8 просмотров

Лодка которую невозможно утопить

«Вода совершенно заполнила лодку» Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка

Первая русская подводная лодка «Дельфин». 1903 год. Изображение из собрания П.Каменченко

115 лет назад, 19 марта 1906 года, император Николай II подписал указ о включении подводных лодок в классификацию судов военного флота Российской империи. Вскоре после этого был учрежден Учебный отряд подводного плавания, и в состав Российского флота включены 20 новых подводных лодок «Форель» и несколько построенных ранее субмарин других типов. В России эта дата отмечается как день моряка-подводника. О создании первой русской подводной лодки, первой катастрофе и первой войне с участием подводного флота России читайте в материале «Ленты.ру».

Бесполезные вонючие гробы

О том, чтобы скрытно подобраться к врагу под водой, навредить ему, а еще лучше утопить, люди задумывались с тех пор, как появились хорошо вооруженные военные корабли, победить которые в открытом бою было непросто. Фантастические проекты подводных лодок известны во всех странах, имевших выход к морям. В том числе и в России. Некоторые из этих проектов даже были реализованы — как, например, «потаенное судно» Ефима Никонова «Морель», изготовленное им для Петра I еще в 1724 году и даже прошедшее испытания, но после смерти царя брошенное за ненадобностью.

Однако все попытки создать эффективный серийный боевой подводный корабль многоразового использования долгое время оставались лишь единичными инициативами увлеченных чудаков-изобретателей. Чтобы воплотить мечту в реальность, были необходимы совершенно новые материалы и технологии сразу во многих областях производства. И вот это время пришло.

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор меркурий 5

Одна из первых французских подводных лодок проходит вдоль строя миноносцев в Дюнкерке

Французская открытка начала века из собрания П.Каменченко

Над проектами подводных лодок для военных целей ведущие мировые державы начали работать практически одновременно на рубеже XIX и XX века, но как именно их можно будет использовать, в то время понимали еще очень слабо. Считалось, что самостоятельных задач субмарины решать не способны и могут использоваться лишь как подвижные минные заграждения для защиты портов.

Так, например, из первых 70 лодок, построенных в Германии к 1912 году, 36 предназначались для обороны Кильской бухты, 12 — для прикрытия подходов непосредственно к Килю, 10 состояли в резерве и лишь 12 отводились для действий в Северном море. Старые адмиралы относились к подводным лодкам как к бессмысленным с военной точки зрения вонючим жестяным гробам. Расставила все на свои места Первая мировая война, сделавшая кайзеровский подводный флот ужасом морей и навсегда изменив войну на море.

Но первую настоящую подводную лодку с двумя двигателями, одним — для хода на поверхности и другим — для движения под водой, с достаточной дальностью действия и хорошим вооружением создали не в Германии, а во Франции. В феврале 1896 года ВМФ Франции объявил конкурс на проект «полностью погруженного миноносца» со следующими характеристиками: водоизмещение — не больше 200 тонн, скорость на поверхности — 12 узлов, радиус действия — 100 миль, вооружение — две торпеды. Выиграл конкурс инженер флота Альфред-Максим Лобеф, построенный по его проекту «Нарвал» поступил на вооружение в 1900 году. Для подводного хода использовался электромотор, работавший от аккумуляторной батареи. Для движения по поверхности служила паровая машина мощностью 250 лошадиных сил.

Статья в тему:  Какой мотор выбрать для резиновой лодки

В том же 1900 году на вооружение ВМФ США была принята подводная лодка Холланда, имевшая бензиновый мотор для плавания по поверхности. Россия хотела закупить несколько лодок Холланда, но американцы поставили условие: в серии должно быть не менее десяти экземпляров по 190 тысяч долларов за каждую. В Морском ведомстве на это не согласились и решили строить сами.

Конструктор подводных лодок Иван Григорьевич Бубнов и одна из его субмарин «Акула» (развитие проекта «Касатка»). 1909 год. В ноябре 1915 года «Акула» погибла, подорвавшись на мине

Изображение из собрания П.Каменченко

«Ну вот, слава Богу, и поплавали под водой…»

В декабре 1900 года русское Морское ведомство создало комиссию для разработки погружающегося судна для береговой обороны, получившего условное название «миноносец №113». Руководил строительством первой отечественной субмарины Иван Григорьевич Бубнов — корабельный инженер, преподаватель Николаевской морской академии, конструктор Балтийского завода.

Бензиновый двигатель заказали в германской фирме «Даймлер», аккумуляторы и электродвигатель — во Франции, листовая сталь была изготовлена на Путиловском заводе, а цистерны — на Обуховском. Работа велась на Балтийском заводе в обстановке полной секретности. Стоимость судна первоначально оценили в 220 тысяч рублей.

Летом 1901 года русские инженеры посетили верфи Холланда в США и даже участвовали в одном из опытных погружений. По возвращении проект был доработан и в мае 1903 года спущен на воду уже как миноносец №150.

Статья в тему:  Как сделать лодку в scrap mechanic

Первым капитаном был назначен Михаил Беклемишев, команда состояла из десяти человек — двух офицеров и восьми матросов. Первое погружение кончилось ударом о дно, однако лодка не пострадала и всплыла самостоятельно. Поднявшись на палубу, Беклемишев перекрестился и произнес: «Ну вот, слава Богу, и поплавали под водой…».

16 августа «Миноносец №150» осмотрел сам государь-император Николай II. Мало что понял, но остался доволен. Бубнову в качестве поощрения было пожаловано 24 с половиной тысячи рублей, Беклемишев получил 19 с половиной тысяч.

Переделки и доработки продолжались. В результате клепаный корпус из высокопрочной никелевой стали был снаружи обшит двумя слоями лиственницы и покрыт оцинкованным железом. Цистерны заполнялись водой самотеком, а продувались при помощи сжатого воздуха, для пополнения запасов которого имелся электрический компрессор. Надводный ход в девять узлов обеспечивался шестицилиндровым бензиновым двигателем мощностью в 300 лошадиных сил. Электродвигатель в 120 лошадиных сил позволял давать до шести узлов под водой.

Вооружена субмарина была двумя наружными торпедными аппаратами системы Джевецкого, в которые заряжались австрийские торпеды Уайтхэда с дальностью хода до полутора километров.

Длина лодки составляла 19,6 метра, наибольшая ширина — 3,59, среднее углубление — около 3 метров, надводное водоизмещение — 113 тонн, подводное — около 123. Внутри лодка получилась очень тесной и крайне неудобной для обслуживания и ремонта.

«Дельфин» у стенки Балтийского завода. 1903 год

Статья в тему:  Можно ли рыбачить с лодки во время запрета

Изображение из собрания П.Каменченко

«В результате совокупности неправильных действий. »

31 мая 1904 года миноносец №150 был переименован в «Дельфин», а 16 (29) июня 1904 года утонул. Из 37 человек, находившихся на борту, спастись удалось лишь двенадцати. Первая катастрофа в истории русского подводного флота унесла 25 жизней.

А произошло следующее. Лодка была устроена таким образом, что при погружении воздух из заполняемых водой цистерн стравливался внутрь корпуса, а раз так, то для выравнивания давления верхний люк должен был оставаться открытым до самого последнего момента. И только когда рубка уже находилась на уровне воды, люк надлежало быстро и ловко закрыть.

16 июня учебное погружение проходило у стенки Балтийского завода. В отсутствие командира лодки Беклемишева его проводил лейтенант Черкасов. Лодка была сильно перегружена, вместо 10 человек по штатному расписанию на ней находилось 37 (три офицера и 34 нижних чина), при этом лишь четверо принадлежали к штатной команде «Дельфина».

Лодку оттолкнули от стенки. Черкасов отдал команду заполнять балластные цистерны. Офицеры курили наверху у открытого люка, а затем стали спускаться вниз. Но из-за перегруза лодка погружалась быстрее обычного и почти сейчас же в люк хлынула вода. Началась паника. Кто-то выскакивал из люка наружу, в то время как другие пытались его закрыть. Трое матросов, включая двух рулевых, успели выбраться, четвертого прищемило, и люк до конца задраить не удалось. В щель быстро поступала вода. Лодка села на дно, люди оказались в ловушке. Когда удалось вытащить тело погибшего матроса и задраить люк, воздушная подушка в лодке составляла уже не больше 30 сантиметров

Статья в тему:  Чем заклеить лодку

К этому времени в живых оставались только те, кому удалось удержаться на верхних ярусах аккумуляторов, но в воздух уже поступали пары топлива из поврежденной в панике бензиновой цистерны. Люди начали задыхаться.

Чтобы хоть кто-то смог спастись, вновь открыли люк, но лишь до половины. Из затонувшей лодки сумели выбраться два офицера и семь матросов. Вынырнувший последним матрос Телов на следствии рассказывал: «Вода тогда совершенно заполнила лодку, и сквозь эту воду я увидел, как вверх к выходу из рубки потянулись изнутри судна тени людей». Всего спаслись 12 человек. 25 человек, включая лейтенанта Черкасова, погибли.

Комиссия, расследовавшая катастрофу «Дельфина», пришла к заключению, что в гибели людей и затоплении лодки виновата «совокупность неправильных действий лейтенанта Черкасова», который ничего в свою защиту сказать уже не мог. О конструктивных недостатках проекта и полном отсутствии спасательных средств ничего сказано не было, однако во время ремонта, последовавшего за подъемом «Дельфина», люк оборудовали противовесом.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

История

Nyheter24 (Швеция): три страшных аварии подводных лодок, которые потрясли мир

Представьте, что вы застряли на борту подлодки, которая неотвратимо погружается на смертельную глубину в несколько тысяч метров… А для сотен человек, которые были членами экипажей «Курска», «Комсомольца» и «Трешера», это стало реальностью.

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор импульс

К-141 «Курск»

12 августа 2000 года российская атомная подводная лодка К-141 «Курск» пошла на дно. Это стало одной из величайших трагедий, происходивших в мире с подводными лодками.

Длина этой одной их самых современных подводных лодок была 154 метра (примерно полтора футбольных поля), а высота — с четырехэтажный дом. Даже в голову прийти не могло, что она может потерпеть крушение.

Контекст

Норвежский подводник: людей с «Курска» можно было спасти (FF)

Но именно это и произошло с «Курском» в Баренцевом море к северу от Кольского полуострова. На борту произошел взрыв торпеды. Подлодка утащила с собой в ледяные глубины весь экипаж — 118 человек.

Сначала 23 человека выжили, чудом избежав гибели от воды и дыма. Они укрылись в одной из секций в хвосте подлодки.

Находясь на стометровой глубине, они писали родным и близким письма, которые потом нашли спасатели. Но спасательное судно не добралось до места крушения, а прежде чем власти страны приняли международную помощь, прошло пять дней.

К тому времени все моряки погибли.

Согласно официальному объяснению, первый взрыв произошел из-за пусковой трубы одной из торпед. А потом на борту подлодки взорвались еще несколько снарядов.

K-278 «Комсомолец»

Подлодка K-278 «Комсомолец» весила 8 000 тонн, и у нее была уникальная конструкция и потенциал.

Выполняя задание в августе 1984 года, она спустилась на глубину 1 020 метров — это был рекорд для советского флота того времени.

Статья в тему:  Как выбрать лодку пвх под мотор

Статьи по теме

NRK: советская подлодка стала смертельной ловушкой

Но в апреле 1989 года на борту «Комсомольца» начался пожар, и 69 членам экипажа не удалось его потушить.

Всего в аварии погибли 42 человека. Еще 27 моряков удалось спасти, прежде чем подлодка погрузилась на глубину 1 600 метров.

После крушения «Комсомольца» прошло чуть больше 30 лет, и сейчас норвежские власти начали ощущать его последствия. Дело в том, что на борту «Комсомольца» были ядерный реактор и две ядерные боеголовки.

Летом 2019 года в районе крушения взяли пробы воды, и оказалось, что радиоактивное излучение там в 100 тысяч раз выше нормы. Власти особенно встревожены угрозой коммерческому рыболовству в регионе.

USS «Трешер» (SSN-593)

10 апреля 1963 года затонула американская субмарина «Трешер» с 129 членами экипажа на борту. Это была первая в истории авария подводной лодки. И до сих пор это несчастье остается самым смертоносным в своем роде.

Катастрофа произошла, когда «Трешер» совершал тестовое погружение на глубину примерно 400 метров. За подлодкой следили со спасательных судов, с которым экипаж поддерживал связь, но внезапно контакт прервался.

Спасатели оставались наверху и ничего не могли сделать, понимая, что лодка исчезает в темной смертельной глубине, которая в том месте достигала 2 600 метров. Но что предпринять, они не знали.

Подлодка взорвалась из-за давления на глубине 600 метров. Все, кто был на борту, погибли.

Статья в тему:  Какое масло льётся в редуктор лодочного мотора

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • Россия
  • США
  • К-141 «Курск
  • К-278 «Комсомолец
  • USS Thresher
  • подводная лодка
  • авария

Лучшие

Все комментарии

Jackson 57

Вышиватник

liova01

reloj

liova01

aswan37

aTrop

Пятый из шести

reloj

azbukiwedi

в ответ ( Показать комментарий Скрыть комментарий)

Популярное

  • Популярное
  • Обсуждаемое

Air & Space: МиГ-29 заставил прослезиться очень многих

TNI: F-35 vs Су-35, кто победит?

Seznam zprávy: рассказ очевидца из восставшего Казахстана

Advance: казахский Джинн вырвался из бутылки

Читатели TAC: с чего вы взяли, что нам удастся одолеть Россию?

Advance: казахский Джинн вырвался из бутылки

Seznam zprávy: рассказ очевидца из восставшего Казахстана

Читатели TAC: с чего вы взяли, что нам удастся одолеть Россию?

Британцы о столкновении с подлодкой: русские легонько тюкнули наш радар, подумаешь!

Air & Space: МиГ-29 заставил прослезиться очень многих

При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).
Использование переводов в коммерческих целях запрещено

Сетевое издание — Интернет-проект ИноСМИ.RU зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 57642
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Главный редактор: Тургиева А.А.
Адрес электронной почты редакции: info@inosmi.ru
Телефон редакции: +7 495 645 66 01
Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Статья в тему:  Как поймать судака с лодки

Ошибка

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Здравствуйте, !

Здравствуйте, !

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.
Статья в тему:  Чем обработать днище алюминиевой лодки

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Почему корабли не тонут? Описание, фото и видео

С самого зарождения кораблестроения люди прилагают массу усилий, стараясь создать корабли, которые не тонут. Первые деревянные суда были легче воды. Но развитие науки и знание законов физики позволило строить и стальные, и даже железобетонные суда.

Железобетонные корабли строились в Северной Америке в первой половине XX века, когда во время двух мировых войн ощущался дефицит стали.

Кораблю помогают не тонуть законы физики

Плавучесть судна определяется законом Архимеда: жидкость выталкивает тело с силой, равной весу жидкости в объеме погруженной в нее части тела. Основная хитрость здесь заключается в объеме – чем больше объем корабля, тем более толстыми можно сделать его металлические борта и тем больше дополнительного груза он может взять на борт, оставаясь при этом на плаву. Так получается потому, что основной внутренний объем корабля заполнен воздухом, который в 825 раз легче воды. Именно воздух придает плавучесть кораблю.

По этому же принципу возможно погружение и всплытие подводных лодок – при погружении балластные цистерны заполняются водой, лодка теряет плавучесть и погружается. При всплытии – в них подают воздух под давлением, вытесняющий воду. По этому же принципу плавает в ванне металлический тазик – внутри него находится воздух, занимающий большую часть всего объема тазика. Если же внутренний объем тазика заполнить камнями или металлом – он утонет, потому что вес его станет слишком большим.

Статья в тему:  Какое масло льётся в редуктор лодочного мотора

Инженерные решения-остойчивость корабля

На плавучесть корабля, его способность сопротивляться силам ветра и волн действует принцип рычага. Если тазик, который спокойно плавает в ванне, запустить в речку – он вскоре наберет воды и утонет, потому что его будет наклонять ветер и захлестывать волны.

малая остойчивость

С кораблем тоже может случиться нечто подобное, если у него малая остойчивость. В истории бывали случаи, когда сотни пассажиров, собравшиеся у одного борта – вызывали крен судна и его затопление. Много кораблей гибло во время штормов из-за того, что их переворачивал ветер и волны.

Остойчивость судна

Остойчивость судна – это его способность сохранять устойчивое положение в воде. Зависит она от места, где находится центр тяжести судна. Чем он ближе к поверхности – тем проще перевернуть корабль и тем меньше остойчивость.

Именно поэтому у современных кораблей самые тяжелые агрегаты – ходовые двигатели, генераторы, танки с запасами воды и топлива находятся в нижней части. Там же располагаются грузовые трюмы. Моряки знают, что на полностью загруженном судне – качка ощущается намного меньше, чем на пустом.

Для смещения центра тяжести как можно ниже, конструкторы специально утяжеляют киль с помощью свинцовых накладок. В спортивных судах утяжеленный киль вообще крепится под судном отдельно на балках и называется выносным.

На остойчивость сильно влияет и форма борта – наименьшей обладают суда с полукруглым дном, наибольшей – спортивные тримараны, имеющие два выносных корпуса-опоры по бокам. Действительно, наличие дополнительных опор в верхней части борта помогает сохранять остойчивость, мешая судну накреняться. Это знали еще в древности и прикрепляли вдоль верхней части борта лодки связки сухого камыша. А современные туристы с этой целью используют надувные баллоны, привязывая их по бортам байдарок.

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор импульс

Обязательные правила морехода

Чтобы избежать смещения центра тяжести, при загрузке современных кораблей используются компьютерные программы, помогающие просчитать – куда и сколько груза можно поместить, чтобы сохранить мореходные качества судна. Ответственным за правильное размещение груза является старший помощник капитана. Он командует погрузкой и в соответствии с расчетами, самые тяжелые грузы размещаются в трюмах, а более легкие – на палубе. Груз на корабле обязательно «найтовится», то есть привязывается. Это нужно, чтобы во время шторма он не перекатывался по трюмам и не изменял центр тяжести судна.

Весь корпус корабля разделен на герметичные отсеки. В нормальном состоянии перегородки между отсеками открыты. Когда корабль получает пробоину – тот отсек, где она расположена, перекрывается герметичными перегородками, чтобы вода не могла заполнить весь корпус.

Опасно во время шторма разворачивать корабль «лагом к волне», то есть боком. Слишком велика вероятность, что сильная волна перевернет корабль. Также опасна и волна в корму. Поэтому часто океанские суда во время сильных штормов начинают двигаться носом против волн, уходя с намеченного курса – это самый безопасный для корабля способ пережить непогоду. И только после окончания шторма они возвращаются на нужный курс.

Плавучесть и остойчивость судна – это основные его качества, обеспечивающие безопасность. Поэтому правила, помогающие сохранить их – обязательны к соблюдению. А конструкторские решения, способствующие их улучшению, всегда приветствуются.

Статья в тему:  Чем обработать днище алюминиевой лодки

Почему корабли не тонут – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Гигант под водой: как хоронят подлодки и поднимают затонувшие корабли

Летом 2021 года Россия спустила на воду новую, практически бесшумную подводную лодку “Красноярск” с крылатыми ракетами. Об этом написали ведущие мировые СМИ. Российский ВМФ регулярно пополняется новыми кораблями и субмаринами. Но мало кто знает, куда отправляется старая, отслужившая свое техника. Где находится самое большое в нашей стране кладбище кораблей? И как поднять затонувшее судно? Об этом рассказывает программа “Совбез” с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

“Малютка” Александра Маринеско

В Финском заливе на глубине 42 метров лежит подлодка М-96 или “Малютка”. Ее первым командиром был Александр Маринеско – легендарный советский подводник. “Малютка” затонула в 1944 году, но поворотные рули и винты до сих пор в отличном состоянии. Под толщей воды можно разглядеть люк и капитанскую рубку. Машинный телеграф показывает команду “Полный вперед” – значит, в момент гибели субмарина была на полном ходу.

“Члены экипажа, находившиеся в момент взрыва внутри лодки, погибли практически мгновенно”, – отмечает историк, подводный исследователь Михаил Иванов.

Из-за надломленного носа и пробоин в корпусе можно заключить, что подлодка подорвалась на вражеской мине. Российские дайверы искали “Малютку” целых три года.

“Сканировали ее маршрут с помощью гидролокатора в тех местах, где рекомендованный маршрут пересекал немецкие минные поля. Никаких судоподъемных операций по этой лодке не планируется. Корабль является своего рода саркофагом и надгробием братской могилы”, – говорит Михаил Иванов.

Статья в тему:  Можно ли рыбачить с лодки во время запрета

Кладбище кораблей

Крупнейшее в России кладбище кораблей находится в бухте Труда у острова Русский. С высоты птичьего полета остовы гигантов выглядят просто невероятно. Здесь покоятся десятки судов: эсминцы, плавмастерские, торпедные катера и даже подводные лодки.

По закону утилизацию старого судна должен оплачивать собственник. Но многие судовладельцы экономят на этом, затапливая вышедшую из строя технику. Сегодня в России – тысячи затопленных кораблей. В Авачинской бухте на Камчатке недавно суда решили поднять на поверхность с помощью понтонов, прикрепляемых к днищу и надуваемых насосами. После этого даже самый тяжелый корабль поднимается на поверхность словно поплавок. Если нужно просто приподнять край корпуса, используют понтоны-парашюты. Нехитрая с виду конструкция может поднять судно весом до 35 тонн.

Ролик-мешки и теплоход “Булгария”

Иногда применяют и другие приспособления – пневматические ролик-мешки. Корпус такого мешка очень прочный. Он состоит из нескольких слоев обычной и армированной резины. Новинку продемонстрировали в 2018 году. На сушу был извлечен теплоход “Волго-Дон” весом более 1,5 тысячи тонн. Медленно, но верно судно выползло на берег на пневматических ролик-мешках.

“Ролик-мешки нужны для уменьшения силы трения. Чтобы сдвинуть объект на грунт, помимо его веса, необходимо преодолеть еще и силу трения”, – утверждает капитан 2-го ранга и основатель Ассоциации водолазов Андрей Новожилов.

Несколько лет назад Андрей Новожилов участвовал в подъеме теплохода “Булгария”, который затонул в Куйбышевском водохранилище в июле 2011 года. Трагедия унесла жизни более 200 пассажиров. Спасательную операцию разделили на две части: подъем тел погибших и самого судна. Сложнейшая операция заняла две недели.

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор меркурий 5

“Булгария” поднималась с использованием двух плавучих кранов грузоподъемностью 300350 тонн. Сначала судно спрямили на грунте. После этого были заведены подкильные стропы и полотенца. Судно подняли и отбуксировали к месту утилизации”, – рассказывает водолаз.

Судьба “Титаника”

Один из американских эсминцев XX века лежит на рекордной глубине – 6,5 километра. Он затонул в 1944 году во время боя с японцами посреди Филиппинского моря. Операция по подъему будет стоить как полет в космос. Поднять на поверхность возможно далеко не все корабли-утопленники.

“Могут быть разная глубина, разная видимость под водой, течение, размеры судна, состояние корпуса, экологическая опасность. Все эти факторы учитываются при судоподъеме. Очень сложны подъемы с большой глубины“Титаник”, например, до сих пор не поднят”, – делится Андрей Новожилов.

Плавучие краны

В июне 2021 года случайные свидетели сняли, как теплоход “Барракуда” тонет прямо в судоходном фарватере Волги. Судно ушло под воду за считанные минуты. Теплоход пытались достать при помощи гигантских плавкранов. Правда, пока даже с их помощью вытянуть со дна реки 60-тонную громаду не получается.

Обычно такие плавучие краны выполняют работы по перемещению грузов. Сюда можно установить самое разное навесное оборудование, например грейфер для песка. Крюковой подвес используется, чтобы поднять из-под воды судно. Управляют краном при помощи джойстиков.

“Алтайский Титаник”

Однако даже мощная техника иногда не выдерживает. Самый большой в России плавкран “Волгарь” несколько лет назад пытался поднять жиромучной плавучий завод “Дон”, который затонул в Астрахани, но тросы не выдержали. “Дон” до сих пор под водой. Самый большой плавучий кран в мире построили китайские специалисты. Конструкция поднимает грузы весом до 12 тысяч тонн.

Статья в тему:  Какой мотор выбрать для резиновой лодки

Теплоход “Ирбис” сумели поднять без кранов, несмотря на внушительные 30 тонн веса и длину больше 20 метров. Его называли “Алтайским Титаником”. 28 лет назад во время шторма “Ирбис” затонул в Телецком озере. Людей на борту не было, зато топливные баки оказались заправлены под завязку. Малейшая течь – и экосистема заповедного озера под угрозой. Операцию готовили несколько месяцев.

“Поднимали с 30 метров. Соответственно нужно было придумывать выходы с кислородом. То есть дышать смесями, чтобы работать подольше. В обычных условиях можно работать всего 15 минут, но за 15 минут мы ничего не успевали”, – говорит водолаз Алексей Смирнов.

На озере прибегли к системе грузоподъемных строп и понтонов. Чтобы присоединить все 10 понтонов к корпусу теплохода, водолазам приходилось работать на ощупь, почти в полной темноте. Поднять затонувший теплоход удалось лишь с третьей попытки.

О военных секретах, удивительных приемах армий, вооружении, брутальных гаджетах и многом другом смотрите в новых выпусках программы “Совбез” с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: