенник махнет 200 грамм. До дна, во всех смыслах.

Ладно, делать нечего. Не поминайте лихом. Пошел.

Адмирал Анатолий Шевченко рассказывал, как пытался пригласить на свой подводный крейсер проекта 941 “Акула” Горбачева. Тот долго колебался, даже поднялся на палубу, но перед люком встал как вкопанный. Не смог.

А вот Медведев и Путин – они смогли.

Еще из героев нашего времени: президент Тайваня – 62-летняя женщина Цай Инвэнь регулярно инспектирует свои субмарины. И тут ведь какое дело: президент ты, король или хоть папа Римский – входная шахта от этого не станет шире. И в ней реально жутковато.

Тем не менее в подлодки также спускались Маргарет Тэтчер, израильский премьер Биньямин Нетаньяху, Ангела Меркель и Эмманюэль Макрон.

Хотя вы видели того Макрона? А у автора этих строк, между прочим, пивной живот. Пока вспоминал великих – уже в лодке.

Итак, первый бой клаустрофобия проиграла. Я – во втором отсеке, здесь центральный пост. Мне разрешают воспользоваться перископом: окинуть взором гавань. Наука и техника развиваются, но от хрестоматийного перископа подводники не отказываются. Классная штука. И ощущения яркие: великолепная оптика. Да и психологически поддерживает, кругом же гнетущая теснота.

Статья в тему:  Как приклеить дно резиновой лодки

Коллега – фотокорреспондент Сергей Михеев, похоже, испытал совсем иные чувства. Он худой, т.е. по моим меркам идеальный подводник. А еще по складу ума – технарь. Сразу стал выяснять спецификации свинцово-кислотных аккумуляторов: постоянный или переменный ток. Субмарина ходит на 5500-сильном электродвигателе, батареи подзаряжают два дизель-генератора по 1000 кВт.

В подводном положении может разогнаться до 36 км/ч. Не стоит сравнивать со скоростями, в окружении которых мы живем. Море – иная среда, там все медленнее. К тому же если дать полный ход, то очень скоро посадишь аккумуляторы. Придется подвсплывать, запускать дизель-генераторы, несколько часов заряжаться. Представьте: а прилетит вражеский противолодочный самолет? Во время войн субмарины чаще всего так и погибали.

Другое дело – атомные лодки, их реакторам кислород не нужен. Могут неделями идти на глубине. Но ядерный реактор субмарины- это что-то вроде кипятильника (на западных флотах его так и называют: большой чайник). Греет воду до состояния пара, который вращает турбину, а она – гребной вал. Да, мощь и воздухонезависимость. Но ведь и грохочет изрядно.

А нашу лодку, когда она крадется на электродвигателе под водой со скоростью пешехода, почти не слышно. При разумном энергопотреблении может так идти несколько суток.

Таким образом лодка-невидимка подкрадывается к чужой атомной лодке и. Командир атомохода потом долго еще вытирает холодный пот и унимает дрожь в руках.

Статья в тему:  Как поднять лодку на крутой берег

Это – не теория, а реальный случай в Средиземном море. К сожалению, больше чем написал – писать запретили. Еще не время.

Эпоха дизель-электрических подлодок еще не прошла. В некоторых акваториях и в определенных ситуациях у них есть шанс на победу в дуэлях с ядерными крейсерами. Огромными и дорогими.

. Осматриваюсь в отсеках. Если считать аккумуляторные ямы, то лодка трехэтажная (чую, опять матерятся профи: сам ты трехэтажный, а здесь палубы!). Образно говоря, подлодка – веретенообразный цилиндр, разбитый на шесть отсеков. До отказа набитый механизмами. Всюду вентили, клапаны, ручки, а по одному из бортов – узкий проход.

Направляюсь в торпедный отсек. Лодка в длину 74 метра. Переход между отсеками – через люки в переборках. Проходить их без должного навыка сложновато. Подводники это делают легко, я – согнувшись в три погибели. “Наступил на край переборки – считай, ударился головой о что-то железное”, – предупреждает сопровождающий офицер.

Не надо верить всему, что тебе говорят на подводной лодке. В этом не раз убедился. Я вот на переборку не наступал, а головой в железо звезданулся так, что чуть искры из глаз не посыпались. Впрочем, искрить здесь запрещено: замкнутое пространство, открытый огонь недопустим. Даже зажигалки и спички отбирают.

Подходящий “Калибр”

Хотя этой лодке нет и трех лет, она успела побывать и на балу (была звездой парада в Питере), и повоевать. В Сирии боевики окружили взвод российской военной полиции. Бандитов сотни, наших 29. На подмогу окруженцам вылетел российский и сирийский спецназ. Но первыми прилетели крылатые ракеты. С расстояния 300 км “Великий Новгород” залпом “Калибров” сжег бронетехнику боевиков и разрушил их полевой штаб. От дальнейших атак исламисты отказались.

Статья в тему:  Что такое надувная лодка

Давно хотел увидеть тот знаменитый “Калибр-ПЛ”. В торпедном отсеке пристроился к какой-то трубе, начал разговор издалека: слышал, что есть автомат заряжания, с ним стало проще. Да, а где же ваш легендарный “Калибр”?

– Что значит – где? Да, собственно, ты на него опираешься.

Ух ты! Вот так ненароком и прикоснулся к легенде. Буквально.

А шесть 533-мм торпедных аппаратов – не только огневая мощь лодки. Еще и “запасной выход”.

Если с подлодкой случилась беда, и она лежит на дне, то выживших подводников должны снять специальные спасательные аппараты. На корпусе для них предусмотрены комингс-площадки. Но спасатели даже в мирное время не всегда поспевают, что уж говорить о войне. Поэтому из аварийной лодки выходят так: подводники в гидрокостюмах забираются в трубу торпедного аппарата, его заполняют водой, открывают переднюю крышку. На поверхность выходят по тросу. С больших глубин – с остановками, чтобы “продышаться”, вывести из организма азот. Иначе пузырьки азота закупорят артерии. Тогда в лучшем случае – кессонная болезнь, в худшем – смерть.

Но вот представьте, каково это: несколько человек буквально набиваются в стальную капсулу диаметром в полметра!

Такие тренировки, которые на флотском жаргоне называют “мокрым торпедником” – на лодках проводят каждый год.

“Я тебе больше скажу, – иронизирует знакомый адмирал. – В торпедных аппаратах не только тесно, там еще темно и холодно. И мамки нет. Но ведь в подводники людей с улицы не набирают. Это настоящая мужская работа”.

Статья в тему:  Шантарам любовь как лодка

Тут не возразишь.

. Покидал субмарину менее экстремальным образом. Как вошел, так и вышел. Выход уже не казался таким узким. И какое же это удовольствие – вздохнуть морской воздух полной грудью на поверхности.

Сельдь на “Палтусе”

Подводные лодки этого проекта обозначались “Палтус”, но так как их строили для флотов стран Варшавского договора, то ко всем субмаринам намертво приклеилось название “варшавянки”. В Польше последняя “варшавянка” сгорела и была затоплена два года назад. Ее подняли и отремонтировали, но боеспособность ее под вопросом. Для замены лодок советской постройки поляки купили сильно подержанные немецкие субмарины в Норвегии.

По кодификации НАТО их обозначение – Kilo и Improved Kilo.

В экспортном исполнении такая субмарина стоит $300 млн.

Ракеты “Калибр” стоят только на современных подлодках проекта.

Силовыми видами спорта заниматься на лодке нельзя (не тот воздух), да и негде. Играют в настольные игры: шахматы, шашки, домино.

Вне базы на подлодках нижнее и постельное белье не стирают: оно фактически одноразовое.

У подводников рацион – на зависть многим: в него входит мед, шоколад, лимоны, соки и свежие фрукты, зеленый горошек, сметана, творог, печенье, сгущенное молоко, балык, сельдь, печеночный паштет, диетическое мясо птицы.

Красное сухое вино (100 грамм в сутки) подводникам выдают для стимуляции работы системы кровообращения при перепадах давления.

В паек экипажей атомных подлодок входит красная икра. На дизель-электрических икрой не кормят.

Статья в тему:  Как научиться грести на лодке

Ожидается, что следующее поколение дизель-электрических лодок оснастят анаэробными силовыми установками, которые смогут получать необходимый для работы кислород на глубине. Есть интересные наработки у нас, в Германии, Швеции, Японии и др. Но каждый раз, когда кто-то в мире анонсирует производство анаэробных двигателей, что-то идет не так. И пока нет ничего надежнее традиционных ядерных и дизель-электрических установок.

11 фактов, которые мало кто знает о жизни на подводных лодках

Книги и фильмы нередко романтизируют жизнь на подводных лодках. Служба на подлодке демонстрируется как увлекательное путешествие или как захватывающие дух спецоперации прямо под носом у врагов. Но большинство людей понятия не имеют, с чем сталкиваются подводники, и, думаем, будет интересно узнать факты о жизни на подводных лодках.

1. Служба на подводной лодке — одна из самых сложных работ в мире

Если ты думаешь, что твой офис с опенспейсами — настоящий ад, то это даже близко не соответствует истине. Будучи на подлодке, тебе приходится неделями, а иногда и месяцами сидеть в закрытом пространстве в небольших помещениях, как правило, не более двух квадратных метров, без возможности выйти на поверхность. Прибавь сюда знание, что тебя со всех сторон окружает вода, и что над тобой десятки, а то и сотни метров не особо дружелюбного океана, и поймёшь, что это ничем не лучше добычи угля в шахте.

Статья в тему:  Как се кара лодка

2. Освещение моделирует цикл дня и ночи

Так как подводники, по сути, находятся в огромной стальной бочке без окон, и неделями не видят белого света, у них, в замкнутых пространствах, начинается депрессия. Чтобы предотвратить это, на лодках монтируют цикличное освещение, которое моделирует смену дня и ночи. Причём для улучшения психического состояния моряков, применяют разноцветное освещение.

3. В подводной лодке очень шумно

В большинстве фильмов подводники буквально крадутся по отсекам, не издавая ни звука. Это действительно так, но только в случае учений или реальных боевых столкновений, когда любой шум может засечь эхолот противолодочных кораблей. В обычном режиме на лодке царит шум, который усиливается узкими вытянутыми помещениями. Да и можно понять подводников, не особо соблюдающих тишину, ведь в постоянном молчании они начали бы сходить с ума уже в первые недели дежурства.

4. Единственной обоснованной причиной выхода экипажа на поверхность является опасность для жизни одного из подводников

Если думал, что жизнь подводников — это регулярное всплытие для пополнения провизии или для того, чтобы моряки могли развеяться, то ты ошибался. Единственная веская причина для всплытия на атомной подводной лодке — угроза жизни одному из членов экипажа. И угроза эта должна быть действительно серьёзной, так как на борту есть корабельный врач, который может справиться со многими проблемами, в том числе провести небольшую операцию.

Статья в тему:  К чему снится подводная лодка в воде

Более того, на подводных лодках есть холодильные камеры, в которые, если произойдёт несчастный случай во время дежурства, отправят тело погибшего подводника до прибытия в порт.

5. Большая часть подводников не знает, где они, и не могут ни с кем связаться

Перед началом дежурства весь экипаж проходит инструктаж, где им описывается, по крайней мере, примерный маршрут. После отплытия из порта большинство рядовых подводников не в курсе, где они плывут, даже в какой части света они находятся. На борту нет ни телефонов, ни интернета, ни каких-либо других средств связи с землёй, так что, по сути, моряки пропадают с радаров на недели или даже месяцы.

6. Между членами экипажа постоянно случаются конфликты

Представь, что ты заперт в небольшом пространстве с десятками мужиков, которым некуда сублимировать свою энергию. Даже с учётом регулярных занятий, случаются конфликты, которые происходят из-за усталости, депрессии и давления, вызванного важностью выполняемой миссии. Просто вспомни, каким испытанием для многих людей стал карантин из-за коронавируса, когда выходить из дома можно было только за продуктами, и поймёшь, насколько сложно приходится подводникам.

7. Есть ограничения в потреблении воды

Какие ограничения, ведь подлодка плавает, как ни странно, под водой, и проблем с обеспечением этой жидкостью не должно быть? Не забывай, что подлодка бороздит солёные водоёмы, и морская вода не подходит для употребления внутрь. Поэтому у моряков есть ограничения в потреблении жидкости, как правило, не более суточной нормы для человека. Во время боевых дежурств это количество может сокращаться до 1 литра в день. Что касается бытовых нужд, то на них идёт забортная вода, проходящая определённую очистку. Она менее солёная, чем за бортом, но всё же не пресная.

Статья в тему:  Гидрокрыло для лодочного мотора для чего

8. Рацион однообразный и состоит из долго хранящихся продуктов

Раньше с этим у подводников было ещё хуже, но, с появлением холодильников и атомных реакторов, питающих эти прожорливые устройства электричеством, стало чуть лучше. На борт даже загружают фрукты и овощи, но большую часть рациона составляют консервированные продукты. Так как в режиме дежурства подъём на поверхность запрещён, судовому повару приходится готовить ограниченное количество блюд, которые не отличаются разнообразием.

9. В подводных лодках есть места для развлечения

Не думай, что подлодка — это огромная казарма, где с пробуждения и до сна моряки постоянно заняты работой. Нет, у них есть развлечения, причём разнообразные. Так, например, на некоторых лодках оборудуются даже спортивные залы, где можно выпустить пар, побив грушу или покачав железо. Также у них есть кают-компании, где моряки играют в настольные игры и просто общаются.

10. На подлодках дают вино

Выше мы сказали, что рацион подводников однообразен, но он всё равно лучше, чем у моряков на кораблях. Кроме того, каждый день вместе с едой моряки получают небольшое количество красного сухого вина, которое, как считается, улучшает пищеварение, а также увеличивает производство красных кровяных телец, что позволяет немного уменьшить влияние недостаточного уровня кислорода на борту.

11. Морякам приходится жить бок о бок с ядерным оружием

Мало кто понимает, что опасность на атомных стратегических подводных лодках представляют не столько реакторы, сколько запас ядерных ракет на борту. Так, например, на новых подлодках проекта 955 «Борей» на борту располагается 16 ракет с ядерным зарядом, которые теоретически способны стереть с лица земли несколько крупных городов. Каждый подводник осознаёт этот факт и то, что его корабль может стать тем оружием, чей выстрел ознаменует начало Третьей мировой войны.

Статья в тему:  Как научиться грести на лодке

Откровения офицера: каково это – служить на подводной лодке

Давайте, чтобы вам было интересно я начну с плюсов. Первый плюс и он очень жирный – зарплата. Думаю, что подводники в ВС РФ получаю сейчас больше всех, исключением будут летчики (те что летают) и различные спец подразделения (ССО и т.п.), ФСБ, ФСО и другие службы в счет не беру. Итак, зарплата офицера-подводника примерно 130-250 тысяч рублей в зависимости от должности, выслуги и т.п. при наличии полного выбранного северного коэффициента (прослужить 5 лет на севере).

Второй плюс – год за два. В моем случае (я выпустился в 2011 году) минимальную пенсию я выберу в начале 2019. 7.5 лет на АПЛ – и ты пенсионер. За это время вы выбираете 15 лет и + 5 лет институт. Минимальная пенсия в моем случае – 15 тыс рублей (12 тарифный разряд). Если вы будете служить дальше то в звании капитан-лейтенанта и наличии 15 лет (календарных) на севере будете получать ± 30 т.р.

Третий плюс – отпуска, у тех кто служит на севере есть различные надбавки к отпуску, например у меня 35 основной + 15 северных +15 (365 приказ) + 5 дорога + 20 ОУС = около 80 суток. Другой вопрос, как вам его будут давать, полный отпуск выгулять получается редко и бывает часть этих суток тебе “прощают”.

Статья в тему:  Гидрокрыло для лодочного мотора для чего

Четвертый плюс – паёк. Каждый месяц (в случае, если ты не стоишь на довольствии, а питаешься дома) нам положен паёк. Дают хороший набор продуктов – масло, яйца, мясо в брикетах, курицу, колбасу, муку, овощи и т.д. Если жена умеет готовить (потому, что у вас времени на это будет немного, но об этом ниже), можно на этот паёк нормально жить, докупая лишь какие-нибудь ништяки.

Пятый плюс – жильё. Мы, подводники, обычно живем в ж..е мира, в отдаленных уголках нашей необъятной, по приезду на первое место службы (п.Видяево) мне дали 11 ключей с бирками, на которых написаны адреса, и я пошел выбирать себе служебное жильё. Получить квартиру так же можно и в Гаджиево, Полярном, Заозерске и т.д. Про ТОФ сказать не могу, там не бывал.

Шестой плюс – коллектив. На ПЛ (подводной лодке – ред) своя атмосфера, тут нет лишних людей (почти), каждый человек – специалист. Срочников на лодках давно нет (после трагедии на “Курске”). Конечно, сплоченность зависит от командования, но, побыв на 4-х экипажах, могу сказать точно, – у нас отношения лучше, чем на надводном флоте (был на “Петре”, был на “Устинове”). Пример: если на лодке уборка, то убираются все, контрактники-матросы плечом к плечу моют палубу со старыми мичманами и офицерами.

Статья в тему:  Какие надувные лодки подлежат регистрации 2019

Теперь нужно рассеять розовые облака и перейти к минусам, вернее – к тяготам службы на ПЛ. Первый минус – дома вы будете только спать. Ваша работа станет для вас вашим домом, хоть со сходом на ПЛ полегче, чем на НК (кораблях), уходить вы будете поздно. Выходных-проходных, отгулов не ждите. Постоянные тренировки и учения, а общая глупость исправляется количеством повторений.

Если вам повезло и вы попали на ходовой экипаж, в море вы будете много, а там тяжело. Представьте себе, что вас закрыли в карцере, без окон, с искусственным освещением, низкими потолками и воздухом, перерабатываемым из вашего углекислого газа и пердежа, с людьми, которых вы видите каждый день. Ваша существование, служба в море превращается в день сурка. Вахта-завтрак-вахта-обед-учения-ужин-сон-вахта и так каждый день. Это не НК, где можно выйти на бак, покурить и, вдохнув свежего воздуха, успокоиться.

Быть подводником – это рисковать жизнью каждый день. Сколько было аварийных ситуаций в море и не пересчитать, казалось бы, ну коротнуло проводку, ну что тут такого? В замкнутом пространстве нет права на ошибку. Именно поэтому мы постоянно тренируемся, доводим действия до автомата. Раз в три месяца (если на берегу) едем на УТК (учебно-тренировочный комплекс) где горим, тонем и боремся за живучесть.

Да-да, все именно так, как на картинках выше. А раз в год у нас “мокрый торпедник”. С моим ростом очень ссыкотное мероприятие.

Статья в тему:  Как поднять лодку на крутой берег

Залезаешь в торпедный аппарат и ползешь, потом подают воду и ты, добравшись до люка и подав сигнал, всплываешь в бассейне.

В море, у вас нет связи с родными и близкими, лодка ушла и вы не знаете, что там наверху. Забавляют посты из разряда, а ты бы смог отказаться от телевизора, интернета и смартфона на энное количество времени за энную сумму. Я точно знаю, на какое количество и за какую сумму смог бы, приходится. За выходы в море вам не платят дополнительные деньги – это по моему мнению – третий минус. Люди рискуют, лишают себя всего и вся, а им за это 500 рублей в сутки накидывают, по мне так это смешно. Поэтому почти каждый послуживший и походивший в моря подводник, хотел бы служить на “отстое” – лодке, которая по каким-то причинам не ходит в море.

Четвертый минус – это условия быта. Мыться вы будете раз в неделю (прошаренные почаще), потолки низкие, везде ограниченное пространство, постоянно гудит над ухом ГГСка (громкоговорящая связь), механизмы, щиты и т.п.

Ну и для ровного счета – климат на севере довольно суровый. Летом-ранней осенью красиво, мох цветет, карликовые березки покрываются карликовыми листочками, а солнце светит (но не греет) почти 24 часа.

Коротко о том, почему мужчины уходят из семьи в море на целый год: сколько зарабатывают подводники в России и какая у них пенсия

Годы своей жизни эти мужчины проводят в море, надолго покидая жен и детей. Но ради чего? Давайте рассмотрим, сколько зарабатывают подводники в России, какие пенсии им гарантированы и в каком возрасте они могут рассчитывать на пенсионное обеспечение.

Статья в тему:  Что такое надувная лодка

Солдаты на подводных лодках

Сейчас на службу на подводной лодке набираются солдаты срочной службы, но исключительно с согласия моряка. Служба длится 12 месяцев, но если речь идет о дальнем плавании, которое длится больше года, тогда срок продлевается до его завершения.

На самом деле многие парни изъявляют большое желание попасть служить именно на подводную лодку, так как это дает возможность не только отслужить в армии, но и денег домой привезти – платят им как матросам. Правда, попасть туда удается не всем, квота ограничена.

Что касается работников судна, получающих образование в военном морском училище, то они зарабатывают около 30-40 тысяч, а после получения диплома доход заметно увеличивается.

Зарплаты контрактников

Основная часть экипажей российских подводных лодок служат по контракту. Зарплаты у них очень высокие.

Матросы и старшие матросы могут зарабатывать и 100, и 120 тысяч рублей в месяц. Со старшим офицерским составом все иначе – их зарплаты могут начинаться от 200 тысяч. Более точные средние цифры назвал вице-адмирал Олег Бурцев, служащий в Северном флоте. Так, средняя зарплата старшин, мичманов и матросов колеблется в районе 70 тысяч рублей в месяц, а оклад командира – 250 тысяч.

За эти деньги подводники уходят в море на 30-90 дней, в течение которых не имеют возможности видеть ни жен, ни детей. При этом их организм забывает, что такое солнечный свет, да и со свежим воздухом, как несложно догадаться, тоже возникают проблемы. Физической нагрузки как таковой тоже нет.

Статья в тему:  К чему снится подводная лодка в воде

Зато подводников кормят очень хорошо, но даже самое лучшее питание не способно в достаточной мере компенсировать все минусы службы на подлодке.

О пенсионном обеспечении

Несение службы на подводной лодке хорошо тем, что на ней год идет за два – разумеется, речь идет о трудовом стаже. Как показывает практика, многие российские подводники имеют право уйти на пенсию уже в 30 лет.

Пенсионные выплаты приличные – каждый месяц пенсионер-подводник получает на руки 50-80 тысяч рублей.

А как же жены?

Каждый понимает, что жены подводников – настоящие героини. Это признает и флот. В 2021 году была учреждена медаль “Заслуженная жена подводника”. Как она выглядит, можно увидеть на фото ниже.

Ее вручают всем женам, которые состоят в браке с подводником 10 лет и более. Вручить ее могут и вдове военнослужащего.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: