Нужно ли регистрировать надувную лодку в беларуси
Нужно ли регистрировать надувную лодку в беларуси
С 1 июня после окончания запрета на лов рыбы во время нереста люди начали активно пользоваться маломерными судами: выбираются на рыбалку с друзьями, отправляются с семьей на отдых «под парусом» и прочее. Но на воде, как и на дорогах, есть установленные правила поведения. Об этом наша беседа с заместителем начальника Государственной инспекции по маломерным судам Республики Беларусь Геннадием БОРОДИЧЕМ.
– Геннадий Федорович, что нужно для того, чтобы зарегистрировать лодку?
– Во-первых, плавать на незарегистрированных судах, не прошедших технический осмотр, а также без нанесенных бортовых номеров запрещено. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2007 года № 812 утвердило Правила государственной регистрации судов, где сказано, что правообладатель в течение 30 суток с момента приобретения судна должен подать заявление о его регистрации в органы Госинспекции по маломерным судам. Во-вторых, мы как уполномоченный орган обязаны в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления произвести государственную регистрацию.
Для государственной регистрации судна в инспекцию необходимо предъявить следующие документы: заявление; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а если лодка регистрируется на другого владельца, то еще и доверенность; руководство по эксплуатации (паспорт) судна и двигателя с отметкой о продаже или иные правоустанавливающие документы, подтверждающие законность приобретения судна и двигателей к нему; оригинал документа, подтверждающего уплату госпошлины за госрегистрацию судна в судовой книге.
Иногда в госрегистрации отказываем. Например, когда заявитель не предъявляет руководство по эксплуатации судна с отметкой торгующей организации. Так мы боремся с нелегальным товаром. Конечно, такие лодки стоят дешевле, однако при этом нет никаких гарантий, что товар окажется качественным. В последнее время в Минский региональный участок Госинспекции граждане повально обращаются по поводу регистрации лодок украинского производства «Колибри». Мы провели анализ, оказалось, что номера, нанесенные на изделия, как правило, не соответствуют номерам завода-изготовителя, а в руководстве по эксплуатации – какие-то странные украинские печати. Так, за десять дней на данном участке было предъявлено на регистрацию около 80% судов, имеющих «серое» происхождение. Однако так как в документах присутствует отметка о продаже, мы не вправе отказать в регистрации таких лодок, но в дальнейшем могут пострадать их владельцы: нет никаких гарантий, что товар окажется без брака.
Сейчас в нашу страну ввозится много китайских надувных лодок, которые сделаны из материала, не соответствующего требованиям ГОСТа, а это значит, они не обеспечивают безопасность пользователей. Поэтому эти лодки мы не регистрируем. Однако люди их выбирают, потому что они легкие, компактно складываются – можно сказать, помещаются в коробку из-под обуви, и главное – дешевые. Но это не лодка, это – игрушка, причем опасная для жизни. При покупке лодки нужно знать, для чего вы будете ее использовать. Лодки бывают разные – для быстрого хода, для передвижения на небольшие расстояния и т. д. Безусловно, не на каждую лодку можно прикрепить подвесной мотор: есть такое понятие, как предельно допустимая мощность мотора, устанавливаемого на данный корпус судна. Например, чтобы покататься на водных лыжах, надо покупать соответствующие и лодку, и мотор. Если человек не уверен, хорошая или плохая у него лодка, – за консультацией всегда можно обратиться в Госинспекцию или по месту жительства, или по месту базирования судна.
– Как часто судовладельцу нужно проходить техосмотр?
– Согласно Правилам пользования маломерными судами, техосмотр проводится ежегодно. В судовом билете четко указана дата очередного технического осмотра – март, апрель, май. К сожалению, люди часто вспоминают об этом в последний момент, когда собираются отправиться на рыбалку.
Никакой специальной аппаратуры при техосмотре мы не используем. Он проводится визуально – осматриваем общее состояние, сверяем номера двигателей и т. д. На каждой лодке должны быть спасательные (жилет, круг), водоотливные средства, швартовые приспособления, якорное устройство, весла, а на моторной лодке еще и средства пожаротушения, медицинская и ремонтная аптечка.
– Что такое маломерное судно? У граждан довольно часто возникает вопрос, является ли таковым резиновая лодка…
– В Кодексе внутреннего водного транспорта Республики Беларусь 2002 года сказано, что судно – это самоходное или несамоходное плавучее искусственное сооружение, используемое в целях судоходства. Маломерное судно – это судно со стационарным двигателем мощностью менее 55 Вт и (или) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн (1 р. т. = 2,83 куб. метров). К этой категории маломерных судов относятся так называемые резиновые лодки (хотя на самом деле они не резиновые, а из прорезиненной ткани), ПВХ-лодки или лодки из дерева.
Государственной регистрации подлежат маломерные суда, с подвесными двигателями и гидроциклы. Всего у нас на учете состоит около 140 тысяч таких плавредств. В международной практике подобные суда принято называть прогулочными, потому что их пассажировместимость составляет не более 12 человек. Если же вместимость свыше 12 человек – это уже пассажирские суда. При регистрации моторной лодки надо уплатить госпошлину в размере 17,5 тысячи рублей, а гребной лодки – 7 тысяч. При госрегистрации проводится первичный техосмотр, за который также взимаются деньги (моторная лодка в зависимости от мощности двигателя от 14 до 60 тысяч рублей, гребная лодка – около 12 тысяч рублей).
Регистрация судна подразумевает выдачу судового билета – документа, удостоверяющего право собственности на судно. После того как судно прошло процедуру регистрации, владелец сам наносит на его борту государственный регистрационный знак – бортовой номер. Он выполняется контрастной (по отношению к цвету лодки) несмываемой краской на обоих бортах одной строкой на расстоянии 1/4 длины корпуса от фарштевня, выше ватерлинии. Высота букв и цифр должна быть не менее 100 мм, ширина линий букв и цифр – 15 – 20 мм.
– Такой учет ведется для обеспечения правопорядка?
– Конечно. К сожалению, часто сталкиваемся с воровством лодок на реках, из гаражей и т. д. Также снимают подвесные моторы. Например, года три назад в столице на майские праздники похитили около 30 лодок в одной из коммерческих фирм, занимающейся их продажей. Тесно сотрудничаем с правоохранительными органами.
По факту кражи владельцы обращаются к нам с заявлением, и мы сразу же передаем соответствующую информацию на все участки по республике. Например, в прошлом году в Пинске в нашу инспекцию пришел гражданин, чтобы зарегистрировать ПВХ-лодку, а документы не смог предъявить. На вопрос инспектора, где приобрел лодку, мужчина ответил, что на рынке в Бресте. Так как лодка была ранее зарегистрирована, удалось выяснить, что она числится в угоне… Кстати, ПВХ-лодки дорогие – стоимостью от $800 и выше. Между прочим, угон маломерного судна квалифицируется по одной статье с угоном автомобиля – 214-й УК РБ.
– Для того, чтобы плавать на моторной лодке, нужно иметь специальное удостоверение. Как его получить?
– Судоводитель моторного судна мощностью более пяти лошадиных сил должен иметь удостоверение на право управления им (менее 5 л. с. – удостоверение не требуется). Его можно получить на курсах, сдав соответствующие экзамены. У нас есть несколько видов подготовки судоводителей – для управления судами на внутренних водных путях РБ, а также – на внутренних водных путях, где действуют Европейские правила судоходства по внутренним водным путям, и с правом выхода в морскую прибрежную зону. Например, в Минске у нас для проведения курсов выделено помещение на улице Игнатенко, 13. Они круглогодичные. Занятия проходят с 18.00. Обучение управлению судами на внутренних водных путях РБ займет по времени 3,5 – 4 недели и будет стоить около 176 тысяч рублей.
К управлению моторными судами допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста. Судоводители моторных судов должны проходить периодическую проверку знаний, которая проводится раз в три года.
– Как часто случаются аварии на воде?
– К счастью, намного реже, чем лет двадцать назад. Так, если в начале 90-х гг. в нашей республике в среднем в год гибли 200 человек (зарегистрировано около 49 тысяч маломерных судов), то уже в 2008 году эта цифра составила 46 человек (около 140 тысяч маломерных судов). В 1998 году на тысячу допущенных к плаванию на судах гибло около 20 человек, в 2007 году – один. По состоянию на 14 июня нынешнего года в стране погибли 19 человек. Прежде всего, это говорит о том, что вода – не безопасна, и перед тем, как выходить в плавание, нужно всегда позаботиться о техническом состоянии судна, наличии индивидуальных спасательных средств.
– Геннадий Федорович, как давно существует ваша служба?
– История нашей инспекции началась в 1973 году, когда при ОСВОДе действовала так называемая главная навигационно-техническая инспекция. Спустя десять лет по решению правительства была образована Государственная инспекция по маломерным судам Белорусской ССР, главной задачей которой стал контроль за правильным пользованием поднадзорными судами на водоемах республики в целях обеспечения безопасности граждан и укрепления правопорядка. Инспекция обладает и такими функциями, как государственная регистрация и технический осмотр судов на предмет определения их годности к плаванию. Также мы аттестуем водителей моторных судов на право управления с выдачей соответствующего удостоверения. Занимаемся подготовкой судоводителей в курсовой сети.
Что необходимо знать о регистрации лодки и мотора
Рассказываем кратко о критериях, процедуре обращения, штрафных санкциях связанных с регистрацией и техническим освидетельствованием лодки в Республике Беларусь.
Являетесь ли вы счастливым обладателем своего судна или только задумываетесь над его приобретением вам необходимо знать о некоторых правилах, регулирующих ваши права и обязанности.
Какие категории лодок необходимо регистрировать и проходить техническое освидетельствование?
Лодки грузоподъемность от 225 кг. подлежат обязательной регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам. Вместе с тем обязательным является прохождение технического освидетельствования вашего судна, проще говоря – техосмотр.
Также обязательной регистрации подлежат любые гребные и моторные лодки, на которые будет установлен электрический или бензиновый мотор любой мощности.
Какова процедура регистрации?
После приобретения лодки вам необходимо явиться в ГИМС по месту жительства (контакты можно посмотреть тут>>>) и не забыть взять с собой:
- Заявление (бланк на сайте)
- Квитанции об оплате пошлины за регистрацию и тех. освидетельствование. Реквизиты для оплаты можно узнать на сайте ГИМС. Оплатить можно как в отделении банка, так и через ЕРИП
- Документы на лодку (паспорт)
- Паспорт гражданина РБ или другой документ удостоверяющий личность
И конечно не забудьте взять с собой вашу лодку 🙂
После приема документов вам выдадут регистрационный номер, который необходимо будет нанести на борт вашего судна в соответствии с действующими требованиями ГИМС. Далее непосредственно сам техосмотр и вы счастливый владелец судового билета.
Как часто надо проходить техосмотр на лодку?
- Лодка не старше 10 лет проходит техосмотр один раз в три года.
- Лодки старше 10 лет – один раз в год.
А что с лодочным мотором?
Для управления лодкой под подвесным лодочным мотором мощностью более 5 лошадиных сил вам обязательно потребуются права.
Где и как получить права?
Для того чтобы получить права на управление маломерным судном вам необходимо пройти обучение на базе ГИМСа, которое включает в себя как теоретические, так и практические занятия и сдать экзамен. Подробнее об обучении здесь>>>.
Какие штрафы предусмотрены за нарушение правил?
- Незарегистрированное судно – 2-5 базовых величин.
- Управление мотором свыше 5 л.с. без прав – 2-5 базовых величин.
- Лодка без техосмотра – 0,5 базовых величин.
- Кроме перечисленных штрафных санкций инспектор ГИМС потребует вас незамедлительно покинуть водоем. В случае не подчинения или повторного нарушения правил (в том же месте, в тот же час) вам будет грозить штраф до 50 базовых величин и составление протокола об административном правонарушении. Предположим вы решили быть хитрее и покинув водоем вышли на воду немного отъехав от места вашего прошлого разоблачения, но волею судьбы были вновь пойманы тем же инспектором, вот тогда вам не избежать сурового наказания.
Что еще надо знать?
Дорогие водномоторники настоятельно рекомендуем вам знать и блюсти все правила безопасности на воде, в том числе находиться в лодке исключительно в спасательном жилете. И делать это не только потому, что за это нарушение вам может грозить штраф, а ради собственной безопасности и безопасности, находящихся с вами пассажиров. Неутешительная статистика ОСВОДа ежегодно напоминает нам, как важно соблюдать это простое правило.
Правила эксплуатации маломерных судов.15.03.2021
Правила эксплуатации маломерных судов.
Вода не прощает безответственности, халатности и беспечности. Об этом стоит напомнить в связи с наступлением тёплой погоды и купального сезона. В этот период народ не только посещает пляжи, но также занимается и рыбной ловлей, и активным отдыхом на воде, применяя для этого различные плавательные средства. При этом зачастую нарушаются Правила пользования маломерными судами и Правила плавания по внутренним водным путям Республики Беларусь, что нередко приводит к аварийным случаям. Так именно с использованием маломерных судов на территории Витебской области в 2020 году погибло 7 человек.
Государственная инспекция по маломерным судам Витебской области информирует судоводителей и жителей региона о том, что обязательной регистрации и классификации подлежат маломерные суда, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов (соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 200 от 26 апреля 2010 года). Под маломерными судами понимаются суда длиной – 20 метров с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, в том числе суда с подвесными двигателями и гидроциклы.
Зарегистрировать маломерное судно, владелец должен в течение 30 календарных дней со дня покупки маломерного судна или приобретения его на ином законном основании. Для этого владелец предъявляет в ГИМС следующие документы:
-маломерное судно с мотором;
-руководство по эксплуатации (паспорт) на судно и двигатель с отметкой о продаже, правоустанавливающие документы;
-квитанцию о внесении платы за регистрацию;
-паспорт, удостоверяющий личность.
Маломерное судно, подлежащее государственной регистрации и классификации, но не зарегистрированное и не классифицированное в установленном порядке, к эксплуатации не допускается .
До начала эксплуатации маломерного судна техническое освидетельствование проводится в течении 10 дней после его государственной регистрации и классификации, либо в день государственной регистрации и классификации при условии нанесения на маломерное судно регистрационного номера.Судовладелец обязан представлять маломерное судно для прохождения технического освидетельствования до начала и в процессе его эксплуатации.
Периодичность прохождения технического освидетельствования маломерных судов:
– для маломерных гребных судов, с года выпуска которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска – 5 лет;
– для маломерных судов с двигателем мощностью менее 3,8 кВт и свыше 22 кВт, с года выпуска которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска – 3 года;
– для иных маломерных судов и гидроциклов, с года выпуска которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска – 2 года;
– для маломерных судов, с года выпуска которых прошло 10 и более лет – 1 год.
Эксплуатация маломерного судна без прохождения в установленные сроки и порядке технического освидетельствования: запрещается.
Маломерное судно должно быть зарегистрировано в установленном порядке и пройдено его техническое освидетельствование. На моторных маломерных судах, двигатель которых свыше 5 лошадиных сил, судоводитель должен иметь удостоверение на право управление таким судном. Особое внимание необходимо уделять спасательным жилетам, во время движения он должен быть надет и застегнут.
В случае выявления нарушений или любом аварийном случае, либо инциденте, связанным с эксплуатацией маломерного судна, незамедлительно информируйте ГИМС или МЧС по тел. 101 и 112. Дополнительную информацию можно получить на сайте https://gims.mchs.gov.by , а также на Витебском участке ГИМС : г.Витебск, ул. М.Горького, д.44, контактный телефон 8-0212-377361 .
Позаботьтесь заранее о готовности Вашего судна к безопасной эксплуатации. Счастливого Вам плавания, и не забудьте, что Вас ждут дома.
Постановка лодок на учёт в ГИМС
Уважаемый посетитель нашего сайта!
ГИМС города Минска находится по адресу: ул. Селицкого, 15А (ПАСЧ №14 Заводского РОЧС)
Телефон:
- 8 017 374 56 28
Режим работы: вторник — суббота 8.00-13.00, 14.00-17.00
Наш сайт это интернет-магазин надувных лодок. Мы не занимаемся постановкой лодок на учет! По этим вопросам просим звонить по номерам указанным выше.
В данной статье вы сможете ознакомиться с процедурой постановки лодок на учет, и с основными правилами.
Для успешной охоты или рыбалки без надувной ПВХ лодки не обойтись — с мотором или без него, надводное средство в разы повышает шансы на богатый улов. Позаботившись о выборе хорошего судна и снабдив её соответствующим навесным мотором, Ваш следующий ответственный шаг — зарегистрировать ее в ГИМС и получить права на управление.
Поставить на учёт в гос. инспекцию по маломерным судам купленную лодку необходимо в десятидневный срок после её приобретения. Исключения составляют лишь маломерные суда с компактными параметрами. Поэтому, если Ваша лодка весит до 225 кг — регистрация необязательна.
Маломерные суда, подлежащие учёту в ГИМС
Своевременная постановка на учёт водного транспорта предоставляет Вам полное право на его владение (с 16-ти лет), и эксплуатацию в личных целях на водных просторах в пределах страны без риска быть оштрафованным за передвижение на незарегистрированной лодке.
Обязательная регистрация слудющих лодок из пвх:
- без мотора, весом более 225 кг;
- с лодочным мотором ;
- модели, длиной свыше 2,8 метра.
Документы и этапы регистрации
Вы обязаны предоставить в ГИМС все документы на лодку для успешного проведения процедуры учёта, в том числе и технический паспорт мотора для выяснения его мощности в киловаттах. Полный перечень документов:
- договор, удостоверяющий сделку купли–продажи плавсредства, либо чек магазина;
- собственные документы владельца для подтверждения личности;
- документы на мотор и надувную лодку — технические паспорта и инструкции по эксплуатации;
- заявление о постановке на учёт в ГИМС установленного образца;
- квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
Регистрация надувной лодки пвх в ГИМС происходит по месту жительства её владельца — туда нужно предоставить как все документы, так и водный транспорт для проведения техосмотра и оценки ходовых качеств плавсредства на безопасность.
Этапы учёта:
- проверка лодки и её подвесного мотора в ГИМС;
- на основании техосмотра будет составлен соответствующий акт;
- эксперту ГИМС передаются — заявление о постановке на учёт и копии документов покупки лодки;
- по окончании процедуры регистрации (1–3 дней) выдаётся судовой билет.
Личное судовое удостоверение подтверждает Ваше право на управление, и содержит всю информацию о её владельце, характеристиках маломерного судна, сведения о техосмотре водного транспорта, а также — индивидуальный бортовой номер зарегистрированной лодки, который нужно нанести на её корпус.
Впоследствии, когда лодка уже поставлена на учёт в ГИМС, необходимо плановое прохождение её техосмотра каждые 6 мес. Во время проверки эксперты оценивают характеристики и поведение судна — как во время плавания, так и в спокойном состоянии, пришвартованной возле берега.