13 просмотров

Лодку которая подплывала к мосткам

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными с использованием ИКТ

Формировать умения:

  • находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
  • производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
  • различать способы связи придаточных определительных с главным предложением;
  • правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
  • составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.

Сам урок представлен в виде презентации (файл Приложение1)

Объявление темы и целей урока.

2. Лингвистическая разминка.

А) Значение какого слова определено неверно?

Декламировать – публично проповедовать свои взгляды, убеждения.

Симулянт – человек, который притворяется, создает видимость чего-либо.

Абсурдный – нелепый, бессмысленный.

Аскет – человек, ведущий строгий образ жизни, отказавшийся от жизненных благ.

(Декламировать – выразительно читать, произносить художественное произведение.)

Б) В данных предложениях расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Найдите “четвертое лишнее” в зависимости от вида сложного предложения, спишите его, сделать схему СПП.

Она гл_дит и сер_це (в)ней забил_сь чаще и с_льней.

Т_ска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.

Землю по_сушил мороз и зап_рошило первым нежным снег_м.

Прош_л месяц (в)течени_ которого он ни разу (не)был у нас.

(Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.

Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. – ССП.

Статья в тему:  Как подвесить лодку в гараже фото

Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. – ССП.

Прошел месяц, в течение которого он ни разу не был у нас. – СПП.)

3. Объяснение нового материала.

Учитель: Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы. Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточных определительных.

Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал кот-рыболов.

Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал кот-рыболов.

Кот-рыболов встречал лодку, которая подплывала к мосткам.

Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:

  • К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Относятся к существительному в главном предложении, от него ставится вопрос.)
  • Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному? (С помощью союзного слова который…)

Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него.

А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:

глагол усиливает значение действия;

причастный оборот подчеркивает признак предмета.

Учитель: Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что А.С. Пушкин говорил об этом: “Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”.

Статья в тему:  Как установить датчик эхолота на надувную лодку
Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова.

Вопросы для закрепления.

  • На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
  • Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?
  • Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?
  • 4. Закрепление материала.

    Задание 1. Поиграем! Слайд 6

    1. И нищий наездник таится в ущелье,1. как осенняя паутина блестит на солнце.
    2. Наступила минута,2. что слоны в диковинку у нас.
    3. В ясный день вы увидите в лесу,3. где Терек играет в свирепом веселье.
    4. Известно,4.и в саду было холодно
    5.Солнце ещё не успело подняться,5. когда я почувствовал страшную усталость.

    Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее? (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4). 5-4 (ССП)

    Какие предложения из таблицы относятся к теме сегодняшнего урока? Запишите их в тетради, составьте схемы этих предложений.

    • Можно ли в них поменять местами главное и придаточное предложения? Почему?
    • Каким образом можно проверить, что перед вами именно придаточные определительные? (По вопросу от главного к придаточному – какой?)

    Задание 2. Анализируем предложения. Слайд 7.

    Статья в тему:  Когда была построена подводная лодка

    а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой?), где я провел изгнанником два года. (Дополнительный оттенок места)

    б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы. (Оттенок места.)

    в) Даже возле логова, где спят слепые детеныши, волк не кинется защищать потомство. (В.Песков.)

    г) трудно перечислить те услуги, которые этот человек оказал мне и моим спутникам. (В.Арсеньев.)

    д) Тот лед на реке, по которому тогда ходила лисица, стал казаться узкой полоской на широкой свободной голубой реке. (М. Пришвин.)

    • Начертите схемы предложений.
    • Какие союзные слова могут присоединять придаточное определительное к главному?

    Вывод класс делает самостоятельно:

    – Придаточные определительные могут присоединяться к главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).

    5. Закрепление материала.

    Задание 1. Работа по карточкам. Запись и анализ предложений.

    Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части, начертить схемы предложений.

    1. Давно уже поспела п..левая клубника лакомит..ся которой нам позв..ляли (в)доволь. (Аксаков.)
    2. Грош(?) цена человеку который (не) может сл..мить дурной привыч ки.
    3. И боль что скворч..нком стучала в виске стиха..т стиха..т.

    Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части. Начертить схемы предложений.

    1. Я взбежал по маленькой ле(с,ст)нице которая вела в светлицу и в первый раз (от)роду вошел в комнату Марьи Ивановны. (Пушкин)
    2. Я пр_казал ехать на (не)знакомый предмет который тот(час) и стал подвига(т,ть)ся нам (на)встречу. (Пушкин)
    3. За равниной тянется черная пашня, над которой пестрят не то грачи, не то галки. (Чехов)
    Статья в тему:  Какой аккумулятор лучше для лодки

    Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части, начертить схемы предложений.

    1. К полудню мы вышли к той реч..ке где заранее условились (с,з)делать привал.
    2. Из лесного оврага на дне которого б..жал маленький роднич..к, неслось в..ркование диких голубей.
    3. Я ост_новился в гости(н,нн)ице где ост_навливались все проезжие. (Лермонтов)

    Задание 2. Слайд 8.

    Замените придаточную часть причастным оборотом.

    После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче.

    Гриб, что я нашел, оказался отличным боровиком.

    Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

    Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

    • Какое предложение нельзя заменить синонимичным? (Последнее) Почему?

    Задание 3. Слайд 9.

    Расшифруйте написанное. Запишите и составьте схему этого предложения.

    ЯООЮ
    СРТЛ
    ЛЕСБ
    ИДЕЮ
    ДГМЛ

    6. Домашнее задание.

    Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.

    Предложения со словосочетанием «подплыл к мосткам»

    Ассоциации к слову «мостки&raquo

    Синонимы к слову «подплыть&raquo

    Синонимы к слову «мостки&raquo

    Сочетаемость слова «подплыть&raquo

    • подплыть к кому-либо
      подплыть к берегу
      подплыть ко мне
    • (полная таблица сочетаемости)

    Сочетаемость слова «мостки&raquo

    • деревянные мостки
      дощатые мостки
      узкие мостки
    • с мостков в воду
    • на краю мостков
      до конца мостков
      в сторону мостков
    • мостки кончились
    • пройти по мосткам
      стоять на мостках
      сидеть на мостках
    • (полная таблица сочетаемости)
    Статья в тему:  Какой краской можно покрасить лодку

    Значение слова «подплыть&raquo

    ПОДПЛЫ́ТЬ , –плыву́, –плывёшь; прош. подплы́л, –ла́, –ло; сов. (несов. подплывать). 1. Плывя, приблизиться к кому-, чему-л. Подплыть к берегу. (Малый академический словарь, МАС)

    Значение слова «мостки&raquo

    МОСТКИ́ , –о́в, мн. 1. Настил из досок для перехода через реку, овраг, ручей и т. п. Мостки через ручей. (Малый академический словарь, МАС)

    Афоризмы русских писателей со словом «подплыть&raquo

    • В России революция, вся-то Расеюшка огнем взялась, да кровью подплыла.

    Отправить комментарий

    Дополнительно

    • Как правильно пишется слово «подплыть»
    • Как правильно пишется слово «мостки»
    • Разбор по составу слова «подплыть» (морфемный разбор)
    • Разбор по составу слова «мостки» (морфемный разбор)

    Значение слова «подплыть&raquo

    ПОДПЛЫ́ТЬ , –плыву́, –плывёшь; прош. подплы́л, –ла́, –ло; сов. (несов. подплывать). 1. Плывя, приблизиться к кому-, чему-л. Подплыть к берегу.

    Значение слова «мостки&raquo

    МОСТКИ́ , –о́в, мн. 1. Настил из досок для перехода через реку, овраг, ручей и т. п. Мостки через ручей.

    Синонимы к слову «подплыть&raquo

    • причалить
    • пристать
    • ошвартоваться
    • пришвартоваться
    • подвалить
    • (ещё синонимы. )

    Синонимы к слову «мостки&raquo

    • помост
    • настил
    • площадка
    • мосток
    • сходни
    • (ещё синонимы. )

    Ассоциации к слову «мостки&raquo

    • мосток
    • помост
    • (ещё ассоциации. )

    Сочетаемость слова «подплыть&raquo

    • подплыть к кому-либо
    • подплыть к берегу
    • подплыть ко мне
    • (полная таблица сочетаемости. )

    Сочетаемость слова «мостки&raquo

    • деревянные мостки
    • с мостков в воду
    • на краю мостков
    • мостки кончились
    • пройти по мосткам
    • (полная таблица сочетаемости. )
    Статья в тему:  Как сделать були на пластиковую лодку

    Морфология

    • Разбор по составу слова «подплыть»
    • Разбор по составу слова «мостки»

    Правописание

    • Как правильно пишется слово «подплыть»
    • Как правильно пишется слово «мостки»

    Карта слов и выражений русского языка

    Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

    Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

    Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

    Спп с придаточным

    Просмотр содержимого документа
    «Спп с придаточным»

    Учитель:Алиева Т.У. Завуч:_____

    Предмет – русский язык

    Тема: СПП с придаточными определительными

    образовательные:

    – познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным;

    – формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточным определительным;

    – закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным;

    – закрепить навык правильного словоупотребления, исправления речевых ошибок;

    развивающие:

    – развить у учащихся потребность в учебной деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы ;

    воспитательные:

    – поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока;

    – воспитывать чувства уважительного, бережного и нежного отношения к матери, чувства патриотизма.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания

    Виды деятельности: учебно-познавательная

    Дидактический материал: раздаточный материал (текст), блок-схема.

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    – Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок.А чему он будет посвящён, вы сами определите в ходе работы.

    Статья в тему:  Какое расстояние проходит по озеру моторная лодка

    II. Актуализация знаний

    1. Лингвистическая разминка.

    В данных предложениях расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Найдите “третье лишнее” в зависимости от вида сложного предложения, спишите его, сделать схему СПП.

    Она гл_дит и сер_це (в)ней забилось чаще и с_льней.

    Землю по_сушил мороз и запорошило первым нежным снегом.

    Прош_л месяц (в)течении_ которого он ни разу (не)был у нас.

    (Она глядит, и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.

    Землю подсушил мороз, и запорошило первым нежным снегом. – ССП.

    Прошел месяц, в течение которого он ни разу не был у нас. – СПП.)

    Третьим лишним здесь является СПП. Запишите его и постройте схему.

    2. Дайте определение СПП. Выберите правильный ответ

    1. СПП состоят:

    а) только из придаточных предложений;
    б) из 2 независимых предложений;
    в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.

    2. Придаточное может стоять:

    а) только после главного;
    б) только перед главным;
    в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.

    III. Постановка учебной задачи.

    Учитель: Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы: придаточные определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

    – Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточных определительных.

    Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными». (Слайд 5)

    – Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

    Статья в тему:  Как правильно подобрать надувную лодку

    Мы должны научиться:

    1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
    2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
    3) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

    IV. «Открытие» нового знания.

    1. Анализ предложений

    – Посмотрите на предложения. Какие это предложения простые или сложные?

    Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал кот-рыболов.

    Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал кот-рыболов.

    Кот-рыболов встречал лодку, которая подплывала к мосткам.

    (Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы)

    – К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Относятся к существительному в главном предложении, от него ставится вопрос.)

    – Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному? (С помощью союзного слова который…)

    – На какой второстепенный член предложения похожи эти придаточные?

    ( Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него(совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).

    – Обратите внимание на предложения, что можете сказать об их значении? Как называются слова близкие по лексическому значению?

    ( Предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:

    глагол усиливает значение действия;

    причастный оборот подчеркивает признак предмета)

    – Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”.

    Статья в тему:  С какого числа запрет на рыбалку с лодки

    – Для какой речи характерно употребление причастного оборота и придаточных определительных?

    ( Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной)

    V. Первичное закрепление. В ходе работы заполняется блок-схема.

    1. Вопросы для закрепления.

    – На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

    – Как вы думаете можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?

    – Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?

    2. Анализ предложений.

    б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы. (Оттенок места.)

    в) Тот лед на реке, по которому ходила лисица, стал казаться узкой полоской на широкой реке.

    Начертите схемы предложений.

    – Какие союзные слова могут присоединять придаточное определительное к главному?

    Вывод учащиеся делают самостоятельно, и записывают в блок схему:

    – Придаточные определительные могут присоединяться к главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).

    3. Заполнение блок-схемы: (распечатаны для каждого).

    Отвечает на вопрос КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?

    Соединяется с главным союзными словами: какой, чей, который, кто, что, где.

    Вопрос к придаточной части задаётся от слова (сущ.), а не от всей главной части.

    с придаточным определительным

    Между главной и придаточной частью ставится запятая.

    Придаточное стоит строго после определяемого слова.

    Статья в тему:  Как сделать крыло на лодочный мотор

    В главной части могут быть указательные слова.

    Союзные слова который, какой, чей согласуются в роде, числе с определяемым словом

    Вывод: Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова.

    VI. Самостоятельная работа

    Учитель: Ребята, наш урок проходит в канун замечательного праздника Дня матери, и мне бы хотелось часть урока посвятить этой теме – теме матери.

    (Слайд 8) Перед вами портрет Епистинии Фёдоровны Степановой, которая потеряла в гражданской и Отечественной войнах девятерых сыновей. Все они отдали свои жизни за Родину, подвиг их велик. Но не менее велик и материнский подвиг простой женщины, родившей и воспитавшей их такими, стойко перенёсшей горькие муки безмерных утрат.

    Матерям воздвигнуты памятники, посвящены книги. Вот надпись на первой странице одной из книг: “Пусть будет вечной и пламенной человеческая благодарность женщине-матери, которая, в муках рождая и со всей силой любви взращивая своих детей, не колеблясь, посылает их на смертный бой за свободу Отечества!”

    – Начертите схему данного предложения, определите тип придаточного.

    СПП с придаточным определительным.

    (Слайд 9) Перед вами репродукция картины Ханты-мансийский художника, заслуженного художника РСФСР. В. Игошева “Она всё сына ждёт”. Какая, на ваш взгляд, самая выразительная деталь в портрете матери? (Руки). А вот как описывает руки мамы в романе “Молодая гвардия” А.Фадеев. (тексты распечатаны для каждого учащегося). Звучит музыка Шуберта “Аve Maria».

    Статья в тему:  Как сделать крыло на лодочный мотор

    Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо в тёмные жилочки.

    Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые и святые руки твои!

    Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

    – Какую проблему поднимает А.Фадеев в данном тексте? (Проблема сыновней любви.)
    – Определите основную мысль текста.
    – Определите авторскую позицию. (Автор показывает своё отношение к матери)

    – Какие средства художественной выразительности использует А.Фадеев? (эпитеты – чистые, святые руки; метафора – запавшие очи, сравнения – тихая и светлая, будто в ризах)
    – Проведите лингвистический эксперимент: найдите антонимы, которые в тексте являются контекстуальными синонимами? (Нежные — шершавые.)

    – Найдите среди предложений 1- 4 СПП с придаточным определительным, запишите его.

    Статья в тему:  Как установить датчик эхолота на надувную лодку

    Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете.

    Завершить мне хотелось бы словами З.Воскресенской: “Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь”.

    VII. Рефлексия

    Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем

    Форма деятельности: Индивидуальная работа

    Представьте, что вы на экзамене по русскому языку. Вам достался вопрос о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. О чём бы вы рассказали?

    Задание: Составьте план рассказа.

    Информация, необходимая для решения данной задачи: блок-схема.

    Домашнее задание.

    1. Выучить § 11 – стр. 70 или блок-схему

    2. Задание по выбору:

    1. Напишите сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль текста.

    2. Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.

    3. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным. (приложение 3)

    1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

    Статья в тему:  Когда была построена подводная лодка

    4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.

    Презентация по русскому языку на тему “Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными” (9 класс)

    «Календарь счастливой жизни:
    инструменты и механизм работы
    для достижения своих целей»

    Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

    «Управление общеобразовательной организацией:
    новые тенденции и современные технологии»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Сложноподчиненные предложения с определительными придаточными

    Значение какого слова определено неверно? Составить с данными словами словосочетания с разными типами связи Декламировать – публично проповедовать свои взгляды, убеждения. Симулянт – человек, который притворяется, создает видимость чего-либо. Абсурдный – нелепый, бессмысленный. Аскет – человек, ведущий строгий образ жизни, отказавшийся от жизненных благ.

    Она гл_дит и сер_це (в) ней забил_сь чаще и с_льней. 2. Т_ска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить. 3. Землю по_сушил мороз и зап_рошило первым нежным снег_м. 4. Прош_л месяц (в) течени_ которого он ни разу не был у нас. я д о и о и д о о ё е – в , в ,

    Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал кот-рыболов. Кот-рыболов встречал лодку , которая подплывала к мосткам . Лодку, которая подплывала к мосткам , встречал кот-рыболов. Х  Какую? Х Какую? Х Какую?

    Статья в тему:  Как сделать були на пластиковую лодку

    Сложноподчиненным предложением с придаточным определительным называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главном предложении, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой? чей? и присоединяется при помощи союзного слова.

    Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года. (А.Пушкин.) Даже возле логова, где спят слепые детеныши, волк не кинется защищать потомство. (В.Песков.) Трудно перечислить те услуги, которые этот человек оказал мне и моим спутникам. (В.Арсеньев.) Тот лёд на реке, по которому тогда ходила лисица, стал казаться узкой полоской на широкой свободной голубой реке. (М.Пришвин.) Страна, откуда он приехал, лежит на севере Европы. тот уголок земли где я провел изгнанником два года логова где спят слепые детеныши те услуги которые этот человек оказал мне и моим спутникам Тот лёд по которому тогда ходила лисица Страна откуда он приехал

    Замените придаточную часть причастным оборотом После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче. Гриб, что я нашел, оказался отличным боровиком. Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

    Заменить причастные обороты придаточными определительными Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени.

    Статья в тему:  Какой краской можно покрасить лодку

    ВЫПИСАТЬ НОМЕРА СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. Не знаю, где я нежности училась. Верстах в трёх от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом. Надо мною расстилалось голубое небо, по которому плыло и таяло сверкающее облако. В бурливой котловине, куда сливаются воды, живописно разбросаны громадные валуны. Я не знал, куда деваться. Только туда, где полукруглая часть окна была не зашторена, глядело тёмное небо. Слышно было, как ворчала река. В доме, куда мы попали совершенно случайно, нас встретили очень радушно. Ответы: 1, 4, 5,6, 10

    Расшифруйте написанное предложение. Я О О Ю С Р Т Л Л Е С Б И Д Е Ю Д Г М Л

    Домашнее задание Выпишите из текстов художественной литературы 5 – 6 сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, составьте их схемы.

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

    Курс повышения квалификации

    Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

    • Сейчас обучается 325 человек из 65 регионов

    Курс профессиональной переподготовки

    Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

    • Сейчас обучается 1015 человек из 81 региона

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    • Все материалы
    • Статьи
    • Научные работы
    • Видеоуроки
    • Презентации
    • Конспекты
    • Тесты
    • Рабочие программы
    • Другие методич. материалы
    Статья в тему:  Как подвесить лодку в гараже фото

    Целевая аудитория: 9 класс

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    – предметные: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненных предложений; вспомнить основные орфографические правила за курс русского языка с 5 по 9 класс; подготовиться к сдаче предстоящего экзамена, при этом выполнить задания в виде лексической, орфографической и синтаксической разминок;

    – личностные: проявлять положительное отношение к знаниям, к изучению русского языка;

    – регулятивные: составлять схемы с придаточными определительными, производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно сделать.

    • Дюкина Гульнара РашидовнаНаписать 3427 19.01.2015

    Номер материала: 319044

    • Русский язык
    • 9 класс
    • Презентации
      19.01.2015 1677
      19.01.2015 833
      19.01.2015 480
      19.01.2015 682
      19.01.2015 714
      19.01.2015 538
      19.01.2015 459

    Не нашли то, что искали?

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Минпросвещения готовит рекомендации по построению «идеальной школы»

    Время чтения: 1 минута

    Детский омбудсмен предложила ужесточить наказание за преступления против детей

    Время чтения: 1 минута

    В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Статья в тему:  Какой аккумулятор лучше для лодки

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: