1 просмотров

Побежали к лодке что лежала

Урок русского языка по технологии БиС

Предмет: Русский язык. 9 класс

Сложноподчиненные предложения

Знать: основные признаки главного и придаточного предложения; подчинительные союзы и союзные слова как основные средства подчинительной связи в СПП; типы придаточных предложений и приемы их определения; правила пунктуации в СПП.

Уметь: определять состав СПП (главное и придаточное предложения); определять типы придаточных предложений ; применять на практике правила постановки знаков препинания в СПП; строить схемы СПП; выполнять синтаксический разбор СПП, конструировать СПП.

Ход урока

Организационные моменты

2. Слово Лидеру класса

3. Запись нормы на доске

4. Объявление темы

5. Объяснение темы по карте ОСУД (Обобщенные способы учебной деятельности); (Схемы на каждой парте)

6. Перед объяснением записываю время: В1=х-х

х – начало и конец объяснений

1 цикл «ПРОБА»

  1. Актуализация субъектного опыта учащихся

Учащиеся делают один хлопок, записывают слово «Проба» и приступают к выполнению задания:

  1. Объявление учителя: 5+30

ФРС.

НПС: Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

ППС: Сконструируйте из 2 простых предложений сложноподчинённые, начертите схемы. Определите вид придаточных.

ВПС: Переведите на русский язык, используя СПП, построите схему

НПС: Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

ППС: Сконструируйте из 2 простых предложений сложноподчинённые, начертите схемы. Определите вид придаточных.

ВПС: Переведите на русский язык, используя СПП, определите вид придаточных, построите схему

1.Если кукушка закуковала то пора сеять лен.

1.Мы пр..бежали на во..зал. Поезд уже отпр..влялся.

1. Бізге стартты? ?те жа?сы ?ткенін хабарлады

2.Когда я проходил мимо него он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу.

2.Ночная роса и горный воздух осв..жили мою горяч..ю голову. Мысли пр..шли в обычный порядок.

2.Ісі? а? болса, к?пке сал

3.Побежали к лодке что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды.

3.Сл..мя голову он кинулся туда. Дон..сились крики о пом..щи.

3.Б?рын ??лазы?ан, ш?л дала бол?ан жерде, енді жай?ал?ан бау – ба?ша ?сіп т?р

4.На другое утро хотя было дождливо и холодно я позволил себе прогуляться по родным местам

4.Я наш..л гриб. Гриб ок..зался б..ровиком.

4.Жазушыны? ?йі ?зіні? тірі кезіндегідей са?тал?ан

5.По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде контуры острова становились четче.

5.Я узнал от Гагина. До от..езда за гр..ницу Ася жила в деревн.

5.Досы?а ат берме, ат берсе?, а?ырын ж?р деме

Учитель двигается по классу и анализирует степень усвоения учебного материала после первого объяснения

По окончании работы команда учителя: «Ручка в руках – ошибка». Обмен тетрадями

Учитель считает общее количество для выяснения нормы выполнения и отмечает НПС ППС ВПС

Побежали к лодке что лежала

Гипермаркет знаний>>Русский язык 9 класс>> Русский язык: Тема 21. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Обобщение изученного (урок-практикум)

Задания к предмету Русский язык 9 класс

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

Задание 1:спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите скрепы. Постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

1) Если кукушка закуковала то пора сеять лен.
2) Когда я проходил мимо него он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. 3) Побежали к лодке что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды.
4) На другое утро хотя было дождливо и холодно я позволил себе прогуляться по родным местам.
5) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде контуры острова становились четче.
6) Однажды я встал раньше всех потому что накануне приметил на дереве несколько плодов инжира которые должны были поспеть за ночь.

Задание 2: в 6 предложении предыдущего задания определите тип подчинения придаточных предложений.

Задание 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите скрепы. Постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

1) Его взгляд был направлен туда где должна была находиться дичь.
2) Я воспользовалась случаем чтобы получше рассмотреть портрет и подошла поближе.
3) С привычками которые вошли в плоть и кровь так просто не расстанешься.
4) Стояли они недалеко от скверика где были скамейки.
5) Чтобы пленяла красота нужны ей ум и доброта.
6) Теперь когда луну закрыл каменный гребень приходилось ощупью находить ветки чтобы схватиться за них.

Задание 2: в 6 предложении предыдущего задания определите тип подчинения придаточных предложений.

Задание 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите скрепы. Постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

1) Солнце вот-вот должно было нырнуть за верхушки елей так что поперек дороги уже протянулись черные тени.
2) Тогда наступает то таинственное время когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет.
3) Через пару минут мы услышали как отъезжала машина.
4) Чтобы тебя поняли лучше сказать все прямо.
5) Жизнь стала б скучной, серой, вялой когда бы в ней наук не стало.
6) Всего же более он был благодарен за то что они больше не расспрашивали его куда он подевал меч.

Задание 2: в 6 предложении предыдущего задания определите тип подчинения придаточных предложений.


Вариант 4.

Задание 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите скрепы. Постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

1) Тополь что он когда-то посадил возле школы спилили.
2) Странно что он не волновался и не радовался.
3) Получилось так что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина.
4) А этот лес выглядел так словно на сто верст вокруг не было человеческого жилья.
5) Они могли ехать рядом лишь по краю болота где тайга рассыпается.
6) После того как путешественники вышли к озеру повалил снег который очень быстро превратился в жестокую пургу.

Задание 2: в 6 предложении предыдущего задания определите тип подчинения придаточных предложений.

Составитель: учитель русского языка и литературы I категории средней школы №13 города Тараза Мележик Ольга Геннадьевна.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Полное собрание рассказов в одном томе

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 282

Василий Макарович Шукшин

Полное собрание рассказов в одном томе

Дождь, дождь, дождь… Мелкий, назойливый, с легким шумом сеял день и ночь. Избы, дома, деревья – все намокло. Сквозь ровный шорох дождя слышалось только, как всплескивала, журчала и булькала вода. Порой проглядывало солнышко, освещало падающую сетку дождя и опять закутывалось в лохматые тучи.

…По грязной издавленной дороге двигалась одинокая повозка. Рослая гнедая лошадь устала, глубоко проваливала боками, но время от времени еще трусила рысью. Двое на телеге вымокли до основания и сидели, понурив головы. Старик-возница часто вытирал рукавом фуфайки волосатое лицо и сердито ворчал:

– Погодка, черт тебя надавал… Добрый хозяин собаку из дома не выпустит…

За его спиной, укрывшись легким плащом, тряслась на охапке мокрой травы маленькая девушка с большими серыми глазами. Охватив руками колени, она безразлично смотрела на далекие скирды соломы.

Рано утром эта «сорока», как про себя назвал ее сердитый возница, шумно влетела к нему в избу и подала записку: «Семен Захарович, отвези, пожалуйста, нашего фельдшера в Березовку. Это до крайности необходимо. А машина у нас на ремонте. Квасов». Захарыч прочитал записку, вышел на крыльцо, постоял под дождиком и, войдя в избу, бросил старухе:

Ехать не хотелось, и, наверно, поэтому бойкая девушка не понравилась Захарычу – он сердито не замечал ее. Кроме того, злила хитрость председателя с этим его «пожалуйста». Не будь записки и не будь там этого слова, он ни за что не поехал бы в такую непогодь.

Захарыч долго возился, запрягая Гнедуху, толкал ее кулаком и, думая о записке, громко ворчал:

– Становись, пожалуйста, в оглобли, дура окаянная!

Когда выехали со двора, девушка пробовала заговорить с возницей: спрашивала, не болит ли чего- нибудь у него, много ли снега бывает тут зимой… Захарыч отвечал неохотно. Разговор явно не клеился, и девушка, отвернувшись от него, начала негромко петь, но скоро замолчала и задумалась. Захарыч, суетливо подергивая вожжи, тихо ругался про себя. Он всю жизнь кого-нибудь ругал. Теперь доставалось председателю и этой «сороке», которой приспичило именно теперь ехать в Березовку.

– Ххе-е… жизнь… Когда уж только смерть придет. Нно-о, журавь!

Они с трудом выехали на гору. Дождь припустил еще сильнее. Телега качалась, скользила, точно плыла по черной жирной реке.

– Ну и погодушка, чтоб тебя черти… – ругался Захарыч и уныло тянул: – Но-о-о, уснула-а-а…

Казалось, этому пути, дождю и ворчанию старика не будет конца. Но вдруг Захарыч беспокойно заерзал и, полуобернувшись к спутнице, весело прокричал:

– Что, хирургия, небось замерзла?

– Да, холодно, – призналась она.

– То-то. Сейчас бы чайку горячего, как думаешь?

– А что, скоро Березовка?

– Скоро Медоухино, – лукаво ответил старик и, почему-то рассмеявшись, погнал лошадь: – Но-о, ядрена Матрена!

Телега свернула с дороги и покатилась под гору, прямо по целине, тарахтя и подпрыгивая. Захарыч молодецки покрикивал, лихо крутил вожжами. Скоро в логу, среди стройных березок, показалась одинокая старая избушка. Над избушкой струился синий дымок, растягиваясь по березняку слоистым голубым туманом. В маленьком окошке светился огонек. Все это очень походило на сказку. Откуда-то выкатились два огромных пса, кинулись под ноги лошади. Захарыч соскочил с телеги, отогнал бичом собак и повел лошадь во двор.

Девушка с любопытством осматривалась и, когда заметила в сторонке между деревьями ряды ульев, догадалась, что это пасека.

– Бежи отогревайся! – крикнул Захарыч и стал распрягать лошадь.

Прыгнув с телеги, девушка тотчас присела от резкой боли в ногах.

– Что? Отсидела. Пройдись маленько, они отойдут, – посоветовал Захарыч.

Он бросил Гнедухе охапку травы и первый потрусил в избушку, отряхивая на ходу мокрую шапку.

В избушке пахло медом. Перед камельком стоял на коленях белоголовый старик в черной сатиновой рубахе и подбрасывал дрова. В камельке весело гудело и потрескивало. На полу затейливо трепетали пятна света. В переднем углу мигала семилинейная лампа. В избушке было так тепло и уютно, что девушке даже подумалось: не задремала ли она, сидя в телеге, не снится ли ей все это? Хозяин поднялся навстречу нежданным гостям – он оказался очень высоким и слегка сутулился, – отряхнул колени и, прищурив глаза, сказал глуховато:

– Доброго здоровья, люди добрые.

– Там добрые или нет – не знаю, – ответил Захарыч, пожимая руку старому знакомому, – а вот промокли мы изрядно.

Хозяин помог девушке раздеться, подбросил еще в камелек. Он двигался по избушке не торопясь, делал все спокойно и уверенно. Захарыч, устроившись у камелька, блаженно кряхтел и приговаривал:

– Ну и благодать же у тебя, Семен. Прямо рай. И чего я пасечником не сделался – ума не приложу.

– По какому же делу едете? – спросил хозяин, поглядывая на девушку.

– А вон с доктором в Березовку едем, – объяснил Захарыч. – Ну, помочил он нас… Хоть выжимай, язви его совсем…

– Доктор, значит, будете? – спросил пасечник.

– Фельдшер, – поправила девушка.

– А-а… Смотри-ка, молодая какая, а уже… Ну, согревайся, согревайся. А мы тем делом сообразим чего- нибудь.

Девушке было так хорошо, что она невольно подумала: «Все-таки правильно, что я сюда поехала. Вот где действительно… жизнь». Ей захотелось сказать старикам что-нибудь приятное.

– Дедушка, а вы весь год здесь живете? – спросила она первое, что пришло в голову.

– Хе. Какая нам теперь скука. Мы свое спели.

– Ты тут, наверно, всю жизнь насквозь продумал, один-то? Тебе бы сейчас учителем работать, – заметил Захарыч.

Пасечник достал из-под пола берестовый туесок с медовухой и налил всем по кружке. Захарыч даже слюну глотнул, однако кружку принял не торопясь, с достоинством. Девушка застыдилась, стала отказываться, но оба старика настойчиво уговаривали, разъясняя, что «с устатку и с холода это – первейшее дело». Она выпила полкружки.

Вскипел чайник. Сели пить чай с медом. Девушка раскраснелась, в голове у нее приятно зашумело, и на душе стало легко, как в праздник. Старики вспоминали каких-то кумовьев. Пасечник раза два покосился на улыбающуюся девушку и показал на нее глазами Захарычу.

– Тебя, дочка, как звать-то? – спросил он.

Захарыч отечески похлопал Наташу по плечу и сказал:

– Ведь она, слушай, ни разу не пожаловалась даже, что холодно, мол, дедушка. От другой бы слез не обобрался.

– А вон у ней, видишь, – указал пасечник на комсомольский значок и добавил: – Они молодцы!

Наташе вдруг захотелось рассказать что-нибудь особенное о себе.

– Вы вот, дедушка, ругались давеча, а ведь это я сама попросилась ехать в Березовку.

– Да ну? – изумился Захарыч. – И охота тебе?

– Нужно – значит, охота, – задорно ответила Наташа и покраснела. – Лекарство одно в нашей аптеке кончилось, а оно очень необходимо.

РЕАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ ИЗ РЕАЛЬНОГО ЖУРНАЛА “МУРЗИЛКА”

1. Чтобы спереди погладить, нужно сзади полизать. (Почтовая марка)

2. Кругом волоса, посредине колбаса. (Кукуруза)

3. Сверху черно внутри красно, как засунешь так прекрасно. (Галоши)

4. Волос на волос, тело на тело и начинается темное дело. (Веки)

5. То холодный – то горячий, то висячий – то стоячий. (Душ)

6. Туда – сюда – обратно, тебе и мне приятно. (Качели)

7. Что ты смотришь на меня? Раздевайся я твоя! (Кровать)

8. Волосатая головка за щеку заходит ловко. (Зубная щетка)

9. Мы – ребята удалые лазим в щели половые! (Веник, мыши, тараканы)

10. Лежит на спине – никому не нужна. Прислони к стене – пригодится она. (Лестница)

11. В темной комнате, на белой простыне 2 часа удовольствия. (Кино)

12. Ты помни его немножко, станет твердым как картошка. (Снежок)

13. Возьму его в руки, Сожму его крепко – Он станет упругим и твердым как репка. (Снежок)

14. Красная головка в дырку лезет ловко (Дятел)

15. Маленькая, черная, сморщенная – есть у каждой женщины. (Изюминка)

16. Если б не бабушкины лохматушки – мерзли бы дедушкины колотушки. (Варежки)

17. Не хрен, не морковка – красная головка. (Пионер в пилотке)

18. Сзади тихо подошел, молча сунул и пошел. (Тапочки)

19. Как хорошо тебе и мне, когда лежишь ты на спине. (Ежик с яблоком)

20. Беру двумя руками, сую между ногами. (Велосипед)

21. У какого молодца утром капает с конца? (Кран)

22. Когда работает – стоит,когда кончает – кланяется,из трёх букв состоит,на “х” начинается” (хор)

23. У молодки горячо в середке, а у молодца капает с конца. (Чашка и самовар)

24. Ветра нет, кусты трясутся. Что там делают? (мишка малину ест)

25. Мальчик с девочкой в траве, что-то делали на “Е”. (ели ежевику)

26. Без рук , без ног, на бабу скок. (Коромысло)

27. Пол-часа потеешь- пять минут балдеешь. (санки)

28. То стоячий то лежачий, то холодный то горячий, 3 буквы посредине У? (душ)

29. Длинный, красный, с виду не опасный, мужик захочет – вскочет, а женщина подождет (трамвай)

30. Днём болтается, а ночью втыкается” (Накидной дверной крючок)

31. Раскраснелся, расбурделся и на бабу полез (Сарафан)

32. Без рук, без ног, а из трусов вылазит? (майка)

33. Оботри его руками, обними его губами, вставь ей в дырку, сделай вид, и она заголосит (Мудштук и труба горниста)

34. Ступай на грядку дёргать лохматку. Коли квёлый да слабый – не сладишь с бабой. (уборка репы)

35. Баба дырку подставляет – дедка кончик заправляет. Покряхтят и так всю ночь спят. (Накидной дверной крючок и петелька)

36. Как встанет-так до неба достанет (Радуга)

37.
Берут его двумя палльцами, вставляю в дырку с волосами. Туда идёт
сухой и сильный, от туда влажный и бессильный. (Нюхательный табак)

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: