2 просмотров

Полинезийская лодка для чего

Лодки народов Океании

  • Лодки народов Океании — это различные типы судов островных народов Полинезии, Меланезии и Микронезии. Они могут быть однокорпусными, иметь один или два балансира или представлять собой катамараны. Причём помимо прибрежного плавания, многие из них приспособлены и для дальних океанских походов.

Развитое кораблестроение ещё в древности способствовало расселению предков меланезийцев, полинезийцев и микронезийцев на островах Тихого океана. Европейские исследователи XVII—XIX вв. неоднократно наблюдали крупные суда у коренных жителей Новой Зеландии, Таити, Тонга, Гавайев, Самоа и пр.

Длина океанских каноэ полинезийцев составляла от 60 до 80 футов, но встречались и более 100 футов. Так, легендарное судно «Таинуи», на котором, согласно преданию, прибыли в Новую Зеландию предки современных маори, судя по сохранившимся на побережье залива Каухиа каменным подпоркам, имело длину около 70 футов, то есть свыше 20 м.

Русский мореплаватель первой пол. XIX в. Отто Коцебу рассказывал о военных лодках таитян, что они «достигали такой величины, что вмещали по сорок и более человек, сооружались из досок, скрепленных кокосовыми веревками, и тщательно проконопачивались».

Чешский этнограф и путешественник Милослав Стингл уточняет, что подобные гавайские каноэ брали на борт до 70 человек с трёхнедельным запасом пищи и способны были покрывать расстояние в 4 000 км со скоростью 8-9 узлов.

По утверждениям датского этнографа и путешественника Арне Фальк-Рённе, боевые каноэ фиджийцев с острова Мбау достигали 40 м в длину, 7 м в ширину и способны были поднять на борт до 100 воинов.

Статья в тему:  Сколько весит лодка конюхова

Строительство подобных судов велось опытными специалистами, соблюдавшими определённые ритуалы, исключительно с помощью каменных топоров и долот. Брусья и доски, полученные из пальмовой древесины (на Гавайях — из древесины акации коа), связывали растительными волокнами, без единого гвоздя, корпус для водонепроницаемости смолили. Паруса в старину изготовлялись из циновок, сплетённых из вымоченных в морской воде волокон пандана, в сравнительно недавнее время — из ткани. Наиболее крупные каноэ получали личные имена и становились достоянием народных легенд и мифов.

Ещё в XVII веке европейские мореплаватели наблюдали у жителей Океании довольно крупные катамараны, оснащённые парусом, соединительным мостом для размещения грузов и вмещавшие десятки людей. Катамараны гавайцев достигали, по словам Коцебу, 70 футов в длину, 60 в ширину и 3,5 в высоту.

Жители Малайзии и Индонезии ещё в глубокой древности научились изготовлению проа — океанских судов с балансирами-аутригерами, передав это искусство океанийцам. Причём если малайцы и индонезийцы в обозримое историческое время строили симметричные каноэ с двойным аутригером, то полинезийцы и меланезийцы — с одинарным, а жители Микронезии — ассиметричные, также с одинарным.

Из описаний путешественников известны проа самых разных размеров, от одноместных рыбацких судёнышек до океанских судов длиной до 30 м, вмещавших до 60 человек с припасами, домашней птицей в клетках и земляной печью для приготовления еды.

Статья в тему:  Почему в лодку

Катамаран полинезийцев – с древних времен и до наших дней

VodaBereg погружает читателя в мир истории: сегодня мы рассказываем о катамаране полинезийцев.

Еще в V веке морские просторы бороздили связанные между собой суда из выдолбленных бревен. На языке народов Океании они назывались «катамаранами». Именно местные племена стали основными изобретателями этого вида судна. Считается, что именно катамараны полинезийцев первыми достигли берегов Америки, задолго до прибытия туда скандинавов-викингов и экспедиции Христофора Колумба. Благодаря строительству этих плавательных средств, племена смогли расселиться на многие острова тихоокеанского региона.

Внешний вид и характеристика

Полинезийский катамаран – это судно внушительных размеров, которое известно миру с древности. Основной особенностью плавательного средства жителей Океании является наличие паруса, с помощью которого осуществляется управление. Причиной выбора именно этого, а не весел и педалей, стали постоянные муссонные ветра, дующие практически весь год в прибрежных районах Тихого океана. Паруса крепились на одну или две мачты, устанавливаемые на соединительные балки. Как утверждают ученые, самый большой полинезийский парусный катамаран достигал в длину около 40 метров. Такие гиганты предназначались для перевозки массивных каменных статуй, которыми восторгался еще Джеймс Кук. Обычные экземпляры достигали в длину 8-15 метров.

Древние полинезийцы плавали не по рекам и морям, а выходили в океан, преодолевая огромные расстояния. Для длительного нахождения на воде между поплавками на соединительных балках устанавливалась небольшая хижина.
Как правило, большие полинезийские катамараны делились на две разновидности. Первые представляли собой пирогу или каноэ, соединенные при помощи мостика либо веревок с бревном, которое служило противовесом, не позволяющее основной части катамарана перевернуться. Вторые же состояли исключительно из двух лодок. Для одинаковой маневренности нос и корму каждой пироги делали одинаковыми. Управление такими судами требовало особого умения и ловкости. Необходимо было в зависимости от наличия ветра, его направления и состояния моря быстро разворачивать и сворачивать паруса.

Статья в тему:  Каким словом проверяется слово лодка

Однако такие модели были маломаневренные и не могли развить быструю скорость. Полинезийские катамараны, состоящие из двух пирог, несли гораздо больше груза, чем ранние версии (лодка с деревянным поплавком-бревном).
Чуть позже в добавление к парусам полинезийцы начали использовать особые весла, похожие на ланцет по форме. Теперь суда ходили гораздо быстрее и увеличили свою маневренность. Кстати говоря, стандартная форма паруса полинезийских катамаранов была заменена. Они стали походить на клешню краба. Две части паруса прикреплялись к мачте крестообразной формы. Внизу все связывалось веревкой. Это решение давало возможность ловить больше ветра и, следовательно, развивать большую скорость (до 23 километров в час).
Древние полинезийские суда строились исключительно из дерева без гвоздей, так как племена Океании не знали секрета изготовления металла.

Полинезийский катамаран в наше время

До сих пор такая модель катамаранов, изобретенная жителями древней Полинезии, остается одной из лучших в своем роде. Ее достоинства вдохновляют конструкторов на создание похожих плавательных средств полностью или частично совпадающих по строению. Правда, теперь их строят из металла (преимущественно легкой стали или алюминия). Однако до сих пор массовое производство величественных парусных судов не налажена. Существует несколько образцов смешанного типа, то есть полинезийские катамараны с палубой и поплавками полинезийского типа, но с парусами и мачтами классической сборки. Недавно (примерно пару лет назад) группа инженеров самостоятельно соорудили катамаран, полностью повторивший модель древнего предшественника. Благодаря клешнеобразным парусам и дополнительному встроенному двигателю судно развивает потрясающую скорость, способно перевозить до 4 человек, имеет высокую грузоподъемность.

Статья в тему:  С моторной лодки упала в воду удочка когда лодка шла вверх против течения

Приобрести полинезийский катамаран в обычных салонах и с рук весьма трудно. Чаще всего их делают на заказ, поэтому цена за такого диковинного красавца будет высокой.

Для кого он предназначен?

Применений таких судов довольно много. Во-первых, они очень красивы, поэтому всегда будут объектом привлечения внимания на курортах. Предприниматель может проводить на катамаране экскурсии по местным водоемам. Поверьте, необычная форма парусов, элегантные тонкие мачты и невероятно устойчивая палуба привлекут множество желающих. Для обыкновенного проката полинезийские катамараны тоже подойдут, однако за один час следует брать больше, чем за простые современные водные велосипеды.

Описываемая модель судов подойдет для перевозки людей и грузов на далекие расстояния. Полинезийские катамараны способны путешествовать не только по закрытым водоемам, но и выходить в открытое море и даже в океан.
Древняя техника строительства такого парусного плавательного средства до сих пор остается одной из лучших. Несмотря на свои, казалось бы, слишком тонкие мачты полинезийский катамаран очень крепкий, устойчивый, развивает высокую скорость.

Тихоокеанские многокорпусники

Существует множество разновидностей лодок с парусом в регионе Тихого океана.

Сразу оговорюсь что я не являюсь экспертом по тихоокеанским лодкам. Всё ниже сказанное это просто моё скромное не на что не претендующее мнение.

История

В поисках древнейшего плавсредства, на котором технически можно пересечь океан, естественным представляется обратиться к технологиям мореплавания, сохранившихся с первобытных времен – и здесь мы видим казалось бы, общеизвестный факт, на который почему-то никто не обращает внимания. Этот факт – существование полинезийского судостроения и навигации, восходящее к эпохе палеолита. Полинезийская “проа” – лодка с аутригером (выносным противовесом), т.е. несимметричный катамаран, при крайней простоте конструкции обладает и хорошими скоростными качествами и исключительной устойчивостью позволяющими совершать серьезные морские походы.

Статья в тему:  Можно ли плыть на парусной лодке

Полинезийкие проа[pwal description=”Чтобы прочитать статью полностью, кликните по одной из этих кнопок, и дочитайте её до конца!”]

Самое идеальное и легендарное судно

Попытка восстановления традиционных местных проа рассчитанных на больший экипаж

Возможно такие проа служат людям многие тысячи лет надёжным транспортом в Тихом океане на не длительных переходах между островами от Тайланда до Австралии. [1]Проа состоит из основной лодки (выдолбленного ствола дерева), аутригера (обтесанного бревна) и двух поперечин, соединяющих лодку с аутригером. Обычно проа имеет наклонную мачту и треугольный либо трапецидальный парус из циновок (благодаря которому она может идти при боковом ветре). Иногда для увеличения полезной площади на поперечины, соединяющие лодку и аутригер, укладывается легкий деревянный настил. Иногда используется два аутригера, по одному с каждой стороны. Управляется проа поворотом паруса и рулевым веслом. Аналогичные лодки с утригерами до сих пор используются рыбаками не только в Океании, но также в Кении, Танзании и Юго-Восточной Азии.

Аутригеры с Вануату

Прибрежная лодка для лагун

Индонезийские прау

Спортивные соревнования простых рыбаков. Экипаж 8 человек

Красивый парус “Клешня омара” на о.Бали

Пожалуй самая захватывающая и перспективная страна. о. Бали и сейчас уже считается лучшим местом для отдыха. Но Индонезия огромна и есть множество островов. В Индонезии очень богатая культура передвижения под парусом. Я бы очень хотел походить на этих потрясающих тримаранах. Говорят они не сложны в управлении.

Статья в тему:  Меня качает как в лодке

Недавно на Бали пару раз порулил под подобным парусом. Из разговоров с аборигенами-шкиперами, а также на практических занятиях в море, удалось выяснить:

  1. Баллер руля (дерево диаметром около 8 см) вставляется в двух местах в вырезы, имеющие форму полукруга, а затем плотненько прижимается путем изгибания натяжной палки. Вращается руль довольно туго и на ходу удерживается в нужном положении за счёт силы трения в узлах крепления.
  2. Лодка, имеющая ширину около 60 см и почти вдвое бОльшую высоту, на ходу погружена на 30-45 см. Погруженная часть корпуса работает как киль-шверт-шверц и очень хорошо держит лодку на курсе. В то же время перо руля заглублено незначительно (20-30 см) и поворачивается в пределах всего +/- 30 градусов.
  3. На подъемной мачте (в верхней части) крепится снасть, выполняющая роль ванты. Используется только в сильный ветер, по необходимости.
  4. При усилении ветра весь парус “прижимается” к лодке за счет отвода к носу лодки ноков мачты-гика, путём потравливания двух снастей, проходящих по всей длине лодке к рулевому. Подъем паруса осуществлается ими же.
  5. На лодке нет ни одной металлической детали, но для крепления планширя используется эпоксидка.
  6. Сделана лодка из дерева породы БЕЛАЛУ. Длина – около 6 метров, вес – (четыре не хилых балийца тащат её кряхтя), где-то в районе 500 кг. Стоимость лодки около $1500-2000, стоимость паруса из пластиковой плёнки

$50. Свободно вмещает 4-5 человек (+мотор с бензобаком).

По стопам отважной Моаны

Звезды ярко сияют над гавайским островом Мауи, названным в честь прославленного полубога. На его западном побережье на песке сидит девушка и смотрит в океан. Ее имя — Кала Танака (Kala Tanaka), она мореплаватель и преподаватель умирающего искусства навигации по звездам.

Завтра Кала возвращается в бухту Маалея на каноэ Mookiha o Piilani. С ним у девушки особая глубинная связь, и не только потому, что она участвовала в его создании: на этой лодке Кала обучает новое поколение мореплавателей.

Вместе с группой единомышленников Кала, подобно отважной Моане, намерена возродить наследие своих предков и вернуть полинезийцам утраченный статус великих мореходов.

Заложники прогресса

Главную роль в заселении полинезийских остров сыграло мореходство, оно было неотъемлемой частью культуры и средством выживания многочисленных народов этих земель. Аборигены умудрялись прокладывать маршруты, а главное, находить посреди океана спасительную сушу, не имея на вооружении никаких приборов. Мореходы того времени полагались на астронавигацию, при этом у каждого народа были свои методы ориентирования в пространстве.

С приходом европейцев на острова полинезийцы получили доступ к современным на тот момент средствам навигации — секстанту и компасу. Это послужило началом забвения традиций, которые насчитывают тысячи лет.

Со временем прославленные мореплаватели стали заложниками прогресса. Они перестали строить большие лодки, потому что сообщения с дальними поселениями обеспечивали торговые компании со своим флотом, да и колонизационная политика сделала свое дело. В дальнейшем наладилось авиационное сообщение, что тоже не пошло на пользу старым мореходным обычаям.

История одного путешествия

Пусковое событие для возрождения древней культуры произошло в 1976 году. Лодка Hokulea — реконструкция старинного полинезийского каноэ (вака) — смогла успешно добраться от Гавайев до Таити без использования современных навигационных систем и двигателей.

На тот момент в Полинезии уже не оставалось людей, способных прокладывать курс по звездам, поэтому штурмана для перехода пришлось искать в Микронезии. Им стал Мау Пиейлаг (Mau Piailug) с Каролинского атолла Сатавал, одного из немногих тихоокеанских островов, где широко практикуется астронавигация на дальние расстояния.

На двухмачтовом катамаране команда преодолела зону экваториального затишья и встречные ветра, а навигатор точно прокладывал курс к заветной цели, даже когда небо было затянуло облаками несколько дней подряд.

Путешествие продлилось 34 дня. По прибытии в порт Папеэте членов экспедиции встречали как настоящих героев. На пляже собралось 17 000 человек — больше половины острова.

Изначально планировалось, что и обратная дорога будет пройдена по звездам, но Мау пришлось покинуть команду, а каноэ вернулось на Гавайи с помощью современных приборов. Тем не менее этот переход вдохновил добровольцев со всех уголков Полинезии объединиться для возрождения своей мореходной культуры.

Загадочные татуировки

Искусство традиционной астронавигации не требует специальных приборов. В мультфильме Моана, оказавшись в море, вытягивает руку вперед с разжатой кистью и оттопыренным большим пальцем. В реальности ситуация абсолютно аналогичная — рука простой и главный инструмент штурмана. С ее помощью можно замерить угол расположения звезд, планет или солнца, и таким образом определить курс. Штурманы также запоминают точки восхода и захода звезд, что помогает им ориентироваться.

давно местным мореходам также помогали специальные татуировки на руках: совмещая отметки со звездами, они прокладывали курс. И сегодня у многих полинезийских женщин есть подобные тату. К примеру, жительницы Самоа часто наносят вокруг запястий изображения рыб, а на тыльной стороне ладони — звезды и специальные точки (тогитоги), идущие вверх по пальцам.

Это говорит о том, что в древности навигаторами в Тихом океане были женщины.

Женщины-мореходы нового поколения

Знания, полученные от Мау Пиейлага, десятилетиями бережно передавались из уст в уста. Так, Калепа Байбаян (Kalepa Baybayan), будучи одним из навигаторов Hokulea, получил их от Найноа Томпсона (Nainoa Thompson), который лично принимал участие в экспедиции 1976 года. Калепа в свою очередь посвятил в таинства астронавигации свою дочь Калу Танака, которая стала одной из первых , возрождающих старые традиции.

Увлеченность отца морем далеко не сразу передалась девушке. Впервые Кала отправилась в путешествие под парусом в 2006 году, когда уже училась в колледже. В 2017 году девушка стала капитаном, и ее первым самостоятельным плаваньем был переход от Гавайев до Таити на каноэ Hikianalia.

«Звезды завораживали меня с того момента, когда я впервые вышла в море. Даже сейчас я все еще зачарована ими. В навигации есть такое, что пленило меня. Это чувство, что я — как человек — могу ощущать связь с окружающим миром, стоит просто открыться», — говорит Кала.

Сейчас Кала является капитаном и главным штурманом каноэ Mookiha o Piilani. На нем при поддержке некоммерческого фонда Okeanos Foundation for the Sea она обучает навыкам астронавигации детей и взрослых, передавая культуру мореходства полинезийских народов.

«Раньше я думала, что это мы должны искать путь к разным местам. Но этот остров — он всегда был здесь, и все, что нам нужно сделать со своей стороны, это позволить ему появиться. В этом заключается магия навигации», — добавляет она.

Кала не единственная , участвующая в восстановлении утраченных традиций. У нее много единомышленниц. При этом каждая из них разным путем пришла к этому ремеслу.

Жительница Сайпана Сесилия Селепео (Cecilia Selepeo) попала на каноэ в должности и со временем увлеклась навигацией и управлением лодкой. Теперь она работает капитаном вака.

«Мой муж спросил меня: “Почему, почему ты выбрала именно такую жизнь? Почему ты решила пойти в команду?”. Я помню что ответила, что я не знаю, что это вака выбрало меня, — говорит Сесилия. — Жизнь здесь, на воде — это не я ее выбрала, а она меня».

Сесилия считает своим долгом передать наследие следующему поколению. Так это стало ее работой и призванием.

Аунофо Хавеа (Aunofo Havea) из королевства Тонга более 25 лет проработала в морской индустрии и владеет туристической компанией, которая проводит экскурсии для наблюдения за китами вблизи архипелага Вавау. Любовь к этим огромным животным привела ее к сотрудничеству с фондом Okeanos.

Женщина обеспокоена тем, что шумовое загрязнение океанов наносит вред не меньший, чем выбросы от ископаемого топлива: киты хуже слышат друг друга и поэтому им значительно тяжелее найти себе пару для продолжения рода.

Осознав, что использование вака может спасти ситуацию, Аунофо сама стала капитаном такого судна. Сейчас она активно пропагандирует, чтобы туристические компании в ее стране отказались от моторных лодок и перешли на традиционные каноэ.

«Архипелаг Вавау — одно из идеальных мест для использования вака. Здесь можно начать учить людей переходить от того, что загрязняет океан, к тому, что работает на чистой энергии. Это полезно для рыбы, окружающей среды и китов».

Возрождение традиций как спасение

Старания полинезийцев были бы малозаметны без поддержки немецкой благотворительной организации Okeanos Foundation for the Sea. Фонд помогает тихоокеанским островным государствам в строительстве традиционных каноэ, а также в их освоении для ежедневных пассажирских и грузовых перевозок.

В числе многих экологических проблем в Полинезии особенно остро стоит вопрос глобального потепления. таяния льдов на полюсах поднимается уровень мирового океана и уже в ближайшие десятилетия несколько островных государств могут уйти под воду.

Okeanos помогает полинезийцам отказаться от двигателей внутреннего сгорания и начать пользоваться зелеными технологиями на воде: парусами, электрическими двигателями, солнечными батареями. Фонд финансирует разработку и реализацию проектов, которые способны улучшить экологическую ситуацию в мире, а также просвещает общество о главных угрозах для флоры и фауны океанов.

При поддержке фонда было построено семь традиционных полинезийских каноэ, которые в апреле 2011 года отправились в двухгодичное плаванье по Тихому океану. Экспедиция получила название Te Mana O Te Moana. За время пребывания на борту сотни моряков смогли научиться астронавигации, они прошли более 210 000 морских миль только на энергии ветра и электрических двигателях, подзаряжаемых от солнечных батарей.

У экспедиции была еще одна важная цель: команда приняла участие в нескольких конференциях, освящая проблемы загрязнения океанов. Экипажи на собственном примере показывали, как человек может жить в гармонии с окружающим миром и решать повседневные проблемы без ископаемых ресурсов. В этом году Okeanos планирует выпустить фильм «Охотники за звездами» («Starchasers»), посвященный этому путешествию.

  • голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: