4 просмотров

Откуда крысы на подводной лодке

Океанские «Квакеры»: вопросы без ответов

В эру всесилия науки для нее, казалось бы, не осталось неразрешимых проблем. Тем не менее порой еще случаются казусы, когда она оказывается бессильной перед поставленной для ученых задачей. Или же выводы этих самых ученых предпочитают хранить в тайне от широкой публики. Один из таких случаев – это история так называемых «квакеров».

Глубоководные квакушки

История эта началась в конце 1960-х -начале 1970-х годов прошлого века, когда новые советские атомные подводные лодки получили возможность погружаться на прежде недосягаемые глубины. Тогда же у них появились новые высокочувствительные средства гидроакустического обнаружения. И вот во время плаваний в Северной Атлантике они стали отмечать какие-то странные звуковые сигналы неизвестного происхождения.

Порой создавалось впечатление, что подводное царство на больших глубинах населено какими-то неведомыми существами. Существа эти вели себя достаточно разумно. Они отнюдь не торопились раскрывать себя, зато сами настойчиво пытались изучить металлических гостей.

Они подолгу сопровождали наши субмарины, посылали морякам сигналы, но при этом будто играли с атомоходами в прятки. Как только подводники пытались получше изучить приблизившийся объект, тот сразу же уходил из сектора обзора и подавал сигналы уже с другой стороны.

Бывший командир атомной подводной лодки Игорь Костев рассказывал известному тележурналисту Игорю Прокопенко:

– При нашем выходе на просторы Атлантики мы засекли какие-то странные объекты. Они явно посылали нам сигналы. Но идентифицировать их было невозможно. Ни на что, с чем мы ранее сталкивались, они не были похожи. На слух они напоминали лягушачье кваканье. Поэтому позже в официальных документах эти объекты получили название «квакеры». Они то начинают быстро квакать – «ква-ква-ква-ква», то переходят на «ква-а-а, ква-а-а». Причем одновременно меняются частота и тональность звука. Это было похоже на передачу закодированной информации, как будто «квакеры» с нами пытаются разговаривать на языке, которого мы не знаем.

Статья в тему:  Какой лучше мотор на резиновую лодку

Когда лодка вернулась из похода и был сделан доклад о странных неопознанных объектах, выяснилось, что такие же «квакеры» выходят на связь и с другими подводными лодками. Они буквально преследуют наши атомоходы. Сигнал от объекта устойчивый, прослушивается хорошо. И это на большой глубине в открытом океане, где на сотни миль рядом не должно быть никого.

Согласитесь, есть от чего командиру подводного крейсера сходить с ума. Ведь маршрут боевого дежурства субмарины тщательно засекречен. На ее борту – ракеты с ядерными боеголовками, а рядом кто-то неизвестный тебя дразнит. И при этом он тебя видит, а ты его обнаружить не можешь. Что, если он собирается атаковать лодку?

Решением Главкома ВМФ Сергея Георгиевича Горшкова при Разведуправлении флота была создана специальная, особо засекреченная группа, которая должна была выяснить природу «квакеров». Были организованы сбор и обработка информации и предпринята целая серия океанских экспедиций.

По просьбе флотского руководства этой проблемой занимались и Академия наук СССР, и наши военные институты, в первую очередь – гидроакустический. Занимались и другие организации. Каждый по-своему оценивал этот подводный феномен.

Происки американцев?

Поначалу в качестве основной версии было выдвинуто предположение, что «квакеры» – дело рук американцев. Правда, версию, что речь идет о сверхновых подводных лодках, отбросили сразу. Крупный подводный объект, оснащенный двигателем, так вести и проявлять себя не может.

Статья в тему:  Что можно сделать из лодочного мотора вихрь

В остальном мнения расходились. Кто-то считал «квакеров» постановщиками помех для советских подлодок. Им возражали сами подводники: никаких серьезных помех «квакеры» не создавали. Кто-то был убежден, что это устройства, облегчающие навигацию американским субмаринам. А кто-то видел в «квакерах» элементы глобальной системы наблюдения.

«Квакеров» становилось все больше и больше. Сначала их встречали лишь в Атлантике и Норвежском море, но затем они появились и в Баренцевом. Казалось, все логично: американцы с помощью «квакеров» расширяют свою систему обнаружения.

Но что-то смущало в этой гипотезе. Если «квакеры» – это навигационные маяки или элементы системы обнаружения, то устройства должны быть стационарными. У них должна быть географическая привязка. Однако наблюдения подводников нередко противоречили этому. Кроме того, организация такой глобальной системы – дело чрезвычайно накладное даже для США. Чтобы перекрыть наиболее важные районы Мирового океана, нужны десятки тысяч таких источников.

Адмирал флота Владимир Николаевич Чернавин свидетельствует: «У нас тоже была такая теория, когда еще были Силы противолодочной борьбы, которые возглавлял адмирал Н.Н. Амелько, а начальником штаба у него был адмирал Е.И. Волобуев. Ими был разработан один из вариантов перекрытия Мирового океана буями. Специальными гидроакустическими буями, которые сбрасывались и которые фиксировали подводную обстановку.

В конечном итоге, все это было разработано до техники, которая могла быть применена. Но каждый буй представлял собой громоздкий технический комплекс и стоил так дорого, что не только забросать ими Атлантический или Тихий океан, а даже поставить сто штук были неспособны наше производство и наши ресурсы».

Статья в тему:  Кто построил подводную лодку

Тем не менее частенько вскоре после «кваканья» в районе прохождения наших субмарин появлялись американские противолодочные корабли. Да и у нас в одном из ленинградских НИИ нашелся умелец, сконструировавший некое подобие «квакера» – простейший датчик с элементарной схемой приема-передачи сигнала.

Картина применения таких датчиков, как то описывает Владимир Ажажа, возможно, такова: их в огромных количествах разбрасывают в необходимых районах. При прохождении подводной лодки мимо каждого из них «квакер» улавливает ее по шуму винтов или электромагнитному полю. Затем, уловив лодку, «квакер» начинает пищать.

Эти звуковые сигналы улавливаются уже более сложными аппаратами, которые суммируют сигналы и, анализируя их, получают курс, место нахождения и скорость субмарины. После этого в район вызываются противолодочные силы, которые сразу начинают свою охоту, имея все данные для ее успешного завершения.

«Подводные НЛО» или суперкальмары?

Но у реальных «квакеров» была еще одна странность. У некоторых командиров подводных лодок создавалось впечатление их осознанных действий. Иногда казалось, что они настойчиво пытаются установить связь с нашими атомоходами, окружая подлодку, меняя частоту и тональность сигналов, как бы приглашая подводников на своеобразный диалог.

Особенно сильно они реагируют на гидроакустические посылки к цели. Сопровождая наши субмарины, они следовали рядом с ними до выхода из какого-либо района, а затем, «проквакав» последний раз, бесследно исчезали. Никакой агрессивности со стороны «квакеров» не наблюдалось. При этом создавалось впечатление, что они специально демонстрируют свое миролюбие.

Статья в тему:  Какой прибор используют в подводных лодках

По словам вице-адмирала Юрия Петровича Квятковского, что такое «квакеры», «. вопрос пока необъяснимый. В Академии наук ответы тоже были неопределенные – возможно, это морские организмы; планктон, проявляющий себя таким образом в определенный период; или касатки, или еще кто-то.

Говорилось также, что ’’квакеры” – это неизвестные живые существа, причем с высоким уровнем интеллекта, это явление природы, о котором мы еще так мало знаем, как и вообще об океанических безднах. К сегодняшнему дню на километровых глубинах побывало куда меньше людей, чем в космосе».

Высказывалось и предположение, что «квакеры» – это «подводные НЛО», за которыми безуспешно гоняются военные моряки самых разных стран. Они начинают сопровождать субмарину, если она оказывается рядом с их подводными базами. Заявить об этом публично в те годы означало подставить себя. Ведь в СССР не раз официально заявляли, что никаких НЛО не существует.

Судя по всему, к каким-либо окончательным выводам группа по изучению «квакеров» так и не пришла. Однако в начале 1980-х программа по их изучению была закрыта, отделы расформированы, а офицеры, работавшие в них, получили другие назначения. Вся масса накопленных наработок в пухлых папках с грифом «совершенно секретно» исчезла неведомо куда.

Часть бывших сотрудников группы и по сей день считают, что «квакеры» – не что иное, как живые существа, причем с весьма высоким интеллектом. Этой версии придерживаются прежде всего работники Петербургского отделения Института
морей Академии наук РФ, которых в свое время привлекали к теме «Квакер». В этом нет ничего невероятного, ведь свидетельств о неведомых жителях океанских глубин предостаточно.

Статья в тему:  Как подвесить лодку пвх в гараже фото

Возможно, «квакеры» принадлежат к какому-то подвиду таинственных кальмаров-архитеврисов, чьи мертвые туши периодически выбрасывают на берег волны. Возможно, это подвид гигантского угря или даже плезиозавра. Наличие органов чувств, работающих в акустическом диапазоне, делает наиболее вероятной версию о том, что «квакеры» могут иметь родство или, по крайней мере, некоторые черты китообразных.

Неизвестные же архитеврисы могут принимать подводные лодки за своих злейших врагов – кашалотов. Но почему они в этом случае не спасаются бегством, а сами дают знать о себе? Может, потому, что это какие-то особые архитеврисы, для которых кашалоты сами являются добычей. Но субмарины все же чем-то смущают подводных охотников, и они подолгу крутятся вокруг них, пытаясь понять, что же это такое пожаловало к ним в гости.

Как бы то ни было, пиком массового появления «квакеров» стали 1970-е годы. Начиная с середины 1980-х районы обитания таинственных квакушек стали быстро уменьшаться в размерах. Сегодня они вновь стали достаточно редким явлением.

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «За тех, кто в море!»

И все ж без крысы флот не тот…

То, что крысы бегут с корабля, которого ожидает погибель — чистая правда. Во всяком случае, с некоторых атомных подлодок, которым предстояла полная утилизация, умные и длиннохвостые зверюшки дисциплинированно сходили прямо-таки строем — сам видел. Хоть крыс и не любят, они все же стали неотъемлемой частью бессмертного флотского фольклора. Как минер, старпом или тараканы.

Статья в тему:  Щука подводная лодка где строились

Собственно, не любить крыс — это одна из древнейших флотских традиций, причем очень сильных. Легенды о живучести хвостатой нечисти и былины о борьбе с ней не умрут в веках. До сих пор гуляет на флоте такая байка: матрос, предоставивший начальству 10 крысиных хвостов, имеет право на 10-дневный отпуск. Так вот: это не байка, в чистая правда.

Будучи на закате перестройки комдивом живучести на одной из стратегических атомарин в заполярном гарнизоне Оленья Губа, автор этих строк с благословения командира корабля лично сам отправлял в отпуск трюмного старшину-армянина, признанного охотника, предоставившего требуемое количество хвостов. Потом почти сразу же поехал в отпуск еще один матросик-армянин, потом очень быстро еще… Командование корабля радовалось успешным итогам в “дератизации”, то есть в уничтожении крыс.

Но потом оказалось, те самые 10 крысиных хвостов были в нашем экипаже как переходящий приз. Отпускники умудрялись передавать хвосты друг другу, скрыв это от начальства. Самое интересное, что они назад из отпусков все они не вернулись: как раз тогда развалился СССР, и они автоматически стали иностранцами, гражданами независимой Армении. Ну да ладно, это так, лирика. А вот, так сказать, “физика”, которая заключена в парочке флотских баек, связанных с крысами. Все чистая правда. Ну, или почти правда. Во всяком случае, мне так это запомнилось…

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор меркурий

Лет несколько назад, когда тяжелый атомный ракетный крейсер “Адмирал Нахимов” ошвартовался у дебаркадера “Печора” на Севмаше в Северодвинске, вспомнилась такая история, связанная с хвостатой нечистью, рассказанная одним из ветеранов корабля. Крейсер стоял у дремучего 16-го причала в Североморске, далеко от города, от штаба и, естественно, от высокого начальства. Что не мешало этому самому начальству всех пошибов и калибров бывать на его борту так часто, что главным оружием экипажа стала швабра.

Огромный “Нахимов” блестел. В общем, в один из летних дней 1997 года по кораблю пронеслась весть: едет аж сам Патриарх всея Руси! К приезду главного православного священника подготовились восхитительно. Железо блестит, медь сверкает, стекла иллюминаторов играют на свету. Матросы, даже выходцы с мусульманских окраин, выдрессированы истово креститься по-православному, мичманы проинструктированы на все вопросы бодро отвечать только “Никак нет!” и “Так точно!”, а с офицерами проведено занятие на тему “Атеизм — опиум для народа”.

Только вот что делать с корабельными крысами? Вдруг сатанинское отродье, к которому моряки всех флотов мира привыкли, как к родному, Патриарха вспугнет? Ведь она, крыса, даром что на лучшем корабле Северного флота “служит”, а все равно ведь дура дурой. Еще прыгнет кому-нибудь из иерархов на голову или под ноги бросится… Решили провести целый ряд профилактических мероприятий. С корабельными котами была проведена убедительная беседа.

Статья в тему:  Сколько стоит квадроцикл ямаха гризли

Вахтенные в помещениях четко проинструктированы: когда Патриарх будет на борту, при появлении хвостатых зверей не делать резких движений. Авось, не обратит на них внимания. Боцману на всякий случай дано указание: снять со швартовых так называемые “крысоотбойники”, кольцеобразные железяки — предназначенные, как указано в инструкции по эксплуатации, для “воспрепятствования схода животных на берег”. Это чтобы у Патриарха вдруг вопросов не возникло — зачем, мол, железки то?

А мичману, ответственному за приборку на причале, приказано выставить спецвахтенных у кнехтов, чтобы отгонять гадов какой-нибудь лопатой, если те, не осознав важности момента, рискнут воспользоваться этой “дорогой жизни” для променада… Патриарх со свитой прошли по кораблю, освятили посты и кубрики, прочли положенную молитву. Корабль понравился, экипаж тоже. Злодейки-крысы, проникшись важностью момента, ни разу не показали даже кончика хвоста.

Началось приготовление крейсера к выходу в море. И никто из командованиякорабля не заметил, как к вахтенному “противокрысиного” поста, забытому начальством на причале у кнехта, подошел молоденький священник из свиты Патриарха и затеял беседу, надо думать, душеспасительную. А через некоторое время с борта крейсера могли наблюдать, как священник, подобрав полы рясы, размахивает лопатой, показывая ошалевшему матросику, как бороться с врагами Отечества и корабля. Потом выяснилось, что священник до обращения в сан служил срочную на древнем крысообильном крейсере “Мурманск” здесь же, в Североморске, и в борьбе с корабельными грызунами премного умудрен…

Статья в тему:  Почему атомная подводная лодка

А вот еще одна история, только связанная скорее не с самими крысами непосредственно, а с борцами с ними… Прибытия этой атомной подводной лодки на утилизацию многие на верфи “Звездочка” в Северодвинск Архангельской области ожидали с содроганием: древняя по флотским меркам “азуха” (атомная подлодка проекта 667А) славилась в заполярной базе подводников Гаджиево наглостью и кровожадностью… проживающих на ней грызунов.

Слава о крысах-подводниках докатилась и до Северодвинска, обрастая леденящими душу подробностями. Слухи почву под собой имели. Военморы находили в трюме даже здоровенные консервные банки с корабельными припасами, вскрытые страшными зубами хвостатых пиратов. Говорят, когда лодка на буксире подошла к одному из заводских причалов, даже рука крановщика, ставившего металлический трап на ее борт, дрожала.

Оказалось, зря. Массового схода по трапу грызунов не наблюдалось. Прочного корпуса они не покидали до самой постановки лодки на разделку в 15-й цех, доедая в трюмах и провизионках оставшиеся припасы. А уже в док-камере началось! Морские крысы потихоньку стали вылезать на свет божий, удивленно озираться и растворяться в просторах ГРЦАС.

Бригада сварщиков, предвидя неприятности от встреч с грызунами при разделке отсеков, решила объявить им беспощадную войну. Был мобилизован десяток (по числу отсеков АПЛ) бездомных ягринских котов. Их принесли прямо на заказ. Исход первых боев был трагический: новобранцы бесследно исчезли в сумрачных трюмных недрах…

Статья в тему:  Как подключить синтезатор yamaha psr-e423 к компьютеру

Откуда в 15-м цехе взялся этот кот — толстый, словно бочонок, и полосатый, словно боцман в тельняшке, никто не знал. Но сразу же он был поименован как Боцман. Этот боец принялся за дело по своему кошачьему стратегическому разумению. Почавкав принесенной моряками наваги, он брезгливо отворотил усатую морду и спустился вниз с достоинством хорошего корабельного старпома. С этого момента на лодке началась битва…

По утрам, когда на цеховых стапелях еще только проводился развод на работы, в недрах корпуса лодки уже раздавался боевой клич Боцмана. Так охотник за грызунами докладывал о результатах проводимой им работы. Через две недели на заказе не осталось ни одной крысы. Боцман навел строгий уставный порядок на корабле… И после этого сгинул! Продолжение этого военно-морского триллера неожиданно обнаружилось на одном из дачных участков дачного кооператива “Спектр”.

Оказалось, Боцмана втихаря унес с предприятия один из сварщиков, мой знакомый. Он потом признался, что такого боевого кота давно искал. Совсем недавно пригласил он меня в гости на дачу, в баньке попариться. Прочапав к его дачному участку, я действительно встретился с котом диковинных размеров. Мне показалось, полосатый хищник облизывался как-то особенно плотоядно и пристально присматривался ко мне. Такое впечатление, что искал у меня крысиный хвост…

Кстати, множество мудрейших афоризмов сочинено о крысах и кораблях. Ну вот, например. Крысы побежали с корабля, едва узнав, кто будет капитаном (Андрей Вансович). Когда тонет корабль, сначала разбегаются крысы; когда тонет государство — капитаны (Веселин Георгиев). Крысы бегут с тонущего корабля, трусы — при резкой смене курса (Борис Крутиер). Ну что ж, может быть, когда-нибудь во флотском фольклоре и что-нибудь доброе о крысах появится…

Статья в тему:  Сколько стоит квадроцикл ямаха гризли

Куда бегут крысы с тонущего корабля?

Поговорка «Крысы бегут с тонущего корабля» означает людей, избегающих трудностей, предательство и т.п. Многие считают, что грызуны способны предусмотреть кораблекрушение и прочие бедствия. Если они массово сбегают с судна, ничего хорошего ждать не стоит. Откуда-то ведь взялось такое выражение? Так куда же убегают крысы с тонущего корабля?

Особенности грызунов

Крысы часто становятся объектом исследования ученых. Причем науку интересует не только организм грызунов, но и их интеллектуальные способности, мышление, поведенческие аспекты.

Это уникальные животные. Общаются друг с другом они при помощи ультразвуков, не привлекая внимания хищников. Различают отравленную и безопасную пищу, способны долго обходиться без воды. Выдерживают высокий радиационный фон, при этом могут погибнуть от сильного психического потрясения. Считается, что крысы умеют смеяться, а также обладают абстрактным мышлением наряду с человеком.

Эксперимент Дидье Дезора

Крысы живут не в одиночестве, а в составе огромных колоний, которые разделяются на группы. В группах предусмотрена собственная иерархическая система. Грызуны легко приспосабливаются к любой пище и, в то же время, весьма разборчивы.

Крысы на кораблях

Если крысы настолько умные и умеют выживать даже в очень неблагоприятной обстановке, возможно, они действительно способны к предсказаниям? Исследованиям этого явления ученые занимаются регулярно.

Началось все довольно давно – когда судна передвигались лишь за счет силы ветра и изготавливались из дерева. Матросы подметили, что грызуны сотнями покидают корабли, стоящие в порту. Немало судов в прошлом уходило в свое последнее плавание. Эти два явления связали вместе, и появилась примета, в которую верило большинство моряков.

Статья в тему:  Как подключить синтезатор yamaha psr-e423 к компьютеру

Однако ученые ссылаются к более правдоподобной версии. На самом деле крысы массово покидают судно, поскольку их плотность становится слишком высокой. Так животные расселяются и, можно сказать без преувеличения, захватывают все больше и больше территорий.

Еще одна версия основывается на способности крыс улавливать низкочастотные колебания воды, которые образуются при надвигающемся шторме. Люди их не ощущают, а грызуны спасаются бегством. Но у этой теории есть серьезный недостаток. Если все крысы ощущают приближающуюся бурю, почему они не покидают все суда, а лишь определенные?

Если происходит кораблекрушение в открытом море, шансов на спасение у этих существ немного. Когда вода проникает во все отсеки, крысы не боятся, поскольку отлично умеют плавать и нырять. Так что на самом деле массового бегства грызунов на тонущих судах нет.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Крысы на советских подлодках: как боролись с грызунами в замкнутом пространстве

Прибыв в порт, любая подводная лодка рисковала отплыть с новыми, незапланированными пассажирами – крысами. Они пробирались по тросам, и могли оказаться в ящиках с продуктами. Боролись с грызунами так же, как на обычных судах. Для охоты на крыс команда заводила котов или перекладывала задачу на матросов.

  • Откуда появляются крысы
  • Как боролись с грызунами

В советское время, как и сегодня, на флоте существовала проблема грызунов. Крысы легко адаптируются к условиям на палубе. Животные хорошо научились скрываться даже в ограниченном пространстве субмарины.

Статья в тему:  Как подвесить лодку пвх в гараже фото

Откуда появляются крысы

Несмотря на все свои навыки, дайвинг грызуны не освоили. Но и подлодки не все время остаются на глубине. Пришвартовавшись в порту или оказавшись в доке на техобслуживании, судно оказывалось доступно для крыс.

Животные проникают на борт своим ходом, забираясь по трапам и тросам. Часть пути они могут проделать вплавь. Некоторым крысам не приходится прикладывать усилий – их проносят в ящиках с продуктами и другими запасами. Теоретически, груз должны проверять. Но на практике экипаж может пренебречь этой процедурой.

Как боролись с грызунами

Крысы, как и тараканы – неприятные соседи. Кусаются они намного сильнее насекомых. Продукты также портят активнее. Даже если они не являются переносчиками болезни, крысы опасны для экипажа привычкой пробовать на зуб все доступные предметы. На подводной лодке перекушенный кабель или шланг может создать проблемы со всплытием.

Для борьбы с грызунами на флоте столетиями привлекают котов. Мышеловы путешествовали с командами по миру, иногда становясь родоначальниками новой породы в другой стране. Практика привлечения котов существует и на подлодках. Питомцы также помогают команде снять напряжение.

Советские командиры озадачивали крысиной проблемой экипаж. Для мотивации команды за определенное количество пойманных грызунов полагались бонусы, вроде увеличенных отпусков. Правда, такие акции иногда приводили к спекуляции крысиными тушками или хвостами.

Для предотвращения появления грызунов на тросы крепились конусы, наподобие ловчих поясов от муравьев на деревьях. Осмотр помещений подлодки и грузов помогал обнаружить крыс до отплытия. Но, учитывая умение животных прятаться, часто матросы узнавали о проблеме, когда грызунов становилось слишком много.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Щука подводная лодка где строились
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: