0 просмотров

Лодка тура хейердала как называется

Тур Хейердал

Краткая биография

Жизнь Тура Хейердала началась в Норвегии в 1914 году. Всегда интересовавшийся естественными науками молодой человек обучался в университете Осло, отдавал предпочтенье зоологии и истории и всерьез увлекся вопросами о том, каким образом попадали на отдаленные острова Полинезии животные с континентов. Его манили острова, которые еще не были сильно затронуты цивилизацией. Женившись в 1936 г., он вместо свадебного путешествия отправился с молодой женой на Маркизские острова, где новая семья прожила около года.

Именно в первом путешествии у Хейердала сначала в воображении, а затем и в реальности возникли контуры его будущих экспедиций, которым он посвятил всю свою жизнь. После Второй мировой войны он начинает осуществление своих замыслов: доказать, что, не имея в своей культуре ничего подобного килевым судам, только на плотах из местного дерева, представители доинкской цивилизации могли пересекать океан и добираться до островов в Тихом океане, а значит, могли дать начало полинезийской расе. На плоту «Кон-Тики» он стартовал от побережья Перу и достиг островов Туамоту. В дальнейшем метод доказательств путей переселения народов на собственном примере еще не раз был осуществлен: на папирусных лодках «Ра» и «Ра II» он с командой в 1969–1970 гг. пытался пересечь Атлантический океан. Это удалось только экспедиции на «Ра II», которая, выйдя из Марокко, благополучно закончила свой рейс на о. Барбадос в Карибском бассейне.

В дальнейшем многие организованные Хейердалом экспедиции были раскритикованы разными учеными, которые считали, иногда не без основания, эти мореплавания только авантюрами. Тем не менее Тур Хейердал упорно держался своей точки зрения, набирал в экспедиции многонациональные команды, показывая, что люди могут и должны сотрудничать на благо общих интересов. Последнее путешествие Хейердала на тростниковой лодке «Тигрис» не закончилось. Оно прервалось в знак протеста Хейердала и экипажа «Тигриса» против военных действий: мореплаватели сожгли свою лодку. Тур Хейердал умер в 2002 году в Италии, где жил в последние годы.

Статья в тему:  Сколько весит лодочный мотор ямаха 100

На плоту и лодках через океаны

В послевоенной Европе молодого норвежца, имеющего только степень бакалавра, но пытающегося доказать свои собственные идеи о переселении народов, многие ученые не восприняли всерьез, сочтя его действия авантюрой, и не больше. Он пытался проверить легенду о том, что предками жителей Полинезии были белокожие люди с длинными бородами с южноамериканского материка, которые жили там еще в доинкскую эпоху, а позднее ушли, уплыли в океан и не вернулись. Самым уязвимым местом в теории Хейердала было то, что у индейцев того доисторического времени не было килевых судов, способных выдержать волнение. Зато они перемещались вдоль берега на легких плотах из дерева бальсы: оно было распространено от Мексики до Боливии, его древесина легче воды и очень прочная. Однако было также известно, что древесина бальсы хорошо впитывает воду, поэтому плавать на таком плоту на большие расстояния просто невозможно: плот в какой-то момент может пойти ко дну. Хейердал предложил построить подобный плот и попробовать на нем поплыть в открытый Тихий океан от побережья Перу до островов Полинезии. До ближайшего острова Пасхи было около 4000 миль (морская миля равна 1853 м). Хейердал собирался проплыть дальше. Но как? Плот оснащен только парусом, маневрировать на нем сложно, значит, следует полагаться только на волю волн, т. е. на направление попутных течений. Таким было холодное Перуанское течение (оно также называется течением Гумбольдта), направляющее свои воды к островам Туамоту, и идущее выше северное пассатное течение.

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор салют

Тур Хейердал никогда не был искателем приключений, по его словам, но иначе как романтической авантюрой это предприятие было назвать трудно. Набрав команду из своих друзей и нескольких новых людей, он отправился в Южную Америку, где был выстроен плот из нескольких бревен бальсы. Будущие мореплаватели хотели сделать его максимально приближенным к древним чертежам и рисункам: для скрепления бревен использовались только веревки, поскольку инки не употребляли для этого ни железа, ни гвоздей, ни металлических скоб. Пришлось делать в бревнах желобки, которые помогали веревкам не скользить и держать все сооружение. Между бревнами оставляли зазоры, в которые могла бы свободно проходить вода, не утяжеляя плот. Весь скарб экспедиции размещался в небольшом укрытии с крышей. В середине стояла мачта с парусом, использовались весла. Плот назвали «Кон-Тики».

В мае 1947 года «Кон-Тики» не без приключений наконец-то отчалил от берегов Перу, пытаясь с попутным течением и ветрами достичь островов центральной части Тихого океана. Каждому из шести членов экипажа приходилось нести вахту, сменяясь через каждые 2 часа. Недоброжелатели предсказывали, что плот потонет, напитавшись водой, но как будет вести себя древесина в действительности, никто не предполагал. Даже сам Тур Хейердал, который безоговорочно верил в успех своего вояжа, признался, что спустя неделю плавания он отковырнул ножом кусочек дерева, чтобы посмотреть, насколько оно впитало морскую воду: тот был тяжел и камнем пошел ко дну. Правда, потом, сделав надрез, Тур Хейердал обнаружил, что дерево пропиталось водой всего на несколько сантиметров, оставаясь в середине сухим и легким. Опасность утонуть от намокания плота им не грозила.

Однако оставались другие сложности: веревки могли перетереться, крепление плота ослабнуть. Но и этого счастливо удалось избежать. Путешественники сначала хотели взять на борт только те продукты, которые могли бы служить пищей и для древних инков, но в конце концов передумали, запасшись военными сухими пайками и употребляя в пищу то, что могли выловить в открытом море. Через почти 2 месяца они заметили птиц, летящих, очевидно, с суши. Вскоре появились и острова на горизонте, это были атоллы островов Туамоту, но мореплаватели не могли повернуть к ним: их движущей силой были только волны и попутные ветра. Оказалось, что одной из самых сложных задач было не доплыть до суши, а именно подплыть к ней, пристать к берегу.

Статья в тему:  Чем лучше обезжирить лодку пвх

В результате нескольких попыток причалить «Кон-Тики» вынесло на рифы, но не разбило, а сплющило силой падающих сверху огромных волн. Вброд и вплавь перенесли они свои вещи с покореженного плота на твердую землю. Так плавание на «Кон-Тики» закончилось. Путешественники мгновенно стали героями дня, об их экспедиции писали все газеты. Ученые признали, что гипотеза Хейердала имеет право на жизнь, хотя остальные многочисленные факты все равно не подтверждали южноамериканское происхождение полинезийцев.

«РА» и «РА II»

Тур Хейердал начал думать о новом путешествии. Теперь его целью был Атлантический океан, который он собирался пересечь на папирусной лодке «Ра», названной так по имени египетского бога Солнца. Основной идеей было доказать, что во времена Древнего Египта было возможно мореплавание к берегам нового континента. Об этом могли говорить сходство египетских и мексиканских пирамид, сходные методы мумификации умерших, иероглифическая письменность…

И опять был так любимый Туром Хейердалом практический эксперимент. На этот раз Хейердал решил идти в своих исследованиях до конца и взял только ту пищу, которую могли употреблять в пути древние финикийцы (Хейердал полагал, что именно они, являясь на тот момент лучшими мореходами, совершили подобное плавание). «У нас пятьдесят амфор, и в них не только питьевая вода, но и рис, египетские сухари, сушеные фрукты, масло, сахар. Так питались подданные фараона. Так же станем кормиться и мы», – писал в дневнике итальянец Карло Маури, знаменитый путешественник и фотограф, вошедший в число членов экспедиции. Старт был взят от побережья Марокко. Экипаж был полностью интернациональным: норвежец, американец (единственный профессиональный моряк), египтянин, мексиканец, русский, итальянец, африканец из Чада. Папирус для лодки удалось найти на озере Тана в Эфиопии, у начала истоков Голубого Нила. 25 мая 1969 г. плавание началось. К сожалению, оно не увенчалось успехом, так как спустя 55 дней, немного не дойдя до островов Французской Гвианы лодка «Ра» затонула, всего в 500 милях от американского побережья, пройдя при этом почти весь океан при попутном пассате, используя Канарское течение.

Статья в тему:  Как ловить рыбец с лодки

Это не смутило ни капитана, ни экипаж, и через год, в 1970 году, они почти в том же составе предпринимают вторую попытку на новой лодке «Ра II». На этот раз для постройки привлекли индейцев с озера Титикака в Южной Америке, только у них оставались навыки техники вязания тростниковых лодок. Однако в первый поход «Ра» выяснилось, что папирус, как и прежде дерево бальса, все же впитывал воду и становился тяжелее, погружаясь в воду больше требуемого. Тогда было решено использовать жидкий битум для того, чтобы «просмолить» лодку и придать ей прочность. При внимательном ознакомлении с Библией выяснилось, что такой способ применяли и древние жители Средиземноморья, так же поступил Ной при строительстве своего ковчега. Так и сделали на «Ра II». Путешествие продолжалось 57 дней и закончилось на острове Барбадос в Карибском море, хотя удача опять не всегда была благосклонна к экспедиции: непогода, случившаяся почти на подходе к Карибам, повредила корабль, руль и весла были сломаны. Тем не менее, эксперимент удался.

У следующей морской эпопеи Хейердала была несчастливая судьба. Камышовая лодка «Тигрис» была построена в 1977 году по подобию древнейшего судна шумеров. Лодка – более сложная и маневренная, чем «Ра», была сплавлена по рекам Ирака к Персидскому заливу. Оттуда Тур Хейердал намеревался пройти к побережью Пакистана (устью р. Инд), а затем через Индийский океан к берегам Африки, подтверждая тем самым возможность контактов представителей цивилизаций Междуречья, Нила и Инда 5000 лет назад. Преодолев 6800 км, «Тигрис» столкнулся с большими проблемами. На сей раз это были не рифы, непогода или недостатки конструкции лодки. «Тигрис» оказался в зоне современных военных действий: началась война в районе Африканского Рога. В знак протеста против войны лодку было решено сжечь у входа в Красное море.

Статья в тему:  Как разобрать клапан на лодке

Вклад в географию

Предками полинезийцев все-таки принято считать не выходцев из Южной Америки, а обитателей Ост-Индии. Несмотря на то, что экспедиция Тура Хейердала доказала возможность посещения индейцами островов Тихого океана, археологические находки и биологические и лингвистические исследования позволяют говорить о родстве полинезийцев именно с жителями Малайзии и Новой Гвинеи. Предки полинезийцев, скорее всего, приплыли сюда через архипелаг Фиджи.

Тур Хейердал: через Тихий океан на «Кон-Тики»

Путешественник решился пересечь океан на судне, построенном из доступных для индейцев материалов.

Начало «авантюры»

В 1937 году Тур Хейердал с женой отплыли из Марселя на Таити. Чтобы добраться до острова, им пришлось пересечь Атлантический океан, Панамский канал и Тихий океан. Проведя месяц в доме таитянского вождя, они переехали на одинокий остров Фату-Хива, где провели год в отрыве от цивилизации. Хотя цель экспедиции состояла в изучении местной фауны, Хейердала гораздо больше заинтересовал вопрос о путях заселения Полинезии.

Во время вынужденной поездки на остров Хиваоа за медицинской помощью Хейердал свёл знакомство с норвежцем Хенри Ли, жившим на острове с 1906 года. Тот показал молодому исследователю каменные статуи в джунглях, о происхождении которых никто ничего не знал. Но Ли упомянул, что подобные статуи известны также по находкам в Колумбии — стране, находившейся почти в 6 тыс. км к востоку от Маркизских островов. Также именно от Ли Хейердал узнал о Тике — боге местных племён. По легенде, раньше в Перу был народ белых богов, прибывших с севера. Однако после поражения в битве с инками на озере Титикака они бесследно исчезли.

Статья в тему:  Как правильно обкатывать лодочный мотор

Позднее Хейердалу удалось обнаружить на острове огромные изваяния бога Тики, которые напоминали статуи в Южной Америке.

Исследование флоры и фауны островов, а также океанских течений привело норвежца к мысли, что господствующие ветры, которые идут с севера, через Гаити, способствовали появлению на островах первых поселенцев. Эта точка зрения полностью расходилась с утвердившимся тогда мнением, согласно которому предки полинезийцев пришли на острова с берегов юго-восточной Азии. Также до окончательного оформления теории норвежского путешественника считалось, что кокосы, которые произрастали на архипелаге, были занесены морской водой из Южной Америки.

Хейердал провёл немало времени в архивах и музеях, изучая старинные манускрипты и рисунки, на которых изображались плоты древних индейцев Южной Америки. Исследователь попытался даже заинтересовать и убедить в правильности своей теории учёного из Нью-Йорка, предоставив доказательства, однако тот лишь улыбнулся и сказал ему: «Ну что ж, попробуйте пройти из Перу до тихоокеанских островов на бальсовом плоту».

Так возникла идея путешествия на плоту от латиноамериканского побережья к островам Полинезии.

По заветам древних индейцев

Плот для путешествия был построен из бальcы — легчайшего дерева в мире. Судно, аналогичное тем, что раньше делали индейцы, соорудили без единого гвоздя. Оно состояло из девяти брёвен длиной от 10 до 14 метров, сложенных так, что у плота был острый нос.

Бревна были перевязаны канатами, над ними возвышалась мачта с большим (27 кв. м) прямоугольным парусом. Плот был оснащён кормовым веслом и двумя параллельными рядами швертов (досок, торчащих из дна плота вниз и исполняющих роль киля и руля). Палуба была устлана бамбуком. Посреди плота стояла небольшая, но довольно крепкая хижина с крышей из банановых листьев. Своему плоту путешественники дали имя «Кон-Тики» — по имени легендарного полинезийского героя.

Статья в тему:  Как расконсервировать лодочный мотор

28 апреля 1947 года из небольшого порта Кальяо на побережье Перу в Тихий океан отправился необыкновенный кортеж. Буксир ВМС Перу «Гуардиан Рио» тащил плот Хейердала. Примерно в 50 милях от берега, достигнув течения Гумбольдта, экипаж буксира попрощался с путешественниками, и для них начался длинный и опасный путь к Полинезии.

«Кон-Тики» в открытом море

На борту судна было всего шесть человек: Хейердал, радисты Кнут Хаугланд и Турстейн Робю, кок Бенгт Даниэльссон (единственный из экипажа говорил по-испански), техник, инженер и метеоролог Герман Ватцингер, штурман и художник Эрик Хессельберг. Седьмым членом экипажа был южноафриканский попугай Лолита, который стал талисманом команды, однако во время бури упорхнул с судна.

Уже первые дни плавания показали, что плот устойчив и благодаря океанскому течению и ветрам медленно, но верно движется в нужном направлении. На судне был наведён относительный порядок, всё имущество, приборы и съестные припасы надёжно закрепили. Сразу же распределили обязанности и расписали вахты.

«Бенгта скорее всего можно было найти в дверях каюты, где он лежал на животе, углубившись в один из семидесяти трёх томов своей библиотеки. А вообще мы назначили его стюардом, это он отмерял нам дневной паек. Герман в любое время суток мог оказаться где угодно — то с метеорологическими приборами на мачте, то с подводными очками под плотом, где он проверял шверт, то за кормой, в надувной лодке, где он занимался воздушными шарами и какими-то непонятными приборами. Он был у нас начальником технической части и отвечал за метеорологические и гидрографические наблюдения. Кнют и Торстейн без конца возились со своими отсыревшими сухими батареями, паяльниками и схемами. Каждую ночь они поочерёдно дежурили и посылали в эфир наши рапорты и метеосводки. Эрик чаще всего латал парус, или сращивал канаты, или вырезал деревянные скульптуры, или рисовал бородатых людей и удивительных рыб. Точно в полдень он вооружался секстантом и взбирался на ящик, чтобы поглядеть на солнце и высчитать, сколько мы прошли за сутки. Сам я прилежно заполнял судовой журнал, составлял рапорты, собирал пробы планктона и рыб, снимал кинофильм», — пишет Хейердал в своей книге о повседневной жизни на плоту и обязанностях каждого члена экипажа.

Статья в тему:  Как сделать снасть для ловли леща с лодки

На плоту все по два часа несли вахту, причём, ночью дежурный обязательно привязывался канатом. Вопросы, связанные с текущей деятельностью, решали на общих собраниях.

Готовили по очереди, а основной пищей служила свежая рыба. Два члена экипажа решили поучаствовать в эксперименте: отказались от рыбы и стали употреблять сухие пайки, которые были сделаны для американских военнослужащих и ещё не были опробованы ранее. Перед выходом в плавание коробки с пайками залили тонким слоем асфальта, чтобы предотвратить попадание в них морской воды. Их запаса должно было хватить на четыре месяца. Питьевую воду обычно смешивали с морской, а запасы пресной воды пополнялись во время тропических дождей. Кроме того, на плоту были запасы фруктов и кокосов, а также очень много рыболовных снастей.

Одним из самых популярных занятий во время плавания была рыбная ловля. Иногда рыба сама запрыгивала на плот. Каждое утро Хейердал и его спутники находили на палубе десятки летучих рыб, которые тут же отправлялись на сковородку (на плоту был небольшой примус, который находился в деревянном ящике). Океан кишел тунцами, скумбриями и рыбами-бонито. Однако встречались и опасные представители морской фауны: членам экипажа приходилось даже использовать копье, чтобы уберечь судно от стаи китовых акул.

Путешественники могли рассчитывать только на собственные силы — маршрут проходил в стороне от морских путей. Единственная значительная опасность произошла в середине пути: плот пережил две больших бури, одна из которых не прекращалась в течение пяти дней. Во время шторма экипаж потерял рулевое весло, а парус и палуба получили серьёзные повреждения. Когда ветер утих, команде удалось восстановить поломку, покрепче связать бревна, которые сильно разошлись, и благополучно продолжить путь.

Статья в тему:  Какая лодка лучше идет по волнам кайман или пингвин

Земля!

Первый раз экипаж увидел землю 30 июля, это был остров Пука-Пука. 7 августа 1947 года плот подошёл к атоллу Рароиа, входящему в островной архипелаг Туамоту. Чтобы добраться до земли, команде нужно было преодолеть коралловый риф. Путешественники решили «оседлать» его во время прилива. Они пережили несколько ужасных часов под ударами мощных волн, после чего сумели-таки перебраться через риф и вброд добраться до песчаного берега.

В океане команда Хейердала провела 101 день, преодолев 8 тыс. км и доказав, что на бальсовых плотах подобные плавания могли совершаться и в древности. Это делало вполне вероятной и относительно безопасной миграцию людей из Латинской Америки на острова Полинезии.

Хейердал написал по итогам плавания книгу «Путешествие на Кон-Тики», которая стала мировым бестселлером. Также путешествие снималось на киноплёнку и было потом представлено в формате документального фильма. В 1952 году лента была удостоена «Оскара».

Возвращение домой

Из порта Папеэте на Таити, где путешественники дожидались оказии для возвращения на родину, их вместе с плотом забрало норвежское судно. Теперь легендарный плот находится в Осло, где создан музей Кон-Тики. В нем выставлены также и другие предметы из всемирно известных экспедиций Тура Хейердала, в том числе папирусная лодка «Ра-II».

Позднее Хейердал совершал похожие переходы на лодках «Ра», «Ра-II» и «Тигрис». Также он проводил археологические раскопки на Галапагосских островах, на острове Пасхи и в Тукуме.

  • Kon-Tiki // Britannica.
  • Т. Хейердал «Путешествие на “Кон-Тики”».
  • Квам Р. Тур Хейердал. Биография. Книга 1. Человек и океан. М., 2008.
  • The Kon-Tiki Museum, official website.
Статья в тему:  Как сделать снасть для ловли леща с лодки

Тур Хейердал

Норвежский археолог и писатель Тур Хейердал золотыми буквами вписал свое имя в историю человечества. Этот неугомонный путешественник и исследователь совершал масштабные переправы через океан на ветхом плоте и сооружал суда по проектам, составленным задолго до нашей эры.

Он смог наглядно доказать: далекие предки сегодняшнего человека не были примитивными существами. Они были замечательными проекторами и конструкторами, путешествовали и пересекали моря, океаны, континенты, благодаря чему взаимодействовали между собой.

Юный исследователь-зоолог

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в небольшом норвежском городке Ларвик. Его родители были достаточно зажиточными и уважаемыми людьми в городе – отец владел пивоварней, а мать была сотрудником антропологического музея. И хоть в семье было семеро детей, каждому из них доставалось достаточно внимания родителей и их заботы. Так, мать Тура занималась его образованием, и уже в юном детском возрасте парень был знаком с антропологической теорией Дарвина, а отец организовывал поездки в Европу.

Среди многочисленных детских увлечений Тура была любовь к природе. Будучи ребенком, он даже пытался организовать собственный музей на дому. Достоверно неизвестно, из каких экспонатов состояла его экспозиция, но ее «изюминкой» было чучело гадюки, которое с гордостью демонстрировалось частым гостям в доме Хейердалов в рамках небольшой экскурсии.

Исследование флоры и фауны нашей планеты чуть не закончилось для Тура фатально – однажды он чуть не утонул в речке, а, спасшись, на все детство приобрел страх воды. Юный Хейердал даже представить не мог, что в историю человечества он войдет благодаря своим плаваньям в открытом океане на плоту!

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор салют

Когда в 1933 году 19-летний Тур поступил в университет Осло, для того чтобы постигать знания из области географии и зоологии, будущий ученый встретился с выдающимся путешественником Бьерном Крепелином. Эта встреча сыграла важную роль в жизни Хейердала: Бьерн познакомил юного студента со своей коллекцией предметов с острова Таити и многочисленными книгами об истории народов Полинезии. Тур был поражен полученными знаниями, в нем зародилось желание еще глубже постичь культуру малоизвестных народов. Это предопределило его будущее.

Райский остров Фату-Хива

После завершения обучения в жизни Тура Хейердала происходит два невероятно важных события: молодой ученый наконец-то женился на любимой женщине Лив Кушерон-Торп, в которую был влюблен с начала обучения, а также он оставляет родные края для важного научного исследования и едет на острова Полинезии. Жена отправилась с Хейердалом, и эта командировка стала настоящим свадебным путешествием для влюбленной парочки.

Целью Тура было исследование причин возникновения некоторых видов животных на удаленных островах Полинезии. Для этого научный деятель вместе со своей супругой пересек Атлантический океан, Панамский канал и отправился на Таити. Здесь супруги провели месяц, живя в хижине местного вождя, который познакомил прибывших с бытом и культурой племени. Увлеченные дикой нетронутой природой и необычной культурой, которую стремились изучить, чета Хейердалов отправилась на изолированный остров Фату-Хива.

Жизнь, лишенная благ современности, не отягощенная шумом города, очень пришлась по душе Туру и Лив. Молодожены жили подобно Адаму и Еве в полной гармонии с природой, радуясь ее дарам и не вспоминая о том, что где-то существует другая жизнь – все вокруг казалось полноценным и естественным. На протяжении целого года Хейердал с супругой жили на райском острове, но вскоре размеренной и тихой жизни пришел конец: Тур заболел и ему требовалась помощь квалифицированного врача, а Лив была беременна. После незабываемого отдыха Хейердалы вернулись в цивилизацию.

Статья в тему:  Какая лодка лучше идет по волнам кайман или пингвин

Война, вторгшаяся в планы ученого

Вернувшись в Норвегию, Тур стал отцом и издал книгу о своем путешествии под названием «В поисках рая». Год, проведенный на островах Полинезии, в корне изменил взгляды ученного на науку в целом. Его желание изучать животных было вытеснено желанием изучать людей и их историю: в голове у Тура сформировался ряд теорий, и он желал подтвердить их научными фактами.

Так, исследователь предположил, что древние инки каким-то образом переплыли океан и заселили острова Полинезии. Чтобы обосновать эту гипотезу, Хейердал отправился в Канаду, но никаких фактов, доказывающих его предположение, найти не удалось.

Планы антрополога нарушила Вторая мировая война, во время которой Тур не собирался отсиживаться – как настоящий мужчина и патриот он отправился на фронт. За непростые военные годы Хейердал успел попутешествовать, поучаствовать в битвах и получить звание лейтенанта. А по окончании войны у исследователя появился детальный план научного эксперимента, который доказал бы правоту его теории.

Путешествие на «Кон-Тики»

Тур Хейердал решает соорудить плот по рисункам древних инков и на нем пересечь океан. Научное сообщество смеялось ученому в лицо, доказывая невозможность затеи, но отчаянный антрополог был полностью уверен в успехе эксперимента. Тур, вместе с другими пятью путешественниками и ученными, прибыл в Перу, где по старым схемам, рисункам и на основе многих легенд и рассказов отважные исследователи сооружают плот из бальсового дерева.

Статья в тему:  Сколько весит лодочный мотор ямаха 100

Названный в честь бога солнца плот «Кон-Тики» перетерпел все превратности длительного путешествия в 8000 км причалил к острову Туамоту, преодолев Тихий океан. 101 день путешествия был полон открытий и невероятных приключений, а сплоченный коллектив ученных доказал, что человек может не только выжить в условиях полного дискомфорта, но и найти взаимопонимание и дружбу.

Вернувшись домой Тур Хейердал пишет книгу «Кон-Тики», которая имела невероятный успех во всем мире, а документальный фильм, который ученый снимал во время плаванья, в 1952 году получил премию «Оскар». Но главным достижением экспедиции были не признание и слава, а доказательство возможности трансатлантических переправ древних инков.

Провал «Ра» и триумф «Ра II»

На этом исследования Хейердала не закончились. Антрополог решается на аналогичное путешествие для того, чтобы установить, могли ли жители Древнего Египта путешествовать через океан на своих судах. Для этого ученый с командой единомышленников сооружает судно из папируса под названием “Ра”, но лодка не оправдала доверия своего создателя и посреди путешествия разломилась на две части.

Тур Хейердал не отчаялся такому провалу и, учтя конструкторские ошибки, соорудил лодку «Ра II», которая с успехом переплыла Атлантический океан и причалила к берегу Барбадоса. Впечатления от путешествия и свои открытия исследователь описал в книге «Экспедиция на “Ра”». Исследователи проделали огромную работу и кроме оправдания теории Хейердала, собрали образцы загрязнений в океане, после чего предоставили их ООН, а также доказали, что даже люди разной национальности, убеждений и религиозных взглядов могут мирно существовать на небольшом клочке суши, если их объединяет общая цель.

Статья в тему:  Как правильно обкатывать лодочный мотор

До самой глубокой старости великий исследователь Тур Хейердал не оставлял научной деятельности и сделал множество открытий, но всеобщую известность ему принесли именно его плаванья. Целеустремленный и увлеченный, он не знал покоя ни в исследовательской деятельности, ни в личной жизни: он имел пятерых детей и трижды был женат. Сделав колоссальный вклад в развитие научной мысли и войдя в историю как самый выдающийся норвежец ХХ века, Тур Хейердал умер в окружении родных ему людей, в возрасте 87 лет, от тяжелого заболевания – опухоли головного мозга.

Тур Хейердал. Биография, путешествия на плоту Кон-Тики и лодке Ра

Тур Хейердал – всемирно известный норвежский этнолог и путешественник. Его имя пишется на норвежском как «Thor», то есть Тор – имя одного из главных богов скандинавской мифологии.

В своей жизни он совершил немало путешествий, в основном на самодельных лодках, для доказательства своих теорий относительно контактов древних цивилизаций между собой. Несмотря на то, что все походы закончились успешно, не все в научном сообществе принимают их как доказательства утверждаемых теорий.

Биография Тура Хейердала запечатлена в нескольких фильмах и книгах. Он родился в 1914 году, в достаточно обеспеченной семье, жившей в деревне Ларвик в Норвегии. Его отец владел пивоварней, а мать была председателем городского музея. Уже в семь лет мальчик стал составлять коллекцию для собственного музея: она включала ракушки, бабочек, леммингов и ёжиков и размещалась во флигеле на территории пивоварни.

Статья в тему:  Как привезти лодочный мотор из европы

Его родители увлекались естествознанием и любили совершать пешие походы, в которые брали маленького Тура. В 1933 он поступил в Университет Осло на факультет зоологии и географии. Находясь в Осло, он проводил много времени в библиотеке друга семьи Хейердалов, в которой имелось много книг о Полинезии.

Со своей подружкой Лив Торп он решил оставить университет и поплыть в южные моря. Отец согласился спонсировать первое путешествие сына. Молодые люди обручились в канун Рождества 1036 году и на следующий день отправились на Маркизские острова. Там Тур обнаружил подтверждение тому, что перуанские аборигены посещали эти острова: местные жители рассказали ему легенду о Кон-Тики, короле белого солнца, который приплыл в их страну по морю.

В 1938 году Хейердалам приходится возвратиться в Норвегию из-за неудовлетворительного состояния здоровья. Они все также тяготели к отрыву от цивилизации и поселились в небольшом домике в диких лесах возле Леллехаммера. В это время Тур написал первую книгу о путешествии на остров Фату Хива (самый южный из Маркизских островов, на котором они прожили год) – «В поисках рая». В то время у него родились два сына – Тор и Бьорн (кстати, отца Тура также звали Тур).

После Второй мировой войны Хейердал решил практическим путем обосновать свою теорию касательно посещения жителями Южной Америки островов Полинезии, так как ученые не хотели воспринимать его утверждения. В 1947 году он собрал вокруг себя группу единомышленников и выехал в Перу. Там они построили плот из 9 брёвен из бальсового дерева и назвали его Кон-Тики. Впоследствии этот плот и стал знаменитым Кон-Тики Тура Хейердала.

Статья в тему:  Как расконсервировать лодочный мотор

С помощью течения Гумбольдта за 101 день отважным мореплавателям удалось, преодолев 4300 миль в Тихом океане, пристать к рифам атолла Рароиа. Путешествие на Кон-Тики Тура Хейердала и еще пяти сорвиголов подробно описано в его книге «Экспедиция Кон-Тики». Книга переведена на десятки языков, а ее продажи достигли 20 миллионов экземпляров.

Кроме того, фильм, снятый Туром во время путешествия, получил премию «Оскар» в 1951 году. Как отзывался о нем автор: «Тот фильм завоевал «Оскар», потому что был настолько плохо снят, что о подделке не могло идти и речи. Я снимал его на неправильной скорости».

Однако, несмотря на восторженность обывателей, научный мир воспринял инициативу норвежца с презрением. Кроме того, его брак дал трещину и вскоре распался. В 1949 Хейердал женился снова и прожил со второй женой 10 лет, но в итоге тоже развелся. Однако биография Тура Хейердала как путешественника на этом не заканичвается – в 1969 году он предпринял новую опасную экспедицию, целью которой было доказательство возможности пересечения Атлантического океана африканскими народами.

Он и еще шесть его последователей построили лодку из папируса, названную «Ра». Первое путешествие Тура Хейердала на лодке «Ра» сквозь всю атлантику не удалось: лодка затонула, не дойдя 600 миль до острова Барбадос. На следующий год неунывающий Тур снова вышел в море на папирусной лодке и на сей раз достиг цели: он проплыл из Марокко до Барбадоса за 57 дней. Экспедиция нашла полное описание в книге «Экспедиции на Ра». К слову, врачом в этой экспедиции был россиянин Юрий Сенкевич.

Статья в тему:  Как разобрать клапан на лодке

Эти путешествия сделали Тура ярым экологом, борцом за чистоту океана. Свои идеи он изложил в книге «И стала земля зелёной на седьмой день». На этом дерзкие путешествия норвежца не закончились. В 1977 году, в возрасте 62 лет он отправился в Ирак. Очередная лодка Тура Хейердала была, как водится, из природного материала – тростника – и называлась «Тигрис».

Она спустилась по реке Тигр, выплыла в Персидский залив и направилась через Индийский океан к Пакистану, затем – в Красное море. Путешествие Тура Хейердала была должно было доказать возможную связь между Месопотамией и Индской цивилизацией. К сожалению, этой экспедиции не суждено было дойти до конца. Из-за напряженной обстановки путешественник в знак протеста сжёг свою лодку.

В 1982-м – Хейердал побывал на Мальдивских островах, где исследовал статуи, похожие на знаменитые фигуры острова Пасхи. В 1988-м – вернулся в Перу изучать пирамиды периода до прихода инков. В 1991-м – отправился на Тенерифе для изучения пирамид Гуимар. В этом же году в возрасте 77 лет неутомимый путешественник женился в третий раз.

Тур Хейердал умер в 2002 году, причиной стала опухоль мозга. Он признан самым известным норвежцем двадцатого века

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: