14 просмотров

Почему атомные подводные лодки не ложатся на грунт

Расстрелянная подлодка «Курск»: вопросы и ответы

Автор сенсационной версии гибели атомной субмарины отвечает на критику читателей

Версия Александра Лескова, высказанная в интервью «Свободной Прессе» о причинах гибели атомной субмарины «Курск» девять лет назад, вызвала буквально шквал откликов и вопросов у наших читателей. Более того, некоторые бумажные СМИ перепечатали наш материал, сопроводив собственными комментариями. Мы решили продолжить тему и попросили известного подводника, экс-командира АПЛ, капитана первого ранга в отставке Александра Лескова ответить на наиболее спорные вопросы, которые обсуждали наши читатели.

«СП»: — Александр Яковлевич, самый безапелляционный комментарий к вашей версии гибели «Курска» дала газета «Комсомольская правда», перепечатавшая с сайта «СП» нашу публикацию, почему-то, правда, без указания авторов. Автор комментария председатель питерского клуба подводников, как и вы — бывший командир АПЛ Игорь Курдин.

— Да, я читал этот отзыв директора клуба подводников — он назвал мою версию полным бредом. Вообще г-н Курдин является последние десть лет для масс-медиа главным специалистом по всем делам подводного флота в нашей стране. Снимая шляпу перед бизнес-талантами клубного подводника, не могу вместе с тем не отметить некоторую его заинтересованность в защите своего финансового благодетеля — Главного штаба ВМФ. И это особенно обидно, потому что Игорь в былые годы сам был непосредственным участником трагедии, которой навешан стандартный ярлык — «по вине личного состава». Тут я вспоминаю, как 25 лет назад главный правительственный телеканал показывал репортаж из кабинета генштаба Министерства обороны СССР. Начальник генштаба водил указкой по огромной схеме, доказывая, что южнокорейский «Боинг» благополучно пролетел над нашей территорией в сторону Японского моря… А закончил свой доклад генерал-полковник гневным замечанием: «Все домыслы в отношении того, что самолет мог быть сбит, — полный бред…»

Статья в тему:  Как сделать электрический лодочный мотор

Вспомнил я об этом и когда смотрел театральное выступление главного прокурора России на фоне боевой рубки изуродованной АПЛ «Курск»… И уже тогда я задался вопросом: почему такая путаница в простейших и очевидных фактах? По глупости или по умыслу?

А все эти официальные сообщения в первые двое суток после трагедии, пока с экранов не выгнали пресс-секретаря Дыгало, и право вещания не перешло лично к командующему флотилией подводных лодок Северного флота Моцаку. Еще раз повторю: одна маленькая неправда обязательно тянет за собой большую ложь.

Приведу только один пример из многочисленных нестыковок в официальных объяснениях причин гибели «Курска». Было объявлено, что АПЛ в течение последних перед взрывом двенадцати часов не выходила на связь и ее местонахождение неизвестно. А где-то через месяц было обнародовано, что перед самой аварией командир «Курска» Лячин передал радиодонесение (РДО), заканчивающееся словами: «Пытаемся отстрелить торпеду». И вот тут стоп! Любое РДО предваряется обязательными широтой и долготой местонахождения АПЛ. Если катастрофа связана со взрывом торпеды, то надводные корабли должны были прибыть в точку аварии не позднее, чем через час. Это не говоря о том, что по плану учений, местонахождение любого участника штабной игры расписано по минутам. Если данное сообщение командир передал по УКВ, то тем более, место гибели АПЛ было известно с высокой точностью. И это значит, что правда о трагедии была известна сразу, но, видимо, имелась необходимость что-то скрывать… Отсюда и понеслись версии про различные столкновения, сначала, якобы, — с неопознанным сухогрузом, а потом доболтались до того, что гады-американцы запустили в «Курск» торпеду.

Статья в тему:  Как правильно сложить резиновую лодку барк

В одной из публикаций настоящий (не клубный) подводник, Герой Советского Союза Е. Д. Чернов (тоже начисто отрицающий версию взрыва торпеды на подводной лодке) предположил, что гибель «Курска» могла произойти от столкновения лодки с крупным военным надводным кораблем. Я допускаю версию тарана. Об этом свидетельствуют и вогнутые вовнутрь края облицовки прочного корпуса, но мне кажется, что в этом случае не могло быть столь масштабно губительных и мгновенных разрушений…

Печальная традиция руководства ВМФ СССР — никогда не говорить правду, прикрываясь грифом секретности, — сохранилась и в нынешнем главном штабе ВМФ. Испытал ее на себе и я, когда 40 лет тому назад после страшной трагедии на атомоходе «К-3» давал подписку о неразглашении… И вот последние 20 лет ветераны-подводники безнадежно бьются в тщетных попытках восстановить правду по отношению к погибшим в Норвежском море героям Первой Атомной лодки и снять с них незаслуженно навешанный позорный ярлык — «по вине личного состава».

Слава Богу, что с гибелью «Курска» нарушена другая печальная традиция советского ВМФ — впервые страна воздала должное героической профессии военного моряка-подводника. Воздала сполна — и морально, и материально. Впервые останки моряков-подводников захоронены на одном из центральных кладбищ города, а не в заброшенных сопках, как это было с братской могилой «К-3»…

“СП”: — А как вы прокомментируете утверждение нашего читателя, что на полигоне, где затонул «Курск» нет таких глубин — в три длины АПЛ, но лодки все равно погружаются?

Статья в тему:  Как измерить ногу на лодочном моторе

— Да это ерунда! В одном только Мотовском заливе глубина — полторы тысячи метров.

«СП»: — Дискуссию вызвало и ваше утверждение о выдвижных системах подлодки?

— Выдвижные системы — антенна, радар, станции опознавания, всего их восемь, и мы их называем «забор». Так вот, этот «забор» на «Курске» был поднят, а поднимается он только в надводном положении. И еще раз: лодка длиной 153 метра не может ни подниматься с глубины в 100 метров, ни погружаться — она просто зацепится за дно! Допустим, она погружается, дифферент на нос, и что? — она непременно воткнется в землю! АПЛ такого класса в Баренцевом море погружаются лишь там, где глубина начинается от 500 метров. А таких полигонов в этом регионе хватает. Есть заливы, где глубина в тысячу метров.

В месте, где погиб «Курск», погружение такой лодки исключено еще и потому, что работают циркуляционные насосы, подающие воду в систему охлаждения реактора. Если они, не дай Бог, со дна засосут ил, полетит вся система. Поэтому атомные подводные лодки не имеют право ложиться на грунт. Это в художественном кино могут такое показывать. Но на самом деле АПЛ категорически запрещено приближаться ко дну ближе, чем на 50−100 метров. Дизельные лодки — да, спосбны погружаться на небольшой глубине.

«СП»: — Среди откликов попадались рассуждения об РДП — работа дизеля под водой?

Статья в тему:  Какой чехол для гитары yamaha f310

— Какие РДП на атомных лодках? Шахты РДП существовали только на дизельных. С помощью РДП лодкам не надо было всплывать на поверхность для зарядки аккумуляторных батарей и вентилирования отсеков.

“СП”: — Александр Яковлевич, вот что написал нам читатель под ником «Никанет»: «Был запуск баллистической ракеты из шахты, содержащей три ракеты. Запуск был произведен из космоса, срабатывание защиты, проходящей над „Курском“ подлодки. В это же время производился запуск ракеты с „Курска“, а перед этим были произведены запуски с кораблей. Именно запуск с кораблей и привел к срабатыванию сигнала на пуск ракеты из-под земли. Ракета большая, крылышки куцые, их две, зад у ракеты имеет отличие от запускаемой с „Курска“, у них отличие в форме трубок (они поплоще), прикрытые корпусом. Ракета пришла с запада с разворотом на север под углом 90 градусов. Ракета легла на корпус и придавила „Курск“, и это был первый удар, снизу пошли пузыри, затем как кольцом охват по корпусу и ракета исчезла, взорвавшись. Нос на нос. Наши уходили вниз и вперед, но, увы. А американская подлодка стояла недалеко и смотрела, затем медленно стала уходить, и когда ракета стала приближаться, её уже не было видно. Ракета прошла под носом у корабля, и пошла на подлодку „Курск“. Настойчивая отработка „Булавы“ в стадии лётных испытаний может закончиться аналогичной трагедией. Всё дело в словоблудии и безответственности высших чинов типа Иванова и его хвоста…»

Статья в тему:  Почему греется лодочный мотор

— Знаете, здесь довольно умная вещь высказана. Но я ничего не могу добавить, поскольку этот комментарий писал ракетчик. Он знает, о чем говорит и поддерживает мою версию, дает ей техническое обоснование. Вот он и рассказал, как ракеты приходили к «Курску», он все объяснил. Я-то думал, что из шахты выходят две баллистические ракеты, а оказывается, три. Про запуск, произведенный из космоса, тоже ничего не могу сказать. Но этот человек определенно что-то знает, он хорошо осведомлен, и, похоже, находится под подпиской о неразглашении военной тайны и открыто сказать не может.

«СП»: — Один из наших читателей утверждает, что нет таких ракет «земля-земля», и что ракеты не могут долететь до Баренцева моря из Плисецка и Подмосковья.

— А как же ракета, которая была пущена из Плесецка, попала на Дальний Восток?

«СП»: — А как вы относитесь к версии, что «Курск» подбили американцы?

— Не может этого быть. Если бы иностранная подлодка подбила «Курск» — это бы означало начало войны. Наши ответили бы тем же. Если нас атаковали, значит, нужно отвечать! Но американцы не такие дураки, чтобы в наших территориальных водах начинать войну. Они, конечно, там крутились, они обязаны были это делать, и следили за нашими учениями, так же как и мы следим за шестым американским флотом, когда у них идут учения. А потом, существует корпоративная этика, что ли, профессиональная честь: никогда подводники не будут безо всяких оснований друг друга убивать. Наоборот, если несчастье случается, они приходят на помощь друг другу. Ни наш командир, ни американский не имеют права начинать мировые войны.

Статья в тему:  Права на лодку со скольки лет

«СП»: — А идея о том, что «Курск» был потоплен ракетой с «Петра Великого»?

— Маловероятно, поскольку слишком много было бы свидетелей. Хотя… могли заплатить, то есть, купить это молчание. Я же в основу кладу самое главное из своей собственной практики: при любой аварии у командира всегда есть время для того, чтобы оповестить, принять какие-то меры по спасению экипажа. Не может сразу экипаж весь погибнуть. Здесь же были настолько сильные, притом мгновенные разрушения, что у командира не было ни секунды. От чего могло быть такое повреждение? Ну, предположим, «Петр Великий» ударил. Все равно «Курск» остается на плаву, он не идет на дно! Он подтопится, но будет болтаться на поверхности.

«СП»: — Официальная версия утверждает, что взрыву предшествовал сильнейший пожар?

— Каким бы сильным ни был пожар, он не может продолжаться одну минуту и быть во всех отсеках сразу. Когда у нас на «К-3» был стремительный объемный пожар, все равно личный состав вылетал из отсеков, где он бушевал. Мы загерметизировали горящий отсек, и те, кто успел оттуда уйти, был спасен. На «Курске» объемного пожара быть не могло, горело что-то конкретное.

«СП»: — Якобы на «Курске» была новая ракета, которую китайцам хотели продать?

— Ничего не могу про это сказать. Не знаю. Я убежден, что «Курск» погиб по вине своих.

Статья в тему:  Где производят лодки нептун

«СП»: — Генпрокурор утверждал, что торпеды сдетонировали?

— Торпеды не могут детонировать! Тогда бы мы каждый раз шли на самоубийство, собирая по двадцать торпед в одном отсеке — одна взрывается, а остальные детонируют? Ну, что вы! Так не бывает. Нам говорят, что между первым взрывом и вторым было какое-то время, значит, командир мог сообщить об аварии. Почему он этого не сделал?

А вот про «Булаву» читатели вспоминают не зря. Ее носит и шатает туда и сюда, и здесь такая история могла произойти запросто. Путину ведь отрапортовали, что ракета в Тихом океане поразила цель. В общем, она наводится куда угодно. Хотя я не утверждаю, что «Курск» поразила именно «Булава». Но месяц тому назад президент Медведев расформировал конструкторское бюро, которое разрабатывало ракеты «Булава». Все — закрыто. «Булава» снята с вооружения.

А теперь, если позволите, у меня есть вопросы:

1. Почему так тщательно охраняли первый отсек, который затем был уничтожен?

2. Удалось ли члену Совета Федерации господину Попову в бытность его командующим Северным флотом «посмотреть в глаза тому человеку, который все это придумал»?

Управление подводной лодкой при покладке на твердый и жидкий грунт, всплытии с твердого и жидкого грунта

  • Рубрика:
  • Обучение |
  • Основы управления ПЛ

В 1994 г. РПКСН проекта 667 Б ложилась на грунт на глубине 50 м в на 1 сутки Святоносском заливе Баренцева моря в учебных целях для обучения командиров подводных лодок 11 флотилии командующим.

Статья в тему:  Скольки киль для лодки пвх

В 1997 г. ПЛА проекта 949 А «К-442» производила покладку на жидкий грунт на БС в юго-восточной части Тихого океана.

Управление атомной подводной лодкой при покладке на твердый грунт, всплытии с твердого грунта.

Рекомендуемыми условиями покладки на грунт являются следующие:

а) Скорость придонных течений не выше 1,5 узла;

б) Рельеф дна ровный; тип грунта — каменистый, песчаный, Глубина места покладки не более 200 м;

в) На ПЛ выполнены дополнительные работы в доке (трубы забора охлаждающей воды 3-го и 4-го контуров ГЭУ выводятся в верхнюю часть ПЛ и т. п.).

Эти условия объясняются некоторыми особенностями конструктивного исполнения ЦГБ и ТС ГЭУ:

— длительное пребывание пл с безкингстонными ЦГБ на илистом с морской растительностью грунте может привести к плотному заиливанию решеток шпигатов, что вызовет невозможность их продувания, а при бесконтрольном продувании и к разрушению ЦГБ;

— большинство приемных отверстий системы забортной воды, в том числе ЦН ГТЗА, расположены в нижней части корпуса. Это приводит к тому, что вместе с забортной водой в системы увлекается песок, ил, другие мелкие твердые частицы, вызывающие повышенный износ и засорение механизмов.

Порядок покладки ПЛ на твердый грунт:

За 30 мин до точки покладки на грунт:

а) «Учебная тревога для покладки на грунт!»;

б) «По местам стоять ПЛ к покладке на грунт приготовить!»;

Статья в тему:  Какой насос для лодки выбрать

в) На 50-ти метрах произвести тщательную дифферентовку подводной лодки на скорость 4÷5 узлов;

г) Примерно за 4÷5 каб до точки покладки: «Стоп турбина (ны) (моторы)!»;

д) Включить систему стабилизации глубины без хода;

е) После погашения инерции начинается погружение ПЛ без хода: задатчиком глубины пл пр. 2Ш — 15 вводится рассогласование на погружение. Скорость вертикального перемещения ПЛ (погружения) не должна быть более м/мин (также как и при приледнении).

Примечание по УПЛ:

При достижении устойчивой стабилизации подводной лодки на глубине 30 м от грунта заваливаются НГР (СГР), начинается создание дифферента 4÷5° на нос перегонкой воды из кормы в нос, а скорость вертикального погружения уменьшается до 0,5 — 0,8 м/мин. В момент касания носом грунта, что обнаруживается по характерному трению о грунт и по началу тенденции отхода дифферента, работая машинами враздрай, устанавливают заданный боевой курс (или выгодный курс покладки по тактическим соображениям).

После чего уменьшают дифферент постепенным передуванием из носа в корму и создают отрицательную плавучесть постепенным приемом воды в ЦС, в «Шпат», в свободный объем уравнительной цистерны (иногда может заполняться ЦБП). Для рпл СН — около При РС с грунта крен и дифферент отводится к 0°, т. е. обеспечивается прямая посадка подводной лодки и НУС. Для других проектов ПЛ цифры для создания отрицательной плавучести меньшие (в соответствии с Инструкциями по УПЛ различных проектов).

Статья в тему:  Что используют на подводной лодке для скрытого наблюдения

Порядок всплытия ПЛ с грунта:

— «УТ для всплытия с грунта!»;

— Приготовить ГТЗА и турбину (ны) к даче хода (Приготовить ЭМ к даче хода);

— «Товсь турбина! (Товсь моторы!)». «Тов. Турбина (ны) (электромоторы) товсь!».

«По местам стоять к всплытию с грунта!»

а) удаление дополнительно принятого балласта производится в следующей последовательности:

передувается из кормы в нос 2÷3 т (для предохранения рулей, винтов) воды;

откачать 80 м3 воды из УрЦ (столько, сколько было принято);

откачать ЦС «Шпат» б/х (оставляют 10 м3);

продувают ЦБП (если она была заполнена);

б) задатчиком глубины погружения на приборе 2Ш-15 СГБХ ввести рассогласование 10 м (на всплытие). (При отсутствии реакции корабля на откачку воды из цистерны «Шпат б/х», рекомендуется еще откачать из УрЦ за борт, но не более 10 м3).

Момент отрыва от грунта сопровождается изменением глубины погружения и появлением дифферента на нос. С началом всплытия необходимо контролировать отработку системой «Шпат» б/х заданной глубины. На глубине 30 м от грунта отвалить НГР (СГР), начать передувание воды из носа в корму, отводить дифферент к нулю. При отходе грунта на дается самый малый ход и подводная лодка одерживается рулями.

Управление подводной лодкой при покладке на жидкий грунт, всплытии с жидкого грунта.

Поиск жидкого грунта осуществляется в районах его возможного залегания с помощью штатной аппаратуры, установленной на подводной лодке для измерения скорости звука в воде. Обнаружение резко выраженного скачка скорости звука в воде (более а значит и скачка плотности воды, дают основание полагать о наличии слоя «жидкого грунта», пригодного для покладки на него подводной лодки.

Статья в тему:  Где производят лодки нептун

Покладка подводной лодки на жидкий грунт выполняется после занятия глубины погружения ПЛ над водяной границей слоя ЖГ на глубинах от безопасной до рабочей при нормально удифферентованной подводной лодке. Как правило, только дизельные ПЛ используют покладку на жидкий грунт – как тактический прием скрытности и экономии энергоресурсов.

а) покладка подводной лодки на жидкий грунт выполняется без хода:

«УТ, для покладки на ЖГ!»;

«По местам стоять на ЖГ становиться!»;

«Передувать из кормы в нос создать дифферент 10 на нос»;

Принимать в УРЦ.

(Придается большая отрицательная плавучесть, достаточная для медленного погружения пл без ускорения).

«Легли на ЖГ (Т, Ш, Д, мощность ЖГ в тоннах, толщина слоя ЖГ);

Признаком покладки подводной лодки на жидкий грунт являются замедление и прекращение погружения, т. е. стабилизация глубины и отход дифферента к нулю.

Эта глубина характеризует верхнюю границу слоя жидкого грунта для данной нагрузки подводной лодки. Нижняя граница слоя жидкого грунта ориентировочно соответствует глубине максимальной скорости распространения звука в этом слое скачка.

б) Для покладки подводной лодки на жидкий грунт с ходом необходимо на малом ходу войти в слой жидкого грунта, застопорить ход и выждать установление постоянной глубины. Команды и сигналы при покладке на жидкий грунт такие же, как и при постановке на твердый грунт.

Примечания по УПЛ:

Статья в тему:  Какой насос для лодки выбрать

Для качественной оценки мощности жидкого грунта следует после покладки подводной лодки на жидкий грунт медленно (через клапан точного заполнения или порциями) принимать воду в уравнительную цистерну до тех пор, пока подводная лодка не начнет погружаться.

1. Количество принятой воды характеризует мощность слоя жидкого грунта в тоннах.

2. С началом погружения необходимо одержать подводную лодку на глубине залегания слоя скачка откачиванием воды из уравнительной цистерны за борт или ходом. Дача воздушного пузыря в среднюю группу цистерн главного балласта не рекомендуется во избежании резкого всплытия ПЛ и нарушения скрытности. Разница глубин между верхней и нижней границами слоя жидкого грунта характеризуют его толщину.

Находясь на жидком грунте, следует внимательно наблюдать за изменением глубины и дифферента, при этом следует учитывать, что чувствительность подводной лодки к изменениям весовой нагрузки зависит от мощности жидкого грунта и водоизмещения подводной лодки. Чем меньше мощность жидкого грунта и подводное водоизмещение, тем чувствительнее подводная лодка к изменениям состояния ЖГ. Осуществляя покладку на жидкий грунт следует записать в ВЖ: Т, Ш, Д, мощность ЖГ, Н и толщину слоя ЖГ. Необходимо постоянно быть готовым к даче хода и удержанию подводной лодки на заданной глубине.

Для снятия с жидкого грунта:

«По местам стоять с ЖГ сниматься!;

«ЭМ – вперед МХ (СХ)»;

Откачать из уравнительной цистерны воду в количестве дополнительно принятой при покладке на жидкий грунт.

Статья в тему:  Что используют на подводной лодке для скрытого наблюдения

в ВЖ записывают: «Снялись с ЖГ».

При необходимости подводная лодка поддифферентовывается на ходу

Вопрос про подводные лодки.

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Вопрос про подводные лодки.

    Вопрос следующий. Из серии хочу все знать!
    Слышал, что атомные подводные лодки не ложаться на грунт. Почему, отчего, зачем? При необходимости остановиться они что, просто зависают в воде?

    Да. Просто зависают. На грунт не ложатся потому, что они снизу берут много воды на охлаждение.
    :-))

    да зависают, они не могут ложиться из за того что на днище расположены кингстоны охлаждения

    опередил, еще один подводник:)

    ага, а так бы ложились.) Куууяк на какой нить острый выступ породы.

    Ну добавлю ещё,лёгкий корпус не достаточно прочен для их массы.

    Ой-Ой. Еще один вопрос подводникам. (уже всех в знакомых опросила – никто не знает).
    . вот посмотрела как-то подряд 7 фильмов про подлодки и заметила таку “штуку”: командный мостик. обычный (белый/желтый свет). командир приказывает: “включить красный свет!”. включают. одевают какие-то очки (типа, как у сварщиков) и дальше.
    или: “Включить синий свет!” и так же как в случе с красным.
    Вопрос: зачем несколько вариантов света на подводной лодке.

    Впервые про такое слышу. Не смотри больше фильмов про подводные лодки.
    :-)))

    да ну. ну, не могут же в несколькихъ фильмах придумать такое. тем более, что фильмы были и российские и зарубежные.

    просто если б я это только один раз видела, я бы и внимания на эту ерунду не обратила. :)))

    :))) буду смотреть. нравятся мне такие кино. :))))

    Статья в тему:  Как измерить ногу на лодочном моторе

    Что ты имеешь в виду под командным мостиком?. На подводных лодках нет мостиков. Есть рубка и есть центральный командный пост.
    :-))

    нормальный у них корпус, в доке они же не висят, когда ремонтируются, все дело в охлаждении

    насчет световых глюков на лодках, первый раз слышу, да и в кино не разу не встречал!
    что за такое кино смотрит ВЕГА?

    ааааааааа. :)))
    ну, да. типа, командная рубка или командный пост.
    сорри. “я не рыбак”. 🙂

    названий не помню. (посмотрю вечером, если диск еще остался)..
    и, может это важно, фильмы о событиях 2-й мировой войны.
    может, сейчас просто лодки другие.

    у нас тут все командиры БЧисты 1, так все говорят про то что первый раз про свет слышат, нет такой темы на лодках

    Одно из мнений, вкратце: зрение быстрее перестраивается с темноты на красный . но, недостоверно

    Why do they use red lights on a submarine when in combat?

    I’ve read a few webpages on the subject but can’t find anything conclusive.

    I guess there are two parts to the question: why not use white light, and if you use a colour, why red? I read that the eye is more receptive to green so ‘less’ green would be needed and objects would be less ‘coloured’, and that reading in red light will make eyes more tired. The advantage for red light seems to be that eyes can adjust to darkness more quickly but I don’t see how that’s good – if a sub goes dark surely you’re screwed anyway?!

    Статья в тему:  Скольки киль для лодки пвх

    TNI: Удастся ли российским подлодкам потопить американский флот в случае войны?

    В ВМС США с тревогой наблюдают за «усиливающейся угрозой» со стороны подводного флота России и Китая, однако проблема скорее заключается в том, что возможности американской противолодочной обороны существенно ослабли, считает редактор американского журнала по военно-политической тематике The National Interest (TNI) Дейв Маджумдар.

    «Соединенные Штаты вместе со своими партнерами по НАТО допустили серьезное отставание в вопросах противолодочной обороны, поскольку их внимание было приковано к войнам в Ираке и Афганистане», — уверен капитан первого ранга в отставке Джерри Хендрикс, работающий директором программы военных стратегий и оценок в Центре новой американской безопасности (Center for a New American Security).

    Редактор TNI, ссылаясь на опубликованный недавно доклад Центра стратегических и международных исследований (CSIS) под названием «Подводная война в Северной Европе», сообщает, что сегодня в боевом составе ВМФ РФ имеется примерно 56 подводных лодок, но, как утверждается, «в эксплуатационной готовности находится меньше». В Народно-освободительной армии Китая (НОАК) имеется около 70 субмарин, однако по своим качественным характеристикам они существенно отстают от американских и российских.

    По данным CSIS, в составе ВМС США имеется примерно 52 ударные субмарины при потребности 48 лодок, но к 2029 году их останется 41. Военно-морское командование США признает, что 48 лодок — это слишком мало, и в настоящее время изучает возможности по увеличению этой цифры. Однако у американских ВМС мало возможностей для количественного увеличения подводного флота.

    «В конце 20-х — начале 30-х годов мы достигнем минимума в количестве 40−41 лодка, и только потом начнем выбираться из этой ямы, — заявил контр-адмирал Майкл Джебели, возглавляющий в ВМС США программу строительства подлодок. — В данный момент мы не в состоянии решить эту проблему. Это результат решений, принятых много лет назад».

    Как отмечает Маджумдар, «поскольку Россия и Китай наращивают активность своих подводных сил, американские ВМС ощущают острую потребность усовершенствовать свою систему противолодочной обороны».

    «Россия и Китай могут серьезно осложнить оперативные планы ВМС США, — пояснил капитан Хендрикс. — Дело в том, что нашу основу составляют силы передового базирования, размещенные в 19 морских регионах мира, где у нас есть четко обозначенные национальные интересы. Все, что надо сделать России и Китаю, это направить несколько своих подлодок в те воды, где действуют наши корабли разных типов, начиная с кораблей прибрежной зоны и кончая суперавианосцами. И мы это сразу заметим».

    Проблема не только в недостаточном финансировании работ по противолодочной обороне. Налицо явное снижение уровня боевой подготовки ВМС США, говорится в статье.

    «Мы прилагаем недостаточно усилий к тому, чтобы наши противолодочные силы были на высоте. На авианосцах больше нет S-3 Viking (палубный противолодочный самолет), а экипажи вертолетов с опускаемыми гидролокаторами на учениях последних лет недостаточно оттачивают свои навыки, из-за чего командиры ударных групп не могут сказать, что в спорных водах они чувствуют себя в безопасности, — комментирует Хендрикс. — Кроме того, экипажи наших надводных кораблей с носовыми гидролокаторами и пассивными кормовыми гидроакустическими станциями также подготовлены недостаточно, особенно к борьбе с опасными целями, такими как современные атомные подводные лодки и лучшие дизельные субмарины, и они не всегда знают, что им надо делать».

    Кроме того, отмечают американские военные эксперты, от недостаточного уровня подготовки ВМС страдают не только ударные авианосные группы и надводные корабли, но и морская патрульная авиация, базирующаяся на берегу и ведущая охоту за субмаринами. У экипажей этих самолетов недостаточно опыта для успешного противодействия «растущей угрозе со стороны подводного флота России и Китая».

    «Летчики морской патрульной авиации мало летают на своих новых противолодочных самолетах P-8 Poseidon и поэтому не могут быть уверены в своих навыках при ведении масштабной противолодочной борьбы. Нам нужны крупные учения по противолодочной обороне против малошумных лодок, и нам нужно много таких учений», — заявил Хендрикс.

    Резюмируя, редактор The National Interest отмечает, что у Китая есть крупные подводные силы, но «его субмарины технически несовершенны, поэтому КНР предстоит еще многое сделать, прежде чем она войдет в высшую военно-морскую лигу и сможет составить конкуренцию США и России».

    Статья в тему:  Почему греется лодочный мотор

    Проблема для США и НАТО состоит скорее не в усиливающемся российском флоте, а в отсутствии у Запада современных средств противолодочной борьбы, уверены эксперты.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: