0 просмотров

Лодка сколько лет

Содержание

ЛОДКИ

ЛОДКИ — лодки в тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ре.

Воз­ник­но­ве­ние Лодки от­но­сит­ся к ме­зо­ли­ту. Древ­ней­шие Лодки-долб­лён­ки (од­но­де­рев­ки) най­де­ны на ме­зо­ли­тических по­се­ле­ни­ях Перт (Шот­лан­дия), Пес­се и Хар­дин­гс­велд (Гол­лан­дия). Наи­бо­лее раз­ви­то бы­ло из­го­тов­ле­ние долб­лёных Лодки из кед­ра, вме­ща­вших до 100 человек, у ин­дей­цев Се­ве­ро-За­па­да США.

Статья в тему:  Сколько стоит yamaha 3

Из кар­кас­ных Лодок про­стей­шие — плос­ко­дон­ные Лодки круг­лой или оваль­ной фор­мы из цель­ной шку­ры, на­тя­ну­той на ре­шёт­ча­тый кар­кас («би­зо­нья Лодка» у североамериканских ин­дей­цев, ко­ракл у уэльс­цев и т. п.). Бо­лее со­вер­шен­ное уст­рой­ст­во име­ет ирландская и шотландская кар­ра­га — бес­ки­ле­вая Лодка с гну­ты­ми шпан­го­ута­ми и бор­то­вым за­вер­ше­ни­ем. На­ро­ды Бе­рин­го­мо­рья со­ору­жа­ют ки­ле­вые од­но­мест­ные (ка­як) и мно­го­ме­ст­ные (бай­да­ра) кар­кас­ные Лодки из шкур. Кар­кас­ные Лодки, об­тя­ну­тые дре­вес­ной ко­рой, главным образом бе­ре­стой (бе­ре­стян­ки), наи­бо­лее ха­рак­тер­ны для охот­ни­ков си­бир­ской и североамериканской тай­ги; встре­ча­ют­ся так­же у южноамериканских ин­дей­цев и др.

В Егип­те, Пе­ред­ней Азии, Ин­дии, на Но­вой Зе­лан­дии, у ин­дей­цев Ка­ли­фор­нии и других рас­про­стра­не­ны тро­ст­ни­ко­вые Лодки; наи­бо­лее раз­ви­то их стро­и­тель­ст­во у ай­ма­ра на озере Ти­ти­ка­ка. Из­вест­ны так­же пле­тё­ные Лодки, например Лодки, из­го­тов­лен­ные тех­ни­кой спи­раль­но­го пле­те­ния и об­ма­зан­ные для во­до­не­про­ни­цае­мо­сти би­ту­мом в Пе­ред­ней Азии.

К кон­ст­рук­ции бре­вен­ча­то­го пло­та вос­хо­дит спо­соб со­еди­не­ния для ус­той­чи­во­сти по­пар­но долб­лё­ных, кар­кас­ных или тро­ст­ни­ко­вых Лодок, об­ра­зую­щих про­об­раз ка­та­ма­ра­на. Ино­гда с этой же це­лью к кор­пу­су Лодки при­сое­ди­ня­ет­ся один или два аут­ри­ге­ра («по­плав­ка», или «ба­лан­си­ра»). Наи­бо­лее раз­ви­то стро­и­тель­ст­во Лодок с аут­ри­ге­ром (проа — от ма­лайско­го «па­рау», «пе­рау», лод­ка; ма­лай­ское и ин­до­незийское — бан­гка, по­ли­не­зий­ское — ва­ка) на ост­ро­вах Юго-Восточной Азии и Океа­нии.

Усо­вер­шен­ст­во­ва­ние кон­ст­рук­ции Лодки при­ве­ло к по­яв­ле­нию со­став­ных де­ревянных Лодок. Их при­ми­тив­ные ва­ри­ан­ты — долб­лён­ка с на­ра­щен­ны­ми бор­та­ми из до­сок (на­сад) или плос­ко­дон­ные Лодки из 3 до­сок (од­на из ко­то­рых об­ра­зу­ет дно и две — бор­та) ти­па китайского сам­па­на. В даль­ней­шем воз­ни­ка­ют Лодки из со­еди­нён­ных вна­хлёст про­доль­ных до­сок (древ­ней­шие — по­гре­баль­ные Лодки египетских фа­рао­нов IV ди­на­стии середины III-го тысячелетия до н. э.). За­вер­ша­ет­ся это раз­ви­тие соз­да­ни­ем Лодок с де­ревянным на­бо­ром кор­пу­са суд­на (по-ви­ди­мо­му, у фи­ни­кий­цев в конца II-го — начала I-го тысячелетия до н. э.), по­ло­жив­шим на­ча­ло морскому су­до­строе­нию (см. в статье Суд­но).

Статья в тему:  Сколько стоит забронировать дно лодки пвх в красноярске

Про­стей­ший спо­соб управ­ле­ния Лодки — от­тал­ки­ва­ние от дна длин­ным шес­том. В вё­сель­ных Лодках раз­ли­ча­ют­ся бо­лее при­ми­тив­ный спо­соб без­опор­ной греб­ли, ко­гда гре­бец си­дит или сто­ит на ко­ле­нях ли­цом по на­прав­ле­нию дви­же­ния, и бо­лее со­вер­шен­ный — опор­ной греб­ли с по­мо­щью вра­щаю­ще­го­ся в ук­лю­чи­не вес­ла, стоя или си­дя ли­цом про­тив дви­же­ния. Си­бир­ские на­ро­ды впря­га­ют в Лодки со­бак, бе­гу­щих по бе­ре­гу. Про­об­ра­зом па­ру­са мог­ла быть на­тя­ну­тая шку­ра. У многих на­ро­дов рас­про­стра­не­ны пле­тё­ные па­ру­са, бай­да­ры снаб­жа­лись па­ру­сом из ров­ду­ги. Впо­след­ст­вии рас­про­стра­ни­лись па­ру­са из тка­ни, по­зво­ляю­щие ре­гу­ли­ро­вать си­лу вет­ра.

У при­мор­ских на­ро­дов Лодки бы­ла важ­ней­шим эле­мен­том хо­зяй­ст­ва и не­ред­ко — ос­но­вой для объ­е­ди­не­ния со­ци­аль­ных групп (например, бай­дар­ные ар­те­ли у на­родов Бе­рин­го­мо­рья). Как од­но из главных средств пе­ре­дви­же­ния, она иг­ра­ла ве­ду­щую роль в по­гре­баль­ном об­ря­де (по­гре­баль­ная Лодка в Древ­нем Егип­те, у древ­них скан­ди­на­вов и др.).

Иллюстрации:

1. Лод­ки на­ро­дов Си­би­ри и Даль­не­го Во­сто­ка (1-3 — дол­блё­ные, 4 — бе­ре­стя­ная кар­кас­ная): 1 — итель­ме­нов, ко­ря­ков;2 — народов За­пад­ной Си­бири; 3 — на­ро­дов Са­ха­лина; 4 — юж­ных яку­тов, эвен­ков.

2. Архив БРЭ. По­гре­баль­ная лод­ка еги­пет­ско­го фа­рао­на Хе­оп­са (IV ди­на­стия). III-е тыс. до н. э. Еги­пет­ский му­зей (Ка­ир).

3. Фото Andrea Balducci. Трост­ни­ко­вая лод­ка ай­ма­ра на озе­ре Ти­ти­ка­ка.

11 фактов, которые мало кто знает о жизни на подводных лодках

Книги и фильмы нередко романтизируют жизнь на подводных лодках. Служба на подлодке демонстрируется как увлекательное путешествие или как захватывающие дух спецоперации прямо под носом у врагов. Но большинство людей понятия не имеют, с чем сталкиваются подводники, и, думаем, будет интересно узнать факты о жизни на подводных лодках.

Статья в тему:  Нужно ли платить налог с лодки

1. Служба на подводной лодке — одна из самых сложных работ в мире

Если ты думаешь, что твой офис с опенспейсами — настоящий ад, то это даже близко не соответствует истине. Будучи на подлодке, тебе приходится неделями, а иногда и месяцами сидеть в закрытом пространстве в небольших помещениях, как правило, не более двух квадратных метров, без возможности выйти на поверхность. Прибавь сюда знание, что тебя со всех сторон окружает вода, и что над тобой десятки, а то и сотни метров не особо дружелюбного океана, и поймёшь, что это ничем не лучше добычи угля в шахте.

2. Освещение моделирует цикл дня и ночи

Так как подводники, по сути, находятся в огромной стальной бочке без окон, и неделями не видят белого света, у них, в замкнутых пространствах, начинается депрессия. Чтобы предотвратить это, на лодках монтируют цикличное освещение, которое моделирует смену дня и ночи. Причём для улучшения психического состояния моряков, применяют разноцветное освещение.

3. В подводной лодке очень шумно

В большинстве фильмов подводники буквально крадутся по отсекам, не издавая ни звука. Это действительно так, но только в случае учений или реальных боевых столкновений, когда любой шум может засечь эхолот противолодочных кораблей. В обычном режиме на лодке царит шум, который усиливается узкими вытянутыми помещениями. Да и можно понять подводников, не особо соблюдающих тишину, ведь в постоянном молчании они начали бы сходить с ума уже в первые недели дежурства.

Статья в тему:  Как проехать в музей подводная лодка

4. Единственной обоснованной причиной выхода экипажа на поверхность является опасность для жизни одного из подводников

Если думал, что жизнь подводников — это регулярное всплытие для пополнения провизии или для того, чтобы моряки могли развеяться, то ты ошибался. Единственная веская причина для всплытия на атомной подводной лодке — угроза жизни одному из членов экипажа. И угроза эта должна быть действительно серьёзной, так как на борту есть корабельный врач, который может справиться со многими проблемами, в том числе провести небольшую операцию.

Более того, на подводных лодках есть холодильные камеры, в которые, если произойдёт несчастный случай во время дежурства, отправят тело погибшего подводника до прибытия в порт.

5. Большая часть подводников не знает, где они, и не могут ни с кем связаться

Перед началом дежурства весь экипаж проходит инструктаж, где им описывается, по крайней мере, примерный маршрут. После отплытия из порта большинство рядовых подводников не в курсе, где они плывут, даже в какой части света они находятся. На борту нет ни телефонов, ни интернета, ни каких-либо других средств связи с землёй, так что, по сути, моряки пропадают с радаров на недели или даже месяцы.

6. Между членами экипажа постоянно случаются конфликты

Представь, что ты заперт в небольшом пространстве с десятками мужиков, которым некуда сублимировать свою энергию. Даже с учётом регулярных занятий, случаются конфликты, которые происходят из-за усталости, депрессии и давления, вызванного важностью выполняемой миссии. Просто вспомни, каким испытанием для многих людей стал карантин из-за коронавируса, когда выходить из дома можно было только за продуктами, и поймёшь, насколько сложно приходится подводникам.

Статья в тему:  Как самому сделать тент на надувную лодку

7. Есть ограничения в потреблении воды

Какие ограничения, ведь подлодка плавает, как ни странно, под водой, и проблем с обеспечением этой жидкостью не должно быть? Не забывай, что подлодка бороздит солёные водоёмы, и морская вода не подходит для употребления внутрь. Поэтому у моряков есть ограничения в потреблении жидкости, как правило, не более суточной нормы для человека. Во время боевых дежурств это количество может сокращаться до 1 литра в день. Что касается бытовых нужд, то на них идёт забортная вода, проходящая определённую очистку. Она менее солёная, чем за бортом, но всё же не пресная.

8. Рацион однообразный и состоит из долго хранящихся продуктов

Раньше с этим у подводников было ещё хуже, но, с появлением холодильников и атомных реакторов, питающих эти прожорливые устройства электричеством, стало чуть лучше. На борт даже загружают фрукты и овощи, но большую часть рациона составляют консервированные продукты. Так как в режиме дежурства подъём на поверхность запрещён, судовому повару приходится готовить ограниченное количество блюд, которые не отличаются разнообразием.

9. В подводных лодках есть места для развлечения

Не думай, что подлодка — это огромная казарма, где с пробуждения и до сна моряки постоянно заняты работой. Нет, у них есть развлечения, причём разнообразные. Так, например, на некоторых лодках оборудуются даже спортивные залы, где можно выпустить пар, побив грушу или покачав железо. Также у них есть кают-компании, где моряки играют в настольные игры и просто общаются.

Статья в тему:  Какое масло заливают в редуктор лодочного мотора

10. На подлодках дают вино

Выше мы сказали, что рацион подводников однообразен, но он всё равно лучше, чем у моряков на кораблях. Кроме того, каждый день вместе с едой моряки получают небольшое количество красного сухого вина, которое, как считается, улучшает пищеварение, а также увеличивает производство красных кровяных телец, что позволяет немного уменьшить влияние недостаточного уровня кислорода на борту.

11. Морякам приходится жить бок о бок с ядерным оружием

Мало кто понимает, что опасность на атомных стратегических подводных лодках представляют не столько реакторы, сколько запас ядерных ракет на борту. Так, например, на новых подлодках проекта 955 «Борей» на борту располагается 16 ракет с ядерным зарядом, которые теоретически способны стереть с лица земли несколько крупных городов. Каждый подводник осознаёт этот факт и то, что его корабль может стать тем оружием, чей выстрел ознаменует начало Третьей мировой войны.

Самая большая подводная лодка и история создания субмарин

Красота спасет мир! Есть такое расхожее выражение. Вот только если вдуматься, то это не совсем так. Есть очень много безумно красивых военных самолетов, которые созданы для того, чтобы ее отнимать. Защищать тоже, но все равно высокой ценой. И если с самолетами еще более менее понятно, и они могут просто в воздушном бою отгонять или сопровождать цели потенциального противника, то подводная лодка куда более ультимативная штука. Ее задача в случае применения оружия исключительно разрушение. Когда-то они охотились на корабли, а сейчас могут стирать с лица земли чуть ли не целые государства, но они часто тоже очень красивые.

Статья в тему:  Как подключить пассивный сабвуфер к ресиверу yamaha

Подводная лодка — это шедевр инженерной мысли.

Когда появились подводные лодки

Первые подводные лодки появились еще в позапрошлом веке, но толку от них было не так много, и по сути они были нужны только для демонстрации технологий. Уже позже они стали настоящей боевой единицей. Сначала дизельные, потом атомные, но все равно очень опасные. Были даже случаи, когда они применялись не только в военных целях. Например, в первой половине прошлого века они применялись германской армией для того, чтобы топить мирные британские суда. Нельзя не отметить, что целью были именно суда, а не люди, которым давали покинуть корабль, но факт остается фактом.

В отличие от обычного надводного судна, подводная лодка имеет возможность преднамеренно изменять свою осадку вплоть до полного погружения под воду. Она может уходить на глубину за счёт заполнения забортной водой цистерн главного балласта. Всплытие производится за счет восстановления плавучести

Первым идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но позже он уничтожил свои чертежи, опасаясь ”подводной войны”. Тем не менее, уже в 1578 году англичанин Уильям Боурн описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур со шноркелем (вытяжная труба), воевавшую в Черном море.

Первые подводные лодки были примерно такими.

В России первые подводные лодки разрабатывались еще при Петре Великом, но их конструкции тоже были далеки от совершенства. А в первый раз в бою подводная лодка применялась в войне за независимость США (1775-1783 гг.) и называлась ”Черепаха”. Правда, она так и не смогла причинить вреда атакуемому судну. Она должна была закрепить мину на днище, но была обнаружена и пришлось взорвать ее просто так, чтобы скрыться.

Статья в тему:  Чем обработать резиновую лодку

Корабль викингов пролежал под землей 1 000 лет. Теперь его хотят достать.

Вплоть до 1944 года подводные лодки были в основном надводными кораблями. Из-за несовершенства конструкции они не могли надолго уходить под воду и использовали погружение только для того, чтобы пройти опасный участок или подготовить нападение. Уже позже они постепенно начали переходить на более долгое нахождение под водой, а сейчас это вообще не является проблемой, так как запас провизии на борту большой, системы жизнеобеспечения (кислород, переработка и так далее) хорошие, а запаса ядерного топлива хватает на месяцы автономного плавания.

Рискнули бы погрузиться под воду в такой «кастрюле»?

Ставка на атомный подводный флот

Технология атомной энергетики слишком заманчива, чтобы не использовать ее в военных целях. Я даже не говорю об атомной бомбе, принцип действия которой тоже основан на цепной реакции деления атомов и выделении энергии. Просто в случае с бомбой, в отличии от энергетической установки, деление атомов бесконтрольное.

Как работает АЭС? Опасны ли атомные станции?

В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.

В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.

Статья в тему:  Кто разработал проект подводной лодки

Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.

Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.

Как создавалась самая большая подводная лодка

Созданием лодки проекта 941 руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Он был неоднократно отмечен государственными наградами и бессменно на протяжении нескольких десятилетий руководил ленинградским ЦКБМТ ”Рубин”. Коллективу этого бюро и была поручена работа над царь-лодкой. Строительство осуществлялось на северодвинском предприятии ”Севмаш”.

Вот она гордость советского и российского атомного флота.

Второе название лодки — ”Акула” — появилось после того, как генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев именно под таким названием представил лодку делегатам съезда партии и остальному миру в 1981 году. В целом, можно сказать, что оба названия неплохо отражают суть такой лодки. Она как тайфун должна сносить все на своем пути и как акула являться самым опасным ”хищником” в океане.

Как устроена подводная лодка ”Тайфун”

Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.

Статья в тему:  Какой прибор используют в подводных лодках

«Акула» отдыхает в порту.

Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.

Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении.

ТТХ подводной лодки ”Тайфун”

По максимальной подводной скорости лодки разной конструкции отличались не очень сильно и все они были способны передвигаться со скоростью примерно 25 узлов (около 45 км/ч). Зато советский великан мог нести боевое дежурство на протяжении полугода и погружаться на глубину до 400 метров, имея в резерве дополнительные 100 метров.

В носовой части располагались горизонтальные складывающиеся рули, а привод осуществлялся за счет двух семилопастных винтов, каждый из которых оснащался 190-мегаваттным ядерным реактором и турбиной мощностью 50 000 лошадиных сил.

Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…

Экипаж этого монстра состоял из 160 человек, более трети из которых были офицерами. Условия размещения на борту были очень комфортными, если можно так говорить о подводной лодке. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Для матросов и старшин были предусмотрены маломестные кубрики, в которых были установлены умывальники и телевизоры.

Помимо этого, во все помещения подавался кондиционированный воздух, а в свободное от дежурства время экипаж мог посещать бассейн, спортзал, сауну и даже ”живой” уголок. Не боевая машина, а санаторий. Расскажите в нашем Telegram-чате, что думаете по этому поводу.

Статья в тему:  Сколько стоит забронировать дно лодки пвх в красноярске

Хотя, боевого потенциала лодке тоже хватает. В случае ядерного конфликта ”Тайфун” может одновременно разрядить по противнику ”обойму” из 20 ядерных ракет (Р-39), каждая из которых будет оснащена десятью 200-киллотонными разделяющимися боеголовками. Этого достаточно, чтобы на долгие годы сделать необитаемой территорию, равную по размеру восточному побережью США.

Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри.

А это еще не все. Кроме мощного вооружения, на борту есть более двадцати обычных и реактивных торпед, а еще ПЗРК ”Игла”. Для того, чтобы ”заряжать” лодку, специально был создан корабль ”Александр Бракин”, рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).

На данный момент в строю три атомные подводные лодки ”Тайфун”. Две из них в резерве, а одна используется для испытаний ракетного комплекса ”Булава”. Всего же с 1976 по 1989 со стапелей завода ”Севмаш” было спущено шесть лодок этого типа.

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

Внутри российского модуля МКС «Заря» обнаружены новые трещины. На станцию уже доставлено оборудование для изучения уровня их опасности. Считается, что после 2025 года станция станет опасной для использования.

Далеко не все вообще слышали такое достаточно редкое словосочетание, как ”кимберлитовая трубка”. Даже те, кто скажет, что эти слова им знакомы, все равно не …

Вопрос создания вакцины от коронавируса появился почти сразу же после того, как COVID-19 вышел за пределы Китая, и миллионы человек осознали реальную угрозу,…

Статья в тему:  Какое масло заливают в редуктор лодочного мотора

Лодка

Ло́дка — небольшое судно. В Военно-морском словаре [1] лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные лодки, однако небольшие спортивные парусные суда принято называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, моторными лодками называют суда с подвесным мотором [2] . Небольшие суда со встроенным мотором чаще называют катером.

Основным материалом для производства лодок служат легкие сплавы, древесина, композиционные материалы и полимеры. Лодки, изготавливаемые из композитных материалов, обычно называют пластиковыми. Особый тип лодок — надувные лодки. Лодки РИБ (RIB — rigid inflatable boat) — надувные лодки с жестким дном и надувными бортами, обеспечивающими непотопляемость.

В настоящее время лодки используются для отдыха, рыболовства, высадки людей и перевозки грузов с судна на берег там, где нет причалов, передвижения по населённым пунктам во время наводнений и как спасательное средство (шлюпки).

Гидросамолеты с водоизмещающим фюзеляжем называют летающими лодками.

Кроме того, термин «лодка» традиционно используется по отношению к некоторым типам кораблей, размеры которых уже давно не соответствуют определению лодки (подводная лодка, канонерская лодка).

Гребные лодки грузоподъемностью более 225 кг относятся к маломерным судам и подлежат обязательной регистрации.

Статья в тему:  Кто разработал проект подводной лодки

Происхождение и эволюция лодки

Появление и эволюция лодки у первобытных народов шло несколькими путями. Первую идею о лодке мог дать плывущий по реке древесный ствол. Такими стволами пользуются иногда и животные для передвижения по воде. Человек приспособил дерево для лучшего им пользования, заострив один или оба его конца и выдолбив его внутри, то есть сделав из него челнок. Такие долблёнки, «однодеревки», челны, душегубки были в употреблении у многих народов: остатки их находили на местах древних свайных построек в швейцарских озёрах, в торфяных болотах т. д. Их и теперь ещё можно встретить на некоторых сибирских реках и озёрах, во многих частях Азии и Африки. Обыкновенно небольшие, годные для 1-3 человек, они могут иногда иметь значительную величину, что предполагает стволы громадной высоты и толщины. Подобные лодки встречаются в Полинезии, в Африке; ими пользовались древние руссы, ходившие в них даже морем на Царьград. Выдалбливание стволов (половинок их) производится обыкновенно посредством выжигания, причем края мочатся водой. Чтобы края не сходились, их распирают палками или дощечками. Так называемое каноэ (кану) разных первобытнообщинных племён большею частью относятся к этому типу.

Усовершенствование челна состояло в набивке на края его с каждой стороны по 1-2 досок или планок при помощи растительных волокон или деревянных шпиньков, причем щели затыкались мхом, замазывались смолой и т. д.; основа лодки превратилась в киль. Такие лодки распространены у малайских народов (prahau), а в усовершенствованных формах встречаются всюду. Сюда же могут быть отнесены лодки из пучков фашин, папируса, камыша, бывшие в употреблении у древних египтян, «джонки» на Ганге и им подобные.

Статья в тему:  Как проехать в музей подводная лодка

Особый вид представляют лодки из древесной коры; простейшие формы их встречаются у коренных австралийцев, которые вырезают с громадного ствола продолговатый кусок коры и придают ему с помощью древесных волокон и перекладин форму челнока. Подобные лодки в употреблении у пешересов (на берегах Огненной земли), местами в Северной Америке и т. д.

Специальный способ держаться на воде дают кожаные надутые мешки; ими пользовались, например, американские индейцы при переправах через реки. У морских берегов с сильным прибоем, например у берегов Перу, также в употреблении плоты на кожаных мешках; ими пользовались древние ассирийцы и египтяне для сплава товаров вниз по Тигру и Нилу. Местами основу мешков составляют корзинки, сплетенные из ивовых ветвей; такими мешками, по словам Юлия Цезаря, пользовались древние бритты. Усовершенствованным видом такого способа передвижения являются алеутские байдарки и эскимосские каяки, имеющие форму лодки и состоящие из деревянной основы, обтянутой кожей; оставляется только небольшое круглое отверстие, чтобы сесть человеку. Такие лодки очень легки (их может свободно нести человек на себе), быстроходны, но неустойчивы.

Особые типы представляют сложные лодки и плоты, составленные из нескольких соединенных вместе стволов, например новогвинейские катамараны, двойные каноэ или лодки с так называемым балансиром. Последние распространены в Полинезии и Меланезии и дают возможность с большою безопасностью плавать по морю. Принцип балансира заключается в том, что параллельно лодке с помощью двух поперечных перекладин на расстоянии 2-4 метров от неё укрепляется бревно, которое приходится на поверхности воды. Это бревно препятствует лодке опрокинуться, не допуская её наклониться на бок. Иногда балансиры устраиваются с обеих сторон, иногда бревно заменяется другой лодкой (двойное каноэ), иногда с одной стороны делается балансир, а с другой на ряде поперечных перекладин устраивается платформа, позволяющая помещаться большему числу людей.

Статья в тему:  Какой прибор используют в подводных лодках

Руль был уже позднейшим приспособлением, образовавшимся из весла, а весло в основе своей сводится к шесту, палке, копью, палице. Многие формы весел, употребляемых в Полинезии, Меланезии и т. д., по своей узкой, заостренной форме или короткой, расширенной почти не могут быть отличены от некоторых форм копий и палиц.

Простейшим парусом был кусок какой-нибудь ткани или рогожка, которой рано стали придавать более правильную, трёх или четырёхугольную форму и помещать на палке с перекладиной (первообраз мачты и реи). Местами, впрочем, — например, в Америке, — первобытному населению парус оставался неизвестным до прибытия европейцев.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector