Лодка немо как называется
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Жюль Верн – это имя известно всем любителям научной фантастики и приключений. Главный герой произведений этого замечательного писателя – капитан Немо – ученый-океанолог и изобретатель, который построил подводную лодку «Наутилус». Во времена Жюля Верна такое судно казалось невероятной и фантастической писательской выдумкой. Интересно, легендарный капитан Немо был только плодом фантазии писателя или у него были прототипы среди реальных людей? Для ответа на этот вопрос исследуем факты о некоторых интересных людях.
Приемный сын индийского раджи
Литературный дар Жюля Верна нашел свое воплощение в его многочисленных романах, так полюбившихся читателям. Но при создании своих произведений писатель использовал не только свою фантазию, но опирался еще и на достоверные факты о научных открытиях, изобретениях, сделанных выдающимися людьми, среди которых были ученые, путешественники, политические и военные деятели. У писателя даже была специальная картотека, которую он собирал многие годы.
В этой картотеке есть интересная информация об Нана Сахибе, приемном сыне индийского раджи. Он в 1857 году возглавил восстание солдат, несущих службу в английской администрации — сипаев. Эти солдаты были из местного населения, но впроцессе службы приобрели опыт военного дела, имели оружие, и восстали против английского ига над индийским народом.
Восстание, которое возглавив Нана Сахиб, охватило большую территорию центральной Индии. Повстанцы заняли город Канпур. Два года велась борьба против английской тирании, но выступления повстанческих отрядов были плохо организованными и разрозненными, не хватало стратегической подготовки и синхронности. Это привело к тому, что восстание в конце концов было подавлено. Нана Сахиб был вынужден скрываться в труднопроходимых джунглях страны и руководить местными партизанскими отрядами. Сведений о дальнейшей судьбе предводителя сипаев в картотеке Жюля Верна нет…
Сын «господина «Ы»
Картотека писателя содержит карточку с интригующей надписью «Белый Раджа, сын англичанина господина N. Один из создателей «Монитора». Исследователям удалось расшифровать загадочную запись. Упоминаемый в этой карточке «господин Ы» оказался военным топографом из Англии. За годы своей службы он объездил половину индийских земель, и даже связал свою судьбу с приемной дочерью раджи княжества Бунделькханд. В семье родилось двое детей – мальчик и девочка. Своего сына топограф отправил учиться в Англию. Получив инженерное образование, юноша вернулся на свою родину. На то время его отец уже подал в отставку, так как знал, что назревают народные восстания, а выступать против индийского народа он не хотел.
Не желая участвовать в народных волнениях, «Господин «Ы» решил уехать с семьей на свою родину, в Англию. Но семья воспротивилась переезду и он уехал один. Когда в Индии разразилось восстание сипаев, сын отставного военного топографа принял непосредственное участие в волнениях в одном из районов страны. Его знали под псевдонимом Белый Раджа. Поняв, что народное восстание будет подавлено, молодой человек вернулся в родной город Бунделькханд, забрал жену и мать, и они все-таки уехали в Англию.
Но английские власти взялись за розыск Белого Раджи. Пытаясь спастись от ареста, он уехал в Америку, где в то время разразилась Гражданская война. Молодой человек в этой борьбе стал на сторону северян.
Жители юга Соединенных Штатов в то время вели работы по строительству военного корабля «Мерримак», который имел парой двигатель и бронированный корпус из стали. Куда уж было бороться с таким «монстром» деревянным парусникам северян?
Проанализировав ситуацию, Белый Раджа решил обратиться за помощью к шведскому кораблестроителю Д. Эриксону. Он предложил ученому на свои средства построить корабль, объединяющий в себе броненосец и подводную лодку. По проекту Белого Раджи на палубе этого судна должны были быть только труба и две орудийные башни.
Рассмотрев это предложение, Эриксон внес в проект необходимые изменения, и подал его на рассмотрение Президенту США Линкольну. Проект был одобрен. Началось незамедлительное строительство судна.
Тем временем броненосец южан делал свое черное дело. Им уже было потоплено три парусных судна северян. Но строительство нового корабля, спроектированного Белым Раджой, подходило к концу. Судно назвали «Монитор». Как только он вышел в бой, «Мерримак», встретив неожиданный отпор не менее сильного противника, обратился в бегство.
Вот так человек, придумавший предка современных субмарин, оставил свое место в истории. Жаль, что его подлинное имя не известно, как не известна и его дальнейшая жизнь. Жюль Верн при создании романа о капитане Немо использовал только те немногочисленный факты из биографии Белого Раджи, которые ему удалось собрать. Однако и Нана Сахиб не был им забыт.
Жюль Верн недооценил технический прогресс
Не известно, повлиял ли роман Жюля Верна на прогресс в области судостроения, но предположения писателя по этому поводу, вложенные в уста капитана Немо, были ошибочными. Как говорил в романе легендарный капитан, «…в области судостроения наши современники ушли недалеко от древних. Несколько веков понадобилось, чтобы открыть механическую силу пара! Кто знает, появится ли даже через 100 лет второй «Наутилус!».
Но технический прогресс опередил ожидания Жюля Верна. Не прошло и 16 лет после выхода в свет романа «20 000 лье под водой» (1870 г.), как в Англии была спущена на воду подводная лодка с электрическим двигателем. Ее назвали в честь жюльверновской субмарины – «Наутилус». С этого времени судостроительство пошло ускоренными темпами, и в начале 30-х годов ХХ века были созданы субмарины, не уступающие по размерам своему праотцу «Наутилусу», а по техническим параметрам во многом его превосходящие. А в 1954 году американские судостроители построили первую в мире подлодку с атомным реактором — SSN-571. Двигатель, использующий мощнейшую атомную энергию, позволяет подводным судам быть полностью автономными. 1966 год ознаменовался выходом в море первых советских атомных субмарин, совершивших кругосветное плавание без всплытия на поверхность.
Сказка «Наутилус», воплощенная в жизнь…
Созданный воображением талантливого писателя подводный корабль «Наутилус», первым читателям романа, вышедшего почти полтора века назад, наверное, казался сказкой. По задумке Жюля Верна, судно могло достигать скорости 50 узлов и опускаться на глубину 16 километров. Даже спустя 150 лет человечество еще не обнаружило таких глубин в мировом океане. Самой глубокой на сегодняшний день считается Марианская впадина, куда в 1960 году совершили спуск швейцарский ученый Жак Пикар и лейтенант военно-морских сил США Дон Уолш. Батискаф «Триест», на борту которого находились исследователи, достиг дна впадины глубиной 11 км.
Приблизиться к скорости фантастического «Наутилуса» Жюля Верна смогла лишь советская подлодка проекта 661, работающая на атомном двигателе. Ее скорость под водой достигла 44,7 узла. Конечно же, современные субмарины по своему водоизмещению и количеству членов экипажа в десятки раз превосходят своего литературного предка судно «Наутилус». Вот такие они – Тайны и Загадки истории
Какую загадку скрывает «настоящий» капитан Немо
Знаменитая книга Жюля Верна, блестяще экранизированная режиссером Василием Левиным, таит в себе даже больше загадок, чем думают многие
Кадр из фильма «Капитан Немо», 1975 год
Романтическая история гениального изобретателя и борца с несправедливостью капитана Немо и его подводной лодки «Наутилус» была изложена французским писателем-фантастом Жюлем Верном. О капитане Немо Жюль Верн рассказал в романах «Двадцать тысяч лье под водой» и «Таинственный остров». Советские кинематографисты не могли остаться в стороне от такого захватывающего сюжета — режиссер Василий Левин в 1975 году снял трехсерийный художественный фильм «Капитан Немо» по мотивам произведений Верна. И книги, и фильм стали настоящей классикой, их перечитывают и пересматривают миллионы.
Однако мало кто знает о «настоящем» капитане, то есть о человеке, судьба которого вдохновила писателя на создание замечательных романов.
По имени Никто
Как считают многие историки, идею романа о подводном путешествии Жюлю Верну подсказала его коллега – Жорж Санд. Имя «Никто» — так переводится с латыни «Немо» — было выбрано Жюлем Верном не случайно. Так получилось, что сначала автор, фантазируя своего капитана, думал об одном реальном человеке, но потом придал герою черты совершенно другого — к этому вынуждали Жюля Верна обстоятельства.
После романа «Двадцать тысяч лье под водой» мы вновь встречаемся с Немо в «Таинственном острове», вышедшем через четыре года, в 1874-м. И читатель слышит историю о принце Даккаре, индусе, борющемся с английскими поработителями за свободу своей родины.
Таким видел капитана Немо Альфонс де Невиль, иллюстрировавший первое издание «Двадцать тысяч лье под водой». Wikimedia
Вымышленный Даккар получил великолепное по тем временам образование в Европе. После подавления восстания сипаев, которое он возглавлял, вместе со своими преданными помощниками он создал научную лабораторию и мастерские на удаленном острове в Тихом океане, где и был построен по его чертежам невиданный до тех пор подводный корабль с именем «Наутилус» — «Кораблик».
Кстати: Всего в кинематографисты экранизировали историю капитана Немо больше десяти раз. Первой экранизацией стал американский фильм «Двадцать тысяч лье под водой» 1916 года с Алленом Холубаром в главной роли.
История Даккара, вероятнее всего, навеяна судьбой реального человека, жившего в начале XIX века, радже Типпо-Сахибе(Саибе), непримиримом борце с англичанами. Это имя, кстати, тоже фигурирует в самой книге. Некоторые исследователи, впрочем, называют в качестве прототипа иное историческое лицо — Нана-Сагиб, это один из лидеров индийских повстанцев-сипаев и герой восстания 1857 года.
Нана Сагиб со своим эскортом, гравюра из книги XIX века. wikimedia
После разгрома повстанцев следы его потеряли, при этом находились очевидцы, которые рассказывали, что видели его в самых разных частях света. Однако более подробные и поздние исследования творчества Жюля Верна заставляют изменить это мнение: изначально, по замыслу автора, индийский принц был вовсе не принцем и не индусом.
Польские корни капитана Немо
Одна из последних версий, выдвинутых исследователями творчества писателя, гласит: приступая к написанию трагической истории скрывшегося от людей капитана, Жюль Верн имел в виду богатого польского графа. Его история очень похожа на ту, которая описана в книге, только действие происходит не в Индии, а в Польше, и жестокими захватчиками являются не англичане, а солдаты Российской империи.
Польские шляхтичи, выступившие на борьбу против присоединения к России Речи Посполитой, рисковали ничуть не меньше индусов, и точно так же лишались жизни — восстание было подавлено. Предводитель польского восстания потерял семью — его дочерей изнасиловали, его жену убили, он был сослан в Сибирь, на каторгу, но ему удалось бежать.
Кадр из фильма «Капитан Немо»
По некоторым сведениям, сохранившимся в архивах писателя, этот вариант отверг друг и издатель Жюля Верна, Пьер-Жюль Этцель. Ему не нравилось то, что роман с главным героем, пострадавшим от русской царской армии, может настроить французов против России в то время, когда Франция, напротив, старалась улучшить отношения с Россией.
Скорее всего, издателя волновала даже не политическая ситуация, а опасность потерять значительную часть читательского рынка: ведь опиши Жюль Верн угнетателей под русским флагом, его книги попросту запретили бы в России. И Этцель уговорил своего друга изменить происхождение капитана Немо — сделать его индусом.
Откуда вынырнул «Наутилус»
Не менее интересно проследить и за тем, откуда взялся чудо-корабль, на котором капитан Немо бороздил подводные глубины. На момент написания романов «Наутилус» уже существовал в реальности – так называлась одна из первых субмарин в истории. Еще в 1800 году английский инженер Роберт Фултон представил ее модель Первому консулу Французской республики Наполеону Бонапарту.
Жюль Верн страстно интересовался техническими новинками. В 1863 году писатель присутствовал при спуске на воду знаменитой французской субмарины Plongeur – «Ныряльщик». Подлодка, вмещавшая 12 человек, показалась ему удивительным чудом техники – и впечатленный писатель решил «поместить» подобный чудо-корабль в свою книгу.
Выход на поверхность Plongeur, гравюра из книги начала ХХ века. wikipedia
По книге, принц Даккар научился извлекать из морских глубин электричество и заставил его служить экипажу «Наутилуса». Подводный корабль стал грозой английского флота. Газеты, захлебываясь, кричали о появлении неизвестного «морского чудовища», и никто не подозревал, кто скрывается в глубине на самом деле.
Но если об интересе писателя к кораблям нам известно, то имя прототипа главного героя писатель так и не раскрыл. Во всяком случае, пока что историкам не удалось найти документов, которые могут достоверно пролить свет на эту загадку. Так что до конца тайна капитана Немо все еще не разгадана — слишком много версий, предположений и домыслов. Таинственный капитан по-прежнему ждет своих исследователей.
Какие тайны хранит Точка Немо – самое загадочное место на Земле, которое стало кладбищем космических кораблей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Самое необычное место в мировом океане
В южной части Тихого океана есть место, непохожее ни на что другое на нашей планете. Это место учёные называют – точка Немо. По большому счёту, это не такая уж и точка, а довольно-таки обширная область, площадью 37 миллионов квадратных километров. Удалена она от суши на более чем две тысячи километров.
Исследования точки Немо показали, что это настоящая мёртвая пустыня с точки зрения морского биолога. «Поразительно, что здесь мы обнаружили примерно на 30% меньше микроорганизмов в приповерхностных водах, чем во всех других местах. Это, возможно, самый низкий показатель, когда-либо измеренный в поверхностных водах всего Мирового океана», – говорит микробиолог Бернхард Фукс.
Такой безжизненности способствуют сразу несколько факторов. Во-первых, огромные расстояния до суши и большие глубины океана. Именно близко расположенные суша и дно являются главными источниками питательных веществ для всех морских обитателей. Во-вторых, точка Немо изолирована от остальных частей океана сильными течениями. Они также затрудняют поступление необходимых для жизни веществ. Наконец, на поверхностные слои сверху обрушивается мощный поток ультрафиолетового излучения.
Из-за своей изолированности точка Немо и стала кладбищем космических кораблей. Здесь затапливают все космические аппараты, которые из-за своих размеров не могут полностью сгореть в атмосфере. На огромной глубине покоятся советская космическая станция «Мир», более 140 российских транспортных средств снабжения, несколько грузовых кораблей Европейского космического агентства и даже ракета SpaceX.
Настоящее кладбище погибших кораблей
Когда в 2001 году знаменитая и невероятно огромная советская станция «Мир» упала на воду, «Кладбище космических кораблей» стало её последним пристанищем. Похороны не прошли изящно. Первоначально корабль весил 143 тонны, но только 20 тонн добрались до дна Тихого океана. Да и то, что осталось, разбилось примерно на шесть частей.
Больше всего погибших кораблей из России. Около 200 единиц галактического мусора, лежащего на океанском дне. Следующим крупным постояльцем точки Немо будет Международная космическая станция. Её планируют захоронить здесь в 2028 году. Чтобы не доставлять излишнего беспокойства морским обитателям, эту махину попытаются разделить на части.
Что же ещё находится там внизу, на глубине тысячи километров? Учёные говорят, что множество спутников-шпионов, топливные ёмкости и сотни грузовых космических кораблей. Кажется, здесь найдётся место для всех.
Место, где заканчивается одно чудо и начинаются другое
Эта фантастическая свалка звездолётов на самом деле удивительно практична. Ведь все знают, что, то, что взлетело вверх, должно непременно упасть вниз. Сила гравитации даёт гарантию, что всё, попавшее в небеса, рано или поздно вернётся домой. И всё равно: нравится это людям или нет. Поэтому учёные и разработали подобный план утилизации погибших космических кораблей, как можно дальше от мест обитания человека.
Захоронение производится со всеми необходимыми предосторожностями, проведя предварительно целую систему расчётов. Расчёты производятся с максимальной тщательностью, но не всё и всегда можно учесть. И всё же здесь космические аппараты могут находиться в относительной безопасности, никому не мешая. Тем не менее, человечеству пора подумать, что всё на свете конечно. Настанут времена, когда и здесь не останется места.
Интересные факты о загадочной мёртвой точке
Знаменитый американский фантаст, автор мистических произведений, которые даже выделены литературоведами в самостоятельный поджанр «лавкрафтовские ужасы», Говард Лавкрафт в своём рассказе «Зов Ктулху» (1926 год) написал о точке Немо. Странно, что писатель с точностью до градуса указал то место, где обитает чудовище из его романа. Другой автор фантастических романов, Жюль Верн, тоже развивал действие в этом районе. Именно здесь любил жить нелюдимый капитан Немо.
В 1992 году хорватский инженер и исследователь Хрвойе Лукатела решил определить самую отдалённую и недоступную для людей точку земного шара. Согласно его расчётам получилось 48 градусов 52 минуты южной широты и 123 градуса 23 минуты западной долготы. Довольно близко к логову Ктулху. Но инженер оказался поклонником другого писателя — Жюля Верна. Поэтому решил назвать это место точка Немо.
Океаническая точка недоступности – это место, где чудо космических путешествий сталкивается с суровой реальностью. Они должны вернуться домой. Единственное, что дно океана весьма походит на ту среду, которую им пришлось покинуть. Космические станции, спутники, ставшие искривлёнными кусками металла, погружаются в холодную пучину другого космоса.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Капитан Немо » Двадцать тысяч лье под водой » Часть первая » 1. Плавающий риф
Перевод с французского – Н.Яковлева, Е.Корш.
1866 год ознаменовался удивительным происшествием, которое, вероятно, еще многим памятно. Не говоря уже о том, что слухи, ходившие в связи с необъяснимым явлением, о котором идет речь, волновали жителей приморских городов и континентов, они еще сеяли тревогу и среди моряков. Купцы, судовладельцы, капитаны судов, Шкиперы как в Европе, так и в Америке, моряки военного флота всех стран, даже правительства различных государств Старого и Нового Света были озабочены событием, не поддающимся объяснению.
Дело в том, что с некоторого времени многие корабли стали встречать в море какой-то длинный, фосфоресцирующий, веретенообразный предмет, далеко превосходивший кита как размерами, так и быстротой передвижения.
Записи, сделанные в бортовых журналах разных судов, удивительно схожи в описании внешнего вида загадочного существа или предмета, неслыханной скорости и силы его движений, а также особенностей его поведения. Если это было китообразное, то, судя по описаниям, оно превосходило величиной всех доныне известных в науке представителей этого отряда. Ни Кювье, ни Ласепед, ни Дюмериль, ни Катрфаж не поверили бы в существование такого феномена, не увидав его собственными глазами, вернее глазами ученых.
Оставляя без внимания чересчур осторожные оценки, по которым в пресловутом существе было не более двухсот футов длины, отвергая явные преувеличения, по которым оно рисовалось каким-то гигантом, — в ширину одна миля, в длину три мили! — все же надо было допустить, придерживаясь золотой середины, что диковинный зверь, если только он существует, в значительной степени превосходит размеры, установленные современными зоологами.
По свойственной человеку склонности верить во всякие чудеса легко понять, как взволновало умы это необычное явление. Некоторые попытались было отнести всю эту историю в область пустых слухов, но напрасно! Животное все же существовало; этот факт не подлежал ни малейшему сомнению.
Двадцатого июля 1866 года судно «Гавернор-Хигинсон» пароходной компании «Калькутта энд Бернах» встретило огромную плавучую массу в пяти милях от восточных берегов Австралии. Капитан Бэкер решил сперва, что он обнаружил не занесенный на карты риф; он принялся было устанавливать его координаты, но тут из недр этой темной массы вдруг вырвались два водяных столба и со свистом взлетели в воздух футов на полтораста. Что за причина? Подводный риф, подверженный извержениям гейзеров? Или же просто-напросто какое-нибудь морское млекопитающее, которое выбрасывало из ноздрей вместе с воздухом фонтаны воды?
Двадцать третьего июля того же года подобное явление наблюдалось в водах Тихого океана с парохода «Кристобал-Колон», принадлежащего Тихоокеанской Вест-Индской пароходной компании. Слыханное ли дело, чтобы какое-либо китообразное способно было передвигаться с такой сверхъестественной скоростью? В течение трех дней два парохода — «Гавернор-Хигинсон» и «Кристобал-Колон» — встретили его в двух точках земного шара, отстоящих одна от другой более чем на семьсот морских лье! [1] Пятнадцать дней спустя, в двух тысячах лье от вышеупомянутого места, пароходы «Гельвеция», Национальной пароходной компании, и «Шанон», пароходной компании «Рояль-Мэйл», шедшие контргалсом, встретившись в Атлантическом океане на пути между Америкой и Европой, обнаружили морское чудище под 42° 15′ северной широты и 60° 35′ долготы, к западу от Гринвичского меридиана. При совместном наблюдении установили на глаз, что в длину млекопитающее по меньшей мере достигает трехсот пятидесяти английских футов [2] . Они исходили из того расчета, что «Шанон» и «Гельвеция» были меньше животного, хотя оба имели по сто метров от форштевня до ахтерштевня. Самые громадные киты, что водятся в районе Алеутских островов, и те не превышали пятидесяти шести метров в длину, — если вообще достигали подобных размеров!
Эти донесения, поступившие одно вслед за другим, новые сообщения с борта трансатлантического парохода «Пэрер», столкновение чудовища с судном «Этна», акт, составленный офицерами французского фрегата «Нормандия», и обстоятельный отчет, поступивший от коммодора Фитц-Джеймса с борта «Лорд-Кляйда», — все это серьезно встревожило общественное мнение. В странах, легкомысленно настроенных, феномен служил неисчерпаемой темой шуток, но в странах положительных и практических, как Англия, Америка, Германия, им живо заинтересовались.
Во всех столицах морское чудовище вошло в моду: о нем пелись песенки в кафе, над ним издевались в газетах, его выводили на подмостках театров. Для газетных уток открылась оказия нести яйца всех цветов. Журналы принялись извлекать на свет всяких фантастических гигантов, начиная от белого кита, страшного «Моби Дика» арктических стран, до чудовищных осьминогов, которые в состоянии своими щупальцами опутать судно в пятьсот тонн водоизмещением и увлечь его в пучины океана. Извлекли из-под спуда старинные рукописи, труды Аристотеля и Плиния, допускавших существование морских чудовищ, норвежские рассказы епископа Понтопидана, сообщения Поля Геггеда и, наконец, донесения Харингтона, добропорядочность которого не подлежит сомнению, утверждавшего, что в 1857 году, находясь на борту «Кастиллана», он собственными глазами видел чудовищного морского змия, до того времени посещавшего только воды блаженной памяти «Конститюсьонель».
В ученых обществах и н-а страницах научных журналов поднялась нескончаемая полемическая возня между верующими и неверующими. Чудовищное животное послужило волнующей темой. Журналисты, поклонники науки, в борьбе со своими противниками, выезжавшими на остроумии, пролили в эту памятную эпопею потоки чернил; а некоторые из них даже пролили две-три капли крови, потому что из-за этого морского змия дело буквально доходило до схваток!
Шесть месяцев длилась эта война с переменным успехом. На серьезные научные статьи журналов Бразильского географического института, Берлинской королевской академии наук, Британской ассоциации, Смитсонианского института в Вашингтоне, на дискуссию солидных журналов «Индиан Аршипелаге», «Космоса» аббата Муаньо, «Миттейлунген» Петерманна, на научные заметки солидных французских и иностранных газет бульварная пресса отвечала неистощимыми насмешками. Пародируя изречение Линнея, приведенное кем-то из противников чудовища, журнальные остроумцы утверждали, что «природа не создает глупцов», и заклинали своих современников не оскорблять природу, приписывая ей создание неправдоподобных спрутов, морских змей, разных «Моби Диков», которые существуют-де только в расстроенном воображении моряков! Наконец, популярный сатирический журнал, в лице известного писателя, ринувшегося на морское чудо, как новый Ипполит, нанес ему, при всеобщем смехе, последний удар пером юмориста. Остроумие победило науку.
В первые месяцы 1867 года вопрос о новоявленном чуде, казалось, был похоронен, и, по-видимому, ему не предстояло воскреснуть. Но тут новые факты стали известны публике. Дело шло уже не о разрешении интересной научной проблемы, но о серьезной действительной опасности. Вопрос принял новое освещение. Морское чудище превратилось в остров, скалу, риф, но риф блуждающий, неуловимый, загадочный!
Пятого марта 1867 года пароход «Моравиа», принадлежавший Монреальской океанской компании, под 27°30′ широты и 72°15′ долготы ударился на полном ходу о подводные скалы, не обозначенные ни на каких штурманских картах. Благодаря попутному ветру и машине в четыреста лошадиных сил пароход делал тринадцать узлов. Удар был настолько сильный, что, не обладай корпус судна исключительной прочностью, столкновение кончилось бы гибелью парохода и двухсот тридцати семи человек, считая команду и пассажиров, которых он вез из Канады.
Столкновение произошло около пяти часов утра, на рассвете. Вахтенные офицеры кинулись к корме. Они осмотрели поверхность океана самым тщательнейшим образом. Но ничего подозрительного не заметили, если не считать большой волны, поднятой на водной глади на расстоянии трех кабельтовых. Установив координаты, «Моравиа» продолжала свой путь без явных признаков аварии. На что же наткнулся пароход? На подводный риф или на остов разбитого корабля? Никто этого не знал. Но позже, в доке, при осмотре подводной части судна, оказалось, что часть киля повреждена.
Происшествие, само по себе серьезное, вероятно, было бы вскоре предано забвению, подобно многим другим, если бы три недели спустя оно не повторилось при тех же условиях. И благодаря тому, что пострадавшее судно шло под флагом крупной державы и принадлежало влиятельной пароходной компании, несчастный случай получил широкую огласку.
Имя английского судовладельца Кюнарда известно всякому. Этот ловкий делец открыл в 1840 году регулярное почтовое сообщение между Ливерпулем и Галифаксом, имея три деревянных колесных парохода мощностью в четыреста лошадиных сил и водоизмещением в тысячу сто шестьдесят две тонны.
Восемь лет спустя количество судов пароходной компании увеличилось четырьмя судами мощностью в шестьсот пятьдесят лошадиных сил и водоизмещением в тысячу восемьсот двадцать тонн. А двумя годами позже прибавилось еще два судна, превосходившие своих предшественников мощностью и тоннажем. В 1853 году пароходная компания Кюнарда возобновила преимущественное право перевозить спешную почту и постепенно ввела в состав своей флотилии новые суда, как то: «Аравия», «Персия», «Китай», «Шотландия», «Ява», «Россия». Все эти суда отличались быстрым ходом и размерами уступали только «Грейт-Истерну». В 1867 году пароходная компания владела двенадцатью судами, из которых восемь было колесных и четыре винтовых.
Вдаваясь в такие подробности, я хочу яснее показать значение этой компании морского пароходства, которая своей четкостью в работе приобрела мировую известность. Ни одно трансокеанское пароходное предприятие не было руководимо с таким уменьем; ни одно дело не увенчалось таким успехом. В течение двадцати шести лет суда пароходства Кюнарда две тысячи раз пересекли Атлантический океан, ни разу не отменив рейса, ни разу не опоздав против расписания, ни разу не потеряв ни одного письма, ни одного человека, ни одного судна за время своего плавания! И по сию пору, несмотря на сильную конкуренцию со стороны Франции, пассажиры предпочитают пароходную компанию Кюнарда всем прочим компаниям, как это видно из официальных документов за последние годы. Приняв во внимание все эти обстоятельства, легко понять, какой поднялся шум вокруг аварии, постигшей один из лучших пароходов компании Кюнарда.
Тринадцатого апреля 1867 года «Шотландия» находилась под 15° 12′ долготы и 45° 37′ широты. Море было спокойное, дул легкий ветерок. Тысячесильная машина сообщала пароходу скорость в тринадцать и сорок три сотых узла. Колеса парохода равномерно рассекали морские волны. Осадка судна равнялась шести метрам семидесяти сантиметрам, а его водоизмещение — шести тысячам шестистам двадцати четырем кубическим метрам.
В четыре часа семнадцать минут пополудни, в то время как пассажиры завтракали в кают-компании, корпус парохода вздрогнул от легкого удара в кормовую часть, несколько позади колеса левого борта.
По характеру толчка можно было предположить, что удар был нанесен каким-то острым предметом. Притом толчок был настолько слабым, что никто на борту не обратил бы на это внимания, если бы не кочегары, которые, взбежав на палубу, кричали:
— Течь в трюме! Течь в трюме!
В первую минуту пассажиры, естественно, всполошились, но капитан Андерсон успокоил их. Действительно, судну не грозила опасность. Пароход, разделенный на семь отсеков водонепроницаемыми переборками, мог не бояться какой-то легкой пробоины.
Капитан Андерсон тотчас же спустился в трюм. Он установил, что пятый отсек залит водой и, судя по скорости, с которой вода прибывала, пробоина в борту была значительна. К счастью, в этом отсеке не было паровых котлов, иначе вода мгновенно погасила бы топки.
Капитан Андерсон распорядился остановить машины и затем приказал одному из матросов, опустившись в воду, осмотреть пробоину. Через несколько минут было выяснено, что в подводной части парохода имеется пробоина шириной в два метра. Такую пробоину не было возможности заделать, и «Шотландия» с колесами, наполовину погруженными в воду, продолжала свой путь. Авария произошла в трехстах милях от мыса Клэр. Итак, «Шотландия» пришла в Ливерпульский порт и причалила к пристани компании с опозданием на три дня, вызвав тем самым живейшее беспокойство.
Пароход поставили в сухой док, и инженеры компании осмотрели судно. Они не верили своим глазам. В корпусе судна, в двух с половиною метрах ниже ватерлинии, зияла пробоина в виде равнобедренного треугольника. Края пробоины были ровные, их как бы вырезали резцом. Очевидно, орудие, пробившее корпус судна, обладало замечательной закалкой. Притом, пробив листовое железо толщиной в четыре сантиметра, оно само собой высвободилось из пробоины! Это обстоятельство было уже совершенно необъяснимо!
С того времени все морские катастрофы от невыясненных причин стали относить на счет животного. Мифическому зверю пришлось отвечать за многие кораблекрушения. А число их, к сожалению, значительно, ибо двести по крайней мере из трех тысяч судов, о гибели которых ежегодно сообщается в «Бюро-Веритас», считаются «пропавшими без вести».
Так или иначе, но по милости «чудовища» сообщение между материками становилось все более и более опасным, и общественное мнение настоятельно требовало, чтобы моря были очищены любой ценой от грозного китообразного.