0 просмотров

Почему лодка не сдвигается с места когда человек находящийся в ней

6 Достаточный уровень

Решебник по физике Л.А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы

1. а) На рисунке показаны этапы насаживания молотка на рукоятку. Объясните, каковы физические основы используемого способа.

б) Покоящаяся хоккейная шайба массой 250 г после уда¬ра клюшкой, длящегося 0,02 с, скользит по льду со ско¬ростью 30 м/с. Определите среднюю силу удара.
в) Двое мальчиков тянут шнур в противоположные сто¬роны, каждый с силой 200 Н. Разорвется ли шнур, если он может выдержать нагрузку 300 Н?
2. а) В сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» ска¬зано: «стоило Коню остановиться, как Рыцарь тут же ле¬тел вперед. А когда Конь снова трогался с места, Рыцарь тотчас падал назад». Объясните явление.

б) Снаряд массой 15 кг при выстреле приобретает ско¬рость 600 м/с. Найдите среднюю силу, с которой поро¬ховые газы давят на снаряд, если длина ствола орудия 1,8 м. Движение снаряда в стволе считайте равноуско¬ренным.
в) Теплоход при столкновении с лодкой может потопить ее без всяких для себя повреждений. Как это согласуется с равенством модулей сил взаимодействия?
3. а) Почему при прополке сорняков нельзя выдергивать их из земли быстрым рывком?
б) Лыжник массой 60 кг, имеющий в конце спуска с горы скорость 10 м/с, остановился через 40 с после окончания спуска. Определите модуль силы сопротивления движению.
в) Два мальчика растягивают динамометр. Каждый при¬лагает силу 80 Н. Что покажет динамометр?
4. а) Лисица, убегая от преследующей ее собаки, часто спа¬сается тем, что делает резкие внезапные движения в сто¬рону как раз в тот момент, когда собака готова схватить ее зубами. Почему собака при этом промахивается?
б) Водитель автомобиля начал тормозить, когда машина находилась на расстоянии 200 м от заправочной станции и двигалась к ней со скоростью 20 м/с. Какова должна быть сила сопротивления движению, чтобы автомобиль массой 1000 кг остановился у станции?
в) Сначала двое тянут веревку в разные стороны с силой по 100 Н, затем, привязав веревку к стене, тянут ее вдво¬ем за другой конец, каждый с той же силой. Одинаковая ли сила натяжения действует на веревку в этих случаях?
5. а) Для чего перед взлетом, а также перед посадкой самоле¬та пассажир должен пристегнуться ремнем безопасности?
б) Скорость автомобиля изменяется по закону и = 5 — 31 под действием силы 6 Н. Определите массу тела.
в) Можно ли плыть на парусной лодке, направляя на па¬руса поток воздуха от мощного вентилятора, находяще¬гося на лодке? Что случится, если дуть мимо паруса?
6. а) Почему бегущий человек, стремясь быстро обогнуть столб или дерево, обхватывает его рукой?
б) Под действием силы 150 Н тело движется прямоли¬нейно так, что его координата изменяется по следующе¬му закону: х = 100 + 51 + 0,512. Какова масса тела?
в) Разорвется ли веревка, которая может выдержать силу натяжения 150 Н, если двое мальчиков тянут за веревку в разные стороны с силой по 120 Н?
7. а) С помощью двух одинаковых воздушных шаров подни¬мают из состояния покоя разные тела. По какому признаку можно заключить, у какого из этих тел булыпая масса?
б) Скорость автомобиля изменяется по закону v — 10 + 0,51. Определите равнодействующую всех приложенных к нему сил, если масса автомобиля 1,5 т.
в) Почему лодка не сдвигается с места, когда человек, находящийся в ней, давит на борт, и приходит в движе¬ние, если человек выйдет из лодки и будет толкать ее с такой же силой?
8. а) Почему груженый автомобиль на булыжной мостовой движется более плавно, чем такой же автомобиль без груза?
б) Найдите силу, действующую на тело массой 500 кг, если тело движется прямолинейно и его координата из¬меняется по закону х = 20 — 101 + t2.
в) На весах уравновешен неполный стакан с водой. Нарушится ли равновесие весов, если в воду погрузить карандаш и держать его в руке, не касаясь стакана?

Статья в тему:  Как самому сшить лодку

Самостоятельная работа

самостоятельная работа по физике. третий закон Ньютона

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 10 (§ 26)

«Третий закон Ньютона»

Два мальчика растягивают динамометр. Каждый прилагает силу 80 Н. Что покажет динамометр?

Можно ли плыть на парусной лодке, направляя на паруса поток воздуха от мощного вентилятора, находящегося на лодке? Что случится, если дуть мимо паруса?

Лошадь тянет гружёную телегу. По третьему закону Ньютона сила, с которой лошадь тянет телегу, равна силе, с которой телега тянет лошадь. Почему же всё-таки телега движется за лошадью?

Что можно сказать об ускорении, которое получает Земля при взаимо-действии с идущим по ней человеком? Ответ обоснуйте.

К одному концу динамометра, который может скользить без трения по столу, приложили силу 20 Н. Что покажет динамометр?

Через неподвижный блок перекинута верёвка. На одном конце верёвки, держась руками, висит человек, а на другом – груз. Вес груза равен весу человека. Что произойдёт, если человек будет на руках подтягиваться вверх по верёвке?

Двое мальчиков тянут шнур в противоположные стороны, каждый с силой 200 Н. Разорвётся ли шнур, если он может выдержать нагрузку 300 Н?

Теплоход при столкновении с лодкой может потопить её без всяких для себя повреждений. Как это согласуется с равенством модулей сил взаимо-действия?

Лебедь, рак и щука в известной басне Крылова тянут воз с одинаковыми по модулю силами. Результат известен. Как были направлены эти силы?

Статья в тему:  Можно ли обменять лодочный мотор

Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Обосновать невозможность этого.

В каком случае натяжение каната будет больше:

два человека тянут канат за концы с силами , равными по модулю, но противоположными по направлению;

один конец каната прикреплён к стене, а другой конец человек тянет с силой 2?

Трактор тянет сеялку. По третьему закону Ньютона сила, с которой трак-тор действует на сеялку равна силе, с которой сеялка действует на трактор. Почему же сеялка движется за трактором, а не наоборот?

Разорвётся ли верёвка, которая может выдержать силу натяжения 150 Н, если двое тянут за верёвку в разные стороны с силой по 120 Н?

Почему лодка не сдвигается с места, когда человек, находящийся в ней, давит на борт, и приходит в движение, если человек выйдет из лодки, и будет толкать её с такой же силой?

В каком случае сила натяжения нити между брусками (m1 m2) больше? Почему? Трением пренебречь.

Сначала двое тянут верёвку в разные стороны с силой по 100 Н, затем, привязав верёвку к стене, тянут её вдвоём за другой конец, каждый с той же силой. Одинаковая ли сила натяжения действует на верёвку в этих случаях?

На весах уравновешен неполный стакан с водой. Нарушится ли равно-весие весов, если в воду погрузить карандаш и держать его в руке, не касаясь стакана?

Статья в тему:  Как создать для на компьютере style yamaha

Два бруска с заданными массами m и M движутся по горизонтальной поверхности без трения. Сила приложена к бруску А. С какой силой брусок А действует на брусок В?

Методы вождения маломерных судов в различных условиях обстановки

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке:

— Запрещается управлять лодкой в нетрезвом состоянии.

— Посадку в лодку производить, осторожно ступая посередине настила.

— Располагаться в лодке нужно равномерно только на штатных сиденьях.

—Нельзя садиться на борт лодки, это может привести к её переворачиванию.

— Меняться местами, переходить из лодки в лодку необходимо без резких движений, только у берега.

— Нельзя прыгать из лодки на берег или мостик.

— Нельзя раскачивать лодку и нырять с неё.

— Запрещается кататься на лодке детям без сопровождения взрослых. Согласно правил плавания на маломерных судах, на каждого ребенка в возрасте до четырнадцати лет в лодке должен находиться один взрослый.

— Нельзя перегружать лодку сверх нормы.

— Нельзя пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним.

— Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне.

— Волну надо «резать» носом лодки поперёк или под углом.

— Необходимо соблюдать осторожность на мелководье в незнакомых местах, следить за выступающими из воды предметами, а также расставленными сетями.

Маломерные суда имеют различные конструктивные формы, обводы и размеры корпуса, виды и количество двигателей, винтов, формы и площади рулей и другие элементы. В связи с этим судоводителю при управлении и маневрировании на конкретном судне необходимы знания маневренных элементов этого судна, а также достаточный опыт плавания и умение практически применять полученные знания. Только при этих условиях обеспечивается безопасность эксплуатации маломерного моторного судна.
Судоводителю следует опытным путем установить:
1. Скорости судна при различных режимах работы двигателя (малый, средний и полный ход).
2. Диаметры циркуляции при различных углах перекладки руля и скорости.
3. Расстояния, которые судно проходит:
а) до полной остановки после остановки двигателя с полного хода (среднего хода, малого хода);
б) до полной остановки, если с полного (среднего, малого) хода вперед дать задний ход;
в) до полной остановки, если с заднего хода дать передний ход (полный, средний, малый). 4. В какую сторону покатится нос (корма), если:
а) стоящему судну дать передний (задний) ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт); —
б) с переднего хода дать задний ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт);
в) с заднего хода дать передний ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт).
Эти сведения рекомендуется (особенно начинающему судоводителю) и следует использовать их до приобретения достаточного практического опыта, когда маневрирование судном будет производиться уверенно, с четким пониманием как поведет себя судно в том или ином случае и какие действия необходимо предпринять, чтобы получить желаемый результат от маневра.

Статья в тему:  Как сделать лодочный мотор из бензопилы дружба

Некоторые общие особенности управления маломерным судном, которые полезно знать и учитывать:
1.При движении против течения управлять судном значительно легче, чем при движении по течению. Это связано с тем, что под действием течения судно хорошо слушается руля даже на малом ходу.
2. При движении по течению судно слушается руля, если его скорость больше скорости течения.
3. При движении против течения поворот на обратный курс следует производить «из тихого течения» в сторону «быстрого течения», в этом случае более сильное течение быстро забрасывает нос в сторону обратного курса.

  1. При следовании по течению поворот на обратный курс следует производить «из быстрого течения» в сторону «тихого течения».
    В этом случае большее течение более эффективно забрасывает корму в сторону противоположную повороту.
    5. При наличии сильного бокового ветра поворот на обратный курс следует производить «на ветер», чтобы избежать навала судна на берег. Это правило особенно необходимо соблюдать при поворотах в уз­ких участках.
    6. При подходе к мелкому берегу на лодке с подвесным мотором для предотвращения повреждений лопасти винта, мотор следует заглушить и поднять.
    7. При следовании судна по течению (вниз) подход к причалу осуществить проще, если пройти мимо причала, развернуть судно и швартоваться против течения.
    8. Судно, имеющее постоянный крен на борт, при положении руля «прямо» стремится уклониться носом в сторону повышенного борта. Для удержания судна на курсе необходимо переложить руль на некоторый угол в сторону накрененного борта.
    9. Наилучшая управляемость достигается путем придания судну небольшого дифферента на корму.
    Подход к берегу. Этот маневр на внутренних водоемах на маломерном судне выполняется часто. Для безопасного подхода судоводитель должен правильно выбрать место. Желательно, чтобы берег был пологим, чистым от препятствий и песчаным. Когда подход к месту стоянки осуществляется в незнакомом месте, необходимо двигаться с минимальной скоростью, промеряя наметкой глубину и характер грунта. На реке движение к берегу следует начинать против течения и затем маневрировать так, чтобы нос коснулся грунта под углом к берегу близким к 90°,на озере — против ветра. На мелководье при подходе к берегу на мотолодке мотор должен быть поднят.
    При подходе к берегу на сильном прибое (как правило это вынужденный маневр) груз и пассажиров следует переместить ближе к корме. Необходимо стремиться держать судно (корму) перпендикулярно волне, а при подходе к судну каждой крупной волны уменьшать или останавливать ход. Когда до берега остается небольшое расстояние и очередной гребень волны начинает подходить к носу судна и поднимать его, следует дать ход вперед, стараясь не отставать от волны. Неудачно выполненный маневр в последний момент подхода к побережью, может привести к нежелательным последствиям (сильный удар днищем; разворот судна лагом к волне и захлестывание лодки водой и т.п.), поэтому все пассажиры должны быть в спасательных жилетах, заранее получить инструктаж и четко знать свои действия в зависимости от обстановки. Как только нос коснется грунта всем следует быстро выпрыгнуть в воду и руками вытащить лодку или катер как можно дальше на берег.
    Следует помнить, что в условиях сильного ветра и волнения подход к берегу опасен, особенно в незнакомом месте.
    Стоянка у берега. Распространенным способом стоянки маломерного судна у необорудованного берега является его закрепление с помощью концов, протянутых с кормы к вдавленному (зарытому) на берегу якорю. При наличии деревьев и крепких кустов швартовные концы крепятся за них.
    При значительных колебаниях уровня воды судно можно поставить на две растяжки — носовую и кормовую.
    Отход (отвал) от берега. Подготовив судно к плаванию отход осуществляется следующим образом. Пассажиры размещаются ближе к корме (чтобы поднять нос) и дается задний ход. Если судно не сдвигается, то путем перекладки руля и реверсирования судно раскачивается. Через некоторое время грунт под днищем подмывается и судно начнет движение задним ходом, корма выводится на более глубокое место и двигатель переключается на максимальный задний ход.
    На небольших катерах и мотолодках отход от берега осуществляется с помощью весла, отпорного крюка, а при необходимости и с участием пассажиров.
    Во время значительного волнения отвал задним ходом, особенно на моторных лодках, опасен, т.к. помимо возможности повредить винт, не исключено, что при движении к волне кормой мотор и судно могут быть захлестнуты водой. В этом случае благоразумнее отвалить от берега с поднятым мотором, затем на глубине его опустить и начать движение. При сильном ветре не исключено, что перед опусканием мотора придется стать на якорь, чтобы лодку не навалило на берег.
    Подход к другому судну. Техника выполнения этого маневра близка швартовке к причалу, однако в зависимости от метеоусловий и типа судна, к которому необходимо причалить, требуется более отточенное искусство. Швартоваться следует к другому судну только после его полной остановки. К судну средних и больших размеров подход осуществляется, как правило, в его средней части с подветренного борта. Это позволяет остановить катер (мотолодку) за несколько» метров до места швартовки, расположить его (ее) параллельно дрейфующему судну и регулировать положение так, чтобы соприкосновение произошло в районе заранее опущенных кранцев.
    При швартовке к другому маломерному судну, наиболее часто оба судна некоторое время на малом ходу двигаются параллельными курсами, постепенно приближаясь друг к другу и сбрасывая скорость. Подход к стоящему на якоре или лежащему в дрейфе другому катеру (моторной лодке, яхте) должен производиться с учетом течения (которое может развернуть судно), ветра и волнения. Маневрирование следует согласовать с судоводителем другого судна и быть предельно осторожным и внимательным, чтобы не повредить суда и не нанести травм людям, находящимся на борту. Швартовка, как правило, обеспечивается подачей только носового швартова, чтобы в любой момент его можно было отдать и отойти от борта. Пассажиров необходимо проинструктировать, чтобы они находились на штатных местах и не держались руками за борт, который обращен в сторону другого судна.
    Снятие судна с мели. В случае посадки судна на мель, следует учитывать то обстоятельство, что за судном движется придонная волна, которая обгоняя остановившееся судно, приподнимает его и при своевременно (практически сразу же после остановки судна) данном ходе назад может способствовать снятию судна с мели. В том случае, если судно не сошло с мели, делаются промеры глубины вокруг судна. По результатам промеров определяется большая глубина, в сторону которой и снимается судно с мели.
    При посадке на мель носовой частью попеременно дается передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна дается полный ход назад с прямым положением руля. При этом целесообразно создать дифферент на корму, путем перемещения груза и пассажиров.
Статья в тему:  Как заменить масло в лодочном моторе ямаха

При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.
В зависимости от степени посадки на мель и условий (температура воды, сила ветра, волнение, течение, глубина, тип судна) используются шесты, багры, весла, надувные резиновые катки для подкладки под киль, завозные якоря для отдачи на глубине, троса для крепления на берегу, разгрузка судна для уменьшения осадки, другие мелкосидящие катера и мотолодки в качестве буксира.
После снятия с мели необходимо тщательно осмотреть корпус судна, установить и по возможности устранить полученные повреждения, убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.
Буксировка. Буксировка одним маломерным судном другого осуществляется в вынужденных случаях, когда нет другой возможности оказать помощь. На практике используются два способа буксировки в кильватер и под бортом.
Буксировка в кильватер осуществляется на тросе длиной от 10 до 15 метров. Способ крепления троса на судах выбирается в зависимости от наличия на них швартовых устройств, но он должен находится в диаметральной плоскости судов. На большинстве маломерных судов киповой планки не предусмотрено, поэтому трос следует пропустить через петлю.
Движение на буксирующем судне нужно начинать медленно и плавно, чтобы избежать резкого рыв­ка. Когда слабины троса остается немного, следует застопорить ход и лишь при натяжении троса начать движение на минимальной скорости, постепенно увеличивая обороты. На небольших судах убрать слабину троса можно отходя друг от друга на веслах. Если слабину не выбрать, то трос можно намотать на винт или порвать его.
Во время буксировки нельзя резко поворачивать и изменять режим работы двигателя, трос должен быть постоянно натянут и не опускаться в воду.
Если на буксируемом судне оставлен судоводитель, то он должен находиться в спасательном жилете и при помощи руля удерживать судно на курсе в кильватер буксировщику. На поворотах судоводитель буксируемого судна перекладывает руль на 10-20° (на циркуляции до 30°) в наружную сторону поворота.
На волнении длина буксирного троса регулируется так, чтобы оба судна одновременно проходили по гребням или впадинам волны. Если на буксируемом судне поврежден корпус, то необходимо принять меры для повышения плавучести судна, течь должна быть обязательно ликвидирована.
В ночное время буксировка чрезвычайно опасна и во избежание аварии от нее следует воздержаться.
Буксировка под бортом (лагом) может осуществляться в тихую погоду и на сравнительно небольшие расстояния. Суда крепятся друг к другу (счаливаются) так, чтобы корма буксируемого судна была смещена вперед вдоль буксировщика на треть его корпуса. Это повышает управляемость во время букси­ровки. Во избежание повреждения корпусов между ними закладываются мягкие кранцы.

Статья в тему:  Как свернуть лодку пвх

Буксируемое судно во время движения будет стре­миться повернуть буксировщик в свою сторону, т.к. сопротивление встречного потока воды с этой стороны уве­личивается более, чем в 2 раза. Поэтому руль на буксировщике следует держать отклоненным к противоположному от места швартовки борту.
При необходимости развернуться на обратный курс, это осуществляется путем перекладки руля буксировщика на борт, с которого находится буксируемое судно. Диаметр циркуляции при этом будет минимальным.

Постановка на якорь. Для постановки на якорь следует выбирать защищенные от сильных ветров и волнения места без течения или с ровным течением и песчаным дном, на ракушечнике, гальке, каменистом грунте якорь держит хуже.

К месту якорной стоянки следует подходить на небольшой скорости против течения. После погашения инерции переднего хода, когда судно остановилось и начало движение назад (под действием течения) отдается якорь.
Если якорный канат (цепь) натянулся, а затем появилась слабина, значит, якорь «забрал» грунт. Если канат попеременно то ослабевает, то натягивается — означает, что якорь ползет (не держит). В этом случае следует потравить канат, т.е. увеличить его длину. Если и это не поможет, то по якорному канату (цепи) на скобе с тонким линем рекомендуется опустить балласт (груз) до середины вытравленного каната.
Длина якорного каната зависит от скорости течения, направления ветра, близости берегов и отмелей. При сильном течении длина вытравленного каната доходит до десятикратной глубины. Когда якорь «забрал» конец каната на судне (дректов) крепится за кнехт, а если это цепь, то она крепится стопором.
Съемка с якоря. Этот маневр начинается с выборки якорного каната после прогрева двигателя. Перед отрывом якоря от грунта при необходимости дается передний ход, который обеспечивает удержание судна от сноса течением. При этом необходимо следить, чтобы якорь не ушел под корму и канат не намотался на винт.
Если якорь засел в грунте, его вырывают, маневрируя на малом ходу.

Статья в тему:  Yamaha ybr 125 сколько кубов

Судоводитель, освоивший рекомендации и получив достаточно практический опыт, управление судном будет производить уверенно, с четким пониманием как поведет себя судно, чем застрахует себя и пассажиров от несчастного случая.

«Раз в месяц я будто впадаю в кому»: что такое кататония и как живут люди-манекены

Если человек неожиданно замер на месте с остекленевшими глазами и не реагирует на ваши попытки его расшевелить, скорее всего, он впал в кататонический ступор. Это одно из возможных проявлений особого нейропсихиатрического синдрома, характеризующегося разного рода двигательными, речевыми и поведенческими нарушениями. Лиза Мороз рассказывает историю девушки, которая периодически превращается в восковую статую, и разбирается в причинах мистического недуга.

Когда Лина посмотрела фильм Кантемира Балагова «Дылда», где главная героиня Ия ни с того ни с сего застывала, потеряв связь с миром, девушка испытала катарсис. Впервые в жизни она увидела человека с таким же странным поведением, как у нее. Вот только Ия была контужена на войне, и, видимо, причиной ступоров героини стала травма головы. А Лина не знала, почему иногда ее мозг будто отключают от сети.

«Видели людей, которые притворяются статуями за деньги? Я бы легко могла так зарабатывать, — шутит Лина.

Но наверняка они не чувствуют боли, а я испытываю ее каждый раз, когда застываю. В эти моменты мое тело будто парализует судорога, и я ничего не могу с ней сделать. Словно человек находится под наркозом — но всё равно чувствует, как ему вспарывают живот».

Статья в тему:  Ямаха 15 сколько лошадей

Девушка не может угадать, в какой момент ее тело снова перестанет функционировать, а реальный мир свернется в одну точку. Лина постелила ковры в квартире и обернула все острые углы мебели на случай падения (хотя за два года этого ни разу не произошло).

Замирание лишь один из признаков кататонического синдрома . Иногда человек становится гибким и мягким, как воск, и ему можно придать определенную позу, в которой он «застынет» на длительное время, подобно манекену. К симптомам кататонии также относятся полное отсутствие речи (мутизм), непроизвольное дублирование слов окружающих (эхолалия), повторяющиеся бесцельные действия (стереотипии), сопротивление попыткам привести человека в движение (негативизм), сохранение неудобного положения (каталепсия).

Взаперти в камере-одиночке

Психиатр Анна Конорева говорит, что кататония — это не отдельное заболевание. Раньше ее считали подтипом или одним из проявлений шизофрении. Но современные исследования показывают, что она встречается только у 10–15% людей с таким психическим отклонением, а вот у пациентов с биполярным расстройством — в 20–50% случаев: ступор, мутизм, восковая гибкость и другие симптомы у них чаще всего проявляются в смешанный или маниакальный период.

Несколько лет назад Лине диагностировали БАР первого типа, для которого как раз характерны мании. Всё это время она принимает медикаменты и посещает психотерапевта. Но подобранное лечение дает половинчатый результат.

Иногда девушка незаметно для себя вылетает в сверхрадостное настроение, успевает переделать все дела и придумать столько же новых, потратить кучу денег и переспать в один день с двумя разными людьми. А иногда оказывается на эмоциональном дне, и даже мысль о чистке зубов причиняет боль. Кататония же проявляется в смешанном состоянии, между этими двумя крайностями.

Статья в тему:  Как клеить лодку пвх клеем клейберг

«Утром я просыпаюсь в прекрасном настроении, как будто парю над землей, и мне всё удается. А уже днем начинаю ненавидеть себя и не хочу ничего делать.

Но поскольку мне нужно куда-то девать энергию, я работаю через силу — и при этом очень злюсь. Несколько раз такие качели тормозились ступором: у меня выбивало пробки, и я столбенела. Когда это произошло при моем бывшем, я чувствовала, как он пытался привести меня в сознание, сжимал мне руку, бил по щекам, но я не могла сдвинуться с места и ответить ему хоть что-то», — вспоминает Лина.

Помимо БАР, кататония иногда сопровождает и другие аффективные расстройства — например, депрессию: люди, подверженные этой форме болезни, совершают действия очень медленно, смотрят в одну точку и редко моргают. В простонародье такого пациента называют «овощем», а в медицинской теории — человеком в вегетативном состоянии.

Но, несмотря на обездвиженность, внутри эти люди переживают все те же депрессивные симптомы. Вот как описывает свое состояние женщина, которую удалось вывести из него:

«Мои конечности словно залили бетоном, тело отвергало еду. Жевать и глотать было чрезвычайно сложно. А всё, что попадало ко мне в рот, по вкусу напоминало опилки.

Мой мозг отключил все функции, кроме страданий.

Я едва могла двигаться и говорить. А все, кто смотрел на меня, даже не подозревали, что я переживаю, — они видели лишь оболочку. Я находилась словно в камере-одиночке и никому не могла сказать, как мне плохо».

Статья в тему:  Чем можно заклеить лодку из пвх видео

Коронавирус, наркотики и травма мозга

Развитие кататонического синдрома также связывают с непсихиатрическими факторами, например с вирусным энцефалитом. Пациентов с такой формой болезни можно увидеть в фильме «Пробуждение», где Роберт Де Ниро играет застывшего выжившего после эпидемии летаргического энцефалита 1915–1925 годов.

Среди других причин Анна Конорева называет брюшной тиф, болезнь Паркинсона, деменцию, рассеянный склероз и системную красную волчанку. Кататонические симптомы наблюдались и у зараженных испанкой, которая бушевала в Европе в 1918 году, но их связывали с психическими нарушениями. И только когда начали изучать мозг больных, увидели, что вирус гриппа поразил базальные ганглии, срединные структуры и гипоталамус, и признали биологические предпосылки кататонии.

В связи с этим исследователь департамента психиатрии Университета Иллинойса Джозеф Купер задается вопросом: может ли синдром проявляться у людей, перенесших COVID-19? В своей статье он обращает внимание на любопытный клинический случай из практики итальянских коллег. У пациента с коронавирусом болезнь прогрессировала — сначала он становился всё более раздражительным, затем появились спутанность сознания, астения и наконец акинетический мутизм — полная потеря способности говорить и двигаться, что очень похоже на признак кататонии.

Синдром может развиться и у человека с травмой мозга, как у Ии из «Дылды».

Или как у мужчины, чей случай был описан в исследовании врачей из Университета Калифорнии. После операции на головном мозге у него развилась не поддающаяся лечению кататония, из-за которой он терял способность самостоятельно двигаться, есть и мыться.

Статья в тему:  Как сделать лодочный мотор из бензопилы дружба

Ряд ученых считает, что подобные состояния может вызывать злоупотребление психоактивными веществами. Чаще всего исследуют влияние кокаина, каннабиса, алкоголя и обезболивающих.

Изменения в мозге или эволюционный прикол?

Пока медицина не может точно определить, почему у некоторых людей возникает кататонический синдром.

«Большинство исследователей склоняется к тому, что у таких пациентов происходят изменения в базальных ганглиях, которые участвуют в формировании и хранении программ двигательных реакций, а еще отвечают за регуляцию тонуса мышц и чувствительность организма к слуховым, зрительным и другим раздражителям. И поэтому у них наблюдаются мутизм, мышечная ригидность, стереотипии», — объясняет Анна Конорева.

Некоторые ученые связывают симптомы синдрома с уменьшением выработки дофамина. Другие — со сбоями в секреции и трансмиссии гормона вазопрессина. Также есть предположение, что их вызывает аутоиммунный энцефалит, который может появиться, если человек ранее болел вирусными инфекциями или раком.

Доктор психологии Эндрю Московиц вообще заявляет, что кататония — эволюционный атавизм.

По его мнению, наши предки, зная, что их движения могут спровоцировать нападение хищника, замирали. Так делают многие представители фауны, например опоссум, который притворяется мертвым. Это помогало выживать древним людям.

В итоге реакция замирания стала эволюционным преимуществом, наряду с «бей и беги». Правда, сейчас она может срабатывать, когда реальной угрозы нет, то есть ступор — это способ пережить страх и тревогу, даже если они надуманные.

Статья в тему:  Как самому сшить лодку

Лина давно пытается отследить ощущения, которые предшествуют отключению. За несколько секунд до этого ее обдает жаром, а легкие сжимает тревога. Такие реакции организма очень напоминают защитное поведение, доставшееся нам в наследство от животных, о котором пишет доктор Московиц. Но почему же не все приступы тревоги заканчиваются кататоническим припадком? На этот вопрос ни Лина, ни врачи пока не нашли ответа.

Что делать, если ваш друг замер?

«Мои приступы остолбенения длятся не больше 5 минут. Поэтому те, кто сталкивался с ними, просто ждали, пока я отомру, или пытались разбудить меня. Подруга, например, махала перед моим носом руками и чуть ли не с бубном танцевала. Она думала, что я прикалываюсь, и тоже решила пошутить, повторяя действия, которые обычно совершают в кино, когда какой-нибудь герой зависает», — рассказывает Лина.

Психотерапевт Кирилл Сычев утверждает, что кататонический ступор редко длится больше 10–15 минут и, как правило, проходит без посторонней помощи. А ситуации, когда человек остается неподвижным в течение нескольких суток, а то и месяцев, скорее исключение.

Если кататония долго не проходит и возникает на ровном месте, то человеку дают таблетку или вкалывают бензодиазепины, например феназепам или лоразепам, которые снижают тревогу и расслабляют мышцы. Эти препараты снимают симптомы примерно у 80% пациентов.

Но если лекарства не помогают, врачи назначают электросудорожную терапию (ЭСТ). Эта процедура проводится под общим наркозом, то есть человек не чувствует боли. По данным статьи, опубликованной в World Journal of Psychiatry, ЭСТ показала свою эффективность в 80% случаев, хотя не совсем понятно, как именно она работает. Есть мнение, что эта процедура «перетряхивает» химический состав мозга и помогает людям лучше реагировать на медикаментозное лечение.

Статья в тему:  Yamaha ybr 125 сколько кубов

А если кататоническая симптоматика сопровождает депрессию, биполярное расстройство, наркотическую или алкогольную зависимость, шизофрению или соматические проблемы, то, по мнению Кирилла Сычева, нужно бороться с первичным заболеванием.

«Решение о госпитализации врачи принимают в зависимости от того, как часто у пациента случаются приступы кататонии и есть ли опасность для жизни.

Если человек регулярно замирает на улице и по этой причине теряется или у него возникают когнитивные нарушения, затуманивается мышление и он ничего не помнит, то госпитализация, конечно, необходима».

До того как немецкий психиатр Карл Людвиг Кальбаум описал кататонический синдром, впавших в ступор людей могли принять за умерших и закопать заживо. Одна из самых известных историй такого рода произошла в 1842 году. Мужчину отпели по ошибке, а когда он очнулся, ему предъявили иск за отказ оплатить собственные похороны. После ряда подобных случаев могилы стали оборудовать колокольчиками и флагами: если человек был погребен живым и приходил в себя, то мог подать знак из-под земли.

Но с развитием медицины улучшилась диагностика кататонии, а психиатрические клиники, куда госпитализировали застывших пациентов, начали напоминать музеи восковых фигур. Сегодня благодаря прорывам в фармакологии эта болезнь излечима, но, если вовремя не принять меры и запустить свой недуг, могут возникнуть осложнения: обезвоживание, тромбоз, пролежни, легочная эмболия и даже смерть. Потому Кирилл Сычев рекомендует вызывать скорую, как только вы заметили, что ваш знакомый неожиданно онемел и какое-то время не реагирует на все попытки его растормошить:

«Необходимо как можно скорее обратиться к врачу: если этот ступор связан с эпилепсией или эндокринными нарушениями, требуется немедленное медицинское вмешательство. Людям с шизофренией тоже желательно вызывать доктора, потому что на фоне такого замирания может развиться психоз. И когда кататонический ступор сменится сильным возбуждением, будет намного сложнее справиться с человеком».

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Чем можно заклеить лодку из пвх видео
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector