10 просмотров

Почему лодки были важны в древнем египте

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • Новости Либерталии (55)
  • Библиотека пиратства (31)
  • Авторские статьи (19)
  • Переводы (1)
  • Нечто интересное (19)
  • Корабли: история, устройство, интересное (16)
  • Морская тематика (12)
  • Скачать! Графика, музыка и многое другое (11)
  • Мифы и легенды (10)
  • Песни морской и пиратской тематики (10)
  • Сказки о море (8)
  • Приметы и суеверия (6)
  • Юмор (4)
  • Таверна =) (2)
  • Игры пиратской тематики (2)

Музыка

  • Все (2)

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

  • Все (26)

Постоянные читатели

  • Все (118)

Сообщества

Статистика

Судостроение Древнего Египта

Анна_Провидение все записи автора Египтяне с древнейших времен использовали Нил – крупнейшую водную артерию – как транспортную магистраль. Поэтому судостроение появилось у них еще со времен Древнего Царства (2649 до н. э. – 2150 до н. э.). В это время, помимо изготовления лодок и плотов, начинается строительство деревянных судов, по форме напоминающих апельсиновую корку, загнутую с двух сторон (нос и корма). Древнеегипетский корабль этого периода имел малую осадку, плоское днище и был широким и длинным (наибольшая длина – 28,50 м, наибольшая ширина – 3,85 м). Корабли эти приводились в движение не только веслами, но и узким прямоугольным парусом, крепившимся к съемной мачте. На кормовом помосте закреплялись шесть длинных рулевых весел. Гребные весла убирались и для них не было упора в виде уключин, т.е. гребли ими как на каноэ. Корпус набирался из тщательно обработанных акациевых плашек, был непрочен, и для более связи судостроители древнего Египта протягивали вдоль корпуса канат на стойках. Такой же плетеный канат плотно опоясывал весь корпус корабля.

Статья в тему:  Как подобрать длину весла для гребной лодки

Первоначально суда Египта предназначались для плавания по Нилу, но с развитием морской торговли государства с другими странами стали появляться более надежные суда. Конструкция корабля укреплялась за счет носового и кормового брусьев, которыми закреплялся каркас и обшивка. Рулевые весла были увеличены и закреплены в прочных уключинах. Также для увеличения прочности корпус стягивали канатом. Парус, теперь прямой и широкий, крепился с помощью мачты и двух загнутых на концах рей. Якорем служил камень, обвязанный канатом. Водоизмещение египетских морских судов (на период Среднего и Нового царства) достигало 60 – 80 т. Строились и более крупные суда для перевозки строительных материалов, каменных блоков для пирамид, обелисков. Вдоль планширей бортов крепились небольшие колышки-уключины, к которым привязывались короткие весла с копьевидными лопастями. На расширяющихся форштевня и ахтерштевня наносили магические рисунки или изображение глаза.

Египтяне располагали также военными судами. Шведский историк В.
Лундстрем восстановил облик боевого египетского корабля 1200-х гг. до н. э. (Новое Царство). Такой корабль имел довольно вытянутый корпус с прочным поперечным набором, опирающимся на мощный килевой брус, что позволило отказаться от продольной стяжки канатом. Этот килевой брус проходил вдоль всего днища судна и выводился за носовую часть, принимая вид тарана, обитого железным листом. Таран имел форму головы животного. На далеко выступающем ахтерштевне крепилось одно, но крупное, рулевое весло. Дополнительную прочность корпусу давали банки от борта до борта. Высокий фальшборт (до 80-ти см) служил гребцам защитой от вражеских стрел. В кормовой и носовой части судна, как и на топе мачты, находились огражденные площадки для лучников. На мачте данная конструкция представляла собой плетеную корзину. Египетские лучники, имевшие на вооружении дальнобойные (поражение 150 – 160 м) луки, были основной ударной силой египетского боевого корабля. Длина таких судов колебалась от 30 до 40 м.

Статья в тему:  Как на синтезаторе yamaha сделать эффект педали

Планшир – самый верхний брус на фальшборте палубных судов (фальшборт -продолжение борта выше открытой верхней палубы).

Форштевень – носовая оконечность корабля.

Ахтерштевень – нижняя кормовая оконечность корабля.

Набор судна – каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных связей.

Каким был древний флот фараонов?

Полноводный Нил и выход к морю не могли не сделать Египетское царство великой морской державой. Египетские фараоны обладали могучей военной силой, исчислявшейся сотнями кораблей. Сильный флот властителей Египта успешно сражался с нашествием варваров, приходившими с севера. Изображения древних кораблей фараонов археологи находят в гробницах и на рельефах в руинах древних поселений египтян.

Роль флота в истории Древнего Египта трудно переоценить. Именно мощный флот помог фараону Рамсесу III отбиться от орд пришельцев, которые ворвались в дельту Нила на судах, украшенных страшными птичьими головами. Египтяне скрыли свои корабли в зарослях у берегов Нила, заманил пришельцев в засаду. Дружный удар флота и десантной пехоты заставил неприятелей бежать. Множество врагов утонуло, а инженерам Рамзеса достались образцы чужеземного флота. Египтяне умели изучать чужое и применять все лучшее для конструкции своих кораблей.

Военный флот прикрывал экспедиции, которые фараоны посылали в далекие земли для сбора информации. путешествия египетских разведчиков начались уже в 3500 году до н. э. Есть данные о численности флота Египта в 2600 году до н. э. Фараон Снофру располагал примерно 40 судами для защиты перевозок из Библа (Финикия). Много делала для укрепления боеспособности военного флота и правительница Хатшепсут. Египетские храмы своими надписями до сих пор славят ее заботу о военных моряках.
Геополитические интересы Египта протирались не только к Финикии, но и к глубинам Африки. Египет был заинтересован в поставках рабов, слоновой кости, благовоний, вина, золота. Торговые операции, защиту от пиратов и посягательств чужих флотов обеспечивали военно-морские фараонов.

Статья в тему:  Как оборудовать лодку пвх

Военные корабли египтян в битве на Ниле

Египетский флот базировался не только на Ниле или на побережье Средиземного моря. Крупные военно-морские базы существовали и на Красном море. В 1976 году на территории старинного храма в Сафаги (древнейшего города побережья Красного моря) археологи нашли руины египетского порта, который принимал военные и гражданские суда во времена XII династии. Кроме того, известны и другие значительные стоянки кораблей египтян в Кусейре и Беренике.

Борьба с «народами моря» способствовала развитию военного флота страны на Ниле. Между XIII и XII веками до н. э. шла ожесточенная война с филистимлянами, этрусками, ахейцами, ливийцами. При фараонах Мернептахе, Рамсесе II и Рамсесе III египтяне одерживали не только победы, но и терпели поражения. Но успехи и неудачи только обогащали опытом египетских корабелов.

Отражение атаки десанта народов моря египтянами

Шведский исследователь В. Лундстрем описывает внешний вид боевого египетского корабля, который может датироваться 1200-м годом до нашей эры. К этому времени корпус корабля (его длина традиционно не превышала 40 метров) древние мореходы сооружали без использования канатов. Прочность обеспечивали мощным килем, который проходил через весь корабль. У судна имелся мощный поперечный набор. Повышенную поперечную прочность дополнительно придавали скамейки для гребцов, которые располагались поперек корабля в его верхней части. Прикрывал от вражеских стрел экипаж почти метровый фальшборт.

Статья в тему:  Чем клеить надувные лодки

Управлялся египетский военный корабль большим и тяжелым рулевым веслом. Как и греческие триеры, египетский военный корабль мог таранить суда противника. Египтяне приделывали к корпусу отлитый из бронзы таран, который выполнялся в виде головы барана или какого-то экзотического существа.

В экипаж каждого боевого судна входили стрелки из луков. Египтяне полагались на дальний бой (луки солдат фараонов могли поражать цели на дистанции до 150-160 метров), располагая стрелков на специальных площадках, выстроенных на корабле – их делали на носу и на корме. Также лучник (один или несколько) помещались на мачте. Эти воины одновременно вели разведку, контролируя акваторию, выслеживая морские силы врага.

Корабли Египта

Древние корабли Египетского флота

История кораблестроения началась довольно рано, это одна из причин почему многие люди не могут дать однозначного ответа, какое же государство было родиной наводного транспорта. Тем не менее большинство историков склоняются к тому, что Древний Египет был родоначальником судостроения.

Чаще всего египтяне передвигались по реке Нил, они использовали свои лодки для транспортировки людей, предметов, животных и так далее. Самые первые и примитивные образцы приводились в движение человеком, или же животным, который стоял на берегу. Как можно догадаться первыми плавательными аппаратами были обыкновенные лодки. Если европейцы начинали строить свои судна из дерева, то египтяне не могли позволить себе такую роскошь из-за недостатка материала и строили их как правило из папируса, он смачивался смолой и скреплялся канатами.

  • Корабли 16 века
  • Корабли 18 века
  • Корабли 17 века
  • Корабли 19 века
  • Корабли 20 века
Статья в тему:  Какой лучше мотор на резиновую лодку

Это вовсе не означает, что более поздние образцы всегда строились из этого материала. Дерево также использовали, например, в те же античные времена на просторах Нила можно было встретить деревянные лодки, они напоминали широкий и недорисованный месяц и в длину они были около 28 метров.

С развитием прогресса суда также не отставали в своей модернизации. Так, например, при нехватке древесины, как строительного материала, его привозили из Ливии и делали уже более новые корабли, которые уже были оснащены квадратным парусом. Данные судна уже были довольно прочны, достигалось это тем, что из привезенных хвойных пород целиком выпиливались балки, корпус был более острым. Парус в это время также был довольно небольшим, но очень широким, крепился он на две рейки.

Технологии стротельства

Египет был одной из самых развитых стран в древности. Достигалось это не только военными конфликтами, или умами и трудолюбием народа, но и торговлей. Поэтому судна начали делать с целью большей грузоподъемности. На подобных кораблях перевозили не только товары из зарубежных стран, но и блоки пирамид. Именно торговые судна и были первыми наводными средствами, которые приводились в движение не только парусом, но и гребцами. Сам корпус на торговом корабле строился из плашек акации. Данная конструкция не должна была давать большую прочность. Ведь основное предназначение корабля вовсе не военное, а лишь торговое, но тем не менее экипажу нужно было учитывать и погодные условия, которые также могут повредить корабль. Поэтому с целью увеличения крепости конструкции весь корабль был обтянут канатом по всей длине. Также он имел палубу и по своим габаритам был довольным большим, длина – от 14 до 20 метров, а ширина 2-5.

Статья в тему:  Как ловить сома с лодки

Античное время Египта было крайне неспокойным, добавим сюда то, что по территории пролегала самая полноводная река и получаем необходимость создания военных судов. Разумеется, к данным ноу-хау египтяне пришли более поздно, чем к примитивным лодочным образцам о которых рассказывалось раннее. Скелет самого корабля имел опору в виде килевого и мощного бруса, если торговые суда приходилось обвязывать вдоль корпуса, то сейчас этот вопрос был решён без потери прочности, которая была очень важна при боевых действиях. Здесь корабль уже был оснащен металлическим тараном, как правило он изображался в виде головы какого-либо животного. Также в движение корабли приводился не только парусом, но и гребцами. Сидели они на скамейках, которые также давали дополнительную прочность. Их располагали поперек судна, так чтобы края доски упирались в разные борта. От вражеских стрел сидячие гребцы защищались фальшбортом. Основной мощью судна Древнего Египта были лучники и для них были предусмотрены отдельные позиции на корабле, а на мачте для них специально вешали корзины. В то время стрелки действовали на большом расстоянии, около 150 метров. Что давало большую фору египетским воинам.

Военный корабль Египта

Лундстрем, научный деятель, занимающийся изучением древних судов, сумел показать внешний вид и устройство судна из 1200 годов до нашей эры, ориентируясь исключительно на барельефы.

Судно обладало удлиненным корпусом, оборудованным поперечным набором1. Опорой ему служил килевой брус повышенной прочности, что подарило возможность не использовать канатную стяжку корпуса. В передней части находился килевой брус, верхний конец которого оборудовалась тараном. Делали его из металла, а по форме напоминал голову живого существа. Ахтерштевень сравнительно далеко выдвигался за пределы корпуса, и к нему прикреплялось поворотное весло. Чтобы обеспечить повышенную жесткость, использовались банки2. Они располагались поперечно и на них могли расположиться большое количество гребцов. Для их защиты оборудовался 80 см фальшборт.

Статья в тему:  Как поднять мотор на лодке

На крайних частях корабля устанавливались ограждения для защиты лучников, находящихся внутри плетеной корзины на верхней половине мачты. Именно они являлись главной ударной мощью боевого судна.

Египетский торговый корабль

В египетских гробницах, датированных 3 тысячелетием до н.э. обнаружились изображения, на которых легко различается грузовое судно, способное двигаться за счет ветровых потоков или человеческой силой.

Корабль относится к 2550 году до нашей эры, когда у правления находилась V династия. Парус прямоугольной формы, сравнительно небольшой по ширине. Крепление осуществляется к двуногой мачте, которую можно убирать при необходимости. Кормовой помост снабжен 6 веслами для управления большой длины. На них отсутствуют уключины, из-за чего способ гребли был аналогичен каноэ. Для корпуса использовались акациевые плашки, не отличающиеся прочностью, а чтобы обеспечить связку применялся канат, идущий по стойкам, вдоль всего корпуса.

Ходили такие суда чаще всего по речным маршрутам, но также могли применяться и в других направления. В длину варьировались от 14 до 20 метров, при ширине от 2 до 5 метров. Палуба присутствовала.

Мореходное торговое судно Египта

Древний Египет активно развивал торговое направление, что затронуло и морскую отрасль. Необходимость постоянно совершенствовать судопроизводство привела к появлению носовых брусьев, а позднее их добавили и на корму. В них прорезались шипы, а внутрь вставлялись обшивочные доски. Свес на носу получилось уменьшить, что позволило увеличить длину весла управления и закрепить их посредством уключин. Но, продольная прочность оставалась малой, что приводило к необходимости использовать стягивающий канат, идущий по корпусу и прикрепленный к стойкам. В передней и задней части предусматривались маленькие площадки. Роль якоря выполнял булыжник, удерживаемый при помощи толстой веревки. Максимальное водоизмещение доходило до 80 тонн. Существовали также и большие представители, используемые для транспортировки крупногабаритных материалов, скальных пород, обелисков. Планширы оборудовались уключинами с привязанными веслами. Лопасти последних выполнялись в копьевидной форме. Перьевая часть форштевня и ахтерштевня украшалась различными узорами, включая древний египетский символ – глаз.

Статья в тему:  Как е лодка на гръцки

Историки.ру

Кораблестроение в Древнем Египте: корабли, лодки, погребальные ладьи

Географические особенности Египта создавали условия для развития кораблестроения. Эта африканская страна, окаймленная горными хребтами, пересеченная многочисленными каналами, местами заболоченная, засыпанная песками, создавала некоторые трудности для перемещения пешком либо на ослах. Поэтому широкая и полноводная река, связывающая основные города, была естественным и удобным путем сообщения. Ниже мы рассмотрим кораблестроение в Древнем Египте: корабли и лодки египтян и использование суден для погребения.

Содержание

Первые суда

Лодки появились в Египте давно. Основным материалом для их постройки служил папирус, доступный повсеместно. Первые изображения таких лодок датируются 3200 г. до н. э. Долгое время считалось, что папирусные лодки не приспособлены для плавания по морю, но норвежский ученый-антрополог Тур Хейердал доказал обратное.

Он спроектировал и построил лодку по рисункам и макетам Древнего Египта, а затем попытался пересечь Атлантический океан. Первая ладья, проплыв 3000 морских миль, затонула, вторую экспедицию ждал успех. Лодка вышла из порта Софи и достигла Бриджтауна, столицы острова Барбадос, по другую сторону океана. Такие плавучие конструкции использовали при рыбной ловле и для перевозки грузов.

Папирусная лодка «Ра-II». Музей Кон-Тики, Осло (Норвегия)

На смену тростниковым лодкам пришли суда из дерева. Единственной подходящей древесиной в Египте была акация, но из-за ее волокнистости и сучковатости получались небольшие деревянные дощечки. Их соединяли внахлест, а корпус для лучшей прочности обтягивали тросами.

Статья в тему:  Сколько стоит пластиковые лодки

Вместо мачты использовали двуногие козлы, на которые крепили парус. Лодки могли ходить как под парусом, так и на веслах. Для долгих путешествий на борту строили каюту из тростника.

С III тыс. до н. э. начали ввозить корабельный лес из Сирии и Малой Азии — знаменитые ливанские кедры. Это привело к строительству крупных судов до 50 м длиной, рассчитанных на 40 и более гребцов.

Погребальные ладьи

Погребальные, или солнечные, ладьи предназначались для перевозки тела покойного фараона к месту захоронения. Затем их замуровывали в специальных камерах недалеко от гробницы. Египтяне верили, что ладья понадобится царю в загробном мире, чтобы плавать по небесному Нилу вместе с богом Ра.

Самый известный превосходно сохранившийся экземпляр — ладья фараона Хеопса, построенная около 2500 г. до н. э. Это полноразмерное судно, которое действительно использовалось по назначению, о чем свидетельствуют остатки ила на канатах.

Солнечная ладья фараона Хеопса. Около 2500 г. до н. э.

Солнечная ладья Хеопса была впервые выставлена в специально возведенном музее в 1982 г. Она входит в список 10 великих открытий Египта. Однако это не единственное погребальное судно, найденное в Египте. Другие конструкции обнаружены в Абу-Горабе, Абусире, Абидосе и Дашхуре.

Назначение кораблей

Суда требовались египтянам не только для перевозки камня, статуй, но и для облегчения снабжения войск провиантом. Поэтому существовали как пассажирские корабли, так и грузовые баржи, на которых доставляли древесину и камень.

Статья в тему:  Сколько стоит пластиковые лодки

Рыбаки на лодках держали специальных дрессированных кошек, которые ныряли за пойманной рыбой.

Бронзовая статуэтка кошки с котятами. 66-30 гг. до н. э. Бруклинский музей, Нью-Йорк (США)

Постепенно начинало развиваться морское судоходство. Так, при фараоне Сахуре (2487-2475 гг. до н. э.) флот использовали для захвата Финикии, откуда были привезены несметные богатства и рабы.

Кроме того, Сахур снарядил морскую экспедицию в страну Пунт, где удалось добыть мирру, серебро, золото и древесину. Следующим известным путешествием в Пунт стала экспедиция, которую отправила царица Хатшепсут в 1517 г. до н. э. Для этого понадобилось укрепить суда, которые до сих пор не сталкивались с морскими волнами и ветрами. С этой целью использовали толстый трос, протянутый между носом и кормой, с накинутой на корму петлей. Изменилась и форма паруса. На смену узкому пришел низкий и широкий. Для закрепления весел появились уключины.

Модель прогулочной лодки, которую использовала знать для ловли рыбы. XII династия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

После Хатшепсут две экспедиции в Пунт снарядил ее преемник Тутмос III, а фараон Рамзес III стал последним, кто отправил торговые корабли к берегам Пунта. Экспедиция Хатшепсут — первая, детали которой нам известны во всех подробностях. Поэтому именно ей принадлежит первое место в морской истории Египта.

В эпоху Нового царства флот стали применять и в военных целях. Так, в 1600 г. до н. э. корабли активно использовали для вытеснения гиксосов, которые владели Египтом и создали столицу в дельте Нила.

Статья в тему:  Как поднять мотор на лодке

При Тутмосе III (1479-1425 гг. до н. э.), который вел активные завоевательные войны, речной транспорт активно служил для быстрой переброски войск и доставки провианта. Кроме того, Тутмос III ввел должность главы кораблей повелителя двух земель.

Храмовый флот также был реорганизован. Из числа жрецов назначались начальники кораблей Амона и Птаха.

При Рамзесе III (1185-1153 гг. до н. э.) произошла одна из крупнейших морских битв — битва с народами моря. Корабли этого времени уже сильно отличались от лодок времен Хатшепсут. Это были боевые суда. Их нос украшала голова льва. От вражеских стрел моряков укрывал высокий фальшборт, а мачта завершалась смотровой площадкой.

Около 1181 г. до н. э. народы моря вторглись на территорию Египта. Второе нападение произошло в 1178 г. до н. э., в результате чего противник был разгромлен. Остатки народов осели в окрестностях Газа.

Изображение речного корабля на могиле Менна. Около 1422-1411 гг. до н. э. Фивы, Египет

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: