8 просмотров

Нужен ли спасательный жилет на надувной лодке 2021

Спасательные средства на маломерном судне – это ваша безопасность!

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487.

Настоящие правила устанавливают порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях на водных объектах Российской Федерации, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании и распространяются на принадлежащие юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда.

Согласно п. 11 Правил, при плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:

  • лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах), на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, подъёмно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах),
  • лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно,
  • лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна (либо на беспалубных маломерных судах) во время шлюзования или прохождения акватории порта;
  • дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

При этом применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.

Правилами определено, что отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность, а также в целом несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», относятся к неисправностям, при наличии которых запрещается эксплуатация судов. Эта норма введена в отношении судоводителей всех маломерных судов.

Статья в тему:  Как поменять масло на снегоходе ямаха

Согласно части 3 статьи 11.8 КоАП РФ предусмотрен административный штраф от 15 до 20 тысяч рублей, с задержанием судна и постановкой на специализированную стоянку. Ранее же применялась статья 11.10 штраф от 300 до500 руб.

Закреплена ещё одна норма, направленная на безопасность детей, согласно которой перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего запрещено.

Обеспечение безопасности пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне до выхода на маломерном судне также является обязанностью судоводителя.

Такие меры призваны предупредить гибель людей при падении с маломерных судов во время движения в связи с нарушением правил маневрирования, с резким ухудшением погодных условий, с наездом на подводные препятствия.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ от 01 октября 2019 года № 860-ст, утвержден новый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58108-2019 «Индивидуальные средства спасения на воде. Жилеты спасательные и страховочные. Общие технические условия». Данный ГОСТ вступил в действие с 1 мая 2020 года и одновременно отменил применение ранее действовавшего ГОСТ Р 58108-18.

В зависимости от особенности водного объекта, удаления от берега жилеты разделены на три уровня плавучести (УП): 150;100;50.

  • Жилеты с УП-150 предназначены для общего использования в море.
  • Жилеты с УП-100, предназначенные для использования в морских районах или внутренних водных бассейнах с высотой волны до 2,0 м и удалении от берега не более 12 морских миль.
  • Жилеты УП-150 и УП-100 являются спасательными.
  • Жилеты с УП-50 могут быть использованы на водных объектах с высотой волны до 0,25 м. и удалении от берега не более 500 метров. Жилеты с УП-50 являются страховочными.
Статья в тему:  Как заклеить лодку пвх в домашних условиях

Для комплектации маломерных судов (в соответствии с нормами снабжения судна), эксплуатируемых в районах плавания категории сложности IV: IV разряд – плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 0,6 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 2,7 морской мили – применяются спасательные жилеты с уровнем плавучести не менее 100.

Основные требования, предъявляемые к данным жилетам:

  • надводная часть спасательных жилетов (кроме застежек молний, лент и фурнитуры) должна быть окрашена в ярко-красный или оранжевый цвет;
  • обязательное наличие световозвращающих элементов на надводной части жилета, заметных на плаву сверху и со всех направлений вокруг;
  • обязательное наличие пахового ремня.

Дополнительно спасательные жилеты могут быть снабжены свистком, с прикрепленным к нему шнуром, а также аварийным световым сигналом.

Материалы (наполнитель) или газ (воздух) в камере жилета должны обеспечивать его плавучесть. Использование сыпучих гранулированных материалов для обеспечения плавучести жилета не допускается.

Фактическая плавучесть, заявленная на маркировке жилета, должна соответствовать массе пользователя.

Уважаемые судовладельцы, просим вас учитывать требования данного ГОСТа при подготовке маломерных судов к эксплуатации в навигацию 2021 года, а также в ходе подготовки маломерных судов для освидетельствования на годность к плаванию.

Новые нормы поведения на воде обяжут рыбаков в надувных лодках надевать спасательные жилеты

Вскоре для владельцев всех маломерных судов в России начнут действовать новые правила поведения на воде, сообщает «Российская газета».

Правила прописаны в трех приказах МЧС России, которые вступают в силу с 1 января 2021 года. Нововведений много. Некоторые из них малозначительные, а некоторые весьма существенные и принципиальные. И главное, что за неисполнение некоторых новых норм предусмотрены солидные штрафы.

Статья в тему:  Как сделать большую лодку в майнкрафте

Прежде всего побеспокоиться о собственной безопасности придется самой многочисленной категории любителей водных видов отдыха — рыбакам. Отныне им необходимо будет в обязательном порядке обзавестись спасательными жилетами. Раньше на рыбаков, как на владельцев маломерных судов, правила не распространялись. Лодки у них либо с маломощными моторами, либо вообще весельные, а значит регистрации они не подлежали. Регистрировать свои лодки не придется и теперь, но вот спасательные жилеты придется надеть, даже если от берега отплыть на метр. Напомним, недавно в Новгородской области спасателям пришлось возвращать на берег рыбаков на резиновой лодке. Мужчины столкнулись с сильным ветром и оказались в ловушке на воде. С подобной проблемой в один из летних дней столкнулись две женщины — инспекторы ГИМС Новгородского района также помогли им вернуться на берег.

Кроме того, и рыбакам, и владельцам катеров и яхт нужно будет учесть существенные изменения в правилах судоходства. Под мостами, на фарватере, вблизи буев ни рыбачить, ни останавливаться будет нельзя.

Ограничения, и весьма серьезные, коснутся владельцев прогулочных катеров и предпринимателей, катающих пляжников на бананах, ватрушках или парашютах. Со следующего года им придется искать места подальше от купающихся. И катать людей также нельзя будет вблизи плавательной зоны пляжей. Эта норма, кстати, будет относиться вообще ко всем владельцам любых маломерных судов. Ближе 50 метров до ограничительных буйков им приближаться будет нельзя.

Статья в тему:  Каким клеем лучше клеить лодку из пвх

Но самое печальное ожидает любителей домашних животных. Отныне им придется приходить на пляж без них. В новом приказе исключение сделано только для собак-поводырей. Но и в этом случае во избежание конфликтных ситуаций владельцам нужно будет иметь подтверждение, что собака именно поводырь. Также запрет на пляж получат и пляжные фотографы с обезьянками, енотами и попугаями. По новым нормам ни с какой живностью на пляж входа не будет. В МЧС не исключают, что владельцы пляжей выделят специальные места перед зоной купания, где можно будет привязать и оставить собак, но эти меры и контроль за ними уже касаются властей регионов.

Техосмотр маломерных судов, как и прежде, нужно проходить раз в пять лет, а чтобы поменять права, нужно будет иметь всего три документа: истекшие права, медсправку и квитанцию об оплате госпошлины.

Маломерные суда — всероссийский обман: большинство лодок с мотором регистрировать нужно

Законодательная база

В июне 2021 года были утверждены два законодательных акта, регламентирующих регистрацию наших лодок и катеров и прочих гидроциклов. Это новые:

  1. Правила государственной регистрации маломерных судов.
  2. Административный регламент МЧС РФ предоставления госуслуги по государственной регистрации маломерных судов.

Кроме того в октябре 2021 г. для сотрудников ГИМС выпущены организационно-методические указания по применению нового Регламента. В них тоже имеется полезная для судоводителей информация.

Статья в тему:  Как прикрепить эхолот к лодке пвх

Обязаны

  • Маломерное судно с мотором мощностью более 5 лошадиных сил подлежит обязательной регистрации, а судовладелец должен пройти аттестацию на право судовождения.
  • С 1 июля 2021 владельцы прокатов маломерных судов должны будут декламировать выполнение требований к состоянию своего парка.
  • Владельцы прокатов должны проходить как минимум раз в 5 лет техосмотр маломерок. Можно чаще. Осмотр производит МЧС России и этот осмотр является официальной государственной услугой.
  • При движении судов до 4 метров, ИСС* в обязательном порядке должны быть у каждого лица, находящегося на борту.
  • При прохождении шлюза, при движении по воде, при движении в акватории порта и нахождении на открытой палубе все пассажиры должны быть в ИСС.
  • Дети до 12 лет, находясь в движении и на открытой палубе, должны быть постоянно в спасательном жилете.
  • Дошкольники на открытой палубе должны быть всегда в спасике и только в сопровождении взрослых.
  • Рыбаки должны быть в спасательном жилете постоянно.

Изменения в регистрации маломерных судов в 2021 г.

Остановимся на новшествах в регистрации лодок и катеров, которые непосредственно касаются судовладельцев. Перечислять изменения и дополнения я буду в порядке их значимости для водномоторника.

Регистрация судна производится только по месту регистрации собственника

Раньше был выбор: можно было лодку ставить на учет либо по месту её постоянного нахождения и эксплуатации, либо по месту прописки владельца. Теперь маломерное судно регистрируется только по месту регистрации его собственника. Причем, Вы можете подать документы в любое подразделение ГИМС МЧС РФ вне зависимости от того где Вы прописаны. Запись в строке «Адрес» Реестра маломерных судов и судового билета будет сделана по месту Вашей прописки (регистрации).

Статья в тему:  На что обратить внимание при покупке лодки

Также как и по поводу получения любой госуслуги, Вы можете пойти в любой приглянувшийся или ближайший портал государственных и муниципальных услуг и там подать пакет документов для регистрации судна, снятия его с учета, внесения изменений в судовой билет и т.д. .

Для снятия судна с учета кроме желания собственника нужно законное основание

В общем, для обычного судовладельца, привыкшего всё делать по правилам, это абсолютно ничего не значит. А вот для фокусников, которые ставили свои лодки-катера на учет для того лишь только, чтобы получить номера (или пройти очередной техосмотр), а затем снимали судно с учета, чтобы не платить транспортный налог, это изменение несколько усложняет жизнь.

Теперь собственник своё желание исключить судно из Реестра маломерных судов должен обосновывать с подтверждающим документом в руке.

Пункт 24 нового Регламента устанавливает исчерпывающий перечень документов, любой из которых может служить подтверждением наличия основания для снятия лодки с учёта:

  • договор в отношении судна, совершенный в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения судна на момент совершения сделки;
  • судебный акт, вступивший в законную силу;
  • решение государственного органа о реквизиции судна;
  • справка о прекращении гражданства Российской Федерации, выданная на имя собственника судна;
  • документ, подтверждающий реорганизацию или ликвидацию юридического лица, являющегося собственником судна;
  • документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель судна, пропажу судна без вести, а также утрату судном качества судна в результате перестройки либо любых других изменений.
Статья в тему:  Из каких частей состоит лодка

Если в качестве подтверждающего документа предоставляется договор (купли продажи,мены, дарения и т.д.), один экземпляр договора остаётся в ГИМС.

По поводу личного присутствия покупателя при снятии судна с учёта. Ещё в 2021 году на этом настаивали. Сейчас в некоторых подразделениях ГИМС это не обязательно, — видимо достаточно внесения записи в автоматизированную информационную систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Идентификационный номер маломерного судна существенно «подрос»

Раньше в бортовом номере было семь знаков. Теперь он состоит из 11 знаков: две буквы, 4 цифры и обозначение субъекта РФ.

Новости

С 1 января 2021 года вступают в силу новые нормативные правовые акты по вопросу регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Это «Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339) и «Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).

Новый порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, существенно отличается от действующего, установленного приказом МЧС России от 29.06.2005 г. №500.

Что нужно в первую очередь знать владельцам маломерных судов и тем, кто им планирует стать?

1. Маломерное судно – это судно длина которого не превышает 20 м., а количество людей на борту-12 человек.

Статья в тему:  Как правильно транспортировать лодочный мотор

2. Государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг. или если мощность установленного двигателя (мотора) свыше 8 кВт. При этом под массой судна понимается масса укомплектованного судна по ГОСТ Р ИСО-8666-2012. Согласно государственного стандарта при исчислении массы укомплектованного судна учитывается вес не фактически стоящего мотора, а вес наиболее тяжелого мотора максимальной мощности, допустимой для данного судна. Например: на мотолодку «Казанка-М» можно устонавливать мотор мощностью до 25 л.с. включительно. Из существующих моторов мощностью 25 л.с. наиболее тяжелым является 4-х тактный ПЛМ Mercury F 25ELPT, вес которого 82 кг. Таким образом масса укомплектованной мотолодки «Казанка-М» составляет 227 кг. и она подлежит государственной регистрации не зависимо от того, какой мощности будет установлен мотор.

3. Для исключения судна из реестра маломерных судов (снятия с учета) необходимо предоставить в подразделение ГИМС, где судно было зарегистрировано, один из следующих документов, подтверждающих основание исключения судна из реестра маломерных судов:

— договор купли-продажи (дарения и т. п.);

— судебный акт, вступивший в силу;

— решение государственного органа о реквизиции судна;

— справка о прекращении гражданства РФ, выданная на имя собственника судна;

— документ, подтверждающий реорганизацию или ликвидацию юридического лица, являющегося собственником судна;

— докуиент, подтверждающий гибель, конструктивную гибель судна, пропажу судна без вести, а также утрату судном качества судна в результате перестройки либо любых других изменений.

Статья в тему:  Лодочный мотор sea-pro t2.5s куда выхлоп

Отличия по регистрации

Было согласно приказу МЧС России от 29.06.2005 г. № 500

Будет с 01.01.2017 г. согласно приказам №340 и №339 от 24.06.2016г.

Регистрация маломерного судна осуществлялась по месту жительства собственника судна или по месту базирования судна

Регистрация будет осуществляться по адресу регистрации собственника судна в любом подразделении ГИМС МЧС России на территории РФ

Идентификационный (регистрационный) номер судна состоял из 7 знаков: 3 буквы и 4 цифры

Идентификационный (регистрационный) номер судна будет состоять из 11 знаков: 2 буквы, 4 цифры, далее (для Республики Калмыкия) RUS 08

С момента регистрации маломерное судно приобретало право плавания под Государственным флагом РФ

Маломерное судно должно нести Государственный флаг Российский Федерации. В случае если в силу конструктивных особенностей судна отсутствует возможность несения Государственного флага РФ, то изображение Государственного флага РФ размером не менее 300х200мм наносится на корпус судна непосредственно за идентификационным номером, о чем делается отметка в судовом билете и реестре маломерных судов.

Идентификационный (регистрационный) номер судна наносится на обоих бортах на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина – 100мм, толщина линий -15-20мм. Если невозможно выполнить такие требования в силу конструктивных особенностей судна, то размеры и место нанесения номера определяется органом регистрации.

Идентификационный (регистрационный) номер судна наносится одной строкой на обоих бортах, таким образом, чтобы середина знака находилась на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина – 100мм, толщина линий -15-20мм. Если невозможно выполнить такие требования в силу конструктивных особенностей судна, то размеры и место нанесения номера определяется органом регистрации, о чем делается запись в судовом билете и реестре маломерных судов.

Статья в тему:  Можно ли беременным кататься на моторной лодке

Нормативные правовые акты Российской Федерации

  • Федеральный закон от 07.03.2001 № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26.09.2001 № 144 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15.02.2017 № 52 «Об утверждении Порядка присвоения названия судам внутреннего водного транспорта»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22.10.2009 № 183 «Об утверждении Порядка государственной регистрации спортивных парусных судов и прав на них»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23.11.2020 № 504 «Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2017 № 470 «Об утверждении Правил учета плавучих объектов»

Нужна ли регистрация надувных лодок?

Многие люди оказались смущены, ознакомившись с 4-м пунктом новых правил. В нём говорится о том, что использовать маломерные суда разрешено только после их официальной регистрации в специальном реестре. Также на судно должен быть нанесён идентификационный номер и его следует освидетельствовать в обязательном порядке. Исключением являются плавсредства, которые госрегистрации не подлежат.

Правила не уточняют, какие конкретно суда не надо регистрировать. В связи с этим у владельцев каяков и надувных резиновых лодок возникает вопрос: неужели их следует регистрировать в официальном порядке? Однако в действительности правила для этих плавсредств остаются прежними. Дело в том, что порядок, согласно которому нужно регистрировать те или иные виды судов, определяют не указанные правила, а кодекс внутреннего транспорта на воде. Его статья № 16 подробно повествует о видах лодок, регистрировать которые нет необходимости. Речь идёт, например, о шлюпках, весящих до 200 кг и мотором до 8 Кв, небольших спортивных судах и беспалубных суднах-несамоходах до 12 м в длину.

Статья в тему:  Как сделать большую лодку в майнкрафте

Иными словами, если старые правила не требовали регистрации лодки, новые её тоже не требуют. Кстати, если судну регистрация не нужна, документы на право управлять им владельцу также не требуются. Примечательный факт: раньше рыбакам нередко приходилось сталкиваться с недобросовестными инспекторами ГИМС, которые пытались их оштрафовать за отсутствие «водительских прав» на управление резиновой лодкой.

Правовое поле. Нововведения 2021 года

Sealine C335: германо-британские традиции

Дайджест новостей 28 марта – 3 апреля

С наступлением 2021 года опять изменились правила пользования маломерными судами. Если ваша лодка относится к этой категории, имеет смысл внимательно изучить новые нормативные акты, чтобы понять, коснутся ли вас изменения, и если да, то каким образом.

Правила пользования маломерными судами утверждает МЧС России. Этот документ регулирует эксплуатацию всех некоммерческих маломерных судов на всех акваториях страны, определяя требования к техническому состоянию судна, маневрированию, порядок пользования спасательными средствами и пр. До 31 декабря 2020 года действовали Правила пользования маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС, утвержденные приказом № 502 МЧС России от . За 15 лет этот документ, несомненно, устарел и давно требовал переработки, поскольку еще в 2012 году в международное и российское законодательство были внесены серьезные изменения в отношении водного транспорта в целом и маломерных судов в частности.

Тогда был принят Технический регламент Таможенного союза № 026/2012 «О безопасности маломерных судов», а вслед за ним вступил в силу Закон № 36-ФЗ от «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения понятия маломерного судна», изменивший критерии отнесения судов к категории маломерных. Соответственно, изменились нормы и Кодекса внут-реннего водного транспорта РФ (КВВТ), и Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ), а теперь и Правила пользования маломерными судами, поднадзорными ГИМС.

Статья в тему:  На что обратить внимание при покупке лодки

Новые Правила, утвержденные приказом № 487 МЧС России от 06.07.2020, вступили в силу с 1 января 2021 года и дали ответы на многие вопросы, прежде вызывавшие противоречивые толкования. Яркие примеры — ​споры о надевании спасательных жилетов или о том, обязательны ли эти Правила для судоводителей лодок, не подлежащих государственной регистрации.

Сфера регулирования

Новые Правила точно определяют, на какие суда они распространяются. Вместо длинного перечня со множеством малопонятных формулировок (вроде «иные плавучие объекты вместимостью менее 80 т с главными двигателями мощностью менее 55 кВт») теперь дано простое и ясное определение маломерного судна, точно такое, как в КВВТ (ст. 3) и КТМ (ст. 7).

Маломерное судно — ​судно, длина которого не должна превышать 20 м и общее количество людей на котором не должно превышать 12.

Таким образом, речь идет обо всех яхтах и катерах без исключения, независимо от того, подлежат ли они государственной регистрации и требуется ли судоводителю удостоверение на право управления ими. Проще говоря, новые Правила обязательны для всех: от байдарки до моторной яхты длиной 20 м с парой мощных двигателей.

Надеваем жилеты!

Наконец-то получен однозначный ответ на вопрос: «Когда обязательно надевать спасательный жилет?»

П. 11
При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:
а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);
б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 м включительно;
в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;
г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

Статья в тему:  Как прикрепить эхолот к лодке пвх

Всё! Конец спорам и разногласиям с сотрудниками ГИМС. Например, во время шлюзования, находясь на открытой палубе моторной яхты длиной, скажем, 40 футов, надеть спасательный жилет должны все без исключения: и судоводитель, и пассажиры. Несколько странным выглядит требование об обязательном нахождении в спасательных жилетах на лодках длиной до 4 м. А если лодка длиннее? Почему именно четыре, а не шесть? Ответов на эти вопросы нет, значит, просто необходимо следовать правилу.

Учись кататься и катать!

Появились нормы, регулирующие любимое многими развлечение — ​катание на вейкбордах и водных лыжах. Теперь для этого придется «сообразить на троих» — ​и это минимум. Кроме судоводителя и лыжника/вейкбордиста, на борту должен быть специальный человек, наблюдающий за последним.

П. 12
– При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, а также надувных буксируемых и иных устройств), кроме судоводителя, на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.
– Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого устройства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого устройства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющим маломерным судном, соответствующих решений.

Статья в тему:  Как правильно транспортировать лодочный мотор

В прежних Правилах этому вовсе не было уделено никакого внимания, и к новации можно относиться по-разному. Кто-то увидит здесь дополнительный повод для придирок ГИМС, но на самом деле это полезное нововведение напрямую связано с безопасностью. Буксировка человека моторным судном — ​рискованное занятие: для буксируемого опасность может возникнуть и от проходящих рядом судов, и из-за ошибки судоводителя. В новом документе появилось множество норм, регулирующих управление лодками/гидроциклами при буксировке райдеров и аналогичных вариантах использования буксировочного троса. Водные развлечения в последнее время стали очень популярными и распространенными, но легкомысленное и даже пренебрежительное отношение к правилам безопасности при буксировке людей или катании на аквабайках становится причиной происшествий, в которых страдают и участники катания, и совершенно посторонние люди. Новые правила четко устанавливают запрет для буксировщиков и гидроциклов приближаться к пляжам.

П. 13
При плавании на маломерных судах запрещается:
и) осуществлять буксировку буксируемых устройств или приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) ближе 50 м к ограждению границ заплыва на пляжах и других мест купания.

Важно понимать, что это ограничение распространяется как на организованные пляжи, так и на стихийно сложившиеся места купания. Как определить, является ли участок акватории таким местом массового купания, не указано. Стало быть, увидел купающегося человека — ​отверни и уходи от него на максимальное расстояние.

Статья в тему:  Лодочный мотор sea-pro t2.5s куда выхлоп

А если туман?

Еще один вопрос, давно требовавший новых подходов, — ​правила плавания маломерных судов в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, сумерки). Новый документ учитывает возможность установки на них современного навигационного оборудования и снимает необоснованные ограничения.

П. 13
При плавании на маломерных судах запрещается:
у) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях при ограниченной (менее 1 км) видимости, за исключением судов, использующих радиолокационное оборудование.

Итак, при наличии радара на маломерном судне теперь можно идти в условиях ограниченной видимости, что совсем неплохо, поскольку в длительном плавании время — ​немаловажный фактор. И пусть вас не удивляет, что такое разрешение находится среди запретов: так уж пишут у нас нормативные акты — ​по принципу «разрешено то, что не запрещено или прямо исключено из числа запретов».

Надо работать дальше

В целом новые Правила содержат ряд положений, которые в предыдущей редакции не имели однозначного толкования. Однако, как и прежние, они все еще страдают недостаточной четкостью формулировок и существенными пробелами. Например, Правила плавания по внутренним водным путям России (основной документ, устанавливающий общие правила плавания по внутренним водам), утвержденные приказом № 19 Минтранса РФ от 19.01.2018, содержат норму, запрещающую маломерным судам выходить на судовой ход. Однако когда это невозможно, выход на судовой ход все же допускается.

П. 124 Правил плавания по ВВП
Судно длиной 20 м и менее должно осуществлять плавание за пределами судового хода. В случае, когда это невозможно, оно может двигаться по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах 10 м от нее, при этом оно обязано заблаговременно уходить с пути других судов без обмена звуковыми и визуальными сигналами. Судоводитель судна длиной 20 м и менее не может требовать, чтобы другие суда уступили ему дорогу.

Статья в тему:  Из каких частей состоит лодка

В новых Правилах для маломерных судов об этом ничего не сказано, и споры между судоводителями и инспекторами ГИМС будут продолжаться: а могло ли маломерное судно в конкретном месте и при определенных обстоятельствах двигаться по судовому ходу? Было бы логично в новых Правилах описать (хотя бы примерно) ситуации, когда движение по судовому ходу допускается. Например, при недостаточных глубинах за кромкой судового хода, при наличии там препятствий (камней, затопленных судов, мелей), отраженных на навигационных картах, и т. д. Это уменьшило бы или вовсе исключило необоснованное привлечение судоводителей маломерных судов к административной ответственности по п. 2 ст. 11.7 КоАП РФ за движение в пределах судового хода.

В целом принятие новых Правил должно упростить общение между судоводителями маломерных судов и сотрудниками надзорных органов. Однако нерешенные вопросы остаются, и жаль, что при подготовке Правил мнению водно-моторного сообщества уделили явно недостаточное внимание.

На очереди — ​принятие еще ряда важных для нас нормативных актов МЧС России. В мае-июне прошедшего года ведомство сообщило о подготовке пакета документов, в числе которых новые Правила аттестации судоводителей, Правила государственной регистрации маломерных судов и административных регламентов к ним. А мы будем наблюдать за ситуацией дальше.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: