10 просмотров

Подводная лодка курск на какой глубине

Водолаз рассказал о погружениях к подводной лодке «Курск» (27 фото)

12 августа 2000 года в Баренцевом море на глубине 108 метров в результате катастрофы затонула атомная подводная лодка «Курск». Весь экипаж, состоявший из 118 человек, погиб. Далее вас ждет рассказ российского водолаза Андрея Звягинцева, который был в числе тех, кто погружался к подлодке.


Водолаз Андрей Звягинцев был одним из участников операции по подъему тел затонувших подводников, начавшейся 25 октября 2000 года. И до сих пор не может ее забыть, даром что за четверть века в морской службе случалось всякое. В 2011, к примеру, была пассажирская «Булгария». Но «Курск» — отдельной графой. Как для всей страны.

В те августовские дни 17 лет назад Андрей с командой собирался на плановые учения. Срочный приказ отправиться в район Баренцева моря спутал все планы. Было понятно: ситуация серьезная. Но что настолько страшная, никто и представить не мог.

В операции по подъему тел подводников и секретных документов затонувшей подлодки участвовали 6 россиян и 6 водолазов из Норвегии: именно они сделали технологические вырезы в корпусе атомохода. А внутрь «Курска» уже пошли наши специалисты.

Водолазов-глубоководников иногда поэтично называют витязями глубины, даром что красоты в их работе, прямо скажем, мало. Однако Андрей — действительно витязь. И фраза из легкомысленной песенки о «военных, красивых, здоровенных» — тоже про него. Он настоящий русский мужик. И не только потому, что участвовал в операции по подъему тел затонувших подводников. Хотя поэтому — в первую очередь. Настоящий, потому что не хвалится своими заслугами.

В 2000 году он, 31-летний капитан второго ранга, уже имел множество наград. Но ни родители, ни жена Ирина никогда не знали точно, какую работу он выполняет в командировках. И могли только догадываться, как рисковал их любимый сын и муж.

Статья в тему:  Какое вино дают на подводной лодке

С Андреем и Ириной мы встретились в военном санатории уже после завершения операции осенью 2000 года. И поняли, что настоящий офицер Звягинцев — еще и очень душевный человек.

— Когда по телевизору сказали, что в России нет сил и средств для спасения, нет водолазов-глубоководников, у меня и у всех моих подчиненных мичманов был шок, — вспоминал Андрей. — Такого мы о себе еще не слышали. Я командир спасательной группы, у нас их две в отряде! Никто не имеет меньше 2000 часов погружения. Высококлассные специалисты! Когда о трагедии сообщили СМИ, мы уже сидели в готовности: отряд ведь быстрого реагирования. Хотя средств, с которыми нужно спускаться, действительно нет.

Отбор был жесткий. Сначала назначили 12 человек, а пошли шесть. Из отряда остались: сам Звягинцев, Сергей Шмыгин, который всегда работал с ним в паре, и Дмитрий Семизаров. Еще трое — черноморец Юрий Гусев, Дмитрий Новиков с Балтийского флота и представитель 40-го НИИ Владимир Селютин.

— Работали так: двое наших, один англичанин. Норвежская контора набирает водолазов со всего мира. Помните, во время Второй мировой немецкие подлодки торпедировали «Эдинбург», на котором мы по ленд-лизу перевозили золото из Мурманска в Англию? Англичане потом организовали на место гибели экспедицию. Так вот, с нами работали четверо из тех, кто спускался на «Эдинбург». Нашим ребятам в основном по 28-30 лет, а у них самому молодому — 42. Критерий у водолазов один: здоровье. Снаряжение для спуска на глубину до 60 метров весит 90 килограмм. Так что хрупким здесь делать нечего.

Статья в тему:  Каким клеем лучше всего клеить лодки

Когда кто-то сказал, что российские специалисты уступают англичанам в профессионализме, наши поначалу оробели. Но, спустившись, сами поняли: профиль российских водолазов шире. Наш специалист делает очень много, их — только работает под водой и техники не касается.

— Словом, мы и тут оказались круче! Перед спуском отрабатывали аварийные ситуации. Например, на случай прекращения подачи воздуха в скафандр. Англичане не понимали: как может пропасть воздух? Капиталисты! В наш адрес они позволили единственное замечание: «Вы все делаете очень быстро!» Они-то в возрасте, английские пэры! Поначалу мы с ними объяснялись путем рисунков, жестов, на пальцах. А прощались друзьями.

Супруга Андрея Ирина ждала мужа дома. Пока не ушел в барокамеру, все время звонил с «Регалии». Потом сказал: «Смотрите телевизор». И она стала переживать еще больше. Все время перезванивалась с родителями. А там только старенькая бабушка Андрея одна всех успокаивала. И даже виду не подавала, что волнуется.

— Когда передали, что спуски закончились, я так обрадовалась, что даже закричала, — смахивает слезу Ирина.

— Отец сильно волновался, — рассказывал Андрей. — Я уже потом узнал. Он чуть ли не каждый день ходил в церковь, свечи ставил. Когда после операции я первый раз позвонил, он взял трубку, и было слышно, как мама плачет. Отец признался тогда: «Ты извини, просто все накопилось».

Статья в тему:  Можно ли эхолотом lowrance hook-4x ловить со стоящей лодки и зимой

— А мне на работу однажды позвонил Боря из отряда, — продолжала Ирина. — Он не спускался, оставался на корабле. Помню, сказал: «Андрей передает привет, у него все хорошо». А у меня такой ком в горле — слова вымолвить не могу. Чувствую, если начну говорить, просто заплачу и все. Он понял, начал утешать: «Вы не волнуйтесь!» Андрей перед отъездом тоже успокаивал: «Не переживай, в лодку не полезу». Я: «Не лезь, все рано застрянешь, ты слишком большой!» Хотя знала, что полезет. И самый первый. А я как представлю себе эти шланги. Застрянут. Запутаются.

— Дилетант! За первым спуском следили все! Если б мы тогда замандражировали, больше уже не спустились бы. Трудность в том, что к нам подходила куча шлангов: водообгрев, подача воздуха, телекамера, связь. Скрученная связка неопасна, но возле водолаза кабели расходятся в разные стороны и представляют собой большое количество петель. Поэтому мы закутывали друг друга так, чтобы ни на один гвоздь не напороться, ни за что не зацепиться.

У иностранцев была задача вскрыть атомоход «Курск». С телами подводников работали только россияне.

— Спасибо Петербургской военно-медицинской академии, кафедре физиологии подводного плавания. Нас возили в морг, показывали человеческие тела во всех состояниях. Мы привыкли. А вообще. Бояться надо живых. Ира правильно говорит: мы все болеем фанатизмом. Для нас чем ситуация сложнее, тем интереснее. Это в хорошем смысле слова наркомания. Если так можно сказать.

Статья в тему:  Какое масло заливать в гидроцикл ямаха

Живых быть не может

Помню, тогда всех волновал вопрос: почему прекратили поиски в девятом отсеке атомохода. Андрей объяснил: был пожар, все завалило. Еще при первом погружении брали концентрацию воздуха и поняли: живых быть не может. СОР превышало все допустимые нормы. Однако несколько подводников успели надеть спецкостюмы.

— В этом пусть разбирается комиссия, там много непонятного. Некоторые спрашивают: почему водолазы не читали записки? Но это же нонсенс! Мы все собирали и поднимали наверх.

Гордость российского флота, атомный крейсер «Курск» безжизненно покоился на глубине 108 метров. Тем, кто связал жизнь с морем, видеть это было невыносимо. И забыть невозможно. Боль осталась в сердце навсегда.

Внутри все было перевернуто, на стенах от воды — черные разводы. Только когда водолазы обнаружили тело капитана Колесникова, его записку и вещи других моряков, картина трагедии стала более или менее понятной.

Летом 2001 года капитан 2 ранга Звягинцев снова руководил группой водолазов: теперь предстояло осуществить подготовку и поднять атомоход «Курск». У Андрея максимальное количество погружений. Больше 870 часов он провел под водой на глубине 112 метров. Думал ли там о семье?

— Честно — нет. В камере у меня всегда была с собой фотография. А на глубине подобные мысли могли привести если не к трагедии, то к неадекватной ситуации.

Статья в тему:  Можно ли сейчас ловить рыбу с лодки

В 2002 году Андрею Звягинцеву было присвоено звание Героя России. Спустя два года он стал капитаном 1 ранга. Сегодня Андрей Николаевич — начальник 40 НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны, депутат муниципального образования город Петергоф.

Атомная подводная лодка «Курск»

Атомные подводные лодки (АПЛ) получили развитие во времена Холодной войны, став на вооружение ведущих мировых держав. Широкий спектр возможностей позволил оснащать их как стратегическим ядерным оружием, так и противокорабельными боеприпасами.

Атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 «Курск» — российская подлодка, считавшаяся одной из лучших на флоте. Принадлежала к проекту 949А «Антей», корабли которого вооружены крылатыми ракетами и рассчитаны на поражение авианосцев противника.

Трагедия, произошедшая с подлодкой в 2000 году, стала одной из самых серьезных катастроф советского и российского флота после Второй Мировой войны. До сих пор высказываются разные версии, почему она затонула, некоторые указывают на недоработки конструктивной части.

История разработки и создания АПЛ

История разработки атомохода К-141 связана с проектом 949А «Антей». Техническое задание на него было выдано еще в 1969 году. Перед подводными лодками данного класса изначально ставилась задача противодействовать авианосным группа противника.

Всего построено 12 субмарин данного класса из запланированных 18, К-141 стал 10-ой. Курск подводная лодка заложена в Северодвинске в 1990, в 1993 получила свое название в честь Курской битвы. На воду спущена в 1994, 30 декабря того же года принята в эксплуатацию. Испытания показали отличную подготовку экипажа и самой лодки.

Статья в тему:  Бухта где лодки парят над водой

Конструкция подлодки

Атомные подводные лодки (АПЛ) проекта «Антей» имеют двухкорпусную конструкцию. Расстояние между легким и прочным корпусом составляет 3,5 метра, что обеспечивает субмарине хорошую живучесть. Также это обеспечивает дополнительную защиту от взрывов.

Какой класс

«Курск» относится к проекту 949А «Антей». Его класс — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК, АПРК). Также может называться подводным ракетным крейсером. Основное назначение — уничтожение авианосцев и противодействие авианосным группам.

Отсеки

Прочный корпус подлодки разделен на 10 отсеков:

  • носовой (торпедный) — здесь расположены пусковые аппараты и боекомплект;
  • второй отсек командный, имеет четыре палубы, здесь обеспечивается управление кораблем;
  • третий — радиоэлектронный центр связи;
  • четвертый — жилой, здесь расположены кубрики, кают-компания, спортзал, сауна, душевые, система управления пожаротушения;
  • пятый — дизель-генератор, вырабатывающий электроэнергию;
  • шестой — реакторный с двумя установками, в переходе к пятому происходит дезактивация членов экипажа;
  • седьмой и восьмой — турбинные отсеки.

Девятый отсек — убежище, здесь находятся насосы, компрессоры, запас средств индивидуальной защиты и средств для аварийного покидания лодки, небольшой запас продуктов. Именно здесь собрались 23 моряка, уцелевших при первом взрыве, но погибших позже. Десятый отсек механико-технический.

Вооружение

Противокорабельное вооружение К-141 состоит из двенадцати спаренных пусковых установок крылатых ракет П-700 «Гранит» и П-800 «Оникс». В процессе модернизации их предлагается заменить на ПКР класса «Калибр». Допускается установка ПКР «Циркон».

Статья в тему:  Как самому сделать киль на лодку пвх

В носовой части располагается шесть торпедных аппаратов двух калибров — 650 мм и 533 мм. Боезапас составляет 8-12 торпед и ракето-торпед 650 мм и 16 снарядов 533 мм.

Технические характеристики

Технические характеристики подводной лодки «Курск» во многом стандартны для проекта 949А. Однако в ряде показателей имеются незначительные отличия.

Габариты

По габаритам подлодка К-141 имеет следующие параметры:

  • длина корпуса — 154 м;
  • ширина — 18,2 м;
  • осадка — 9,2 м.

Общая высота подводной лодки «Курск» — 18,3 м. В данных показателях ТТХ общие с другими кораблями серии.

Водоизмещение

Надводное водоизмещение подлодки «Курск» составляет 14700 т. При погружении оно увеличивается до 23860 т. Полное водоизмещение по стандартным показателям — 24 тыс. т.

Скорость надводная и подводная

Надводная скорость подлодки составляет 15 узлов. Под водой она способна развивать скорость до 33 узлов.

Максимальная глубина погружения

Рабочая глубина погружения составляет 420 м. Максимальная — 500 м. Данные показатели меньше стандартных, у субмарин серии «Антей» рабочее и допустимое погружение доходит до 500 и 600 м соответственно.

Силовая установка

Силовая установка подводной лодки К-141 атомная на два реактора ОК-650В. Тепловая мощность каждого составляет 190 МВт, мощность на валу — по 50 тыс. л. с. В качестве движителей используются два винта фиксированного шага.

Автономность и экипаж

Автономность плавания составляет 4 месяца, дальность не ограничена. Номинальная численность экипажа — 130 человек.

Статья в тему:  Ямаха р1 сколько передач

Причины и дата катастрофы

10 августа 2000 года в соответствии с планом учений «Курск» вышел на выполнение поставленных задач. Боекомплект состоял из 24 крылатых ракет П-700 «Гранит» и 24 торпед. Утром 12 августа в Баренцевом море были выполнены необходимые маневры по поражению условного противника.

В промежутке с 11:40 до 13:40 подлодка должна была провести новую учебную атаку авианосной группы. В 11:28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал мощный хлопок, после которого тряхнуло корабль. В назначенное время никаких торпедных атак не последовало.

В 17:30 «Курск» не вышел на запланированный сеанс связи. В 23:00 сеанс связи также был пропущен. В 23:30, в соответствии с протоколом, подлодка объявлена аварийной. Ее нашли затонувшей в 4:51 утра 13 августа на глубине 108 метров.

У АПЛ Курск причина гибели по официальной версии — взрыв снаряда в торпедном аппарате №4 из-за утечки компонентов топлива. Начавшийся пожар привел к детонации остального боекомплекта. Второй взрыв разрушил носовые отсеки субмарины.

Используемые торпеды 65-76А «Кит» на момент аварии считались ненадежными, однако причины взрыва до сих пор оспариваются. Вопрос о том, когда затонула подводная лодка «Курск», имеет однозначную дату — 12 августа 2000 года.

Альтернативная причина катастрофы

Споры о причинах затопления и правдивости официальной версии катастрофы продолжаются до сих пор. Поспешные заявления правительства о гибели почти всего экипажа сразу при взрыве и его нежелание обратиться за иностранной помощью подогрело недоверие СМИ и людей к высказанной версии.

Статья в тему:  Лодка китобоя как называется

Альтернативную версию, похожую на официальную высказал вице-адмирал В. Д. Рязанцев. Он указал на химическую реакцию при загрузке снаряда в торпедный аппарат, а также на захлопки системы вентиляции. Последние оставляют открытыми при залповой стрельбе, в ином случае недостатки конструкции приведут к повышению давления.

По версии Рязанцева взрыв торпеды через открытые захлопки нанес тяжелые повреждения экипажу во втором командном отсеке. Носовая часть наполнилась водой, после чего из-за крена столкнулась с грунтом. Столкновение и привело к детонации остального боекомплекта.

Другая версия поддерживается некоторыми адмиралами, официальными лицами и источниками СМИ за рубежом. По ней наблюдавшие за учениями американские подлодки «Мемфис» и «Толедо» маневрировали вблизи К-141. Произошло столкновение (или возник риск столкновения) «Толедо» с «Курском», в результате чего «Мемфис» выпустил торпеду Mk-48 по русской субмарине.

Данная версия предполагает, что правда о катастрофе намеренно скрывается, чтобы избежать ухудшения отношения с США. Ее публикация вполне могла привести к вооруженному конфликту между двумя ядерными державами.

Есть и другие гипотезы о трагедии:

  • выпущенная подлодкой учебная ракета срикошетила и ударила по носовой части самого «Курска», приведя к детонации боекомплекта;
  • субмарина столкнулась с противокорабельной миной времен Второй Мировой;
  • столкновение с иным подводным объектом (включая американскую подлодку), приведшее к детонации;
  • попадание учебной ракеты с крейсера «Петр Великий» в борт субмарины при ее всплытии после обнаружения проблем с торпедой;
  • террористический акт — данный вариант был расследован и признан пропагандой.

Исследование бортовых журналов показало отсутствие записей об инцидентах или проблемах. Последняя пометка сделана в 11:15. Записей бортовых самописцев также не обнаружено, на момент трагедии они оказались выключены.

Применение в учениях и боевом дежурстве

В августе-октябре 1999 «Курск» совершил поход в Атлантику и Средиземное море. Учебные испытания и стрельбы были проведены на отлично. На момент аварии также велись учения Северного флота. На 15 октября 2000 был запланирован новый поход из Североморска в составе авианосной группы.

Статья в тему:  Как самому сделать киль на лодку пвх

Экипаж подлодки имел отличную подготовку. Почти четверть людей — мастера военного дела, остальные специалисты 1-2 класса. 25 июля 1999 экипаж принимал участие в военно-морском параде, посвященном Дню ВМФ.

Что на самом деле случилось с подлодкой Курск?

12 июля 2000 году у берегов Баренцева моря мощнейший взрыв потопил гигантскую атомную подводную лодку «Курск». Все 118 членов экипажа погибли. К тому моменту как лодка легла на дно, как минимум 23 человека оставались живы. 10-дневная спасательная операция, к которой допустили норвежских водолазов спустя неделю, не принесла результатов. Свою помощь предлагали другие страны, однако Россия ей не воспользовалась. Впоследствии появились разные версии произошедшего, некоторые были озвучены официальными лицами. Однако до сих пор точная причина гибели экипажа неизвестна. Если верить официальной версии, «Курск» затонул из-за взрыва одной из торпед во время военно-морских учений. Но 20 лет спустя детально восстановить хронологию событий не представляется возможным, так как многие аспекты засекречены. Так что же могло стать причиной столь страшной трагедии в мирное время?

Через месяц после трагедии президент Путин в прямом эфире CNN на вопрос ведущего Ларри Кинга о том, что случилось с подлодкой «Курск», с улыбкой ответил: «Она утонула».

Что случилось с подводной лодкой Курск

10 августа 2000 года подлодка отправилась в свой последний поход, а два дня спустя – 12 августа 2000 года – «Курск» прекратил выходить на связь. В 23:44 в районе, где находилась подлодка, прогремел взрыв. Уже на следующий день корабли Северного флота были направлены к месту трагедии. В 04:51 «Курск» обнаружили на глубине 108 метров. Первое публичное заявление о произошедшем было озвучено 14 августа. Согласно заявлению с экипажем была налажена радиосвязь. Как следовало из вскоре последовавшего заявления, связь с экипажем осуществлялась через перестукивание, опасности для жизни офицеров не было, а подача кислорода, топлива и продув систем атомной подлодки осуществлялись спасательным аппаратом Колокол.

Позже осмотр со спускающихся аппаратов показал, что «Курск» воткнут в морское дно под углом 40 градусов, а носовая часть сильно повреждена. Более того, всплывающая спасательная камера была выведена из строя. Тогда же представитель ВМФ заявил, что надежд на спасение людей мало.

15 августа Главный штаб ВМФ России сообщил о начале спасательной операции, которая была завершена 21 августа, когда норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9‑го отсека. Операция по подъему тел погибших моряков‑подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Из отсеков «Курска» за осень 2000 года и осени‑зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников. Немаловажным фактом также является то, что военно-морские учения с участием «Курска» были самыми масштабными с момента развала Советского Союза.

Статья в тему:  Каким клеем лучше всего клеить лодки

Часть подлодки, поднятой со дна Баренцева моря

26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель подлодки произошла «вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ».

Что на самом деле произошло на подводной лодке Курск?

Сразу после взрыва взрывной отсек был охвачен пламенем, а ударная волна затронула второй отсек. Следующий взрыв оказался намного сильнее, а потому перегородка между первым и вторым отсеками врезалась в перегородку между третьим и четвертым (отсеками).Межотсечные двери, как сообщается, были задраены, а взрывы пережили по меньшей мере 23 человека, которые укрылись в кормовом отсеке корабля со спасательным шлюзом. В пятом отсеке «Курска» находился самописец и вахтенная документация, поврежденная во время катастрофы. Как стало известно впоследствии, специалистам удалось расшифровать 22 кассеты магнитофонных записей, а на борту были обнаружены три записки подводников. Однако ни в одной из них не сообщалось о причинах произошедшего. По крайней мере, так гласит официальная версия.

Как вы думаете, что послужило причиной этой страшной трагедии? Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье, а также с участниками нашего Telegram чата

Согласно официальной версии, около 23 членов экипажа пережили второй взрыв

Версии гибели подводной лодки Курск

Среди множества других версий встречалась и такая, согласно которой атомная подводная лодка взорвалась, так как наткнулась на мину времен Второй мировой войны. Однако всерьез эту версию никогда не рассматривали, так как подлодки наподобие Курска считались непотопляемыми. При этом ряд экспертов полагает, что если подлодка наткнулась на американскую мину Mark-60 Captor, то круглая пробоина в передней части подводной лодки появилась именно по этой причине. Есть еще одна версия, согласно которой «Курск» столкнулся с американской подлодкой – известно, что они обладают высокой скрытностью и могли вести слежку за российскими подлодками. Однако нет никаких следов на месте трагедии, которые могли бы подтвердить правдивость этой версии. Так что же произошло на борту «Курска»?

Статья в тему:  God of war как освободить лодку

Еще больше интересных статей о величайших загадках прошлого, читайте на нашем канале Google News

Вероятно, события развивались следующим образом: утечка перекиси водорода стала причиной возгорания, из-за которого взорвался 900-фунтовый двигатель типа 65-76А. Что, вероятно, стало причиной появления дыры в корпусе над торпедным отсеком. Второй взрыв, вероятно, был детонацией оставшихся торпед на борту подводной лодки. Согласно записке датированной двумя часами позже второго взрыва, которую оставил один из офицеров подлодки капитан-лейтенант Дмитрий Косельников, выжили 23 члена экипажа. Однако несмотря на поспешно организованную спасательную операцию, к которой в итоге подключились британские и норвежские спасательные команды, вовремя связаться ни с одним из выживших не удалось. Так или иначе, трагическая гибель экипажа атомной подводной лодки является свидетельством того, насколько опасно увлечение ядерным оружием и «военным» мышлением, назовем это так.

Журнал «ПАРТНЕР»

  • Новости
    • По материалам европейских СМИ
  • Политика
    • Германия
    • Европейский Союз
  • Социальные вопросы
    • Пенсии
  • Семья
    • Семья и школа
    • Развод
  • Образование
    • Высшее образование
  • Общество
    • Полезная информация
    • Люди и судьбы
    • Криминал
    • Человек и общество
  • Техника и наука
    • Люди науки
  • Здоровье
    • Медицинские кассы и страхование
    • Болезни
  • История
    • История Европы
    • Люди, вошедшие в историю
    • Памятные даты
    • Неизвестное об известном
  • Культура
    • Деятели культуры
    • Праздники
  • Путешествия
    • Путешествия по Германии
    • Путешествия по Европе
  • Досуг
    • Юмор
    • Спорт
    • Тесты, загадки, головоломки, кроссворды

Как поднимали атомную подводную лодку Курск

Как поднимали атомную подводную лодку «Курск»

Статья в тему:  Какое вино дают на подводной лодке

Операция «Подъем»

Предыстория

В августе 2000 года весь мир облетела весть о трагедии российской атомной подводной лодки (АПЛ) «Курск», погибшей вместе со всем экипажем в ходе маневров Северного флота.

После взрыва собственных торпед в первом (носовом) отсеке АПЛ легла на дно на глубине немногим более 100 м вблизи от побережья Кольского полуострова. На дне Баренцева моря остались два атомных реактора, 24 крылатые ракеты «Гранит», размещенные в забортных пусковых контейнерах, неизвестное количество невзорвавшихся боевых торпед, а также тела 118 погибших подводников. Уже через неделю после гибели лодки главный конструктор ЦКБ «Рубин», (разработчик проекта 949А, по которому был построен «Курск») Игорь Спасский представил президенту России план работ по ликвидации последствий катастрофы. 28 августа 2000 года вышло распоряжение правительства РФ, возложившее координацию работ по подъему погибшей АПЛ на ЦКБ «Рубин».

Предстояло проведение уникальной операции. Правда, ее разработчикам уже был известен зарубежный аналог. В марте 1968 года в Тихом океане при невыясненных обстоятельствах погибла советская дизель-электрическая подводная лодка К-129, вооруженная тремя баллистическими ракетами Р-21. Американским ВМФ и спецслужбам удалось установить место гибели К-129 и провести единственную в своем роде тайную операцию по ее подъему с глубины более 5000 м. «Курск» покоился на глубине порядка всего лишь 100 м, но зато его водоизмещение (т.е. масса и габариты) многократно превышали аналогичные параметры К-129.

Статья в тему:  Можно ли эхолотом lowrance hook-4x ловить со стоящей лодки и зимой

К процессу подъема АПЛ были предъявлены жесткие требования – следовало поднимать лодку, не допуская при этом крена и дифферента, без силового воздействия на ее наружный (легкий) корпус. Это объяснялось тем, что в результате взрыва механизмы АПЛ были сорваны со своих фундаментов, а состояние оставшегося боезапаса неизвестно.

Прошедшие с большими потерями сквозь годы «перестройки» советские ВМФ и промышленность были не в состоянии собственными силами осуществить сложнейшую операцию подъема гигантской АПЛ. К участию в ней были привлечены зарубежные фирмы, главную роль среди которых сыграла голландская компания Mammoet Transport BV, разработавшая и детальный план подъема. Общее руководство и координация работ оставались за ЦКБ «Рубин». Голландские специалисты предложили вырезать в прочном корпусе лодки между шпангоутами отверстия, в которые завести специально разработанные раздвижные зацепы. Поднимать лодку следовало с помощью гидравлических домкратов, установленных на специально перестроенном для этого судне.

Первые шаги

Естественно, прежде чем начинать непосредственную подготовку к подъему лодки, следовало сделать детальный осмотр ее корпуса и прилегающей к нему поверхности морского дна. Кроме того, был необходим радиационный мониторинг.

Для этого в сентябре 2000 года были проведены две экспедиции с использованием научно-исследовательского судна «Академик Келдыш», имеющего на вооружении два глубоководных аппарата «Мир». В результате была собрана необходимая информация о состоянии наружных поверхностей корпуса лодки и ее пространственном положении. Были обнаружены две зоны разброса фрагментов корпусных конструкций и оборудования первого, разрушенного взрывом, отсека. Некоторые фрагменты удалось поднять на поверхность и отправить для исследования. Проведенный мониторинг показал, что радиационная обстановка вблизи АПЛ находится в пределах нормы.

Статья в тему:  Ямаха р1 сколько передач

Эвакуация погибших

На следующем этапе работ главная роль отводилась специальной полупогружной платформе «Регалия», принадлежащей норвежской фирме «Halliburton». 20 октября 2000 года она прибыла и встала на якоря точно над покоящимся на дне «Курском». Удержание платформы в этой точке с точностью до 1 м осуществлялось по данным спутниковой навигации и средствами динамического позиционирования. Еще раз был проведен дозиметрический контроль, после чего водолазы приступили к эвакуации из корпуса АПЛ тел погибших моряков.

Для этого в прочном корпусе прорезали отверстие диаметром 0,8 м. Резка выполнялась тончайшей струей воды с абразивным песком, подаваемой из сопла резака под давлением 900 атмосфер. 50-миллиметровая высокопрочная сталь корпуса прорезалась легко, как масло. Из 9-го отсека удалось поднять на поверхность и с почестями похоронить тела 12 моряков. Вырезы в обшивке прочного корпуса в районе 3-го и 4-го отсеков показали, что масштаб разрушений в этой части корабля не позволяет проникнуть внутрь корпуса. После этого операция по эвакуации тел погибших была свернута – стало ясно, что на поверхность их можно поднять только вместе с кораблем.

Частичная ампутация

Но прежде чем приступить непосредственно к подъему останков АПЛ, следовало решить судьбу ее первого отсека, практически полностью разрушенного взрывом. Помимо того, что в нем оставались неразорвавшиеся торпеды, он представлял опасность еще и тем, что в процессе отрыва корпуса лодки от грунта, в котором он основательно увяз, отсек мог сместиться или полностью отделиться от корпуса, нарушив балансировку всей системы. Было решено отделить первый отсек от корпуса АПЛ, разрезав оставшиеся после взрыва перемычки между ними. Кроме того, следовало выполнить вырезку отверстий для введения зацепов в прочный корпус в местах с координатами, указанными «Рубином» и размеченных водолазами.

Статья в тему:  Бухта где лодки парят над водой

Компании «Smit» и «Mammoet Transport» для отрезки первого отсека предложили использовать технологию, применяемую при резке трубопроводов больших диаметров. В качестве основного звена режущей системы используется пила в форме троса с нанизанными на него цилиндрическими элементами, наружная поверхность которых покрыта острыми зубьями, сделанными из высокопрочного режущего материала. Пробег троса в одну сторону составляет около 20 м.

С обоих бортов лодки в районе первого отсека были размещены вверх дном огромные стаканы, на которых закрепили колесные направляющие блоки. На них были заведены ходовыми тросами пилы, а также гидроцилиндры, обеспечивающие возвратно-поступательные движения пилы. Попутно водолазами были прорезаны в прочном корпусе лодки 26 окон для зацепов.

На этом этапе подготовки к подъему участвовало два судна: баржа «Carrier» с оборудованием для резки и водолазное судно «Mayo» шотландской фирмы «DSND».

Возвращение «Курска»

К месту проведения операции была доставлена буксирами гигантская баржа «Giant-4», на палубе которой были смонтированы 26 гидравлических домкратов. На ней же разместился главный пульт управления операцией подъема. Днище баржи было переделано таким образом, что теперь оно представляло собой обратный профиль корпуса «Курска» и было снабжено ложементами, к которым должна была быть прижата подымаемая лодка. Рядом с бортом баржи встало на якоря судно «Mayo», обеспечивающее все водолазные работы. В третий раз была проверена радиационная обстановка, после чего начат размыв грунта вдоль бортов АПЛ гидромониторами, вода в которые подавалась с борта «Mayo» под давлением 1200 атмосфер. Наконец, в 26 прорезанных в прочном корпусе лодки отверстий завели зацепы, подвешенные каждый на 54 так называемых стрендах – специально сплетенных чрезвычайно прочных тросах.

Статья в тему:  Лодка китобоя как называется

И вот в работу включились домкраты. Вначале в течение 12 часов они создали подъемную силу порядка 4000 тонн, периодически увеличиваемую поочередно на носовых и кормовых домкратах до 6500 тонн. Делалось это с целью, слегка раскачав лодку, нарушить сцепление нижней части ее корпуса с грунтом. В 3 часа 45 минут 8 октября 2001 года произошел долгожданный отрыв АПЛ от грунта. Теперь домкратам помогала собственная подъемная сила лодки. «Курск» медленно, со скоростью 9 м/час поднимался вверх. А погода подгоняла людей: в октябре штормы в Баренцевом море – дело обычное. Когда лодка находилась в подвешенном состоянии на глубине 70 м, баржу начали со скоростью 1 узел буксировать в направлении Кольского залива. В 17.00 весь караван остановился, и «Курск» с помощью домкратов был подтянут к барже и прижат к ложементам ее днища. После этого скорость буксировки смогли повысить до 4 узлов.

Но прежде чем двинуться дальше, состоялся торжественный ритуал прощания Северного флота со своим погибшим кораблем. Мимо баржи в кильватерном строю с включенными сиренами прошли корабли во главе с атомным ракетным крейсером «Пётр Великий». На воду были опущены венки. А шотландские водолазы с «Mayo» опустили на место, где без малого 14 месяцев лежал погибший «Курск», памятную доску с выполненным на русском и английском языках текстом:

«В память о 118 членах экипажа

российской АПЛ «Курск»,

погибших 12 августа 2000 г.

Наши мысли обращены к семьям погибших»

Поскольку общая осадка баржи с «Курском» составляла 21 м, ее было невозможно завести ни в один док. Поэтому к барже присоединили два специально изготовленных огромных понтона, что позволило уменьшить осадку до 14 м. Затем 21 октября в 15.00 баржа с «Курском» была введена в предварительно притопленный док. После этого АПЛ освободилась от зацепов и, навсегда расставшись со спасательной баржей, легла днищем на ложементы дока. 25 октября док был осушен, и это стало завершением уникальной операции по возвращению АПЛ «Курск» из бездны.

Статья в тему:  Какое вино дают на подводной лодке

Редакция благодарит ЦКБ «Рубин» за помощь в подготовке этого материала, а также за предоставленные в распоряжение редакции фотографии.

Константин Ришес (Нюрнберг)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: