0 просмотров

Подводные лодки украины сколько

Содержание

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Политика

Перспективы подводного флота Украины: несуществующие хорватские «драконы», база на Дунае и сероводород как помощник (Думская, Украина)

Министерство обороны намерено в ближайшие годы приобрести за рубежом ряд образцов высокотехнологичной военной техники, в частности американские истребители F-16 (блок 62), танкодесантные корабли класса «Ньюпорт», 155-мм самоходные артустановки «Краб» и… сверхмалые подводные лодки «Дракон».

Об этом на недавнем брифинге заявил представитель департамента военно-технической политики, развития вооружения и военной техники МО полковник Владислав Шостак.

Из перечисленного нашу редакцию больше всего заинтересовали именно подводные лодки. По нескольким причинам. Первая и главная — очевидная нужда Военно-морских сил Украины в этом классе вооружений, который у нас отсутствует с 2014 года, когда россияне захватили отечественную субмарину U01 «Запорожье». Которая, к слову, была тогда единственной действующей ПЛ в северной части Черного моря.

Статья в тему:  Лодочный мотор гибрид что это

С тех пор ситуация кардинальным образом изменилась, причем не в нашу пользу. Сегодня противник располагает аж шестью современными дизель-электрическими субмаринами проекта 636.3 «Варшавянка», и только одно это создает колоссальную проблему для Украины, критически зависящей от морской торговли. Однако и российский флот крайне уязвим перед подводной угрозой, что делает субмарины весьма эффективным средством для асимметричной борьбы с агрессором.

Разговоры о закупке для ВМСУ сверхмалых подлодок идут уже давно — с 2016 года.

«Наши планы предусматривают до 2020 года возродить в составе Военно-морских сил подводные силы в составе 2 — 4 подводных лодок. Подводные силы должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе», — заявил тогда в интервью изданию Defense Express главком ВМСУ адмирал Сергей Гайдук.

Правда, он не назвал конкретные изделия. Потом вопрос сверхмалых подлодок несколько раз поднимал преемник Гайдука Игорь Воронченко:

Контекст

«Подводные лодки в степях Украины». Не шутки

Der Spiegel: НАТО сообщает о нашествии российских подводных лодок

TNI: «золотая рыбка» советского флота

Popular Mechanics: Россия спускает на воду самую длинную подлодку в мире

«К нам поступали предложения по закупке двух (малых подлодок — прим. ред.). Это очень удачный вариант применения и оттягивания непосредственно сил на море, а также переброски диверсантов. Еще есть такое понятие fleet in being, то есть имеем кое-что, что можем поставить для противника и оттянуть на себя очень большое количество сил», — рассказал он в интервью «5 каналу».

Статья в тему:  Как укрепить днище лодки пвх

И вот о них заговорили снова, причем сразу с конкретным наименованием.

Но что такое «сверхмалые подводные лодки «Дракон»? В русско-, украино- и англоязычном сегменте интернета никакой информации о таких кораблях нет. Ничего не знают о них и опрошенные «Думской» специалисты по морским вооружениям. Может, полковник Шостак оговорился или присочинил?

Легенда о Драконе

Оказалось, ни то, ни другое. «Думская» выяснила, о чем идет речь. Drakon 220 — малоизвестный проект хорватской компании Adria-Mar Shipbuilding Ltd, которая вот уже несколько лет пытается продать его разным странам. В 2016 году хорваты вели переговоры с египтянами, а в 2018-м — с филиппинцами, причем с последними вроде как даже договорились о продаже двух штук. В металле, однако, лодку до сих пор не воплотили.

Сайт компании, к сожалению, давно не пополнялся, и сведения о Drakon 220 можно почерпнуть только в хорватских СМИ и на профильных интернет-форумах этой балканской республики. Итак, это глубокая модернизация югославских подлодок Type 911 «Уна». С 1981 по 1989 годы в СФРЮ выпустили шесть субмарин этого типа. Одна из них, P-01 «Soча», пережила распад социалистической федерации и после ремонта была включена в состав хорватских ВМС под названием «Велебит». В начале 2000-х, однако, ее эксплуатация была прекращена в связи с нехваткой средств на новые батареи питания. Сейчас «Велебит» стоит на берегу в Сплите. Не лишним будет напомнить, что упомянутые батареи — штучный продукт, который изготавливают считанные государства планеты. К их числу ни Украина, ни Хорватия не принадлежат. Именно эти батареи, точнее их отсутствие, были причиной затягивания ремонта нашего «Запорожья». Ремонта, вылившегося в немалые деньги и, как потом оказалось, бесполезного.

Статья в тему:  Когда была построена подводная лодка

Но вернемся к бывшей Югославии. Лодки типа «Уна» предназначались для расстановки морских мин и доставки диверсионных групп на территорию, контролируемую противником. Обладали небольшой скоростью до восьми узлов, были вооружены четырьмя торпедными аппаратами.

«Дракон» должен быть немного длиннее и шире «Уна» — 30,27 метра длиной, 3,6 метра шириной против 21 и 2,7 метров соответственно. Разработчик планирует оставить только два торпедных аппарата, что позволит увеличить максимальную скорость до десяти узлов. При желании заказчика на лодку можно будет установить две пусковые установки противокорабельных ракет (стрельба из надводного положения). Максимальная рабочая глубина — 150 метров, дальность плавания — 280 морских миль при крейсерской скорости три узла или 31 миля на максимальной скорости. Автономность — шесть-семь суток. Экипаж пять человек. Кроме того, лодка может нести восьмерых боевых пловцов с их аппаратами и некоторое количество морских мин.

В общем, проект интересный, хотя для украинских Военно-морских сил это такое же паллиативное и временное решение, как «Гюрзы» и «Кентавры» вместо полноценного москитного флота. Чтобы хоть как-то противостоять растущей мощи Черноморского флота РФ, нужны субмарины побольше и посильнее — скажем, немецкие типа 209, которые стоят на вооружении ВМС Турции и Греции. Их длина 62 метра, подводное водоизмещение около 1500 тонн (у «Дракона» — смешные 255 тонн), осадка пять с половиной метров. Эти лодки способны погружаться на глубину до 300 метров. Восемь торпедных аппаратов калибра 533 мм, установленные в носовой части, могут использоваться для стрельбы противокорабельными ракетами Sub-Harpoon. Возможна также постановка с их помощью минных заграждений. Это весьма серьезный корабль, практически не уступающий по возможностям «варшавянкам». Увы, пока о 209-х, которые стоят 200 миллионов долларов США, приходится только мечтать, а на безрыбье и хорватский «Дракон» за субмарину сойдет.

Статья в тему:  Как усилить транец на лодке обь 3

Вот только насколько реален этот вариант? Как мы уже отмечали, в металле лодка до сих пор не воплощена, несмотря на наличие потенциальных покупателей. Опыта производства такой техники у Adria-Mar нет, в военной сфере компания успешно реализовала только один проект, построив шесть 30-узловых низкосилуэтных патрульных катеров PV30-LS для береговой охраны Ливии.

Нет у Adria-Mar и собственной верфи — она размещает заказы на сторонних предприятиях. В частности, корпуса «драконов» фирма собирается варить на одном из машиностроительных заводов государственного холдинга «Джуро Джакович» в городе Славонски-Брод. Однако, во-первых, у этого холдинга отсутствуют судостроительные мощности и соответствующий опыт, а во-вторых, сейчас он переживает не лучшие времена, балансируя на грани банкротства. Недавно правительству Хорватии пришлось выделить холдингу почти 300 миллионов кун (больше 1 миллиарда гривен), чтобы тот мог погасить текущую задолженность и разблокировать счета. Без этого «Джуро Джаковичу» грозил крах: компания не могла закупить материалы, необходимые для выполнения существующих контрактов. Далеко не факт, что «Джуро Джакович» способен сейчас взяться за реализацию «подводного» проекта — особенно если контрагентом сделки будет Украина, которая не отличается стабильным финансированием подобных программ.

В общем, все говорит о том, что, упомянув «драконы», представитель Минобороны несколько, скажем так, поторопился. Или же наших военных ввели в заблуждение.

Дунайская база

Впрочем, даже если нам удастся где-то найти приличные и существующие не на бумаге субмарины и страны/компании, готовые их продать, а также деньги, перед украинскими Военно-морскими силами встанут новые вызовы. Это, во-первых, отсутствие необходимой наземной инфраструктуры для подводных сил: та, что была до войны, осталась в оккупированном Крыму. Во-вторых, дефицит кадров: увы, большинство украинских подводников изменило Родине, и новых еще предстоит обучить.

Статья в тему:  Чем заклеить лодку

Третья проблема — чисто географическая: северо-западная часть Черного моря, где расположены существующие базы ВМСУ, практически не пригодна для базирования и развертывания сил подводного флота. Связано это прежде всего с небольшими глубинами и значительным расстоянием от берега до внешней кромки шельфа. Глубина в северо-восточной части Одесского залива составляет до пяти метров, в юго-западной — до 14 метров. На подходных каналах к порту и у некоторых причалов искусственно поддерживаются глубины 16-18 метров, однако и этого недостаточно для скрытного выдвижения субмарин. Кстати, самая мелководная часть порта — пять метров — приходится как раз на Практическую гавань, где военно-морская и пограничная базы. В условиях воздушного превосходства врага, можно даже не пытаться.

Советский Союз держал в Одессе дивизион субмарин, но все они были на консервации и под воду, во всяком случае возле базы, не спускались.

Сотрудники научно-исследовательского центра Вооруженных сил Украины «Государственный океанариум» Валерий Михайлов, Наталия Кучеренко и Маргарита Капочкина предложили свое решение этой проблемы. В открытом для публики сборнике научных трудов Военной академии Одессы они опубликовали статью «Перспективы возрождения подводного флота Украины», в которой обращают внимание на любопытный факт: Восточный и Южный флоты ВМС Китайской Народной Республики базируются в дельтах крупных рек, Янцзы и Чжуцзян соответственно.

«Более благоприятные навигационные условия в дельтах рек — это в основном невозможность формирования поверхностных волн, постоянные по направлению течения (способствующие быстрому выходу кораблей на оперативный простор, — Ред.), низкая прозрачность воды, — отмечают авторы. — Мы пришли к выводу об определенных преимуществах дислокации подводных лодок в дельте реки Дунай…. Создание такой базы на 35% сокращало бы сроки выхода на глубины 75 метров и на 25% — больше 100 метров».

Статья в тему:  Куда вынесло лодку с мальчиком

Ежели таковой появится, то субмарины смогут выходить на оперативный простор как непосредственно из лимана, так и через Килийскую дельту, куда можно будет попасть по каналу Сасык-Дунай — естественно, после его углубления и реконструкции шлюза «Головной».

«Проектная глубина этого канала три метра (то есть в надводном положении те же „Драконы» с осадкой 2,5 метра пройдут, а тип 209 с 5,5 метров уже нет, — Ред.). Однако сейчас он чрезвычайно заилен, и там могут ходить только катера и моторные лодки», — рассказал «Думской» сотрудник Измаильского управления водного хозяйства.

Предстоит еще проложить к лиману железную дорогу для тылового обеспечения базы. Ну и построить все береговую инфраструктуру. Звучит, конечно, как фантастика, но…

Польза сероводорода

В той же работе сотрудники «Государственного океанариума» приводят интересные данные о низкой эффективности использования в условиях Черного моря средств поиска подводных лодок.

«Низкочастотные гидроакустические системы сталкиваются с проблемой ограниченной дальности действия в условиях негативной рефракции акустических волн. Активные и пассивные гидроакустические системы поиска подводных лодок не обеспечивают непрерывности сопровождения цели в условиях возникновения зон акустической тени. Также негативно влияет на работу гидроакустических станций эманация метана с морского дна (условия шельфовой зоны) и иловый вулканизм в центральной зоне моря и в районе Керченского залива».

Авторы считают, что наличие сероводородной зоны позволяет Украине строить вооруженные крылатыми ракетами субмарины с глубиной погружения до 150 метров (тип 209 и «варшавянки» погружаются на 300 метров), что существенно снижает затраты на возрождение отечественного подводного флота.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Статья в тему:  Лодка из тюленьей кожи как называется

Цусима для ВМСУ: как Украина самостоятельно лишила себя флота еще до 2014 года

В ходе воссоединения Крыма с Россией весной 2014 года украинский военно-морской флот был окончательно уничтожен. Так утверждает украинский эксперт Михаил Жирохов в своей статье «За кулисами аннексии: ВМФ Украины в крымских событиях», которую недавно опубликовало украинское интернет-издание «Фраза».

«При разделе Черноморского флота россияне сделали все, чтобы нам достались не самые современные корабли, кроме того — как можно меньше», — утверждает автор.

Давайте вместе разберемся, насколько выводы господина Жирохова соответствуют истине.

Ракетные комплексы и детсады

Начнем с тех вещей, которые у автора текста про ВМСУ по какой-то причине полностью остались за кадром.

Дело в том, что корабельный состав военно-морского флота, фигурально выражаясь, лишь самая заметная часть флотского «айсберга». Ниже этой части находится то, что обычно остается вне поля зрения обывателя, но без чего современный флот обойтись никак не может — речь идет о береговой составляющей военно-морских сил, которая включает в себя тысячи объектов флотской инфраструктуры: от командных пунктов, пунктов управления, узлов связи, складов, хранилищ, конструкторских бюро, судоремонтных и судостроительных предприятий, береговых ракетных комплексов, береговых баз, учебных отрядов, танков и бронетранспортеров морской пехоты до инфекционных госпиталей, комплексов радиоэлектронной борьбы, военных комендатур, спортивных объектов, редакций газет, детских оздоровительных лагерей, аэрологических станций, аэродромов, домов офицеров, музеев, библиотек, матросских клубов, самолетов берегового базирования, детсадов и портовых кранов.

Все это — тоже Черноморский флот! Все это после распада СССР также следовало разделить между Россией и Украиной. С учетом количества доставшихся Украине объектов Черноморского флота в Крыму и за его пределами, а также цехов и КБ мощнейшего Николаевского судостроительного комплекса говорить о том, что Москва как-то «обделила» Киев, было бы как минимум странно.

Статья в тему:  Как бросать спасательный круг с лодки

Мы воздержимся от перечисления всего, что Украина при разделе ЧФ приобрела на берегу — не из-за лени, а потому что список получится невероятно длинным, в формат короткой заметки он никак не уместится. К тому же почти все соответствующие сведения можно легко отыскать в Интернете.

Мы же поговорим о том, какие корабли и катера получили украинские моряки при разделе Черноморского флота, и как они этими вымпелами распорядились.

«Зрада» по имени «Украина»

Помимо огромного количества имущества Черноморского флота Украина из числившихся к моменту раздела в составе ЧФ 525 боевых кораблей, катеров, судов и прочих плавсредств получила 137 единиц. Естественно, не все из них были на ходу и не все были достроены. Тем не менее, факт есть факт — ВМСУ получили 137 плавединиц.

Да, доля России при разделе корабельного состава оказалась больше, однако для Украины это вполне компенсировалось большим количеством полученного берегового имущества.

Итак, совершим прогулку по вымпелам, доставшимся ВМСУ.

Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.6 «Варяг». Заложен в 1985 году. В 1993 году, будучи завершен на 67%, достался Украине. В 1998 году недостроенный корабль всего за 25 миллионов долларов был продан Китаю. Официально — для переоборудования «Варяга» в морской развлекательный центр. Доплатив еще 5 миллионов за буксировку, китайцы переименовали «Варяга» в «Ляонин» и перестроили его в свой первый авианосец.

Ракетный крейсер проекта 1164 «Адмирал флота Лобов». Заложен в 1984 году. В 1993 году, будучи завершен на 75%, достался Украине, после чего был пафосно переименован, извините, в «Украину». К 1998 году крейсер, по информации украинской стороны, удалось довести до 95% готовности. До 2014 года Киев неоднократно озвучивал планы достройки корабля для ВМСУ с помощью России, а Москва точно так же неоднократно в полуофициальной форме заявляла, что не прочь была бы приобрести крейсер для своего ВМФ.

Статья в тему:  Как называется лодка разина

После 2014 года передача Украине «Украины» была объявлена постмайданными патриотами «зрадой» и «провокацией Москвы». Почему? Потому что достроить крейсер украинцы так и не смогли, а вот разорить судостроительный завод расходами на свое содержание «Украине» вполне удалось. В 2017 году президент Украины принял решение наконец-то продать многострадальный крейсер на лом.

Из пяти сторожевых кораблей проектов 1135, 1135М, 11351 — три списаны, один разобран на стапелях, один достроен и до сих пор в строю — это тот самый почти уже легендарный «Гетман Сагайдачный», крупнейший боевой корабль и по совместительству флагман современных ВМСУ. Еще раз подчеркнем: у украинцев были неплохие шансы к 2014 году иметь как минимум четыре таких корабля, а как максимум пять, если бы получилось достроить «Красный вымпел», переименованный новыми владельцами в «Гетмана Вишневецкого».

Сделаем маленькое отступление. «Варяг», «Лобов» и сторожевые корабли проектов 1135, 1135М, 11351 в середине 90-х, на момент раздела флота, являлись вполне современными кораблями. Мало того, корабль одного с «Варягом» проекта — российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а также «систершипы» «Лобова» и «Сагайдачного», до сих пор ходят под российским флагом. Таким образом, мысль о том, что Украине достались «не самые современные корабли» — от лукавого.

Конец отступления. Продолжаем знакомиться с переданными ВМСУ кораблями и катерами.

Самый маленький — в строю!

Шесть корветов проектов 1124 и 1124П. Из них три отправлены на слом, два остались под контролем РФ в Крыму и только над одним до сих пор реет украинский флаг. Это — лишенный хода корвет «Винница», по поводу которого украинцы никак не могут решить, что выгоднее — списать корабль или попробовать вернуть его в строй.

Статья в тему:  Сколько атомных подводных лодок у китая

Сторожевой корабль проекта 159 СКР-112 — утилизирован.

Два больших ракетных катера проекта 12411Т. На первом из них, переименованном в «Приднепровье», украинцы смогли отстреляться ракетами лишь в 2007 году. Через пять лет после этого катер отправился в ремонт, из которого, по сути, так и не вышел, перейдя в 2014 году под контроль РФ. Второй, «Кременчуг», украинцы ремонтировали-ремонтировали, да так с 1992 года и не отремонтировали, списав-таки катер в 2012 году.

Пять больших ракетных катеров проекта 206МР. Три списаны, один продан Грузии, один, «Прилуки», в строю, но без ракетного вооружения и со снятыми пусковыми установками.

Пять корветов проекта 12412. Три списаны, один под контролем РФ, один, «Григорий Куропяткин», в строю.

Четыре сторожевых катера проекта 133. Все утилизированы.

Три артиллерийских катера проекта 1204. Один утилизирован, один в вечном ожидании ремонта, один в строю.

17 пограничных катеров 205П. В строю осталось лишь четыре.

Семь тральщиков проектов 254, 266М, 1265 и 1258. Три списаны, три под контролем РФ (включая один, переоборудованный в учебно-тренировочную станцию), один — самый маленький, рейдовый «Геническ», в строю.

Приваренная к причалу подлодка

Два больших десантных корабля проектов 775 и 1171. Первый — под контролем РФ, второй исключен из состава ВМСУ.

Один средний десантный корабль проекта 773 — в строю.

Один малый десантный корабль проекта 106К — списан.

Один десантный катер проекта 1176 — в строю.

Статья в тему:  Чем заклеить лодку

Одна дизель-электрическая подводная лодка проекта 690. Передана Украине в 1999 году. Разграблена, полузатоплена.

Одна дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. Под названием «Запорожье» вошла в состав ВМСУ в 1997 году. Долго стояла без аккумуляторных батарей. По слухам, в какой-то момент лодку, во избежание затопления, пришлось приварить к причалу. При помощи российских специалистов «Запорожье» в первый раз под украинским флагом и своим ходом смогла выйти в море только 25 апреля 2012 года. С 2014 года подлодка — под контролем РФ.

Два больших гидрографических корабля проекта 861 — оба утилизированы.

Три малых гидрографических корабля проектов 870 и 871 — все три проданы.

Плавбаза проекта 1798 — утилизирована.

Морской транспорт вооружения проекта 1823 — утилизирован.

Большой морской танкер проекта 1559В — утилизирован.

И так далее, и тому подобное.

Цусима по-украински

К концу 2012 года полученные ВМСУ от Черноморского флота 137 плавединиц «ужались» всего до двух-трех десятков. Причина — поставленные украинскими моряками на поток «дерибан», разворовывание, списание, отправка в лом и продажа за бесценок доставшихся им вымпелов.

Именно это, а не пресловутая «аннексия Крыма», стало для ВМСУ настоящей Цусимой, организованной исключительно собственными силами и без какого-либо вмешательства «вероятного противника»! Именно так корабельный состав ВМСУ из весьма впечатляющей, по крайней мере на бумаге, группировки, располагающей ударным вооружением, «докатился» до совершенного ничтожества, чья боевая немощь исчисляется количеством речных бронекатеров.

Если вернуться к приведенному нами ранее списку, нетрудно заметить, что Украина совершенно самостоятельно сумела лишить себя куда большего количества кораблей, чем утратила в результате известных событий весны 2014 года. Но признать это, разумеется, куда труднее, чем писать про то, что «ВМСУ были уничтожены в ходе аннексии Россией Крыма».

Статья в тему:  Как усилить транец на лодке обь 3

TNI: Удастся ли российским подлодкам потопить американский флот в случае войны?

В ВМС США с тревогой наблюдают за «усиливающейся угрозой» со стороны подводного флота России и Китая, однако проблема скорее заключается в том, что возможности американской противолодочной обороны существенно ослабли, считает редактор американского журнала по военно-политической тематике The National Interest (TNI) Дейв Маджумдар.

«Соединенные Штаты вместе со своими партнерами по НАТО допустили серьезное отставание в вопросах противолодочной обороны, поскольку их внимание было приковано к войнам в Ираке и Афганистане», — уверен капитан первого ранга в отставке Джерри Хендрикс, работающий директором программы военных стратегий и оценок в Центре новой американской безопасности (Center for a New American Security).

Редактор TNI, ссылаясь на опубликованный недавно доклад Центра стратегических и международных исследований (CSIS) под названием «Подводная война в Северной Европе», сообщает, что сегодня в боевом составе ВМФ РФ имеется примерно 56 подводных лодок, но, как утверждается, «в эксплуатационной готовности находится меньше». В Народно-освободительной армии Китая (НОАК) имеется около 70 субмарин, однако по своим качественным характеристикам они существенно отстают от американских и российских.

По данным CSIS, в составе ВМС США имеется примерно 52 ударные субмарины при потребности 48 лодок, но к 2029 году их останется 41. Военно-морское командование США признает, что 48 лодок — это слишком мало, и в настоящее время изучает возможности по увеличению этой цифры. Однако у американских ВМС мало возможностей для количественного увеличения подводного флота.

«В конце 20-х — начале 30-х годов мы достигнем минимума в количестве 40−41 лодка, и только потом начнем выбираться из этой ямы, — заявил контр-адмирал Майкл Джебели, возглавляющий в ВМС США программу строительства подлодок. — В данный момент мы не в состоянии решить эту проблему. Это результат решений, принятых много лет назад».

Как отмечает Маджумдар, «поскольку Россия и Китай наращивают активность своих подводных сил, американские ВМС ощущают острую потребность усовершенствовать свою систему противолодочной обороны».

«Россия и Китай могут серьезно осложнить оперативные планы ВМС США, — пояснил капитан Хендрикс. — Дело в том, что нашу основу составляют силы передового базирования, размещенные в 19 морских регионах мира, где у нас есть четко обозначенные национальные интересы. Все, что надо сделать России и Китаю, это направить несколько своих подлодок в те воды, где действуют наши корабли разных типов, начиная с кораблей прибрежной зоны и кончая суперавианосцами. И мы это сразу заметим».

Проблема не только в недостаточном финансировании работ по противолодочной обороне. Налицо явное снижение уровня боевой подготовки ВМС США, говорится в статье.

«Мы прилагаем недостаточно усилий к тому, чтобы наши противолодочные силы были на высоте. На авианосцах больше нет S-3 Viking (палубный противолодочный самолет), а экипажи вертолетов с опускаемыми гидролокаторами на учениях последних лет недостаточно оттачивают свои навыки, из-за чего командиры ударных групп не могут сказать, что в спорных водах они чувствуют себя в безопасности, — комментирует Хендрикс. — Кроме того, экипажи наших надводных кораблей с носовыми гидролокаторами и пассивными кормовыми гидроакустическими станциями также подготовлены недостаточно, особенно к борьбе с опасными целями, такими как современные атомные подводные лодки и лучшие дизельные субмарины, и они не всегда знают, что им надо делать».

Кроме того, отмечают американские военные эксперты, от недостаточного уровня подготовки ВМС страдают не только ударные авианосные группы и надводные корабли, но и морская патрульная авиация, базирующаяся на берегу и ведущая охоту за субмаринами. У экипажей этих самолетов недостаточно опыта для успешного противодействия «растущей угрозе со стороны подводного флота России и Китая».

«Летчики морской патрульной авиации мало летают на своих новых противолодочных самолетах P-8 Poseidon и поэтому не могут быть уверены в своих навыках при ведении масштабной противолодочной борьбы. Нам нужны крупные учения по противолодочной обороне против малошумных лодок, и нам нужно много таких учений», — заявил Хендрикс.

Резюмируя, редактор The National Interest отмечает, что у Китая есть крупные подводные силы, но «его субмарины технически несовершенны, поэтому КНР предстоит еще многое сделать, прежде чем она войдет в высшую военно-морскую лигу и сможет составить конкуренцию США и России».

Статья в тему:  Как бросать спасательный круг с лодки

Проблема для США и НАТО состоит скорее не в усиливающемся российском флоте, а в отсутствии у Запада современных средств противолодочной борьбы, уверены эксперты.

Почему Украина так и не стала «подводной державой»

Россия утилизирует символ и гордость украинского военно-морского флота – подводную лодку «Запорожье»

Последняя из могикан

На портале госзакупок Минобороны России разместило тендер на утилизацию некой дизель-электрической подводной лодки проекта 641. Срок подачи заявок установлен до 25 июля, стоимость работ по утилизации субмарины не называется.

Казалось бы, что здесь сенсационного? Периодически отслужившие свой срок и исключённые из состава военно-морского флота корабли разбирают на металлолом или продают по демпинговым ценам странам «третьего мира». Если, конечно, находятся желающие их купить. А главное – имеют средства на то, чтобы поддерживать подобный секонд-хенд в плавучем состоянии.

При этом дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 641, или по классификации НАТО «Фокстрот», – по современным меркам совсем уж допотопные субмарины. Их «звёздным часом» стал Карибский кризис 1962 года, когда четыре советских подлодки этого типа были скрытно перебазированы на Кубу. В условиях развития вооружений, к концу 1980-х годов, они считались устаревшими. В 1990-е годы их вывели из состава советского и российского флота. В начале 2000-х «фокстроты» списали Польша и Индия. К началу второго десятилетия XXI века эти подлодки оставались в составе трёх флотов «великих морских держав» (в жирных кавычках) – Кубы, Ливии и… Украины.

Статья в тему:  Как называется лодка разина

Подводная лодка «Запорожье». Фото: vaalaa / Shutterstock.com

История единственной украинской подводной лодки «Запорожье», по мнению русского писателя-мариниста, капитана 1-го ранга Владимира Шигина, достойна целого романа. Уже пять с лишним лет жители и гости Севастополя имеют уникальную возможность наблюдать этого «первенца» и «гордость подводных сил Украины» стоящим на приколе в Южной бухте под русским Андреевским флагом. А значит, сомнений быть не может. С вероятностью в 100% в случае с утилизацией речь идёт именно об этом «чуде техники».

От славы к безысходности: Как советская подлодка оказалась в степях Украины

Однако, прежде чем поминать известный анекдот про погибшую в степях Украины в неравном воздушном бою подводную лодку, напомним, что эта субмарина была введена в строй в начале 1971 года и четверть века доблестно прослужила в составе трёх флотов ВМФ СССР и России – Балтийского, Северного и Черноморского. Не каждый военный корабль в мирное время может похвастаться такими достижениями, как Б-435, а именно такое невзрачное название до поднятия жовто-блакитного прапора носила наша «героиня». На её счету – 14 дальних морских походов, в том числе переход из Балтийского моря в Баренцево вокруг Скандинавии, походы в Атлантику и Средиземное море с посещением портов Кубы, Сирии, Югославии, Египта, Марокко, Туниса.

Летом 1990 года по внутренним водным путям тогда ещё единой страны уже устаревшую субмарину перебазировали с Белого моря в Чёрное, где её и застали смутные времена.

Статья в тему:  Когда была построена подводная лодка

При разделе Черноморского флота в 1997 году подлодка Б-435 досталась Украине. Как свидетельствует уже упомянутый нами Владимир Шигин, всё произошло не случайно. Хитроумные украинцы выбрали её для своего флота как самую боеготовую из всей 155-й бригады подводных лодок. Незадолго до этого она прошла средний ремонт, а в 1994 году была удостоена звания «отличной» подлодки на всём ещё едином Черноморском флоте. 11 июля 1997 года над Б-435 был торжественно поднят украинский флаг, её переименовали в «Запорожье» и присвоили бортовой номер U01.

История с бортовым номером также имела символический характер. Фактически устаревшая подлодка объявлялась первым боевым кораблём Украины. При этом украинцы подошли к созданию собственных «пiдводних сил» с характерным размахом. Было организовано целое соединение – отдельный дивизион подводных лодок ВМС Украины. Правда, уже через несколько лет его разогнали. Штат лишь формально существующего подразделения был слишком раздут, а новоиспечённые «покорители морских глубин» с трезубцами на кокардах попросту страдали бездельем.

«Запорожье». Фото: www.globallookpress.com

Причина сего банальна – на строительство или закупку новых субмарин у Киева денег не находилось, а единственная имеющаяся подлодка была уже не способна погружаться в морские глубины.

Пятнадцать лет без погружений

Стоит ли говорить о том, что служба субмарины под новым флагом не задалась с самого начала. С одной стороны, подводную лодку покинули многие опытные члены экипажа, не желавшие изменять воинской присяге и служить Незалежной. Во-вторых, вышли из строя аккумуляторные батареи. А в новоиспечённой стране, название которой, по версии некоторых юмористов, является однокоренным со словом «украсть», попросту не нашлось средств на их замену. Поэтому прямиком с торжественной и пафосной церемонии новоявленная «гордость украинского флота» отправилась на прикол в Балаклавской бухте. На несколько лет о ней попросту забыли.

Статья в тему:  Сколько атомных подводных лодок у китая

«Вспомнили» о подлодке лишь в конце 2002 года. Кое-как наскребли 3,5 миллиона долларов на закупку в Греции аккумуляторных батарей, и в феврале 2003 года «Запорожье» отбуксировали в Севастополь на принадлежащий российскому Черноморскому флоту судостроительный завод №13. Украинские власти рассчитывали, что уже в начале 2005 года подлодка сможет выйти в море. В 2004 году, накануне событий, известных как «оранжевая революция», группа офицеров – членов экипажа «первенца украинского подводного флота» была отправлена на специальные курсы в США. Однако приобретённые у американцев навыки командования дизельными субмаринами украинским морякам так и не пригодились.

Ситуация балансировала на грани между комедией и трагедией. 3,5 миллиона долларов были потрачены зря (!). Греческие аккумуляторные батареи оказались непригодны для советской подлодки. Да и сами аккумуляторы предприимчивые украинские морячки попросту разобрали на металлолом. Таким образом, единственная украинская субмарина вновь встала на прикол.

Новый, «оранжевый» министр обороны Анатолий Гриценко не испытывал иллюзий в отношении «Запорожья» и предлагал её списать и продать. Тем более одно время украинскую подлодку вроде бы как соглашалась купить Ливия вдобавок к двум оставшимся в составе её флота «фокстротам». Однако эта идея так и не была реализована. Оказалось, что шкурка не стоит выделки.

А. Гриценко. Фото: www.globallookpress.com

В 2009 году в Киеве вновь решили восстанавливать многострадальную подлодку для собственных военно-морских сил. И снова обратились за помощью к России. В начале 2010 года на «Запорожье» наконец-то установили новые аккумуляторы, а также провели целый ряд других ремонтных работ, после которых субмарина по крайней мере смогла выйти в море. Общая стоимость капремонта «первенца подводных сил ВМСУ» оценивалась в 60 миллионов гривен, не считая закупки аккумуляторов.

Статья в тему:  Куда вынесло лодку с мальчиком

В 2011 году «Запорожье» уже принимала участие в совместных российско-украинских военно-морских учениях «Фарватер мира». Правда, в роли условно затонувшей субмарины. А та часть манёвров, где её задействовали, проходила прямо у причала 13-го судоремонтного завода.

Испугались, что не доплывёт до Одессы

Спустя 15 лет после поднятия на подлодке украинского флага «Запорожье» наконец-то смогла выйти в море с использованием собственной силовой установки (в сопровождении буксиров, но это так, на всякий случай), совершить погружение на перископную глубину 14 метров и даже после всего этого успешно всплыть. За сим действием, происходившим в июле 2012 года, наблюдало всё украинское высшее военное командование, включая министра обороны Дмитрия Саламатина, начальника Генерального штаба ВСУ генерал-лейтенанта Владимира Заманы и исполняющего обязанности командующего ВМС Украины вице-адмирала Юрия Ильина. Пожалуй, не хватало только президента Виктора Януковича.

В. Янукович. Фото: www.globallookpress.com

В начале 2013 года подлодку «Запорожье» в очередной раз торжественно, с исполнением гимна и поднятием флага, приняли в состав военно-морских сил Украины. Местом базирования для неё была определена Стрелецкая бухта Севастополя. Там она находилась до 22 марта 2014 года, когда после недолгих переговоров с представителями Черноморского флота экипаж «Запорожья» поднял на своей подводной лодке Андреевский флаг. Большая часть личного состава во главе с командиром подлодки капитаном 1-го ранга Робертом Шагеевым перешла на службу в ВМФ России. В тот же день бывшая украинская субмарина была перебазирована в Южную бухту Севастополя, где находится и по сей день.

Статья в тему:  Когда была построена подводная лодка

Стоит ли говорить, что в Черноморском флоте России такому украинскому «подарку» очень «обрадовались». Для несения боевого дежурства она непригодна. Превратить её в музей – так зачем России музей украинской жадности и глупости? В итоге приняли поистине соломоново решение – посоветовали коллегам из Незалежной просто приехать и забрать свой металлолом куда-нибудь подальше от крымских берегов. Однако тем уже было не до «символа украинского флота». О «Запорожье» на Украине снова забыли. Или попросту испугались, что подлодка затонет где-нибудь на полпути к Одессе, что вызовет острый приступ смеха не только у «клятых москалей», но и у «западных партнёров».

В конечном итоге, когда российский президент в очередной раз предложил украинцам приехать в Крым и забрать все оставшиеся там плавсредства своей бывшей «фльоти», те, в силу природной жадности, потребовали от России отремонтировать весь их металлолом, да и впридачу вернуть сам полуостров. На этом разговор был закончен.

Несостоявшаяся «волчья стая»

Фото: paparazzza / Shutterstock.com

Рассказ об истории украинского «пiдводного флота» был бы неполным, если бы мы умолчали ещё об одном интересном эпизоде. На самом деле у Украины могло бы быть как минимум целых две подводных лодки.

Как известно, история военно-морских сил Незалежной началась с откровенного пиратства, когда группа бывших советских морских офицеров в расчёте на персональный шмат сала от «незалежной молодой краины» попросту захватила и угнала из Крыма в Одессу принадлежавший тогда ещё единому Черноморскому флоту сторожевик. Это случилось в июле 1992 года в разгар противостояния между командующим Черноморским флотом адмиралом Игорем Касатоновым и киевским режимом Кравчука, объявившим ЧФ собственностью Украины. Внезапно осознавшие себя «патриотами Незалежной» вчерашние советские офицеры нашлись и в составе подводных сил Черноморского флота. Одним из них был заместитель командира 14-й дивизии подводных лодок капитан Евгений Лупаков.

Статья в тему:  Как бросать спасательный круг с лодки

13 марта 1992 года он вместе с группой единомышленников–«самостийников» предпринял попытку захвата новейшей подлодки Б-871 (проекта 877В «Палтус») и приведения её экипажа к украинской присяге, что было прямым нарушением приказа комфлота Касатонова. Однако патриотически настроенные офицеры и матросы загерметизировались в 4-м отсеке субмарины и пообещали взорвать её вместе с собой, если принятие украинской присяги не прекратится. В итоге на сторону Украины из всего экипажа Б-871 перешли лишь пятеро офицеров и матрос с фамилией Махно. После продолжительного ремонта Б-871 получила новое название «Алроса» и до поступления новейших ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка» оставалась единственной боеспособной субмариной Черноморского флота РФ.

Что же касается перебежчика Лупакова, то свой шмат сала от украинской власти он всё-таки получил. В настоящее время Лупаков является одним из лидеров «Конгресса украинских националистов» (КУН) и почётным главой «Союза офицеров Украины». Периодически он делает публичные антироссийские заявления в украинских СМИ. Так, в 2017 году обещал уничтожить российский Черноморский флот «в труху», если у Украины будет «хотя бы пяток подводных лодок». Как говорится, вашему теляти да нашим волком не подавиться бы…

Ещё одну списанную советскую подводную лодку СС-310 в 2000 году «братскому украинскому народу» подарил не кто иной, как сам Владимир Путин. Подарок отбуксировали в Херсон для превращения в музей военно-морских сил Украины. Никакого музея, естественно, не было создано.

Статья в тему:  Куда вынесло лодку с мальчиком

Цела ли подлодка или предприимчивые украинцы уже давно нашли ей применение, растащив на металлолом, история умалчивает.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector