Почему подводные лодки собирают в северодвинске
«Ясень» же «Борей»: ВМФ получит 14 атомных подлодок
Зачем российскому флоту столько дорогих АПЛ, когда нет авианосцев
С авианосцами у России как-то исторически не сложилось. Сейчас остался лишь один — ТАРК «Адмирал Кузнецов», который вроде как должен, наконец, выйти из затянувшегося ремонта. Скорее всего, этот тяжелый авианесущий крейсер станет в итоге не боевой единицей в составе флота, а учебным плавучим аэродромом для подготовки пилотов корабельной авиации — с перспективой на постройку новых авианосцев. С атомными подводными лодками (АПЛ) всё гораздо лучше. Как минимум потому, что они существуют, а ещё и активно строятся новые.
Сейчас заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко анонсировал, что в ближайшие годы Военно-морской флот будет усилен 14 атомными подводными лодками. Речь идёт о АПЛ проектов «Борей-А» и «Ясень-М», которые завод «Севмаш» по заказу Минобороны должен передать ВМФ до 2027 года — по две подлодки в год. Это много или мало для поддержания обороноспособности страны на должном уровне? Дорого или вполне «съедобно» для военного бюджета, который расходуется и на другие вооружения?
Сегодня в составе ВМФ России, согласно официальной статистике, численность субмарин составляет 62 единицы. Из них атомных подлодок, с баллистическими, крылатыми ракетами и общего назначения — 49, из которых в готовности выйти хоть завтра на боевое дежурство лишь 50 процентов. Остальные в ремонте, в процессе модернизации, что-то там меняют и усовершенствуют.
Никто вам точно не скажет, сколько же сейчас у России имеется АПЛ, в том числе действующих и находящихся на вооружении. Оперировать можно лишь теми, которые сошли со стапелей и поступили на флота в последние годы. Самые «свежие» АПЛ проекта 885 М «Ясень», нынешняя «Казань» и головная лодка «Северодвинск», которая уже несет боевое дежурство, — это лишь верхушка того огромного подводного айсберга, который представляют российские подводные силы. В большей степени достоверности можно сказать, что в советские времена было построено около (?) 250 подводных атомоходов. И заявленных сейчас в таком сравнении14 подлодок вроде как и немного по количеству, но по ударной мощи они могут одним залпом своих ракет уничтожить полмира.
С ценой тоже нет особой прозрачности. Из заявленного известно, что АПЛ К-659 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» обошлась Минобороны в 47 миллиардов рублей (сейчас это порядка 602 миллионов долларов), а вот АПЛ проекта 955 «Борей» стоит заметно меньше — 23,2 миллиарда рублей (около 313 миллионов долларов). Впрочем, даже если эти цифры считать условными и корректируемыми (вероятно, что в сторону увеличения), то по сравнению со стоимостью новейшего американского авианосца «Джеральд Р. Форд», которая по официальным данным составила 17,5 миллиарда долларов (утверждают что сумма перевалила за 20 млрд.), это сущий пустяк. То есть взамен одного авианосца можно построить как минимум 20 АПЛ проекта «Ясень» и «Борей», каждая из которых способна отправить его на дно. Этим фактом, вероятно, и можно объяснить отсутствие у России авианосцев — мы любим дёшево и сердито.
В США любят обсуждать тему последствий удара российского подводного крейсера типа «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei») ракетами «Булава». Вот и портал We Are The Mighty («Мы — могущественные») смоделировал недавно ситуацию с одной только российской субмариной «Юрий Долгорукий», которая, даже находясь к западу от Гавайев, может атаковать Нью-Йорк.
Компьютезированные янки высчитали наилучшую позицию для запуска ракет, способных преодолевать 9 тысяч километров (если точно — 9 300 000), местом которой оказался Мексиканский залив. Оттуда «Борей» сможет поразить все важные военные и коммуникационные центры на территории США. Отмечается, что каждая из баллистических ракет несет по шесть разделяемых боевых блоков мощностью свыше сотни килотонн, 96 боеголовок достигли бы десятки американских городов и военных объектов, суммарная мощность которых (более 9 тысяч килотонн) уничтожит сотни тысяч людей, десятки ядерных бомбардировщиков, подводных лодок и ракет, ограничив американские возможности реагирования. И все это — с одной только российской подводной лодки.
АПЛ проекта 955 типа «Борей» в составе ВМФ РФ четыре — последняя из них в модернизированном виде (955А) К-549 «Князь Владимир» была передана Северному флоту (СФ) 12 июня нынешнего года. В планах до 2027 года, о чём и говорил сейчас замминистра Криворучко, постройка ещё шести таких стратегических ракетоносцев, два из которых — «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов» должны поступить Тихоокеанскому флоту в 2021 году.
Из «Ясеней» в строю пока только одна упомянутая АПЛ «Северодвинск», зато в планах постройка 8 подобных подлодок проекта 885 М, оснащенных крылатыми ракетами «Оникс» (предполагается, что на них будут установлены гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон»). Две субмарины находятся в высокой степени готовности — К-561 «Казань» в 2021 году передадут СФ, а К-573 «Новосибирск» ТОФ. Остальные будут поступать в ВМФ с регулярностью по одной в год.
Но если планы — это всего лишь перспектива, хотя и совершенно четко обозначенная сроками, то и в нынешнем состоянии российский подводный флот вышел на уровень полноценного дежурства в Мировом океане. И слова Главкома ВМФ адмирала Николая Евменова о «поднятии планки» до советского ВМФ по уровню присутствия российских АПЛ во всем частях света, может свидетельствовать, что одномоментно в море находится порядка 10−15 атомоходов. Каждый из которых способен решать самостоятельные задачи по сдерживанию агрессии стран вероятного противника. А при необходимости и уничтожить все источники этой агрессии.
— Наращивание оперативного темпа использования боевого подводного флота России — это очень позитивный сигнал, — считает политолог, эксперт по аналитической стратегии Александр Зимовский. — Следует, очевидно, напомнить, что на пике своего могущества советские подводные силы контролировали 70 процентов акватории Мирового океана. Разумеется, одним из главных условий осуществления столь эффективного контроля являлось систематическое пребывание кораблей и экипажей в море.
Сейчас, с выходом на общую длительность походов российских подлодок в 3000 суток Россия может с полным правом констатировать восстановление своей стратегической ядерной триады. Почти 30 лет американцы господствовали в морских глубинах, но теперь это время уходит. Почему это важно? Потому что использование подводной компоненты сил ядерного сдерживания служит наиболее веским аргументом в стратегическом военном планировании. Здесь существует парадокс: атомный ракетоносный флот решает стратегические задачи. Но основой действия подводных морских сил является тактика. То есть осуществление постоянного патрулирования заданных районов.
Американцы, кстати, постоянно держат на патрулировании до 77 процентов своих ПЛАРБ. Учитывая, что средний срок их пребывания в патруле составляет 72−90 суток и в год они делают, в общей сложности, свыше 30 патрульных рейсов, можно говорить, что в каждый момент времени до 10 американских атомных подлодок находятся на дежурстве.
Причём четыре из них — две в Тихом океане, и две в Атлантике, находятся в состоянии боевой готовности для нанесения ударов по назначенным целям — России и Китаю. В общем, это такие подводные «кошки-мышки», про которые рассказывал американский писатель Том Клэнси в своём бестселлере времён холодной войны «Охота за «Красным Октябрём». Клэнси, как водится, украсил свою книгу развесистой клюквой, рассказывая о службе и быте советских подводников. Однако тактику подводного патрулирования он изложил вполне себе грамотно.
Если же исключить беллетристику, то парадокс, лежащий в основе применения атомной подводной лодки с ядерным оружием на борту, в том, что она может произвести эффективный прицельный пуск только один раз, залпом. Разумеется, если лодка снаряжена шестнадцатью ракетами, то технически она способна произвести 16 пусков, что называется, «одиночными».
Однако первый же одиночный пуск ставит крест на скрытности нахождения ракетоносца. И грозная боевая единица превращается в мишень. А дальше смена позиции, бегство, маневрирование, и в результате дальнейшая боевая эффективность стремится к нулю. Таким образом, основной задачей является скрытый выход на позицию для точной стрельбы, прорыв прикрытия, осуществляемого кораблями, авиацией, спутниками и гидроакустическими системами противника. А это тактика.
Отсюда необходимость постоянного патрулирования морских районов подводными силами ВМФ России. Лодки выходят из своих баз, участвуют в маневрах для отработки совместных действий с другими силами флотов, проверяют системы боевого управления. Просто потому что в момент, когда наступит знаменитое время «Ч», на каждой расчётной стартовой позиции в Мировом океане будет находиться наша субмарина — «Ясень» или «Борей».
Подводные истории: как в разоренном Северодвинске появились автомобильные пробки
29 августа 2014 17:06
За тем, как город справляется с трудностями роста, наблюдал наш корреспондент Алексей Панкин.
СЕВАСТОПОЛЕЦ
— Эй, беженец, давай к нам!
— Я не беженец, я севастополец! Севастополь всегда был русским городом.
Такими словами описал мне свой первый неформальный контакт с трудовым коллективом «Северного машиностроительного предприятия» («Севмаш») сварщик Игорь Нахаев, только что приехавший в Северодвинск из Севастополя. Состоялся сей обмен репликами на заводской волейбольной площадке, и теперь его называют «севастополец».
Пятидесятилетний Игорь Нахаев работал электросварщиком на «Севастопольском морском заводе». Уже в первые годы украинской незалежности он пришел в полный упадок. «Станки порезали на металл, — рассказывает Игорь, — прошел как-то по цехам – там какие-то фирмочки непонятные что-то арендуют. И вот уже после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией обнаружил объявление: «Севмашу требуются сварщики». Отправил резюме, заполнил бумаги, получил приглашение. 14 июля прибыл в «Северодвинск», 18-го приступил к работе. Оперативность удивительная, особенно если учесть, что «Севмаш» — предприятие суперсекретное, где вам даже находящийся на его территории древний храм Николо-Корельского монастыря не дадут щелкнуть телефоном.
А все потому, что на предприятии – дефицит кадров. А дефицит кадров — это признак роста.
ИЗ КОММУНИЗМА В НИЩЕТУ
Хотя с «Севмашем» вполне могло произойти то же самое, что и с крымским «Севморзаводом». О 1990-х в Северодвинске вспоминают как о страшном времени. Представьте себе. В советские времена – закрытый город, мечта большинства трудящихся, почти коммунизм. Высокие зарплаты, отличное снабжение, отпуска под 2 месяца с возможностью проводить их на югах. «Наши рабочие могли позволить себе в выходные в Ленинград слетать пива попить», — воспоминает детство Анастасия Никитинская, руководитель пресс-службы мэрии. И вдруг в одночасье в 1992 году предприятия снимают с государственного финансирования. «Детские годы запомнились безденежьем. Я помню, как мама плакала из-за того, что папа съел лишний кусок хлеба», — делится Анастасия.
От голода спасали «пашаевки» и «калистратовки» — карточки, названные по именам Давида Пашаева, тогдашнего директора «Севмаша» и Николая Калистратова, руководителя «Звездочки», второго по значению предприятия города. Рабочие элитных заводов стали промышлять варкой кладбищенских оград и изготовлением гробов. На митинги в городе с 200-тысячным населением выходило по 30 тыс. человек.
Одновременно на предприятия города зачастили «молодые реформаторы» с идеями акционирования и распродажи «неликвидов» сиречь станков и запасов.
— Я . одному такому и они ездить к нам перестали, — рассказывает Валерий Мостович, один из самых колоритных людей в Северодвинске, и лодки испытывавший, и банкиром побывший, и депутатом, и боксом серьезно занимавшийся. И я ему верю.
«ЭПОХА ПАШАЕВА»
Хотя, ясное дело, одним нокаутом от «молодого реформатора» не избавишься. Главный секрет того, что «Севмаш» выжил в «лихие девяностые», заключается в том, что у руля здесь остались очень правильные «красные директора». Имя покойного Давида Пашаева до сих пор произносят с благоговением. «В советские времена директоров «Севмаша» знали только в Северодвинске и в Москве, теперь их узнали во всем мире», — с гордостью рассказывают в музее завода. В двух словах: предприятие, ориентированное строго на производство одной конечной продукции – атомной подводной лодки, перестроилось и на непрофильные гос.заказы, и на рынок, включая экспорт. За эти годы здесь строились буксиры, баржи, рыборазводные заводы для Германии, Голландии, скандинавских стран, дизель-электрические подлодки для Китая. Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» — тоже «Севмаш». По заказу Индии, советский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» был преобразован в авианосец «Викрамадитья». Просто представьте себе, каких усилий стоило на верфи, предназначенной для строительства подводных кораблей, достроить сложнейшую конструкцию совсем другого типа – авианосец.
И одновременно почти без финансирования, на свой страх и риск, с использованием корпусов недостроенных лодок другого назначения Пашаев начал строить подводный ракетоносец четвертого поколения. «Юрий Долгорукий» был заложен в 1996 году и спущен на воду в 2008 году. В истории мирового судостроения это и рекорд долгостроя, и величайший подвиг одновременно.
ПРОБКИ У ПРОХОДНЫХ
А с начала 2000 -х гг. пошел гос.заказ. Завод ожил. Сегодня «Севмаш» загружен под завязку. Только 28 июля этого года, в День Военно-Морского Флота, здесь были заложены сразу три лодки: стратегический ракетоносец «Князь Олег» проекта «Борей», многоцелевой подводный крейсер «Красноярск» проекта «Ясень» и АПЛ «Хабаровск». Государственные испытания проходит «Владимир Мономах», строятся «Князь Владимир», «Казань», «Новосибирск». На будущий год запланирована закладка еще нескольких кораблей.
Вместе с «Севмашем» ожил и Северодвинск. В городе, вымиравшем в 1990-е, появились пробки, проблемы с парковками в начале рабочего дня у завода. В новостройках — торговые моллы и бутики. Но символом «нового просперити» для людей постарше до сих пор остаются горы угля, вздымающиеся за забором городской ТЭЦ. В 90-е их не было в приполярном городе.
САНКЦИИ НИЧТО, КАДРЫ ВСЕ
— Лодки заложили, не построили, а уже празднуют, это по-нашему. Празднуйте, когда закончите строительство!, — такой шуткой отреагировал Владимир Путин на рапорт вице-премьера Дмитрия Рогозина о закладке новых лодок 28 июля. В шутке, как я убедился в Северодвинске, есть доля правды.
Объединенная судостроительная корпорация, куда входит «Севмаш», попала под западные санкции. Но их здесь, вроде бы, не боятся. В советские времена на строительство подводных лодок работала вся большая страна. После распада СССР заводы в некогда братских республиках стали останавливаться. С середины 1990-х производство необходимых комплектующих и оборудования «Севмаш» стал брать на себя, либо же размещать по российским предприятиям. «Бореи» — это уже чисто российское изделие.
— После обострения стремления Украины и Молдавии в Европу последних заказов лишились предприятия в Николаеве, Запорожье. Кишинев под вопросом, — рассказывает Дмитрий Крученков, зам.гендиректора «Севмаша» по коммерции, — Всего за три месяца мы нашли им замену в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. «Ясень» отныне тоже не будет зависеть от поставок из-за рубежа.
А вот с кадрами проблема. На излете советских времен здесь трудилось 47 тыс. человек. В 1990-е количество работников сократилось до 16 тысяч. Сейчас работает примерно 25 тысяч. Для того, чтобы в срок выполнить гос.заказ только по подлодкам, нужно набрать еще 3,5 тысячи рабочих, причем, как легко догадаться, высочайшей квалификации. Подготовить такого специалиста — 5-6 лет, примерно как бойца «Альфы» или «Вымпела».
— К нам стали возвращаться даже те, кто когда-то разъехался и в том числе устроился по специальности за границей, — сообщает Александр Лещенко, начальник корпусо-обрабатывающего, 5-го, цеха, кстати, уроженец украинской Горловки». Мол, и мир посмотрели, и зарплаты с финскими сравнялись, и все родное тут, и семьи под боком. Но это скорее единичные случаи. А нужны тысячи. Вот и ищут специалистов по всей России – по старым знакомствам, объявлениям, используя коммерческие рекрутерские агентства.
Но вернемся к севастопольцу Игорю Нахаеву. Зарплату ему обещали на уровне средней рабочей – примерно 50 тысяч рублей с возможностью роста в случае повышения квалификации. В Северодвинск он собирается вытаскивать сына, выучившегося на инженера-системотехника, сиречь по ядерным установкам. А вот жена переезжать не собирается – холодно после Крыма.
Но все равно крымскими судостроительными кадрами проблем «Севмаша» не решишь. Зато в Николаеве в запустение Черноморский судостроительный завод, где строились авианесущие крейсера.
— Если по Николаеву кличь кинуть – поедут люди в Северодвинск? — спрашиваю у севастопольца.
— Поедут, — уверенно говорит Игорь, — И за деньгами поедут, и за интересной работой.
Но такого клича никто не кинет. Николаев — это Украина. Заграница. Иностранцам запрещено работать на российском секретном предприятии.
ОТ СЕВЕРСКОГО ДОНЦА ДО СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ
А пока главный приток украинцев в Северодвинск — беженцы с берегов Северского Донца. Вот история одной их первых семей: Юля и Алексей, которым немногим за 20, двухлетняя дочь Алиса, из Краматорска. Отчим Юли воюет в ополчении. Решили уехать, когда снаряды стали рваться во дворе их многоэтажного дома. Родители на дорогу дали деньги, скопленные на двухкомнатную квартиру. Пока добрались через Симферополь до Северодвинска, осталось 8 тысяч рублей. Знакомые поселили в пустующую квартиру. Город быстро оформил документы. 10 тыс. рублей помощи выделило государство. Еще 9 тысяч плюс одежда и игрушки собрали горожане. Муж, Алексей, устроился на работу в автосервис. Алиса с 1 сентября записана в детский сад. После чего Юля собирается пройти 3-х месячные курсы в Архангельске и надеется устроиться на «Звездочку», крупное судоремонтное предприятие.
— Люди относятся замечательно, после репортажей в прессе узнают, деньги дают. Неловко, но берем, деваться некуда, приехали-то, в чем были, — рассказывает Юля.
От этой идиллической картины во мне просыпается журналистский скептицизм, тем более, что в областном центре Архангельске вокруг беженцев много скандалов. Его развеивает Елена Садова, корреспондент ИД «Северная неделя». «Это Северодвинск, — говорит она. — Здесь даже чиновники входят в положение людей, оказавшихся в трудном положении». — Слух о том, то мы здесь беженцев «облизываем», распространился по сарафанному радио и с востока Украины в приполярный Северодвинск потянулись люди, — продолжает Садова. В конце июня приехали 4 семьи беженцев. В начале августа — 170 человек. Две недели спустя их стало 220.
На севере Юля,и ее дочка все время болеют.
— Хотите в Краматорск вернуться? — спрашиваю.
— Только если он станет частью России. Она там быстро все поднимет, а Украина — никогда. Это вообще не государство — мы там всю жизнь прожили».
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ПОЧЕМУ «КРАСНЫЙ ДИРЕКТОР» ПРОИГРАЛ «МОЛОДОМУ РЕФОРМАТОРУ»
В Северодвинске говорят: атомная подводная лодка — это самый сложный технологический объект в мире. И в это можно поверить. Мне показали АПЛ 3-го поколения класса «Акула», уже снятую с боевого дежурства. Плавала по полгода, не всплывая, на глубине 400 метров с 20 ракетами и полуторасотнями членов экипажа на борту. 170 метров длины, высота 10-ти этажного дома, на палубе «Камаз» может развернуться, тройная система дублирования всех узлов, тренажерный зал и бассейн. Так вот я, гуманитарий, если бы не увидел своими глазами, никогда бы не поверил, что создать такое чудо вообще под силу человеку. А лодки четвертого поколения и еще посложнее будут.
И я спрашиваю себя: как могло получиться четверть века назад, что «красные директора», подобные чудеса создававшие, уступили свою страну «молодым реформаторами, за которыми не стояло ничего, кроме статей в газетах и журналах?
Не потому ли, что «эпидемия покаянства», охватившая столичную интеллигенцию с началом перестройки и гласности, стала своего рода духом времени? Мы стали смотреть сами на себя как на вечно виноватых, недотеп, ни на что неспособных неумех, попавших в «черную дыру» истории, из которой вытащить нас может только Запад. А золотые руки и золотые головы, высокие технологии, которые, как покажет нам опыт «Севмаша» в невыносимых условиях 1990-х, на мировых рынках оказались конкурентоспособными, жили за высоким забором режима секретности, и ни защититься, ни объяснить себя не имели возможности. И слово «красный директор» стало разве что не бранным для прорабов перестройки.
И чем дольше я живу, тем больше прихожу к такому выводу. Вся советская пресса, которой овладели идеи перестройки, рынка и проч., обходилась гос.бюджету в малую долю того, что стоило построить одну подводную лодку. Но вреда стране от нее оказалось больше, чем от всей послевоенной гонки вооружений.
Не дай бог, чтобы такое повторилось когда-нибудь.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
«Сделано у нас» и на Яндекс.Дзен
Cегодня это один их самых популярных каналов в Дзен, с полуторамиллионной аудиторией и 140 тысячами подписчиков. Присоединяйтесь! Канал «Сделано у нас» не дублирует сайт, а дополняет его.
Вступайте в другие наши группы и добавляйте нас в друзья 🙂
- Вход
- Регистрация
- 18+
- Прочти меня!
- Правила
- Главная
- Лента
- Блоги
- Люди
- Читай нас на Android и iPhone
Подпишись в
Завод «Севмаш» в Северодвинске
Производственное объединение «Севмаш» расположено в г. Северодвинске Архангельской области. Это крупнейший в России судостроительный комплекс, главная задача которого — строительство атомных подводных лодок для ВМФ. С 1939 года предприятие передало флоту 131 атомную, 36 дизель-электрических подлодок и 45 надводных кораблей. В 1970-х «Севмаш» выпускал самые большие атомные подводные лодки в мире (класса «Акула»), которые были занесены в книгу рекордов Гиннесса.
Предприятие расположенное в городе Северодвинске (Архангельская область) на территории более 300 Га и объединяет в своей структуре более 100 подразделений. На предприятии трудится более 25 000 сотрудников.
Предприятие располагает стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100000 м². Возможности стапелей позволяют предприятию строить суда с шириной корпуса до 38 метров дедвейтом до 100 тысяч тонн.
После модернизации оборудования годовой объём листового проката, который способно переработать предприятие, возросло с 45 до почти 80 тысяч тонн.
По межправительственному соглашению России с Республикой Индия предприятие провело ремонт и модернизацию авианосца «Викрамадитья» (бывш. «Адмирал Горшков»). 16 ноября 2013 года авианосец был передан Военно-морским силам Республики Индии. В июли 2014 года состоялась торжественная церемония закладки сразу трех современных атомных подводных кораблей «Князь Олег» (проект «Борей-А»), «Красноярск» (проект «Ясень-М») и «Хабаровск».
Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» (Проект 941 «Акула») Это самая большая в мире атомная подводная лодка. Длина корабля составляет 173 метра. Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире
«Дмитрий Донской» модифицирован по проекту 941УМ. Оснащён ракетным комплексом «Булава» с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками, радиус действия каждой более 9000 км. Это самый быстрый из всех кораблей серии, он на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941 «Акула» и составил 27 узлов (50 км/ч).
«Адмирал Нахимов» (до 1992 года — «Калинин») Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан», вступивший в строй в декабре 1988 года, с 1999 года находился на ремонте (фактически в отстое) в Северодвинске. Однако контракт на модернизацию крейсера был заключен только в мае 2013 года.
Известно, что в ходе модернизации на корабле будут полностью заменены комплексы ударного и зенитного ракетного вооружения, а также установлены современные радиоэлектронные системы. Согласно договору, корабль должен вернуться в боевой состав Тихоокеанского флота в 2018 году.
Почему подводные лодки собирают в северодвинске
» data-title=»«Свободная пресса»: Зачем в Северодвинске строят три атомные подводные лодки специального назначения?»>
В годовом отчете северодвинского филиала КБ «Рубин» — КБ «Рубин-Север» — содержится крайне любопытная информация, освежающая в памяти ноябрьские события прошлого года, которые вызвали бурное обсуждение не только в нашей стране.Тогда выяснилось, что Россия ведет разработку уникального оружия.
Такого, которое способно гарантировано пробить громадную брешь в массированной обороне Североамериканского материка. То есть, это не просто асимметричный ответ на вероломное строительство ЕвроПРО, а решение, с лихвой перекрывающее и ПРО, и натовские батальоны в Польше и Прибалтике, и прочие «недружелюбные» по отношению к России действия.
Согласно нынешнему отчету, в Северодвинске проводится ОКР по проекту номер 09853. Содержание данной работы не расшифровывается. Однако, судя по порядковому номеру проекта, который идет непосредственно за номерами проектов двух атомных подводных лодок специального назначения (ПЛА СН) 09851 «Хабаровск» и 09852 «Белгород», речь может идти о создании похожего по назначению атомохода.
«Белгород» и «Хабаровск» строятся на «Севмаше» в условиях строгой секретности. «Белгород» предполагается спустить на воду в следующем году, «Хабаровск» — в 2018 году. И, по поступающим скупым сведениям, можно предположить, что речь идет о создании в нашей стране ПЛА нового, пятого поколения (российские новейшие многоцелевые атомные подводные лодки типа «Ясень» и «Борей», а также их американские аналоги «Сивулф» и «Вирджиния» относятся к поколению номер четыре).
«Белгород» — исследовательская ПЛА с крайне широкими функциями. Но есть основание предположить, что на ней будут «обкатывать» принципиально новое оружие. А затем оно, видимо, будет установлено и на «Хабаровске», и на новой лодке только что «всплывшего» в открытых источниках проекта 09853.
Но прежде, чем вести разговор о новом корабле, вернемся к той сенсации, что случилась в прошлом ноябре. Тогда во время совещания в Сочи по вопросам развития «оборонки», которое проводил президент Владимир Путин, два федеральных телеканала как бы по ошибке показали слайд с грифом «Совершенно секретно». В нем содержалась концепция и сроки реализации океанской многоцелевой ударной системы «Статус-6». «Засветили» и разработчика — ЦКБ «Рубин», и назначение системы. И она такова: «поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».
При расшифровке скриншота Минобороны, угодившего на телеэкран, было установлено, что носителями нового оружия должны стать именно лодки «Белгород» и «Хабаровск», несмотря на то, что они пока как бы приписаны к Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны. ГУГИ к стратегическому оружию никакого отношения не имеет, а здесь речь идет о супероружии. О том, что на самом деле обе перспективные лодки должны будут войти в состав других структур ВМФ, свидетельствует масса косвенных свидетельств. Например, на закладке «Хабаровска» не присутствовал ни один представитель ГУГИ.
О тайном назначении лодок проектов 09851 и 09852 заговорили еще летом в 2015 года, когда главком ВМФ на форуме «Армия-2015» заявил, что в России уже строятся лодки пятого поколения. Поиски наиболее подходящих на эту роль и реализуемых кораблестроителями проектов и вывели на «Белгород» и «Хабаровск». Ну, а слайд МО, «случайно» угодивший на телеэкраны, подтвердил эти предположения.
Разумеется, никакой случайности и оплошности в той «утечке информации» нет. Все продумано и сделано «на публику». Прежде всего, как представляется, на ту, что находится в Вашингтоне. Это сигнал, что Россия создает новый вид оружия сдерживания, наиболее скрытного, нейтрализация которого крайне маловероятна.
Собственно, «рыцари плаща и кинжала» из Лэнгли к тому моменту уже имели общие представления о том, что в России активно разрабатывается «нечто крайне серьезное». При этом полагали, что это реанимация проекта торпеды Т-15, которая должна была доставлять к побережью США 100-мегатонный ядерный заряд.
Т-15 начали создавать в начале 60-х годов. Однако из-за отсутствия компактного ядерного реактора, который позволил бы обеспечить ход на нескольких сотен километров, проект закрыли. Электродвигатели на аккумуляторах позволяли доставлять 40-тонную махину длиной в 24 метра не далее чем на 30 километров. Тем самым подводная лодка, для выполнения боевого пуска должна была входить в зону массированной противолодочной обороны противника. Да и подрыв 100-мегатонного заряда на небольшом расстоянии от лодки сулил ей громадные неприятности.
По прошествии полувека проблема компактного ядерного реактора для двигательной установки сверхдальней торпеды была решена. Однако значительный прогресс за это время произошел не только в ядерной энергетике, но и в системах управления, и в электронных компонентах, и в материалах, и в прочих составных элементах торпедного оружия. Да и в стратегии и тактике ВМФ. Поэтому «Статус-6» — это абсолютно новая разработка, имеющая общего с Т-15 лишь рекордную дальность и мощность заряда.
Самое существенное отличие от нереализованного проекта «царь-торпеды» состоит в том, что данное оружие — не торпеда, а подводный робот, обладающий компьютерным интеллектом и способный действовать самостоятельно на удалении в несколько тысяч километров от носителя, т. е. от подводной лодки, его запустившей.
Сразу оговоримся: все технические параметры, которые мы будем приводить, основаны, разумеется, не на совершенно секретных документах КБ «Рубин». Они являются результатом расшифровки слайда Минобороны, анализа экспертов, как отечественных, так и зарубежных, учитывающего технические и технологические возможности ОПК России. А также анализа открытых документов, отражающих исполнение предприятиями НИР, ОКР и заказов на строительство подводных лодок, глубоководных аппаратов и входящих в их состав компонентов.
Даже эти неполные, но заслуживающие доверия данные дают впечатляющую картину того, какими возможностями обладает необитаемый подводный аппарат (НПА), получивший название океанской многоцелевой системы «Статус-6».
Прежде всего, о мощности ядерного заряда. Тут самый широкий диапазон предположений — от 10 Мт до 100 Мт. Набить НПА диаметром 1,6 м и длиной 24 м зарядом под завязку — дело несложное. Но при этом все сходятся в том, что боеголовка будет иметь кобальтовую секцию, что должно приводить к максимальному радиоактивному загрязнению громадной территории. Подсчитано, что при скорости ветра 26 км/ч долговременному заражению будет подвержен прямоугольник побережья размерами 1700×300 км. Собственно, оружие сдерживание и должно быть таким, мягко выражаясь, жестоким. Это гарантирует от попытки его использования, поскольку то же самое неизбежно «прилетит» и с другой стороны.
«Статус-6» способен уничтожать базы ВМС. Или авианосные ударные группы.США. Во время проведенных в 1946 году ВМС США испытаний «Перекресток» по подводному взрыву мощностью 23 кт в результате радиоактивного заражения был потерян совсем новый авианосец «Индепенденс», спущенный на воду в 1942 году. После четырех лет безуспешных попыток дезактивации он был затоплен. Боеголовка «Статуса-6» содержит радиоактивных продуктов деления кобальта на несколько порядков больше.
В НПА или же в подводном дроне в качестве источника энергии для водометных движителей используется малогабаритный ядерный реактор на жидкометаллическом теплоносителе. Вырабатывая им мощность в 8 МВт позволяет дрону развивать максимальную скорость от 100 км/ч до 185 км/ч. При этом дальность, как у МБР — до 10 тыс. км. Кажущаяся фантастической скорость подводного хода тоже на сегодня вполне реальная. В конце 70-х годов у принятой на вооружение ВМФ РФ торпеды «Шквал» скорость достигала 375 км/ч. Правда, на «Шквале» реактивный двигатель.
Реактор на жидкометаллическом теплоносителе имеет два существенных достоинства по сравнению с традиционными для подводного флота водо-водяными. Во-первых, он обладает минимальным шумом при высоком кпд. Во-вторых, имеет низкую удельную стоимость в расчете на киловатт мощности. Подсчитано, что реактор для «Статуса-6» может стоить порядка 12 млн. долларов.
При анализе прочности корпуса «Статуса-6» было установлено, что он имеет рабочую глубину порядка 1000 метров.
Что же касается малозаметности дрона для гидроакустической противолодочной системы США SOSSUS, то новый аппарат значительно тише, чем самая малошумная лодка в мире «Варшавянка». При этом предполагается, что на крейсерской скорости до 55 км/ч «Статус-6» можно будет обнаружить не дальше, чем на расстоянии в 2−3 км. В случае же обнаружения он с легкостью уйдет от любой торпеды противника на максимальной скорости. При этом выбор скоростного режима и маневрирование дрон будет осуществлять самостоятельно.
Шансы уничтожения «Статуса» у противника минимальные. Самая быстроходная торпеда США Mark 54 имеет скорость 74 км/ч. К тому же она неспособна погружаться на глубину в 1000 м, на которой будет идти к цели «Статус-6». А глубоководная евроторпеда MU90 Hard Kill, пущенная вдогон, на максимальной скорости в 90 км/ч способна пройти не более 10 км.
Оценивая возможности системы «Статус-6», следует учитывать, что это не просто очень «мускулистая» торпеда, но и робот, имеющий неплохие «мозги». В качестве оружия сдерживания, торпеда может прийти в точку назначения и залечь на дно, дожидаясь сигнала на подрыв боевой части. Сигнал, естественно, может подаваться по длинноволновому каналу, поскольку длинные волны проникают в толщу воды. В этом случае мы будем иметь оружие сдерживания со стопроцентной гарантией срабатывания.
Но, вполне понятно, что «утечка информации» в ноябре прошлого года была строго дозированной. Ее объем и содержание предназначались для того, чтобы в Вашингтоне поняли, что к России необходимо относиться с позиции разума, а не эмоций и амбиций. Круг задач у подводного робота может быть (и должен быть) несколько шире. Среди них, могут быть, например, разведывательные функции с возвращением дрона на материнскую лодку пятого поколения.
Отчет КБ «Рубин-Север» продемонстрировал, что носителями системы «Статус-6» в обозримом будущем будут уже не две, а три ПЛА СН пятого поколения.