10 просмотров

Про какую лодку снят фильм 72 метра

72 метра

72 метра — российский художественный фильм Владимира Хотиненко по сценарию Валерия Залотухи. Основан на одноимённом рассказе и ряде других рассказов Александра Покровского, содержащихся в сборниках под названием “72 метра” и “Расстрелять”.

Содержание

Сюжет

Офицеры ВМФ, капитан-лейтенанты Пётр Орлов (Марат Башаров) и Иван Муравьёв (Дмитрий Ульянов), служат на подлодке «Славянка» уже давно. Когда-то они были лучшими друзьями. В 1986 году вместе прибыли в Севастополь для прохождения службы. Там же встретили красивую девушку, и оба влюбились в неё с первого взгляда. Нелли (Чулпан Хаматова) выбрала Ивана. Тогда дружба офицеров дала трещину.

В начале 1990-х годов, после распада СССР и раздела советского флота, экипаж «Славянки», отказавшись принять украинскую присягу, был переведён на Северный Флот. С тех пор и жизнь, и служба идут своим чередом. И очередной выход в море — боевые плановые учения. Командир корабля, капитан первого ранга Геннадий Янычар (Андрей Краско), оглашает поставленную задачу. Уничтожив торпедной атакой условного противника и уйдя от преследования, подводная лодка затем должна на время исчезнуть из поля зрения и остаться незамеченной в течение 24 часов. На борту также присутствует гражданский врач Черненко (Сергей Маковецкий).

Никто в Учебном центре не знает, в какую сторону будет двигаться подлодка. И никто не предполагает, что случится беда: волны от взрывов растревожат «спящую» со времён Великой Отечественной войны морскую мину, которая медленно тронется навстречу субмарине, в результате взрыва которой лодка ложится на грунт и незатопленным остаётся лишь один отсек. При взрыве гибнут несколько членов экипажа, в том числе командир корабля. Черненко, Орлов и матрос Молодой оказываются в полузатопленном отсеке, но им удаётся пробиться в непострадавший отсек Ивана Муравьёва, где находятся и другие члены экипажа. Подводники ищут способ спастись, и решают выбраться в водолазных скафандрах через торпедные аппараты, но выясняется, по халатности старшего мичмана Крауза (Сергей Гармаш), исправен лишь один скафандр. Крауз пытается застрелиться, но сослуживцы его обезоруживают. В итоге, команда принимает решение отправить наверх Черненко, и тот успешно выбирается на берег. В свою очередь, членам экипажа «Славянки» не остается ничего кроме как ждать спасателей, но прибудут они вовремя или нет, остаётся неизвестным.

Статья в тему:  Как сделать электрический лодочный мотор своими руками

В ролях

АктёрРоль
Сергей МаковецкийЧерненко Черненко
Андрей КраскоГеннадий Янычар капитан 1-го ранга Геннадий Янычар
Марат БашаровПётр Орлов капитан-лейтенант Пётр Орлов
Дмитрий УльяновИван Муравьёв капитан-лейтенант Иван Муравьёв
Чулпан ХаматоваНелли Нелли
Сергей ГармашНиколай Карлович Крауз старший мичман Николай Карлович Крауз
Владислав ГалкинМихайлов старший мичман Михайлов
Игорь ЛивановНиколай Степанович Коноваленко старпом, капитан 3-го ранга Николай Степанович Коноваленко
Геннадий Назаровминёр
Артём МихалковНечаев мичман Нечаев
Станислав НикольскийМолодой матрос Молодой
Сергей ЯрмолюкЛегкоступов мичман Легкоступов
Александр ПашковТураев старший матрос Тураев
Алексей Зеленскийкомандир отделения гидроакустиков
Амаду МамадаковМухамбетов матрос Мухамбетов
Александр Ефимовофицер ВМФ РФ
Сергей Власовофицер ВМФ РФ
Никита ЕмшановДерюгин матрос Дерюгин

Роль ПЛ «Славянка» сыграла Б-871 «Алроса» Черноморского флота России. Кадры, снятые на Чёрном море, настолько искусно смонтированы со съёмками в базе Северного флота, что подвох заметить невозможно.

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Валерий Залотуха
  • Режиссёр: Владимир Хотиненко
  • Оператор: Илья Дёмин
  • Звукооператор: Сергей Сошнин
  • Художник-постановщик: Константин Мельников
  • Монтаж: Олег Раевский, Светлана Тарик
  • Композитор: Эннио Морриконе
  • Исполнительные продюсеры: Сергей Гуревич, Алексей Карпушин, Александр Уткин
  • Продюсеры: Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Леонид Верещагин

Призы

  • Премия Золотой орёл2004 года
    • Лучший игровой фильм
    • Лучшая музыка к фильму

Критика

  • Виктор Баранов, глава киевской организации Союза писателей Украины, негативно отозвался на появление фильма, найдя в нём признаки украинофобии. [1]
  • Национальная экспертная комиссия Украины по вопросам защиты общественной морали признала, что художественный фильм «72 метра» имеет «признаки пропаганды национальной розни, унижения и оскорбления украинской и русской наций». [2]
Статья в тему:  Где лодка аке

Интересные факты

  • Во время объявленных командиром боевой тревоги и торпедной атаки все переборочные люки на лодке остались открытыми, что противоречит служебным инструкциям.
  • Мина второй мировой войны не в состоянии потопить современную подводную лодку при контактном взрыве.
  • Нарисованные на переборочных люках цифры внутреннего объёма отсеков не соответствуют действительности — даже на атомных подводных крейсерах отсеки имеют значительно меньший объём.
  • Как и во многих других фильмах с участием Андрея Краско, актёр сам доработал некоторые реплики и характер своего персонажа. Одним из таких эпизодов стало поведение Янычара на причале, когда после грозного отчитывания мичмана Легкоступова, командир корабля чуть ли не на полусогнутых бежит к своей жене.
  • Во время съёмок фильма актёры отдыхали в одном из летних кафе на берегу Чёрного моря, при этом находясь в полной парадной форме. К столу подошёл офицер ВМФ и, обратившись к Андрею Краско, сказал: «Товарищ капитан первого ранга, мне очень нравятся фильмы с вашим участием, можно попросить автограф?»

См. также

  • Подводная лодка в произведениях искусства

Примечания

  1. РИА «Новый регион — Киев»
  2. Национальная экспертная комиссия Украины (недоступная ссылка)

Ссылки

Один и без оружия (1984) • В стреляющей глуши (1986) • Зеркало для героя (1987) • СВ. Спальный вагон (1989) • Рой (1990) • Патриотическая комедия (1992) • Макаров (1993) • Мусульманин (1995) • Дорога (1995) • Мы дети твои, Москва (1997) • Страстной бульвар (1999) • Следствие ведут ЗнаТоКи. Третейский судья (2002) • По ту сторону волков (2002) • Вечерний звон (2003) • 72 метра (2003) • Гибель империи (2004) • 1612 (2007) • Поп (2009) • Достоевский (2011)

Статья в тему:  Лодки которые мы выбираем

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • 72 градуса ниже нуля
  • Брехман, Израиль Ицкович

Полезное

Смотреть что такое “72 метра” в других словарях:

метра́ж — метраж, а, ом … Русское словесное ударение

метра способ — (Н. Metras, 1918 1958, франц. хирург) способ закрытия культи бронха во время пневмон или лобэктомии, при котором на край культи накладывают однорядные узловые швы, не захватывающие слизистую оболочку; при затягивании узлов последняя погружается в … Большой медицинский словарь

Метра — (Jules Louis Olivier Metra) французский композитор и капельмейстер (1830 1892). Дирижируя на всех выдающихся балах в Париже, М. посвятил себя сочинению танцевальной музыки; танцы его, особенно вальсы, отличаются грацией, элегантностью и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Метра́ спо́соб — (Н. Metras, 1918 1958, франц. хирург) способ закрытия культи бронха во время пневмон‑ или лобэктомии, при котором на край культи накладывают однорядные узловые швы, не захватывающие слизистую оболочку; при затягивании узлов последняя погружается… … Медицинская энциклопедия

метра́ж — а, м. 1. Длина чего л. в метрах. Метраж ткани. Метраж киноленты. 2. Площадь какого л. помещения в квадратных метрах. Метраж комнаты. [франц. métrage] … Малый академический словарь

…метра́жный — ая, ое. Вторая составная часть сложных слов, обозначающая: имеющий такой метраж, который указан в первой части, например: короткометражный, малометражный, полнометражный … Малый академический словарь

Статья в тему:  Как сделать мини лодку из пенопласта

Метра курим, два бросаем — Жарг. арест. Шутл. ирон. Живём вольготно курева достаточно (прибаутка шутливый ответ на вопрос: « Как живёте?»). /em> Букв. «Курим папироски длиною в метр, а окурки по 2 м длиной выбрасываем»; намёк на хроническую нехватку курева в местах… … Большой словарь русских поговорок

МЕТРА — (Métra), Жюль Луи Оливье, популярный франц. композитор танцев, род. 2 июня 1830 в Реймсе, ум. 22 окт. 1889 в Париже, сын актера; служил при различных маленьких парижских театрах скрипачом, виолончелистом и контрабасистом, смотря по надобности.… … Музыкальный словарь Римана

Три метра над уровнем неба — Tres metros sobre el cielo … Википедия

Полтора квадратных метра — Жанр: повесть Автор: Борис Можаев Язык оригинала: русский Год написания: 1970 Публикация: 1982 … Википедия

Про какую лодку снят фильм 72 метра

Фильм-катастрофа с элементами драмы «72 метра» в главных ролях с Маратом Башаровым и Сергеем Маковецким вышла на экраны в 2004 году. Об интересных фактах, связанных со сьемками этого фильма мы расскажем в этой статье.

1) В основу сюжета фильма Владимира Хотиненко «72 метра» положена одноименная повесть Александра Покровского — офицера-подводника, неоднократно выходившего в морское плавание.

Согласно сюжету, подлодка «Славянка» натыкается на мину времен Великой Отечественной войны, в результате взрыва которой повреждается левый борт подлодки. После нескольких неудачных попыток залатать пробоину экипажу «Славянки» остается только ждать спасателей.

Статья в тему:  Как выбрать лодку пвх под мотор 9.9

Примечательно, что произведение Покровского было написано задолго до того, как произошла страшная авария 2000 года, когда затонула российская подлодка «Курск», входившая в состав Северного флота России. На ее борту находились 118 членов экипажа, все они погибли.

2) Съемки фильма “72 метра” проходили на базах ВМФ в Североморске, Гаджиеве, Полярном и Севастополе. Кроме этого, фильм снимали в двух павильонах “Мосфильма”, в одном из которых был специально построен бассейн для съемки эпизодов в затопленных отсеках.

3) В роли ДПЛ «Славянка» в съёмках участвовали лодки проекта 877 и 877В — Б-471 «Магнитогорск» Северного флота и Б-871 «Алроса» Черноморского флота России.

4) Андрей Краско, сыгравший в фильме капитана 1-го ранга Геннадия Янычара, по собственной инициативе отошел от сценария в эпизоде на пирсе: грозно отчитав мичмана Легкоступова, он оборачивается и благоговея бежит к своей жене. Изначально, по сценарию, Янычар должен был покинуть пирс, не проявляя слабости в отношении супруги.

5) В том самом моменте, где капитан Янычар отчитывает мичмана Легкоступова за рапорт, написанный бедным языком, мы можем увидеть, что первый держит в руках лист с этим рапортом. Если присмотреться, то видно, что на листе написан монолог капитана Янычара.

6) Во время съемок фильма актеры отдыхали в одном из кафе, находящемся на берегу Черного моря. При этом одеты они были в съемочные костюмы. Тогда-то к их столику и подошел офицер ВМФ и сказал Андрею Краско: “Товарищ капитан первого ранга, мне очень нравятся фильмы с вашим участием, можно попросить автограф?”

Статья в тему:  Как поставить лодку на прицеп в гта 5

7) Российский прокат фильма принес 2,6 миллиона долларов США – на миллион больше затраченного.

8) В 2004 году картина Владимира Хотиненко “72 метра” стала лауреатом кинопремии Национальной академии кинематографических искусств и наук России “Золотой орел” в номинации “Лучший игровой фильм”.

Был ли прототип у подводной лодки из фильма «72 метра»

Уверен, что каждый из вас, хоть раз посмотрел замечательный кинофильм о российских подводниках «72 метра». Картина имела большой успех, как у критиков, так и у зрителей, в том числе и у профессиональных моряков. Естественно, что у большинства людей, посмотревших фильм, сразу же возникал вопрос: а происходило ли что-то подобное в истории отечественного подводного флота? Авторы картины это опровергали.

И все же некоторые аналогии и совпадения вполне очевидны. Так, многим подводникам, посмотревшим «72 метра», сразу же припомнилась трагедия атомной подводной лодки Тихоокеанского флота К-429, затонувшей летом 1983 года в бухте Саранной на глубине 45 метров.

Атомная подлодка К-429 была построена в начале 1970-х годов на Сормовском заводе в Горьком (ныне Нижний Новгород). Главным оружием кораблей этого проекта стали крылатые ракеты, предназначавшиеся для борьбы с авианосцами противника. После спуска на воду К-429 вошла в состав Северного флота, а через несколько лет, совершив под арктическими льдами переход на Дальний Восток, влилась в ряды Тихоокеанского флота. В 1983 году подлодка совершила очередной, многомесячный, дальний поход в Индийский океан – тогда это было делом обычным – после чего благополучно возвратилась в базу. По возвращении К-429 передали 228-му экипажу (командир капитан 2-го ранга Ю. Белоцерковский) и поставили на ремонт. Большая часть штатного экипажа отправилась в отпуск. Командира лодки капитана 1-го ранга Н.М. Суворова ожидал не только заслуженный отдых, но и перевод в Ленинград на преподавательскую должность.

Статья в тему:  Как сделать подставку для лодочного мотора своими руками

Отслужив верой и правдой на атомоходах два десятка лет, Николай Михайлович получил полное право на спокойную и размеренную жизнь. Но… чемоданное настроение прервал звонок из штаба дивизии. Комдив, капитан 1-го ранга Н.Н. Акаев, поставил перед Суворовым внеплановую задачу: выйти в море на одни сутки для обеспечения торпедной стрельбы подводной лодки из соседней дивизии – нужно было любой ценой закрывать план боевой подготовки. Флотилия числилась в передовых, и попадать в отстающие не было никакого резона. «Но ведь экипаж разъехался», – напомнил командир. Акаев не стал тратить слов, коротко бросив: «Немедленно приходи в штаб!»

Прибыв в штаб дивизии, командир стал возражать против незапланированного выхода в море. Вот как он сам вспоминал об этом: «Я доложил, что не могу выполнить данное задание… Недокомплект экипажа составил 50 %… Мне был отдан приказ, выйти в море, иначе через 30 минут, я буду исключен из КПСС и отдан под суд». Старшим на выход в море назначили начальника штаба дивизии Героя Советского Союза капитана 1-го ранга А.А. Гусева. Для него, опытного моряка, это назначение тоже стало полной неожиданностью. «Я находился в госпитале, но был отозван оттуда для исполнения своих обязанностей, – вспоминал Гусев. – Я заявил о своем несогласии с выходом в море К-429 с экипажем Н.М. Суворова. Однако вечером того же дня узнал, что план подписан начальником штаба флотилии контр-адмиралом О.Е. Ефремовым. Я прибыл к Ефремову и попробовал его убедить отменить решение, но получил ответ: «Ты что же, Герой, струсил?» После этого я написал рапорт на имя командующего флотилией о неготовности подлодки к выходу в море и поставил гриф «Секретно». Один экземпляр отправил в штаб флотилии, второй закрыл в сейфе в своем кабинете… Я оказался среди спасенных, и, когда был доставлен в дивизию, первым делом ворвался в свой кабинет и обнаружил взломанный сейф. Он был пуст». Так принимались решения о выходе К-429 в море.

Статья в тему:  Какого рода существительное лодка

Ее потопили еще на берегу……С утра следующего дня «с бора по сосенке» начали набирать экипаж. Из его штатного, хорошо обученного, состава удалось разыскать лишь 40 % моряков. Остальные 60 % в подавляющем большинстве имели слабую профессиональную подготовку и были собраны аж с пяти (!) разных экипажей. Подготовка проходила в такой спешке, что даже не все флагманские специалисты успели поставить свои подписи в журнале готовности корабля к выходу в море. По этой причине не расписался и сам командир. Спрашивается, почему в такой ситуации не задержали выход К-429 – не война же, на самом-то деле? А все потому, что для выполнения стрельбы другие корабли уже вышли в заданный район. С выходом из базы командир получил распоряжение занять район торпедных стрельб с глубинами до 2 тысяч метров. Опытный моряк решил нарушить приказ и провести положенную дифферентовку и проверку корпуса лодки на герметичность в мелководной Саранной бухте. Это впоследствии спасло экипаж от верной гибели. О своем решении Суворов сообщил руководителю стрельб Ерофееву. Так что командование флотилии во время аварии отлично знало, где находится К-429 и чем занимается ее экипаж.

По прибытии в точку дифферентовки командир дал команду на погружение. Приняли главный балласт и осмотрелись в отсеках – «замечаний нет». Начали прием балласта в средние цистерны, и тут из 4-го отсека доложили о поступлении воды. Мичман Лящук успел открыть переборочную дверь, крикнул об этом в центральный пост и затем, как положено, загерметизировал аварийный отсек. После подъема подлодки командир увидел всех ребят на их штатных местах, где они и после гибели продолжали нести боевую вахту…Как позже выяснилось, К-429 имела серьезную неисправность – негерметичность системы вентиляции 4-го отсека. Во время погружения в корпус корабля начала поступать забортная вода. Потеряв плавучесть, лодка камнем пошла ко дну, затонув на глубине 45 метров. Попытка продуть балласт успехом не увенчалась. Растерявшийся оператор, управлявший с пульта общекорабельными системами, повернул не тот ключ. Драгоценный воздух высокого давления вместо того, чтобы вытеснить воду из цистерн главного балласта, почти весь вышел за борт. Огромные воздушные пузыри вырвались на поверхность, обозначая место аварии. Только как выяснилось, никому до этого дела не было. Лежащую мертвой глыбой на дне бухты подлодку никто не разыскивал.

Статья в тему:  Как правильно обрезать винт лодочного мотора

Авария произошла в 23.30 24 июля 1983 года. После оценки обстановки командир решил отдать носовой аварийный буй. Но механизм отдачи буя оказался неисправен. То же повторилось и с буем 7-го отсека. Была не готова к использованию и всплывающая спасательная камера. Около 5.00 от воды, попавшей в трюм 3-го отсека, взорвалась аккумуляторная батарея. Пропало освещение, вышли из строя жизненно важные механизмы. Суворов приказал покинуть центральный пост и перевел управление кораблем во второй отсек. Командир справедливо полагал, что вскоре после аварии подлодку, как это и положено, начнут искать, ведь в назначенное время она на связь не вышла. Но постоянное прослушивание гидроакустиками горизонта ничего не давало – подводников никто не искал.

Суворов принял решение послать на поверхность разведчиков. Добровольцами вызвались мичман Лестник и Мерзликин. Разведчиков облачили в водолазные костюмы, и около 8 утра они благополучно всплыли. Вместо спасательных судов моряки увидели вдали берег бухты Саранной, к которому и поплыли. Около полудня их заметили с пограничного корабля и приняли за диверсантов. По счастью, разведчиков «взяли» живыми. «Диверсанты» сами рассказали, кто они такие и что произошло с К-429 и ее экипажем. О задержанных и сведениях, которые они сообщили, пограничники радировали в штаб флота, а мичманов высадили на берег. Взяв свои вещи в охапку, моряки через сопки направились домой. Так командованию флота стало известно об аварии.

Статья в тему:  Как обрезать лодку казанку

Началась спасательная операция: посыпались команды и распоряжения, в воздух поднялась авиация, быстроходные корабли устремились к месту трагедии. После 12 часов неизвестности над головами подводников послышался шум корабельных винтов, а по корпусу подлодки застучала дробь гидрорадиолокационных сигналов. Спасатели быстро наладили связь с подводной лодкой. Договорились выпускать людей по четыре человека через торпедный аппарат. Гидравлика не работала, поэтому аппарат освободили от торпеды вручную. Начали разбираться со спасательными средствами, и тут выяснилось, что вместо штатных 87 человек в море вышли 120. Для «лишних» 33 человек, считавшихся стажерами, дыхательные аппараты не запасли, слишком торопились закрыть план боевой подготовки. И это было еще не все. Некоторые из баллонов, которые передавали с поверхности спасатели, оказались пустыми, а компрессоры для сжатого воздуха пришлось брать взаймы у дорожных ремонтников и доставлять самолетом.

Командир покинул подлодку последним. Одному Богу ведомо, как измотанный многодневной бессонницей и нечеловеческим волнением моряк смог натянуть на себя без посторонней помощи спасательное снаряжение. С собой он взял с корабля дифферентовочный журнал, бесследно исчезнувший во время следствия.

Как только Суворов поднялся наверх, к нему навстречу с журналом выходов поспешил комдив. «Распишись! Для твоей же пользы», – попросил Алкаев. Командир расписался раз и еще много раз. Подписывал все, что подсовывали, ведь самое страшное уже позади, думал он. Действительно, из 106 оставшихся в живых моряков (14 погибли в 4-м отсеке) удалось спасти 104. В торпедном аппарате погиб молодой матрос Синяков, а выходивший через кормовой люк мичман Закиров в трех метрах от поверхности запутался в тросе и умер от переохлаждения. Подписывая бумаги, Суворов и не догадывался, что его уже готовят к роли «стрелочника». Через два месяца после катастрофы К-429 подняли и поставили в ремонт. Все это время Суворов неотлучно находился на плавбазе, участвовал в работе спасателей и давал показания следователям.

Статья в тему:  Как сделать подставку для лодочного мотора своими руками

Разбирательство длилось полтора года. За это время всех, кто был причастен к аварии, перевели в другие места службы. От командира все открестились. Суворов вспоминал: «Рапорт о вступлении в командование я не писал, и приказ о моем вступлении в командование был составлен уже после аварии. Это признали и на суде… Я на судебном заседании спросил теперь уже бывшего комдива Алкаева: «Как же так получилось – идет в море одна ПЛ, а план выполняют два экипажа, да еще начальник штаба – торпедную стрельбу. Это же очковтирательство». Алкаев согласился». Тем не менее трибунал Тихоокеанского флота 2 ноября 1984 года приговорил Суворова к 10 годам лишения свободы. Прямо в казарме, где проходил суд, командира взяли под стражу. Он вышел на свободу по амнистии через 2,5 года и до самой своей смерти в сентябре 1998 года обращался в различные инстанции с просьбой о пересмотре дела. Так ничего и не добился.

Подводники понимают, что в катастрофе есть вина и самого Суворова – командир на корабле за все в ответе. Но по большому счету, смерть 16 человек и гибель К-429 стали результатом насилия над командиром его прямых начальников. Само же расследование причин аварии утонуло во лжи. Непреложным остается одно – К-429 утопили на берегу ради выполнения плана.

От «К-19» до «72 метров»: Верят ли наши подводники в это кино?

9 марта 2004 18:03

Статья в тему:  Как сделать мини лодку из пенопласта

Полтора года назад, когда на наши экраны вышла американская военная драма о советской подлодке «К-19», многие ветераны Военно-Морского Флота клеймили Голливуд. Не то чтобы там было много неправды, а скорее по привычке и из принципа: наши-то режиссеры могли бы не хуже Кэтрин Бигелоу снять, да и Абдулов с Балуевым сыграли бы русских моряков не хуже Харрисона Форда и Лайама Нисона!

Теперь режиссер Владимир Хотиненко снял по заказу Первого канала свой фильм о моряках, «72 метра», – по рассказу бывшего подводника Александра Покровского. И смотреть его, естественно, пошли все самые придирчивые и дотошные зрители.

Мы попросили капитана 1 ранга запаса Бориса БЛЕДНОВА и капитана 3 ранга запаса Леонида БЕЛЬТЮКОВА сравнить оба фильма. Их замечания – читайте ниже.

Борис Гаврилович БЛЕДНОВ, капитан 1 ранга запаса, совершил 12 автономных плаваний, подводный стаж – 21 год. 7 лет командовал атомной подводной лодкой «К-212» Леонид Геннадьевич БЕЛЬТЮКОВ, капитан 3 ранга запаса, пять автономок на атомном подводном крейсере стратегического назначения, сейчас – депутат Законодательного собрания Приморского края.

О чем фильм Хотиненко?

О подлодке «Славянка», которая зацепила мину, болтавшуюся в Северном море со времен войны. Многие члены экипажа погибли. Несколько уцелевших человек цепляются за жизнь в единственном более-менее уцелевшем отсеке. Их не спасли (не из-за нерадивости военных чинов – Боже упаси авторов фильма подорвать престиж армии!). Просто лодка находилась на учениях, ее задача была – скрываться от противника, и армейское начальство полагает, что она просто прячется. Можно выбраться наружу с помощью дыхательных аппаратов. Но все, кроме одного, неисправны. Фильм, неизбежно вызывающий воспоминания о «Курске», снят Владимиром Хотиненко. Роли исполняют Дмитрий Ульянов, Марат Башаров, Сергей Маковецкий, Владислав Галкин, Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова, Андрей Краско.

Статья в тему:  Какого рода существительное лодка

Валентин ШАБАНОВ, капитан-лейтенант первого экипажа «К-19», бывший командир «К-40»:

– Если отбросить мелкие шероховатости, которые не лезут в корабельный устав, типа того, что контр-адмирала дежурный по кораблю по правилам не встречает, то все замечательно. И по поводу Украины правильно сказано, и службу правильно показали. Из всех картин о подводниках, которые я видел, эта – на уровне «Командира счастливой Щуки», а может, даже в чем-то лучше.

Ирина Иннокентьевна КОЛЕСНИКОВА, мать капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, погибшего на «Курске» и оставившего предсмертные записки:

– Очень хороший фильм. Но только старые раны вновь разбередило: Влад Галкин – просто копия моего Митеньки.

Не та форма у подводников.

Переходы между отсеками не соответствуют размерам в реальной подлодке типа «К-19» (замечание экспертов – для съемок фильма явно сделали макет подводной лодки и небрежно поработали с рулеткой, выверяя расстояния).

Капитан подлодки (даже такой сорвиголова, как Харрисон Форд) никогда бы не стал в реальной жизни погружать субмарину на предельно допустимую глубину, чтобы проверить экипаж на прочность (замечания экспертов – все инструкции по погружениям выдаются еще до отхода в море, и никто не может их нарушить. Тем более когда тренировочное погружение на запредельную глубину грозит погубить судно – как-никак атомная субмарина входит в ядерный баланс великой державы).

Когда на субмарину ранга «К-19» приходит новый командир (а герой Харрисона Форда как раз таким и был), с ним в первую автономку всегда идет офицер такого же ранга. В фильме на «К-19» такого человека не было (замполит не в счет – не та фигура). В реальности – был.

Статья в тему:  Как обрезать лодку казанку

Никогда замполит не заявил бы командиру подлодки: «Данной мне властью я снимаю с вас командование судном!», как это было в фильме. (Замечания экспертов – «Потому что такого не может быть никогда».)

ЧТО НЕ ТАК В «72 МЕТРАХ»:

Непонятно, как боцман оказался в первом отсеке у минера (замечания экспертов – отсеки подлодки при аварии всегда задраивают люки наглухо, и никто не имеет права перемещаться из отсека в отсек).

В фильме показано, как мина взорвалась на корме и затопила всю лодку. (Замечания экспертов: такого быть не могло, ведь лодка типа «Варшавянки» – двухкорпусная, и затопить ее так легко невозможно.)

В трюмах настоящей «Варшавянки» (прототипа киношной «Славянки») было не так светло.

Что в фильмах правдиво:

Если сравнивать фильмы «К-19» и «72 метра», то, конечно, последний более правдивый – ведь его снимал, во-первых, русский, во-вторых, мужчина. Но и американская лента обладает многими достоинствами. Во-первых, впервые показаны непростые взаимоотношения капитана и помполита. Во-вторых, самое главное – в фильме хорошо показано, что советские подводники были «живыми трупами» по определению, ведь многие лодки выходили в море сырыми, неготовыми.

Забавная история про то, как подводники по просьбе деревенской бабки пытались заколоть ее корову, вполне могла произойти в реальности.

Всем, кто не верит в правдивость фильма «72 метра», мы напомнили бы эпизод с вышедшим из строя аппаратом для выхода на поверхность. Точно такой же случай произошел на Камчатке 23 июня 1983 года, но с подводной лодкой «К-429». Тогда более 80 процентов (!) аппаратов оказались пустыми.

Статья в тему:  Как поставить лодку на прицеп в гта 5

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Запах моря и железа

Режиссер хотел снять «простую масштабную историю с запахом моря и «железа». С масштабом в «72 метрах» все в порядке. До размаха «К-19» наш фильм не дотягивает, однако по меркам современного российского кино все прилично. И компьютерные спецэффекты вполне качественные, и декорации не из фанеры выполнены. Опять же музыку написал Эннио Морриконе (хотя в данном случае классик явно не напрягался). И актеры в фильме – отнюдь не из последних.

Но. В фильме куча странных несостыковок и скомканных, оборванных сюжетных линий. В финале подводники отдают единственный дыхательный аппарат герою Маковецкого – штатскому мальчику-переростку. Он с водолазным оборудованием не знаком, погибнуть может запросто. Пользуясь расположением режиссера, хлюпик добирается до поверхности почти без приключений. Вылезает из моря, смотрит на город и ревет в три ручья. А подводники тем временем сидят на «Славянке» и ободряют друг друга.

И на этом фильм заканчивается.

Спаслись подводники или нет? Привел интеллигент помощь к месту катастрофы или не успел? Зритель, ошеломленный финалом, вроде как имеет право на ответ. Зря, что ли, он два часа пытался «болеть» за героев? Тем более режиссер назвал «72 метра» «фильмом-приключением», а приключенческое кино предполагает внятную развязку.

Но вместо сюжета у Хотиненко – описание того, как мужественно и хладнокровно ведут себя моряки на затонувшей подлодке. Один, правда, пробует застрелиться, а двое других – подраться, но инциденты быстро сходят на нет. Режиссер хотел, чтобы героизм выглядел покрасивее.

Статья в тему:  Как правильно обрезать винт лодочного мотора

Хотиненко на самом деле не важно, выжили ли моряки. У него ведь – концепция. Глупенькому зрителю надо показать, что главное – не в том, спасли тебя или нет. Главное, чтобы про тебя сложили потом такую вот повесть о настоящем человеке.

Ну что ж, подход идеологически правильный. Он всегда был исключительно удобен для нашего государства. Армейское начальство должно быть в восторге от этой картины.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: