4 просмотров

Почему лодки делают из дерева

Древесина для изготовления лодки

Для изготовления лодок, корпусов малых судов пригодны не все породы древесины и не любая доска. Наибольшее применение получили дуб, ясень, сосна, ель, лиственница. Некоторые широко распространенные породы древесины, например береза, осина, бук, ольха, для корпусов лодок непригодны. Они впитывают влагу и легко загнивают.

Дуб — очень крепкая и твердая древесина, не только хорошо сохраняющаяся в воде, но и не теряющая в ней упругости. Дуб применяется для изготовления деталей набора корпуса; он является незаменимым материалом для изготовления форштевней, киля, скуловых стрингеров, наиболее нагруженных шпангоутов, хотя обработка дуба сравнительно трудоемка.

Ясень также обладает твердостью и упругостью и, кроме того, сравнительно легко обрабатывается. Употребляется ясень для изготовления гнутых шпангоутов, бимсов, круглых и овальных комингсов. В ясене хорошо держится крепежный материал – гвозди и шурупы.

Сосна имеет высокую прочность, легко обрабатывается, прямослойна. Применяется для всех деталей набора и наружной обшивки. Следует предпочитать мелкослойную сосну желтоватого оттенка.

Ель менее прочна, легко колется, но обладает хорошей водостойкостью. Считается хорошим материалом для наружной обшивки, шпангоутов, продольного набора.

Лиственница обладает твердой прочной древесиной, с прямыми мелкими слоями. Доски из лиственницы не коробятся в такой степени, как из ели или сосны, но легко раскалываются и дают трещины при переменном воздействии воды и солнца. Для обшивки малых судов лучше ее не применять.

Статья в тему:  Чем покрасить резиновую лодку

Кедр — легкая, плотная порода древесины, хорошо обрабатывается. Пригоден для обшивки и деталей набора. Следует отметить, что при плохой вентиляции помещений судна ясень быстро теряет свои качества, а дубильная кислота, содержащаяся в дубе и ели, способствует интенсивному разрушению незащищенного стального крепежа.

Отобрать доски для изготовления лодки из нужных пород древесины – это полдела. Важно еще, чтобы сама древесина была высокого качества, не имела пороков и повреждений. Совершенно непригодны доски даже с небольшой гнилью: на лодке гниль быстро развивается и переходит на прилегающие детали. Доски с синевой тоже не годятся: такая древесина уже не прочна. Нельзя применять доски с косым по отношению к ее кромкам расположением волокон – детали, вырезанные из таких досок, легко раскалываются. Наиболее распространенным пороком древесины являются сучки. При заготовке деталей сучковатые участки досок необходимо вырезать в отходы. В крайнем случае в заведомо неответственных сечениях детали можно допустить небольшое количество мелких сучков, но при этом надо следить, чтобы не попадались загнившие и «табачные» сучки. Нельзя применять для изготовления деталей корпуса доски с трещинами. Важно, чтобы доски и рейки были хорошо просушены, но в то же время и не оказались пересушенными.

Влажность древесины можно определить, проведя по свежестроганой поверхности химическим карандашом. Если черта изменяет серый цвет на «чернильный», значит, древесина слишком влажная. Влажность древесины можно также определить по только что снятой стружке. Если она ломается легко – материал пересушен. Наоборот, сырая стружка обладает гибкостью, ее влажность ощущается даже на ощупь. Для обшивки палубы и надстроек малых судов широко применяется фанера.

Бакелизированная фанера является наиболее прочной и водостойкой. Она выпускается марок БФС и БФВ толщиной 5, 7, 10 и 12 мм листами от 1,5 до 4,9 м длиной. Поверхность бакелизированной фанеры покрыта слоем смолы и выглядит, как лакированная. Бакелизированная фанера имеет большой объемный вес – она тонет в воде. При окраске с нее необходимо удалять наружный слой смолы.

Статья в тему:  Как сделать лодку из полипропилена своими руками

Авиационная березовая пятислойная фанера БС-1, БП-1 и БПС-1 также обладает высокой прочностью и водостойкостью. Она легче бакелизированной. Слои этой фанеры склеены бакелитовой пленкой и смолой С-1. Изготовляется в листах от 0,8х1,0 до 1,5х1,5 м, толщиной от 1 до 12 мм. В том случае, когда марка фанеры неизвестна, её пригодность для постройки судна можно установить по следующим признакам. У фанеры, склеенной белковым альбуминным клеем, в расщепе между слоями видны буро-чёрные ноздреватые его следы. Такая фанера абсолютно непригодна для конструкций, которые соприкасаются с водой. У фанеры, склеенной казеиновым клеем, слой клея плотный, роговидный, светло-серого цвета. Такая фанера может применяться для внутреннего оборудования лодки. Фанера, изготовленная на смоляных клеях, наиболее водостойкая. Цвет клеевого слоя у такой фанеры или коричневый, или буро-красный.

Водостойкость фанеры можно определить, замочив образец её на сутки в воде и прокипятив его затем в течение часа. Прочность испытуемого образца на отрыв слоев не должна заметно ухудшиться. Для большей гарантии фанеру неизвестной марки следует пропитать горячей олифой.

Легкие, прочные и маневренные: мастер Юрий Савостьян — о секретах изготовления вручную деревянных лодок

Весло работу принесло

Дело всей жизни

Этот кирпичный дом на улице Лесной, 6 в курортном поселке Нарочь известен многим рыбакам и не только. Здесь живет Юрий Савостьян, который занимается изготовлением деревянных лодок уже более 20 лет. Легкие, прочные, бесшумные и маневренные. Новоиспеченные обладатели его лодок могут охарактеризовать их множеством восторженных эпитетов. Первую лодку Юрий изготовил для себя, потом еще несколько для друзей, а дальше сарафанное радио сделало свое дело. Сегодня за новыми судами к мастеру едут люди из разных уголков Беларуси и даже из других стран.

Статья в тему:  Как зарегистрировать лодку с мотором в украине

Первоначально люди научились делать лодки-долбленки из целого дерева, а позднее — из деревянных досок. В каждом регионе существуют свои традиции их изготовления, Юрий Савостьян объясняет почему:

— Каждый рыбак хочет идеально приспособленную под местные условия ловли лодку. Отсюда такое разнообразие моделей. По типу днища они бывают плоскодонные и килевые. Плоскодонки свободно разворачиваются на водоеме и не опрокидываются. В них рыбаку комфортнее разложить под рукой снасти. Килевые лодки отличаются большей маневренностью и быстроходностью, чем плоскодонки. Они имеют лучшую проходимость. Но требуют определенной сноровки и хорошего чувства равновесия, чтобы не зачерпнуть воду через борт.

Кстати, деревянное судно отличается хорошей плавучестью. Даже если оно перевернется, то, скорее всего, не утонет. А это может спасти жизнь его хозяина.

Юрий родом из деревни около Мядельского озера. Говорит, всю жизнь провел возле воды, отсюда и его увлечение лодками:

— С детства фанатею по рыбалке. Но лодки своей не было, брал дедову. Когда пришел из армии, один человек помог мне сделать первую лодку. Это была обычная деревянная плоскодонка, осмоленная снаружи и покрашенная краской внутри. Такая выхаживает максимум четыре года. Потом начал искать в интернете чертежи и инструкции по изготовлению качественных лодок. Много всего перепробовал, в результате остановился на канадской технологии The Ontario Whitehall. Ее придумали в XVIII веке. В ней оптимально сочетаются ходовые характеристики, грузоподъемность и устойчивость. Изготовленные по этой технологии лодки идеальны для наших погодных условий, ведь наш климат схож с канадским.

Статья в тему:  Какое масло заливать в сапог лодочного мотора

Склепать лодку можно и своими силами. Но, чтобы чувствовать себя в ней безопасно на широчайших просторах Нарочи или другого водоема, лучше доверить ее изготовление профессионалам. С одним из них мы сидим в большой беседке и пьем чай. Эту беседку, к слову, Юрий тоже сделал собственными руками. Вот уж точно на все руки мастер!

— Мне проще сделать лодку, чем объяснить вам как, — улыбнулся Юрий и начал поэтапно описывать процесс.

В тонкостях лодочного ремесла гуманитарию разобраться крайне сложно. Однако из разговора с мастером узнаю, что все начинается с выбора качественного сырья. Юрий изготавливает лодки исключительно из экологически чистых материалов. Чаще это древесина хвойных пород, в основном сосна. Для работы нужны широкие и длинные доски без трещин, задир и сучков. По желанию заказчика борта лодки и скамейки можно сделать из дуба. Это в два раза увеличит срок эксплуатации судна, но отразится на стоимости.

«Одну из моих лодок купил для съемок «Беларусьфильм». Действия в ленте разворачиваются в конце XVIII века. Специально изготовил стилизованную под старину лодку».

Как это сделано?

Заходим в мастерскую. На полках полно инструментов: лобзик, шлифовочная машинка, рубанок, фрезер, строительный фен и прочие приспособления, о назначении которых мне остается только гадать. Юрий продолжает увлеченно рассказывать о лодочном деле. Говорит, корпуса лодок не красит. Пропитывает влагостойкими пропитками. В два слоя с обеих сторон. Пропитки проникают глубоко в структуру дерева и остаются там на годы. Проверяю — провожу по борту лодки ключом, а на поверхности ни царапины!

Статья в тему:  Как получить права на лодку с мотором

По канадской технологии Юрий работает уже четвертый год. В среднем на изготовление лодки уходит около двух-трех недель. Все зависит от сложности заказа и наличия необходимых материалов. Цена вопроса — 700 долларов.

Лодки у мастера заказывают и бизнесмены, и рыбаки, и владельцы агроусадеб. Пока ни одного нарекания на качество товара со стороны заказчиков не было. Работу Юрия Савостьяна можно увидеть в известном баре-галерее на улице Зыбицкой в Минске. Часть потолка заведения оформлена по мотивам картины Ван Гога «Звездная ночь», а на толстых тросах с потолка свисает сделанная нарочанским мастером лодка, которая отсылает к «Рыбацким лодкам на берегу в Сен-Мари». Одну из работ специально для фотосессий купил известный минский ресторан, где часто празднуют свадьбы. Обращались к Юрию и с вовсе необычными заказами. Однажды клиент просил сделать корабль, как в фильме «Пираты Карибского моря».

Одни плюсы

Отправляемся на озеро Мядель, где разместилась флотилия Юрия Савостьяна. У причала пришвартованы несколько лодок, отличающихся размером и исполнением. «Под настроение и размер рюкзака», — как любит шутить супруга Юрия Татьяна.

Перед заказом лодки из дерева нужно решить, какой груз и какое число людей вы предполагаете перевозить. Стандартная лодка — на 3—4 посадочных места 4,7 метра длиной и 1,3 метра шириной. Это оптимальные габариты для удобной транспортировки и спуска на воду. Весит она около 70 килограммов. Для управления используются весла. На борт при необходимости можно установить парус или подвесной мотор мощностью до 5 лошадиных сил.

Статья в тему:  Как складывать надувную лодку с транцем

Лет двадцать назад каждые три-четыре года рыбакам приходилось делать новую лодку. Теперь главный недостаток деревянного судна — подверженность гниению — легко устраним благодаря современным пропиткам. Конечно, срок службы у деревянной лодки меньше, чем у металлической. В среднем он составляет около 5–7 лет. Однако при своевременном ремонте этот срок можно увеличить в несколько раз. У рачительных хозяев лодки используются по 20 лет, а то и дольше. Главное, правильно ухаживать за ними. Юрий Савостьян напоследок объяснил, как именно это нужно делать:

— Важно отправляться на ней в плавание хотя бы раз в сезон, чтобы не ускорять усыхание досок. Раз в год нужно обрабатывать борта водоотталкивающей пропиткой. На зиму лодку лучше поставить в гараж. Ее можно перевернуть вверх дном и оставить на специальных козлах на высоте одного метра от земли, чтобы воздух свободно циркулировал.

Почему из дерева делают лодки.

С деревом приятно работать . Большинство остальных материалов (если не все) неприятны . И если лодка строится с расчетом получения удовольствия от самого процесса, дерево будет правильным выбором.

Проектов, которые рассчитаны на постройку из древесины, намного больше, чем для любых других материалов.

Все классические проекты подразумевают дерево . Это проекты, проверенные временем . При их проектировании учитывались все достоинства, что дает этот материал . Возможна их постройка и из других материалов, но это не всегда стоит затраченных при этом усилий .

Статья в тему:  Как изготовить прицеп для лодки

Гибкость древесины позволяет построить судно с красивыми обводами .

Древесина – превосходный судостроительный материал, что касается отношения прочности к весу . Хорошее судно может быть построено с применением простейших инструментов .

Деревянные лодки радуют глаз и приятны на ощупь . Изготовленные из других материалов требуют дополнительных усилий для придания им внешнего вида .

Главными препятствиями использования древесины являются ее высокая стоимость и трудность найти ее соответствующего качества. Если бы она была в изобилии, недорогая и хорошего качества, все прочие методы постройки стали бы еще менее привлекательны, чем они есть сейчас . Что бы вы выбрали – строгать ручным рубанком гладкую доску из ароматно пахнущего кедра или мешать в банке нечто липкое ?

Другое препятствие применения древесины – она требует ухода . Но если вы собрались строить лодку, то несомненно, уход за ней вас не отпугнет . Если же мысль о таких непрерывных заботах вас отталкивает, тогда лучше вам вообще отказаться от идеи постройки .

Как правило, если лодка строится для целей досуга, дерево будет правильным выбором.

“Представим себе идеальный материал . Во-первых, он должен легко обрабатываться. Хотелось бы, чтобы он хорошо клеился и в него хорошо входил крепеж . Он должен легко гнуться и не терять при этом прочность . Он должен иметь приличный внешний вид и (в мечтах) приятный запах . Верьте мне или нет, но существует материал, в котором присутствует все это . И это не продукт человеческих рук – это дерево ! ” – Джордж Бюлер

Статья в тему:  Как выбрать рабочую станцию yamaha

Почему не дерево ?

Есть веские доводы для постройки судов из других материалов . Если вы только начинаете и не в курсе этого, тогда вам и не стоит об этом волноваться .

В своем большинстве современные материалы обладают прочностью либо какими другими свойствами, которыми древесина не обладает или же они применяются для получения таких обводов, которые нельзя получить, используя древесину (хотя на самом деле современные технологии в судостроении позволяют получить практически любые формы) . При преследовании определенных целей, суда, построенные из современных материалов будут по некоторым параметрам превосходить ближайший деревянный эквивалент . Никто больше не будет строить деревянную яхту для гонки на Кубок Америки . (Однако мне еще не доводилось услышать, чтобы абсолютно новая деревянная яхта переломилась пополам и затонула в течение двух минут на спокойной воде !)

Настоящие современные судостроительные материалы не по силам при самостоятельной постройке . К примеру, если вы задумали спуск по порогам, вам скорее всего будет достаточно прочности пластмассового каноэ . Но в любом случае сделать его самому нереально и мы возвращаемся туда, откуда начали .

Стеклопластику доступны любые формы . Его популярность в серийном производстве обусловлена тем, что он позволяет изготовить много экземпляров одной и той же лодки, используя одну матрицу . Также он не гниет при отсутствии ухода . Но это не тот материал, из которого стоит строить одну лодку своими силами .

Статья в тему:  Какая лодка из пвх лучше для рыбалки

Главная помощница семьи в отдаленных деревнях Коми – деревянная лодка

24 июля 2020 14:30

Республика Коми испокон веков славится бескрайней непроходимой Пармой, чистыми и широкими реками, топкими болотами, богатыми клюквой и морошкой. Даже в наше время в регионе немало деревень, которых и по сей день не коснулись блага цивилизации: здесь не налажено авиасообщение и напрочь отсутствуют дороги. Жители занимаются традиционными промыслами: охотой и рыболовством, держат свое хозяйство и ходят в лес за грибами и ягодами, дровами и вениками.

Умельцы-лодочники

Главная помощница и кормилица в любом деле каждой семьи, бесспорно, – деревянная лодка. На ней охотники добираются к своему охотничьему угодью, с нее рыбачат на речных участках, привозят сено с сенокосных полей, добираются до райцентров. И в каждой отдаленной деревне есть известные умельцы-лодочники, которые прославились своим мастерством не только на своей малой родине, но и по всей Республике Коми. С таким мастером познакомился автор журнала «Авиа» в деревне Еремеево Троицко-Печорского района.

Изготовление лодок — процесс трудоемкий. За свою жизнь Вячеслав Ефремов сделал более 60 деревянных лодок, которые теперь ходят по всей республике: Вычегде и Сысоле, Илычу, Ухте и Печоре.

– Каждому заказчику нужно сделать лодку, идеально приспособленную под местные условия. Также нужно учитывать, для каких целей она нужна: для транспортировки груза или сена, рыбалки или перевоза людей. Судна отличаются друг от друга по ширине, глубине и длине. Например, для работы на сенокосе выбирают большие глубокие модели, чтобы можно было за раз перевезти с поля целый стог сена. Для рыбалки заказывают небольшие и неглубокие – они более маневренные, имеют лучшую проходимость, – рассказывает мастер.

Статья в тему:  Ямы в которых найдены солнечные лодки

Из чего сделана лодка?

Лодки на Илыче делают из древесины хвойных пород, в основном, это ель или кедр, а состоит она всего из нескольких частей: кокоры, упругов, железных листов, привальных досок. Первоначально на Илыче судна изготавливались целиком из дерева, но со временем бока лодки стали делать из жести – так лодка служит дольше и весит легче.

Кокора – основной каркас. Качественное выполнение этой главной части и определит долговечность судна, его надежность и прочность. Упруги вырезаются в форме дуги, размер дуги обозначается в зависимости от желаемого размера будущего изделия. По бокам лодка обшивается жестяными листами, толщиной примерно 0,8 мм. Для укрепления конструкция скрепляется привальными досками, которые могут быть изготовлены из сосны. Для изготовления кокоры требуется ровная мощная ель или кедр, хороший загиб у корня послужит основой для всей лодки.

Серьезно и строго

Дерево для лодки срубают в период убывающей луны – тогда дерево менее всего напитано влагой и легче весит, прослужит дольше, будет меньше подвержено сколам и трещинам. Период заготовки – зима либо весна. Зимой дерево суше, но весной его легче повалить и доставить по большой воде до мастерской.

Интересное наблюдение сделала краевед Галина Уляшова. По словам лучших мастеров лодок деревни, дерево, сваленное 18 декабря, – самое сухое. Именно в это время раньше шли в лес за материалом.

Статья в тему:  Какая лодка из пвх лучше для рыбалки

К добыче строительного леса подходили со всей строгостью. Сваленное дерево сразу не кряжевали, то есть не разделывали, а давали дереву подсохнуть. Приготовленное бревно раскалывали с помощью клиньев на две половинки, потом еще раз пополам. И еще раз. Полученные доски отличались особой прочностью и их могли использовать для лодок, при строительстве дома, а также для изготовления специальных охотничьих лыж, обитых камусом, – особо прочным мехом из шкуры с голенной части ног оленей или лосей. Местные коми охотники называют такие лыжи лызями.

Отдельное внимание уделялось подготовке смолы для защиты лодки от влажности и трения. Смола вываривается из сосновых или кедровых щепок на смологонном аппарате, который местные жители смастерили сами. Бочку объемом 200 литров наполняют щепой, переворачивают вниз головой на жестяной каркас с небольшим отверстием, то есть отверстие от бочки должно попасть стык в стык в отверстие на каркасе, – именно так по трубе (желобу), которая проходит под землей, будет выходить смола. Бочку изолируют от малейшего доступа кислорода – ее покрывают большим слоем глины, а далее на бочке разводится костер, который и нагреет ее и тем самым запустит весь процесс. Всего должно выйти из нее примерно 20 литров смолы.

Пока еще ни одно современное средство защиты от влажности не смогло заменить смолу. Смолой обрабатывают все изделие. Для упрощения работы смолу разбавляют с небольшим количеством бензина – так смола наносится на лодку, как гуашь на ватман, меньше расходуется, при этом не снижая своих качеств.

Статья в тему:  Как сделать лодку из полипропилена своими руками

Украшение Илыча

Сам процесс сбора лодки занимает немного времени, больше времени уходит на сушку, подготовку и обработку деталей. Очень важно соблюдать технологию производства, делать лодку в нормальном температурном режиме. Вячеслав Ефремов вспоминает, как однажды собранное им судно дало трещины. Виной этого происшествия стало очень жаркое помещение, в котором он выполнял работу.

Еще сто лет назад лодку делали полностью из дерева, не было инструментов, которые упрощали процесс производства: шлифовочных машинок, лобзиков, фрезеров и многого другого. Но берега Илычских деревень всегда украшали традиционные лодки.

Прошли года, но одно осталось неизменным – лодка получается надежной только в руках хорошего мастера, который при работе руководствуется теми правилами, которые были обозначены предками на основе их проб и ошибок.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сон занимает важнейшую часть нашей жизни, и традиции сна неизбежно складывались в культуре любого народа, в том числе и у коми (подробности)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Статья в тему:  Как получить права на лодку с мотором

АДРЕС РЕДАКЦИИ: «Комсомольская правда в Коми», ул. Первомайская, 149, каб. 322, Сыктывкар,167031 Контактные телефоны: редакция 8-922-277-30-22, 8-922-277-36-53, телефон рекламной службы 8-922-277-36-60

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: